Научная статья на тему 'От формирующего оценивания к оценке качества обучения'

От формирующего оценивания к оценке качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / UNDERSTANDING / ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ / ПОНИМАНИЕ НАРЕЧИЯ / ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / FORMATIVE ASSESSMENT / CONTROLLED SKILLS / ANALYSIS OF RESULTS / UNDERSTANDING OF ADVERBS / SPELLING SKILLS / MEASURING THE QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Предметом изучения в статье являются контролируемые знания и умения. С целью найти универсальную методику оценивания на материале уроков русского языка были проанализированы элементы формирующего оценивания, оценивание с помощью теста, составленного по умениям, и задания открытого типа как компонент общей системы учебных достижений учащегося. В результате было составлено несколько заданий для формирующего оценивания, тест, разработаны задания открытого типа и критерии. Такая система работы может быть использована в школе на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Controlled knowledge and skills are the subject of consideration. In order to find a universal method of evaluation, elements of formative assessment, assessment using a skill test, and an open type task as a component of the student's overall learning system were analyzed on the basis of Russian language lessons. As a result, several tasks were formulated for formative evaluation, test, open-type tasks and criteria were developed. Such system of work can be used in school in Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «От формирующего оценивания к оценке качества обучения»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-470445 С.В. Лосева

От формирующего оценивания к оценке качества обучения

Аннотация

Предметом изучения в статье являются контролируемые знания и умения. С целью найти универсальную методику оценивания на материале уроков русского языка были проанализированы элементы формирующего оценивания, оценивание с помощью теста, составленного по умениям, и задания открытого типа как компонент общей системы учебных достижений учащегося. В результате было составлено несколько заданий для формирующего оценивания, тест, разработаны задания открытого типа и критерии. Такая система работы может быть использована в школе на уроках русского языка.

I

Ключевые слова: формирующее оценивание, контролируемые умения, понимание, тестирование, анализ результатов, понимание наречия, орфографический навык, измерение качества обучения.

S.V. Loseva

From formative assessment to education quality assessment

Abstract

Controlled knowledge and skills are the subject of consideration. In order to find a universal method of evaluation, elements of formative assessment, assessment using a skill test, and an open type task as a component of the student's overall learning system were analyzed on the basis of Russian language lessons. As a result, several tasks were formulated for formative evaluation, test, open-type tasks and criteria were developed. Such system of work can be used in school in Russian language lessons.

I

Keywords: formative assessment, controlled skills, understanding, testing, analysis of results, understanding of adverbs, spelling skills, measuring the quality of training.

В современной системе обучения ярко обозначены две проблемы: возможность формировать умения без пробелов и оценивание умений на этапе контроля. Доконтрольное обучение мы будем называть вслед за А.Б. Воронцовым «формирующим» [1]. Основная задача педагога на этом этапе - создать условия для формирования у учащихся понимание изучаемых явлений и формирование умений, позволяющих решать поставленные задачи. Процесс развития понимания и формирования умения очень сложный, успех зависит от ряда причин, в том числе и индивидуально-психологических. Примером тому может служить формирование умения читать, когда все буквы алфавита уже знакомы, а чтения не проис-

ходит. Аналогичная ситуация - ученик знает правило, а применить его не может. Формирующее оценивание - это своего рода диагностика, позволяющая выявить причины неудачи, провести коррекцию умений и двигаться дальше без пробелов в знаниях.

Традиционное изучение, например, орфографических правил можно назвать векторным от формулировки правила через алгоритм к тексту с орфограммой. Знание правила и всего алгоритма не приводило к грамотности отчасти потому, что у учащегося отсутствует мотив овладения умением, учащийся не видит проблемы, которую надо решать, не чувствует необходимости «инструмента». Создание проблемных ситуаций на уроке как мотивирующее начало наметило сдвиг век-

Pedagogy

Таблица 1

Изменение глагола по временам

Инфинитив Прошедшее время, ед. ч, м. р. Настоящее время, 3 л., ед. ч. Будущее время, 2 л., ед. ч.

спать спал спит поспит

погулять погулял погуляет буду гулять

рисовать нарисовал рисует будешь рисовать

доиграть доиграл доиграет -

тора от текста с проблемой к поиску решения и нахождения «инструмента» в виде правила (алгоритма) [3].

На каждом этапе обучения мы нуждаемся в диагностике: верно ли идет процесс обучения, нет ли пробелов, нужна ли коррекция. Создание системы оценивания учебных достижений позволит ученику и учителю самостоятельно и объективно оценить результаты [4].

Приведем пример задания, которое позволяет диагностировать, сформировалось ли ученика понимание категории вида русского глагола как постоянного свойства этой части речи.

Учащимся предлагается заполнить пропуски в таблице (таблица 1), где дана только одна из форм: инфинитив, настоящее время, прошедшее время или будущее время. Задание учащимся: «Заполните возможными формами пустые клетки таблицы, где форму образовать нельзя, поставьте - ». Слова, вписанные в таблицу, разного вида и на первый взгляд может показаться, что проверяется умение образовывать формы времени, но суть задания глубже: проверяется понимание того, что категория вида глагола связана с возможностью/невозможностью образования временных форм. Глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего времени и будущего сложного, глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени, а форма будущего у них простая. В прошедшем времени можно отметить наличие приставки у глагола совершенного вида и ее отсутствие у глагола несовершенного вида. В приводимой таблице жирным шрифтом выделены заданные слова, курсивом - ответы школьника, цветом в таблице выделены неверно заполненные учеником ячейки таблицы.

Если ученик записывает форму времени глагола другого вида, то можно определенно сказать, что понимания этой лексико-грамматической категории еще

нет и приступать к изучению таких тем, как личные окончания глагола или образование причастий, рано. Конечно, одна из главных трудностей в составлении диагностических заданий формирующего оценивания остается вычленение элементарных диагностируемых единиц. В приведенном выше примере проверяется понимание категорий и числа, и лица, и времени, а категория вида является приоритетной, но не единственной. Подобные задания, позволяющие диагностировать проблему, выявить причину будущих неудач являются инструментом работы учителя и относятся к этапу формирующего оценивания.

Таким образом, во время урока учитель имеет возможность диагностировать готовность учащихся к изучению нового материала. Формирование умения можно считать завершенным, когда учащийся может оценить свои умения, опираясь не на самомнение, а применяя инструмент оценки, например, тест - это доступный, объективный и быстродействующий инструмент оценивания.

Мы предлагаем обратиться к тестовым заданиям, которые составлены для проверки тех умений, которые необходимы для понимания темы «Наречие» и развития орфографических и грамматических умений.

Рассмотрим структуру теста. Разные задания закрытого типа (выбор из множества, сопоставление, ввод текста, ввод числа и другие) собраны в группы, которые названы по контролируемым понятиям или умениям (рис. 2). Тест апробировался в оболочке MyTestPro. Возможности этой системы тестирования позволяют создавать задания различного типа, регулировать оценочный балл за задания, корректировать оценочную шкалу всего теста, выставлять ограничения заданий и групп (что позволяет создать практически индивидуальный тест из

Рис. 2. Понимание и умения учащихся в теме «Наречие» (структура теста)

Педагогика

набора заданий одного умения, но разного типа), фиксировать время выполнения каждого задания и проч. Анализ результатов позволяет отследить полное или частичное выполнение заданий, выявить валидность теста и уровень его сложности в учебной группе [5].

Первым в списке стоит понимание наречия как части речи. Выучить определение наречия не составляет труда, гораздо труднее найти наречие в тексте или дифференцировать наречие от омонимичных слов. Такого вида задания и проверяют понимание наречия как лингвистического явления, например: Из данного предложения выпишите наречие: Громче пой, моя гитара, говори со мной! (Если это два слова, то пишите через пробел). Или Укажите слово(а) - наречие: дрожь, помощь, спрячь, наотмашь. Еще пример: Сопоставьте выделенные в предложениях слова с частями речи:

1. Во вторых классах объявлен карантин.

2. Назначили совещание на утро.

3. Ему двадцать лет от роду.

4. Григорий испугался насмерть.

5. Вы отчасти не правы.

Части речи:

- наречие;

- существительное в падежной форме;

- существительное с предлогом;

- числительное с предлогом.

В группе заданий на формообразование степеней сравнения требуется отметить выриант(ы), где в сравнительной степени употреблено именно наречие (а не прилагательное). Успешное выполнение этого задания свидетельствует о том, что учащиеся умеют выделять наречие в степени сравнения по синтаксической функции, анализируя контекст.

Задания базового уровня будут отличаться содержательно от заданий повышенного и высокого уровня сложности. В задания повышенного уровня сложности включаются более сложные умения выдать умозаключения с неявным ответом [4]. Как правило, это задания со сложным, двуступенчатым заданием. Например, для определения способа образования наречия «нелегко» ученику нужно сопоставить два варианта рассуждений: «нелегко» от «нелегкий» (и тогда способ образования суффиксальный) и «нелегко» от «легко» (и тогда способ образования приставочный). В варианте ответа

предлагается только приставочно-суффиксальный, из чего следует сделать вывод, что ответ неверный.

В заданиях группы умений применять правило правописания НЕ с наречием в приоритете будет стоять умение дифференцировать трудные случаи определения части речи, ведь именно благодаря пониманию части речи применение правила правописания с НЕ (второе место у этого умения по количеству ошибок в ЕГЭ после Н/НН).

Большое значение в формировании понимания наречия как части речи имеют умения чувствовать лексические и грамматические нормы употребления наречий. Эти задания будут относиться к высокому уровню сложности, так как прямых формулировок определений и правил для этих умений в учебнике нет. Понимание ошибок в предложениях *Обратно проливной дождь пошел. или *Это платье ужасно красивое.) является показателем развитости языкового чутья и владения лексической нормой. На расширение лингвистического кругозора работает и упражнения на замену наречия фразеологизмом и наоборот.

Как известно, тестовая форма проверки умений имеет недостатки. Самым главным является невозможность проверять задания открытого типа [4]. Эти задания проверяются учителем. Для максимально объективного оценивания необходимо проводить проверку заданий открытого типа (минисочинения, например) другим учителем и по четко разработанным критериям. Эти задания, несомненно, являются заданиями высокого уровня сложности, они оцениваются большим количеством баллов и существенно влияют на итоговый балл.

Таким образом, мы увидели систему оценки качества, которая состоит из трех важных компонентов:

- формирующего оценивания на уроках как диагностических заданий и коррекционных упражнений;

- тестирования как формы контроля с заданиями закрытого типа;

- заданий открытого типа, проверяемых учителем по четким критериям. Эти критерии, несомненно, должны быть и у учащихся. Обращение к инструменту оценивания дает стимул развития здоровой мотивации: не на оценку, а на знания и умения.

Литература

1. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/voroncov-a-b-kontrolno-ocenocnaa-samostoatelnost-ml-skolnikov

2. Казиев В.М. Введение в практическое тестирование. - 2-е изд-е, испр. - М.: Интуит, 2016. - 98 с.

3. Лобачева И.А. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «русский язык» в свете требований ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/user/193558/ page/sistema-otsenki-dostizheniya-planiruemyh-rezultatov-osvoeniya-programmy-po-predmetu

Pedagogy

4. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - М.: ОИРО, 2010. - 64 с.

5. Шмелев А. Г. Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. - М.: Маска Москва, 2013. - С. 687.

References

1. Vorontsov A.B. Control and evaluation independence of younger students Electronic resource]. - Access mode: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/voroncov-a-b-kontrolno-ocenocnaa-samostoatelnost-ml-skolnikov

2. Kaziev V.M. Introduction to practical testing. - 2nd edition, corrected. — M.: Intuit, 2016. - 98 p.

3. System of assessment of achievement of planned results of development of the program on the subject "Russian language" in the light of requirements of FGOS [Electronic resource]. - Access mode: https://nsportal.ru/user/193558/ page/sistema-otsenki-dostizheniya-planiruemyh-rezultatov-osvoeniya-programmy-po-predmetu

4. Vorontsov A.B. The organization of educational process in the conditions of the Federal state educational standard of primary General education (educational system D.B. Elkonin - V.V. Davydov): Methodical recommendation. - M.: OIRO, 2010. - 64 p.

5. Shmelev A.G. Practical testology: testing in education, applied psychology and personnel management. - M.: Mask Moscow, 2013. - 687 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.