Научная статья на тему 'К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 1'

К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4105
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ПРИЧАСТИЕ / ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ / ОРФОГРАФИЯ / ПУНКТУАЦИЯ / LANGUAGE COMPETENCE / KNOWLEDGE / ABILITIES / GRAMMATICAL MEANING / PARTICIPLE / PARTICIPLE PHRASE / PUNCTUATION / SPELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Наталья Валентиновна, Пятова Елена Александровна

Публикация содержит результаты обобщения опыта работы учителей-словесников и представляет собой систему заданий, дополняющих материалы учебников по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Предлагаемая «Рабочая тетрадь для учащихся 7-х классов» позволяет проверить языковую подготовку учащихся в плане сформированности основных компетенций, диагностируемых единым государственным экзаменом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Centralized Testing step by step: The Russian language Activity Book. Part 11school № 12school № 5

The article contains the results of generalization of the Russian language teachers' experience and represents the system of additional tasks to textbooks on the Russian language for secondary schools. The mentioned above workbook for pupils of the 7th form allows to examine the main competences diagnosed by Centralized Testing.

Текст научной работы на тему «К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 1»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Н.В. Кашина, Е.А. Пятова К ЕГЭ ШАГ ЗА ШАГОМ:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Часть I.

Рабочая тетрадь представляет собой систему заданий, дополняющих материалы учебников по русскому языку, рекомендованный МО РФ для общеобразовательный учреждений.

Актуальность подобного рода разработки очевидна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. В настоящее время появилось множество пособий для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, однако в них в основном тиражируются типовые тестовые задания (многочисленные «клоны» тех, что включаются в состав ЕГЭ), не всегда направленные на осмысленное и действительно системное формирование определенных навыков. Опыт работы убедительно диктует необходимость изменения структуры уроков русского языка, а также методов и форм подачи учебного материала и проверки знаний учащихся. Материал школьных учебников, к сожалению, очень ограничен как в плане типологии предлагаемых заданий, так и в плане возможностей выбора не только групповых, но и индивидуальных траекторий формирования базовык компетенций.

Предлагаемая рабочая тетрадь позволяет проверить языковую подготовку учащихся на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых не только в стандартных условиях, но и в работе со специально отобранным языковым материалом. Пособие включает задания, измеряющие языковую компетенцию (практическое владение русским языком, освоение норм языка, умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности).

В соответствии с требованиями ЕГЭ в данную рабочую тетрадь включены задания на дифференциацию языковых явлений, разграничение омонимичных форм и частей речи, задания на развитие гибкости мышления, что позволит осознанно подходить к анализу языковых явлений, избегая «натаскивания» при подготовке к ЕГЭ.

В рабочей тетради также осуществляется текстоориентированный подход. Цель - научить ребёнка находить языковое явление в тексте и определять его роль. Выполнение предлагаемых заданий позволяет формировать и общеучебные умения: выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать языковые объекты по одному или нескольким пред-

ложенным основаниям, определять адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов, умение экстраполировать информацию. Для решения языжовык задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, в том числе словари. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Содержание рабочей тетради опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы. Задания составлены с учётом принципов преемственности и перспективности, с учётом возрастных особенностей учащихся. Предлагаемые материалы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученнык знаний на уроках, а также при подготовке к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 10-11 классах в качестве повторения пройденного. Структура упражнений и тестовых заданий соответствует структуре аналогичных материалов ГИА и ЕГЭ, что позволит начать подготовку к экзамену уже на II ступени обучения.

Рабочая тетрадь содержит как традиционные упражнения обучающего, творческого и проблемного типа, так и тестовые задания, которые позволяют постепенно прививать навыки работы с тестовыми материалами, формировать умения соотносить языковые явления и терминологические понятия, их назытающие; пользоваться лингвистическими терминами, объяснять орфограммы и пунктограммы; производить лингвистический разбор отдельных языжовык фактов. Необходимо учесть, что ориентация рабочей тетради на постепенную подготовку к ЕГЭ не отменяет контроля знаний и умений и традиционными методами: учитель может использовать упражнения и задания в процессе изучения определённой темы, а также при итоговых проверках.

Успешность сдачи экзамена по русскому языку во многом определяется тем, насколько учащийся подготовлен к этому экзамену. Материал данной рабочей тетради позволит не только проверить знания учащихся, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важные сведения по основным разделам курса русского языка в 7 классе. Кроме того, рабочая тетрадь поможет учителю психологически готовить ученика к сдаче ЕГЭ, так как создаёт условия для осознанного и успешного выполнения заданий, а также оптимизировать свой труд, так как содержит дополнительный дидактический материал.

Ожидаемый результат (знания и умения, которыми должен овладеть ученик в результате изучения темы «Причастие»):

Понятие о причастии

1. Подчеркните причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.

Горячий, горелый, горящий, горя.

Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.

Играючи, играем, игривый, играющий.

Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.

Певучий, певчий, певший, напевая.

2. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.

Обучать - обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.

Убедиться - убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.

Завершить - завершающий, завершивший, завершаемый, завершённый.

Пропускать - пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся.

Вырасти - выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий.

3. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.

Сложивший - сложить, сложиться, складывать, складываться.

Обломленный - обломать, обломить, обломаться, обломиться.

Изучаемый - изучить, изучать, изучаться.

Решивший - решать, решаться, решить, решиться.

Смешивающийся - смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.

4. Найдите в тексте все причастия, подчеркните их как члены предложения.

Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием: была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутык туч показыталась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, глядел кругом и слушал.

5. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия:

наклонение, время, значение действия, изменяемость по лицам.

6. Определите, какой из перечисленных ниже признаков отличает причастие от прилагательного:

роль в предложении; изменяемость по падежам, числам и родам; наличие форм времени.

7. Письменно объясните, почему слово согревшийся можно назвать причастием.

8. В какой строке все выделенные слова являются причастиями?

1) Могучий соперник, огнедышащий дракон, заклеенное окно.

2) Строящееся здание, недоумевающий ученик, собрание окончено.

3) Сыпучее вещество, распоротый шов, расплескавшаяся жидкость.

4) Выровненная поверхность, опавшие листья, ненастная погода.

Знать Уметь

> формальные признаки причастий разных типов, их семантику; > грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного и глагола; > нормы согласования причастий с определяемыми словами и уметь применять их; > понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила обособления; > способы образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. > правила правописания не с причастиями. > правила правописания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. > опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий; > находить причастие в тексте; > составлять словосочетания и предложения с причастиями разных типов; > находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями; > находить причастный оборот в предложении, видеть его границы; > конструировать предложения с причастным оборотом; > различать действительные и страдательные причастия; > различать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, применять изученные орфограммы; > образовать страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Причастный оборот

Мальчишкой часами пропадавшим в зоомузее был я.

1. Распределите по столбикам: одиночные обособленные не обособенные

а) причастие с главным словом, причастия причастные запятыми

б) причастие с зависимым(и) словом(ами), обороты причастные

в) причастие с главным и зависимым(и) словами. обороты

Обозначьте графически причастные оборо-

ты. Какие сочетания слов не войдут ни в один из

столбиков? Почему?

1) дорога, изрытая глубокими колеями

2) растаявший снег

3) не прекращающаяся целый день метель

4) не опавшие с осени листья

5) неокрепший лёд

6) нерасчищенные дорожки

7) сочинение не написано

8) трюмы не выгружены

9) борющиеся за первое место

10) поднимающийся на цыпочки

11) прорубленная полышья

12) сделанный с расчётом на зиму

13) переданный вовремя пакет.

причастие с главным словом (номера) причастие с зависимым словом (номера) причастие с главным и зависимым словами (номера)

2. Найдите в тексте и обозначьте графически причастные обороты. Назовите их количество.

Туча росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окружённый белыми башнями.

Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк.

Эго было Михайловское.

Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское. (По К. Паустовскому)

3. Выпишите из текста:

а) причастия без зависимых слов (одиночные),

б) причастные обороты, которые нужно выделять запятыми,

в) причастные обороты, которые не выделяются запятыми (знаки не расставлены).

Мальчик прошёл мимо застеклённых полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной, где на тонких проволочных нитях висели два причудливых осьминога.

Они висели за слегка запылённым стеклом, словно два пёстрых зонтика, а за ними громоздились раскрашенные в красный, бурый и жёлтый цвета странные камни похожие на деревья.

Вымазанные яркими красками рыбки хороводили между камней. «Коралловый риф и его обитатели» - было написано на приклеенной табличке витрины.

4. Напишите номера тех словосочетаний, которые являются причастными оборотами. Аргументируйте свою точку зрения:

1) прибывший издалека

2) вьющиеся растения

3) с искажающим объективом

4) поддержанный соратниками

5) в расстилающейся степи

6) о выгоревшей лиственнице

7) озарённая солнцем

8) выполняющий вовремя

5. Составьте предложения, включив в них данные причастные обороты до и после главного слова.

• разрисованный художником

• давно изученный

• размокший от дождя

• сломанный во время бури.

6. В каком варианте оба сочетания слов являются причастным оборотом?

1) построенный вовремя, дом построен

2) замешанный в деле, замешенное тесто

3) убегающий вдаль, быстро убегающий

4) закрытый на время, закрытая дверь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. В каком варианте нет причастного оборота?

1) выросший на воле

2) вдумчиво читающий текст

3) размытая дождём

4) высохший асфальт

8. Найдите предложение с двумя причастными оборотами.

1) Всё, окружавшее нас, казалось необыкновенным.

2) Через полчаса зверь высунул мокрый чёрный нос, нюхавший воздух и дрожащий от жадности.

3) Он внимательно посмотрел на меня, брезгливо фыркнул и сунул нос в кипящую картошку, разбрызгивающую сало.

4) Барсук расковырял пень и засунул в мокрую и холодную труху обожжённый нос.

9. В каком варианте причастный оборот нужно выделить запятыми?

1) Тучи поспешно сбегали с синего свода унизанного ярко мерцавшими звёздами.

2) Между обросшими мхом древесными стволами царит полумрак.

3) Северная холодная ночь раскинулась над глухо рокотавшим морем.

4) Вокруг неуклюже надвигавшейся глыбы пенилась вода.

10. В каком варианте причастный оборот не выделяется запятыми?

1) Неподвижно глядит побелевший мороз неслышно проникающий в стынущее тело.

2) Тиха и извилиста речка протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах.

3) С бьющимся сердцем ходил я по земле украшенной зеленью и цветами.

4) Я умел находить скрывавшиеся в тени кустарников ягоды.

11. В каком варианте правильно расставлены все знаки препинания?

1) Чудесными, полными сказочнык тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны заросшие земляникой.

2) Ели, стоявшие по колено в сугробах были громадно высоки.

3) Но ещё выше елей было небо, всё засыпанное зимними звёздами.

4) В тёмной пучине колебались, повисшие яркие звёзды.

12. В каком варианте допущена пунктуационная ошибка?

1) Махачкала кажется городом, построенным из окаменелой морской пены.

2) Зернистый камень набережных и зданий блестит крупинками слюды, напоминающими большие брызги.

3) Мальчишки машут перед обмякшими от южной синевы пассажирами, связками только что пойманной рыбы.

4) От картошки, жарившейся на сковородке, шёл вкусный запах.

13. Сформулируйте тестовое задание к данным предложениям.

1) Солнце просушивало ночные туманы, расстеленные на склонах гор.

2) Сырой пух облаков, в клочья растерзанных стоял в воздухе.

3) На развалинах дома, окружённого обломками уцелевшего сада, он присел.

4) Стояли глицинии, напоминающие засохших змей.

15. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Меня и сынишку (1) завороженных журчанием (2) светлоструйного ручейка (3) впадавшего в речушку (4) с нежным именем Конопляночка (5) неодолимо потянуло к его истоку.

1) 1,2,3,4

2) 1,3,5

3) 1,2,3,5

4) 1,3,4,5

Действительные и страдательные причастия

1. От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Верить, держать, ценить, полоть, пахать, звать, класть, стелить, зависеть, чтить, молчать, скрипеть, ползти, брить, опаз-дышать.

2. От глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. Хранить, зависеть, таять, засеять, сидеть, смотреть, клеить, уходить, вертеть, лечить, молоть, ограничивать, стоять, распороть, лелеять.

3. У какого причастия неверно определены морфологические признаки?

1) расколотые (дрова) - страдательное причастие прошедшего времени.

2) увядший (цветок) - действительное причастие прошедшего времени.

3) построенный (дом) - страдательное причастие прошедшего времени.

4) задуманный (план) - действительное причастие прошедшего времени.

4. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени.

Варить, сварить, жарить, ранить, изранить, ломать, поломать, фаршировать, линовать, ковать, подковать, рвать, золотить, посеребрить, мостить, вымостить, сказать, печь.

14. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Природа (1) оживлённая дождём (2) казалась одетой (3) в блестящий на солнце (4) праздничный наряд.

1) 1

2) 1, 2

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 3,4

5. Укажите строку, в которой все причастия действительные:

1) помытый, несомый, опрошенный, озябший;

2) значащий, молящийся, прогнувшийся, купавшийся;

3) зажмуренный, считающийся, рисовавший, вытирающий;

4) разбранившийся, забитый, нравящийся, везший.

6. Прочитайте предложения и выполните задания А, Б, В.

1) Между изредка вспыхивавшими огоньками появлялись удивительные очертания деревьев.

2) Разговаривая со своими друзьями, он совершенно забыл о неприятностях.

3) Старик, опустив корзину с грибами, показал нам заросшую бурьяном тропинку к озеру. 4) Оглядываясь по сторонам, они пересекали переулок шаркающей походкой.

A. Укажите предложения, в которык есть причастия.

1) 1,2,3,4

2) 2,3,4

3) 1,3,4

4) 1,4

Б. Укажите предложения, в которых есть действительное причастие в творительном падеже.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

B. Укажите предложения, в которых есть действительное причастие в винительном падеже.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

8. Найдите в предложениях причастия. Укажите предложения, в которых есть страдательные причастия прошедшего времени.

1) У холоднокровных животных температура тела непостоянна и близка к температуре окружающей среды.

2) В палатке пусто и розово от солнца, прошедшего сквозь нарядный брезент.

3) У ног Ильи широкая пасть оврага была наполнена густой тьмой.

4) Туго согнутой веткой терновой мой венец на тебе заблестит.

5) Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.

9. Выберите нужную гласную (а, е, и, я). Укажите суффикс причастия.

Закле_вший окно, замет_вший друга, зависший от других, засе_вший поле, ненавид_щий ложь, вер_вший в идеалы, помн_щий добро. Слыш_вший сообщение, вид_вший сон, за-конч_вший школу, зате_вший драку, поран_вший руку, вытерп_вший все испытания, измуч_вший всех.

10. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.

Он подош_л ко мне слева хрома_щей ( )

походкой. Море вздыха_щее ( ) у берегов

уснуло. Передо мной стоял уже не прежний су-тул_щийся ( ) от холода человек. Дует

сильный ветер смета_щий ( ) всё на

своём пути.

11. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания и графически обозначьте причастные обороты.

Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.

12. Найдите и исправьте ошибку в одном из трёх словосочетаний каждого варианта.

1. а) прибывающий вовремя; б) сомневающийся во всём; в) борящимися за власть.

2. а) попадающийся на глаза; б) движащийся вперёд; в) стреляющий метко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. а) надеющийся на чудо; б) жарющийся на костре; в) распадающийся на части.

4. а) следущий за мной; б) верящий всем; в) ненавидящий меня.

5. а) режущий на части; б) тратющий слова; в) встречающийся часто.

13. Укажите правильный вариант ответа.

1. Действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола несовершенного вида.

A) ждущий ответа;

Б) узнавший обо всём;

B) предпочитаемый мною.

2. Действительное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида.

A) решивший задачу;

Б) сверкающий в ночи;

B) сдерживаемый с трудом.

14. Какой признак причастия обозначен неверно?

1) В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н.

2) Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -ющ-, -ущ- (2-е спряжение) и -ащ-, -ящ- (1-е спряжение).

3) Приставка не влияет на количество Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

4) НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1. В какой строке все причастия с НЕ пишутся слитно?

1) (Не)навидевший фальшь, (не)выполненное на уроке задание, (не)отправленное письмо.

2) (Не)замеченная оплошность, ошибка (не)исправлена, (не)защищённый от ветра.

3) (Не)закрытое окно, (не)прекращающийся

дождь, (не)годующий критик.

4) (Не)продуманный план, (не)прояснившееся после дождя небо, (не)сыгранная роль.

2. Сформулируйте задание к данному упражнению. Выполните его. Продолжите упражнение своими примерами.

(Не)засеянное поле, (не)засеянное вовремя поле, поле (не) засеяно, (не)законченная мною работа, (не)законченная, а начатая работа, работа

(не)закончена, (не)закрытый дневник, (не)закрытый учеником дневник, дневник (не)закрыт.

3. Раскройте скобки. Объясните устно правописание частицы НЕ с причастиями.

Здесь между холмами протекает (не) ведомая, (не) имеющая названия река. Вечер был июльский, ещё (не) остывший от зноя. Песни не останутся (не) спетыми. Во всём давала себя знать его (не) унывающая натура. В последний раз блеснули горы в (не) существующей дали.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не) опознанный объект продолжал свой полёт над городом.

2) (Не) остывшая печь продолжала согревать

дом.

3) Никем (не) мытые овощи лежали беспорядочно на прилавке.

4) В этот день со всеми произошли загадочные, (не) объяснимые явления.

5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1). (Не) проданная, а подаренная картина висела на самом видном месте.

2). (Не) политые садовником цветы быстро завяли.

3). (Не) выключенный факс продолжал работать и выдавать новые сообщения.

4). Отзыв написан вовсе (не) разборчивым почерком.

6. В каком варианте ответа правильно указано слово, где НЕ пишется раздельно?

A) (не) навидящий взгляд

Б) (не) открывшийся замок

B) ещё (не) распустившийся цветок

Г) (не) причёсанный ребёнок

1. А

2. Б

3. В

4. Г

7. В каком варианте ответа правильно указано слово, где НЕ пишется слитно?

А) (не) закрашенный карандашом рисунок

Б) (не) засеянное, а вспаханное поле

В) книга (не) прочитана

Г) (не) замёрзшее озеро

1. А

2. Б

3. В

4. Г

8. Укажите предложение с орфографической ошибкой:

A) Он бросил на меня не доумевающий взгляд.

Б) За ненаписанное сочинение ученик получил

«2».

B) Долина, ещё не освещённая солнцем, была подёрнута туманом.

Г) На полях не скошена трава.

Н и НН в суффиксах причастий

1. Укажите предложение с орфографической ошибкой:

A) Каждый шаг моей некованой лошади раздавался в ущелье.

Б) Ночь лучезарная смотрит на скошенный луг.

B) Как тень, отброшенная тучей, вдоль искривлённых берегов чернеют образы лесов.

Г) Ненаписаных стихов - не жаль!

2. Буква Н пишется в слове:

A) жела... ые гости;

Б) плетё.ая корзина;

B) броше.ая верёвка;

Г) замасле. ый конверт.

3. Буквы НН пишутся в слове:

A) рассея. ый взгляд

Б) гружё.ая баржа;

B) кипячё.ая вода;

Г) копчё.ый угорь.

4. Орфографическая ошибка допущена в слове:

A) вязаный платок;

Б) опьянённые росами;

B) ненаиграные жесты;

Г) брошенный камень.

5. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?

1) На высохшем болоте росли жиденькие клюкве...ые кустики.

2) Иней, перемеша...ый с землёй, лежал под каждым кустом и поблёскивал на солнце.

3) За это и гроша лома.ого не дадут.

4) Щенок во дворе радостно играл с дра...ым сапогом.

6. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

1) Преступники оказались глупы, ограни-че...ы.

2) Туристы отчая.о карабкались по скалам.

3) Девушка поступила ветре.о.

4) Бочка впрок наполне... а мёдом.

7. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Помните, каким шумным и оживлённым был

лес весной и летом? (2)Теперь он стоит перед нами

застывший в какой-то таинственной тиши. (3)Но даже в этой тишине есть своеобразная привлекательность. (4)Зеленеют ели, тяжело распустившие свои ветви, одетые пушистыми снежными гирляндами. (5)Кругом чернеют берёзы и осины, лишённые листвы. (б)Кое-где возвышаются старые сосны с яркими буро-красными стволами и раскидистой длинной хвоёй. (7)От деревьев, освещённых косыми холодными лучами, ложатся длинные серые тени, глаз слепит сверканье мягкого снега, и свежо дышится острым морозным воздухом.

(С.И. Огнев)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1). Определите тему и главную мысль текста.

2). Озаглавьте текст.

Филологический класс, 25/2011

4). Выпишите из текста все причастия.

5). Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в суффиксах полнык причастий, если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида»

б). В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.

От деревьев,(1) освещённых косыми холодными лучами,(2) ложатся длинные серые тени,(3) глаз слепит сверканье мягкого снега,(4) и свежо дышится острым морозным воздухом.

3). Определите стиль текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.