тарной мысли: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 23-24 ноября 2016 г.) / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2016. - С. 241-245.
5. Антонов, В. П. Речеведение: учебно-методический комплекс по дисциплине: в 7 частях. Часть 6: Русский язык и культура речи. Учение о речевой культуре. Теория качеств речи. Элокуция. Эффективная коммуникация: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская; под общ. ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. -320 с.
6. Антонов, В. П. Нестандартные формы школьных уроков: путешествие по стране «Причастие» (интегрированный урок-обощение) / В. П. Антонов, В. В. Массанов // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию высшего филологического образования в Республике Хакасия (24-25 ноября 2014 г., г. Абакан) / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный ун-т им. Н Ф. Катанова», 2014. - С. 164-172.
7. Шилов, А. В. Неизвестные авторы известных песен / А. В. Шилов. - М.: Всероссийское хоровое общество, 1961. - С. 25-42.
© Килижекова Г. А., 2018
УДК 378.016:[37.016:811.161.1+373.3]
ШКОЛЬНАЯ МЕТОДИКА В ВУЗОВСКОЙ ДИДАКТИКЕ: О НЕОБХОДИМОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Н. Т. Соян
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Тувинский государственный университет
В статье актуализированы проблемы вузовской дидактики, в частности, проблемы подготовки будущих учителей начальной школы по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». С целью обновления содержания лингвометодического образования бакалавров обоснована необходимость включения в программу практических занятий со студентами такой новой темы, как «Методика и технология словарных диктантов». Обосновано, что при домашней подготовке к занятию и в ходе его аудиторного проведения необходимо, кроме понятий «словарное слово» и «словарный диктант», изучить методы и приёмы работы над словарными словами, установить значение и сущность словарного диктанта, определить принципы отбора лексики для него. Зафиксировано внимание на важности выявления видов словарных диктантов, на необходимости разобраться в проблеме их номинации в начальных классах, на характеристике процедуры проведения обучающих словарных диктантов, установлении примерного объёма и норм оценки проверочного и контрольного словарных диктантов. Описаны содержание беседы и блиц-опроса по домашнему заданию, представлен этноязыковой дидактический материал как обязательный компонент словарных диктантов в тувинских школах. Показана технология проведения в 4-м классе национальных школ словарных диктантов определённых видов.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка в начальной школе, словарные слова, виды словарных диктантов, технология обучающего и контрольного словарного диктанта, методическая подготовка студентов, аудиторное занятие, вузовская дидактика.
Изучение разнообразных программ по методике русского языка в начальной школе [1; 2; 3; 4] показало, что в них нет должного внимания к проблематике словарных диктантов. Однако словарные диктанты играют важную роль в подготовке учащихся 2-4 классов национальных школ, поэтому мы считаем целесообразным включить эту тему в вузовский курс методической подготовки будущих учителей начальных классов.
При определении содержания работы необходимо было изучить теоретико-практические проблемы диктанта, отражённые в печатных изданиях и в современных электронных источниках. Изучение источников показало, что основные теоретические вопросы представлены в словарной статье «Диктант», написанной М. Т. Барановым для Российской педагогической энциклопедии [5, с. 272]. Изучение специальной литературы продемонстрировало преобладающее развитие практической методики. Для учителей общеобразовательной школы издано немало специальных пособий (авторы: М. Т. Баранов, В. Я. Булохов, Н. Е. Вакулина, П. Ф. Ивченков, А. И. Кобызев, Т. А. Ладыженская, С. М. Полякова, З. Ф. Ульченко, А. Ю. Устинов, М. В. Ушаков, Т. М. Фалина, А. П. Флеров и др.).
Для учителей же начальной школы, как показал наш анализ, в основном издаются сборники диктантов, например, таких составителей как Е. А. Виноградова, И. Г. Гринберг, С. Ю. Кремнева, Ф. Т. Манзанова, И. М. Стронская, Г. Н. Сычева, О. В. Узорова и др. Что же касается теории и практики диктанта для 1-4 классов, то многие их вопросы не решены, в том числе проблема сущности диктантов разных видов, их названий, адаптированных для каждого класса, технологии их проведения. В связи с этим очень важным явялется необходимость рассмотрения данных вопросов в рамках вузовских занятий по методике словарных диктантов.
Аудиторное занятие и его дидактико-методическое сопровождение были разработаны нами в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Б1.В.ОД.10 Методика обучения русскому языку и литературному чтению [6] на основе следующих документов:
□ требований ФГОС высшего образования № 1426 от 04.12.2015;
□ образовательной программы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, утверждённой приказом ректора ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (далее -ТувГУ) от 29 января 2016 г.;
□ учебным планом университета по направлению подготовки бакалавритата 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, одобренным Учёным советом ТувГУ (протокол № 1 от 28 января 2016 г.).
Названная выше образовательная программа составлена преподавателем кафедры теории и методики языкового образования и логопедии ТувГУ Н. Т. Соян и представлена на образовательном портале вуза. Программная тема аудиторного занятия входит в раздел «Методика изучения орфографии» и связана с лекционным занятием по теме «Теория диктанта». Практическое занятие проведено нами 02.12.2017 на 3 курсе в группе НО-4, в которой обучается 21 студент.
Целью проведения занятия было выбрано знакомство с видами словарных диктантов и их методикой, включая технологию проведения. На столах у каждого студента были учебники по русскому языку для 1-4 классов разных УМК, в том числе «Система развивающего обучения Л. В. Занкова», «Школа России», «РИТМ» [см.: 718]. Преподавателем были подготовлены раздаточные материалы с примером текста диктанта для 4 класса, в котором студенты анализировали орфограммы.
Для подготовки к занятию в рамках академической технологии студентам было предложено к выполнению домашнее задание, включавшее теоретические вопросы, практические задания и список рекомендуемой литературы. Приведём перечень вопросов из теоретической части, которые студенты должны были проработать к занятию:
1. Значение и сущность словарного диктанта.
2. Принципы отбора лексики для словарного диктанта.
3. Виды словарных диктантов.
4. Проблема номинации (названия) видов словарных диктантов.
5. Процедура проведения (технология) проверочных и обучающих словарных диктантов.
6. Примерный объём и нормы оценки проверочного и контрольного словарных диктантов.
7. Методы и приёмы работы над словарными словами.
В качестве письменного задания предлагалось следующее. В журнале «Начальная школа» (в выпусках с 2007 по 2017 гг.) найти статью, посвящённую проблемам словарного диктанта (у каждого студента должна быть своя статья). Сделать ксерокопию этой статьи и написать по ней сообщение для выступления на занятии. Минимальный объём сообщения - одна страница. Студентам рекомендовалась литература для подготовки выступления [см.: 19-24].
Список основной литературы, материалы которой по теме занятия студенты должны просмотреть и принести на занятие, включал следующие источники [см.: 25-30].
Представим далее содержание и структуру проведённого нами аудиторного занятия.
После организационного момента с целью актуализации знаний проведена мини-беседа, включавшая следующие задания:
- Вспомните, какие средства оценивания знаний, умений и навыков учащихся вы знаете.
- Назовите традиционную форму диагностики орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
- Укажите значение термина диктант (Диктант - тип письменных работ с аудиальным восприятием и записью языкового материала на слух).
После проведения беседы были выяснены назначение словарных диктантов, их виды по цели проведения и сами эти цели.
Словарный диктант предназначен для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, а также для усвоения и контроля знаний правописания слов с трудным написанием. По цели проведения словарный диктант бывает обучающим, проверочным и контрольным. Обучающий словарный диктант в начальных классах необходим для изучения буквенной графики и правописания, проводится он обычно как ежедневная «словарная пятиминутка» с записью слов, содержащих непроверяемые орфограммы [31, с. 386].
Проверочный диктант нужен для текущей диагностики орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; контрольный - для итоговой диагностики в конце каждого полугодия и класса. Следующий этап занятия - изучение понятия «словарное слово».
Студентам было предложено на примере текста для 4 класса вспомнить, что такое орфограмма (Орфограмма - это буква, написание которой надо проверить или запомнить). Для орфографического анализа и наблюдений выданы раздаточные материалы и дано задание: - «Перед вами - фрагмент текста, прочитайте его»:
- На ясный небосвод набежала тёмная туча. Редкие капли мягко упали на тёплый песок. Скоро дождь усилился и превратился в сильный ливень. Потоки воды весёлыми ручейками помчались по улице, были рады летнему дождю уставшие от жары растения [32, с. 8].
После прочтения тектста аудитории предлагаются вопросы и даются задания:
- Скажите, пожалуйста, почему в тексте одни слова выделены жирным шрифтом, а другие - курсивом (Жирным шрифтом выделены слова с непроверяемыми орфограммами, курсивом - слова с проверяемыми орфограммами).
- Найдите в предложениях слова с непроверяемыми орфограммами. Докажите, что в выделенных словах имеются непроверяемые орфограммы. Как проверяется написание слов с непроверяемыми гласными и согласными?
- Как называются слова с такими орфограммами? (Словарные слова).
- Напишите научно-методическое и школьное определение словарных слов. (Научная дефиниция: «В методике русского языка словарными называют слова с традиционными написаниями, не регулируемыми орфографическими правилами и требующими проверки по словарям». Школьное определение: «Словарные слова содержат гласные и согласные, которые надо запомнить»).
Далее выясняли, где ученики могут найти изучаемые ими словарные слова. (Они даны в мини-словариках учебников по русскому языку, словарики обычно даются как приложения в конце учебника).
- Какие ещё словарики представлены в учебниках?
- По какому словарику можно проверить написание словарных слов?
- Где ещё в учебниках русского языка можно встретить словарные слова? (В текстах упражнений).
- Найдите в учебниках упражнения, которые связаны с орфографическим направлением словарной работы.
- Прочитайте задания к упражнениям. Найдите в тексте упражнений словарные слова. (Данные упражнения направлены на усвоение непроверяемых и труднопроверяемых буквенных написаний - это гласные и согласные корня и др. морфем, а также выбор Ъ и Ь знаков, прописных букв).
На следующем этапе занятия рассматривались виды словарных диктантов по характеру языковых примеров.
- Словарные диктанты обычно состоят из отдельных слов с непроверяемыми орфограммами. Приведите примеры (народ, стадион, улица, аптека, дорога, аллея, магазин).
- Словарные диктанты могут быть и словарно-фразовыми. В таком случае они включают словосочетания и короткие предложения (фразы). Приведите подобные примеры (узкая лестница, весёлый алфавит, большой бассейн; Бабушка сварила варенье из земляники; Скоро Новый год).
- Сделайте вывод, какими могут быть словарные диктанты по характеру дидактического материала?
Далее поэтапно изучали принципы отбора лексики для словарных диктантов, к которым относятся смысловой, алфавитный и др. Для создания проблемной ситуации и практической отработки изученного выше материала студенты выполняли дифференцированные задания по подгруппам. Им предлагалось составить словарные диктанты с отбором слов по лексико-тематическому, семантическому и буквенно-графическому (алфавитному) принципам.
Задание для 1-й подгруппы: подобрать словарные слова для 2 класса по теме «Одежда» (напр., ботинки, валенки, варежки, пальто, сапоги, платок).
Задание для 2-й подгруппы: подобрать словарные слова для 3 класса с буквой Ф (напр., фабрика, фамилия, фасоль, февраль, туфля, философ).
Задание для 3-й подгруппы: отобрать словарные слова для 4 класса по теме «Цветовые прилагательные» (напр., зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, розовый, голубой).
Перед выполнением этих заданий проводились беседа, подбор примеров и их коллективный анализ:
- Если словарный диктант проводится по тематическим или семантическим группам слов, как, по вашему мнению, он может называться? (Словарно-тематический или словарно-семантический). Основное назначение такой словарной работы связано с усвоением значения слов, их лексико-тематической и грамматико-семантической группировки.
- Вспомните, какие традиционные темы распространены в начальной школе (животные, природа, овощи, фрукты, люди, профессии, дом, еда и т. д.).
- В словарные диктанты могут включаться слова из новых смысловых групп. Укажите, какой общей смысловой темой объединены следующие слова: компьютер, ультрабук, ноутбук, клавиатура, принтер, монитор, сканер (электронная техника); Интернет, онлайн, логин, пароль, сайт, блог, сеть, портал (электронная сеть).
- Кроме лексико-тематических групп, для словарных диктантов актуальны и лексико-семантические группы существительных, прилагательных и глаголов. Например, глаголы движения, говорения и т. д. Приведите примеры глаголов говорения (говорить, рассуждать, бормотать, шептать, советовать, сказать).
В начальной школе с русским и родным (тувинским) языком обучения словарная работа должна содержать не только орфографический и смысловой, но и графико-каллиграфический компонент. Соответственно и на занятиях по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» в национальном вузе обязателен такой этноязыковой компонент.
- Немаловажную роль в обучении детей-тувинцев играет графико-каллиграфическое направление словарной работы, имеющее целью усвоение буквенной графики русского языка, предупреждение и исправление ошибок, обусловленных наличием букв и звуков, отсутствующих в исконных словах тувинского языка. Этноспецифиче-скими буквами для тувинского письма являются Ц, Щ, Ф. В словарных словах они могут быть в начале и середине слова, а также в конце.
Далее студенты самостоятельно выполняли предложенные им варианты указанных выше заданий. Перед их выполнением студентам была дана информация о том, что при отборе словарного материала важно знать оптимальное количество словарных слов в словарном диктанте для каждого класса. Аудитории было предложено рассмотрите таблицу, в которой представлены примерные нормативы объёма словарных диктантов по каждому классу начальной школы.
Таблица 1
Примерный объём словарных диктантов для начальной общеобразовательной школы
Классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Количество 5-7 7-10 10-12 12-15
словарных слов
- При отборе материала воспользуйтесь орфографическими словариками в учебниках разных учебно-методических комплектов и орфографическими словарями для начальной школы (книги лежат на столах). По-
сле проведённой студентами групповой работы состоялась проверка выполнения заданий в форме зачитывания вслух подобранных словарных слов, сделаны анализ выполненного задания и общий вывод.
Следующий фрагмент занятия посвящался видам обучающих словарных диктантов. В начальной школе широко используются слуховые предупредительные, объяснительные, выборочные обучающие диктанты.
- Опишите назначение и особенности проведения обучающих словарных диктантов указанных видов.
Работа выполняется по трём вариантам, на которые распределяются студенты:
1) предупредительный словарный диктант;
2) объяснительный словарный диктант;
3) выборочный словарный диктант.
Проверка выполнения задания.
Рассмотрение нетрадиционных видов словарных диктантов (на примере диктанта с визуализацией - с картинками) - следующий фрагмент занятия. Визуализация помогает осознать семантику слова, синонимические и родовидовые отношения между словами, что, в свою очередь, способствует развитию речи и логического мышления учащихся.
- Словарные слова в диктантах записываются не только в строчку, но и иначе, например, вписывают их в схемы, простые по форме таблицы, рисунки (схематические изображения каких-то предметов). Приведём пример словарного диктанта в визуальной форме, который можно использовать в начальной школе. Но прежде нужно придумать для него название. Подобное задание важно потому, что в методике начальной школы особо актуальна проблема номинации словарных диктантов (выбора их названий) с учётом возраста детей.
«Детское» название словарного диктанта зависит от его вида и дидактического материала. Студентам демонстрируется слайд «Лучики» (но без названия) с рисунком солнца с лучами для работы с выборочным диктантом в визуальной форме и предлагается задание: «Из диктуемых слов выбрать синонимы слова жёлтый и написать их на лучиках солнца. (Диктуемые слова: золотой, зелёный, лимонный, янтарный, бирюзовый, соломенный, хаки, песочный, розовый, яичный)».
- Определите вид этого словарного диктанта по его заданию. Придумайте для него игровое название.
- Сделайте вывод, почему для уроков в начальной школе лучше выбирать игровые названия диктанта.
Затем отрабатывается процедура проведения (технология) такого словарного диктанта.
- Прочитайте сначала научное определение термина технология диктанта и постарайтесь понять его сущность: «Технология диктанта - последовательность учебных действий с определённым языковым материалом в соответствии с требованиями основных и дополнительных заданий диктанта конкретного типа и вида; комплекс поэтапных действий педагога и обусловленных учебных действий учащихся, создающих под диктовку свою письменную работу - с опорами или самостоятельно» [30, с. 22].
С позиции технологии диктанта важно различать понятия чтение и диктовка. Термин диктовка характеризует отношение к процессу диктования; диктовка наряду с чтением является элементом технологии диктанта [30, с. 22].
- Ещё раз посмотрите на слайд. Постарайтесь самостоятельно описать последовательность работы учителя и учащихся, то есть технологию выборочного словарного диктанта «Лучики» (задание относится к разряду проблемных).
Технология диктанта «Лучики».
Предъявление задания.
- Из диктуемых слов надо выбрать синонимы к слову жёлтый, написать выбранные слова на лучиках солнца; в конце работы подчеркнуть в каждом слове орфограммы. Если слово, не является близким по значению прилагательному жёлтый, ученики хлопают в ладошки три раза. Это значит - слово лишнее, его диктовать и писать не нужно.
Подготовка рисунка-формы для записи.
Учитель рисует на доске, а дети в тетради. Подсказка: лучиков у солнца должно быть столько, сколько надо найти и записать на них слов-синонимов. Осознание образца работы.
Учитель читает все выбранные из предложенного ученикам списка словарные слова: золотой, лимонный, янтарный, соломенный, песочный, яичный - и разбирает с детьми 1-й пример (золотой), спрашивает: это сино-
ним слову жёлтый? Если да, то учитель диктует слово по слогам зо/ло/той, а ученики пишут под диктовку на любом лучике солнца. Если не синоним, то дети хлопают трижды в ладошки; это значит, что учитель не должен диктовать данное слово для записи. Аналогичным образом проводится работа с другими словами.
После записи всех выбранных слов-синонимов ученики выделяют орфограммы в их корнях.
Нормы оценки словарного диктанта - ещё один этап работы со студентами на занятии.
Основным критерием оценки словарного диктанта является диагностика умений и навыков учащихся писать непроверяемые слова.
- Перед вами есть письменные работы учащихся. Определите, какой класс их писал, проверьте работу и поставьте оценку. (Студентам дан словарный диктант на выбор буквы Ц, без дополнительного задания, поэтому он оценивается одной отметкой. Диктант включает 15 слов: цирк, целлофан, цитата, центнер, цех, циферблат, циркуль, центр, цыган, цилиндр, рация, медицина, нация, организация, огурец).
Затем студентам демонстрируется таблица, в которой представлены примерные нормы оценки проверочных и контрольных словарных диктантов (табл. 2).
Таблица 2
Примерные нормативы оценки проверочных и контрольных словарных диктантов для начальной общеобразовательной школы
1 класс / оценка 2 класс / оценка 3 класс/оценка 4 класс/оценка
Количество слов в словарном диктанте
5-7 7-10 10-12 12-15
Оценка не ставится Оценка ставится во 2-м полугодии «5» - без ошибок «4» - 1 или 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок «5» - без ошибок «4» - 1 или 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок «5» - без ошибок «4» - 1 или 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок
После работы с таблицей проверяется проведённый студентами анализ письменных работ учащихся, выяв-лются причины допущенных в них ошибок, делаются выводы).
На очередном этапе занятия студенты знакомились с опытом учителей начальной школы по проведению словарной работы.
- Для развития речи учеников начальной школы и исключения многочисленных ошибок, допускаемых ими в устной и письменной речи, необходимо вести систематическую словарную работу, важнейшие цели которой - обогащаение словарного запаса обучаемых и выработка орфографической грамотности. Какие конкретно методы и приёмы используют учителя 1-4 классов, узнаем из ваших сообщений. К занятию вам нужно было изучить публикации журнала «Начальная школа», найти статьи по проблемам словарной работы и подготовить на основе их содержаний выступления. Послушаем подготовленные сообщения. (Студенты выступают со своими материалами, им выставлются оценки, преподаватель комментирует заслушанные сообщения, делает выводы).
С целью подведения итогов занятия предлагается блиц-опрос:
- Какие вопросы теории словарного диктанта были рассмотрены сегодня?
- Как вы понимаете значение терминов методика диктанта и технология диктанта? Как вы думаете, что у этих терминов общего и различного?
Рефлексия: Что вы узнали на занятии? Что вам было интересно? Что было трудно сделать? Шутливо оцените, пожалуйста, свою деятельность с помощью фразеологизмов (они даны на слайде): слышал краем уха, ломал голову, считал ворон.
Следующая домашняя работа будет связана с нахождением словарных слов в текстовом диктанте. Нужно подобрать полнообъёмный текстовый диктант для 4-го класса: проверочный за 1-е полугодие или контрольный за учебный год. Текст - по выбору студента, но у каждого должен быть свой.
В завершение статьи обратим внимание на основные мнения и оценки преподавателей, посетивших проведённое нами занятие, на его проблемы и реакцию студентов. По внешним отзывам, практическое занятие было содержательным, актуальным, хорошо подготовленным, ориентированным на запросы современной начальной школы региона. Проведено занятие своевременно, уровень внимания аудитории характеризовался как высокий; эффективно использовался метод групповой работы. Учебный материал был достаточно насыщенным; актуализированные знания тесно связаны с теоретическим материалом лекции. На занятии продуктивно использовались презентации, дидактические и раздаточные материалы, школьные УМК. В качестве положительных моментов занятия также отмечены: а) обращение внимания на этноспецифические групп слов, что помогает тувинским учащимся преодолевать акцент, правильно произносить и писать слова на русском языке; б) использование методической периодики (журнала «Начальная школа») как основы сообщений и мини-докладов студентов.
В ходе обсуждения посещённого занятия преподаватели единодушно констатировали: цель практического занятия достигнута, так как были рассмотрены все виды словарных диктантов и технология их проведения. В качестве пожелания было предложено готовить кейсовые задачи для микрогрупп, изучающих актуальную методическую проблему и пути её решения.
Ещё раз подчеркнём, что тему «Методика и технология словарных диктантов» необходимо ввести в вузовскую программу дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». Знания и умения по указанной теме помогут будущим учителям русского языка тувинской начальной школы эффективно развивать речь учащихся-тувинцев и повышать их орфографическую грамотность путём непрерывного обогащения словарного запаса.
Таким образом, в предложенной статье представлена попытка обосновать необходимость введения в программу подготовки будущих учителей начальной школы по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» практических занятий по новой теме «Методика и технология словарных диктантов». В соответствии с дидактическими задачами профессионального обучения студентов-бакалавров предложена разработанная автором статьи технология занятия по указанной теме, которая была апробирована в Тувинском государственном университете (г. Кызыл) и получила положительную оценку.
В соответствии с требованиями вузовской дидактики в ходе разработки практического занятия по методике и технологии словарных диктантов в начальной школе нами учитывались следующие аспекты: теория и практика обучения методике преподавания русского языка; содержание и дидактический аппарат традиционных и инновационных учебно-методических изданий для студентов-бакалавров. Кроме того, учитывался личный опыт преподавания дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» в студенческих группах. С точки зрения школьной методики, и при подготовке занятия, и в ходе его проведения мы обращали внимание на такие особенности, как: приёмы словарной работы в начальной школе; специфика учебного предмета «Русский язык» в 4-м классе; теория и практика диктантов для общеобразовательной школы; личный опыт работы в младших классах.
Всестороннее рассмотрение проблемы позволяет обосновать следующее положение: при домашней подготовке к занятию по новой теме «Методика и технология словарных диктантов» и в ходе его аудиторного проведения необходимо, кроме понятий «словарное слово» и «словарный диктант», изучить методы и приёмы работы над словарными словами, установить значение и сущность словарного диктанта, определить принципы отбора лексики для него.
В данной работе зафиксировано внимание на важности выявления видов словарных диктантов, на необходимости разобраться в проблеме их номинации по отношению к начальным классам, на характеристике процедуры проведения обучающих словарных диктантов, установлении примерного объёма и норм оценки проверочного и контрольного словарных диктантов.
Наконец, в статье описано содержание беседы и блиц-опроса по домашнему заданию, представлен этноязыковой дидактический материал как обязательный компонент словарных диктантов для национальных школи и классов; на конкретных практических примерах рассмотрена технология проведения в 4-м классе национальных школ словарных диктантов определённых видов.
Библиографический список
1. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». - URL: http://sveden.altspu.ru/files/Annot_NOiInf_Metodika_obucheniya_russkomu_yazyku_i_literatumomu_chteniyu.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
2. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе». - URL: http://skado.dissw.ru/media/docs/2/65/21275/rpd_44.03.01_no_b1.v.od.06_metodika%20obuchenija%20russkomu%20jazyku%20i%20literature _D0a8Auc.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
3. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». - URL: http://resurs.kchgu.ru/wp-content/uploads/2015/05/met.obuch.rus.yaz..pdf (дата обращения: 13.12.2017).
4. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку». - URL: http://www.vlsu.ru/op/fileadmin/Programmy/Bacalavr_academ/44.03.05/Nach_obrazov_s_org_log_rab/R_prog/Kan_2016-OZO.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Росссийская энцикл., 1993-1999. - 607 с.
6. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению». - URL: http://tuvsu.ru/upload/osnovnoy/RPD/KPI/N0%2015/B1.V.0D.10%20Metodika%20obucheniya%20russkomu%20yazyku%20i%20literatumom u%20chteniyu.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
7. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобр. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
8. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2.- 143 с.).
9. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1.- 159 с.; Ч. 2. - 159 с.).
10. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1.-159 с.; Ч. 2. - 159 с.).
11. Полякова, А. В. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобр. организаций / А. В. Полякова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
12. Полякова, А. В. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2-х ч. / А. В. Полякова. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2. - 143 с.).
13. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2-х ч. / А. В. Полякова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2.- 127 с.).
14. Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобр. организаций: в 2-х ч. / А. В. Полякова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. (Ч. 1. - 143 с.; Ч. 2. - 127 с.).
15. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1 класс: учебник / Т. Г. Рамзаева. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 95 с.
16. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 2 класс: учебник: в 2 ч. / Т. Г. Рамзаева. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. (Ч. 1. - 126 с.; Ч. 2. -96 с.).
17. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 3 класс: учебник: в 2 ч. / Т. Г. Рамзаева. - 21-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. (Ч. 1. - 158 с.; Ч. 2. -141 с.).
18. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 4 класс: учебник: в 2 ч. / Т. Г. Рамзаева. - 21-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. (Ч. 1. - 158 с.; Ч. 2.- 158 с.).
19. Амосова, И. Ю. Как запомнить словарные слова / И. Ю. Амосова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 69-70.
20. Беляева, Е. Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников / Е. Н. Беляева // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 20-24.
21. Кирилина, Г. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов / Г. В. Кирилина // Начальная школа. - 2016. - № 5.- С. 41-45.
22. Кисарова, Т. Ю. Система работы над словами с непроверяемым написанием / Т. Ю. Кисарова // Начальная школа. - 2013. - № 10. -С. 24-25.
23. Рязанова, Г. В. Изучение словарных слов блоками / Г. В. Рязанова // Начальная школа. - 2013.- № 10. - С. 18-23.
24. Яковлева, Т. В. Обогащение словаря учащихся общественно-политической лексикой / Т. В. Яковлева // Начальная школа. - 2016. -№ 7. - С. 52-55.
25. Баранов, М. Т. Методика русского языка в средней школе: учеб. для студ. пед. ин-тов / М. Т. Баранов. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
26. Грушников, П. А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах / П. А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка: сб. ст. - М.: Просвещение, 1973. - С. 7-24.
27. Грушников, П. А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах / П. А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка: сб. ст. - М.: Просвещение, 1973. - С. 97-118.
28. Дьячкова, Л. В. Орфографический словарик. Русский язык. 1-4 кл. ФГОС. / Л. В. Дьячков - М.: Экзамен, 2018. - 79 с.
29. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / М. Р. Львов,
B. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 464 с.
30. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учеб. пос. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. - 176 с.
31. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для студ. сред. проф. учеб. завед. / Е. С. Антонова,
C. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 448 с.
32. Гринберг, И. Г. Диктанты по русскому языку: 4 кл. ФГОС / И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова. - М.: Экзамен, 2017. -79 с.
© Соян Н. Т., 2018
УДК 372.881.161.1
ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Н. Л. Чудаева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается роль диктантов в процессе обучения студентов педагогического колледжа. Использование диктантов на занятиях помогает в формировании предметных и метапредметных результатов (по ФГОС СОШ), общих и профессиональных компетенций (по ФГОС СПО), которые актуализируются в статье. Автор приводит пример контрольного диктанта, его лингвометодическую паспортизацию и указывает на значение паспортизации диктанта для преподавателя.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, предметные и метапредметные результаты, контрольный диктант, лингвометодическая паспортизация диктанта.
Педагогическая практика невозможна без новых обобщений, без развития методической теории и решения спорных вопросов в преподавании русского языка. Одним из таких вопросов в современном обучении, на наш взгляд, является проблема применения диктанта в языковой подготовке на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования. Диктант как метод обучения неоднозначно трактуется в методической литературе: он рассматривается то как метод (Л. П. Федоренко, И. Р. Палей), то как приём и вид упражнения (А. В. Текучёв, М. Т. Баранов). Долгое время написание разных видов диктанта было ведущим в преподавании русского языка: систематические диктанты разных видов на уроках в школе, училищах и техникумах, на вступительных экзаменах (испытаниях) в педагогические училища (теперь - колледжи) были обязательным элементом обучения русскому языку на любом уровне и средством проверки грамотности обучаемых и испытуемых.
В современной методике преподавания русского языка существует множество видов диктантов [1; 2]. Однако в настоящее время для проверки языковой и лингвистической компетенций преподаватели средних профессиональных учреждениий, к сожалению, предпочитают использовать тесты разных видов, а не диктанты. С введением ОГЭ и ЕГЭ в практику средних общеобразовательных школ тесты давно заменили разные виды диктантов, поэтому и при обучении студентов русскому языку в учреждениях среднего профессионального образования им стало уделяться мало внимания.
Тем не менее считаем, что диктант является одним из важных методов (приёмов, упражнений) обучения русскому языку, который необходимо применять на занятиях в колледже в зависимости от учебной цели, содержания, программной направленности и т. д. [2]. Именно диктант, на наш взгляд, способствует формированию и закреплению предметных результатов по русскому языку. Диктант является одной из основных и эффективных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучаемых, так как его результаты показывают уровень усвоения обучаемыми орфографии и пунктуации, а для студентов использование на занятиях разных его видов делает процесс обучения более увлекательным.
И обучающим (преподавателям), и обучаемым (студентам) нужны диктанты не только тренировочные, но и контрольные, проверяющие уровень обучения русскому языку в разных группах колледжей и техникумов. Результаты диктантов показывают не только уровень сформированности у студентов предметных и метапредметных знаний, умений и навыков, но и сформированность личностных (в соответствии с Федеральным государст-