Научная статья на тему 'Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников'

Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2769
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОРФОГРАММА / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришанина Елена Ивановна

Статья посвящена проблеме орфографической подготовки младших школьников. Автор предлагает пути решения проблемы, связанные с реализацией современных подходов к орфографической подготовке младших школьников, начиная с первого класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришанина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников»

Эксперимент в школе

Статья посвящена проблеме орфографической подготовки младших школьников. Автор предлагает пути решения проблемы, связанные с реализацией современных подходов к орфографической подготовке младших школьников, начиная с первого класса.

Гришанина Елена Ивановна

учитель начальных классов МОУ «Лицей» г. Черногорск Республики Хакасия [email protected]

Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников

Как добиться наилучших результатов в орфографической подготовке младших школьников?

Ключевые слова: орфографическая подготовка, орфограмма, орфографическая зоркость, решение орфографической задачи, тренировочные упражнения, памятка-алгоритм.

Одной из актуальных проблем начальной школы является следующий вопрос. Чего недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот. Это «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Представим тот этап обучения, когда изучение материала завершено. Мысленно проверим знания и умения детей различными способами. Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и привести примеры? Наверное, да. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи? Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы. Третий способ проверки - диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает. И вот настал момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний. Чаще всего детские тексты будут испорчены ошибками на изученное правило.

В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки.

Сегодня ответ очевиден: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.М. Разу-

мовская и др.), «орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин допускаемых ошибок. Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учеников и повысить практическую значимость изучения правил. Такое умение ученые называют орфографической зоркостью. Данная публикация имеет цель показать учителю начальных классов некоторые пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников.

Прежде всего, необходимо выяснить, что понимать под орфограммой? В школе бытует несколько трактовок данного понятия. Вот некоторые из них. Орфограмма - это место в слове:

■S где пишется не так, как слышится,

■S где звук слышится неясно.

■S где возможна ошибка,

■S где при письме возникает трудность,

■S где требуется применить правило,

■S где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.

Последняя формулировка является наиболее оптимальной для обучения обнаруживанию орфограмм до изучения основных орфографических правил.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

■S во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

■S во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;

■S в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.

Выполнение первого из названных условий уже давно является обязательным для периода обучения грамоте, а вот способы реализации второго и третьего условий формирования орфографической зоркости учащихся начальных классов рассмотрим подробно.

Подавляющее число орфограмм почти каждого текста (до 90%) составляют:

S безударные гласные в разных частях слова;

■S парные по глухости - звонкости согласные в определенных позициях.

Значит, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Вот они:

■S для гласных - положение без ударения;

■S для согласных - во-первых, парность по глухости-звонкости, а во-вторых, нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких [л] [л] [м] [м] [н] [н] [р] [р] [й] и [в] [в].

42

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Эксперимент в школе

Знание типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогают ученикам в отыскивании орфограммы и решении орфографических задач. Для становления умения обнаруживать орфограммы необходимы различные тренировочные упражнения. Рассмотрим некоторые из них.

Особого внимания (в силу частотности применения и высокого обучающего эффекта) заслуживают два упражнения: письмо под диктовку и списывание, проводимые по особой технологии.

Рассмотрим первый вид упражнения - письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Такой вид диктанта используется при обучении записи под диктовку и проводится с первого класса. Технология проведения следующая:

1. Учитель читает предложение (орфоэпические), а дети слушают, чтобы понять его.

2. Дети записывают предложение схематически (чёрточками), подчёркивают «опасные места», требующие применения известных правил.

3. Учащиеся диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами (на месте предлогов, которые не составляют слога, вместо дуги ставится чёрточка).

4. Ещё раз произносят по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги; отмечают «опасные места» среди гласных и согласных.

5. Учитель читает предложение ещё раз - орфоэпические с элементами проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети вписывают в дугу нужную букву, следя по модели.

6. Под орфографическую самодиктовку учащиеся записывают предложение и отмечают «опасные места».

7. Под повторное чтение учителем предложения дети проверяют свою запись.

Этот вид письма под диктовку довольно длительный, но развивает зрительную память, речь, мышление, фонематическую зоркость, слух.

Второй вид упражнения - списывание, проводимое по технологии, предложенной П.С.Жедек, сочетает два традиционных вида упражнения: списывание и письмо по памяти. Систематическое использование этого упражнения позволяет надеяться на успешное становление не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, а также на умение проверять написанное.

Данная технология включает в себя такие операции:

1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.

2. Отметь опасные места.

3. Прочитай вслух так, как написано.

4. Так же повтори, не глядя на запись.

5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.

6. Проверь: читай по слогам и слушай себя - все ли звуки верно обозначены. Сверяй опасные места - все ли отмечены, правильны ли буквы.

Для отработки каждой операции разработана памятка «Как списывать?», в которой есть не только словесное описание операций, но и их условные обозначения.

Письмо под диктовку и списывание, выполняемые по описанным технологиям, на первых порах требуют значительного времени и кропотливой работы. Но их регулярное проведение дает положительные результаты.

Еще один не мене важный вид упражнения - письмо «с окошками». В учебнике «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик такое письмо поддержано следующей мыслью: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! «Окошко» на месте орфограммы лучше ошибки!»[2].

Этот способ письма позволяет во время записи под диктовку оставлять «окошки» на месте орфограмм, написание которых ещё не изучалось, предупреждая таким образом ошибки и способствуя становлению орфографической зоркости. Письмо с «окошками» помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. По мере изучения орфограмм количество слов с «окошками» уменьшается. Именно на этом принципе построен курс русского языка М.С. Соловейчик по УМК «Г армония». Работая по учебникам «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, приходишь к выводу, что письмо «с окошками» способствует формированию грамотного письма и развитию орфографической зоркости. В помощь ученикам разработана памятка «Как писать без ошибок?», где используется способ письма «с окошками».

Следующий вид упражнения - комментированное письмо. Считают, что комментированное письмо -это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса.

Данный вид упражнения заключается в следующем:

S учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

S один из учеников, вначале это лучший по успеваемости, громко проговаривает слово по слогам орфографически, никто не пишет;

S затем он же комментирует (объясняет правописание) слово;

S ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои записи в области грамматики;

S если комментирующий ученик затрудняется, ему помогает другой учащийся.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

43

Эксперимент в школе

Такой вид деятельности позволяет уже на ранних этапах закладывать своеобразный фундамент предупреждения ошибок, а в конечном итоге - грамотного письма. Это благотворно сказывается на внутреннем состоянии ребёнка. Создание ситуации успеха способствует продвижению ребёнка в личностном развитии. Кроме того, комментированное письмо помогает реализовать процесс повторения пройденного материала, что способствует переходу изучаемого материала из кратковременной памяти в долговременную. Реализуется основной метод при обучении русскому языку - предупреждение ошибок, в конечном итоге к формированию орфографической зоркости.

В становлении умения обнаруживать орфограммы помогают различные игры. Рассмотрим примеры некоторых из них.

♦♦♦ «Найди опасное место»

Произносятся слова, а дети хлопают в ладоши, если слышат звук, которому при письме нельзя доверять. Затем решают орфографическую задачу.

♦♦♦ «Светофор»

Ученики показывают красный сигнал светофора или зажигают в тетради красный огонёк при нахождении «опасного места».

Например: трава, полетел, скользкий.

♦♦♦ «Помоги другу»

Ученики исправляют ошибки в словах или в предложениях, которые допустили другие дети (дошкольники, иностранцы, одноклассники). Большой объём такого вида заданий есть на страницах тетрадей-задачников к учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». Например:

о о я

Вышла солнце. На дорожках падтаил снег.

♦♦♦ «Не попадись в ловушку»

Суть игры заключается в том, что наряду со словами, которые подчиняются изученному правилу, даны и другие, похожие на них, но на другое правило. Например: Ноч? - ноч?ка, печ? - печ?ка, доч? - доч?ка.

♦♦♦ «Помоги Незнайке вставить букву»

♦♦♦ «Кто больше придумает слов»

Также эффективно в работе использовать ребусы. Такой вид работы сопровождается заданием: разгадаем ребусы, запишем слова.

Не менее результативны и такие виды упражнений.

1. Упражнения с конфликтными словами.

Учащимся предлагаются не только слова с «опасными местами», но и не имеющие орфограммы. Ученик должен выписать только слова с орфограммами. Например:

У Нуждаются ли в проверке гласные в словах трава, двор, лиса, вода, грибы? Выпишите слова с орфограммами, объясните написание.

У Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить парные согласные на конце:

язык, шкаф, площадь, ученик, мебель, город, берег, заяц, уж, сосед, медведь.

У Найдите четвёртый лишний:

Голубь, чиж, грач, кот.

Косьба, метла, лошадь, грибки.

Ночь, камыш, глушь, дичь.

2. Упражнения с выборочным ответом. Например:

Выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Найдите орфограммы в корнях слов:

большой - громадный, родной - двоюродный, потепление - теплица, источник - родник, смелый - бесстрашный, хвастун - хвостатый, гористый - косогор, учёный - неуч, соль - засолить.

3. Упражнения классификационного характера

У Помогите словам собрать своих родственников. Выделите орфограммы:

Красный, редкий, краснуха, покраснел, поредел, реденький

У Выпиши только пары слов с общим корнем. Найди орфограммы в корне. Например, в словах: мальчик, обледенел, ледышка, малютка, дорога, перелёт, лётчик, подорожник.

У Распредели слова в два столбика, указав в каких из них безударные гласные в корне, в приставке: краснота, зарядил, отвечать, теснота, завяжи. Формирование и развитие орфографической зоркости очень сложный и трудоёмкий процесс. Перед учителем всегда стоит вопрос о том, как же сделать урок интересным, продуктивным как в плане усвоения текущей темы, так и в плане развития навыков правописания? Ответ прост. На каждом уроке русского языка необходимо строить практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить. Ученик должен удивляться тому, что:

У он видит орфограммы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У он может написать их правильно,

У всё это дает хорошие результаты,

У ему нравится работать,

У на уроках русского языка интересно!

Из опыта работы в школе убеждаешься, что таким методом на уроках русского языка в начальной школе являются языковые минутки, позволяющие систематически отрабатывать теоретический и практический материал, как предыдущих уроков, так и общие понятия фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса. Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и сти-

44

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Эксперимент в школе

мулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 5-10 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.

Вот примеры некоторых из них.

1. Объяснить орфограммы в записи числа: Одиннадцатое декабря

2. Минутка чистописания: Нн

На второй строке напишите несколько слов, которые начинаются с этой же буквы, но пишутся с заглавной буквы. (Нона, Нина, Новосибирск, Норильск, Ночка, Нева...) Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Найдите слово, которое можно написать и с маленькой буквы. (Ночка) Почему? Составим предложения, чтобы это доказать:

Сегодня выдалась тяжёлая ночка. Возле дома паслась корова Ночка.

3. Словарная работа.

(С) неба - зв. здой,

(В) ладо. ку - в. дой. (Снежинка)

Запишите слово-отгадку. Какие орфограммы есть в этом слове? Выделите их.

Подберите родственников к слову СНЕЖИНКА. Запишите и выделите корень.

У меня получились такие слова:

снежный, снеговик, Снегурочка, снегоход, снежинка, наснежило.

Попробуйте разбить эти слова на группы. Нет ли среди них лишнего по какому-нибудь признаку? Объясните. (По типу орфограмм, по частям речи)

Почему оно лишнее? (оно сложное)

Какие слова называются сложными?

Стоит заметить, что орфографическая подготовка строится, прежде всего, на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком. Неоценимую помощь в работе над правилами оказывают памятки - алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех “шагов” алгоритм всегда приведет к правильному решению задачи. Вот примеры такого вида алгоритмов.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найти в слове корень.

2 шаг. Есть ли в корне безударный гласный? Да.

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Проверь написанное.

Такое предписание используется уже во втором классе для проверки простейших случаев, таких как, вода, сады, коза, грачи и т.д.

Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога

1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога, приставки?

Нет - пиши слитно: это приставка. Да - выполни шаг 2.

2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово? Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка.

Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка. Содержание учебника русского языка М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» позволяет составлять большое число алгоритмов, которые помогают учащимся в решении орфографических задач, а, значит, способствуют развитию орфографической зоркости. Но далеко не все правила удаётся свести к алгоритмам, потому что есть довольно простые алгоритмы (всего один шаг), есть слишком сложные.

В заключении можно отметить, что систематическая работа по использованию эффективных и разнообразных приёмов и средств формирования орфографической зоркости даёт положительные результаты:

1) учащиеся лучше усваивают основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

2) достигается более высокий уровень сформиро-ванности орфографической зоркости учащихся;

3) возрастает интерес детей к урокам русского языка.

Это позволяет учителю добиваться стабильных результатов при проведении проверочных работ.

Литература

1. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки? М.: Просвещение. - 1999. - 125 с.

2. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. // Под ред. М.С. Соловейчик. М. - 1993.

3. Материалы курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекции 1-

4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября». -2006. - 64 с.

4. СоловейчикМ.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2005.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.