Научная статья на тему 'Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы'

Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7413
822
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП СЛОВАРЯ / СЛОВНИК / МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЕМ / ТИПЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуркова Ирина Васильевна

В статье обоснована необходимость использования словарей разных типов: орфографических, орфоэпических и толковых - при обучении младших школьников русскому языку, определены особенности каждого из типов словарей. Основная цель статьи состоит в определении основных методических принципов работы с данными словарями, что является условием формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов. В ней рассматриваются как общие методические принципы, так и те, которые определяются типом словаря. При этом основное внимание уделяется орфоэпическим и толковым словарям, поскольку методических пособий по работе с ними в начальной школе, в отличие от орфографических, практически нет. В статье предлагаются виды упражнений и заданий при работе со словарями разных типов, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы»

УДК 372.016:811.161.1

Гуркова Ирина Васильевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИД Новосибирского государственного педагогического университета, i.gurkova@gmail.com, Новосибирск

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРяМИ КАК фАКТОР

формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы

Аннотация. В статье обоснована необходимость использования словарей разных типов: орфографических, орфоэпических и толковых - при обучении младших школьников русскому языку, определены особенности каждого из типов словарей. Основная цель статьи состоит в определении основных методических принципов работы с данными словарями, что является условием формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов. В ней рассматриваются как общие методические принципы, так и те, которые определяются типом словаря. При этом основное внимание уделяется орфоэпическим и толковым словарям, поскольку методических пособий по работе с ними в начальной школе, в отличие от орфографических, практически нет. В статье предлагаются виды упражнений и заданий при работе со словарями разных типов, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Ключевые слова: тип словаря, словник, методика работы со словарем, типы заданий и упражнений.

Gurkova Irina Vasilievna

Candidat of Philological Sciences, Accociate Professor of the Department of Pedagogics and Training Techniques ofElementary Education at the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, i.gurkova@gmail.com, Novosibirsk

METHODS OF WORKING WITH DICTIONARIES AS FACTOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRIMARY

SHOOL TEACHERS.

Abstract. The article substantiates the necessity of using different types of dictionaries in the process of teaching the Russian language to junior schoolchildren, it defines the peculiarities of each type of dictionaries and the criteria for estimating their quality.. The key aim of the present article is to determine the basic methodical principles of work with the main types of dictionaries, which is one of the most important prerequisites for forming professional competences of primary school teachers'.

Keywords: type of dictionary, glossary, methods of work with dictionaries, types of tasks and exercises.

Сегодня работа учителя в начальной школе предъявляет большие требования к педагогической компетенции, методическим навыкам и умениям в обучении школьников родному языку. Особая роль в формировании педагогических компетенций в федеральном государственном образовательном стандарте [11] отводится воспитанию навыков самостоятельной работы, развитию интеллектуально-творческих способностей младших школьников в образовательном процессе, что невозможно без использования справочной литературы и одного из ее

главных видов - словарей, типы которых детально описаны в монографии Дубичин-ского В. В. «Лексикография русского языка» [6]. Обучение русскому языку в современной школе невозможно представить себе без словарей и справочников. Формирование навыков работы со словарями является, на наш взгляд, необходимым условием успешного обучения родному языку и развития интеллекта ребёнка. Именно поэтому учитель должен знать методику работы со словарями различных типов, уметь формировать у детей навыки работы со словарями,

чтобы полученные ими знания соответствовали требованиям ФГОС.В педагогике в последние годы много внимания уделяются понятию компетенции и критериям оценки компетенций [ 12, 16 ]. В современной педагогике [10, с.78] в понятии компетентности выделяют теоретическую составляющую -методическое мышление и практический аспект - методические компетенции. В данной статье большее внимание будет уделено именно практическому аспекту. Как отмечают многие ученые и методисты [1, 11] , использование орфографического словаря в течение только одного года позволяет сократить количество орфографических ошибок на 30 процентов, обогатить их лексический запас 1-2 тысячами новых слов, необходимых для развития мышления и усвоения знаний. Однако не секрет, что словари, несмотря на их значимость, до сих пор не заняли должного места в обучении и развитии младших школьников. Почему многие ученики так и не приобретают навыки работы со словарями? Во-первых, потому, что сами учителя не пользуются изданными словарями, предпочитая «самодельные» словарики трудных слов и словарики в конце школьных учебников. Во-вторых, потому, что не умеют грамотно организовать работу с ними на уроках, поскольку не знают особенностей каждого из типов словарей, которые определяет методические принципы работы с ними. В-третьих, потому, что в современной методике пособий по работе со словарями очень мало, причем в них рассматривается методика работы только с одним типом словарей - орфографическим. Методических пособий по другим типам словарей - орфоэпическим и толковым -практически нет. Однако без формирования умений работы с этими типами словарей, на наш взгляд, невозможно формирование полноценных орфографических навыков. Все выше сказанное определяет актуальность проблемы создания методики работы со словарями разных типов в начальной школе. В данной статье будут изложены результаты многолетней работы по созданию словарей и разработке методических принципов для каждого из них.

Рассмотрим общие принципы использования словарей, а затем остановимся на особенностях работы с каждым из типов в

отдельности, уделяя большее внимание орфоэпическим и толковым словарям.

Для организации эффективной работы со словарями следует придерживаться следующих методических принципов:

- постепенное формирование навыков работы со словарем;

- систематическое использование на уроках;

- учет возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Постепенное формирование навыков работы предполагает поэтапное знакомство со словарем: его устройством, принципами расположения слов, языковыми пометами (знаками-помощниками - так их называют в начальной школе). Систематическое использование словаря - это работа с ним в течение всего обучения в начальной школе на 3-4 уроках в неделю ( по 10 минут на уроке) для различных видов работы:

- коллективной и индивидуальной;

- репродуктивной и творческой;

- устной и письменной.

Для достижения результатов необходимо учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников, их интересов, которые, как известно, являются мало дифференцированными, неустойчивыми, зависимыми от внешних факторов, поэтому получить устойчивые навыки работы со словарями можно только при использовании интересных, для учеников заданий и упражнений: К. Д. Ушинский [13, с.47-48] назвал их занимательными. При этом он разделил занимательность на «внешнюю» - занимательность формы, и «внутреннюю» - занимательность по содержанию. К занимательным по форме от относил загадки, ребусы, кроссворды, поговорки, короткие стихи, к занимательным по содержанию - материал из детской литературы, фольклора. Использование интересного для учеников материала создаст, по мнению психологов и педагогов [6; 13; 14] мотивацию, необходимую для обучения и развития детей, делает из обучение рефлек-тивно-ориентированным [17, с. 27].

Начиная работу со словарем, прежде всего нужно выбрать словарь, что в настоящее время не просто. В последние десять лет издано большое количество словарей, и студены и учителя часто затрудняются в выборе. Такой словарь должен, на наш взгляд, отвечать следующим требованиям:

его объем не должным превышать 5 тысяч слов, что определено в программе. Хотя следует заметить, что количество слов в словаре может варьироваться от 1 до 5 тысяч слов. Это зависит от типа словаря. Для орфографического оптимальным представляется объем в 1-2 тысячи слов, представляющих обязательный минимум для начальной школы. Для орфоэпического он составляет около тысячи слов, поскольку трудностей при произношении слов меньше, чем при их написании. Толковый словарь должен содержать от 3 до 5 тысяч слов, поскольку именно при работе с ним происходит обогащение словарного запаса учеников. В состав словника необходимо включать только слова, актуальные для речи детей; в словаре должны использоваться примеры, интересные детям: загадки, скороговорки, примеры из любимых детьми книг. Выбирая словарь, можно обратить внимание на первые слова в словаре. Если первым словом будет абзац [9, с. 2], абажур [8, с. 3], или аббат [2, с. 3], то это, конечно, словарь не для младших школьников. Ведь эти слова не входят в его активный или даже пассивный словарный запас, они не нужны ребенку, он не должен их знать.

Методика работы со словарем различных типов предполагает поэтапное знакомство с ним, хотя и имеет определенную специфику в зависимости от типа словаря. Эту специфику рассмотрим ниже, сейчас же остановимся на общих методических принципах формирования навыков работы со словарями. В работе со словарями методисты [1; 3; 11] выделяют три этапа: подготовительный, этап первичного знакомства со словарем и основной этап. Цель учителя на подготовительном этапе заключается в том, чтобы вооружить младших школьников элементарными умениями обращения со словарем и, тем самым, подготовить его к выполнению разнообразных учебных заданий по русскому языку. Главным содержанием этапа становится усвоение алфавита. Можно использовать следующие формы работы: хоровое проговаривание алфавита по настенной таблице или алфавиту в словаре. Для закрепления знаний о порядке букв алфавита можно использовать и следующие упражнения:

1) буква заблудилась. Дается фрагмент алфавита с буквой не на своем месте, например, А, Б, В, Д, Г;

2) буква потерялась, например. Д, Е,.. .Ж, З;

3) соседняя буква, например, нужно записать соседние

4) буквы справа и слева от буквы К.

Подготовительный этап завершается знакомством с выбранным словарем.

На этапе первичного знакомства ученики под руководством учителя составляют алфавитный указатель для словаря, учащиеся знакомятся с автором, названием, предисловием. Особое внимание следует обратить на условные обозначения в начале словаря. Например, в орфоэпическом словаре: термос [ТЭ] - произноси твёрдо, термометр [Т'] -произноси мягко. Затем школьники должны познакомиться с расположением слов на первой странице словаря.

На основном этапе дети продолжают знакомиться с содержанием и структурой словаря. Основное внимание уделяется формированию навыков нахождения слова по первой букве, а затем - по второй и по третьей букве. Пока дети не достаточно хорошо знают словарь, можно использовать упражнения с заданиями, где ученик находит слово и объясняет, почему оно находится именно на этом месте. На данном этапе всегда следует называть детям страницу словаря, иначе будет потрачено много времени на поиск нужного слова.

Например, найдите в словарике на странице (номер указан) слово бабочка. Какое слово стоит впереди и почему? Какое слово стоит после и почему?

Когда дети учатся находить слова по второй букве, можно предложить задания, где ученики объясняют порядок слов в словаре, расставляют предложенные учителем слова в правильном алфавитном порядке по этой букве.

После того как вторая буква освоена, можно переходить в третьей. Чтобы не было однообразия, следует использовать интересные для детей задания: загадки, скороговорки, короткие стихи, примеры из детских книг.

Основной этап заканчивается контрольной работой с заданиями поиска слова в словаре за определенное учителем время. Так, например, ученики 1 класса за 5 минут должны найти 2-3 слова. Если они не успевают их найти, значит, навык развит пока слабо. Контрольные задания можно проводить и в процессе работы со словарем, но не чаще одного раза в четверти или полугодии.

Рассмотрев общие принципы работы со словарями, остановимся на особенностях методики работы с каждым из типов словарей. Основными для начальной школы являются следующие типы словарей: орфографический, орфоэпический и толковый. Они, на наш взгляд, являются обязательными для обучения младших школьников родному языку. При этом, отбирая слова для работы, учитель должен учитывать возраст учеников, уровень их знаний по русскому языку и темы, которые изучаются в данном классе. Так, например, вряд ли нужно объяснять ученику 1 класса смысл слов динозавр, баобаб, дрессировщик и предлагать запомнить их написание. И наоборот, не следует ученикам, например, 4 класса, предлагать для толкования такие слова, как лиса, береза, врач: они будут для учеников слишком легкими. Задачи изучения словаря и методические принципы работы с ним определяются его типом. Так, главная задача при использовании орфографического словаря - научить детей писать грамотно, уметь находить орфограмму в слове, проверять трудные слова по словарю, поэтому основные виды упражнений должны содержать задания по орфографии: найди слово в словаре и назови орфограмму, впиши пропущенную букву и проверь по словарю, найди проверочное слово и впиши букву. При этом учитель должен четко представлять себе, слова с какими орфограммами включаются в орфографические словари для младших школьников и уметь распределять их по классам. Перечислим основные типы орфограмм:

- непроверяемые безударные гласные (например, корова);

- проверяемые безударные гласные с трудной проверкой ( например, золото - позолота);

- гласные после шипящих (например, шорох, жираф);

- ь и ъ разделительный знак;

- удвоенные, парные и непроизносимые согласные.

Организовать работу со словарем следует, учитывая интересы детей. Например, можно использовать загадки, отгадку у которой надо найти на определенной странице словаря, скороговорку или поговорку, в которой нужно дописать последнее слово и проверить по словарю или любой занима-

тельный материал. Например: найди отгадку на странице словаря [4, с. 27] в загадке: «Целый день она ползёт, листья целый день грызёт»; затем следует поставить ударение и подчеркнуть в слове гусеница гласные, которые нужно запомнить.

Задания есть на каждой странице словаря [4], а учитель выбирает их, учитывая изучаемые в данном классе орфограммы.

Другим словарем, обязательным для формирований грамотной речи у учеников начальных классов, является орфоэпический. В орфоэпический словарь включены слова, которые представляют трудности для произношения. Это слова, где часто встречаются ошибки в ударении (например, свекла, звонит, украинский), произношении твердых или мягких согласных перед буквой е ( например, фанера, шинель, компьютер), слова, произношение и написание которых различается ( например, скучно, конечно, яичница).

Основная задача использования орфоэпического словаря - научить детей говорить правильно, научить видеть речевые ошибки и уметь исправлять их, используя словарь, поэтому задания по словарю должны содержать орфоэпические задачи: найти слово с трудным ударением, прочитать и запомнить, найти слова, произношение и написание которых различается, найти слово и поставить его в определенную грамматическую форму, Например, найди слово, которое образовано от слов золотое яблоко в итальянском языке [4, с. 93], проставь его в родительный падеж множественного числа и запомни.

Работая с орфоэпическим словарем, учителю при выставлении отметки необходимо отмечать, правильно ли говорит ученик, видит ли он речевые ошибки свои и своих одноклассников, умеет ли он исправлять их, пользуясь словарем.

Главная задача работы с толковым словарем состоит в обогащении словарного запаса младших школьников. Как известно, словарный запас детей 6-7 лет не велик, большинство слов они знают только в одном, прямом значении. В их речи преобладают слова с предметным значением, слов с абстрактным значением (например, радость, грусть, дружба) гораздо меньше. При работе с толковым словарем должны соблюдаться общие методические принципы словарной работы,

сформулированные М.Р.Львовым: обогащение словаря новыми словами, уточнение словаря, то есть включение слова в контекст, усвоение многозначности, активизация словаря, то есть перенесение слов из пассивного запаса в активный и устранение нелитературных слов [11, с. 302]. Все эти принципы, кроме последнего, применимы к работы со словарями. Последний в большей мере относится к работе с орфоэпическими словарями.

Задания при работе с толковым словарем должны быть направлены на объяснение смысла, значения слова. Важной задачей при работе с толковым словарем является и формирование умения толковать значение слова, что, на наш взгляд, необходимо ученику не только на уроках русского языка, но и уроках математики, окружающего мира, литературного чтения. Большинство толкований строится по принципу объяснения смысла через родовое слово и видовые признаки, поэтому задания должны включать поиск родового, или главного, обобщающего слова, нахождение видовых, или второстепенных, признаков. Затем от их поиска можно переходить в самостоятельной работе по толкованию слов: назови сам главное слово, назови второстепенные признаки, назови синоним, если это возможно, составь предложение со словом. Например, родовым для слов тигр, лев, лиса являются слова зверь, хищник, животное, а видовыми признаками - цвет шкуры, размеры, особые примеры (например, хвост у лисы, грива у льва). Толкование через синоним возможно не для всех слов. Это определяется их смыслом: у большинства предметных существительных их просто нет, но для прилагательных и глаголов этот способ толкования является вполне приемлемым, поскольку он прост и понятен для младших школьников. Например, доктор - врач, бегемот - гиппопотам, храбрый - отважный, огромный - гигантский, бежать - мчаться, торопиться -спешить. Для работы над значением слова с толковым словарем можно использовать следующие виды заданий:

1) прочитай толкование слова, подчеркни главное слово и второстепенные слова;

2) впиши в толкование главное ( или второстепенные) слово, проверь по словарю;

3) объясни слово через синоним, проверь по словарю, например, доктор [5, с. 41], за-

мок [5, с. 51], любое слово, у которого есть синоним.

Кроме основного для каждого словаря задания по языку, любой словарь можно использовать и для закрепления полученных знаний по пройденным темам и разделам или разделу, изучаемому в данное время на уроках русского языка. Например, когда в 1 классе изучают гласные и согласные звуки, можно, найдя слово в словаре (например, слово лес), назвать в нем все звуки, во втором классе, изучая правописание безударных гласных, находить слово в словаре и его проверку, например, сова- совушка, зима-зимушка. Изучая части слова в 3 классе, в словаре можно искать однокоренные слова и выделять корень, находить слово и делать его полный морфемный разбор, а в 4 классе при изучении типов склонения или спряжения глагола - определять их у слов с какой-либо страницы словаря. Таким образом, словарь любого типа можно использовать очень широко и для разных разделов изучения родного языка - от фонетики до грамматики.

Для закрепления знаний по фонетике можно использовать следующие виды упражнений:

1) найди слово, поставь ударение, выдели ударный слог;

2) найди слово по слоговой схеме ( схему учитель пишет на доске);

3) найди слово по звукам, например, в слове 1 гласный и 2 согласных звука.

Для формирования устойчивых навыков орфографии со словарем можно использовать упражнения с различными заданиями по проверке гласных, согласных, запоминанию слов с непроверяемыми написаниями, нахождению проверочных слов. Для формирований устойчивых навыков грамотного письма словарь необходимо использовать не только для коллективной работы в классе, но и для написания проверочных диктантов, изложений и сочинений.

Работа по лексике со словарем направлена на обогащение лексического запаса детей, его расширение, уточнение, знакомство с многозначными словами. Задания по лексике - это нахождение слова по его описанию (лексическому значению), подбор синонима, антонима, составлению словосочетания со словом в разных значениях.

Задания по грамматике помогут закре-

пить знания о составе слова и его грамматических категориях. Наибольшую трудность для детей в грамматике представляет собой состав слова и его грамматические признаки. Для формирования устойчивых навыков разбора слова по составу можно использовать следующие виды упражнения с нахождением однокоренных слов, разбору слов по составу и определению их грамматических признаков по темам, изучаемым в данном классе.

Таким образом, знание методики работы со словарями на уроках русского языка является фактором формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов, позволяющим выполнить все требования ФГОС и подготовить ученика к дальнейшему обучению.

Библиографический список

1. Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Ваш друг -«Орфографический словарь»: методические рекомендации. - Новосибирск: НГПУ,1993. - 38 с.

2. Васькова М. Ю. Толковый словарь. - М.: ЭКСМО, 2010. - 272 с.

3. Грушников П. А. Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1985. - 49 с.

4. Гуркова И. В. Пишу и говорю правильно: орфографический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 143 с.

5. Гуркова И. В. Толково-этимологический словарь. - С-Пб.: Виктория-плюс,2013. - 191 с.

6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография - М.: ИНТОР, 1996 - 544 с.

7. Дубининский В. В. Лексикография русского языка. - М.: Наука, 2008. - 432 с.

8. Елина У. Г., Полищук Г. Г. Учусь правильно произносить слова: орфоэпический словарик. -М.: Дрофа, 2002. - 142 с.

9. Неусыпова Н. М., Стригина О. М. Учусь понимать слова: толковый словарик. - М.: Дрофа, 2002. - 303 с.

10. Ненепуренко Г. Я. Компетентностный подход в подготовке учителя географии в условиях двухуровнего обучения // Сибирский педагогический журнал . - 2013 - № 3. - С.77- 80.

11. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебник. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 415 с.

12. Ряписов Н. А. Механизм оценки компетенций в системе управления образованием: монография - Новосибирск. НГПУ, 2007 - 128 с.

13. Ушинский К. Д. Собр.соч. т.6 - М.: Лениз-дат, 1959 - 256 с.

14. Чернова М. Н. Мотивация как фактор когнитивного развития школьников - Абакан, Хакас. Ун-т, 2001 - 386 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 31 с.

16. Alderson J. Ch., Chpman C. Language Test Constraction and Education. - Cambrige: Cambrige University Press, 2005. - 310 p.

17. Lipman MThinking in Education. The reflective model of educational practice. - Cembrige, 1991. - 27 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.