Научная статья на тему 'Школьная Методика в вузовской дидактике: о необходимости и содержании практического занятия по методике словарных диктантов в начальной школе'

Школьная Методика в вузовской дидактике: о необходимости и содержании практического занятия по методике словарных диктантов в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / СЛОВАРНЫЕ СЛОВА / ВИДЫ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧАЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / АУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ / ВУЗОВСКАЯ ДИДАКТИКА / METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN ELEMENTARY SCHOOL / VOCABULARY WORDS / TYPES OF VOCABULARY DICTATIONS / TECHNOLOGY OF TRAINING AND FINAL VOCABULARY DICTATIONS / METHODICAL TRAINING OF STUDENTS / CLASSROOM LESSON / UNIVERSITY DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соян Надежда Тюльпановна

В статье актуализированы проблемы вузовской дидактики, в частности, проблемы подготовки будущих учителей начальной школы по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». С целью обновления содержания лингвометодического образования бакалавров обоснована необходимость включения в программу практических занятий со студентами такой новой темы, как «Методика и технология словарных диктантов». Обосновано, что при домашней подготовке к занятию и в ходе его аудиторного проведения необходимо, кроме понятий «словарное слово» и «словарный диктант», изучить методы и приёмы работы над словарными словами, установить значение и сущность словарного диктанта, определить принципы отбора лексики для него. Зафиксировано внимание на важности выявления видов словарных диктантов, на необходимости разобраться в проблеме их номинации в начальных классах, на характеристике процедуры проведения обучающих словарных диктантов, установлении примерного объёма и норм оценки проверочного и контрольного словарных диктантов. Описаны содержание беседы и блиц-опроса по домашнему заданию, представлен этноязыковой дидактический материал как обязательный компонент словарных диктантов в тувинских школах. Показана технология проведения в 4-м классе национальных школ словарных диктантов определённых видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OnSchool Methods in University Didactics: Need and Content of Practical Classes in Vocabulary Dictation Method in Elementary School

The article covers the problems of higher school didactics, in particular, training of future teachers of elementary school on discipline "Methods of teaching the Russian language and literature reading". The author shows the need to include a new topic (Methods and technology of vocabulary dictations) in the academic program of practical classes for the purpose of updating the content of the linguistic education for bachelors. The author proves that when preparing to and during the lesson a teacher has to comprehend the concept of a vocabulary word and vocabulary dictation as well as to master the methods to analyze a word, to clarify the function and essence of the dictation and to find criteria for the selection of words. A special attention is paid to the types of vocabulary dictations, the problem their nomination in the elementary school, the procedure for training vocabulary dictations, the approximate number of words and assessment criteria for the training and final vocabulary dictations. The article describes the content of the interviews and quizzes to check the independent academic performance, presents the ethno-linguistic didactic material as an essential element of vocabulary dictations in Tuvinian schools and shows the practical examples of certain vocabulary dictations in the 4th grades of the ethnical schools.

Текст научной работы на тему «Школьная Методика в вузовской дидактике: о необходимости и содержании практического занятия по методике словарных диктантов в начальной школе»

тарной мысли: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 23-24 ноября 2016 г.) / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2016. - С. 241-245.

5. Антонов, В. П. Речеведение: учебно-методический комплекс по дисциплине: в 7 частях. Часть 6: Русский язык и культура речи. Учение о речевой культуре. Теория качеств речи. Элокуция. Эффективная коммуникация: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская; под общ. ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. -320 с.

6. Антонов, В. П. Нестандартные формы школьных уроков: путешествие по стране «Причастие» (интегрированный урок-обощение) / В. П. Антонов, В. В. Массанов // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию высшего филологического образования в Республике Хакасия (24-25 ноября 2014 г., г. Абакан) / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный ун-т им. Н Ф. Катанова», 2014. - С. 164-172.

7. Шилов, А. В. Неизвестные авторы известных песен / А. В. Шилов. - М.: Всероссийское хоровое общество, 1961. - С. 25-42.

© Килижекова Г. А., 2018

УДК 378.016:[37.016:811.161.1+373.3]

ШКОЛЬНАЯ МЕТОДИКА В ВУЗОВСКОЙ ДИДАКТИКЕ: О НЕОБХОДИМОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. Т. Соян

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Тувинский государственный университет

В статье актуализированы проблемы вузовской дидактики, в частности, проблемы подготовки будущих учителей начальной школы по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». С целью обновления содержания лингвометодического образования бакалавров обоснована необходимость включения в программу практических занятий со студентами такой новой темы, как «Методика и технология словарных диктантов». Обосновано, что при домашней подготовке к занятию и в ходе его аудиторного проведения необходимо, кроме понятий «словарное слово» и «словарный диктант», изучить методы и приёмы работы над словарными словами, установить значение и сущность словарного диктанта, определить принципы отбора лексики для него. Зафиксировано внимание на важности выявления видов словарных диктантов, на необходимости разобраться в проблеме их номинации в начальных классах, на характеристике процедуры проведения обучающих словарных диктантов, установлении примерного объёма и норм оценки проверочного и контрольного словарных диктантов. Описаны содержание беседы и блиц-опроса по домашнему заданию, представлен этноязыковой дидактический материал как обязательный компонент словарных диктантов в тувинских школах. Показана технология проведения в 4-м классе национальных школ словарных диктантов определённых видов.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка в начальной школе, словарные слова, виды словарных диктантов, технология обучающего и контрольного словарного диктанта, методическая подготовка студентов, аудиторное занятие, вузовская дидактика.

Изучение разнообразных программ по методике русского языка в начальной школе [1; 2; 3; 4] показало, что в них нет должного внимания к проблематике словарных диктантов. Однако словарные диктанты играют важную роль в подготовке учащихся 2-4 классов национальных школ, поэтому мы считаем целесообразным включить эту тему в вузовский курс методической подготовки будущих учителей начальных классов.

При определении содержания работы необходимо было изучить теоретико-практические проблемы диктанта, отражённые в печатных изданиях и в современных электронных источниках. Изучение источников показало, что основные теоретические вопросы представлены в словарной статье «Диктант», написанной М. Т. Барановым для Российской педагогической энциклопедии [5, с. 272]. Изучение специальной литературы продемонстрировало преобладающее развитие практической методики. Для учителей общеобразовательной школы издано немало специальных пособий (авторы: М. Т. Баранов, В. Я. Булохов, Н. Е. Вакулина, П. Ф. Ивченков, А. И. Кобызев, Т. А. Ладыженская, С. М. Полякова, З. Ф. Ульченко, А. Ю. Устинов, М. В. Ушаков, Т. М. Фалина, А. П. Флеров и др.).

Для учителей же начальной школы, как показал наш анализ, в основном издаются сборники диктантов, например, таких составителей как Е. А. Виноградова, И. Г. Гринберг, С. Ю. Кремнева, Ф. Т. Манзанова, И. М. Стронская, Г. Н. Сычева, О. В. Узорова и др. Что же касается теории и практики диктанта для 1-4 классов, то многие их вопросы не решены, в том числе проблема сущности диктантов разных видов, их названий, адаптированных для каждого класса, технологии их проведения. В связи с этим очень важным явялется необходимость рассмотрения данных вопросов в рамках вузовских занятий по методике словарных диктантов.

Аудиторное занятие и его дидактико-методическое сопровождение были разработаны нами в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Б1.В.ОД.10 Методика обучения русскому языку и литературному чтению [6] на основе следующих документов:

□ требований ФГОС высшего образования № 1426 от 04.12.2015;

□ образовательной программы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, утверждённой приказом ректора ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (далее -ТувГУ) от 29 января 2016 г.;

□ учебным планом университета по направлению подготовки бакалавритата 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, одобренным Учёным советом ТувГУ (протокол № 1 от 28 января 2016 г.).

Названная выше образовательная программа составлена преподавателем кафедры теории и методики языкового образования и логопедии ТувГУ Н. Т. Соян и представлена на образовательном портале вуза. Программная тема аудиторного занятия входит в раздел «Методика изучения орфографии» и связана с лекционным занятием по теме «Теория диктанта». Практическое занятие проведено нами 02.12.2017 на 3 курсе в группе НО-4, в которой обучается 21 студент.

Целью проведения занятия было выбрано знакомство с видами словарных диктантов и их методикой, включая технологию проведения. На столах у каждого студента были учебники по русскому языку для 1-4 классов разных УМК, в том числе «Система развивающего обучения Л. В. Занкова», «Школа России», «РИТМ» [см.: 718]. Преподавателем были подготовлены раздаточные материалы с примером текста диктанта для 4 класса, в котором студенты анализировали орфограммы.

Для подготовки к занятию в рамках академической технологии студентам было предложено к выполнению домашнее задание, включавшее теоретические вопросы, практические задания и список рекомендуемой литературы. Приведём перечень вопросов из теоретической части, которые студенты должны были проработать к занятию:

1. Значение и сущность словарного диктанта.

2. Принципы отбора лексики для словарного диктанта.

3. Виды словарных диктантов.

4. Проблема номинации (названия) видов словарных диктантов.

5. Процедура проведения (технология) проверочных и обучающих словарных диктантов.

6. Примерный объём и нормы оценки проверочного и контрольного словарных диктантов.

7. Методы и приёмы работы над словарными словами.

В качестве письменного задания предлагалось следующее. В журнале «Начальная школа» (в выпусках с 2007 по 2017 гг.) найти статью, посвящённую проблемам словарного диктанта (у каждого студента должна быть своя статья). Сделать ксерокопию этой статьи и написать по ней сообщение для выступления на занятии. Минимальный объём сообщения - одна страница. Студентам рекомендовалась литература для подготовки выступления [см.: 19-24].

Список основной литературы, материалы которой по теме занятия студенты должны просмотреть и принести на занятие, включал следующие источники [см.: 25-30].

Представим далее содержание и структуру проведённого нами аудиторного занятия.

После организационного момента с целью актуализации знаний проведена мини-беседа, включавшая следующие задания:

- Вспомните, какие средства оценивания знаний, умений и навыков учащихся вы знаете.

- Назовите традиционную форму диагностики орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

- Укажите значение термина диктант (Диктант - тип письменных работ с аудиальным восприятием и записью языкового материала на слух).

После проведения беседы были выяснены назначение словарных диктантов, их виды по цели проведения и сами эти цели.

Словарный диктант предназначен для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, а также для усвоения и контроля знаний правописания слов с трудным написанием. По цели проведения словарный диктант бывает обучающим, проверочным и контрольным. Обучающий словарный диктант в начальных классах необходим для изучения буквенной графики и правописания, проводится он обычно как ежедневная «словарная пятиминутка» с записью слов, содержащих непроверяемые орфограммы [31, с. 386].

Проверочный диктант нужен для текущей диагностики орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; контрольный - для итоговой диагностики в конце каждого полугодия и класса. Следующий этап занятия - изучение понятия «словарное слово».

Студентам было предложено на примере текста для 4 класса вспомнить, что такое орфограмма (Орфограмма - это буква, написание которой надо проверить или запомнить). Для орфографического анализа и наблюдений выданы раздаточные материалы и дано задание: - «Перед вами - фрагмент текста, прочитайте его»:

- На ясный небосвод набежала тёмная туча. Редкие капли мягко упали на тёплый песок. Скоро дождь усилился и превратился в сильный ливень. Потоки воды весёлыми ручейками помчались по улице, были рады летнему дождю уставшие от жары растения [32, с. 8].

После прочтения тектста аудитории предлагаются вопросы и даются задания:

- Скажите, пожалуйста, почему в тексте одни слова выделены жирным шрифтом, а другие - курсивом (Жирным шрифтом выделены слова с непроверяемыми орфограммами, курсивом - слова с проверяемыми орфограммами).

- Найдите в предложениях слова с непроверяемыми орфограммами. Докажите, что в выделенных словах имеются непроверяемые орфограммы. Как проверяется написание слов с непроверяемыми гласными и согласными?

- Как называются слова с такими орфограммами? (Словарные слова).

- Напишите научно-методическое и школьное определение словарных слов. (Научная дефиниция: «В методике русского языка словарными называют слова с традиционными написаниями, не регулируемыми орфографическими правилами и требующими проверки по словарям». Школьное определение: «Словарные слова содержат гласные и согласные, которые надо запомнить»).

Далее выясняли, где ученики могут найти изучаемые ими словарные слова. (Они даны в мини-словариках учебников по русскому языку, словарики обычно даются как приложения в конце учебника).

- Какие ещё словарики представлены в учебниках?

- По какому словарику можно проверить написание словарных слов?

- Где ещё в учебниках русского языка можно встретить словарные слова? (В текстах упражнений).

- Найдите в учебниках упражнения, которые связаны с орфографическим направлением словарной работы.

- Прочитайте задания к упражнениям. Найдите в тексте упражнений словарные слова. (Данные упражнения направлены на усвоение непроверяемых и труднопроверяемых буквенных написаний - это гласные и согласные корня и др. морфем, а также выбор Ъ и Ь знаков, прописных букв).

На следующем этапе занятия рассматривались виды словарных диктантов по характеру языковых примеров.

- Словарные диктанты обычно состоят из отдельных слов с непроверяемыми орфограммами. Приведите примеры (народ, стадион, улица, аптека, дорога, аллея, магазин).

- Словарные диктанты могут быть и словарно-фразовыми. В таком случае они включают словосочетания и короткие предложения (фразы). Приведите подобные примеры (узкая лестница, весёлый алфавит, большой бассейн; Бабушка сварила варенье из земляники; Скоро Новый год).

- Сделайте вывод, какими могут быть словарные диктанты по характеру дидактического материала?

Далее поэтапно изучали принципы отбора лексики для словарных диктантов, к которым относятся смысловой, алфавитный и др. Для создания проблемной ситуации и практической отработки изученного выше материала студенты выполняли дифференцированные задания по подгруппам. Им предлагалось составить словарные диктанты с отбором слов по лексико-тематическому, семантическому и буквенно-графическому (алфавитному) принципам.

Задание для 1-й подгруппы: подобрать словарные слова для 2 класса по теме «Одежда» (напр., ботинки, валенки, варежки, пальто, сапоги, платок).

Задание для 2-й подгруппы: подобрать словарные слова для 3 класса с буквой Ф (напр., фабрика, фамилия, фасоль, февраль, туфля, философ).

Задание для 3-й подгруппы: отобрать словарные слова для 4 класса по теме «Цветовые прилагательные» (напр., зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, розовый, голубой).

Перед выполнением этих заданий проводились беседа, подбор примеров и их коллективный анализ:

- Если словарный диктант проводится по тематическим или семантическим группам слов, как, по вашему мнению, он может называться? (Словарно-тематический или словарно-семантический). Основное назначение такой словарной работы связано с усвоением значения слов, их лексико-тематической и грамматико-семантической группировки.

- Вспомните, какие традиционные темы распространены в начальной школе (животные, природа, овощи, фрукты, люди, профессии, дом, еда и т. д.).

- В словарные диктанты могут включаться слова из новых смысловых групп. Укажите, какой общей смысловой темой объединены следующие слова: компьютер, ультрабук, ноутбук, клавиатура, принтер, монитор, сканер (электронная техника); Интернет, онлайн, логин, пароль, сайт, блог, сеть, портал (электронная сеть).

- Кроме лексико-тематических групп, для словарных диктантов актуальны и лексико-семантические группы существительных, прилагательных и глаголов. Например, глаголы движения, говорения и т. д. Приведите примеры глаголов говорения (говорить, рассуждать, бормотать, шептать, советовать, сказать).

В начальной школе с русским и родным (тувинским) языком обучения словарная работа должна содержать не только орфографический и смысловой, но и графико-каллиграфический компонент. Соответственно и на занятиях по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» в национальном вузе обязателен такой этноязыковой компонент.

- Немаловажную роль в обучении детей-тувинцев играет графико-каллиграфическое направление словарной работы, имеющее целью усвоение буквенной графики русского языка, предупреждение и исправление ошибок, обусловленных наличием букв и звуков, отсутствующих в исконных словах тувинского языка. Этноспецифиче-скими буквами для тувинского письма являются Ц, Щ, Ф. В словарных словах они могут быть в начале и середине слова, а также в конце.

Далее студенты самостоятельно выполняли предложенные им варианты указанных выше заданий. Перед их выполнением студентам была дана информация о том, что при отборе словарного материала важно знать оптимальное количество словарных слов в словарном диктанте для каждого класса. Аудитории было предложено рассмотрите таблицу, в которой представлены примерные нормативы объёма словарных диктантов по каждому классу начальной школы.

Таблица 1

Примерный объём словарных диктантов для начальной общеобразовательной школы

Классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Количество 5-7 7-10 10-12 12-15

словарных слов

- При отборе материала воспользуйтесь орфографическими словариками в учебниках разных учебно-методических комплектов и орфографическими словарями для начальной школы (книги лежат на столах). По-

сле проведённой студентами групповой работы состоялась проверка выполнения заданий в форме зачитывания вслух подобранных словарных слов, сделаны анализ выполненного задания и общий вывод.

Следующий фрагмент занятия посвящался видам обучающих словарных диктантов. В начальной школе широко используются слуховые предупредительные, объяснительные, выборочные обучающие диктанты.

- Опишите назначение и особенности проведения обучающих словарных диктантов указанных видов.

Работа выполняется по трём вариантам, на которые распределяются студенты:

1) предупредительный словарный диктант;

2) объяснительный словарный диктант;

3) выборочный словарный диктант.

Проверка выполнения задания.

Рассмотрение нетрадиционных видов словарных диктантов (на примере диктанта с визуализацией - с картинками) - следующий фрагмент занятия. Визуализация помогает осознать семантику слова, синонимические и родовидовые отношения между словами, что, в свою очередь, способствует развитию речи и логического мышления учащихся.

- Словарные слова в диктантах записываются не только в строчку, но и иначе, например, вписывают их в схемы, простые по форме таблицы, рисунки (схематические изображения каких-то предметов). Приведём пример словарного диктанта в визуальной форме, который можно использовать в начальной школе. Но прежде нужно придумать для него название. Подобное задание важно потому, что в методике начальной школы особо актуальна проблема номинации словарных диктантов (выбора их названий) с учётом возраста детей.

«Детское» название словарного диктанта зависит от его вида и дидактического материала. Студентам демонстрируется слайд «Лучики» (но без названия) с рисунком солнца с лучами для работы с выборочным диктантом в визуальной форме и предлагается задание: «Из диктуемых слов выбрать синонимы слова жёлтый и написать их на лучиках солнца. (Диктуемые слова: золотой, зелёный, лимонный, янтарный, бирюзовый, соломенный, хаки, песочный, розовый, яичный)».

- Определите вид этого словарного диктанта по его заданию. Придумайте для него игровое название.

- Сделайте вывод, почему для уроков в начальной школе лучше выбирать игровые названия диктанта.

Затем отрабатывается процедура проведения (технология) такого словарного диктанта.

- Прочитайте сначала научное определение термина технология диктанта и постарайтесь понять его сущность: «Технология диктанта - последовательность учебных действий с определённым языковым материалом в соответствии с требованиями основных и дополнительных заданий диктанта конкретного типа и вида; комплекс поэтапных действий педагога и обусловленных учебных действий учащихся, создающих под диктовку свою письменную работу - с опорами или самостоятельно» [30, с. 22].

С позиции технологии диктанта важно различать понятия чтение и диктовка. Термин диктовка характеризует отношение к процессу диктования; диктовка наряду с чтением является элементом технологии диктанта [30, с. 22].

- Ещё раз посмотрите на слайд. Постарайтесь самостоятельно описать последовательность работы учителя и учащихся, то есть технологию выборочного словарного диктанта «Лучики» (задание относится к разряду проблемных).

Технология диктанта «Лучики».

Предъявление задания.

- Из диктуемых слов надо выбрать синонимы к слову жёлтый, написать выбранные слова на лучиках солнца; в конце работы подчеркнуть в каждом слове орфограммы. Если слово, не является близким по значению прилагательному жёлтый, ученики хлопают в ладошки три раза. Это значит - слово лишнее, его диктовать и писать не нужно.

Подготовка рисунка-формы для записи.

Учитель рисует на доске, а дети в тетради. Подсказка: лучиков у солнца должно быть столько, сколько надо найти и записать на них слов-синонимов. Осознание образца работы.

Учитель читает все выбранные из предложенного ученикам списка словарные слова: золотой, лимонный, янтарный, соломенный, песочный, яичный - и разбирает с детьми 1-й пример (золотой), спрашивает: это сино-

ним слову жёлтый? Если да, то учитель диктует слово по слогам зо/ло/той, а ученики пишут под диктовку на любом лучике солнца. Если не синоним, то дети хлопают трижды в ладошки; это значит, что учитель не должен диктовать данное слово для записи. Аналогичным образом проводится работа с другими словами.

После записи всех выбранных слов-синонимов ученики выделяют орфограммы в их корнях.

Нормы оценки словарного диктанта - ещё один этап работы со студентами на занятии.

Основным критерием оценки словарного диктанта является диагностика умений и навыков учащихся писать непроверяемые слова.

- Перед вами есть письменные работы учащихся. Определите, какой класс их писал, проверьте работу и поставьте оценку. (Студентам дан словарный диктант на выбор буквы Ц, без дополнительного задания, поэтому он оценивается одной отметкой. Диктант включает 15 слов: цирк, целлофан, цитата, центнер, цех, циферблат, циркуль, центр, цыган, цилиндр, рация, медицина, нация, организация, огурец).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем студентам демонстрируется таблица, в которой представлены примерные нормы оценки проверочных и контрольных словарных диктантов (табл. 2).

Таблица 2

Примерные нормативы оценки проверочных и контрольных словарных диктантов для начальной общеобразовательной школы

1 класс / оценка 2 класс / оценка 3 класс/оценка 4 класс/оценка

Количество слов в словарном диктанте

5-7 7-10 10-12 12-15

Оценка не ставится Оценка ставится во 2-м полугодии «5» - без ошибок «4» - 1 или 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок «5» - без ошибок «4» - 1 или 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок «5» - без ошибок «4» - 1 или 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок

После работы с таблицей проверяется проведённый студентами анализ письменных работ учащихся, выяв-лются причины допущенных в них ошибок, делаются выводы).

На очередном этапе занятия студенты знакомились с опытом учителей начальной школы по проведению словарной работы.

- Для развития речи учеников начальной школы и исключения многочисленных ошибок, допускаемых ими в устной и письменной речи, необходимо вести систематическую словарную работу, важнейшие цели которой - обогащаение словарного запаса обучаемых и выработка орфографической грамотности. Какие конкретно методы и приёмы используют учителя 1-4 классов, узнаем из ваших сообщений. К занятию вам нужно было изучить публикации журнала «Начальная школа», найти статьи по проблемам словарной работы и подготовить на основе их содержаний выступления. Послушаем подготовленные сообщения. (Студенты выступают со своими материалами, им выставлются оценки, преподаватель комментирует заслушанные сообщения, делает выводы).

С целью подведения итогов занятия предлагается блиц-опрос:

- Какие вопросы теории словарного диктанта были рассмотрены сегодня?

- Как вы понимаете значение терминов методика диктанта и технология диктанта? Как вы думаете, что у этих терминов общего и различного?

Рефлексия: Что вы узнали на занятии? Что вам было интересно? Что было трудно сделать? Шутливо оцените, пожалуйста, свою деятельность с помощью фразеологизмов (они даны на слайде): слышал краем уха, ломал голову, считал ворон.

Следующая домашняя работа будет связана с нахождением словарных слов в текстовом диктанте. Нужно подобрать полнообъёмный текстовый диктант для 4-го класса: проверочный за 1-е полугодие или контрольный за учебный год. Текст - по выбору студента, но у каждого должен быть свой.

В завершение статьи обратим внимание на основные мнения и оценки преподавателей, посетивших проведённое нами занятие, на его проблемы и реакцию студентов. По внешним отзывам, практическое занятие было содержательным, актуальным, хорошо подготовленным, ориентированным на запросы современной начальной школы региона. Проведено занятие своевременно, уровень внимания аудитории характеризовался как высокий; эффективно использовался метод групповой работы. Учебный материал был достаточно насыщенным; актуализированные знания тесно связаны с теоретическим материалом лекции. На занятии продуктивно использовались презентации, дидактические и раздаточные материалы, школьные УМК. В качестве положительных моментов занятия также отмечены: а) обращение внимания на этноспецифические групп слов, что помогает тувинским учащимся преодолевать акцент, правильно произносить и писать слова на русском языке; б) использование методической периодики (журнала «Начальная школа») как основы сообщений и мини-докладов студентов.

В ходе обсуждения посещённого занятия преподаватели единодушно констатировали: цель практического занятия достигнута, так как были рассмотрены все виды словарных диктантов и технология их проведения. В качестве пожелания было предложено готовить кейсовые задачи для микрогрупп, изучающих актуальную методическую проблему и пути её решения.

Ещё раз подчеркнём, что тему «Методика и технология словарных диктантов» необходимо ввести в вузовскую программу дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». Знания и умения по указанной теме помогут будущим учителям русского языка тувинской начальной школы эффективно развивать речь учащихся-тувинцев и повышать их орфографическую грамотность путём непрерывного обогащения словарного запаса.

Таким образом, в предложенной статье представлена попытка обосновать необходимость введения в программу подготовки будущих учителей начальной школы по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» практических занятий по новой теме «Методика и технология словарных диктантов». В соответствии с дидактическими задачами профессионального обучения студентов-бакалавров предложена разработанная автором статьи технология занятия по указанной теме, которая была апробирована в Тувинском государственном университете (г. Кызыл) и получила положительную оценку.

В соответствии с требованиями вузовской дидактики в ходе разработки практического занятия по методике и технологии словарных диктантов в начальной школе нами учитывались следующие аспекты: теория и практика обучения методике преподавания русского языка; содержание и дидактический аппарат традиционных и инновационных учебно-методических изданий для студентов-бакалавров. Кроме того, учитывался личный опыт преподавания дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» в студенческих группах. С точки зрения школьной методики, и при подготовке занятия, и в ходе его проведения мы обращали внимание на такие особенности, как: приёмы словарной работы в начальной школе; специфика учебного предмета «Русский язык» в 4-м классе; теория и практика диктантов для общеобразовательной школы; личный опыт работы в младших классах.

Всестороннее рассмотрение проблемы позволяет обосновать следующее положение: при домашней подготовке к занятию по новой теме «Методика и технология словарных диктантов» и в ходе его аудиторного проведения необходимо, кроме понятий «словарное слово» и «словарный диктант», изучить методы и приёмы работы над словарными словами, установить значение и сущность словарного диктанта, определить принципы отбора лексики для него.

В данной работе зафиксировано внимание на важности выявления видов словарных диктантов, на необходимости разобраться в проблеме их номинации по отношению к начальным классам, на характеристике процедуры проведения обучающих словарных диктантов, установлении примерного объёма и норм оценки проверочного и контрольного словарных диктантов.

Наконец, в статье описано содержание беседы и блиц-опроса по домашнему заданию, представлен этноязыковой дидактический материал как обязательный компонент словарных диктантов для национальных школи и классов; на конкретных практических примерах рассмотрена технология проведения в 4-м классе национальных школ словарных диктантов определённых видов.

Библиографический список

1. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». - URL: http://sveden.altspu.ru/files/Annot_NOiInf_Metodika_obucheniya_russkomu_yazyku_i_literatumomu_chteniyu.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

2. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе». - URL: http://skado.dissw.ru/media/docs/2/65/21275/rpd_44.03.01_no_b1.v.od.06_metodika%20obuchenija%20russkomu%20jazyku%20i%20literature _D0a8Auc.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

3. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». - URL: http://resurs.kchgu.ru/wp-content/uploads/2015/05/met.obuch.rus.yaz..pdf (дата обращения: 13.12.2017).

4. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку». - URL: http://www.vlsu.ru/op/fileadmin/Programmy/Bacalavr_academ/44.03.05/Nach_obrazov_s_org_log_rab/R_prog/Kan_2016-OZO.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Росссийская энцикл., 1993-1999. - 607 с.

6. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». - URL: http://tuvsu.ru/upload/osnovnoy/RPD/KPI/N0%2015/B1.V.0D.10%20Metodika%20obucheniya%20russkomu%20yazyku%20i%20literatumom u%20chteniyu.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

7. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобр. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.

8. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2.- 143 с.).

9. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1.- 159 с.; Ч. 2. - 159 с.).

10. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1.-159 с.; Ч. 2. - 159 с.).

11. Полякова, А. В. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобр. организаций / А. В. Полякова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.

12. Полякова, А. В. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2-х ч. / А. В. Полякова. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2. - 143 с.).

13. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2-х ч. / А. В. Полякова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2.- 127 с.).

14. Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2-х ч. / А. В. Полякова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2. - 127 с.).

15. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1 класс: учебник / Т. Г. Рамзаева. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 95 с.

16. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 2 класс: учебник: в 2 ч. / Т. Г. Рамзаева. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. (Ч. 1. - 126 с.; Ч. 2. -96 с.).

17. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 3 класс: учебник: в 2 ч. / Т. Г. Рамзаева. - 21-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. (Ч. 1. - 158 с.; Ч. 2. -141 с.).

18. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 4 класс: учебник: в 2 ч. / Т. Г. Рамзаева. - 21-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. (Ч. 1. - 158 с.; Ч. 2.- 158 с.).

19. Амосова, И. Ю. Как запомнить словарные слова / И. Ю. Амосова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 69-70.

20. Беляева, Е. Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников / Е. Н. Беляева // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 20-24.

21. Кирилина, Г. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов / Г. В. Кирилина // Начальная школа. - 2016. - № 5.- С. 41-45.

22. Кисарова, Т. Ю. Система работы над словами с непроверяемым написанием / Т. Ю. Кисарова // Начальная школа. - 2013. - № 10. -С. 24-25.

23. Рязанова, Г. В. Изучение словарных слов блоками / Г. В. Рязанова // Начальная школа. - 2013.- № 10. - С. 18-23.

24. Яковлева, Т. В. Обогащение словаря учащихся общественно-политической лексикой / Т. В. Яковлева // Начальная школа. - 2016. -№ 7. - С. 52-55.

25. Баранов, М. Т. Методика русского языка в средней школе: учеб. для студ. пед. ин-тов / М. Т. Баранов. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

26. Грушников, П. А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах / П. А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка: сб. ст. - М.: Просвещение, 1973. - С. 7-24.

27. Грушников, П. А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах / П. А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка: сб. ст. - М.: Просвещение, 1973. - С. 97-118.

28. Дьячкова, Л. В. Орфографический словарик. Русский язык. 1-4 кл. ФГОС. / Л. В. Дьячков - М.: Экзамен, 2018. - 79 с.

29. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / М. Р. Львов,

B. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 464 с.

30. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учеб. пос. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. - 176 с.

31. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для студ. сред. проф. учеб. завед. / Е. С. Антонова,

C. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 448 с.

32. Гринберг, И. Г. Диктанты по русскому языку: 4 кл. ФГОС / И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова. - М.: Экзамен, 2017. -79 с.

© Соян Н. Т., 2018

УДК 372.881.161.1

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Н. Л. Чудаева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается роль диктантов в процессе обучения студентов педагогического колледжа. Использование диктантов на занятиях помогает в формировании предметных и метапредметных результатов (по ФГОС СОШ), общих и профессиональных компетенций (по ФГОС СПО), которые актуализируются в статье. Автор приводит пример контрольного диктанта, его лингвометодическую паспортизацию и указывает на значение паспортизации диктанта для преподавателя.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, предметные и метапредметные результаты, контрольный диктант, лингвометодическая паспортизация диктанта.

Педагогическая практика невозможна без новых обобщений, без развития методической теории и решения спорных вопросов в преподавании русского языка. Одним из таких вопросов в современном обучении, на наш взгляд, является проблема применения диктанта в языковой подготовке на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования. Диктант как метод обучения неоднозначно трактуется в методической литературе: он рассматривается то как метод (Л. П. Федоренко, И. Р. Палей), то как приём и вид упражнения (А. В. Текучёв, М. Т. Баранов). Долгое время написание разных видов диктанта было ведущим в преподавании русского языка: систематические диктанты разных видов на уроках в школе, училищах и техникумах, на вступительных экзаменах (испытаниях) в педагогические училища (теперь - колледжи) были обязательным элементом обучения русскому языку на любом уровне и средством проверки грамотности обучаемых и испытуемых.

В современной методике преподавания русского языка существует множество видов диктантов [1; 2]. Однако в настоящее время для проверки языковой и лингвистической компетенций преподаватели средних профессиональных учреждениий, к сожалению, предпочитают использовать тесты разных видов, а не диктанты. С введением ОГЭ и ЕГЭ в практику средних общеобразовательных школ тесты давно заменили разные виды диктантов, поэтому и при обучении студентов русскому языку в учреждениях среднего профессионального образования им стало уделяться мало внимания.

Тем не менее считаем, что диктант является одним из важных методов (приёмов, упражнений) обучения русскому языку, который необходимо применять на занятиях в колледже в зависимости от учебной цели, содержания, программной направленности и т. д. [2]. Именно диктант, на наш взгляд, способствует формированию и закреплению предметных результатов по русскому языку. Диктант является одной из основных и эффективных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучаемых, так как его результаты показывают уровень усвоения обучаемыми орфографии и пунктуации, а для студентов использование на занятиях разных его видов делает процесс обучения более увлекательным.

И обучающим (преподавателям), и обучаемым (студентам) нужны диктанты не только тренировочные, но и контрольные, проверяющие уровень обучения русскому языку в разных группах колледжей и техникумов. Результаты диктантов показывают не только уровень сформированности у студентов предметных и метапредметных знаний, умений и навыков, но и сформированность личностных (в соответствии с Федеральным государст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.