Научная статья на тему 'Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения (на материале преподавания русского языка в начальных классах)'

Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения (на материале преподавания русского языка в начальных классах) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычёва М. В.

В статье рассматривается проблема тестирования в условиях развивающего обучения. В связи с этим автором обосновывается актуальность адекватного использования дидактических тестов как сравнительно нового и более качественного метода проверки результатов обучения, характеризующегося такими параметрами, как надежность, валидность, объективность. В статье представлены различные типы тестовых заданий, наиболее полно отвечающих требованиям развивающего обучения и ориентированных на новый учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (учебнометодический комплект «Гармония»), описана технология анализа результатов выполнения одного из тестов по русскому языку, используемых в рамках работы над разделом «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» (тема «Как искать проверочные слова для корня?»), приведены данные анкетирования младших школьников (определение эмоционального восприятия детьми тестовых заданий), а также намечены перспективы дальнейшего изучения теории и практики диагностической деятельности учителя начальных классов в условиях развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения (на материале преподавания русского языка в начальных классах)»

список литературы

1. Johnson D. W. Cooperative Learning: Increasing College Faculty Instructional Productivity/ Prepared by Clearinghouse on Higher Education. Washington: The George Washington University, 1991. 152 p.

2. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться / Перевод с англ. А.Б.Орлова, С.С. Степанова, Е.Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2002. 527 с.

3. Johnson D., Johnson В. High Stakes: Children, Testing and Failure in American Schools. Lanham,

Md: Rowman & Littlefield Publishers, 2002. 223p.

4. Onwuegbuzie A. J. Relationship Between peer Orientation and Achievement in Cooperative Learning-Based Research Methodology Courses // The Journal of Educational Research. 2001. Vol. 94. P.331-346.

5. Johnson D., Johnson R. et al. Circles of Learning: Cooperation in the Classroom. MN.: Intraction Book Company, 1993. 186p.

УДК 371.263:371.315.5:482

использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения (на материале преподавания русского языка в начальных классах)

М. В. СЫЧЁВА

Кафедра педагогики и психологии начального и специального образования

В статье рассматривается проблема тестирования в условиях развивающего обучения. В связи с этим автором обосновывается актуальность адекватного использования дидактических тестов как сравнительно нового и более качественного метода проверки результатов обучения, характеризующегося такими параметрами, как надежность, валидность, объективность. В статье представлены различные типы тестовых заданий, наиболее полно отвечающих требованиям развивающего обучения и ориентированных на новый учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (учебно-методический комплект «Гармония»), описана технология анализа результатов выполнения одного из тестов по русскому языку, используемых в рамках работы над разделом «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» (тема «Как искать проверочные слова для корня?»), приведены данные анкетирования младших школьников (определение эмоционального восприятия детьми тестовых заданий), а также намечены перспективы дальнейшего изучения теории и практики диагностической деятельности учителя начальных классов в условиях развивающего обучения.

Развивающее обучение в начальной школе ори- ученика, с другой - использовать наиболее адекватные

проверяемому объекту (язык - речь) формы контроля [5]. Однако, как показывает практика, недопонимание технологических особенностей теста не всегда приводит к его адекватному использованию в учебном процессе. В этой связи остановимся на некоторых аспектах применения тестирования в условиях развивающего обучения.

ентировано на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. В теоретико-методологическом и прикладном планах наиболее обоснованной и признанной является теория Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактический взаимосвязанный процесс, при котором педагогические воздействия, ориентированные на зону ближайшего развития, становятся условием глубокого и прочного усвоения знаний.

В структурном отношении развивающее обучение представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специальными знаниями и навыками, необходимыми для поиска новых способов действий. При этом важным этапом является актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальнейшего общеличностного развития учащихся. Для более быстрой и качественной диагностики этих процессов служат дидактические тесты.

В современной практике преподавания русского языка в начальных классах роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растет. Это объясняется, с одной стороны, стремлением преподавателей получить максимально объективную оценку уровня подготовки

материал и методика

В современной науке под дидактическим тестом понимается набор стандартных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обучения, характеризующийся такими параметрами как, надежность валидность, объективность.

Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению со всеми другими возможными его формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность оценки учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Для эффективной реализации контролирующей функции теста (как, впрочем, и других - собственно обучающей, повторительно-закрепляющей, развивающей, познавательной, учеб-

но-информационной) следует соблюдать следующие принципы, выделенные В.Коккотой [1]:

1) составление или применение только таких лин-гводидактических тестов, которые достаточно качественны, достаточно надежны, валидны с точки зрения целей и задач тестирования;

2) соблюдение обычных процедур разработки, проведения и обработки результатов тестов;

3) соблюдение оптимального соотношения тестовых и нетестовых форм контроля, то есть использование лингводидактических тестов только тогда, когда это оправдано;

4) соблюдение общедидактических принципов контроля - регулярности, систематичности, активности, сознательности и др. при организации тестового контроля.

В условиях развивающего обучения, как показывает практика, возможно применение различных типов тестов. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Другой тип тестов используется для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Требованиям развивающего обучения наиболее отвечает тип тестов, предусматривающий включение заданий на умения учащимися решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. В связи с этим тестовую работу по русскому языку важно делать не однообразной и потому скучной, а многогранной, рассчитанной на определенные интеллектуальные умения ученика, на выполнении им различных умственных действий, на активное использование приобретенных знаний.

Приведем примеры различных тестовых заданий, ориентированных на новый учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (учебно-методический комплект «Гармония») [3, 4].

1. задания с альтернативным типом ответов предполагают наличие двух вариантов ответа и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил.

Раздел «Размышляем о словах».

Тема «Собираемродственников» (2 класс)

Обведи кружком номер правильного ответа

Родственными называются слова, которые имеют...

1) общую (одинаковую) часть;

2) общую (одинаковую) часть и общее значение.

Общая часть родственных слов называется...

1) корень; 2) стебель.

Чтобы найти корень, нужно...

1) изменить форму слова;

2) подобрать родственные слова.

2. задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа.

Тема «Буквы русского языка. Алфавит» (1 класс)

обведи кружком номер правильного ответа

Буквы мы.

1) произносим и слышим; 2) видим и пишем;

3) видим и слышим.

Букв больше, чем звуков, в слове...

1) ель; 2) еж; 3) лось.

3. задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий.

Тема «О нашей речи» (1 класс)

Соедини стрелками Когда мы сообщаем точные сведе- картинную ния, объясняем их - мы строим... речь

Когда мы словами рисуем картину, передаем свое отношение - мы со- деловую речь здаем.

Соедини стрелками Художник слова Деловая речь

Ученый Картинная речь

4. Тестовые задания с переструктурированием требуют от учащегося восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием.

Раздел «Выражаем мысли и чувства».

Тема «Как мы строим предложения?» (2 класс)

Укажи цифрами порядок действий при построении предложения

Составляя предложение, мы...

□ расставляем слова в нужном порядке;

□ думаем, о чем и что хотим сказать;

□ подбираем слова;

□ связываем слова между собой.

5. задания на редактирование. Включение данных заданий в тесты по русскому языку, на наш взгляд, объективно, так как обучение графическому и орфографическому самоконтролю начинается с исправления не своих, а чужих ошибок - чужую ошибку найти легче, чем свою. [2]

Раздел «Учимсярешать главные орфографические задачи в корне слова».

Тема «Подведем итоги» (2 класс)

Поработай корректором. Исправь ошибки в тексте.

Весна

Вот и пришла весна. заметно потиплело. Стоят чудестные весенние диньки. Влисах цвитут орешник ольха ива. По опужкам лисов, по склонам оврагов появились весение цвиты. Жужжат над цвитами пчьёлы

результаты исследования

Апробация тестовых заданий по русскому языку, разработанных в соответствии с авторской концепцией и программой, проходила на базе 1 и 2 классов лингвистической гимназии № 6 г. Пензы. Результаты выполнения дидактических тестов анализировались с указанием элементов знаний, по которым оценивался уровень усвоения их учащимися. Отметки выставлялись согласно критериям государственного образовательного стандарта.

Проанализируем результаты выполнения одного из тестов, проведенных во 2 «Б» классе в рамках работы над разделом «учимся решать главные орфог-

рафические задачи в корне слова» (тема «Как искать проверочные слова для корня?»). Тестовые задания:

1. Соедини стрелками.

Проверочные слова Слова, в которых решаются

орфографические задачи. Проверяемые слова Слова-подсказки, которые помогают правильно выбрать букву для гласного и согласного звуков на месте орфограммы. Обведи кружком номера правильных ответов

2. Проверка выполнена верно...

1) С...сна - сосны. 3) Яго...ка - ягоды, ягодный

2) На тр.'..ве - трава 4) Ё... - ёжик...

3. Для слова л...сной проверочное слово.

1) лиса; 3) лесник;

2) лес; 4) лисы.

4. Для слова ду...ки проверочные слова.

1) дубы; 3) дубок;

2) дуб; 4) дубовый.

5. Реши орфографические задачи, запиши проверочные слова.

Стри... -_; св...ча -_;

гр...чи - _; дож...ь. -_.

6. Букву А пишем в словах.

1) скв...рец; 3) п...руса;

2) тр...ва; 4) м...ряк.

7. Букву З пишем в словах.

1) моро...; 3) арбу...;

2) ска...ка 4) ле... .

8. Поработай корректором. Исправь ошибки в тексте.

Лез жывёт

Засыпаны снегом йэли и берёски Трещят от мороза ведки диревьев. Зимний лез жывёт. Сверкнула на солнце яркая шупка лесы. перелетела сведки наведку ворона.

В центре внимания теста находится уровень освоения учащимися способов проверки корневых орфограмм в именах существительных. Тестовые задания позволяют диагностировать сформированность понятия проверочное слово (задание 1) и владение общими способами поиска таких слов для корневых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов (задание 2, 3,4), умение решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях названий предметов известными способами (задания 5, 6, 7), редактировать ошибки в тексте (задание 8). Сводные результаты тестирования представлены в рис. 1-3.

Рис. 1 отражает успешность выполнения каждого задания теста. как мы видим, наибольшее количество типичных ошибок допущено в заданиях 5 и 8, что указывает на недостаточную сформированность некоторых диагностируемых в рамках дидактического теста знаний и умений учащихся, отраженных на рис. 2.

Как видно из рис. 2, наибольшее затруднение у учащихся вызывает обнаружение предъявленных ошибок в тексте на редактирование. Это связано с несфор-мированностью ряда умений: различение сильных и

100л 90 807060 50 403020 10 0

гп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*=7

Задание Задание Задание Задание Задание Задание Задание Задание №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8

Рис. 1. Успешность выполнения заданий теста учащимися экспериментального класса

25

20

15

10

аШ

1 2 3 4 5 6 7

1. Разграничение понятий проверочные и проверяемые слова

2. Правильность проверки

3. Определение проверочных слов для корневых безударных гласных в названиях предметов

4. Определение проверочных слов для корневых парных по глухости - звонкости согласных в названиях предметов

5. Решение орфографических задач на месте безударных гласных в названиях предметов

6. Решение орфографических задач на месте парных по глухости - звонкости согласных в названиях предметов

7. Редактирование текста

Рис. 2. Динамика ошибок учащихся экспериментального класса.

60-,

)

5040302010-

"отлично"

"хорошо"

"удовл.

"неудовл.'

Рис. 3. Результаты выполнения теста учащимися экспериментального класса.

слабых позиций звуков, характеристика согласных звуков, постановка ударения в слове, подбор одноко-ренных слов; отсутствием орфографической зоркости. Младшие школьники допускают ошибки и в подборе проверочных слов для корневых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных при решении орфографических задач в названиях предметов, что объясняется, главным образом, недостаточной

%

%

5

0

0

сформированностью орфографических правил написания (способов действий для выбора правильных букв). Ошибки в разграничении проверочных и проверяемых слов можно объяснить наличием похожих по звучанию, но разных по значению терминов.

Результаты тестовых работ оценивались отметками в баллах согласно критериям государственного образовательного стандарта. Как видно из рис. 3, справились с работой 100 % учащихся. Из них 58 % учащихся выполнили работу на «отлично», продемонстрировав высокий уровень владения языковым материалом, усвоив тему на оптимальном уровне, 38 % -на «хорошо», допустив некоторые ошибки и недочеты, усвоив тему на допустимом уровне, 4 % -на «удовлетворительно», тема усвоена на критическом уровне.

Систематический анализ результатов выполнения дидактических тестов в 1 и 2 классах позволил определить уровень усвоения учащимися изученных тем по русскому языку, выделить наиболее трудные для большинства учащихся элементы учебного материала, запланировать педагогическую коррекцию, направленную на устранение причин выявленных ошибок и, таким образом, показал эффективность использования тестовой методики в условиях развивающего обучения.

В условиях адекватного использования тестов в образовательном процессе учителю важно четко представлять себе, как дети эмоционально воспринимают тестовые задания. В связи с этим в рамках исследования было проведено анкетирование младших школьников. Главный вопрос открытой анкеты, предложенной учащимся 2 «Б» класса, - «Нравится ли вам выполнять тесты и почему?»

как показали результаты анкетирования, тестирование вызывает у всех учеников класса положительные эмоции. При этом в ядро наиболее важных мотивов (оснований предпочтения), которыми руководствуются школьники при обосновании своего мнения о тесте, вошли: 1) занимательный характер тестовых заданий («интересные и познавательные задания», «завлекательные задания на смекалку», «по ним интересно отвечать на вопросы»); 2) возможность проверки усвоения учебного материала («в тестах мы повторяем пройденные темы», «проверяем все то, что мы учили»); 3) возможность систематизации и обобщения учебного материала («в тестах мы закрепляем все пройденные знания», «после них мы делаем хорошие выводы»); 4) простота процедуры выполнения теста («там надо мало писать»); 5) экономия времени при выполнении теста («там дается мало времени», «в тестах надо делать все на время и надо успеть сделать все»); 6) ориентировка на самостоятельность, активность, самоконтроль («каждый выполняет задания сам»); 7) успешные результаты тестирования («у меня по ним только пятерки и четверки», «почти у всех хорошие оценки»).

Указанные основания создают определенный эмоциональный фон и вызывают соответствующую эмоциональную реакцию учащихся.

Сводные результаты анкетирования приведены в рис. 4.

как видно из рис. 4, наиболее важным мотивом, которым руководствуется абсолютное большинство (свыше 92 %) учащихся при обосновании привлекательности тестов, является занимательный характер

данных заданий. Примечательно и то, что около 27 % опрошенных дают высокую оценку тестов в силу их возможности систематизировать и обобщать учебный материал (тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме). кроме того, свыше 19 % учащихся обосновывают свои предпочтения тестовых работ способностью проверки усвоения изученного. 24 % опрошенных связывают эмоциональную оценку тестов с успешными результатами при их выполнении. При этом в своих анкетах школьники также отмечают следующие положительные характеристики теста: простоту процедуры выполнения (назвали свыше 15 % учащихся), экономию времени (свыше 15 %), а также ориентировку на самостоятельность, активность, самоконтроль (около 8 %).

Положительная эмоциональная реакция школьника на тесты ориентирует его на успех, выражает уверенность в том, что результаты могут быть изменены к лучшему («одноклассникам желаю в тестах пятерок», «хочу, чтобы мой класс получал пятерки»). Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует с ним ошибки и наметит пути их устранения.

учащиеся с большим интересом работают с тестами, проявляя любознательность, инициативу. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. не случайно в своих рекомендациях дети предлагают включить названные занимательные материалы в тестовую форму («хочу, чтобы в тестах были кроссворды, игры, ребусы», «хочется, чтобы в тестах делали больше заданий на смекалку»).

Таким образом, важнейший залог успеха - положительное отношение ребенка к тесту. А чтобы оно возникло, у маленького школьника должно «получаться» - пусть не сразу и не все. Но ему важно видеть свое продвижение и испытывать от этого удовольствие.

Полученные результаты позволяют наметить перспективы дальнейшего изучения теории и практики

Возможность проверки усвоения учебного материала

Возможность систематизации и обобщения учебного материала

Простота процедуры выполнения теста

Экономия времени при выполнении теста

Занимательный характер тестовых заданий

Ориентировка на самостоятельность, активность, самоконтроль

Успешные результаты тестирования

Рис. 4. Мотивы предпочтения выбора тестов учащимися экспериментального класса.

диагностической деятельности учителя начальных классов в условиях развивающего обучения: 1) углубленное исследование проблем контрольно-диагностической деятельности учителя на уроках русского языка; 2) создание новых тестовых систем для диагностической деятельности; 3) составление учебного пособия, содержащего диагностические методики.

список литературы

1. Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 1989.

2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику - тет-

ради по русскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.

3. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: Учебник - тетрадь по русскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.

4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: учебник по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.

5. Танина О. Ю. К вопросу об оценке знаний на уроках русского языка // Начальная школа. 2001. № 4.

УДК 370(09) + 372.65

к. д. УШинский об изучении иностранных языков. актуальность, традиции, современность

Ю. А. ШУРЫГИНА

Кафедра иностранных языков и методики преподавания иностранных языков

Вклад КД.Ушинского в развитие отечественной педагогики огромен и одновременно бесценен. Среди обширного собрания сочинений Ушинского особого внимания заслуживают его взгляды, связанные с изучением иностранных языков. Многие высказывания КД.Ушинского, являясь в своё время новаторскими и прогрессивными, нашли своё отражение в современной методике обучения иностранным языкам. Рассуждая о процессе обучения иностранным языкам, великий русский педагог выразил мнение, пожелания, мысли, подтвердившие себя спустя столетия. Идеи КД.Ушинского успешно использовались его современниками, последователями и до сих пор находят своё применение в теории и практике обучения и воспитания, поэтому целью данной статьи является определение значения и актуальности творческого наследия Ушинского для современной методики обучения иностранным языкам.

Как отмечает В. И. Беляев в статье «Современные подходы в историко-педагогических исследованиях» [1, с. 19], «при изучении любых педагогических фактов, явлений и процессов в их прошлом и настоящем ... разделение по принципу «прогрессивный - реакционный» облегчало исследовательский поиск. Однако при этом история самого человека и культуры как ее носителя, складывавшихся форм его общественного бытия неизбежно оттеснялись на задний план». Рассматривая творческое наследие К. Д. Ушинского с точки зрения иного, инновационного подхода, подробно остановимся на его взглядах, касающихся обучения иностранным языкам.

Подчёркивая роль иностранных языков в жизни людей и необходимость их изучения, К. Д. Ушинский в статье «Родное слово» отмечал: «Знание иностранных европейских языков, и в особенности современных, одно может дать русскому человеку возможность полного, самостоятельного и неодностороннего развития, а без этого прямой и широкий путь науки будет для него всегда закрыт. Обрывочность, неясность, неполнота, односторонность, бездоказательность сведений и понятий будут всегда тяготеть над самым умным человеком, если он не обладает ключом к богатствам западной науки и литературы» [3, с.119].

К.Д. Ушинский считал, что, изучая иностранные языки, можно постичь «всю историю духовной жизни народа», т. к. язык - это «органическое создание народной мысли и чувства», ключ словесного богатства народа и его лучшая характеристика. «Легкая, щебечущая, острая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая,

как мотылек, речь француза; тяжелая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рассчитанная речь немца; ясная, сжатая, избегающая всякой неопределенности, прямо, идущая к делу, практическая речь британца; певучая, сверкающая, играющая красками, образная речь итальянца; бесконечно льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим ее чувством и изредка разрываемая громкими всплесками речь славянина» знакомят нас с характеристиками народов, создавших эти языки [3, с. 112].

По мнению великого русского педагога, изучать языки не нужно «для потехи», «по требованию моды», «на потеху обществу», поэтому Ушинский выделяет конкретные цели, соответствующие, на его взгляд, различным ситуациям обучения. Так, например, первая и основная цель - «ознакомиться с литературой того народа, язык которого изучают». Особенно важна вторая цель - «дать средство логического развития уму, так как усвоение организма каждого языка дает в этом отношении средства наилучшей умственной дисциплины». В-третьих, по мнению Ушинского, «иностранные языки изучаются как средство словесно или письменно войти в сношение с людьми той нации, язык которой мы изучаем». В-четвертых, наконец, для того, «чтобы разговаривать или переписываться на этом языке с нашими земляками, обладающими практически теми же самыми иностранными языками», т. е. чтобы владеть языком как средством общения [3, с.116].

В какой мере перечисленные Ушинским цели актуальны для современной методики обучения иностранным языкам? Безусловно, эти цели, несмотря на минувшие столетия, и сегодня не потеряли своей зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.