Научная статья на тему 'Современный урок, ориентированный на введение федеральных государственных образовательных стандартов'

Современный урок, ориентированный на введение федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК / СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Светлана Григорьевна

В статье представлена в табличной форме технологическая карта урока русского языка по теме: склонение имен существительных. Для каждого из 7 этапов урока определены деятельность учителя, организуемая деятельность учеников, формируемые УУД и личностные результаты, а также форма, методы и средства работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный урок, ориентированный на введение федеральных государственных образовательных стандартов»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

J

Л

Баринова Светлана Григорьевна

учитель начальных классов МБОУ Краснослободская ООШ д. Красная Слобода, Борский район, Нижегородская область

E-mail: school-kr.slob@km.ru

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК,

ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

_______________________________Г

Аннотация. В статье представлена в табличной форме технологическая карта урока русского языка по теме: склонение имен существительных. Для каждого из 7 этапов урока определены деятельность учителя, организуемая деятельность учеников, формируемые УУД и личностные результаты, а также форма, методы и средства работы.

Ключевые слова: урок, универсальные учебные действия, личностные результаты, русский язык, склонение имен существительных.

Введение Федеральных государственных стандартов второго поколения потребовало освоения новых подходов в преподавании [2,3,4,5,6]. Планированипе современного урока, обеспечивающего формирование метапредметных результатов - универсальных учебных действий и личностных результатов образования - опирается как на новые организационно-методические принципы, так и на широкое видение содержания предмета [1,4]. Цели урока.

Образовательные:

• Дать представление о трёх типах склонения у имён существительных;

• Формировать умение определять тип склонения по роду и окончанию имён существительных.

Развивающие:

• Развитие умения распознавать склонение имён существительных;

• Развитие лексической и орфографической зоркости;

• Развитие связной устной речи;

• Умение работать по алгоритму;

• Развитие навыков самоконтроля и взаимопроверки.

Воспитательные:

• Воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое обоснование (формируемые УУД)

1. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент) Организует мотивирование к учебной деятельности. Приветствие учащихся. - Слышите, звенит звонок, говорит: начнём урок. Включение в деятельность на личностно значимом уровне. - Работаем старательно! Слушаем внимательно. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования - формирование положительной мотивации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Форма работы - фронтальная. Метод - словесный. Средства - слово учителя.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному учебному действию. Организует выявление учащимися места и причины затруднения. Слова на доске: День трава ночной ветер Дядя земля тайга пустыня К берегу на земле стена из леса По дороге, по земле, по площади, по стране. Актуализируют знакомые способы действий, обобщают. Называют лишние слова в каждой группе, аргументируя свой выбор. Фиксация индивидуальных затруднений. - Почему падеж и род одинаковые, а окончания разные? Познавательные УУД - общеучебные (произвольное и осознанное построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы); - логические (анализ, классификация) . Регулятивные УУД - контроль и оценка (что уже усвоено и что предстоит усвоить) . Форма работы - фронтальная. Методы - словесный, логический. Средства - беседа.

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Этап урока

3. Построение проекта выхода из затруднения.

4. Реализация построенного проекта 1) Практическая работа в группах

2) Открытие нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организует диалог, направленный на выявление цели, темы, способа действий.

Ставит перед детьми вопрос.

- Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке?

Обдумывают проект дальнейших учебных действий. Высказывают свои версии разрешения возникшего затруднения (просклонять существительные, сравнить их окончания) . Ставят цель - узнать, почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания.

Осуществляет реализацию построенного проекта через групповую работу. - Разделите эти слова на 3 группы: вода, ученик, стекло, Юра, земля, степь, конь, лиса, дядя, окно, гнездо. После обсуждения предлагает классифицировать слова в зависимости от рода.

Предлагает задания группам - записать имена существительные, просклонять.

Обсуждают, по каким признакам можно разделить группы. Высказывают свои версии (род, одушевл.- неодушевл., количество слогов) .

Записывают слова:

1 гр.- им. сущ. ж.р.

2 гр.- им. сущ. м.р.

3 гр.- им. сущ. ср.р.

Склоняют, выделяют окончания

Заслушивает ответы детей и заносит слова в сводную таблицу на доске.

- Сравните окончания существительных женского рода, сделайте вывод о склонении существительных женского рода (склоняются неодинаково) .

- Отделите чертой слово «степь».

- Назовите существительные мужского рода.

- Сделайте вывод о склонении сущ. мужского рода (склоняются неодинаково) .

- Разделите чертой слова «Юра, дядя» и слова «стол, конь».

- Почему оказались в одной группе существительные женского рода «вода, земля» и существительные мужского рода «Юра, дядя»? (одинаково склоняются) .

- С какими существительными можно объединить существительные «окно, море»? (стол, конь) .

- Почему оказались в одной группе существительные мужского рода без окончаний и среднего рода с окончаниями о-е?

- Сформулируйте вывод: на сколько групп мы разделили существительные по склонениям? Сколько склонений у существительных?

- отчитываются о проделанной работе;

- сравнивают окончания;

- заполняют сводную таблицу в группах;

- делают вывод о том, что все существительные можно разделить на 3 группы;

- подписывают название каждого столбика:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

вода, ученик, степь

земля, конь,

лиса, стекло,

дядя, окно,

Юра гнездо

и.п -а -я -, -о -е -

р.п. -ы -и -а -я -и

дп. -е -у -ю -и

в.п. -у -ю -а -я -о -

т.п. -ой -ей -ом -ем -ю

п.п. -е -е -и

Теоретическое обоснование (формируемые УУД)

Регулятивные: целеполагание

как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Форма работы - фронтальная Методы - словесный, частично-поисковый (эвристическая беседа) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные:

- общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- логические: анализ, синтез. Форма работы - групповая. Методы - словесный, логический, практический Познавательные:

- общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- логические: анализ, подведение под понятия, выведение следствий

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Форма работы - коллективная, групповая.

Методы - частично-поисковый, словесный.

Средства обучения - рабочие листы, таблицы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

45

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое обоснование (формируемые УУД)

3) Уточнение темы и целей урока Подводит детей к выводу о конкретной теме и цели урока. Формулируют тему и цель урока: - три склонения имён существительных; - научиться различать тип склонения имён существительных. Личностные результаты: смыслообразование. Регулятивные УУД: целепола-гание.

4) Фиксация преодоления ранее возникшего затруднения Помогает учащимся прийти к выводу о разрешении затруднения. Возвращение к словам 4-й группы. - Можем ли мы сейчас объяснить, почему у сущ. (по площади) окончание -и? - Для чего же нам необходимо научиться определять склонение? Фиксируют на вербальном уровне преодоление возникшего ранее затруднения. Объясняют, что слова относятся к 1 скл., а слово площадь -к 3 скл. Определяют значимость нового знания: - Чтобы правильно писать окончания имён существительных. Регулятивные УУД: оценка. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Методы - эвристическая беседа. Форма работы - фронтальная.

5) Выявление обобщённого способа действий Организует работу, направленную на выявления обобщённого способа действий путём создания алгоритма и схемы-опоры: - Какие существительные отнесем к первому склонению? (определяем по начальной форме, т.е. по именительному падежу единственного числа) . - Какого рода и с каким окончанием? - Какие существительные отнесем ко второму склонению? - Какие существительные отнесем к третьему склонению? Каждую группу делит на 2 подгруппы. Задание - первая подгруппа составляет схему-опору, другая -составляет алгоритм Наблюдает за деятельностью детей. Оказывает помощь (по мере необходимости) Проговаривают отличительные признаки 1, 2, 3 склонения. Работают в группах-Составляют алгоритм, схемы-опоры. Выходят по 1 представителю от каждой подгруппу, представляют свою работу. Лучшие варианты выставляются на доску. Примерные варианты: - Схема-опора 1- е скл.- ж.р. и м.р.- а -я 2- е скл. м.р. [_] ср.р.- о -е 3- е скл.- ж.р. [_] - Алгоритм: 1 шаг Узнать род. 2 шаг. Определить окончание. 3 шаг. Определить склонение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: - общеучебные: знаково-символические действия, структуиро-вание знаний. Регулятивные УУД: освоение общих способов действий. Форма работы - групповая. Методы - исследовательский, словесный. Средства - моделирование, создание алгоритма.

5. Первичное закрепление с прогова-риванием во внешней речи. Организует групповую работу. Каждая группа получает карточку с набором слов (дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея) . Решают типовые задания на новый способ действий с прогова-риванием алгоритма решения вслух. После проговаривания записывают слова в 3 столбика. Во время проверки подчёркивают орфограммы (непроверяемые написания) . Регулятивные УУД: формирование действия планирования, самоконтроля. Познавательные УУД: - общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Форма работы - групповая. Методы - репродуктивный, практический. Средства - действие по алгоритму.

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№5, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое обоснование (формируемые УУД)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Организация для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. - Запишите слова в 3 столбика: класс, дерево, яблоня, вьюга, осень, дождь, ключ, ночь, ошибка, метель, лагерь, деревня, Володя, помощь, Рязань. - Допишите самостоятельно по два слова каждого склонения (кто хочет) . Организует работу по самопроверке и самооценке. Образец на доске. - Есть ошибки? - Каков результат работы? Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка -оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: - общеучебные: рефлексия способов и условий действий. Форма работы - индивидуальная. Методы - практический, контроль и самооценка. Средства - алгоритм, схема-опора.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) . Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотносит цель и результаты учебной деятельности, фиксирует степень их соответствия и намечает дальнейшие цели деятельности. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания (разноуровневые карточки) . - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? Сигнальные карточки: «?» - не всё понял, нужна помощь; «+» - урок понравился; «!» - всё понял, было интересно. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Познавательные УУД: - общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные результаты: смыслообразование. Форма работы - фронтальная. Методы - словесный, контроля и самооценки, наблюдение. Средства - сигнальные карточки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Дунилова Р.А., Бобрикова Л.Г Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5—11.

2. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

3. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

4. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализа-

ции ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1(90). 2012. С. 56-65

5. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения //Образование и наука. 2012. № 8. с.5-14

6. Соловьева Г. С. Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С.65-68.

7. Шалдина С.А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.20-23.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.