Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (с помощью тестовых заданий)'

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (с помощью тестовых заданий) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2026
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / UNIVERSAL LEARNING SKILLS / COGNITIVE AND REGULATORY UNIVERSAL LEARNING SKILLS / TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябкова Екатерина Владимировна

В статье представлена методика работы на уроках русского языка с использованием тестовых заданий для успешного овладения обучающимися универсальными учебными действиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of universal educational action at Russian lessons (using test items)

In the article the author introduces modern methods of the Russian language teaching that aim to develop student’s universal learning skills. In particular, the author presents the working procedure of using tests that helps students master universal learning skills successfully.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (с помощью тестовых заданий)»

УДК 372.881.161.1:371.32 ББК 4426.819=411.2-270

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (с помощью тестовых заданий)

Е. В. Рябкова

Екатеринбург, Россия

Аннотация. В статье представлена методика работы на уроках русского языка с использованием тестовых заданий для успешного овладения обучающимися универсальными учебными действиями.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, тестовое задание.

Е. V. RYABKOVA. Formation of universal educational action at Russian lessons (using test items)

Abstract. In the article the author introduces modem methods of the Russian language teaching that aim to develop student’s universal learning skills. In particular, the author presents the working procedure of using tests that helps students master universal learning skills successfully.

Keywords: universal learning skills, cognitive and regulatory universal learning skills, test.

Российское образование стоит на пороге важнейших изменений во всем устройстве школьной жизни, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта. Приоритетным направлением этого документа является формирование универсальных учебных действий, овладение которыми «создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться».

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Требования стандартов нового поколения обязывают каждого учителя пересмотреть свою методику обучения и воспитания учащихся. Необходимость создания условий для успешного овладения учениками универсальных учебных действий определила основные критерии, которым следует отводить доминирующую роль в системе работы. Это, прежде всего, контроль и диагностика уровня освоенности общеучебных умений учащихся на всех этапах обучения: при изучении нового материала, повторении, обобщении и систематизации изученного.

Проверка знаний и умений учащихся с целью диагностики или контроля всегда составляла важную часть учебного процесса, систематичность и планомерность проверок — одно из основных условий обеспечения эффективности качества обучения. В основе любой проверки знаний должны лежать чётко сконструированные требования к содержанию образования и уровню его усвоения. Именно на их основе и формулируются планируемые результаты обучения той или иной темы, раздела или курса.

Однако традиционные формы контроля — устный опрос и письменные работы — требуют значительных временных затрат на составление работы, а также на ее проверку и систематизацию ошибок. Кроме того, текущего контроля в его традиционных формах недостаточно, поскольку он не может выполнять функцию оперативного контроля, поэтому наряду с традиционными формами контроля мы стали применять тестирование.

Форма тестирования вполне позволяет готовить учащихся к творческой работе. Необычные, «незатасканные» вопросы по традиционному материалу приучают внимательно изучать формулировку задания, требуют чёткого понимания сути процессов и явлений. Анализ ответов на такой тест, даже если выбраны неправильные варианты, позволяет определить суть ошибок и провести коррекцию.

Обучающие тесты наиболее перспективны с точки зрения условий для формирования предметных и мета-предметных результатов.

Ценность обучающих тестов, заключается в том, что их систематиче-ское использование обеспечивает качественное усвоение, овладение учащи-мися тем или иным материалом, умением, деятельностью, и контроль их выполнения выступает для учителя как средство управления этим процессом.

С помощью тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых технологий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем.

Характер обучающих тестовых заданий по своей сути соответствует назначению упражнения. Обучающие тестовые задания позволяют направ-лять мыслительную деятельность учащихся, развивая навыки критического мышления. Систематическое выполнение обучающих тестовых заданий стимулирует активность и внимание обучающихся, оказывая положительное влияние на уровень их мотивации и развитие навыков самоконтроля.

Работу с обучающимися можно строить по-разному в зависимости от уровня учебных возможностей класса и сложности учебного материала. Это может быть и повторение учебной темы перед самостоятельной работой, и коллективная работа с комментарием последовательности выполнения. Тесты позволяют наладить самоконтроль — самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг — эффективное средство повышения учебной мотивации.

При работе с готовыми тестами, которых сейчас очень много, полезно проанализировать, что именно можно проверить при помощи данного теста. Это не требует много времени, зато позволяет при проверке выполнения теста определить суть ученической ошибки. Очень полезно предложить учащимся аргументировать свой выбор ответа. Даже случайный выбор позволяет понять учебные проблемы школьника. Осознанное отношение учителя к тестовой проверке знаний учащихся позволяет более результативно готовить учащихся к ЕГЭ, а теперь и к ГИА. Анализ демонстрационных вариантов экзаменов в тестовой форме по предложенной схеме позволяет учителю чётко сформулировать для себя те базовые компетенции, над формированием которых надо работать с учащимися.

Используя предложенный подход, можно составлять тестовые задания различной сложности по стандартным тестовым вопросам. Такого типа задания можно использовать для занятий с учащимися разного уровня подготовленности в индивидуальной и групповой работе.

Система работы с использованием педагогических тестов на уроках русского языка создавалась с целью психологической и практической подготовки учащихся, начиная уже с пятого класса к успешной аттестации в форме ЕГЭ по окончании одиннадцатого класса, а также для создания условий к переходу на новый уровень в условиях нового образовательного стандарта.

Таким образом, мною была разработана система деятельности по применению обучающих тестов на уроках русского языка в качестве инструментов текущего контроля, а также систематизации изученного материала при проведении обобщающих уроков по темам для подготовки к тематическим тестам.

На данный момент существует много готовых тестов и тестовых зада-ний для всех классов и практически по всем темам, выделенным в Государ-ственном образовательном стандарте по русскому языку. Такое разнообразие позволяет использовать тестовые задания на различных этапах урока, а также использовать их для создания собственных тестов.

Формирование познавательных и регулятивных действий

Система работы по использованию тестовых заданий для развития познавательных и регулятивных действий нами строилась следующим образом.

Обучающие тестовые задания подбирались в соответствии с темой и учебными задачами урока.

В школьной практике наибольшее распространение получили тестовые задания закрытой формы, когда учащимся предлагается выбрать правильный ответ на тот или иной вопрос из предлагаемых (как правило, представляется от трех до пяти ответов). При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся. В основном в этих тестах проверяется готовность учащихся применять учебный материал.

Такие тесты мы начинаем вводить уже в 5 классе. Это тесты из 5-20 заданий, которые используются при подведении итога урока, а также при проведении уроков обобщения и систематизации по теме. Обязательным условием при этом является наличие двух и более вариантов тестов, что позволит исключить возможность списывания.

Пример тестового задания закрытой формы

Какая пара слов является словосочетанием?

а) сосна стройна;

б) передо мной;

в) приставки и суффиксы;

г) вышел из лесу.

Ответ. Г.

В более подготовленных классах предлагаются обучающие тесты и задания по учебной теме в начале ее изучения. При этом учащиеся могут пользоваться учебником или попытаться выполнить задания без подсказок. При таком способе использования обучающих тестов учащиеся сами оценивают свои знания. Во время работы учащиеся извлекают необходимую информацию из различных источников, определяют основную и второстепенную информацию.

Пример теста, который можно дать в начале изучения темы «Правописание не с существительными» (6 класс)

1. В каком слове не является частью корня?

а) неправда;

б) недруг;

в) ненастье;

г) непогода.

Ответ. В.

2. В каком слове не является отрицательной частицей?

а) (не)урожай;

б) (не)собака;

в) (не)домогание;

г) (не)воля.

Ответ. Б.

3. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) самолечение может принести (не)пользу, а вред;

б) он мне (не)приятель, а просто знакомый;

в) (не)удачи преследовали его;

г) глупая речь (не)пословица.

Ответ. В.

Для проверки усвоения и понимания учениками различных определений, правил и формул используются тестовые задания открытой формы. Такие тесты относятся к тестам со свободным выбором ответа и направлены на проверку прочности овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного на уровне воспроизведения. Такие тесты обычно применяются на этапе проверки домашнего задания в начале урока, это позволяет проконтролировать степень освоенности учебного материала предыдущего урока каждого ребенка в классе.

Пример тестового задания открытой формы

Лексика — это...

Симонимы — это...

Антонимы — это...

В конце урока, подводя итог, предлагаем тестовое задание на установление правильной последовательности алгоритма действий при решении лингвистических задач. При таком способе использования тестового задания учащиеся выдвигают аргументы, строят логическую цепь рассуждения, планируют последовательность действий и при необходимости изменяют ее.

Пример тестового задания на установление правильной последовательно-сти алгоритма действий при решении лингвистических задач

На листах с магнитным креплением записываю отдельные шаги алгоритма и прошу учащихся выбрать правильную последовательность, дополнив мое предложение: «При выполнении морфемного разбора слова «подоконник» я... путем изменения слова нахожу его окончание, затем суффикс(ы), приставку(и), корень и выделяю основу».

Понимание изученного на продуктивном уровне, то есть готовности учащихся рассуждать, делать выводы, подводить конкретный факт под общее положение, обосновывать правильность действий на основе общих правил проверяется тестами на установление истинности или ложности утверждений. Такие тестовые задания относятся к серии альтернативных тестов; в них предлагается лишь два ответа для выбора: верно — неверно. Эта форма тестирования может быть как письменной, так и устной.

Пример тестового задания на установление истинности или ложности утверждений: при изучении темы «Собирательные числительные» в 6 классе можно предложить учащимся установить, истинны или ложны следующие утверждения:

1. Все целые количественные числительные можно заменить собиратель-ным числительным.

2. Собирательные числительные образуются от количественных числи-тельных суффиксальным способом.

3. Собирательные числительные обозначают количество предметов как одно целое.

4. Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во множественном числе.

5. Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола.

6. Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими детенышей животных.

7. Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими животных мужского рода. Ответы (верно-неверно).

На обобщающих уроках по окончании тематического раздела работа с тестами строится немного иначе: используются короткие тесты, состоящие из 5-7 заданий, но таких тестов за урок может быть несколько. Данный способ проведения контроля позволяет учащимся сразу оценить свои знания и при подготовке к контрольным работам (в различных формах) уделять больше внимания проблемным моментам.

После обобщающих уроков проводятся контрольные уроки, где учащимся предлагаются тематические тесты, целью которых является оперативная проверка достижения учащимися обязательного уровня подготовки по каждой теме. Ими можно пользоваться при организации итогового урока.

На первых уроках русского языка в каждом классе проводится входной контроль (тест). Этот тест позволяет провести оперативную проверку знаний учащихся по предмету на уровне обязательных результатов обучения и получить прогнозируемую оценку успешности обучения в основной школе, как всего класса, так и каждого ученика. Это позволяет, в свою очередь, оценить готовность класса к изучению курса, организовать дифференцированное обучение. Кроме того, анализ входного теста позволяет выявить возможные пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и класса в целом, и тем самым в процессе изучения первой темы скорректировать общеучебные умения учащихся. Выполнение теста оценивается одной из оценок «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» ставится за выполнение не менее 10 из 20 заданий, т. е. 50% задания.

Пример входного теста для 5 класса

1. Какое слово пишется не так, как произносится?

1) винт; 3) весы;

2) лак; 4) курс.

2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

1) в..сна, м..тель; 3) с..гласный, л..тать;

2) к..тенок, р..ём; 4) с..бака, р..шать.

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) матро.., ле..ть; 3) варе..ка, сторо..;

2) нахо..ка, пило..ка; 4) вокру.., во..зал.

4. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

1) лес..ница; 3) ус..ный;

2) чу..ство; 4) ше..ствие.

5. Какое утверждение ошибочно?

1) изменение глаголов называется спряжением;

2) все глаголы изменяются по родам;

3) лицо глагола можно определить по местоимению;

4) глаголы настоящего и будущего времени изменяются по

лицам и числам.

6. Какой глагол относится к I спряжению?

1) водить; 3) вести;

2) спать; 4) солить.

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) чита..м, смотр..м; 3) они вид..т, они бор..тся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) дума..м, зна..м; 4) они раду..тся, он стро..т.

8. В каком ряду в обоих словах пишется ь?

1) погнат..ся, молчиш..; 3) пишет..ся, учиш..ся;

2) старает..ся, улыбает..ся; 4) шепчеш.., катает..ся.

9. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?

1) шампунь для сухих волос; 3) скрылось за тучей;

2) работа в тетради; 4) играет на рояле.

10. В каком словосочетании есть существительное в предложном падеже?

1) пожелай удачи; 3) песня из кинофильма;

2) покрылись инеем; 4) в роли Дубровского.

11. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) по тропинк.., на станци..; 3) от радост.., на трамва..;

2) у дорожк.., о счасть..; 4) у сирен.., к дочер..

12. В каком слове на конце не пишется Ь?

1) плащ..; 3) глуш..;

2) помощ..; 4) полноч..

13. Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?

1) столовая ложка; 3) зеленая листва;

2) собачья будка; 4) песочные часы.

14. В каком словосочетании есть прилагательное в винительном падеже?

1) на безлюдной улице; 3) устал от громкой музыки;

2) купил новый компьютер; 4) по голубым волнам.

15. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) о лучш..й реч..; 3) с быстроног..м олен..м;

2) на горяч..м пляж..; 4) о поздн..м возвращени..

16. Из данного предложения выпишите имя прилагательное в винительном падеже.

Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы.

17. Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твердые.

Лыжи у печки лежат.

18. Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.

Ради скуки кушай яблочко, мой свет.

Тестовый контроль позволяет активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного большинства детей, следовательно, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения требует от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, а это значительно повышает умственную деятельность и активизирует познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет систематически готовиться к учебным занятиям. Как следствие, улучшается качество знаний учащихся.

Предлагаемая система использования тестовых заданий на уроках русского языка действительно помогает создать условия для успешного овладения обучающимися универсальных учебных действий, позволяющих не только получать качественные знания, но и гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их в практической деятельности; критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким об-

разом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т. д.).

Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие по-вышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

При практическом применении данной системы использования тестовых заданий на уроках русского языка обнаружились следующие проблемы: большая вероятность выбора ответа наугад, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, иногда невозможно проследить логику рассуждений учащихся; категоричность оценки выполнения задания — задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов — в ее основательности. Можно ли соединить эти два достоинства? Полагаем, что да, если правильно и умело сочетать эти виды контроля общеучебных умений и навыков учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. — 2014. — № 1. — С. 128-134.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: чебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 (050301) — Русский язык и литература. — М.: Флинта: Наука, 2009 (3-е изд.).

Коновалова Н. И. Креативная составляющая интеллекта: к 100-летию 1(2 // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2012. № 10. С. 35—48.

Химик В. В. Экспрессия русского производного слова: избыточность или богатство? // Мир русского слова. — 2006. — № 1. —С. 14.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Рябкова Екатерина Владимировна — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №22.

Адрес: 620088, г. Екатеринбург, ул. Красных Партизан, 4 Эл. почта: sakralist@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Ryabkova Yekaterina Vladimirovna is a teacher of Russian Language and Literature, first qualification category in Secondary School № 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.