Научная статья на тему 'Фразовый дидактический материал и фразовые диктанты в свете лингвометодической вариантности'

Фразовый дидактический материал и фразовые диктанты в свете лингвометодической вариантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФРАЗА / ТЕМЫ ПРОГРАММНАЯ И РАЗГОВОРНАЯ / THEMES AND CONVERSATIONAL PROGRAMMING / ВАРИАНТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / THE VARIANCE OF EDUCATION / ДИКТАНТЫ ОБУЧАЮЩИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ / TRAINING AND CONTROL DICTATIONS / SENTENCES AND PHRASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Острикова Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема обучения русскому языку на основе отдельных предложений, связанных программной (языковой) и разговорной (смысловой) темами, расширен круг источников фразовых примеров, рассмотрены варианты обучающих и проверочных фразовых диктантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phrase Didactic Material and Phrasal Dictations in the Light of Lingua-Methodical Dimorphism

The article deals with the problem of teaching the Russian language on the basis of separate linguistic and conversational topics. The range of sources of phrasal examples has been expanded. Variants of training and controlling dictations have been considered.

Текст научной работы на тему «Фразовый дидактический материал и фразовые диктанты в свете лингвометодической вариантности»

товать» свою точку зрения, использовать конкретные аргументы с целью опровержения неправильных (ошибочных) взглядов. Действенным средством преодоления этих трудностей, как показывает наш опыт, является включение в эвристическую беседу элементов дискуссионного характера.

Таким образом, использование учебного диалога на уроках литературного чтения отвечает современным требованиям к организации учебного процесса в начальной школе. Кроме того, использование данного метода способствует формированию у обучающихся навыков коммуникативного взаимодействия с собеседниками, что является одной из основных целей уроков литературного чтения. Для её достижения учитель должен стремиться создать на своих уроках такие учебные диалоги, которые направлены на организацию творческого взаимодействия обучаемых друг с другом и учителем, равноправного диалога собеседников, в ходе которого происходит не усвоение готовых знаний, а самостоятельный поиск истины, что и отражено в требованиях ФГОС НОО.

Библиографический список

1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

2. Мальчевская, М. Л. Использование поисковых методов обучения на уроках литературного чтения в развитии познавательного интереса младших школьников / М. Л. Мальчевская. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Ката-нова». - № 13. - С. 120-123.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). - URL: http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения: 25.02.2016).

4. Поисковый метод // Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост. и авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

6. Светловская, Н. Н. Внеклассное чтение во 2 классе: пособие для учителя / Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1983. - 250 с.

7. Лавлинский, С. П. Учебный диалог и проблемы литературного образования / С. П. Лавлинский // Литература в гуманитарных школах и классах: сб. науч. тр.; редкол.: Э. И. Иванова [и др.]. - М.: Изд-во НИИТ и ИП, 1992. - С. 27-55.

8. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 1982. - 270 с.

9. Плескацевич, Н. М. Эвристическая беседа и её роль в процессе обучения (на материале предметов гуманитарного цикла в средних классах школы): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Плескацевич. - Минск, 1969. - 24 с.

© Куликова Ж. А., 2016

УДК 81.161.1 '34:81 '271.1

ФРАЗОВЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ФРАЗОВЫЕ ДИКТАНТЫ В СВЕТЕ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ВАРИАНТНОСТИ

Т. А. Острикова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается проблема обучения русскому языку на основе отдельных предложений, связанных программной (языковой) и разговорной (смысловой) темами, расширен круг источников фразовых примеров, рассмотрены варианты обучающих и проверочных фразовых диктантов.

Ключевые слова: русский язык, предложение и фраза, темы программная и разговорная, вариантность обучения, диктанты обучающие и контрольные.

По мере расширения практики текстоориентированного обучения русскому языку совершенно необоснованно становятся второстепенными нетекстовые языковые примеры, к числу которых относятся и предложения. Фразовый дидактический материал, состоящий из отдельных, зачастую относительно коротких предложений, М. Т. Баранов называл предложенческим. Так можно называть и соответствующие виды работ по русскому языку (в частности, упражнения и диктанты), однако мы предпочитаем первый термин как более благозвучный и короткий. (Термины фраза и предложение совпадают по значению, если понимаются как наименьшие интонационно-синтаксические единицы общения).

Фразовый дидактический материал необходим в обучающих и проверочных работах, направленных на формирование языковой и речевой компетенций в процессе обучения русскому языку как родному, государственному и иностранному. В каждом классе фразовые упражнения и диктанты по русскому языку используются, во-первых, в начале учебного года - при повторении изученного за предшествующий класс; во-вторых, в течение учебного года при изучении всех разделов учебной программы - морфологии, орфографии, лексики и фразеологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики.

Если полный диктант состоит из одного огромного предложения, это не фразовый диктант, а диктант-предложение. Для него можно найти в Интернете самые длинные предложения на русском языке, записать их и проанализировать: объяснить незнакомые слова, подчеркнуть и объяснить орфограммы, выделить пункто-граммы (по М. Т. Баранову - пунктуационно-смысловые отрезки) и обосновать постановку или отсутствие знаков препинания. Фразовый диктант не следует путать также с полным текстовым диктантом, включающим всего два-три больших предложения, свойственных языку Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других писателей.

Подборки фраз-предложений не один век используются на уроках русского языка в силу их очевидной лин-гвометодической значимости, что отражено в огромном количестве всевозможных сборников и учебников. Од-

нако в них критику вызывало и по-прежнему вызывает преобладание «лоскутного» языкового материала, состоящего «из случайно набранных примеров, никак не связанных ни по содержанию, ни стилистически». Чтобы этого избежать, нужно «несколько отдельных примеров» объединять «темой или источником», чтобы была «логическая цельность» [1, с. 54].

Итак, чтобы фразовый диктант не был «лоскутным» и служил целям одновременного формирования языковой и коммуникативной компетенций, а попутно помогал воспитательным целям, составленные и подобранные предложения желательно группировать по разговорной теме, связанной с проблемами и реалиями внутреннего и внешнего мира детей. Наборы типовых предложений, объединённых двумя темами - программной и разговорной, необходимы не только в тематических упражнениях на закрепление изученного и во фразовых диагностических диктантах, но и в сообщениях учителя по новому материалу.

Приведём из газеты «Русский язык» опорные предложения по разговорной теме «Цветы в вазе» и орфографической теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и прилагательными»:

В вазе стояли нераспустившиеся, некрасивые цветы.

В вазе стояли ещё не распустившиеся, ещё некрасивые цветы.

В вазе стояли ничуть не распустившиеся, нисколько не красивые цветы и др.

(Далее ученики продолжают самостоятельно придумывать примеры на все правила новой темы, представленные в учебнике).

При подборе тематически сгруппированных предложений учителя много внимания уделяют литературно-художественным и публицистическим текстам (по этой причине мы их не касаемся в данной статье), но пренебрегают другими источниками, прежде всего научно-лингвистическими. Например, в таких статьях нередко бывают интересные подборки по программным темам школьного курса русского языка:

Виноградова Е. М. Чужая речь в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // РЯШ. 2016. № 5 (диалог, цитирование, прямая речь и др.);

Ерёмин А. Н. Сложноподчинённые предложения с опорным компонентом - словом категории состояния // РЯШ. 2013. № 10 (наречие и слова состояния, СПП и др.);

Ефремов В. А. Двусмысленность: ошибка и стилистический приём // РЯШ. 2014. № 2 (лексика - переносное значение слова, каламбур; точность речи, исправление речевых и иных ошибок и др.);

Жуков А. В., Жуков К. А. О фразеологизмах и смежных явлениях // РЯШ. 2013. № 5 (фразеология, переход пословиц и поговорок во фразеологизмы);

Калинина А. А. Предостерегательные высказывания // РЯШ. 2016. № 3 (повелительное наклонение глагола, побудительные предложения и др.);

Мурашов А. А. Что такое ясность речи? // РЯШ. 2014. № 2 (исправление и редактирование текста, ошибки и недочёты и др.);

Николина Н. А. Пушкинский текст в рассказе В. А. Соллогуба «Метель» // РЯШ. 2013. № 8 (текст и подтекст, описание и повествование, художественный стиль, изобразительно-выразительные средства и др.);

Петрова Н. Е. Речевая динамика наречия // РЯШ. 2014. № 1 (словообразование, морфология, синтаксис);

Родионова И. Г. Аналитическая глагольно-именная связка «глагол + существительное вид» в современном русском языке // РЯШ. 2012. № 1 (составное именное сказуемое и др.);

Селюнина Ф. А. О специфике тем более ... что дистантного // РЯШ. 2013. № 3 (союз, обособленные члены предложения, СПП и др.);

Федосюк М. Ю. Велика ли хатка размеров в шесть аршин? // РЯШ. 2013. № 10 (устаревшие слова, лексика по теме «Жилище», существительное, числительное и др.);

Фролова Е. А. «Военная тайна» Аркадия Гайдара // РЯШ. 2014. № 1 (лексика, художественный стиль, лингвистический анализ текста и др.).

Из множества книг по русскому языку с ценным фразовым материалом (см., например: Грамматика русского языка. В 2-х т. / В. В. Виноградов, Е. С. Истрина, С. Г. Бархударов (редакторы). - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960; Русская грамматика. В 2-х т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. - М.: Наука, 1980. -784 с., 710 с.; Русская грамматика: научные труды. В 2-х тт. / Е. А. Брызгунова, К. В. Габучан (ред.). - М.: Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2005. - 1496 с.) назовём лишь академические своды правил правописания. Их можно и даже нужно, особенно на уровне филологического профиля, построчно изучать с 5 по 11 класс.

Научный источник Примеры предложений

Правила русской орфографии и пунктуации / Л. В. Щерба и др. -М., 1956 (и переизд.) [2] «Индивидуальные названия людей, превратившиеся из имён собственных в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы, например: ловелас, донжуан, меценат, ментор» (с. 54). «Не являются междометиями и, следовательно, не отделяются запятыми частицы: о, употребляемая при обращении, ну, ах, ох и т. п., употребляемые для выражения усилительного оттенка, например: <.. .> Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Лермонтов» (с. 94).

Правила русской орфографии и пунктуации / В. В. Лопатин и др. - М., 2006 (и переизд.) [3]. «лип - леп. В словах прилипать, налипать и т. п. в безударном положении пишется буква И (ср. под ударением: липкий, прилипнуть), а в словах лепить, прилепить, налепить и т. п. - буква Е (ср. под ударением: лепит, прилепит, лепка)» (с. 46). «§ 154. При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания - вопросительный знак, а затем - восклицательный знак как показатель эмоциональной окрашенности высказывания: - Что же стоите?! - закричал он издали (Шукш.)» (с. 313).

Выбранные из научной литературы простые и сложные предложения, как и примеры из художественных текстов, можно читать, анализировать, писать дословно и с реконструкцией.

Обратим далее внимание на дидактически значимые фразы, которые называют опорными предложениями в силу их мнемонической направленности. Наборы «серьёзных» и шутливых типовых предложений по каждой программной теме образуют ту вербально-визуальную опору, которая помогает запоминать не только словарные слова, но и исключения из орфографических и пунктуационных правил, нормы произношения и ударения, слово- и формообразования, словоизменения и т. д. Известна, в частности, такая мнемоническая фраза-шутка по русской акцентологии: Пятьдесят процентов доцентов носят документы в портфеле, а другие пятьдесят ...

Опорные предложения по русскому языку разбросаны по разным источникам (например: Острикова Т. А. Творческий практикум по методике русского языка: учебное пособие. - Абакан, 2000. С. 19, 27, 46-47 // ta-ostrikova.tumblr.com/archive). Приведём популярные фразы, сочинённые кем-то когда-то, чтобы кому-то было легче запомнить написание непроверяемых орфограмм, а также проверяемых, но смешиваемых. На основе опорных фраз рекомендуем проводить диктанты с продолжением.

Фразовый диктант с продолжением

Двое начальников и один военачальник.

Кот в тарелку залезал и сметаны полизал.

У него такой же вес, как и у его ровесников.

Когда изморозь — морозит, а когда изморось — моросит.

Психиатр пошёл в театр.

В толстой монографии много фотографий.

Портсигар с монограммой весит с полкилограмма.

А сим мы призываем запомнить слово асимметрия.

На столе карбонады и маринады, а в химии — фосфаты и карбонаты и др.

(Далее просим учащихся придумать один-два аналогичных примера и записать их)

Предложения-«запоминалки» по русскому языку можно подобрать в печатных и электронных источниках или сочинить самостоятельно по аналогии по данным выше образцам. Если это творческое задание выполняют ученики, то по своим примерам они могут провести на уроке фразовый самодиктант.

Фразовый диктант может быть не только обучающим как упражнение под диктовку, но и полуконтрольным (контрольно-обучающим), и текущим контрольным (диагностическим, проверочным), и итоговым контрольным - годовым, аттестационным. К сожалению, нормативные требования к контрольному фразовому диктанту пока не определены, поэтому выявить и теоретически обосновать необходимые поклассные критерии и нормативы его оценки - актуальная научно-методического задача. При проверке и оценке проверочных фразовых диктантов (это входные, тематические, четвертные, полугодовые) мы ориентируемся на практический опыт учителей русского языка и требования к полному контрольному диктанту.

Представим два проверочных фразовых диктанта, в которых предложения объединены коммуникативно-разговорной темой «Зима». С точки зрения конкретного этапа обучения в школе оба диктанта содержат универсальный дидактический материал, в котором языковые явления и факты соответствуют изученным темам определённого класса. Первый диктант (с небольшим грамматическим заданием) использовался как входной в сентябре в 5-м классе, поэтому по объёму он соответствовал уровню 4-го класса. В готовый материал мы добавили заголовок «Зимой», чтобы акцентировать единство разговорной темы предложений. Кроме того, каждое пронумерованное предложение записали не в строчку, как было у автора, а в столбик, - получился образец записи фразового диктанта на доске и в тетради. Второй фразовый диктант (в правой колонке) имеет все необходимые атрибуты полного проверочного диктанта, так как был составлен педагогом для итоговой диагностики пунктуационной подготовки семиклассников за весь курс 5-7 классов.

Зимой

(Варианты проверочных фразовых диктантов)

Начало 5-го класса

1. Наступила ясная зимняя ночь.

2. Глянули звёзды на землю.

3. Месяц высоко поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

4. Как светло и прекрасно кругом!

5. Земля вся в серебряном свете!

6. Снежинки кружатся, медленно опускаются и тают на наших горячих лицах.

7. Ветхую шубёнку скинешь с плеч долой, заберёшься на печь к бабушке седой.

8. Бабушка шепчет: «Что же рассказать тебе? Разве про Морозку?»

Конец 7-го класса

1. Зима — моё любимое время года, потому что всё вокруг покрывается удивительной белизной.

2. Почему так рано выпал снег?

3. Ах, какой сказочный вид открывается из моего окна!

4. Всё замело, запорошило снегом: землю, деревья, дома.

5. Во дворе мы слепили не медведя, а зайца, как будто скачущего наперерез.

6. С неба падает мелкий, но колючий снежок, тающий у нас на глазах.

7. Вдруг мы увидели, что к нашей кормушке стайкой прилетели синицы и щеглы — птички, навещающие нас особенно зимой.

8. Птички, скорее слетайтесь на угощение!

9. Зайчик, зайчик, куда пропала твоя серая шубка?

10. Где ты нашла, белочка, эту еловую шишку?

9. Приятно согреться и задремать. 11. Чьи следы виднеются на снегу, папа?

(64 слова) [4, с. 113]. 12. Скоро стало темнеть, предметы становились другими,

непохожими на себя.

13. Поутру разгорелась радостная зорька, и снега порозовели.

14. Петя задумчиво произнес: «Зимний лес на рассвете, конечно, очень красив».

15. Уже обледенели крыши домов», - сообщил Никита, посмотрев в окно. (134 слова) [5, с. 124-125].

Подобные фразовые диктанты можно сделать правописно-речевыми, если ввести дополнительное творческое задание - дополнить, изменить предложения так, чтобы получился связный текст. «После проверки диктантов и их анализа из отдельных предложений на одну тему можно составлять связные тексты, особенно при подготовке к сочинению, и выполнять другие упражнения» [5, с. 120].

Приведём далее фразовый дидактический материал для упражнений и диктантов по программным темам 9-го класса, учитывая актуальную для подростков проблему осознания себя: своего статуса, самоощущений, способности управлять своими эмоциями, поведением, самооценкой. Письменные работы по русскому языку с учётом задач самообразования и самовоспитания полезно проводить путём сравнения нейтральных высказываний и эмоционально окрашенных цитат на одну и ту же реальную тему. Отдельные предложения-тезисы по теме «Воспитай себя сам!» дополним подходящими по смыслу изречениями известных личностей.

Тезисы

Самовоспитание эффективно, если стать целеустремлённым. Сознательной целеустремлённостью обладает только человек.

Каждый человек, обладающий волей, с 12 лет и даже раньше может дополнять и исправлять полученное воспитание и образование и др.

Цитаты

«Человек рождён для великих дел, когда у него хватает силы побеждать себя самого» (Ж. Массильон).

«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» (В. Жуковский) и др.

Ученики продолжают выполнять эту работу дома по указанным учителем доступным источникам. Для желающих вводится дополнительное задание: узнать основную информацию об авторах высказываний - кто они, чем занимались, чего положительного достигли в жизни, чем знамениты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Афористические фразовые упражнения и диктанты проводятся на основе коротких и легко запоминаемых пословиц и поговорок, а также поучительных мыслей/изречений, максим, парадоксов, эпиграмм, иносказаний, цитат философов, деятелей искусства, науки и политики. Источником такого материала являются всевозможные энциклопедии и сборники афоризмов, сгруппированных по персоналиям, странам и народам, по тематическим, языковым, временным и иным признакам [6; 7 и др.].

Представим несколько афористических высказываний для предупредительного и объяснительного диктантов по программной теме «Сложные предложения и знаки препинания в них». Афористические упражнения и диктанты помогают развивать общий кругозор учащихся, если в классе и дома выявлять смысл изречений в историческом и современном контекстах.

Хорошая мысль, откуда бы она ни была взята, гораздо лучше, чем собственная глупая, - не в обиду будет сказано тем, что находят всё в себе самих, не прибегая ни к кому (Фр. Ламот-Левайе). (Задание: сформулируйте ту же самую мысль своими словами).

Лишь того я назову верным возничим, кто сдерживает свой гнев, несущийся подобно стремительной колеснице; другие же, бессильные, только держатся за поводья (Буддийское изречение). (Рассуждая о смысле этого высказывания, нужно напомнить детям, что современные «поводья» - это руль машины, а хороший водитель держит свои нервы в порядке).

Собирай старательно то добро, которое не может быть похищено ворами или захвачено тиранами, которое и на последнем пути твоём тебя не покидает, не исчезает и не тлеет (Индусское изречение). (Развивающий вопрос: О каком именно добре здесь идёт речь?)

Будущее никогда не бывает нам столь ясно, как прошедшее, точно так же как прошедшее, в свою очередь, никогда не имеет над нами такой силы, как имеет настоящее (Н. Добролюбов). (Проблемный вопрос: Сколько тезисов содержит данное высказывание? Насколько верны эти утверждения) и др.

Исходные предложения во фразовых упражнениях и диктантах могут быть по-новому сгруппированы, изменены или заменены. Речения записываются с новой группировкой, если фразовый диктант будет выборочным, распределительным или выборочно-распределительным. Фразовые диктанты с полной заменой исходных предложений (например, цифровые и схематические) лучше учиться писать в таблице. Например, обучающий схематический диктант по синтаксису и пунктуации начинается как диктант с обоснованием, который выполняется в две колонки. В первую колонку записываются примеры предложений. В каждом сложном предложении подчёркиваются грамматические основы и нумеруются простые предложения, в овал заключаются средства связи (союзы и союзные слова) и определяется вид сложного предложения. Во второй колонке - правой -записываются только схемы предложений по образцам школьных учебников. На продвинутом этапе выполняется собственно схематический диктант: предложение читается лишь вслух и не более двух-трёх раз; в левую колонку ученики записывают номер диктуемого предложения, а в правую колонку - его структурную схе-

му (линейную/горизонтальную или вертикальную) разной степени детализации. Приведём для примера собственно графические схемы, а не словесно-графические (= вербально-графические).

Примеры СПП

Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого (Ларошфуко).

В каждом из нас слишком много винтов, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трём внешним признакам (А. Чехов).

Воображать себя великим вследствие чина и богатства — это воображать, что пьедестал делает героя (М. Лещинский).

Завершая обсуждение заявленной в статье проблемы, отметим, что коммуникативно организованный фразовый дидактический материал должен занять своё законное место в системе обучающих и проверочных работ, не вытесняя текстовый и иной: словный, фразеологический, словосочетательный. Органичное сочетание текстовых и нетекстовых примеров в устных и письменных работах учащихся позволит повысить эффективность обучения русскому языку за счёт значительной экономии учебного времени и главное - путём повышения насыщенности дидактического материала необходимыми языковыми явлениями и фактами.

Библиографический список

1. Бархин, К. Б. Методика русского языка в средней школе: учебник / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина. - М., 1934.

2. Правила русской орфографии и пунктуации / Л. В. Щерба [и др.]. - М., 1956 (и переизд.).

3. Правила русской орфографии и пунктуации / В. В. Лопатин [и др.]. - М., 2006 (и переизд.).

4. Хлебникова, А. В. Организация и методика преподавания русского языка в V-VШ классах: метод. пособие / А. В. Хлебникова. - М., 1960.

5. Фалина, Т. М. Русский язык: 5-7 классы. Диктанты: пособие / Т. М. Фалина. - М., 2004.

6. Душенко, К. В. Словарь современных цитат: 4 750 цитат и выражений ХХ в. / К. В. Душенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2002.

7. Энциклопедия мысли: сборник. - М., 1996 (перизд. сб. 1918 г., сост. Н. Я. Хороминым).

© Острикова Т. А., 2016

УДК 371.27:811:373.549

ИЗ ИСТОРИИ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕЙ ШКОЛЫ

Н. Т. Соян

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент

В статье рассматриваются вопросы истории контроля знаний, умений и навыков учащихся общей школы во 2-й половине XX века в аспекте формирования языковой компетенции тувинских учащихся. Выявляются виды и формы диагностики, определяются их функции. Специфика диагностики языковой подготовки школьников производится как в общедидактическом, так и частнометодическом аспектах в диахроническом ключе.

Ключевые слова: методика обучения языкам, история методики преподавания русского языка, диагностика и контроль языковой подготовки; знания, умения и навыки по русскому языку.

В рамках исследования проблем диагностики языковой подготовки учащихся тувинской общеобразовательной школы нами проведён анализ лингвометодической литературы периода 2-й половины XX века, освещающей вопросы диагностики в области языковой подготовки учащихся общей школы. Целью изучения лингвоме-тодических источников указанного времени стало определение динамики развития системы итоговой аттестации школьников по русскому языку, сложившейся в рассматриваемый период.

Контроль результатов обучения является важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Контроль в учебном процессе школы подразумевает проверку и учёт знаний, умений и навыков учащихся. П. К. Бабинская и другие под знаниями по отношению к методике обучения языкам подразумевают «осознание системы языка и правил пользования этой системой в практической деятельности» [1, с. 6]. Умения эти же авторы интерпретируют как «действие с языковым явлением, доведённое до автоматизма в результате выполнения упражнений» [1, с. 6]. Наконец, навыки, в понимании названных учёных, это «способность осуществлять речевую деятельность (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе приобретённых знаний и навыков в условиях общения» [1, с. 6]. В Педагогической энциклопедии под редакцией И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова проверка знаний, умений и навыков учащихся определяется как составная часть процесса обучения, имеющая целью контроль учебной работы школьников, учёт их успеваемости [2, с. 512].

Контроль, как известно, бывает текущий (за учебный год) и итоговый (аттестационный). В настоящее время обязательны два итоговых государственных экзамена: Основной государственный экзамен (ОГЭ), представ-

Графические схемы предложений

Вертикальная схема

Горизонтальная схема [ 1 ], союз ( 2 ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.