МАСТЕР-КЛАСС
Андреева Ирина Мечеславовна
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 118 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]
J V.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
Ц____________________________________________г
Аннотация. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), становится важным умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, умение высказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, умение сотрудничать в паре. Разработанный в соответствии с требованиями ФГОС данный урок развития речи направлен на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно: коммуникативных универсальных учебных действий через решение познавательных задач урока.
Ключевые слова: орфоэпические, грамматические и лексические нормы, прямое и переносное лексическое значение слова, глагол, фразеологизмы, универсальные учебные действия
^^ланируемые результаты обучения:
Предметные: знают орфоэпические и грамматические нормы; умеют определять лексическое значение слова (прямое и переносное), знают фразеологизмы; выявляют лексические нормы глагола.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умеют определять, какие умения будут сформированы на основе изучения данного материала; анализировать, сравнивать факты; самостоятельно делать выводы.
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя; определять цель, использовать при выполнении задания справочную литературу (словарь).
Коммуникативные: умеют выстраивать коммуникативно-речевые действия, учитывая разные мнения и стремиться к координации действий в парах.
Личностные: имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют старание в применение усвоенных знаний.
В настоящее время перед каждым педагогом в равной мере стоят цели и обучения, и воспита-
ния, и развития, и социализации личности учащегося, которые определены новыми Федеральными стандартами образования. С этих позиций предполагается перенос приоритетов образования с суммы знаний и умений на развивающий эффект процесса обучения, на процесс овладения компетенциями: личностной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной, общекультурной. Нельзя не согласиться, что главной тенденцией в современном общем образовании является формирование универсальных учебных действий как основы успешности обучения. Проблеме формирования УУД средствами разных предметов посвящены многие работы практиков [1,2,4,5,7,8,10,12]. Особенно можно отметить работы, в которых рассматриваются вопросы планирования и проведения уроков нового типа, направленных на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов [3,6,9,11,12,13,14].
Урок развития речи не является новым типом урока, но сегодня учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
59
МАСТЕР-КЛАСС
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа умственной деятельности, средство коммуникации. Вопросам развития речи как речевой деятельности посвящены работы В. И. Капи-нос, Т. А. Ладыженской, М. Г. Львова. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. О важности работы, связанной с речевым развитием учащихся, говорится в государственном стандарте общего образования по русскому языку. В каждой из пяти целей изучения русского языка (воспитание, развитие и совершенствование, освоение зна-
ний, овладение умениями, применение) содержится указание на необходимость речевого развития учащихся.
Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которая является неотъемлемой частью урока русского языка. В системе уроков русского языка отдельно выделяются уроки развития речи. Данный урок развития речи разработан с учетом требований ФГОС и ориентирован на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Ход урока
1. Организационный этап
Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
- Доброе утро, ребята! - Проверьте, всё ли готово к уроку. Приветствует учащихся, настраивает на работу Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
2. Основная часть
Мобилизующий этап. Цель: Организовать деятельность учащихся, сосредоточить внимание
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Наш урок мне хотелось бы начать со сказки «В стране Ошибии» (из книги В. Волина «Веселая грамматика») Читает сказку. Задает вопросы: - Как же им помочь, ребята? - Какие языковые нормы регулируют нашу речь? - Молодцы! А как вы владеете этими нормами, покажет наш урок. Читает сказку. Задает вопросы. Дает возможность вспомнить известные языковые нормы. Слушают сказку. Отвечают на вопросы Ожидаемые ответы: - Жителям страны Ошибии нужно знать языковые нормы и соблюдать их. - Орфоэпические, грамматические и лексические. Метапредметные: Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной речи Участие в диалоге
Познавательная задача № 1. Цель: Актуализировать мыслительные операции
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
Перед вами на доске слова, прочитайте их. Красивее, толпятся, форзац, не была, зубчатый, звонит, обеспечение, гнала, что, принять, повторишь, расплатиться, твердее (тверже), занял, обнял (1 столбик) одеть/надеть, ем/кушаю, по-годи/подожди (2 столбик) - Какие языковые нормы представлены в 1 столбике? Каких частей речи? - Какие языковые нормы представлены во 2 столбике? Какой части речи? - Попытайтесь, глядя на слова 2 столбика, сформулировать тему урока Организует работу в парах. Организует высказывания учащихся Читают слова. Работают в парах Ожидаемые ответы: - Орфоэпические, разных частей речи: прилагательные, существительные, глаголы, местоимения/союз - Лексические, так как записанные глаголы разные по лексическому значению. - Употребление глаголов - Лексические нормы глаголов. Коммуникативные: Работа в парах. Оформление своих мыслей в устной речи Участие в диалоге Познавательные: Анализ, сравнение фактов, умение делать выводы Регулятивные: Открытие нового через подводящий диалог
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
Этап формулирования темы и цели.
Цель: Сформулировать цель и тему урока
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Откроем тетради, запишем число, вид работы и тему урока «Правильное употребление глаголов (лексические нормы)» - Исходя из темы, определите цель нашего урока. Объявляет тему урока Организует высказывания учащихся Открывают тетради, записывают число, вид работы и тему урока. - Научиться правильно употреблять глаголы в речи, на письме. Регулятивные: Целеполагание
Этап изучения языкового материала.
Цель: Актуализировать мыслительные операции
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
- А возможно это лишь тогда, когда каждый из вас будет любить слово, знать его толкование, чувствовать его. Есть такая профессия, люди которой всё это умеют. От них зависит и наша культура речи. Ведь это они корректируют газетные и журнальные статьи, тексты для дикторов телевидения и радио. Что это за профессия? Сообщение Слушают Корректор. Мотивационные: Сохранение положительной мотивации
- Сейчас вы выступите в роли корректоров. Идет проверка. Правильный вариант появляется на экране. Организует работу в парах Выполняют задание на карточках в парах. Сверяют свою работу с правильным вариантом ответа. Коммуникативные: Работа в парах, ИКТ Регулятивные: Контроль, сверка с образцом, оценивание своего результата
Познавательная задача № 2.
Цель: Актуализировать мыслительные операции
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
- Вернемся к сказке, которая звучала в начале урока. Жители страны Ошибии ходили голышом, так как не знали грамматических норм глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. - А Вы знаете? Организует работу со справочной литературой Работают со словарем в парах. Объясняют значение этих слов друг другу, а затем классу. Коммуникативные: Работа в парах. Участие в диалоге с соблюдением правил речевого этикета Регулятивные: При выполнении задания используют словарь
Зная лексическое значение слова, распределите диктуемые слова в 2 столбика: ОДЕТЬ НАДЕТЬ (куклу, больного, костюм, ребёнка, пальто, туфли, джинсы, сына, ветровку, юбку, его, маску) Предлагаю подсказку: одеть (кого-нибудь), надеть (что-нибудь) Допишите 2-3 примера в каждый столбик. Организует самостоятельную работу и работу в парах Выполняют задание. Обсуждают в парах. Исправляют ошибки. Коллективно решают, какими примерами дополнить каждый столбик. Коммуникативные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения Регулятивные: Самостоятельное выполнение действий
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
61
МАСТЕР-КЛАСС
Познавательная задача № 3. Цель: Актуализировать мыслительные операции
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
- Продолжим открывать секреты правильного употребления глаголов и фиксировать это в тетрадях. - Закрой дверь! Открой окно! - Правильно? - Пожалуй, не совсем. Почему? Ответ: Обычно предметы, имеющие крышку, открываются и закрываются, а предметы, имеющие створки, отворяются и затворяются. Вот почему коробка, шкатулка , А шкаф, окно Даже пословица есть, в которой встречается глагол «отворяй» (Пришла беда - отворяй ворота) Организует подводящий диалог Да! Ученики высказывают своё мнение, приводят аргументы. Закрывается, открывается Затворяются, отворяются Вспоминают пословицу. Регулятивные: Открытие нового через подводящий диалог Познавательные: Открытие нового знания Коммуникативные: Умение выслушать друг друга Мотивационные: Сохранение положительной мотивации
Познавательная задача № 4. Цель: Актуализировать мыслительные операции
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
- Как правильно сказать: ПОГОДИ или ПОДОЖДИ? Ответ: Употребляются оба слова. Только ПОДОЖДИ является литературным, стилистически нейтральным, а ПОГОДИ - свойственно разговорной речи. Организует высказывания учащихся Обсуждают в парах правильный вариант ответа. Идут ответы ребят. Коммуникативные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения
Познавательная задача № 5. Цель: Актуализировать мыслительные операции
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
- Если вам предложат поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите: «Я УЖЕ ПОКУШАЛА» или «Я УЖЕ ПОЕЛА»? Ответ: К. И. Чуковский вот что писал по этому поводу: «Сказать о себе: я кушаю (покушал) - все равно, что сказать: «Я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу». - Чем же нехорош глагол КУШАЮ? Глагол как глагол, только надо знать, когда его можно употреблять. - А вы догадались? Ответ: При подлежащем, выраженным местоимением Я, лучше не употреблять этот глагол, а с местоимениями ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА - употреблять приятно). - А при местоимении Я лучше использовать формы какого глагола? Организует высказывания учащихся Обсуждают в парах правильный вариант ответа. Учащиеся отвечают. Учащиеся отвечают. ЕСТЬ (ЕМ, ПОЕЛ, ЕЛ) Коммуникативные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
Познавательная задача № 6.
Цель: Актуализировать мыслительные операции
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Посмотрите на доску. Здесь записаны два предложения. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. На вечер... с поэтом кто-то крикнул из зала Ваши ст... хи (не) волнуют (не) греют (не) зар... жают. Мои ст. хи (не) море (не) печ (ь) кА и (не) чума ответил поэт. Организует самостоятельную работу Переписывают предложения в тетрадь, расставляют знаки препинания и вставляют пропущенные буквы, уточняя друг у друга правильное написание орфограмм и пунктограмм. Работу проверяют. Сверяют с предложениями на экране. Коммуникативные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения Регулятивные: Самостоятельное выполнение действий При выполнении задания используют словарь ИКТ
- Прямое или переносное значение глаголов остроумно использовал поэт? - На переносном значении глаголов строятся фразеологизмы. Что вы о них знаете? Организует работу в парах Ответ: - Переносное. Дети дают определение фразеологизмов, в парах вспоминают фразеологизмы, приводят примеры. Коммуникативные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения
Перед вами рисунки, иллюстрирующие фразеологизмы. Подумайте, какой темой их можно объединить? Организует работу с иллюстрациями Смотрят на экран. Ответ: - Рисунки на тему «Школьная жизнь» ИКТ Познавательные: Умение анализировать, сравнивать.
Завершающий этап.
Цель: Зафиксировать направление будущей деятельности
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
Каким должно быть домашнее задание? Ответ: - Написать сочинение-миниатюру на данную тему, включив в него несколько фразеологизмов. Записывают домашнее задание. Регулятивные: Умение самостоятельно формулировать задание
Цель: Сохранить положительную мотивацию
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
А знаете ли вы, что по подсчетам ученых глагол занимает 2 место после существительных по частоте употребления. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: в деловом стиле - 6% глаголов; в научном - около 10%, а в художественной речи до 15%. Мастера русской речи умело употребляют в своих произведениях глаголы-синонимы, фразеологизмы, включающие слова этой части речи, прямое и переносное значение глаголов. Сообщение учителя Слушают Мотивационные: Сохранение положительной мотивации
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
63
МАСТЕР-КЛАСС
Рефлексия.
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия результатов поставленной цели
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
А что сегодня на уроке узнали вы, чему научились. Вспомните, как звучала цель нашего урока, мы её достигли? Организует высказывание учащихся Учащиеся отвечают. 1. Мы научились правильно употреблять глаголы, учитывая их лексическое значение. 2. Мы повторили, какие языковые нормы регулируют нашу речь. 3. Мы научились правильно употреблять глаголы, не только в устной речи, но и на письме. Каждый из нас выступил в роли корректора. 4. Мы участвовали в диалоге, слушали и понимали одноклассников, высказывали свою точку зрения. 5. Мы соблюдали правила речевого этикета, когда отстаивали свою точку зрения. 6. Мы достигли цели урока, так как каждый из нас понял, что за своей речью, как устной, так и письменной, надо следить, надо учиться у мастеров русской речи умело употреблять глаголы-синонимы, фразеологизмы. Регулятивные: Итоговая рефлексия Коммуникативные: Понимание другого и высказывание своей точки зрения Познавательные: Самостоятельно делать выводы
Напутствие учителя
Содержание урока Учитель: Ученики: УУД
Говорить красиво, грамотно нелегко, а писать - нелегко вдвойне. Но если вы найдете верный глагол, то дадите движение фразе. Удачи вам в этом поиске! Создает мотивационную установку на работу над развитием речи и ее красотой Слушают и воспринимают высказывания учителя Мотивационные: Сохранение положительной мотивации
Литература
1. Артемьева В. В., Воронина Л. В. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.41-47.
2. Безрукова Е. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С.35-43.
3. Воровщиков С. Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве Оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.29-37.
4. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников по-
средством формирования алгоритмических умений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.40-45.
5. Дунилова Р А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5—11.
6. Ермолова Н. А., Лукина Ж. М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 46-50.
7. Сальникова С. В., Ткаченко М. О. Уровень сформирован-ности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.16-23.
64
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
8. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.28-31.
9. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С.10-14.
10. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.
11. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при
введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.40-48.
12. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
13. Тангалычева Н. В. Риски образовательного учреждения при внедрении стандартов нового поколения и пути их минимизации // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.7-16.
14. Шибирова Н. В. Модель проектирования урока в развивающем обучении // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.23-29.
Мокина Елена Владимировна
учитель английского языка Ерохина Ирина Олеговна
учитель английского языка Басырова Регина Ринатовна
учитель английского языка МАОУ гимназия № 99 г. Екатеринбург
J ^
БИЛИНГВАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ
Л____________________________________________Г
Аннотация. В статье представлена модель образовательного процесса в начальной школе современной гимназии с билингвальным и поликультурным компонентами воспитания и образования. В основе модели лежит парадигма активного обучающегося, что позволяет реализовать современные педагогические подходы к обучению: гуманистический и личностно-ориентированный подходы, деятельностный подход. Показано, что в этом случае преподаватель становится консультантом-экспертом и ставит перед обучаемым конкретные проблемы, которые становятся ядром учебного материала, для изложения и решения которых могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
Ключевые слова: билингвальное и поликультурное развитие младших школьников, деятельностный подход, языковое образование.
В сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к деятельностной парадигме образования [1,2,6]. Этот переход находит свое выражение в стратегии разработки стандарта образования рассматриваю-
щей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество: «... в начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
65