Научная статья на тему 'Об объёме итоговых диктантов в четвёртом классе тувинской общеобразовательной школы'

Об объёме итоговых диктантов в четвёртом классе тувинской общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТЫВА / REPUBLIC OF TUVA / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ДИКТАНТ С ЯЗЫКОВЫМ ЗАДАНИЕМ / RUSSIAN LANGUAGE TEACHING / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕЙ ШКОЛЫ / REGULATORY DOCUMENTS OF PRIMARY SCHOOL / ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА В 4-М КЛАССЕ / RUSSIAN TEST IN THE 4TH GRADE / ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ / FINAL DICTATION / ОБЪЁМ ДИКТАНТА / ОПИСКИ И ОШИБКИ / CLERICAL ERRORS AND MISTAKES / DICTATION WITH GRAMMAR TASK / WORD SCOPE OF DICTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соян Надежда Тюльпановна

В статье рассмотрена проблема вариантности такого показателя учебной трудности контрольных диктантов по русскому языку, как их объём (в словах). Для учителей четвёртых классов начальной русско-тувинской школы даны методические рекомендации по выбору оптимального объёма итогового контрольного диктанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Word Scope of Final Dictantions in the Fourth Grade of Tuvinian Secondany School

The article considers variance of such marker of the educational complexity as the word scope of the Russian final dictations. The author gives recommendations for the teachers of the primary Russian-Tuvan schools concerning the optimal word scope of the final dictation.

Текст научной работы на тему «Об объёме итоговых диктантов в четвёртом классе тувинской общеобразовательной школы»

Обучаемым важно разъяснить задание, показать на одном-двух примерах, с какой целью и как работать в таблице, где и почему ставится номер прослушанного примера. Номер каждого примера педагог обязательно указывает перед его чтением; пример не записывается, поэтому диктовки нет: Слушаем первый пример... Вспомним задание... Как дать ответ в таблице? Слушаем второй пример... Дальше работаем самостоятельно...

Заглавия столбиков должны отражать основания выборки и/или распределения диктуемого материала. Распределительный матричный диктант (по таблице с двумя входами). Нумерацинно-матричные диктанты отличаются строением табличной линокарты и графическими средствами фиксации ответов: в линокарте ставятся по преимуществу только плюсы и/или минусы, хотя могут быть и «галочки».

Педагог сначала указывает в тест-диктанте общее количество примеров. Ученик в первом столбике слева делает вертикальную нумерацию, то есть ставит столько цифр (друг под другом), сколько будет примеров. Затем остальные столбцы, реже - строчки, озаглавливаются с учётом заданного принципа (основания, параметра) распределения ответов или условно обозначаются римскими цифрами, латинскими буквами либо иначе. После чтения примера ученик ставит на пересечении нужной строки и столбца знаки «плюс» (+) или «минус» (—) в соответствии с заданием.

Проверяется матричный тест-диктант по контрольной линокарте. Она накладывается на стопку собранных линокарт, которые прокалываются по заданной форме.

Если нужные по заданию ячейки заштриховать правильно, получим «фигурную» проверочную линокарту [11, с. 15]. Фигурная линокарта отражает правильные ответы (все плюсы) или неправильные (все минусы): они соединяются линией. Фигурная проверочная линокарта визуально похожа на однорядную линокарту номерного диктанта.

Номерные тест-диктанты разных видов и разновидностей следует отличать от заранее объявленных (например, на 4-ю четверть учебного года) проверочных и контрольных словарных диктантов на определённые программные темы, имеющие свой номер в открытом перечне и список слов, которые обязательно будут в диктанте [12, с. 33-34]. Номерным могут называться также текущие диктанты на определённые номера орфограмм, пунктограмм и других изученных явлений, тем, разделов.

В завершение отметим, что тест-диктанты являются простой и удобной формой текущей диагностики по разным школьным и профессиональным предметам и вузовским дисциплинам даже в полевых условиях и на натурных уроках.

Библиографический список

1. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учеб. пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2016. - 175 с.

2. Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учеб.-метод. пособие / В. Я. Булохов. - Красноярск: КГПУ, 1994. - 72 с.

3. Баринова, Е. А. Методика русского языка: учебник / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев; ред. В. И. Баринова. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.

4. Федоренко, Л. П. Практикум по орфографии и пунктуации: учеб. пособие для пед. ин-тов / Л. П. Федоренко, В. К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

5. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах: пособие / авт. -сост. М. Е. Кривоплясова. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2005. - 93 с.

6. Шевченко, М. Ю. Цифровой диктанта как форма текущего контроля знаний / М. Ю. Шевченко // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2000. - № 7. - С. 14-15

7. Киселёва, О. Н. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие / О. Н. Киселёва. - Томск: ТГУ, 2005. - 312 с.

8. Григорьев, А. Г. Применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев. - Красноярск: КГПИ, 1964.

9. Григорьев, А. Г. Об опыте применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев // Русский язык в школе. - 1965. - № 3. -С. 47-48.

10. Текучёв, А. В. Методика преподавания русского языка в средней. школе: учебник для пед. ин-тов/ А. В. Текучёв. - 3-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

11. Горелова, С. В. Мгновенная проверка знаний / С. В. Горелова // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». -2000. - № 35. - 15 с.

12. Яковлева, Л. Д. Пути повышения грамотности учащихся (4 кл.) / Л. Д. Яковлева // Русский язык в школе. - 1990. - № 1. - С. 33-34 © Острикова Т. А., 2017

УДК 373.31:372.881.161.1(571.52)

ОБ ОБЪЁМЕ ИТОГОВЫХ ДИКТАНТОВ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н. Т. Соян

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассмотрена проблема вариантности такого показателя учебной трудности контрольных диктантов по русскому языку, как их объём (в словах). Для учителей четвёртых классов начальной русско-тувинской школы даны методические рекомендации по выбору оптимального объёма итогового контрольного диктанта.

Ключевые слова: Республика Тыва, обучение русскому языку, нормативные документы начальной общей школы, всероссийская проверочная работа в 4-м классе, итоговый контрольный диктант, диктант с языковым заданием, объём диктанта, описки и ошибки.

Эффективность учебного процесса в образовательном учреждении определяется рядом факторов, к числу которых относится система контроля как «процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [1, с. 124]. Системный контроль знаний предполагает суть того, что и как должно проверяться.

При диагностике языковой подготовки по русскому языку основным методом проверки графико-каллиграфических и правописных (орфографических и пунктуационных) навыков учащихся четвёртого класса является диктант, хотя сейчас всё чаще практикуется тест. В научно-методической литературе диктант рассматривается и как тип упражнений, и как тип диагностических работ - проверочных текущих и итоговых (контрольных, аттестационных) [2-6 и др.]. Диктант основан на методе диктовки: состоит в записи аудируемых, то есть воспринимаемых на слух, слов, словосочетаний, предложений или связного текста.

В начальной школе широко применяются обучающие словарные, фразовые и текстовые диктанты разного вида - предупредительные, объяснительные, зрительно-слуховые, творческие и иные. Остановим внимание на проверочных и контрольных диктантах как средстве диагностики языковой подготовки по русскому языку в четвёртом классе. Контрольный диктант понимается нами как тип письменных работ, предназначенный для промежуточной и итоговой диагностики графико-каллиграфической, орфографической и пунктуационной подготовки учащихся по изученным разделам и темам учебного русского языка в соответствии с реализуемыми образовательными программами [7].

В настоящее время диктант применяют в качестве контрольно-измерительного материала для выявления уровня предметной подготовки учащихся по русскому языку в четвёртом классе. С 2015 года, согласно приказу Министерства образования и науки РФ [8], в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) во всех общеобразовательных школах Российской Федерации введён мониторинг качества предметной подготовки учащихся четвёртых классов по русскому языку в форме проверочных работ (далее ВПР) (см., например: [9]). Впервые ВПР получили статус обязательных проверочных работ, которые учащиеся будут выполнять каждый год. Их цель - оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся четвёртого класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформи-рованности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения [10, с. 2].

В рамках ВПР диктант имеет целью учёт и проверку базовых языковых умений учащихся правильно писать под диктовку текст на русском языке, соблюдая изученные правописные нормы. Диктант нацелен не только на выявление уровня языковой подготовки учащихся по орфографии и пунктуации, по морфологии и синтаксису, но и универсальных навыков разных видов речевой деятельности, прежде всего слушания (аудирования) и перевода звукового кода в письменный. В описании проверочной работы по русскому языку говорится, что «...всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учётом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников» [11, с. 2].

Рекомендуемый вариант ВПР состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий. Так, первая часть представляет собой диктант с дополнительными заданиями и содержит три задания: собственно диктант и два грамматических задания по написанному тексту. Вторая часть - это аналитическое чтение; содержит двенадцать заданий, в том числе девять заданий к приведённому в проверочной работе тексту для чтения. Тексты для диктанта и для чтения вариантны по содержанию.

Для детей-билингвов, обучаемых в национальных школах, нормативные требования к диктантам не сформулированы, а предлагаемые диктанты не адаптированы для конкретных регионов. В целях выбора объёма полного контрольного диктанта для начальной тувинской школы нами были изучены первоисточники и проведены поисково-исследовательские эксперименты.

В процессе анализа литературы (это исторические и действующие нормативные документы, пособия для учителей и другие лингвометодические труды) выявлено, что в нормативных документах и иных профессионально-методических источниках указан рекомендуемый в начальной школе объём (в словах) контрольных диктантов, но этот объём представлен вариантно и не конкретизирован для национальных школ. Выявленные требования к объёму диктанта, отражённые в нормативных документах, вузовских пособиях и отдельных научных исследованиях, представим в таблице 1.

Таблица 1

Примерный объём (в словах) контрольных диктантов для начальной общеобразовательной школы

Источник требований 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Нормативные документы

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19. 11. 1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» [12] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы

Федеральный гос. образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ № 373от 06. 10. 2009; в ред. приказов № 1241 от 26. 11. 2010, № 2357 от 22. 09. 2011 [13] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы

Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрено решением федерального УМО по общему образованию (протокол № 1/15 от 08. 04. 2015) [14] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы 75-80

Учебники для студентов

Методика обучения русскому языку в начальных классах [15] 20-25 30-40 45-50 55-60 50-65 80-83 85-100 Не прописаны нормативы

Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [16] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы

Научные публикации

Математический компонент в методике преподавания русского языка [17] 20 25 30 30 40 50 (60) 50 60 70 (80) 70 80 (90)

К сожалению, требования к тексту контрольного диктанта для общей начальной школы, в том числе для четвёртого класса, недостаточно описаны теоретически, в основном рассматриваются на уровне практической методики в многочисленных сборниках диктантов для начальной общей школы. Объём диктантов вариантен в сборниках по русскому языку как родному и как государственному, предназначенных в целом для национальной школы и, в частности, для тувинской школы - средней (см. сборник диктантов Е. И. Черменевой и А. А. Шишигина [18]) и начальной (см. сборник Ф. Т. Манзановой [19]).

С нашей точки зрения, объём предлагаемых для начальной школы полных текстовых контрольных диктантов и укороченных диктантов с грамматическими заданиями не всегда соответствует нормативам. Например, в сборнике диктантов для четвёртого класса (см. сборник В. В. Андросовой и Е. А. Стогний [20]) диктанты с грамматическими заданиями соответствуют нормативам, однако среди четырёх полных итоговых диктантов нормативного объёма три. В сборнике диктантов Г. Н. Сычевой [21] из 56 диктантов с грамматическими заданиями лишь 37 соответствуют норме объёма диктанта для четвёртого класса. В сборнике И. Г. Гринберг и др. [22] предложено 107 укороченных диктантов, из которых 70 соответствуют норме объёма. К каждому тексту диктанта подобраны три грамматических задания, а под текстом диктанта приведены от двух до шести слов для справок. Из шести диктантов с грамматическими заданиями повышенной сложности соответствуют норме объёма для классов с углублённым изучением предметов всего три текста.

В сборнике диктантов для тувинской начальной школы, разработанном в 1992 году Ф. Т. Манзановой в соавторстве с Г. М. Селиверстовой и Е. Е. Крюковой [23], для контрольных диктантов дано 76 текстов. Они представляют собой адаптированные отрывки из произведений русской классической литературы. Объём таких полных контрольных диктантов варьируется с разницей в пять-десять слов, например: для второго класса - 1520 слов, для третьего класса - 25-35 слов.

В настоящее время в практике обучения русскому языку в начальной тувинской школе отсутствуют сборники диктантов, составленные в соответствии с ФГОС НОО и согласованные с действующими программами и учебниками. Поэтому в школах Республики Тыва учителя начальных классов предпочитают брать готовые диктанты, опубликованные на сайтах, в журналах, методических трудах, реже выбирать из книг по чтению (например: [24]) и иных источниках, не адаптируя текст к конкретным условиям тувинского и русско-тувинского класса. В примерных вариантах ВПР количество слов в диктантах с грамматическими заданиями колеблется от 70 до 90. Такие существенные различия свидетельствуют об отсутствии единых требований к объёму диктанта как проверочной работы в четвёртом классе. Применительно к национальной школе такие диктанты имеют, как правило, увеличенный объём, что позволяет учителям завышать требования к знаниям, умениям и навыкам нерусскоязычных учащихся.

Нами установлено, что объём полного контрольного диктанта для начальной тувинской школы нормативно не определён. Поэтому цель нашего исследования заключалась в обосновании примерного объёма полных диктантов и диктантов с грамматическим заданием с учётом национально-региональной специфики обучения в Республике Тыва. В исследовании принимали участие дети 9-10 лет, обучающиеся в четвёртых классах общеобразовательных школ г. Кызыла, - всего 71 школьник.

Изучение объёма текста диктанта проводилось посредством написания различных текстов. Учащиеся четвёртых классов с родным тувинским языком обучения писали диктант в 2017 г. (с 23 по 25 мая и 6 сентября) в течение 30 минут. Работа выполнялась по классической методике - под диктовку учителя. Для диктовки были выбраны два готовых диктанта и один адаптированный нами фрагмент художественного текста. Представим содержание трёх проведённых диктантов.

Текст № 1 (с сайта www. razumniki. ru)

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. 68 слов [25].

Текст № 2 (из сборника диктантов)

Белочка

Наступила жаркая летняя пора. Много дел у белочки. Она работает с раннего утра до позднего вечера. Тащит про запас на зиму вкусную землянику, еловые шишки, блестящие жёлуди и разные грибки.

Наступит холодная дождливая осень. Белочка будет сидеть в дупле старой сосны. Хорошо и тепло в её домике. Довольна белочка мягкой постелью из сухих листьев.

Бывает осенью и тёплая погода. Приходят к белочке её подружки. Резвятся зверьки, бегают, долго веселятся под высокой развесистой сосной. 74 слова [21].

Текст № 3 (адаптированный нами фрагмент произведения «Лев и собачка»)

Лев и собачка

В Лондон приехал платный цирк. Человеку захотелось поглядеть зверей. Он поймал на улице собачонку и принес её в цирк. Собаку бросили в клетку ко льву на корм. Лев подошёл к ней и понюхал. Собака легла. Хозяин бросил льву мясо. Лев оставил кусок мяса собаке. Вечером они легли спать. Так прожили лев и собачка целый год. Через год собачка заболела и умерла. Лев грустил. Он обнял лапами мёртвую собачонку. Так он лежал пять дней, а на шестой день умер (по Л. Н. Толстому). 78 слов [22].

Анализ письменных работ показал, что 53 учащихся (74,6 %) допустили в диктантах орфографические ошибки и 34 учащихся (47,8 %) - пунктуационные ошибки; пропуски слов зафиксированы у 18,3 % писавших диктант, а 9,8 % допускали замены существительных и глаголов. Например: главный вместо платный, девочке вместо белочке, порог вместо пора, берёзы вместо сосны, радуются вместо резвятся и т. д. У двух учеников выявлены единичные графические ошибки (позднего, Гезвятся). У одного ребёнка были специфические ошибки, свидетельствующие о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, например: выблыво вместо выплыло, из нова вместо и снова, деревевь вместо деревьев, певселело вместо повеселело, всью вместо всю, сучьия вместо сучья.

Наиболее часто отмечались описки (у 47,8 % учащихся), обусловленные интерференцией тувинского языка. Приведём основные примеры выявленных описок: замена и смешение парных звонких и глухих согласных [б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш] - просил вместо бросил, дубле вместо дупле, запаз вместо запас, грузтил вместо грустил; замена согласных [ф, ц, щ], отсутствующих в исконных словах тувинского языка, другими согласными, например: чветке вместо цветке. Встречались также ошибки, свидетельствующие о затруднениях в определении рода существительных и их падежных окончаний, которые в тувинском языке или отсутствуют, или расходятся -довольно белочка, кусок мясо. Описки, допущенные из-за невнимательности учащихся: пропуск мягкого знака при обозначении мягкости согласного - капелки вместо капельки, лву вместо льву, зверки вместо зверьки; написание лишних букв - россы вместо росы, осеннью вместо осенью; пропуск и замена букв - кажом вместо каждом, зарустила вместо загрустила, выплало вместо выплыло, к озеку вместо к озеру, побошол вместо подошёл, пёртвую вместо мёртвую, одняла вместо обняла, вселятся вместо веселятся, поздего вместо позднего, сослы вместо сосны; добавление лишних букв - трезкого вместо резкого и др.; их количество в отдельных работах варьировалось от одной до трёх.

Таким образом, в контрольных диктантах учащиеся допустили большое количество орфографических и пунктуационных ошибок, а также описок, обусловленных интерференцией тувинского языка, хотя проведённые диктанты в целом нормативны по объёму для четвёртых классов. Четвероклассники, конечно, могут написать за один урок диктант в 130-140 слов, так как вследствие применения шариковой ручки письмо у детей ускорилось. Однако ускоренное письмо рассеивает внимание и вызывает переутомление, провоцирующее ошибки и описки. Важно соблюдать технологию диктанта, читать размеренно с сохранением оптимального уровня работоспособности учащихся, учитывая рекомендации СанПиН [26].

В таблице 2 представим примерный объём диктантов по русскому языку для первого-четвёртого классов тувинских школ.

Таблица 2

Объём проверочных и контрольных диктантов по русскому языку (полных и с грамматическим заданием) для классов с разными языками обучения и уровнем подготовки

1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс

Количество слов в полном диктанте

в классах с тувинским языком обучения

10 20 40 60

15 30 50 70

в классах с русским языком обучения

20 30 50 70

25 40 60 80

в классах с углублённым изучением предметов

30 50 70 90

40 60 80 100

Количество слов в диктанте с грамматическим заданием

в классах с тувинским языком обучения

5 15 30 50

10 20 40 60

в классах с русским языком обучения

15 25 40 60

20 30 50 70

в классах с углублённым изучением предметов

25 30 50 70

30 40 60 80

Исходя из составленной нами таблицы, сделаем некоторые рекомендации по применению представленных в данной статье трёх диктантов. Текст № 1 применим в классах с тувинским языком обучения, так как в написанном диктанте не наблюдались замены, пропуски и иные искажения слов, было меньше орфографических (56,2 % учащихся) и пунктуационных (25 % учащихся) ошибок, чем в двух других диктантах. Текст № 2 лучше давать в классах смешанного состава, так как в диктантах школьников были частотны орфографические (80,7 % учащихся) и пунктуационные ошибки (42,3 % учащихся), описки (69,2 % учащихся), замены (11,5 % учащихся) и пропуски слов (19,2 % учащихся).

По мнению В. Ш. Ооржак, почётного работника общего образования Российской Федерации, учителя начальных классов МАОУ Лицей № 15 г. Кызыла, адаптированный нами фрагмент текста Л. Н. Толстого был для детей-тувинцев трудным по восприятию и сложным по содержанию. Действительно, как показали результаты диктанта, в тексте № 3 оказалось много слов, значение и написание которых учащиеся ещё не знали (в смешанных классах с былью Л. Н. Толстого «Лев и собачка» дети уже были знакомы, а в тувинских классах ещё нет). Текст № 3 требует дальнейшей адаптации в аспекте правописно-языковой насыщенности изученными явлениями и фактами. Выбор оптимального варианта учебной насыщенности итогового диктанта для четвёртых классов общих школ Республики Тыва является более важным показателем трудности контрольной работы, чем её объём, поэтому рассмотрим данный вопрос в отдельной статье.

Библиографический список

1. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукина. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. - 746 с.

2. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учебное пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. - 176 с.

3. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 448 с.

4. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 464 с.

5. Методика преподавания русского языка в национальной школе: учебное пособие для учащихся национальных групп педагогических училищ / Л. З. Шакирова, Л. Г. Саяхова, К. З. Закирьянова и др. ; ред. Л. З. Шакирова. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1990. - 416 с.

6. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: пособие для учителей / сост. А. В. Текучев. - М.: Просвещение, 1982. - 287 с.

7. Школа России: сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. С. В. Анащен-кова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.

8. Приказ Минобрнауки России № 1381 от 26. 11. 2015 г. «О проведении мониторинга качества образования». - URL: Й1р://минобрнауки. рф/документы/7615/файл/6533/Рпкаг_№_1381_о^26. 11. 2015. pdf (дата обращения: 15.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Комиссарова, Л. Ю. ВПР по русскому языку за 4 класс: сборник / Л. Ю. Комиссарова. - М.: Экзамен, 2017. - 81 с.

10. Щербакова, Л. С. Проблемно-ориентированный анализ итогов Всероссийских проверочных работ / Л. С. Щербакова. - Новоколхозное, 2016. - 12 с.

11. Описание проверочной работы по русскому языку. 4 класс. - URL: https://vpr. statgrad. org/media/custom/2015/11/29/vpr_ru4_opisanie. pdf (дата обращения 18.05.2017).

12. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19. 11. 1998 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». - URL: http://docs. cntd. ru/document/901758698 (дата обращения: 15.09.2017).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утверждён приказом Министерством образования и науки РФ № 373 от 06. 10. 2009; в ред. приказов № 1241 от 26. 11. 2010, № 2357 от 22. 09. 2011. - URL: http://минобрнауки. рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО. pdf (дата обращения: 15.05.2017).

14. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального УМО по общему образованию от 08. 04. 2015, протокол № 1/15. - 339 с.

15. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.

16. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студ. дефектологических факультетов педвузов / А. К. Аксёнова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

17. Острикова Т. А. Математический компонент в методике преподавания русского языка / Т. А. Острикова // Русский язык в школе. -2011. - № 7. - С. 106-110; № 8. - С. 107-110; № 9. - С. 108-110.

18. Черменева, Е. И. Сборник диктантов по русскому языку: Для 5-8 классов тувинских школ: пособие для учителей / Е. И. Черменева, А. А. Шишигина. - Кызыл: Тувкнигоиздат, 1963. - 134 с.

19. Манзанова, Ф. Т. Диктанты и подготовительные к ним упражнения по русскому языку для 2-3 классов тувинской школы / Ф. Т. Манза-нова, Г. М. Селиверстова, Е. Е. Крюкова. - Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1992. - 172 с.

20. Сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов / сост. В. В. Андросова, Е. А. Стогний. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс: Кредо, 2009. - 108 с.

21. Сычева, Г. Н. Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку: 4 класс: учебное пособие / Г. Н. Сычева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 60 с.

22. Диктанты по русскому языку: 4 класс. ФГОС / И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова. - М.: Экзамен, 2017. - 79 с.

23. Диктанты и подготовительные к ним упражнения по русскому языку для 2-3 классов тувинской школы: сборник / сост. Ф. Т. Манзано-ва, Г. М. Селиверстова, Е. Е. Крюкова. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1992. - 173 с.

24. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций.: в 2-х ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

25. Диктанты по русскому языку: 4 класс. Первое полугодие. - URL: http://www. razumniki. ru/diktant_4_klass_1_polugodie. html (дата обращения: 01.02.2017).

26. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"«. - URL: http://base. garant. ru/12183577/ (дата обращения: 02.04.2017).

© Соян Н. Т., 2017

УДК 372.881.161.1:81367.333

ПРОБЛЕМА УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»

А. В. Хитрова

Научный руководитель — Н. В. Кудряшова, кандидат педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена проблеме выявления критериев уровневой дифференциации дидактического материала. На примере правила обособления обстоятельств предлагаются основания для разграничения пунктуационно-синтаксического дидактического материала (речевых примеров) по уровню программной учебной трудности на типичный, осложнённый, сложный. Представлен показательный анализ отдельных речевых примеров с учётом описанных критериев дифференциации дидактического материала.

Ключевые слова: методика обучения пунктуации, пунктуационное правило, дифференциация, дидактический материал, учебная трудность.

Известно, что овладение нормами русского языка, в том числе нормами пунктуации, первоначально происходит на уроках русского языка и развития речи в школе. Для безошибочного выделения знаками препинания отрезков письменной речи требуется умение показать графическими средствами разделение текста на предложения, а затем выделение в предложении тех или иных пунктуационно-смысловых отрезков. Большую значимость в освоении пунктуационных норм имеет качественный пунктуационно-синтаксический дидактический материал.

Многие учёные-методисты в своих трудах говорят о значении и роли дидактического материала (далее -ДМ) по русскому языку, формулируя требования к его качеству и давая рекомендации по использованию. С помощью ДМ реализуются подходы к обучению русскому языку, происходит эстетическое развитие, воспитание интереса к предмету и т. д. Дидактический материал - это: 1) «звуки, слова, словосочетания, предложения, тексты для языкового анализа и обучения правописанию; 2) программно-ориентированные, коммуникативно целесообразные, лингвистически содержательные языковые и речевые примеры» [1, с. 36]. ДМ играет важную роль в процессе обучения, о чём говорится в трудах многих учёных [2; 3; 4]. Проблемой классификации ДМ и описанием предъявляемых к нему требований занимались А. В. Текучёв, Г. И. Блинов, М. Т. Баранов, Т. А. Острикова, Н. В. Кудряшова и др. [1; 3; 4; 5; и др.]. Так, Г. И. Блинов и другие учёные-методисты отмечают, что для процесса изучения каждого орфографического и пунктуационного правила должна быть своя система отбора ДМ.

Учёный-методист Т. А. Острикова предлагает следующее описание ДМ по известным и новым параметрам: 1) характер примеров (ДМ нетекстовый, текстовый); 2) тематическая направленность (ДМ по программной тематике: тематический, узкотематический, универсальный; по разговорной тематике: коммуникативно организованный, коммуникативно не организованный, намеренно бессмысленный); 3) атрибутированное^ (ДМ атрибутированный, неатрибутированный); 4) учебная трудность примеров, что определяется: по их объёму, по психологической трудности; по программной трудности (ДМ типичный, осложнённый, сложный); по учебной концентрированности (ДМ нормативно концентрированный, облегчённый, концентрированный); по методической обработке (ДМ с содержательно-речевой обработкой, с правописной деформацией) [1, с. 41-49].

Основываясь на классификации ДМ Т. А. Остриковой, рассмотрим по программной трудности языковых (речевых) примеров учебный материал по теме «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах». Учёный-методист отмечает, что «типичный ДМ включает типичные и, в основном, частотные примеры по изучаемой программной теме (темам). Осложнённый ДМ - это более трудные примеры с минимумом изученных осложняющих компонентов. Если осложняющих элементов в ДМ много, то его называют сложным, выходящим за рамки программы определённого класса» [1, с. 47-48].

На учебную трудность применения правил обособления обстоятельств и соответствующих речевых примеров влияет комплекс факторов, которые представляется возможным выявить с помощью анализа структурно-семантических особенностей указанной синтаксической конструкции. Например, таковыми являются: 1) количество слов в деепричастном обороте; 2) количество групп обособленных обстоятельств в простом/сложном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.