Научная статья на тему 'Фонетические тесты в дифференцирующей модели обучения русскому произношению'

Фонетические тесты в дифференцирующей модели обучения русскому произношению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ (ДМО) / ТЕСТ ФОНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТФС) / ЯЗЫКОВЫЕ (ФОНЕТИЧЕСКИЕ) СПОСОБНОСТИ / ФОНЕТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / LANGUAGE (PHONETIC) ABILITIES / DIFFERENTIATING MODEL OF TEACHING PRONUNCIATION / THE PHONETIC ABILITIES TEST / PHONETIC TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашковская С. С.

Для иностранцев, изучающих русский язык, предлагается дифференцирующая модель обучения (ДМО) русскому произношению с использованием компьютерных технологий. ДМО предполагает замкнутую систему контроля: обучение начинается с теста фонетических способностей (ТФС), что позволяет выбрать наиболее эффективный путь обучения; результаты промежуточного и итогового тестирования позволяют вносить существенные изменения в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A differentiating model of teaching Russian pronunciation with the use of computer technologies is designed for foreigners learning the Russian language. The differentiating model of teaching presupposes a close control system: the process of teaching begins with the phonetic abilities test. It helps to choose an effective way of teaching. The results of progress and final testing help to change the training process substantially.

Текст научной работы на тему «Фонетические тесты в дифференцирующей модели обучения русскому произношению»

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ

С.С. Пашковская

Кафедра русского языка как иностранного Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского ул. Лермонтова, 37, Пенза, Россия, 440026

Для иностранцев, изучающих русский язык, предлагается дифференцирующая модель обучения (ДМО) русскому произношению с использованием компьютерных технологий. ДМО предполагает замкнутую систему контроля: обучение начинается с теста фонетических способностей (ТФС), что позволяет выбрать наиболее эффективный путь обучения; результаты промежуточного и итогового тестирования позволяют вносить существенные изменения в учебный процесс.

Ключевые слова: дифференцирующая модель обучения произношению (ДМО), тест фонетических способностей (ТФС), языковые (фонетические) способности, фонетические тесты.

Модель обучения — это описание теорий, принципов и процессов, целью которых является, с одной стороны, стандартизация (унификация) процессов обучения, а с другой стороны, развитие субъектности и индивидуальности человека при его активной самореализации. Основными чертами современного образования являются: 1) компьютеризация; 2) субъектность (опора на самостоятельность), которая реализуется в соответствующих методах обучения.

Система принципов обучения является отражением определенных лингвистических и психологических концепций.

Дифференцирующая модель обучения русскому произношению (ДМО) строится на психологической концепции отечественных ученых: теории поэтапного формирования умственных действий и теории речевой деятельности (Леонтьев, Гальперин, 1964). В соответствии с этими теориями обучение организуется на основе выделения системы ориентиров и осуществляется поэтапно, путем их последовательного усвоения.

Основной принцип построения учебного процесса в ДМО заключается в системе последовательностей, четко описанных действий, выполнение которых ведет к заранее запланированной цели, но разными путями. Учебный процесс адаптирован конкретными задачами, которые представлены некоторым эталонным результатом.

Различают несколько модельных подходов к обучению:

— реальная модель (диагностика наличных качеств, умений, знаний);

— нормативная модель (требования к состоянию обучаемого после завершения обучения);

— потенциальная модель (предвидение возможных отклонений от нормы в реальной или нормативной модели).

Моделируются действия обучающего с целью повышения эффективности обучения. ДМО обязательно включает представление состояния, в котором находится ученик, его поведение; текущий изучаемый блок знаний и перечень формирующихся умений и навыков; особенности подачи учебного материала, выбор заданий и вопросов; разные стратегии усвоения; текущий и итоговый контроль.

Выбор формы контроля зависит не только от этапа обучения, но и от индивидуально-психологических особенностей учащихся. «Это требование отражает неодинаковый уровень развития и познавательных возможностей учащихся, что диктует необходимость дифференцированного подхода к обучению, в том числе и к контролю» [5. С. 280].

В целях интенсификации контроля фонетических умений как важного компонента речевой деятельности предлагаются фонетические тесты. «Под фонетическим тестом (ФТ) понимаются контрольные задания специфической формы, возрастающей трудности, отражающие фонетическую систему русского языка, предназначенные для выявления уровня сформированности слухопроизносительных навыков учащихся; кратковременные, проводимые в равных для всех обучающихся условиях, с формализованными ответами, результаты заданий поддаются определенной оценке по заранее установленной шкале баллов» [2. С 51].

Фонетические тесты позволяют следить за формированием слухопроизносительных навыков и выполняют роль информационного канала обратной связи: корректируют постановку нового (правильного) варианта произношения и одновременно минимизируют, а в идеальном случае разрушают неправильный фонетический навык.

Применение ФТ в ДМО способствует развитию речевого слуха учащихся и постановке правильной артикуляции звуков изучаемого языка.

Предлагаемые ФТ учитывают основные принципы тестологии в области лингводидактических тестов, отражают специфику содержания фонетического аспекта русского языка; задания ФТ представлены с учетом принципа фонологизма (в виде оппозиций), разработанные ФТ имеют устойчивые и экспериментально полученные критерии качества заданий в целом.

Особенность ФТ определяется, прежде всего, содержанием, которое оптимально отражает специфику фонетического аспекта русского языка. ФТ в полном виде представляют все объекты фонетической системы русского языка, т.к. основная цель ФТ — проверить уровень владения фонетическими (артикуляционными) и фонологическими особенностями русской фонологической системы, ритмическими моделями русских слов, основными типами интонации.

При создании ФТ ставилась задача — отобразить то основное, что студенты должны знать и уметь в результате обучения, учитывалась объективная данность взаимодействия слуховых и произносительных навыков речи, находящихся в сложных иерархических отношениях.

В основу концепции ФТ положено представление материала в виде оппозиций: минимальные фонологические пары для звуков (по наличию или отсутствию

одного дифференциального признака), система акцентных оппозиций для ритмики, оппозиции (смысловое различение) ИК для интонации.

В ФТ включены языковые явления, отражающие особенности фонетической системы русского языка (глухость — звонкость; твердость — мягкость согласных; ритмика русского слова и редукция гласных; типы интонации — ИК).

В процессе повышения точности измерений особенно важен «первый шаг», связанный с отбором содержания заданий теста. «Для определения содержания обучения произношению первостепенное значение имеет фонетический минимум — объем материала, подлежащий обязательному усвоению на данном этапе» [3. С 56].

Структура русского языка, как и всякого другого, — сложная иерархическая система ярусов. Чем ниже ярус, тем малочисленнее его «инвентарь», проще и обозримее правила сочетания фонем, число которых легко поддается подсчету. Содержание теста можно определить как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. «Основой фонетического минимума является практическая фонология и словарь минимальных пар» [1. С 353]. Разработка фонетических тестов начинается с обоснованного отбора содержания теста.

Второе направление работы было связано с доведением формы заданий до уровня требований тестовой технологии, так как тесты — научно обоснованный метод оценки знаний (умений и навыков) учащихся. «Никаких обходных путей тестирование не признает: неряшливо разработанные, не прошедшие апробации тесты способны давать лишь ошибочные результаты, поэтому их использование станет шагом назад, а не вперед» [4. С. 6]. Поэтому третье направление работы было нацелено на выявление системообразующих свойств заданий на основе анализа результатов обработки эмпирических данных тестирования. Именно с этим и связана необходимость научно обоснованного анализа качества тестовых материалов и проведение необходимой математико-статистической обработки тестовых результатов учащихся.

Итак, объектом исследования является структура методической модели, включающая, во-первых, тест фонетических способностей (ТФС), позволяющий конкретизировать не только начало обучения, но и непосредственно обучающую программу для студентов разных национальностей (фасетные задания учитывают индивидуальные способности учащихся и особенности интерференции родного языка); во-вторых, фонетические тесты, выявляющие «проблемные» места, требующие доработки; в-третьих, итоговый тест, определяющий достигнутые успехи (или их отсутствие); в-четвертых, итоговый тест фонетических способностей, объективно отражающий общее развитие языковых способностей (на что искренне надеется каждый преподаватель).

В ДМО «...нет верха и низа — учителей и учеников — здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом...» (Ю.М. Лотман, 1993).

В предлагаемой модели обучения преподаватель выступает как организатор совместной учебной деятельности и координатор креативных методов образовательной деятельности, ориентированной на активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), современного тестирования. Студент в ДМО — субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать выбор.

Дифференцирующая модель обучения — это дидактическая структура, предполагающая определенную последовательность взаимосвязанных этапов учебной деятельности и включающая достижение общей цели обучения произношению индивидуально ориентированными стратегиями для каждого субъекта учебного процесса.

Индивидуализация обучения реализуется за счет того, что каждый учащийся может работать в режиме, соответствующем его способностям и уровню подготовленности. Этому способствует также особое построение обучающей программы, продвижение по которой предусматривает возможные ошибки учащихся и пути их устранения.

Исследователи пришли к пониманию, что для эффективного управления таким сложным объектом, как процесс обучения, невозможно заранее создать точную и полную траекторию достижения поставленной цели разными учащимися.

Необходимо индивидуализировать процесс обучения для каждого студента, а для этого необходима информация о каждом из них (родной язык, уровень сфор-мированности / несформированности фонематического слуха, языковой опыт, возраст, степень развития языковых способностей, мотивационная обусловленность) и сведения о возможностях управления учебным процессом.

Возможности компьютера — это реализованная мечта многих выдающихся методистов прошлого, так как в компьютерную программу можно заложить особенности изучаемого и родного языка учащихся (количество этих языков может быть неограниченно). Давно известно, что наиболее эффективные учебные пособия — это пособия, основанные на «научном описании подлежащего изучению языка при тщательном сопоставлении с параллельным описанием родного языка учащихся» (рис.) [6. P. 41].

Актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения применительно к новым образовательным условиям. В настоящее время разработано большое количество электронных учебных материалов, в качестве которых выступают электронные учебные пособия, автоматизированные обучающие системы. Эффективность электронных учебных материалов определяется, прежде всего, степенью управляемости знаний и навыков обучаемого в процессе обучения.

ДМО представляет собой комфортную образовательную среду, позволяющую раскрыть потенциальные возможности личности, сформировать слухопроизносительные навыки и развить навыки самоконтроля.

ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ (ДМО)

ТЕСТ ФОНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТФС-1)

Учащиеся Учащиеся Учащиеся

с фонетическими со средними со способностями

способностями фонетическими ниже среднего

выше среднего способностями

РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА, учитывающая фонологические особенности рус. языка и интерференцию родного

Информационносправочные материалы (компьютерная программа)

Общие сведения о курсе фонетики (сопоставительный анализ двух языков)

Видеозапись,

аудиозапись

(методические

рекомендации)

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА Тесты элементарного уровня

УСПЕШНОЕ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

Работа в компьютерном Работа по корректи-

классе по специальной рующей обучающей

программе программе

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ БАЗОВОГО УРОВНЯ

Самостоятельная Работа Дополнительный

работа с компьютер- под руководством материал (совместная

ной программой преподавателя деятельность

(ликвидация пробелов) (анализ ошибок) учащихся)

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ФОНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТФС-2)

Развитие фонетических способностей Отсутствие развития фонетических способностей

Переход на следующий уровень обучения Индивидуальная корректирующая программа, консультации преподавателя

Рис.

Итак, оригинальность предлагаемой ДМО в том, что:

— дифференциация обучения базируется на индивидуальных особенностях (способностях) учащихся;

— предлагаются фонетические тесты как средство интенсификации контроля;

— принимается во внимание развитие современных ИКТ.

«...Эффективность такого обучения зависит от квалификации преподавателя

и способностей обучаемого к овладению языком... Однако независимо от того, является ли процесс овладения языком управляемым или неуправляемым, эффективность владения им зависит прежде всего от способностей учащегося, мотивов, побуждающих его к овладению языком, и стремления занять свое место в новой языковой среде» [5. С. 71].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Виноградов В.А. Лингвистика и обучение языку. — М.: Академия, 2003.

[2] Пашковская С.С. Тестирование слухопроизносительных навыков в обучении русскому языку как иностранному: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 1997.

[3] Самуилова Н.И. Отбор материала для вводно-фонетических курсов // Вопросы обучения русскому языку на начальном этапе. — М., 1976.

[4] Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пос. — М.: Логос, 2002.

[5] Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пос. для вузов. — М.: Высшая школа, 2003.

[6] Fries Ch.C. Coexistent phonemic systems // Language. — 1949. — V. 25. — No 1.

РHONETIC TESTS IN THE DIFFERENTIATING MODEL OF TEACHING PRONUNCIATION

S.S. Pashkovskaya

Chair of Russian language Penza state pedagogical university Lermontov str., 37, Penza, Russia, 440026

A differentiating model of teaching Russian pronunciation with the use of computer technologies is designed for foreigners learning the Russian language. The differentiating model of teaching presupposes a close control system: the process of teaching begins with the phonetic abilities test. It helps to choose an effective way of teaching. The results of progress and final testing help to change the training process substantially.

Key words: differentiating model of teaching pronunciation, the phonetic abilities test, language (phonetic) abilities, phonetic tests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.