Научная статья на тему 'Приемы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка'

Приемы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4752
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ / ЭТАПЫ УРОКА / ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ / ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагаева Надежда Михайловна

Какие задания помогут учителю формировать УУД учащихся на разных этапах урока?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка»

Мастер - класс

В статье рассказывается приемы формирования универсальных учебных действий на уроке, используются фрагменты уроков русского языка в 5 классе, приводятся примеры заданий, направленных на развитие УУД школьников.

J

Л

Дагаева Надежда Михайловна

ГБОУ СОШ № 641 имени Сергея Есенина учитель русского языка и литературы

г. Москва

E-mail: [email protected]

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

____________________________Г

Аннотация. Какие задания помогут учителю формировать УУД учащихся на разных этапах урока?

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, этапы урока, постановка проблемы, проблемный вопрос, рефлексия.

Перед российским образованием стоит сложная задача - успешно осуществить переход на Государственные Образовательные Стандарты второго поколения. Нововведения направлены на формирование личности школьников, на развитие таких качеств, как нестандартное мышление, инициативность, готовность к постоянному личностному росту. Отказ от репродуктивных методов обучения, смена вектора от узкопредметных образовательных результатов к воспитанию творческих людей, заинтересованных в непрерывном образовании в течение жизни, способных к сотрудничеству, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением - основная задача ФГОС [4, с.78]. Для реализации столь масштабных планов вырабатывается новый подход к обучению. Процесс образования, цель которого прежде была дать знания, теперь рассматривается как система, направленная на формирование способностей саморазвития, умения получать знания самостоятельно. Ключевым понятием в образовании становятся так называемые Универсальные Учебные Действия (УУД): коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные. Суть этих действий для школьников - научиться самим планировать свое образование, ставить учебные задачи, контролировать процесс работы и оценивать полученный результат, развивать навыки

сотрудничества, формировать мотивацию к совместным действиям с учителем, одноклассниками. В личностном плане УУД направлены на формирование представлений о нравственности, становление гармоничных отношений личности с обществом [1, с.36].

Перед учителем встает задача: с помощью системы заданий развивать УУД школьников, выстраивая уроки таким образом, чтобы каждый этап занятий максимально способствовал этому.

На уроках в рамках ФГОС особое внимание уделяется формулированию темы, постановке проблемного вопроса, целей урока [2, с.19]. Если в традиционной системе образования эти задачи выполнял учитель, то в рамках ФГОС учащиеся справляются с ними самостоятельно. Такой подход обеспечивает развитие следующих УУД: регулятивных - постановка учебной задачи, соотнесение ранее изученного и нового;

познавательных - анализ с целью выделения признаков, формулирование проблемы;

коммуникативных - построение связного высказывания, оценка ответа одноклассника;

личностных - самоопределение, мотивация к обучению, смыслообразование [7, с.163].

В качестве примера можно привести введение темы «Чередование согласных в корне слова» в рамках раздела «Морфемика» в 5 классе.

На доске Деятельность учителя Деятельность учащихся

Стены дома вздрогнули от раската грома. Листья осины дрожали на ветру. Ребенок вздрагивал во сне. Выпишите однокоренные слова из предложений. Обоснуйте свой выбор. Как вы назовете встретившееся языковое явление? Сформулируйте проблемный вопрос нашего урока. Учащиеся анализируют предложенный материал, приходят к выводу, что перед ними слова с чередующимися согласными. Возможные проблемные вопросы урока: в какой морфеме происходит чередование, какие согласные могут чередоваться в корне слова, меняется ли лексическое значение корня при чередовании согласных.

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

43

Мастер - класс

Таким образом, самостоятельное формулирование темы урока, выделение проблемы на начальном этапе урока помогает учащимся занять активную позицию в обучении, мотивирует к дальнейшей учебной деятельности, формирует навык выделения главного, умение видеть проблему, самостоятельно планировать поэтапное ее решение.

На следующих этапах урока учащиеся также способны самостоятельно выполнить предложенную учителем работу, исследование, результатом чего станет приобретение новых знаний.

На уроке по теме «Имя существительное» учащиеся анализируют материал для наблюдений, предложенный учителем, и вспоминают морфологические признаки существительного.

из частей; подведение под понятие; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера;

регулятивных - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, сотрудничество в сборе информации, контроль, сличение с эталоном; коррекция, оценка, коммуникативных - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

личностных - создание ситуации личного успеха, мотивация к учебе, повышение самооценки [5, с.13].

Работа с текстом, таблицами, алгоритмами занимает ключевое место в системе обучения в рамках ФГОС [8, с.156]. Для осуществления этих задач в течение года детям была предложена система упражнений. В качестве примера можно привести следующие задания:

На доске Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. город, девочка, кошка, газета; Москва, Анна, Мурка, «Известия». 2. Вижу грачей (одуш., м.р.), церкви (неодуш., ж.р.), поля (неодуш., ср. р.) 3. Пользуясь данными примерами, сформулируйте, какими признаками обладает имя существительное. Сравните ваши выводы с правилом в учебнике. Учащиеся приходят к выводу, что в первом пункте приведены собственные и нарицательные существительные, а второй пример говорит о том, что имена существительные подразделяются на собственные и нарицательные. Далее пятиклассники могут порассуждать, является ли этот признак постоянным или же он непостоянный.

Далее им предлагается алгоритм ответа для самостоятельных частей речи, которые изучаются в 5-6 классе, и пятиклассники заполняют графу «Существительное»:

Алгоритм ответа по самостоятельным частяе речи

Имя существительное Имя прила-г^тудяж:), олагаи

I. Общее значение, вопрос

II. Морфологические признаки Пост. Непост.

III. Синтаксическая роль в предложении

Результатом этой работы становится формулирование определения части речи и последующее сравнение собственной формулировки с правили-, подложенном в учебнике. Правило, выведенноеребятами на уроке, оказалось более информативней, симопре-деление, данное в УМК М. Бараноиа, Т. Ладыженявой и др. [3, с.142].

Предложенная организация важнейшего этапа урока - получения новых знаний - направлена на развитие следующих УУД: познавательных - поиск и выделение информации, выбор оснований и критериев для сравнения, анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование; синтез как составление целого

1. По заданной структуре определите тип текста и составьте примерный текст из 5 предложений (задание по группам). Проанализируйте и оцените тексты каждой группы.

A. 1. ОПщее впечямление от л родмета.

2. Деоаииппедмети.

Б. 1. Начало события.

е. Десвитие действия.

3. Кульминация.

4. Конец события, развязка.

B. 1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.

2. Пользуясь текстом правила в учебнике, составьте алгоритм характеристики глагола как части речи, представьте его в виде таблицы. Какие этапы в характеристике вы выделили?

3. Пользуясе тевстом.знполнидо таблицу «Чосли рсвс»:

Поеермю глаза спросонок, и меня ослепляет свесом. Вон енк кепельиграет: трл-ме-»л-ла! Сыплются зо-еомою нооли с крниш.сыелются еяодо-часто, оьотпе, крпеолетые еоярр. Весна, весои! (По И.Шмолелу)

44

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

Мастер - класс

4. Прочитайте перечисленные ниже слова и определите, какими частями речи являются каждое из слов под номерами:

1) учебник, 2) под, 3) либо, 4) седьмой, 5) метеорит, 6) на, 7) чтобы, 8) четыре, 9) лыжники.

Объедините данные слова в 4 группы. Заполните таблицу.

Группа Номер Общее название

слова группы

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

5. Прочитайте предложение. Закончите схему, впишите названия групп и заполните остальные блоки схемы:

Раннее солнце осторожно крадется между крышами домов.

Заключительнымэтапом урока в рамках ФГОСяв-ляется нвфмуаиря. Эирт вид детткльнм стипоммгает рокщимпя осознакать а аргулировать процесс нвТ-утищанрко приращятоя зкааий, щрчного вкпадаворнв таждего учащаазся. Учащимся -^р^^,има^1^и^ася атки-екти на вс^птс^<^1^1, пвротрлизироиать ааlPc^c^LтсP^^^^^^^к в зон-н урежаорреоующел чср^^тач^: кцялкм приоУр ретенных знаний, оценка проделанной работы, эмо-циональтроаридтани к учащего са,соотнистаио«мое состояние и мои знанкр ч нтчале и в клтцо урежа» и т.д.

|-1а эдяторефлексии могут быть использованы следующие- отиросыи тадаеир:

т. и^фсpмгJвицyктч 3 сзпвоcа по сегодкчшией акмв.

т. Можетеливыдо^витьчто-то новое к своему прежнему мнению?

3. Напишите телеграмму своему знакомому из 11 слов о негодвяшнемурокь

4. Закончите сpсрлoжeниe:

Сегодня ив уроке т познакомился с я научился...,

повториз..., мзи айHйaвилocв, мне былo■гйyйсс... УТП.

б.Иапишиае ззнквейн нт тете cйг■oдняшгlвгв урлка.

6. Ответьте на вопросы анкеты (вопросы помогут ученикам осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку).

На этапе рефлексии формируются следующие УУД учащихся:

регулятивные - осознание полученной информации, соотнесение нового и ранее изученного, коррекция, оценка;

познавательные - анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение;

коммуникативные - построение связного высказывание, оценка ответов, взаимодействие;

личностные - оценивание проделанной работы, личного вклада в совместную деятельность [5, с.14].

Таким образом, каждый этап урока в рамках ФГОС направлен на развитие тех или иных УУД. Задача учителя - предложить учащимся наиболее продуктивные задания, основными критериями выбора которых будут самостоятельность выполнения индивидуально, в парах и группах, побуждение к активной работе на уроке, формирование интереса к проблеме, личностное развитие каждого участника процесса обучения [6, с.48].

Задача непростая, требует большой работы и подготовки учителя, однако труд окупится сполна, и первые результаты учитель получит уже в конце урока -на этапе рефлексии.

Литература

1. Анохина Н. В. Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5. С. 35-38.

2. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда чраииo гов. // Инновационные проекты и программы в об-цазква нии. 2013. № 1. С.18-22.

Зр тр-мв рные программы основного общего образования. иис^лш й язык - М.: Просвещение, 2010.

4. Реакизация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителя / Е. К. Бунеева, А. А. Вахрушев, А. В. Горячев - Баласс, 2013 г.

5. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго г■юкoления // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.10-14.

6. Свиридова Е. М. Проектирование, малые учебные группы, индивидуальная траектория в условиях индивидуал изищии обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 5.С. 44-51.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособ ие для учителей /А.Г Асмолов, Г. В. Бурменская, d.A. Володарская и др.- М.: Просвещение, 2011.251с.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. наук. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение, Реп,-263с.

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.