ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
J
Л
Баринова Светлана Григорьевна
учитель начальных классов МБОУ Краснослободская ООШ д. Красная Слобода, Борский район, Нижегородская область
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК,
ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
_______________________________Г
Аннотация. В статье представлена в табличной форме технологическая карта урока русского языка по теме: склонение имен существительных. Для каждого из 7 этапов урока определены деятельность учителя, организуемая деятельность учеников, формируемые УУД и личностные результаты, а также форма, методы и средства работы.
Ключевые слова: урок, универсальные учебные действия, личностные результаты, русский язык, склонение имен существительных.
Введение Федеральных государственных стандартов второго поколения потребовало освоения новых подходов в преподавании [2,3,4,5,6]. Планированипе современного урока, обеспечивающего формирование метапредметных результатов - универсальных учебных действий и личностных результатов образования - опирается как на новые организационно-методические принципы, так и на широкое видение содержания предмета [1,4]. Цели урока.
Образовательные:
• Дать представление о трёх типах склонения у имён существительных;
• Формировать умение определять тип склонения по роду и окончанию имён существительных.
Развивающие:
• Развитие умения распознавать склонение имён существительных;
• Развитие лексической и орфографической зоркости;
• Развитие связной устной речи;
• Умение работать по алгоритму;
• Развитие навыков самоконтроля и взаимопроверки.
Воспитательные:
• Воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое обоснование (формируемые УУД)
1. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент) Организует мотивирование к учебной деятельности. Приветствие учащихся. - Слышите, звенит звонок, говорит: начнём урок. Включение в деятельность на личностно значимом уровне. - Работаем старательно! Слушаем внимательно. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования - формирование положительной мотивации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Форма работы - фронтальная. Метод - словесный. Средства - слово учителя.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному учебному действию. Организует выявление учащимися места и причины затруднения. Слова на доске: День трава ночной ветер Дядя земля тайга пустыня К берегу на земле стена из леса По дороге, по земле, по площади, по стране. Актуализируют знакомые способы действий, обобщают. Называют лишние слова в каждой группе, аргументируя свой выбор. Фиксация индивидуальных затруднений. - Почему падеж и род одинаковые, а окончания разные? Познавательные УУД - общеучебные (произвольное и осознанное построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы); - логические (анализ, классификация) . Регулятивные УУД - контроль и оценка (что уже усвоено и что предстоит усвоить) . Форма работы - фронтальная. Методы - словесный, логический. Средства - беседа.
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Этап урока
3. Построение проекта выхода из затруднения.
4. Реализация построенного проекта 1) Практическая работа в группах
2) Открытие нового знания
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организует диалог, направленный на выявление цели, темы, способа действий.
Ставит перед детьми вопрос.
- Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке?
Обдумывают проект дальнейших учебных действий. Высказывают свои версии разрешения возникшего затруднения (просклонять существительные, сравнить их окончания) . Ставят цель - узнать, почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания.
Осуществляет реализацию построенного проекта через групповую работу. - Разделите эти слова на 3 группы: вода, ученик, стекло, Юра, земля, степь, конь, лиса, дядя, окно, гнездо. После обсуждения предлагает классифицировать слова в зависимости от рода.
Предлагает задания группам - записать имена существительные, просклонять.
Обсуждают, по каким признакам можно разделить группы. Высказывают свои версии (род, одушевл.- неодушевл., количество слогов) .
Записывают слова:
1 гр.- им. сущ. ж.р.
2 гр.- им. сущ. м.р.
3 гр.- им. сущ. ср.р.
Склоняют, выделяют окончания
Заслушивает ответы детей и заносит слова в сводную таблицу на доске.
- Сравните окончания существительных женского рода, сделайте вывод о склонении существительных женского рода (склоняются неодинаково) .
- Отделите чертой слово «степь».
- Назовите существительные мужского рода.
- Сделайте вывод о склонении сущ. мужского рода (склоняются неодинаково) .
- Разделите чертой слова «Юра, дядя» и слова «стол, конь».
- Почему оказались в одной группе существительные женского рода «вода, земля» и существительные мужского рода «Юра, дядя»? (одинаково склоняются) .
- С какими существительными можно объединить существительные «окно, море»? (стол, конь) .
- Почему оказались в одной группе существительные мужского рода без окончаний и среднего рода с окончаниями о-е?
- Сформулируйте вывод: на сколько групп мы разделили существительные по склонениям? Сколько склонений у существительных?
- отчитываются о проделанной работе;
- сравнивают окончания;
- заполняют сводную таблицу в группах;
- делают вывод о том, что все существительные можно разделить на 3 группы;
- подписывают название каждого столбика:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
вода, ученик, степь
земля, конь,
лиса, стекло,
дядя, окно,
Юра гнездо
и.п -а -я -, -о -е -
р.п. -ы -и -а -я -и
дп. -е -у -ю -и
в.п. -у -ю -а -я -о -
-е
т.п. -ой -ей -ом -ем -ю
п.п. -е -е -и
Теоретическое обоснование (формируемые УУД)
Регулятивные: целеполагание
как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Форма работы - фронтальная Методы - словесный, частично-поисковый (эвристическая беседа) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные:
- общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- логические: анализ, синтез. Форма работы - групповая. Методы - словесный, логический, практический Познавательные:
- общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- логические: анализ, подведение под понятия, выведение следствий
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Форма работы - коллективная, групповая.
Методы - частично-поисковый, словесный.
Средства обучения - рабочие листы, таблицы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
45
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое обоснование (формируемые УУД)
3) Уточнение темы и целей урока Подводит детей к выводу о конкретной теме и цели урока. Формулируют тему и цель урока: - три склонения имён существительных; - научиться различать тип склонения имён существительных. Личностные результаты: смыслообразование. Регулятивные УУД: целепола-гание.
4) Фиксация преодоления ранее возникшего затруднения Помогает учащимся прийти к выводу о разрешении затруднения. Возвращение к словам 4-й группы. - Можем ли мы сейчас объяснить, почему у сущ. (по площади) окончание -и? - Для чего же нам необходимо научиться определять склонение? Фиксируют на вербальном уровне преодоление возникшего ранее затруднения. Объясняют, что слова относятся к 1 скл., а слово площадь -к 3 скл. Определяют значимость нового знания: - Чтобы правильно писать окончания имён существительных. Регулятивные УУД: оценка. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Методы - эвристическая беседа. Форма работы - фронтальная.
5) Выявление обобщённого способа действий Организует работу, направленную на выявления обобщённого способа действий путём создания алгоритма и схемы-опоры: - Какие существительные отнесем к первому склонению? (определяем по начальной форме, т.е. по именительному падежу единственного числа) . - Какого рода и с каким окончанием? - Какие существительные отнесем ко второму склонению? - Какие существительные отнесем к третьему склонению? Каждую группу делит на 2 подгруппы. Задание - первая подгруппа составляет схему-опору, другая -составляет алгоритм Наблюдает за деятельностью детей. Оказывает помощь (по мере необходимости) Проговаривают отличительные признаки 1, 2, 3 склонения. Работают в группах-Составляют алгоритм, схемы-опоры. Выходят по 1 представителю от каждой подгруппу, представляют свою работу. Лучшие варианты выставляются на доску. Примерные варианты: - Схема-опора 1- е скл.- ж.р. и м.р.- а -я 2- е скл. м.р. [_] ср.р.- о -е 3- е скл.- ж.р. [_] - Алгоритм: 1 шаг Узнать род. 2 шаг. Определить окончание. 3 шаг. Определить склонение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: - общеучебные: знаково-символические действия, структуиро-вание знаний. Регулятивные УУД: освоение общих способов действий. Форма работы - групповая. Методы - исследовательский, словесный. Средства - моделирование, создание алгоритма.
5. Первичное закрепление с прогова-риванием во внешней речи. Организует групповую работу. Каждая группа получает карточку с набором слов (дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея) . Решают типовые задания на новый способ действий с прогова-риванием алгоритма решения вслух. После проговаривания записывают слова в 3 столбика. Во время проверки подчёркивают орфограммы (непроверяемые написания) . Регулятивные УУД: формирование действия планирования, самоконтроля. Познавательные УУД: - общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Форма работы - групповая. Методы - репродуктивный, практический. Средства - действие по алгоритму.
46
Муниципальное образование: инновации и эксперимент
№5, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое обоснование (формируемые УУД)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Организация для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. - Запишите слова в 3 столбика: класс, дерево, яблоня, вьюга, осень, дождь, ключ, ночь, ошибка, метель, лагерь, деревня, Володя, помощь, Рязань. - Допишите самостоятельно по два слова каждого склонения (кто хочет) . Организует работу по самопроверке и самооценке. Образец на доске. - Есть ошибки? - Каков результат работы? Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка -оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: - общеучебные: рефлексия способов и условий действий. Форма работы - индивидуальная. Методы - практический, контроль и самооценка. Средства - алгоритм, схема-опора.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) . Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотносит цель и результаты учебной деятельности, фиксирует степень их соответствия и намечает дальнейшие цели деятельности. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания (разноуровневые карточки) . - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? Сигнальные карточки: «?» - не всё понял, нужна помощь; «+» - урок понравился; «!» - всё понял, было интересно. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Познавательные УУД: - общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные результаты: смыслообразование. Форма работы - фронтальная. Методы - словесный, контроля и самооценки, наблюдение. Средства - сигнальные карточки.
Литература
1. Дунилова Р.А., Бобрикова Л.Г Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5—11.
2. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
3. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
4. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализа-
ции ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1(90). 2012. С. 56-65
5. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения //Образование и наука. 2012. № 8. с.5-14
6. Соловьева Г. С. Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С.65-68.
7. Шалдина С.А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.20-23.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
47