Научная статья на тему 'Тесты как средство контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся начальной школы по русскому языку'

Тесты как средство контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся начальной школы по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1496
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова С. Г.

В статье рассматриваются вопросы теории и методики конструирования и использования тестов на уроках русского языка в начальной школе. Приводятся примеры по разным темам начального обучения русскому языку. Предлагаются тесты, которые учитель может использовать для оперативного контроля знаний, умений и навыков учащихся на разных этапах обучения. Статья может быть полезной для учителей начальных классов, студентов факультета педагогики и психологии детства, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tests as tools for checking knowledge, skills and experience of school children in Russian language subject in primary school

This article is devoted to the problems of fundamentals and methods of test composition and application for Russian language subject in a primary school. The tests produced can be used by a teacher for on-line check of knowledge, skills and experience of school children at different stages of their learning.

Текст научной работы на тему «Тесты как средство контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся начальной школы по русскому языку»

УДК 37.022

С.Г. КАЛАШНИКОВА

Омскм государственный педагогический университет им. Ф.М. Достоевского

ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗА ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ _

В статье рассматриваются вопросы теорм< и методики конструирования и иакмъзовамм тестов на уроках русского языка в начальной школе. Приводятся примеры по разным темам начального обучения русскому языку.

Предлагаются тесты, которые учитель может использовать для оперативного контроля знаний, умений и навыков учащихся на разтх этапах обучения.

Статья может быть полезной для учителей начальных классов, студентов факультета педагогжи и лсихолопм детства, а также для всех, кто интересуется датой проблемой.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» одним их приоритетов является новое современное качественное образование, которое может быть достигнуто через внедрение и использование тестовых методов контроля знаний учащихся. Тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, потому что обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Проверка знаний должна быть объективной и давать сведения об итогах процесса обучения. Традиционная для нашей школы оценка учителя этим требованиям зачастую не отвечает. При объективном итоговом контроле знаний и умений учащихся часто обнаруживаются расхождения с оценкой учителя. Эти расхождения могут быть следствием как субъективности учителя, так и объективных изменений в качестве знаний учащихся в конце учебного года. Отрицательное отношение большинства младших школьников к обычным видам контроля знаний объясняется, как правило, тем, что его результаты часто связаны с негативной оценкой их личности. Ежегодный тестовый контроль даст возможность каждому школьнику самостоятельно проверить свои знания по объективным критериям. Для этого ему достаточно выполнить без посторонней помощи тест, предлагавшийся при итоговом контроле в прошлом году, осуществить проверку по прилагаемому ключу, сосчитать правильные ответы и сравнить их с результатами, показанными школьниками при проверке знаний год назад. Если к тесту даются сведения о распределении школьников по количеству правильных ответов, то полученный при самоконтроле результат позволит определить свой относительный успех.

Являясь обязательной частью многих педагогических новаций, тесты снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и итоговой подготовке.

Быстрыми темпами развивается компьютерное тестирование, что дает возможность перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля. Без тестов невозможен переход к самому прогрессивному обучению учащихся на основе системы полного усвоения знаний. Обучение желательно начинать с входного тестирования, сопровождать текущим контролем с помощью заданий в

тестовой форме и заканчивать объективным тестированием учебных достижений. Кроме того, тесты позволяют наладить самоконтроль — самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг — эффективное средство повышения учебной мотивации.

Растет число научно-методических изданий, посвященных педагогическому тестированию. Однако большинство из изданных книг под названием «Тесты по русскому языку» таковыми не являются. Это неплохие сборники заданий, которые при соответствующих доработках возможно использовать для создания тестового инструмента.

Имеющиеся сборники тестовых заданий часто не учитывают особенностей начальной школы и не рассчитаны на младших школьников.

В данной статье мы рассмотрим возможности использования тестов для текущего и тематического контроля по русскому языку в начальных классах.

На уроках русского языка предметом тестового контроля чаще всего являются орфография, пунктуация, культура речи. Это, безусловно, определяется спецификой предмета: русский язык как наука имеет свой понятийный аппарат; -знание языка — это, во-первых, грамотное письмо и, во-вторых, грамотная речь. Однако целесообразно расширить крут действия тестового контроля и, используя его как один из элементов преподавания русского языка, охватить практически все темы курса, применяя тестовый контроль на разных этапах уроков.

Противоречие между необходимостью постоянно увеличивать объем и сложность информации, обусловленной характером учебным программ (традиционная, представленная несколькими моделями, система Д.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) и возможностью проконтролировать процесс усвоения учебного материала, вовремя заметить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся вынуждает обращаться к нетрадиционным методам контроля (наряду с традиционными: устный и письменный опрос, диктанты). Общеизвестно, что важнейшим критерием оценки деятельности учителя являются знания учеников. Проверить их глубину и прочность можно с помощью тестов, цель которых — оценить результаты обучения (знание языковых фактов, умение применять полученные знания на практике).

Отметим, что, разрешая проблему выявления пробелов в знаниях учащихся и их корректировки, учитель одновременно ставит и решает и общепредметные зад ачи, такие, как воспитание средствами данного предмета (в нашем случае - русского языка), развитие логического мышления учащихся, обучение детей умению самостоятельно выполнять задания, работать со справочной литературой. Можно сказать, что помимо контролирующей функции тесты выполняют и обучающую. Обучающий характер тестов заложен, во-первых, в принципе их составления: ученику необходимо выбрать правильный вариант (варианты) из предложенных. Во-вторых, в процессе выполнения того или иного задания отрабатываются приемы применения соответствующего правила, совершенствуются навыки языкового анализа, развивается мышление и внимание, активизируются исследовательские навыки, что, в конечном итоге, ведет к повышению уровня знаний. Следовательно, тест выявляет не только знания, умения и навыки, но и понимание закономерностей, лежащих в основе изучаемых процессов и явлений. Поэтому тест в разных вариантах может стать средством тренировки и самоконтроля, например, тесты, направленные на поиск ошибок.

Кроме тестов, предназначенных для проверки знаний, умений и навыков, можно использовать и тренировочные тесты, или тесты-упражнения, которые внесут рационализацию в учебный процесс, в частности, при закреплении материала. Например, после изучения темы «Имя прилагательное как часть речи» (4 класс) можно предложить учащимся такой трен ировочный тест:

Закончи предложения:

— имена прилагательные изменяются по ...

— имена прилагательные склоняются, т.е....

— имя прилагательное всегда стоит в том же ..., ... и ..., что и существительное, к которому оно относится;

начальная форма имени прилагательного - это

форма ....

Ученики под руководством учителя будут самостоятельно работать над тестом, тут же выявлять и исправлять ошибки, узнавать свои достижения.

При составлении тестов можно использовать методику польского педагога В. Оконь, который считает, что в каждом тесте должны быть задания четырех видов. Задания первого вида помогают выявить знания фактов, явлений, законов, правил, принципов, то есть направлены на констатацию сведений, их репродуктивное воспроизведение. Во втором виде заданий ученикам нужно решить теоретические или практические задачи, что помогает выявить степень самостоятельности мышления ученика в пределах данного раздела или темы. Третья категория заданий способствует выявлению умения давать самостоятельные оценки. Последняя категория заданий проверяет умения школьников применять знания в конкретной ситуации. Тест считается составленным правильно, если в нем присутствуют задания не менее чем трех видов(2, с.365-366).

Как видим, с помощью тестов можно реализовать все формы контроля: предварительный, осуществляемый в начале учебного года с целью определения знаний учащимися важнейших элементов курса русского языка; текущий, который проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы; тематическии ито

говый. Но, какуже было отмечено, необходимо целе сообразное сочетание метода тестов с АРУ™«™ дами контроля. Только тогда метод тестов может стать полезным в руках учителя-практика.

Отметим также, что недостаточная подготовка учащихся к особенностям тестирования не позволяет им полностью раскрыть свои достижения в обучении. Поэтому необходимо предварительное знакомство с этой процедурой: например, введение в ход урока 1-2 заданий в форме теста с обязательными комментариями. Перед проведением каждого теста (даже небольшого) обязательным является вводно-мотивационный и технологический инструктаж: рассказать учащимся о целях тестирования в доступной их возрасту форме, сообщить им о необходимости выполнения заданий в отведенное для тестирования время. При проведении итогового теста-контроля следует обратить внимание учащихся на то, что целесообразно выполнять задания в предложенной последовательности, не задерживаться слишком долго на одном задании. К заданиям, вызвавшим затруднение, можно вернуться, выполнив остальную работу.

Приведем примеры тестов, которые можно использовать на разных этапах уроков русского языка в начальных классах для реализации разных форм контроля.

Этап урока — закрепление. Текущий контроль.

Как отмечает И.П. Подласый, текущий контроль необходим «для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными» (3, с,562). Кроме этого, текущий контроль стимулирует учебный труд учеников и своевременно определяет пробелы в усвоении материала, а каждый ответ ушника на тестовое задание дает учителю возможность судить о трудностях, испытываемых учеником, и вовремя помочь ему их преодолеть. Таким образом, текущий контроль важен для учителя как средство корректировки своей деятельности, внесения изменений в последующее обучение и предупреждения неуспеваемосги.

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам» (3 класс).

1 каком числе имена прилагательные не изменяются по родам ?

А) в единственном числе; Б) во множественном числе.

2.Как определить род имен прилагательных?

А) по окончанию существительного; Б) по роду существительного.

3. Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода?

А) -ее, -ое; Б) -ая, -яя; В) -ой, -ый, -ий.

4. Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода?

А) -ая, -яя; Б) -ое, -ее; В) -ый, -ий.

5. Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода?

А) -ая, -яя; Б) -ый, -ий; В) -ое, -ее.

Данные тестовые задания представляют собой закрытые задачи с множественным выбором. Их цель - проверить усвоение учащимися теоретического материала, на основе которого будут формироваться некоторые орфографические навыки, в частности, навык правописания родовых окончаний имен прилагательных.

Тестовые задания для текущего контроля формулируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений и навыков, изученные на протяжении последних 2-3 уроков. Длительность выполнения теста не должна превышать 8-10 минут. После завершения работы необходимо проанализировать допущенные учениками ошибки. С этой це-

лью можно использовать образцовые тесты с правильными ответами. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Покажем, как можно применять тестовые задания для реализации тематического контроля на этапе обобщения и систематизации материала. Тематический контроль заключается в проверке усвоения по каждой крупной теме курса.

Тема: «Повторение и обобщение знаний по теме «Глагол» (4 класс).

1. Какое утверждение неверно?

A)глаголы обозначают действие предмета и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Б) глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются.

B)глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам.

Ответы: 1)А, 2)Б, 3)А+В, 4) все утверждения верны.

2. Найдите глаголы 1 спряжения.

A)С песней и труд человека спор...тся.

Б)Лежа хлеба не добуд.-.шь.

B)Вместе и горе лучше перенос...тся.

Ответы: 1)А, 2)А+В, 3)Б, 4)в данных примерах

нет глаголов 1 спряжения,

3. Найдите глаголы 2 спряжения.

A)Золотые руки на серебро не куп...шь.

Б)Смелый побеждает, а трус погиба...т.

B)Кашу маслом не ис.порт...шь.

Ответы: 1)А, 2)Б, 3)В, 4)А+В.

4. В каких предложениях в окончаниях глаголов допущены ошибки?

A)Роняитлес багряный свой убор.

Б) И ель сквозь иней зеленеет.

B)Лениво дышет полдень мглистый.

Ответы: 1)А+Б, 2)Б, 3)А+В, 4)ошибки во всех примерах.

Данные тесты достаточно диагностичны, так как выявляют не только уровень усвоения знаний, умений и навыков, но и конкретные трудности, пробелы в знаниях и ошибки учащихся. Объективность данных тестов не вызывает сомнений: представлены задания однородной (гомогенной) структуры, предполагается однозначная система обработки и интерпретации полученных количественных показателей.

Тесты можно использовать и для итогового контроля после изучения соответствующего раздела. Например: тестовый контроль по теме «Имя существительное» (4 класс).

1. Что обозначает имя существительное?

А)действие предмета; Б)признак предмета;

В) предмет.

2. Какое утверждение неверно?

A)имена существительные изменяются по родам, числам и падежам,

Б)имена существительные изменяются по числам и падежам,

B)в русском языке 6 падежей.

3. Закончи предложение: «Склонение — это...»

А)изменение по числам; Б)изменение по падежам; В)изменение по родам.

4. Чтобы определить склонение существительного в именительном падеже, нужно...

А)определить род; Б)определить число; В)опре-делить род и выделить окончание.

5. Установи соответствие.

К первому склонению относятся существительные: ...

Ко второму склонению относятся существительные: ...

К третьему склонению относятся существительные: ...

А)стол, поле; Б)степь, мышь; В)вода, юноша.

6. В каких словосочетаниях в окончаниях существительных пишется буква «Е» ?

А)ходить без обув...; Б)писать в тетрад...; В)вы-росли в теплиц...;

Г)букет черемух...; Д)шов на плать... .

7. В каких словосочетаниях в окончаниях существительных пишется буква «И» ?

А)раздал по горстк...; Б)подарок для матер...; В)фильм о лебед...;

Г)по законам чест... и совест...; Д)гулять по пло-щад....

8. В каких предложениях в правописании имен существительных допущены орфографические ошибки?

A)Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

Б)Экипажь стоял, и его окружали темные фигуры.

B)У последней точки, на последней строчки собралась компания знаков препинания.

Г) Букварь — к мудрости ступенька.

Д)Человеку по работа воздается честь.

9. Определите, каким членом предложения является каждое существительное?

«Дуб последним сбрасывает осенний наряд».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дуб — а)второстепенный член; б)подлежащее; в) сказуемое.

Наряд — а)подлежащее; б)второстепенныйчлен; в) сказуемое.

10. В каких словосочетаниях в употреблении имен существительных допущены речевые ошибки?

А)много дел; Б)нет местов; В)шерстяных носков; Г) новых чулков;

Д)вкусный вермишель.

Предложенные тесты можно использовать в качестве оперативного контроля знаний учащихся 4 класса после изучения темы «Имя существительное». Они позволяют проверить и оценить как знания языковых фактов и явлений (задания 1-4), так и умения применять эти знания на практике (задания 5-9); кроме того, присутствует задание по культуре речи (10). Задания представляют собой различные типы закрытых тестовых задач (со сложным множественным выбором, установление соответствия). Объективность теста обеспечивается обработкой результатов тестирования; снабженные ключами задания практически исключают расхождения при обработке результатов. Кроме того, происходит значительная экономия времени на уроке: задания составлены так, что для их выполнения достаточно отметить символом правильный ответ (ответы), что позволит использовать сэкономленное время на выполнение различного рода творческих заданий.

Тематический контроль связан с итоговым, который охватывает, как правило, проверку усвоения учебного материала, изученного в течение четверти, полугодия, года. Итоговый контроль направлен на выявление усвоения ключевых вопросов курса и тесно связан с итоговым повторением изученного. По справедливому утверждению И.П. Подласого, «именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал» (3, с.563). Поэтому с высокой эффективностью на этом этапе могут быть использованы правильно составленные дидактические тесты. Отметим также, что необходимым условием обновляющейся школы становится поиск новых форм и методов контроля, которые исключают субъективизм учителя.

Тестирование в качестве итогового контроля может проводиться как оценка результатов обучения за учебный год.

Проверив и оценив тестовые задания, учитель имеет возможность выявить типичные ошибки, то есть определить материал, который еще требует отработки и понять причину ошибок. По итогам анализа работы учитель может выработать концепцию своих дальнейших действий: спланировать целенаправленное повторение и закрепление изученного материала, подготовить и провести урок-контроль. Отметим, что на этом этапе работы формой контроля может стать традиционный диктант, так как только в этом случае ученик возвращается к естественному восприятию слов в речи, а учитель получает окончательные данные о степени усвоения материала. Кроме того, не всякое содержание поддается трансформации формам тестового задания. Следовательно, как уже отмечалось ранее, тест является не единственной формой отображения содержания учебного предмета. Он является только одним из наиболее технологичных методов проведения контроля с заложенными в него параметрами качества.

Итак, учитель с помощью итоговых тестов получает достаточно полную картину успехов каждого ученика в соответствии с требованиями той или иной программы. Руководители школ и работники управления образованием имеют возможность сравнивать на основе объективных критериев успехи учащихся разных школ данного региона и делать выводы о качестве обучения по тому или иному предмету. По результатам итогового тестирования можно сопоставлять качество разных моделей и систем обучения.

Несмотря на появление значительного количества опубликованных тестов по разным разделам

курса русского языка в начальной школе, до настоящего времени нет общепринятой методики применения тестов в процессе обучения. Можно говорить пока лишь о существовании некоторых фрагментов методики применения тестов в школьном обучении.

Роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.

Библиографический список

1.Калашникова С.Г. Тестовый контроль знаний, умений и навыков по русскому языку в начальных классах: учебно-методическое пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004.

2.0конь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

З.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. - М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 1.

КАЛАШНИКОВА Светлана Георгиевна, старший преподаватель кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания факультета педагогики и психологии детства.

Дата поступления статьи в редакцию: 06.06.2008 г. © Калашникова С.Г.

Книжная полка

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник¿^^П^П^^-и в не

Первый в СНГ области^ В книге подробно рассма.рива-

только сегодня, но и в А°пеРеСТр°^"°^Хей отрасли психологического знания. Доступно изложены ются история, предмет и методь. этой обоснованием измерения индивидуальных различии и

вопросы, связанные с математико-стати(лги ое место ОТВОдится как теоретическим, так и практи-

конструирования психологическихтестов.^ а и личностних особенностей. Учебник предназна-

ческим проблемам измерения (тестирования) и я по специальности «Психология», аспирантов, а

чен для студентов высших учебшя дарении, у с£Юей повседневной деятельности.

также специалистов, решающих диагностические зад

Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник дм ^^^^ики.' Освещаются общие вопросы теории В учебнике представлены основны^роОде* ДИСЦИПлины и приводятся конкретные примеры из отече-речевой деятельности, сферы приложена это д Учебник написан доступным языком,

ственной и современной зарубежной «^"^Хлогических и гуманитарных факультетов, в про-Книга рассчитана на студентов стар^х^курсш^п^ ^^ ^ ^ ^ ^ ^ интересуют ПроблеМы граммы которых входит предметпсих ВОЗДействия и манипуляции.

языка и сознания, языковой личности, р СПб Питер 2005 301 с

Психологическая диагностика. Учебное пособие / ^^^Х^с «Психологическ^ диаг-ПремагаТмое учебное пособие читателя' с понятийным аппаратом, основными

ностика^в высших учебных заведениях. с ее специфическим инструментарием,

теоретически ми проблемами «сихолотическои^атости^ и аспирантов дневного и заочного ОТделе.

Пособие может быть использованоприпод,иг;.;-по;а;ателей и ^ специалистов, в работе которых ний, повышении квалификации и перео ^ необходимы знания по психологически ди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.