Научная статья на тему 'Сравнительный анализ контроля уровня знаний по русскому языку каракалпакских школьников'

Сравнительный анализ контроля уровня знаний по русскому языку каракалпакских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ЗНАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / АНАЛИЗ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ИЗМЕРЕНИЕ / УМЕНИЕ / НАВЫК / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / RUSSIAN LANGUAGE / KNOWLEDGE / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING METHODOLOGY / TESTING / CONTROL AND ASSESSMENT / EDUCATIONAL INSTITUTION / RESEARCH / ANALYSIS / COMPETENCE LEVEL / MEASUREMENT / ABILITY / SKILL / YOUNGER GENERATION / HIGHLY SKILLED WORKFORCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжаниязова Айгуль Айтмуратовна, Есенгалиева Сагира Утемисовна

Данная статья о подготовке, обучении учащихся русскому языку с применением инновационных технологий и оценивании уровня подготовленности обучающихся современными методами проверки знаний, где преимущество отдается тестовому методу, так как на основе тестирования осуществляется прием во все средние специальные и высшие учебные заведения Узбекистана, тестовый метод дает наиболее объективную картину уровня знаний учащихся. Данная проблема крайне актуальна в Республике Каракалпакстан, особенно в области методики изучения русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходжаниязова Айгуль Айтмуратовна, Есенгалиева Сагира Утемисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CONTROL OF KNOWLEDGE LEVEL IN THE RUSSIAN LANGUAGE OF KARAKALPAK SCHOOLCHILDREN

This article deals with the preparation, training of students in the Russian language with the use of innovative technologies and the evaluation of the level of preparedness of students in modern methods of getting knowledge, where the advantage is given to the test method, as based on testing is made to the entire average special and higher educational institutions of Uzbekistan, the test method gives the most objective picture of the level of students' knowledge. This problem is extremely urgent in the Republic of Karakalpakstan, especially in the field of methods of studying the Russian language.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ контроля уровня знаний по русскому языку каракалпакских школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАРАКАЛПАКСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

1 2 Ходжаниязова А.А. , Есенгалиева С.У.

Email: Khodzhaniyazova689@scientifictext.ru

1Ходжаниязова Айгуль Айтмуратовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза;

2Есенгалиева Сагира Утемисовна - учитель русского языка и литературы, Общеобразовательная школа № 41, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья о подготовке, обучении учащихся русскому языку с применением инновационных технологий и оценивании уровня подготовленности обучающихся современными методами проверки знаний, где преимущество отдается тестовому методу, так как на основе тестирования осуществляется прием во все средние специальные и высшие учебные заведения Узбекистана, тестовый метод дает наиболее объективную картину уровня знаний учащихся. Данная проблема крайне актуальна в Республике Каракалпакстан, особенно в области методики изучения русского языка.

Ключевые слова: русский язык, знание, учебный процесс, методика преподавания, тестирование, контроль и оценивание, образовательные учреждения, исследование, анализ, уровень подготовленности, измерение, умение, навык, подрастающее поколение, высококвалифицированные специалисты.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CONTROL OF KNOWLEDGE

LEVEL IN THE RUSSIAN LANGUAGE OF KARAKALPAK

SCHOOLCHILDREN

12 Khodzhaniyazova А.А. , Esengalieva S.U.

1Khodzhaniyazova Aigul Aitmuratovna - PhD in pedagogical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, NUKUS STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER AJINIYAZ; 2Esengalieva Sagira Utemisovna - Teacher Russian language and literature, SECONDARY SCHOOL № 41, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article deals with the preparation, training of students in the Russian language with the use of innovative technologies and the evaluation of the level of preparedness of students in modern methods of getting knowledge, where the advantage is given to the test method, as based on testing is made to the entire average special and higher educational institutions of Uzbekistan, the test method gives the most objective picture of the level of students' knowledge. This problem is extremely urgent in the Republic of Karakalpakstan, especially in the field of methods of studying the Russian language. Keywords: russian language, knowledge, educational process, teaching methodology, testing, control and assessment, educational institution, research, analysis, competence level, measurement, ability, skill, younger generation, highly skilled workforce.

УДК 811.161.1

В настоящее время в Узбекистане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот

процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

На современном этапе при обучении мировым языкам, в том числе русскому языку, ведущим признается фактор, что «знание языков необходимо, полезно и выгодно для высших интересов нации и государства...» [5].

«Владение русским языком (наряду с другими мировыми языками) - одно из условий повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, потребность в которых возрастает в современных условиях интеграции интеллектуального потенциала, реализации крупномасштабных комплексных социально-экономических программ. Русский язык в значительной степени расширяет возможности приобщения к достижениям русской и мировой культуры, науки, литературы и искусства» [1].

Русский язык в постсоветском пространстве является основным языком-посредником, языком построения мостов культур, мостов науки и образования, поэтому он остается обязательным предметом школьного и вузовского образования в республике Узбекистан и преподается на основе методики обучения русскому языку как неродному [3]. В странах СНГ, в том числе в Узбекистане и Каракалпакстане русский язык имеет и в дальнейшем должен иметь образовательный статус обязательного предмета школьного и вузовского образования. В школах и в академических группах вузов с узбекским, каракалпакским языками обучения должна полностью доминировать методика обучения - русский язык как неродной [2].

Сегодня, в XXI веке, высокий уровень образования рассматривается как основа свободного светского демократического общества и как фактор безопасности человечества. В этих условиях формируется концепция политики повышения качества образования, философия качества в сфере образования, которая интерпретируется, с одной стороны, как «соответствие требованиям» (например, государственных стандартов), а с другой - как «прибавление, приращение ценностей применительно к личностным способностям одаренных детей» [6].

Вот почему к числу социально значимых проблем современной методики, обусловливаемых жизненной необходимостью повышения качества образования во всех сферах деятельности, относится проблема измерения и оценки уровня знаний обучаемых.

В настоящее время с целью проверки знаний в образовательных учреждениях используются различные методики, в том числе и тестовые. Каждая из методик имеет свои преимущества и недостатки, поэтому приходится всегда выбирать, как правило, между объективностью и продуктивностью испытаний, между общим обхватом знаний и глубиной их понимания.

«Классические» методы проверки, такие, как письменные работы, устные экзамены, далеко не всегда оправдывают свое применение, прежде всего из-за большой степени субъективизма. Естественно, что стандарты образования, принятые в нашей республике и находящиеся в процессе совершенствования, не могут основываться на таких методах оценки знаний.

По нашему убеждению, в условиях возрастающей информационной нагрузки, информационного бума альтернативой существующим механизмам контроля может быть только максимально комплексная система контроля качества обучения, в первую очередь, проверки степени усвоения знаний. Это значит, что проблема создания единой системы оценки уровня знаний, в образовательных учреждениях, основанной на тестировании, продолжает оставаться сегодня одной из самых актуальных.

Проверка и оценка знаний связана со всеми звеньями образовательного процесса. Вместе с тем, она может выступать и как его особое звено. Правильно поставленная проверка, помогая учащимся совершенствовать имеющиеся у них знания, облегчает им восприятие новых знаний, что, несомненно, способствует успеху обучения.

Рассматривая современные методы проверки знаний в образовательных учреждениях, можно прийти к выводу, что все они по форме выполнения могут быть отнесены к четырем большим группам: устные, письменные, практические, тестовые.

На уроках русского языка при проведении контрольных письменных работ основное место занимают диктант и изложение. С помощью этих видов работ проверяются различные стороны речевой и языковой подготовки учащихся:

1. Коммуникативные умения, то есть умения раскрывать тему высказывания, передавать основную мысль, излагать материал последовательно и связно, находить для него соответствующую композиционную и языковую форму.

2. Языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

3. Навыки правописания - орфографические и пунктуационные.

Любое изложение или диктант оценивается не одной, а чаще всего двумя отметками. Первой отметкой оцениваются коммуникативные умения, второй -навыки (языковые, орфографические, пунктуационные). В практике школы это требование довольно часто нарушается. Если изложение невелико по объему, у учителя создается впечатление, что здесь еще нечего оценивать двумя отметками. Это неверно, так как оценивается не только работа как таковая, а прежде всего те умения и навыки, которые с помощью этой работы проверяются.

Наблюдения за практикой проверки и оценки изложений показывают, что не все учителя ясно представляют себе критерии оценки содержания работы: одно и то же изложение, проверенное разными учителями, оценивается ими по-разному - от «5» до «3» баллов.

Но, пожалуй, наибольшие затруднения испытывают учителя при классификации ошибок и недочетов, допущенных учащимися в текстах изложений и диктантов: многие преподаватели не различают грамматические ошибки и речевые, грамматические и орфографические; они называют стилистическими ошибки, не имеющие отношения к стилистике. Грамотно оценить работу может только тот учитель, который владеет классификацией ошибок.

Вместе с тем следует отметить, что работа по написанию изложений и диктантов занимает большое количество времени. В связи с уменьшением количества часов, выделяемых на изучение русского языка в школах, в тематических планах уделяется все меньше времени этим видам работ, что отрицательно сказывается на общем уровне языковой грамотности обучаемых. Однако педагогическая практика требует постоянного контроля и оценки знаний учащихся. Поэтому, на наш взгляд, такой вид контроля, как изложение и диктант, при всех его несомненных достоинствах, не является достаточно эффективным, что доказали сравнительные результаты эксперимента, проведенного в шести школах и академическом лицее разных районов Каракалпакстана (см. таблицу 1.). Учащиеся были опрошены устно, затем им были предложены диктант и тестовые задания.

Таблица 1. Результаты тестирования, диктанта, устного опроса учащихся школ Республики Каракалпакстан

Город № школ Класс Кол-во уч-в Уст. опр Тест Диктант Успеваемость

1 четв 2 четв

Беруний 27 11 26 3,6 40% 3,75 3,6 3,7

Ходжели 71 11 28 4,1 48% 4,6 4,75 4,75

Тахиаташ 3 11 24 3,8 53% 4,1 4,3 4,5

Чимбай 38 11 27 4 44,5% 3,25 4,2 4,1

Турткуль 1 11 23 3 52,5% 3,1 4,1 4,3

Кунград 36 11 25 4,2 63% 4,1 4,5 4,5

Нукус Акад.лицей 11 27 4,4 67,5% 4,1 4,2 4,3

Как показывают наши многолетние наблюдения и анализ результатов тестирования и диктантов (см. таблицу № 1), в большинстве школ Республики Каракалпакстан, особенно в выпускных классах, не используется комбинированное применение традиционных и нетрадиционных методов оценки, что негативно сказывается на качестве знаний.

Исследование выявило следующие недостатки в обучении русскому языку:

1. Учащиеся не владеют полным объемом знаний, умений и навыков, предъявляемым Госстандартом к выпускникам школ.

2. Выпускники школ недостаточно владеют технологией решения тестовых заданий.

3. Во многих случаях учителя стараются повысить уровень орфографических навыков учащихся в ущерб навыкам по другим разделам современного русского языка, что доказывают относительно высокие показатели по результатам проведения диктантов: часть учеников, особенно в городских школах, обнаруживает хорошее владение навыками правописания, но не может их объяснить, в чем проявляется слабость знания теоретического материала.

4. В большинстве случаев оценки за четверть и оценки контроля знаний, умений и навыков выпускников методом диктанта совпали. Однако результаты тестирования были очень низкими, что свидетельствует о том, что тестирование как метод контроля еще редко используется в практике преподавания русского языка.

5. Относительно высокие показатели при оценке знаний, умений и навыков методом тестирования были выявлены у выпускников школ городов Нукус и Кунград, что доказывает систематичность применения учителями данных районов этого метода контроля и повторения учебного материала.

6. Вместе с тем были выявлены случаи низкого уровня знаний самих учителей при ответах на тесты (Тахиаташский, Турткульский, Чимбайский, Ходжейлийский районы).

Практическая форма проверки знаний - это прежде всего выполнение расчетно-графических работ, написание рефератов, подготовка докладов. Ввиду своей незаменимости она стоит особняком как крайне важный компонент выработки практических навыков и умений. В данном случае преподаватель выставляет оценку не только за качество выполненной работы, но и за ее практическую значимость и степень решения задачи. Как правило, практическая форма проверки используется при оценке самостоятельной работы учащихся, где очень сложно (практически невозможно) определить, не прибегая одновременно к другим формам проверки, сам

ли участник выполнил задание или ему помогли это сделать. Сегодня мы нередко сталкиваемся с фактами, когда учащиеся иногда даже не прочитывают рефераты и самостоятельные работы, которые они «скачали» из Интернета.

Тестовая форма проверки знаний основана на прохождении теста. Напомним, что тест - это система заданий специфической формы (тестовых заданий), позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности тестируемого. Тестовое задание - это варьирующая по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Постановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание; постановка неправильного ответа приводит к образованию ложного высказывания, что свидетельствует о незнании учащимися соответствующего учебного материала. Данная форма проверки получила большое распространение в последние годы благодаря своей беспристрастности, технологичности и возможности легкой и почти полной автоматизации.

Тесты сегодня являются важным средством технологизации обучения, они способствуют эффективной организации учебного процесса, без них в развитых странах немыслим и итоговый рейтинг. Использование автоматизированного обучения и контроля на основе достижений новой педагогики, педагогических измерений, психологии, информатики, кибернетики и компьютерной техники постепенно становится нормой. Все вышесказанное, взятое в разумном соотношении, и образует основу того, что сейчас называют педагогической технологией.

Проведение тщательного анализа современных методов оценки уровня знаний -традиционных (устного, письменного, практического) и тестового методов позволяет выявить положительные стороны и недостатки каждого из них.

С решением данной проблемы тесно связаны вопросы управления учебным процессом, использования в нем педагогических тестов, новейших информационных и инновационных технологий.

Исследование уровня знаний учащихся по русскому языку с учетом статистического анализа и его оценки методом тестирования объясняется также следующими обстоятельствами: во-первых, на основе тестирования осуществляется прием во все средние специальные и высшие учебные заведения Узбекистана; во-вторых, в практике школьного обучения тестирование широко применяется как метод текущего, промежуточного и итогового контроля; в-третьих, тестовый метод дает наиболее объективную картину уровня знаний учащихся; в-четвертых, до настоящего времени отсутствуют научно-методические исследования, посвященные указанной выше проблеме, что негативно сказывается на уровне подготовки учащихся к вступительным тестам.

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным обществом, - создать перспективную систему образования, способную подготовить подрастающее поколение к жизни в новых условиях цивилизации, рыночных отношений, а именно умеющих думать и работать специалистов - аналитиков и прогнозистов высокого класса, специалистов - генераторов новых идей во всех сферах деятельности, во всех отраслях хозяйства.

В этих условиях особую ценность имеет качество приобретаемых знаний, а также их оперативный контроль и оценка, что весьма важно в процессе изучения, прежде всего русского языка, ибо владение языком - базовая составляющая структуры личности обучающихся.

Сегодня, как и в V в. до новой эры, справедлива и актуальна мысль философа Конфуция: «Только точные знания приводят к успеху, все остальные - к конфузу». В век рыночной экономики и жесткой конкуренции объективная оценка и самооценка знаний, информации - гарантия успеха. Вот почему необходимым аспектом педагогической деятельности является объективное оценивание

преподавателем знаний обучаемых, а наиболее оптимальный способ проверки знаний - это тестирование.

За годы независимости система тестирования в Республике Узбекистан непрерывно совершенствовалась и развивалась как в плане технологии, так и в плане разработки, синтеза тестовых заданий, организации проведения. Впитав в себя все лучшее из опыта передовых зарубежных стран, данная система за указанный период значительно модернизировалась благодаря максимальному использованию современных достижений компьютерной и информационной технологии.

Данная проблема крайне актуальна для Республики Каракалпакстан, особенно в области методики изучения неродных языков, например, русского.

Список литературы /References

1. Андриянова В.И. Обучение русскому языку в школах Узбекистана на современном этапе. Т.: Укитувчи, 1996. 368 с.

2. Андриянова В.И. XXI век - век интеллектуального образования и воспитания // Актуальные вопросы гармоничного воспитания личности на современном этапе: Сб. науч.-метод. статей. Часть I. Т., 2004. С. 8-17.

3. Джусупов М. Социолингвистические и лингводидактические проблемы языка как средства общения и предмета изучения // Русистика в СНГ. СПб.: Златоуст, 2002. С. 73-75.

4. Джусупов М., Кудакаева А.З., Мажитаева Ш. Фразеология русского языка: лингвистические и методические проблемы. Т.: Фан, 2008. 224 с.

5. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 207 с.

6. Ходжаниязова А.А. Современные методы контроля знаний в обучении русскому языку. Нукус: Каракалпакстан, 2009. 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.