Научная статья на тему 'Урок развития речи в 6 классе'

Урок развития речи в 6 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5203
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА / ГЛАГОЛ / ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ирина Мечеславовна

Автор предлагает урок развития речи, направленный на формирование универсальных учебных действий через решение познавательных задач урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок развития речи в 6 классе»

Мастер - класс

Андреева Ирина Мечеславовна

учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 118

г. Нижний Новгород

J V.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

Лексические нормы употребления глаголов

Л

Г

Аннотация. Автор предлагает урок развития речи, направленный на формирование универсальных учебных действий через решение познавательных задач урока.

Ключевые слова: орфоэпические, грамматические и лексические нормы, прямое и переносное лексическое значение слова, глагол, фразеологизмы, универсальные учебные действия

ланируемые результаты обучения:

Предметные: знают орфоэпические и грамматические нормы; умеют определять лексическое значение слова (прямое и переносное), знают фразеологизмы; выявляют лексические нормы глагола.

(Предметные результаты обучения оцениваются через критерии сформированности (либо - оценки) освоения компонентов предметных учебных действий)

Метапредметные:

Познавательные: умеют определять, какие умения будут сформированы на основе изучения данного материала; анализировать, сравнивать факты; самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: умеют адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя; определять цель, использовать при выполнении задания справочную литературу (словарь).

Коммуникативные: умеют выстраивать коммуникативно-речевые действия, учитывая разные мнения и стремиться к координации действий в парах.

(Метапредметные результаты обучения оцениваются через критерии сформированности (либо - оценки) компонентов универсальных учебных действий)

Личностные: имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют старание в применение усвоенных знаний.

(Личностные результаты обучения оцениваются через критерии сформированности (либо - оценки) степени проявленности компонентов личностных результатов обучения)

В настоящее время перед каждым педагогом в равной мере стоят цели и обучения, и воспитания,

и развития, и социализации личности учащегося, которые определены новыми Федеральными стандартами образования. С этих позиций предполагается перенос приоритетов образования с суммы знаний и умений на развивающий эффект процесса обучения, на процесс овладения компетенциями: личностной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной, общекультурной. Нельзя не согласиться, что главной тенденцией в современном общем образовании является формирование универсальных учебных действий (УУД) как основы успешности не только обучения и не столько обучения, сколь основ успешности профессиональной жизни.

Проблеме формирования УУД средствами разных предметов посвящены многие работы практиков [1,2,6]. Особенно можно отметить работы, в которых рассматриваются вопросы проектирования и планирования уроков нового типа, направленных на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов [4,5,9,10,14,15], обсуждаются риски и затруднения, которые необходимо учитывать при разработке современного урока [3,7,8, 9,11,12,13].

Исследователи считают, что современный урок отличается качественными изменениями в воспитании и обучении школьников, осуществляемыми на основе перехода от знаниевого подхода в образовании (традиционные ЗУНы) к содержательно-процессуальному подходу [3,4,7,10,11]. Именно такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, изменение содержания изучаемых предметных областей с учетом уровня умственного развития ребенка и его предметной направленности ума, перевод учебной деятельности ребенка в учебно-исследовательскую и проектную.

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

55

Мастер - класс

Как определено в концепции ФГОС, организация урока в современной школе связана с увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. На всех этапах организации урока самостоятельная деятельность учеников становится ведущей в определении цели урока, задач урока, осознании и принятии проблемной ситуации, построении гипотез и поиске способов решений учебной задачи.

Профессионализм учителя, работающего по новым федеральным стандартам, проявляется в грамотном построении проблемного урока, учитывающего необходимость развития универсальных учебных действий.

Основные этапы построения проблемного урока в свете требований ФГОС [7]:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Анализ проблемного задания.

3. Вычленение проблемы.

4. Выдвижение всевозможных предположений.

5. Сужение поля поиска.

6. Доказательство рабочих гипотез.

7. Проверка правильности решения.

Урок развития речи не является новым типом урока, но сегодня учитель, используя возможности традиционного урока как исходную базу, также может успешно формировать у учащихся метапредметные и предметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и спосо-

бов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа умственной деятельности, средство коммуникации. Вопросам развития речи как речевой деятельности посвящены работы В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. Г. Львова. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. О важности работы, связанной с речевым развитием учащихся, говорится в государственном стандарте общего образования по русскому языку. В каждой из пяти целей изучения русского языка (воспитание, развитие и совершенствование, освоение знаний, овладение умениями, применение) содержится указание на необходимость речевого развития учащихся.

Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которая является неотъемлемой частью урока русского языка. В системе уроков русского языка отдельно выделяются уроки развития речи. Данный урок развития речи разработан с учетом требований ФГОС и ориентирован на развитие коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, личностных и предметных результатов.

Ход урока:

Этапы урока Цель Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

1. Организационный этап Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс -Доброе утро, ребята! - Проверьте, всё ли готово к уроку. П риветству-ет учащихся, настраивает на работу Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Основная Организовать де- Наш урок мне хоте- Читает сказку. Слушают сказку. Отве- Метапоедмет-

часть ятельность уча- лось бы начать со сказ- Задает вопро- чают на вопросы ные:

Мобилизующий щихся, сосредо- ки «В стране Ошибии» сы. Ожидаемые ответы: Коммуникатив-

этап точить внимание (из книги В. Волина «Веселая грамматика») Читает сказку. Задает вопросы: - Как же им помочь, ребята? - Какие языковые нормы регулируют нашу речь? - Молодцы! А как вы владеете этими нормами, покажет наш урок. Дает возможность вспомнить известные языковые нормы. - Жителям страны Ошибии нужно знать языковые нормы и соблюдать их. - Орфоэпические, грамматические и лексические. ные: Оформление своих мыслей в устной речи Участие в диалоге

56

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

Мастер - класс

Этапы урока Цель Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

Познавательная задача № 1 Актуализировать мыслительные операции Перед вами на доске слова, прочитайте их. Красивее, толпятся, форзац, не была, зубчатый, звонит, обеспечение, гнала, что, принять, повторишь, расплатиться, твердее (тверже), занял, обнял (1 столбик) одеть/надеть, ем/ку-шаю, погоди/подожди (2 столбик) - Какие языковые нормы представлены в 1 столбике? Каких частей речи? - Какие языковые нормы представлены во 2 столбике? Какой части речи? - Попытайтесь, глядя на слова 2 столбика, сформулировать тему урока Организует работу в парах. Организует высказывания учащихся Читают слова. Работают в парах Ожидаемые ответы: - Орфоэпические, разных частей речи: прилагательные, существительные, глаголы, местоимения/союз - Лексические, так как записанные глаголы разные по лексическому значению. - Употребление глаголов - Лексические нормы глаголов. Коммуникатив- ные: Работа в парах. Оформление своих мыслей в устной речи Участие в диалоге Познаватель- ные: Анализ, сравнение фактов, умение делать выводы Регулятивные: Открытие нового через подводящий диалог

Этап формулирования темы и цели Сформулировать цель и тему урока Откроем тетради, запишем число, вид работы и тему урока «Правильное употребление глаголов (лексические нормы)» - Исходя из темы, определите цель нашего урока. Объявляет тему урока Организует высказывания учащихся Открывают тетради, записывают число, вид работы и тему урока. - Научиться правильно употреблять глаголы в речи, на письме. Регулятивные: Целеполагание

Этап изучения языкового материала Актуализировать мыслительные операции - А возможно это лишь тогда, когда каждый из вас будет любить слово, знать его толкование, чувствовать его. Есть такая профессия, люди которой всё это умеют. От них зависит и наша культура речи. Ведь это они корректируют газетные и журнальные статьи, тексты для дикторов телевидения и радио. Что это за профессия? Сообщение Слушают Корректор. Мотиваиион- ные: Сохранение положительной мотивации

-Сейчас вы выступите в роли корректоров. Идет проверка. Правильный вариант появляется на экране. Организует работу в парах Выполняют задание на карточках в парах. Сверяют свою работу с правильным вариантом ответа. Коммуникатив- ные: Работа в парах. ИКТ Регулятивные: Контроль, сверка с образцом, оценивание своего результата

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

57

Мастер - класс

Этапы урока Цель Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

Познавательная задача № 2 Актуализировать мыслительные операции - Вернемся к сказке, которая звучала в начале урока. Жители страны Ошибии ходили голышом, так как не знали грамматических норм глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. - А Вы знаете? Организует работу со справочной литературой Работают со словарем в парах. Объясняют значение этих слов друг другу, а затем классу. Коммуникатив- ные: Работа в парах. Участие в диалоге с соблюдением правил речевого этикета Регулятивные: При выполнении задания используют словарь

Зная лексическое значение слова, распределите диктуемые слова в 2 столбика: ОДЕТЬ НАДЕТЬ (куклу, больного, костюм, ребёнка, пальто, туфли, джинсы, сына, ветровку, юбку, его, маску) Предлагаю подсказку: одеть (кого-нибудь), надеть (что-нибудь) Допишите 2-3 примера в каждый столбик. Организует самостоятельную работу и работу в парах Выполняют задание. Обсуждают в парах. Исправляют ошибки. Коллективно решают, какими примерами дополнить каждый столбик. Коммуникатив- ные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения Регулятивные: Самостоятельное выполнение действий

Познавательная задача № 3 Актуализировать мыслительные операции - Продолжим открывать секреты правильного употребления глаголов и фиксировать это в тетрадях. - Закрой дверь! Открой окно! - Правильно? - Пожалуй, не совсем. Почему? Ответ: Обычно предметы, имеющие крышку, открываются и закрываются, а предметы, имеющие створки, отворяются и затворяются. Вот почему коробка, шкатулка , А шкаф, окно Даже пословица есть, в которой встречается глагол «отворяй» (Пришла беда - отворяй ворота) Организует подводящий диалог Да! Ученики высказывают своё мнение, приводят аргументы. Закрывается, открывается Затворяются, отворяются Вспоминают пословицу. Регулятивные: Открытие нового через подводящий диалог Познавательные: Открытие нового знания Коммуникатив- ные: Умение выслушать друг друга Мотиваиион-ные: Сохранение положительной мотивации

Познавательная задача № 4 Актуализировать мыслительные операции - Как правильно сказать: ПОГОДИ или ПОДОЖДИ? Ответ: Употребляются оба слова. Только ПОДОЖДИ является литературным, стилистически нейтральным, а ПОГОДИ - свойственно разговорной речи. Организует высказывания учащихся Обсуждают в парах правильный вариант ответа. Идут ответы ребят. Коммуникатив- ные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения

58

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

Мастер - класс

Этапы урока Цель Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

Познавательная задача № 5 Актуализировать мыслительные операции - Если вам предложат поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите: «Я УЖЕ ПОКУШАЛА» или «Я УЖЕ ПОЕЛА»? Ответ: К. И. Чуковский вот что писал по этому поводу: «Сказать о себе: я кушаю (покушал) - все равно, что сказать: «Я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу». - Чем же нехорош глагол КУШАЮ? Глагол как глагол, только надо знать, когда его можно употреблять. - А вы догадались? Ответ: При подлежащем, выраженным местоимением Я, лучше не употреблять этот глагол, а с местоимениями ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА - употреблять приятно). - А при местоимении Я лучше использовать формы какого глагола? Организует высказывания учащихся Обсуждают в парах правильный вариант ответа. Идут ответы учащихся. Идут ответы учащихся. ЕСТЬ (ЕМ, ПОЕЛ, ЕЛ) Коммуникатив- ные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения

Познавательная задача № 6 Актуализировать мыслительные операции Посмотрите на доску. Здесь записаны два предложения. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. На вечер... с поэтом кто-то крикнул из зала Ваши ст. хи (не) волнуют (не) греют (не) зар... жают. Мои ст... хи (не) море (не) печ (ь) кА и (не) чума ответил поэт. Организует самостоятельную работу Переписывают предложения в тетрадь, расставляют знаки препинания и вставляют пропущенные буквы, уточняя друг у друга правильное написание орфограмм и пунктограмм. Работу проверяют. Сверяют с предложениями на экране. Коммуникатив- ные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения Регулятивные: Самостоятельное выполнение действий При выполнении задания используют словарь ИКТ

- Прямое или переносное значение глаголов остроумно использовал поэт? - На переносном значении глаголов строятся фразеологизмы. Что вы о них знаете? Организует работу в парах Ответ: - Переносное. Дети дают определение фразеологизмов, в парах вспоминают фразеологизмы, приводят примеры. Коммуникатив- ные: Умение вести диалог, работать в парах, отстаивать свою точку зрения

Перед вами рисунки, иллюстрирующие фразеологизмы. Подумайте, какой темой их можно объединить? Организует работу с иллюстрациями Смотрят на экран. Ответ: - Рисунки на тему «Школьная жизнь» ИКТ Познаватель- ные: Умение анализировать, сравнивать.

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

59

Мастер - класс

Этапы урока Цель Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

Завершающий этап Зафиксировать направление будущей деятельности Каким должно быть домашнее задание? Ответ: - Написать сочинение-миниатюру на данную тему, включив в него несколько фразеологизмов. Записывают домашнее задание. Регулятивные: Умение самостоятельно формулировать задание

Сохранить положительную мотивацию А знаете ли вы, что по подсчетам ученых глагол занимает 2 место после существительных по частоте употребления. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: в деловом стиле -6% глаголов; в научном -около 10%, а в художественной речи до 15%. Мастера русской речи умело употребляют в своих произведениях глаголы-синонимы, фразеологизмы, включающие слова этой части речи, прямое и переносное значение глаголов. Сообщение учителя Слушают Мотиваиион- ные: Сохранение положительной мотивации

Рефлексия Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия результатов поставленной цели А что сегодня на уроке узнали вы, чему научились. Вспомните, как звучала цель нашего урока, мы её достигли? Организует высказывание учащихся Ответы учащихся: 1. Мы научились правильно употреблять глаголы, учитывая их лексическое значение. 2. Мы повторили, какие языковые нормы регулируют нашу речь. 3. Мы научились правильно употреблять глаголы, не только в устной речи, но и на письме. Каждый из нас выступил в роли корректора. 4. Мы участвовали в диалоге, слушали и понимали одноклассников, высказывали свою точку зрения. 5. Мы соблюдали правила речевого этикета, когда отстаивали свою точку зрения. 6. Мы достигли цели урока, так как каждый из нас понял, что за своей речью, как устной, так и письменной, надо следить, надо учиться у мастеров русской речи умело употреблять глаголы-синонимы, фразеологизмы. Регулятивные: Итоговая рефлексия Коммуникатив- ные: Понимание другого и высказывание своей точки зрения Познавательные: Самостоятельно делать выводы

60

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

Мастер - класс

Этапы урока Цель Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

Напутствие учителя Говорить красиво, грамотно нелегко, а писать - нелегко вдвойне. Но если вы найдете верный глагол, то дадите движение фразе. Удачи вам в этом поиске! Мотивацион- ные: Сохранение положительной мотивации

Литература

1. Артемьева В. В., Воронина Л. В. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 5.С.41-47.

2. Безрукова Е. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 5.С.35-43.

3. Воровщиков С. Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве Оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.29-37.

4. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.40-45.

5. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты. // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 3.С.5-11.

6. Ермолова Н. А., Лукина Ж. М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 46-50.

7. Помазков В. В. Проектирование современного урока с учетом требований федеральных государственных об-

разовательных стандартов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1. С. 3-6.

8. Сальникова С. В., Ткаченко М. О. Уровень сформирован-ности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 2.С.16-23.

9. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.28-31.

10. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.10-14.

11. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 2-15.

12. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 1.С.40-48.

13. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 2.С.4-7.

14. Тангалычева Н. В. Риски образовательного учреждения при внедрении стандартов нового поколения и пути их минимизации. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 2.С.7-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шибирова Н. В. Модель проектирования урока в развивающем обучении. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 2.С.23-29.

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.