Научная статья на тему 'Из истории итоговой диагностики языковой подготовки учащихся общей школы'

Из истории итоговой диагностики языковой подготовки учащихся общей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ / METHODS OF TEACHING LANGUAGES / ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / THE HISTORY OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY / ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / DIAGNOSTICS AND CONTROL OF THE LANGUAGE TRAINING / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / KNOWLEDGE AND SKILLS IN THE RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соян Надежда Тюльпановна

В статье рассматриваются вопросы истории контроля знаний, умений и навыков учащихся общей школы во 2-й половине XX века в аспекте формирования языковой компетенции тувинских учащихся. Выявляются виды и формы диагностики, определяются их функции. Специфика диагностики языковой подготовки школьников производится как в общедидактическом, так и частнометодическом аспектах в диахроническом ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Final Diagnosis of Language Training of General School Students

The article deals with the history of general school students’ knowledge and skills control in the 2nd half of the XX century in the aspect of the formation of the Tuvan language competence of students. It identifies types and forms of diagnostics, defines their functions. Specificity of schoolchildren language training diagnostics is carried out diachronically on a general didactic and special methodical planes.

Текст научной работы на тему «Из истории итоговой диагностики языковой подготовки учащихся общей школы»

му (линейную/горизонтальную или вертикальную) разной степени детализации. Приведём для примера собственно графические схемы, а не словесно-графические (= вербально-графические).

Примеры СПП

Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого (Ларошфуко).

В каждом из нас слишком много винтов, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трём внешним признакам (А. Чехов).

Воображать себя великим вследствие чина и богатства — это воображать, что пьедестал делает героя (М. Лещинский).

Завершая обсуждение заявленной в статье проблемы, отметим, что коммуникативно организованный фразовый дидактический материал должен занять своё законное место в системе обучающих и проверочных работ, не вытесняя текстовый и иной: словный, фразеологический, словосочетательный. Органичное сочетание текстовых и нетекстовых примеров в устных и письменных работах учащихся позволит повысить эффективность обучения русскому языку за счёт значительной экономии учебного времени и главное - путём повышения насыщенности дидактического материала необходимыми языковыми явлениями и фактами.

Библиографический список

1. Бархин, К. Б. Методика русского языка в средней школе: учебник / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина. - М., 1934.

2. Правила русской орфографии и пунктуации / Л. В. Щерба [и др.]. - М., 1956 (и переизд.).

3. Правила русской орфографии и пунктуации / В. В. Лопатин [и др.]. - М., 2006 (и переизд.).

4. Хлебникова, А. В. Организация и методика преподавания русского языка в V-VШ классах: метод. пособие / А. В. Хлебникова. - М., 1960.

5. Фалина, Т. М. Русский язык: 5-7 классы. Диктанты: пособие / Т. М. Фалина. - М., 2004.

6. Душенко, К. В. Словарь современных цитат: 4 750 цитат и выражений ХХ в. / К. В. Душенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2002.

7. Энциклопедия мысли: сборник. - М., 1996 (перизд. сб. 1918 г., сост. Н. Я. Хороминым).

© Острикова Т. А., 2016

УДК 371.27:811:373.549

ИЗ ИСТОРИИ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕЙ ШКОЛЫ

Н. Т. Соян

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент

В статье рассматриваются вопросы истории контроля знаний, умений и навыков учащихся общей школы во 2-й половине XX века в аспекте формирования языковой компетенции тувинских учащихся. Выявляются виды и формы диагностики, определяются их функции. Специфика диагностики языковой подготовки школьников производится как в общедидактическом, так и частнометодическом аспектах в диахроническом ключе.

Ключевые слова: методика обучения языкам, история методики преподавания русского языка, диагностика и контроль языковой подготовки; знания, умения и навыки по русскому языку.

В рамках исследования проблем диагностики языковой подготовки учащихся тувинской общеобразовательной школы нами проведён анализ лингвометодической литературы периода 2-й половины XX века, освещающей вопросы диагностики в области языковой подготовки учащихся общей школы. Целью изучения лингвоме-тодических источников указанного времени стало определение динамики развития системы итоговой аттестации школьников по русскому языку, сложившейся в рассматриваемый период.

Контроль результатов обучения является важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Контроль в учебном процессе школы подразумевает проверку и учёт знаний, умений и навыков учащихся. П. К. Бабинская и другие под знаниями по отношению к методике обучения языкам подразумевают «осознание системы языка и правил пользования этой системой в практической деятельности» [1, с. 6]. Умения эти же авторы интерпретируют как «действие с языковым явлением, доведённое до автоматизма в результате выполнения упражнений» [1, с. 6]. Наконец, навыки, в понимании названных учёных, это «способность осуществлять речевую деятельность (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе приобретённых знаний и навыков в условиях общения» [1, с. 6]. В Педагогической энциклопедии под редакцией И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова проверка знаний, умений и навыков учащихся определяется как составная часть процесса обучения, имеющая целью контроль учебной работы школьников, учёт их успеваемости [2, с. 512].

Контроль, как известно, бывает текущий (за учебный год) и итоговый (аттестационный). В настоящее время обязательны два итоговых государственных экзамена: Основной государственный экзамен (ОГЭ), представ-

Графические схемы предложений

Вертикальная схема

Горизонтальная схема [ 1 ], союз ( 2 ).

ляющий собой государственную итоговую аттестацию в 9-м классе и организуемый с целью контроля итогов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования, и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - государственная итоговая аттестация в 11-м классе, проверяющая результаты освоения выпускниками школ образовательных программ среднего общего образования. Проведение ОГЭ и ЕГЭ стало в настоящее время незаменимой формой организации контроля результатов обучения учащихся. Эти экзамены являются не просто диагностическими за основную и среднюю школу, но они представляют собой и аттестационную форму вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения и вузы. Однако следует сказать, что для начальной школы подобные формы итоговой диагностики ещё не определены. Поэтому этот вопрос требует решения с учётом преемственно-перспективной ориентации на итоговую диагностику прежде всего в 9-м классе.

Диагностика играет важную роль в деятельности учителя и ученика. Учителю диагностика помогает не только иметь представление о том, насколько учащиеся усвоили учебный материал, как овладели умениями устной речи, чтения и письма, но и выявить успехи и неудачи каждого ученика и правильно планировать педагогическую деятельность. Ученику даётся возможность понять, каковы у него как успехи в обучении, так и недостатки, над чем ему необходимо ещё работать. Несмотря на очевидную важность диагностики в педагогическом процессе, в предметных методиках обучения языкам данную проблему нельзя считать решённой. Многие вопросы диагностики в них, как показывает изучение специальной литературы, освещены недостаточно.

Так, в 1950-1960-е годы объектом диагностирования было владение устной и письменной речью учащихся. Видами диагностики в этот период выступали диктанты, сочинения и изложения.

В 1970-е годы изучение знаний, умений и навыков рассматривалось как метод исследования. При изучении проблем, связанных со знаниями, умениями и навыками, использовалась целая система заданий, находящихся в отношениях соотношения и взаимосвязи. Результаты прогнозировались в связи с выявлением их причин.

В этот период также получили распространение дополнительные грамматические задания диагностического характера к диктантам. Такие задания диагностического характера помогали в ликвидации пробелов и установлении наиболее распространённых, типичных ошибок, кроме того, они способствовали выявлению причин ошибок и их устранению. В это же время выделяются такие виды проверки знаний обучаемых, как контрольная и обучающая работы. Таким образом, диктанты, сочинения и изложения носили обучающий и контрольный характеры.

В эти же годы изучаются критерии, необходимые для определения ошибок и для выставления отметок, анализируются ошибки учащихся, допущенные ими при выполнении контрольных заданий. Так, учёные-методисты того периода делили, например, пунктуационные ошибки на грубые и негрубые. Ими также описаны пунктуационные ошибки, связанные как с изученными, так и неизученными правилами. Все остальные типы ошибок исследователи подразделяли на грамматические и речевые. Несколько иной подход наблюдаем у Н. Е. Сулименко, которая, в частности, писала, что грамматические ошибки отражают нарушения содержательного плана и являются речевыми [3, с. 83]. При проверке контрольных работ методисты рекомендовали выставлять отметки исходя не из общего количества допущенных ошибок, а в зависимости от тех умений, которыми должен владеть ученик.

В 1970-е годы объектом диагностики также были речевые умения обучаемых. В процессе контроля проверялись умения учащихся делать различные виды творческих преобразований. Например, такие, как умение выделять основную мысль текста, составлять план прослушанного текста, выражать своё отношение к прослушанному. В этот же период в качестве диагностических заданий школьникам также предлагались различные тестовые задания на угадывание.

В 1980-е годы диагностика знаний и умений по языковым предметам продолжала осуществляться в устной и письменной форме. Объектами диагностики выступали речевая деятельность и усвоение языкового материала. В этот период также происходят изменения в области образования в связи с политическим и социально-экономическими событиями в стране. Согласно документам, связанным с реформой образования, школа становится одиннадцатилетней, закрепляется обязательность основного образования (с 1-го по 9-й классы). Итоговая диагностика знаний, умений и навыков с 80-х годов ХХ века осуществляется в 9-м и 11-м классах. Требования, предъявляемые к выпускникам нормативными документами, учебными программами, стали более высокими.

Результаты деятельности ученика должны были определяться глубиной и прочностью его знаний, умений и навыков. Диагностика знаний, умений и навыков происходила систематически с применением таких видов работ, как осложнённое списывание, диктанты, изложения и сочинения с постепенным усложнением текстового материала. Проверялось знание грамматических определений, орфографических правил, умения применять эти знания в письменной речи. Изменяется и отношение к ошибкам в речи учащихся. Если раньше ошибки признавались недопустимыми, то в 1970-1980-е годы методисты и преподаватели отказываются от этой точки зрения. Методисты подчёркивают, что не следует бояться ошибок в речи учащихся, а необходимо их вовремя выявлять и устранять.

С 1990-х годов, помимо диктантов, сочинений и изложений, широко начинает использоваться тестовая диагностика. Изучением тестовой диагностики занимались многие учёные-методисты, в частности Л. В. Банкевич, И. А. Раппорт, Л. П. Клобукова, Т. И. Попова, Е. Е. Юрков, К. А. Рогова, Г. А. Битехтина и многие др. Применение тестов нашло отражение в диагностике рецептивных речевых умений [4, с. 104-105]. При использовании тестов изменилась также система оценивания. «Под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями» [5, с. 184].

В период с 1950-х по 1990-е годы оценивание результатов обучения языкам определялось по пятибалльной системе. С развитием тестирования оценка стала складываться исходя из 100-балльной системы.

Суть пятибалльной системы оценивания покажем на примере контрольных диктантов, для которых подбирались художественные, публицистические и научно-популярные тексты. Объём диктанта устанавливался по требованиям в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Диктант оценивался одной отметкой. Так как диктанты сопровождались дополнительными заданиями, то при оценке их выполнения оценка «5» ставилась, если ученик выполнил все задания; оценка «4» - если ученик правильно выполнил не менее % заданий, оценка «3» - при условии выполнения не менее половины заданий; оценка «2» - в том случае, если выполнено менее половины заданий; оценка «1» - если ученик не выполнил ни одного задания [6, с. 139].

К написанию изложений и сочинений предъявлялись следующие требования: речь обучаемых должна быть правильной, богатой, точной и выразительной. Сочинения и изложения по русскому языку оценивались двумя отметками. Первой отметкой оценивались коммуникативные умения, второй - все навыки (языковые, орфографические, пунктуационные). Первая отметка за сочинение и изложение - это оценка за содержание и его речевое оформление. При оценке содержания работы учитывались следующие критерии: соответствие высказывания теме, наличие в нём определённой коммуникативной установки, замысла, основной мысли. Второй отметкой за сочинение и изложение оценивалась грамотность учащихся (соблюдение норм литературного языка, норм орфографии и пунктуации) [7, с. 172].

В 1990-е годы методистами подробно изучается диагностика ошибок в диктантах, изложениях и сочинениях. Даётся определение термина «диагностика». По М. Р. Львову и его соавторам, «диагностика - это исследование причин как отдельной, индивидуальной ошибки, так и определённого типа ошибок» [8, с. 335]. Таким образом, объектом контроля по русскому языку во 2-ой половине XX века выступало усвоение языкового материала. Основными видами контроля были диктанты, сочинения и изложения с грамматическими заданиями диагностического характера.

В тувинской школе в 1970-1990-е годы уровень знаний, умений и навыков учащихся выявлялся аналогично описанным выше способам их диагностирования. В этот период в республике функционировали три вида школ: тувинская, русская, смешанная. Объектами диагностики в них были уровень навыков чтения, уровень владения устной и письменной речью, характер динамики развития связной монологической речи. Тувинской лабораторией НИИ национальных школ проводились проверки уровней навыков чтения, владения диалогической и монологической речью, уровня владения языковым материалом по требованиям, предъявляемым реформой школы.

В целом следует отметить, что качество знаний по русскому языку у тувинских школьников было и остаётся невысоким, что во многом связано со спецификой национально-русской языковой среды, сложившейся в республике. Однако данный вопрос требует отдельного рассмотрения.

Библиографический список

1. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студ. / П. К. Бабинская [и др.]. -Минск: ТетраСистемс, 2006. - 288 с.

2. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. - В 4-х т. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с.

3. Сулименко, Н. Е. О критериях однотипности речевых недочётов // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сб. ст. - М.: Просвещение, 1978. - С. 82-88.

4. Васильева, Г. М. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: Обзор основных направлений методической мысли в России / Г. М. Васильева [и др.]; под ред. Л. В. Московкина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 235 с.

5. Педагогика: учебник для вузов / под. ред. А. П. Тряпицыной. - СПб: Питер, 2014. - 304 с.

6. Капинос, В. И. Приложение: Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся ГУ-Х классов по русскому языку / В. И. Капинос, Т. А. Костяева // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сб. статей. - М.: Просвещение, 1978. - С. 136-141.

7. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991. - 342 с.

8. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2000. - 415 с.

© Соян Н. Т., 2016

УДК 372.881.161.1(571.52)

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТУВИНСКОЙ ШКОЛЕ И ИХ ВКЛАД В РОССИЙСКУЮ ЛИНГВОДИДАКТИКУ

Н. Т. Соян, В. П. Антонов

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена обзору научных исследований методистов и учителей по методике преподавания русского языка как неродного и государственного в тувинской школе.

Ключевые слова: Республика Тува, методика преподавания русского языка в тувинской школе, учителя, преподаватели, научно-методическая деятельность, исследование, учебник, программа, методическое пособие, тувинский и русский языки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.