Научная статья на тему 'Урок русского языка в 3-м классе'

Урок русского языка в 3-м классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарай Ю. В.

Автор делится опытом организации урока развивающего типа, на котором организуется активная мыслительная деятельность учеников 3-го класса, ориентированная на развитие личностных результатов, формирование предметных знаний, развитие универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок русского языка в 3-м классе»

ф

Эксперимент и инновации в школе ------------------------------------- № 1/2015

Шарай Ю.В.

Урок русского языка в 3-м классе

Аннотация

Ключевые слова:

Автор делится опытом организации урока развивающего типа, на котором организуется активная мыслительная деятельность учеников 3-го класса, ориентированная на развитие личностных результатов, формирование предметных знаний, развитие универсальных учебных действий.

деятельность учителя, деятельность учащихся, универсальные учебные действия, предметные и личностные результаты.

Ф

Тема: Время глаголов. (Может ли глагол сообщать о времени действия?)

Цели: предметные — познакомить с новым грамматическим признаком глагола «время»; продолжить формирование личностных результатов (установка на позитивное). УУД: регулятивные (прогностическое планирование, итоговый самоконтроль); познавательные (анализ, обобщение, сравнение); коммуникативные (построение речевых высказываний; умение слушать других).

Задачи: научить определять время глаголов, научить различать разные временные формы глагола.

Вид урока: введение нового материала.

При разработке урока автор использовал теоретические позиции проектирования образовательного процесса инновационного типа [4, 5, 7-10, 15, 16], пути повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы [1,

17], формирование УУД средствами предмета и мониторинг результатов [2, 3, 11-14, 18, 19] и др.

Ход урока

Ф

Этап урока 1. Минутка чистописания. Актуализация знаний

Цель — вспомнить каллиграфическое написание буквы К, запомнить написание словарных слов (компьютер, крокодил, коллектив).

УУД:

► регулятивные (прогнозирующие и итоговый самоконтроль, взаимоконтроль);

► познавательные (анализ, обобщение);

► коммуникативные (построение речевых высказываний; умение слушать других)

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые педагогические технологии

На доске запись букв кк (каллиграфическим по- Проводят анализ буквы (прямая палочка, двойной Технология ТРИЗ,

черком). уменьшенный крючок). Прописывают строчку букв с ее ИКТ

— Из каких элементов состоит строчная буква к? элементами.

Пропишите строчку. Проводят обобщение: это существительные, словарные

— На слайде слова: компьютер, коллектив, кроко- слова, начинаются на букву к, мужского рода, трехслож-

дил. Что объединяет эти слова? ные, безударная гласная в корне о.

— Выделите лишнее слово и поясните свой ответ. Проводят обобщение с элементами сравнения: компьютер — неодушевленное существительное, компьютер — ударение на второй слог, коллектив — удвоенная

— Дайте определение любому слову, используя согласная.

другое слово. Предложение запишите. Развивают фантазию, воображение: коллектив — это

— Подчеркните глагол в своем предложении и много крокодилов; компьютер — это крокодильчики, ко-

орфограммы. Поменяйтесь тетрадями, проверьте торые играют, рисуют с человеком.

работу соседа Актуализация знаний. Взаимопроверка

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 48

24.03.2015 15:07:28

$

Урок русского языка в 3-м классе

Этап урока 2. Введение в новую тему

Цели: предметная — ввести понятие «время глаголов»; способствовать развитию личностных результатов (установка на позитивное); формированию УУД: регулятивные (прогностическое планирование, итоговый самоконтроль); познавательные (анализ, обобщение, сравнение); коммуникативные (построение речевых высказываний; умение слушать других)

На слайде предложения: Я обещаю хорошо учиться. Технология проблемного

Я обещал хорошо учиться. обучения (частично-поис-

Я пообещаю хорошо учиться. ковый метод), исследова-

— Что общего в записях? Обобщение: одинаковый смысл. тельская технология, ИКТ

— Чем различаются предложения? Глаголами.

— Как они меняют предложения? Предположения детей.

— В парах попробуйте поставить к каждому глаго- Работа в парах.

лу слова потом, раньше, сейчас. — Проверим. Высказывания детей, итоговый самоконтроль —

— На что указывают слова раньше, потом, сей- правильный ответ на слайде. Предположения детей.

час? Что же могут делать глаголы? (на слайде ответ — время глаголов) — Как определить время глаголов? Прогностическое планирование

Этап урока 3. Подтверждение открытого знания по учебнику

Цель — рефлексия открытого знания, постановка учебной задачи.

УУД:

► регулятивные (планирование, контроль, оценка);

► познавательные (структурирование знаний, постановка учебной задачи);

► коммуникативные (построение речевых высказываний).

Результаты личностные (самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, готовность к дальнейшему саморазвитию)

— Откроем учебник на странице 8, прочитаем Оценивают правильность своих предположе-

правило (про себя, вслух). ний.

— Какова же цель сегодняшнего урока? Постановка учебной задачи (учиться определять время глаголов).

— Как же правильно определить время у глаголов? Планирование своих действий (подставить слова сейчас, раньше, потом; посмотреть, какое подходит, вспомнить с каким временем это слово употребляется, указать время глагола).

Подтвердим правильность нашего алгоритма в упр. 272 письменно, в парах можете посовещаться Практическая работа с обсуждением в парах

#

Этап урока 4. Физкультминутка

Цель — продолжить обучать умению задавать вопросы педагогу, запрашивая недостающую информацию, способствовать становлению навыка рефлексии.

УУД:

► регулятивные (контроль, коррекция, оценка);

► познавательные (анализ, синтез);

► коммуникативные (постановка вопросов, построение речевых высказываний)

— Сейчас перед вами будут появляться глаголы. Технология здоровье-

Если это глагол будущего времени — делаете шаг сбережения, проблемный

вперед, настоящего — прыжок на месте, прошедшего — шаг назад. диалог, ИКТ

Повторите, какие действия выполняем. После каждого действия будет следовать провер- Принимают учебную задачу.

Тяну, понесу, полз, кричал, выпеку, плаваю, про- Выполнение анализа и синтеза с двигательной

читаю, лечу, потерял, забыть. — Почему в этом слове вы делаете разные движе- активностью.

ния? Что надо было делать? Столкновение с проблемой, прогнозирование

— Оказывается, есть такие глаголы, у которых результата, стимулирование дальнейшей учебной

нельзя определить время, с ними мы познакомимся позднее деятельности

Expirimenti_i innovacii.indd 49

24.03.2015 15:07:28

$

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Этап урока 5. Первичное закрепление. Применение открытого знания в деятельности

Цель — научить применять открытые знания в деятельности (учиться определять время глаголов).

УУД:

► регулятивные (контроль, коррекция, оценка);

► познавательные логические (анализ, синтез, построение цепи логических рассуждений);

► коммуникативные (построение речевых высказываний).

Результаты личностные (готовность и способность к саморазвитию, самооценка, самостоятельность и личная ответственность за свой выбор)

— Далее мы будем закреплять свои знания с по- Принятие учебной задачи. ИКТ

мощью различных упражнений.

— Выполним письменно упр. 273 с комментиро- Действие по готовому плану комментировано

ванием (Прочитай отрывок из повести Н. Гоголя. Выпиши из второго абзаца глаголы. Найди для (этап громкой речи), пошаговый самоконтроль.

каждого из них подходящее слово: раньше, потом или сейчас. Запиши его рядом с глаголом, опреде-

ли время у глагола.) — А теперь поработайте в парах, чтобы при необходимости помочь друг другу: упр. 276. — Ознакомьтесь с текстом и прочитайте задание к нему. (Выпиши из текста глаголы в таком порядке: 1) настоящее время; 2) будущее время; 3) прошедшее время. Перед каждой группой укажи одно Знакомство с учебной задачей.

из слов: сейчас, раньше, потом.)

— Повторите задание. — Работайте в парах по очереди с объяснением. — Проверьте свои знания (правильность выпол- Принятие учебной задачи.

нения появляется на слайде). Поднимите руку, кто Действие по алгоритму, взаимоконтроль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнил без ошибок Итоговый самоконтроль. Итоговая самооценка

Этап урока 6. Итог урока. Рефлексия

Цель — способствовать формированию рефлексии, возвращаясь к учебной задаче.

УУД:

► регулятивные (контроль, оценка);

► познавательные логические (анализ, синтез, построение цепи логических рассуждений);

► коммуникативные (построение речевых высказываний).

Результаты личностные (самооценка)

— Можете назвать тему урока? Рефлексия: чем я занимался на уроке, что ново- ИКТ

— Что нового о глаголе узнали на уроке? го узнал, что было трудным для меня.

— Что показалось трудным на уроке? — Подведем итог урока, чтобы оценить себя, на- Пошаговый самоконтроль, анализ, синтез.

сколько правильно вы научились определять время у глаголов. Сейчас перед вами будут появляться глаголы и их временная форма, если вы согласны с высказыванием, то ставите +, если не согласны — «-», если затрудняетесь — «?». Ответы проставляйте в столбик. Ехал — прошедшее время + +

Видит — настоящее время + +

Поставит — настоящее время - -

Узнает — будущее время + +

Просил — настоящее время - -

— Проверьте себя (на слайде появляются правиль- Итоговая самооценка.

ные ответы). — Поднимите руку, у кого все верно, у кого 1 ошибка. Остальных прошу не расстраиваться, поскольку это наш первый урок по данной теме, и на следующих уроках мы продолжим с вами учиться ... что делать? Вспомнить цель сегодняшнего урока

Этап урока 7. Домашнее задание

Цель — закрепить умение применять полученные на уроке знания. Результаты личностные (повышение ответственности за свои поступки).

Expirimenti_i innovacii.indd 50

24.03.2015 15:07:28

ф

Урок русского языка в 3-м классе

УУД:

► регулятивные (планирование, контроль, оценка);

► познавательные логические (анализ);

► коммуникативные (построение письменных речевых высказываний)

Упр. 274 (Расскажи, что ты делаешь, когда родителей нет дома. Как готовишься к их приходу? Начни свой рассказ так: «К приходу родителей я ...». Используй глаголы прошедшего времени.) Я задание меняю: вы можете использовать глаголы в какой-то одной временной форме: будущей, настоящей или прошедшей. Но время у глаголов нужно указать

Учащиеся выбирают в своей творческой работе, какую форму времени глаголов использовать

Технология уровневой дифференциации

Ф

Литература

1. Абдулаева Т.С., Яшная С.Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С. 53-56.

2. Андреева И.М., Бурлакова И.В., Бурцева Е.П., Волжанина С.Е., Кирсанова А.А., Нетронина Ю.А., Сиденко А.С. О мониторинге развития у учащихся средней школы знаково-символических универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.

2013. № 6. С. 3-9.

3. Безрукова Е.И. Мониторинг развития универсальных учебных действий как основополагающий элемент организации методической службы образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.

2014. № 3. С. 10-13.

4. Белякова Е.Г., Дегтярев С.Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. 2011. № 3. С. 3-15.

5. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С. 17-28.

6. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. 2010. № 8. С. 32-42.

7. Дворянцева С.Е. Некоторые подходы к управлению качеством образования в условиях инновационного развития гимназии // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 8-13.

8. Десятериченко М.А. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Образование и наука. 2012. № 4. С. 73 - 85.

9. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3-14.

10. Лурье Л. И. Можно ли «посчитать» качество образования? // И нновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 47-53.

11. Мамонтова М.Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 14-18.

12. Пеньевская И.И. Мониторинг формирования универсальных учебных действий: проблемы, подходы, решения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С. 23-26.

13. Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С. 40-45.

14. Раимкулова К.Д. Мониторинг качества образовательного процесса в классе компенсирующего обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 10-13.

15. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С. 56-67.

16. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С. 5-14.

17. Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Плехова Н.И. Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 46-48.

18. Третьякова Н.В., Федоров В.А. Качество здоровьесберегающей деятельности: понятийный аспект // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 34-41.

19. Штукатурова В.М. Психологический мониторинг как средство развития личности школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С. 54-62.

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 51

24.03.2015 15:07:28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.