УДК 372.6
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ КАК ИСТОЧНИКАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Ирина Анатольевна ПАВЛИНОВА
учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» 393191, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Котовск, ул. 9-й Пятилетки, 5а, корп. 1 соискатель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Рассмотрена проблема работы со словарями как источниками культуры речи младших школьников. Выделены несколько словарей: «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля, словари М.Р. Львова, «Словарь русских фамилий» В.А. Никонова, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, а также представлены варианты их использования на уроках в начальной школе. Если словарь не рассчитан на младшего школьника, предложено применение метода чтения-общения, разработанного Н.Н. Светловской. Остро поставлен вопрос об отсутствии систематической работы со словарями на уроках либо о наличии эпизодической работы, когда время от времени учитель включает словарь в практическую работу на уроках русского языка или предлагает младшим школьникам самостоятельно обращаться к словарю в случае затруднений. Необходимость развития культуры речи в начальной школе подтверждена государственными документами и учебными программами. Курс обучения русскому языку позволяет наиболее продуктивно использовать словари в этом направлении. Приведены примеры из учебных материалов по русскому языку УМК «Планета знаний». В то же время выявлена недостаточная наполненность учебников по русскому языку заданиями, связанными с работой со словарями. Предложены упражнения для младших школьников с использованием перечисленных словарей и намечены задачи педагогов по решению названных проблем.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка; русский язык; работа со словарями; культура речи; начальная школа
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-66-73
Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом [1, с. 8].
Актуальность развития культуры речи младших школьников подтверждается и государственными документами. В соответст-
вии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека [2]. Это значит, что в задачи начального лингвистического образования теперь входит не только развитие правильности речи обучающихся, но и формирование у них осознанного отношения к собственной речи, совершенствование способности регулировать свои речевые действия, осмысливать затруднения, связанные с применением тех или иных языковых единиц и разрешать эти трудности. Решение вышеуказанных задач невыполнимо без опоры на словари, ко-
торые представляют собой средство кодификации литературного языка и включают в себя информацию о литературных нормах.
Каждому учителю, безусловно, известно, что работа со словарем является обязательной частью работы по развитию культуры речи учащихся на уроках русского языка. Источниками количественного и качественного роста словарного запаса учащихся начальной школы являются и упражнения учебников русского языка, и произведения книг для чтения и, наконец, богатая и выразительная речь самого преподавателя.
Сложно переоценить значимость словарей в жизни любого человека. Как известно, прочтение словарей, регулярное обращение к ним улучшает культуру речи. Словари расширяют индивидуальный фразеологический запас и лексикон, знакомят с нормами русского языка, предупреждают неправильное употребление слов, их грамматических форм, произношение. Словари обогащают наше познание языка, углубляют толкование слова, помогают развитию логического мышления. Сейчас любое издательство предлагает множество словарей и справочников именно для детей младшего школьного возраста.
Первый словарь должен стать для ученика начальных классов не списком словарных слов, которые нужно запомнить как таблицу умножения, а настоящей книгой с самыми важными, самыми нужными, самыми интересными словами русского языка. Общение с такой книгой станет тем первым опытом ознакомления со справочной литературой, от которого зависит, в сущности, вообще возникновение интереса к словарю как особому виду справочника, формирование умения самостоятельно обращаться к словарю за необходимой информацией.
Сейчас для младших школьников созданы лингвистические словари разного вида: орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, словари антонимов и синонимов. Особенно богат выбор орфографических словарей. Это и естественно, ведь именно орфографический словарь является самым востребованным школой и семьей видом справочника по русскому языку.
Поступая в школу, современные дети часто уже умеют читать, круг их чтения составляют произведения детской литературы. Опыта общения со словарем первоклассники
не имеют. Именно поэтому учителю начальных классов важно уже в начальной школе не только научить пользоваться словарем, но и возбудить интерес к работе с ним, дать почувствовать радость, удовольствие, удовлетворение от работы с этой книгой.
В такой работе приходят на помощь методы чтения-общения и чтения-рассматривания, разработанные профессором Н.Н. Свет-ловской [3]. В первом классе, когда еще только формируется будущий читатель, необходимо начинать работу с подготовительного этапа - чтения-рассматривания. Методика чтения-рассматривания книги актуальна и для словарей русского языка, поэтому у учителя начальных классов не возникнет сложностей при организации знакомства со словарем во время урока. Знакомство с обложкой - чтение названия: фамилии автора и заглавия. Постраничное рассматривание книги поможет ответить на вопросы: чему нас учит словарь? Зачем он нужен? Почему книга так называется? Чем похож словарь на другие книги? Чем отличается?
Знакомство со словарем начинается тогда же, когда и работа с букварем. Изучают дети гласные и согласные буквы - ищут эти буквы в словаре: в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов. После знакомства с алфавитом навык выделять эту последовательность и использовать ее при поиске нужного слова оттачивается. Работа с алфавитом по словарю позволит сделать ребятам небольшие научные открытия. Уже первоклассники могут подсчитать количество страниц в словаре на ту или иную букву. Младшие школьники своими глазами убедятся, что такое, например, частотность букв в русском языке. На уроках знакомства со словарем методом чтения-рассматривания ученики узнают, как построен весь словарь и его отдельная страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), рассматривается приложение: списки имен собственных, отчеств, названия городов, правила правописания. Все это является подготовительным этапом работы со словарем.
Основная работа на уроке может проходить в двух направлениях, предложенных автором «Орфографического словаря» П.А. Грушниковым [4, с. 31]. Первое - применение словаря как специального справоч-
ника. Второе - использование словаря в роли учебника русского языка.
Педагог должен понимать всю важность и необходимость работы со словарями, организовывать систематическую работу с ними на уроках. Следует избегать двух типичных ситуаций привлечения словарей к изучению русского языка: первая - учитель знакомит детей со словарем и предлагает самостоятельно обращаться к нему в случае затруднений; вторая типичная ситуация - эпизодическая работа со словарями, когда время от времени учитель включает словарь в практическую работу на уроках русского языка. Необходимо исключить такую работу, когда под словом «словарь» ученик понимает либо список словарных слов в конце учебника русского языка, либо свой самодельный словарик (обычно в тетради), который начинается всеми с интересом, а завершают двенадца-тистраничную тетрадь далеко не все ученики в классе.
Полюбить словарь могут дети только в том классе, где сам учитель любит словари. Если в классе нет ни одного справочника для самого учителя, если сам учитель не обращается за помощью и советом к словарям постоянно, нельзя ожидать, что его ученики потянутся к словарям.
Учебный словарь, словарь для младшего школьника - это серьезная проблема современной методики русского языка. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься наши ведущие ученые: Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков, А.Н. Тихонов, П.А. Грушни-ков, З.А. Потиха, М.Р. Львов и др. Профессор М.Р. Львов подчеркивает, что цель издания словарей для учащихся - снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным, отобранным языковым материалом. Это должен быть языковой материал, который будет способствовать развитию и формированию культуры речи, материал для размышлений, наблюдений, раздумий над загадочным и удивительным русским языком [5, с. 190].
М.Р. Львов является автором таких школьных словарей, как «Школьный словарь антонимов русского языка», «Словарик синонимов и антонимов русского языка», «Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических
групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов», «Словарь антонимов русского языка», «Толковый словарь антонимов русского языка» [6-10].
Школьный словарь антонимов русского языка содержит широко употребляемые в современном русском языке антонимы, объединенные в пары. В словарных статьях определяются значения антонимов, приводится информация об антонимической синонимике, гнездах антонимов, а также примеры из произведений художественной литературы, демонстрирующие употребление антонимов. Словарь помогает учащимся овладеть выразительными средствами русского языка [8].
Материал словарика синонимов и антонимов русского языка систематизирован: в нем пять разделов, двести словарных статей. Этот словарь важен для расширения активного словарного запаса младших школьников. Обучающиеся начинают работать с синонимами, планомерно переходят к антонимам, к синонимико-антонимическим связям, многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, выстроенным на многозначности [9].
Систематическое обращение учащихся к словарику (как в классе, так и дома) способствует не только расширению и активизации запаса слов ребенка, но и формированию представления о языке как функционирующей системе. Учащиеся начальной школы знакомятся со следующими характерными особенностями лексики: способностью слова иметь постоянное значение; многозначностью слов; антонимическими отношениями в лексике; синонимическими отношениями в лексике и др. Работая со словариком, младшие школьники легко и свободно познакомятся с простейшими случаями фразеологии: например, задирать нос, собаку съел, остаться с носом и прочими устойчивыми выражениями, делающими русскую речь образной и оригинальной.
Школьный словарь М.Р. Львова «Учусь различать слова и их значения» особенный. В нем не один, а несколько научных и значимых для каждого учащегося начальной школы справочников. Это словарики многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов и антонимов. Все они помогут младшим школьникам научиться различать слова и их значения, тем
самым правильно применять их в устной и письменной речи, различать сходные по звучанию, но разные по смыслу слова, подбирать при необходимости нужные синонимы, умело использовать антонимы [10].
Работая со словарем, можно организовать и творческую деятельность. По словам автора этого словарика, творческая деятельность учащихся состоит в следующем: исследовательская деятельность - анализ значения слова и особенно оттенков толкования; различные виды моделирования лексических отношений, структур; наблюдение за словом в тексте: его связей с другими словами, появляющихся в тексте новых оттенков значения слова и переносных, иносказательных, определяемых конкретным текстом; выбор слова в процессе моделирования (составления) предложений и текста; критический анализ отобранных слов, поиск более подходящего слова, замена неудачно выбранных слов; рассказы и сочинения учеников, их описания, зарисовки, шутки, юморески, загадки и пр.
Важное значение М.Р. Львов уделил в своем словаре разделу «Тематические группы слов». По словам профессора, объединение слов по темам помогает младшим школьникам лучше усваивать, понимать и запоминать толкования слов. Так, тема «Человек» продемонстрирована в словаре по подразделам: «Народы мира», «Имена людей», «Человек как личность (духовный мир, характер, манеры поведения, занятия, профессии)», «Человек как живой организм (этапы жизни, тело и его части, ткани, глаголы движения, глаголы речи)».
Хорошим дидактическим средством формирования у учащихся начальных представлений об орфоэпических, лексико-грам-матических и стилистических нормах русского литературного языка может стать словарь трудностей русского языка Д.Э. Розен-таля, М.А. Теленковой [11]. В словаре трудностей отражаются те единицы языка, использование которых в речевой практике регулярно вызывает у носителей русского языка затруднение. Комплексный характер словаря этого типа делает его использование в учебном процессе не только методически оправданным, но и удобным, так как ученик получает всю необходимую для овладения нормативным словоупотреблением инфор-
мацию из одного источника. Учащиеся начальной школы смогут найти в нем ответы на вопросы о вариантности образования формы именительного падежа множественного числа существительных (тренеры, слесаря; директора, тополя); вариантности образования формы родительного падежа множественного числа (партизан, каникул, полотенец, сабель; джинсов; постелей); нестандартного образования форм числа или их отсутствия у некоторых существительных (человек -люди; хозяин - хозяева; оружие, грабли - нет соотносительных форм числа); отсутствии форм словоизменения у некоторых существительных (пальто, метро); чередовании в основе при образовании форм глагола (вытереть - вытру, вытер; жечь - жгу - жжешь; командовать - командует); вариантности образования формы прошедшего времени глаголов на -нуть (замерзнуть - замерз, замерзла).
Для того чтобы словарь трудностей полноценно реализовал свою учебную функцию, необходимо включение «трудного» языкового материала в упражнения. Это создает мо-тивационную базу и для обращения к словарю, и для осознания речевых действий, и в целом для изучения родного языка в школе, способствует формированию представлений о грамматических нормах русского литературного языка и совершенствованию речевой культуры учащихся. Изучение грамматики родного языка в школе не должно сводиться только к осознанию уже усвоенных фактов, прежде всего, оно должно способствовать совершенствованию речи ребенка, усвоению норм литературного языка. Столкновение учащихся с трудным материалом послужит основой для развития навыков контроля за своей и чужой речью, для возникновения потребности обращаться к справочной литературе с целью получения ответа на возникающие вопросы. Например, при изучении темы «Род имен существительных» ученики могут осваивать прием определения рода существительного не только на материале, не вызывающем у носителя русского языка сомнений, но и на трудном материале, сомневаясь в правильности подстановки местоимения, обращаясь к словарю и совершенствуя таким образом свою речь.
Известно, что значительные трудности у детей вызывает определение рода несклоняемых существительных (черный кофе, так-
си подъехало), существительных с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный или шипящий согласный (вареный пельмень, черная тушь), существительных, употребляемых преимущественно во множественном числе (один конек). Эти трудности возникают как в ошибочном образовании падежных форм этих существительных (радоваться красотой, один яблочек), так и в нарушениях согласования (фруктовая шампунь, несколько листьев облетели). Подобного рода ошибки выявляются и у взрослых носителей языка, поэтому без специально организованных наблюдений в ходе обучения литературная норма относительно рода этих существительных усваиваться не будет. Следовательно, перечисленные группы трудных существительных должны быть представлены в материале упражнений на определение рода существительного, на конструирование словосочетания существительного с прилагательным. В формулировке задания должно быть указание на необходимость справиться в словаре о роде существительных. Например: «Составь словосочетания, употребляя прилагательное в нужной форме. Подумай, что нужно знать о существительном, чтобы правильно выбрать форму прилагательного? Не ошибиться в выборе формы тебе поможет словарь трудностей. (Просторный) вестибюль, фойе; (крупный) картофель, фасоль; (тяжелый) бандероль, гантель; (маленький) колибри, кенгуру, пони». Такая работа учителя начальных классов позволит успешно решать задачи формирования у младших школьников речевой и лексикографической культуры.
Словообразование и словоупотребление прочно связаны с культурой речи. Для точного понимания смысла слов, правильного их употребления нужно разбираться в составе слова. Чутье к слову возможно развивать в себе только тщательным отношением к составным элементам слова, которые часто выполняют роль выразителей тончайших оттенков значения, отличающих одно слово от другого. Непонимание нюансов значения ведет к некорректному употреблению слов.
В русском языке большая часть лексики является производной, и поэтому уже в начальных классах обогащать словарный запас следует и за счет производных слов. В такой работе богатый материал может дать
«Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова [12]. Он создан на основе школьного орфографического минимума и орфографического словаря для школы, а также за счет слов, извлеченных из упражнений по словообразованию в школьных учебниках русского языка. В словаре представлена структура словообразования около 40 000 слов, вошедших в словообразовательные гнезда. Таких гнезд около 10 000. Во главе каждого стоят исходные слова, расположенные по алфавиту, в производных словах, образованных от исходных, выделены все элементы слова (префиксы, постфиксы, флексии), участвующие в словообразовании. Все слова даны с ударениями, в необходимых случаях - с грамматическими комментариями.
Опираясь на личный опыт работы, отметим, что при анализе слов по составу учащиеся редко объясняют правильно значения производных слов, в основном занимаются подбором родственных слов и поиском корня. Для примера возьмем имена прилагательные «эффектный» и «эффективный», где добавление разных постфиксов к корню влияет на значение слов, часто ошибочно употребляемых в речи, и глаголы «одеть» и «надеть», когда префиксальный способ образования этих глаголов также вызывает затруднения в применении этих слов. Словообразовательная работа с использованием этого словаря способствует формированию у младших школьников умения объяснять значения производных через производящие слова (без называния терминов), что поможет избежать последующих ошибок в употреблении слов.
Для современных школьников выпущено богато иллюстрированное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Как написал в предисловии художник и составитель этого словаря Ю.М. Медведев, В.И. Даль не только показал во всей красоте и выразительности живое русское слово, но фактически создал энциклопедию быта, нравов, обычаев, ремесел, игрищ и обрядов прошедших столетий. Словарь В.И. Даля - не просто словник, а история русского народа, воплощенная в словах, пословицах, поговорках, песнях, преданиях [13].
Читатель узнает не только значения старинных слов «остожье», «посох», «адамант»
и многих других, но и видит изображения предметов на картинах знаменитых художников - В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, В.Е. и К.Е. Маковских, Б.М. Кустодиева и др. У читателей есть возможность рассмотреть на рисунках уникальные вещи, принадлежащие царской семье, великим князьям и духовным лицам: зеркало царя Михаила Федоровича, шлем великого князя Александра Невского, старинные латы, обувь. На картинах предстают кулачные бои, пляски скоморохов, народные забавы, костюмы, герои былин и преданий.
Использование словарей различной направленности целесообразно и в проектной деятельности. В качестве примера предлагаем исследовательский проект «Тайна моей фамилии» в рамках изучения темы «Написание имен собственных» в период обучения грамоте УМК «Планета знаний», проведенный в 1 классе МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области.
Используя Словарь В.И. Даля, Словарь русского языка С.И. Ожегова, Словарь русских фамилий В.А. Никонова, составленный в наши дни Е.Л. Крушельницким, первоклассники сделали открытие, что слово «фамилия» пришло в русский язык из французского, а русские фамилии чаще всего оканчиваются на -ов(а) [14]. При проведении сравнительного анализа изменения значения слова «фамилия» ученики пришли к выводу, что значение этого слова претерпело некоторые изменения. Если в словаре В.И. Даля «фамилия» имела значение «прозванье, про-именованье, родовое имя», то в современной трактовке С.И. Ожегова - это «наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени» [15]. Первоклассники увлеченно работали со Словарем русских фамилий, выяснили, что одна из самых распространенных в России - фамилия Кузнецов, основанная от слова, обозначающего род деятельности, - «кузнец», является и самой частой английской фамилией Смит (кузнец) и немецкой - Шмидт (кузнец).
Изучая историю и значение своих фамилий, младшие школьники привлекли к этой работе своих родителей, которые помогали им в исследовании. Работа над проектом «Тайна моей фамилии» не только способствовала закреплению знаний о правильном написании собственных имен, но заинтере-
совала историей и культурой русского народа и русского языка и детей, и взрослых.
Словари заслуженно называют спутниками цивилизации и сокровищницами национального языка. С их помощью формируется умение подбирать нужные слова, правильно их произносить, писать, осмысливать, строить из них фразы. Работа со словарями -воспитывает живой интерес к слову, повышает культуру речи, расширяет активный словарный запас, способствует повышению грамотности младших школьников. Весь урок русского языка - это работа со словом. Через слово ученики узнают законы языка, убеждаются в точности, красоте, выразительности, богатстве и... сложности русской речи.
Применение словарей, умение работать с ними - это одно из требований ФГОС НОО, предъявляемых к уровню подготовленности детей, окончивших начальную школу. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, представляет собой одну из основ информационной грамотности и требуется школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС. В современной начальной школе необходимо работать с разными словарями - толковыми, словообразовательными, орфографическими, синонимов и антонимов, фразеологическими и др. Систематическое использование этих словарей способствует осознанию учащимися своей этнической принадлежности, знанию истории, языка, культуры и наследия своего народа.
Список литературы
1. Бобылев Б.Г. Культура речи и стилистика. Орел: ОрелГТУ, 2003. 132 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 13.03.2017).
3. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика. М.: Академия, 2001. 282 с.
4. Грушников П.А. Как познакомить учащихся начальной школы с орфографическим словарем // Начальная школа. 1956. № 12. С. 30-37.
5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 240 с.
6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: АСТ-Пресс, 2006.
7. Львов М.Р. Толковый словарь антонимов русского языка. М., 2014.
8. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 2009.
9. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф,2006.
10. Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. М., 2003.
11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Айрис-пресс, 2003.
12. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Цитадель, 2002.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / сост. Ю.М. Медведев. М.: АСТ, 2014.
14. Никонов В.А. Словарь русских фамилий / сост. Е.Л. Крушельницкий. М.: Школа-Пресс, 1993.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986.
References
1. Bobylev B.G. Kul'tura rechi i stilistika [Speech Culture and Stylistics]. Orel, Orel State Technical University Publ., 2003, 132 p. (In Russian).
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. (In Russian). Available at: http://standart.edu.ru (accessed 13.03.2017).
3. Svetlovskaya N.N., Piche-ool T.S. Obuchenie detey chteniyu: Prakticheskaya metodika. Uchebnaya praktika [Teaching children to Read: a Practical technique. Teaching practice]. Moscow, Akademiya Publ., 2001, 282 p. (In Russian).
4. Grushnikov P.A. Kak poznakomit' uchashchikh-sya nachal'noy shkoly s orfograficheskim slovarem [How to acquaint primary school students with spelling dictionary]. Nachal'naya
shkola [Elementary School], 1956, no. 12, pp. 3037. (In Russian).
5. Lvov M.R. Slovar'-spravochnik po metodike russkogo yazyka [Dictionary According to the Method of the Russian Language Teaching]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988, 240 p. (In Russian).
6. Lvov M.R. Slovar' antonimov russkogo yazyka [Dictionary of Antonyms of the Russian Language]. Moscow, AST-Press Publ., 2006. (In Russian).
7. Lvov M.R. Tolkovyy slovar' antonimov russkogo yazyka [Dictionary of Antonyms of the Russian Language]. Moscow, 2014. (In Russian).
8. Lvov M.R. Shkol'nyy slovar' antonimov russkogo yazyka [School Dictionary of Antonyms of the Russian Language]. Moscow, 2009. (In Russian).
9. Lvov M.R. Slovarik sinonimov i antonimov russkogo yazyka. 1-4 klassy [Dictionary of Synonyms and Antonyms of the Russian Language. Classes 1-4]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2006. (In Russian).
10. Lvov M.R. Uchus' razlichat' slova i ikh znacheniya [Learning to Distinguish Words and Their Meanings]. Moscow, 2003. (In Russian).
11. Rozental D.E., Telenkova M.A. Slovar' trud-nostey russkogo yazyka [Dictionary of Russian Language Difficulties]. Moscow, Ayris-press Publ., 2003. (In Russian).
12. Tikhonov A.N. Shkol'nyy slovoobrazovatel'nyy slovar' russkogo yazyka [School Derivation Dictionary of the Russian Language]. Moscow, Tsi-tadel' Publ., 2002. (In Russian).
13. Dal V.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: sovremennoe napisanie [Explanatory Dictionary of Russian Language: Modern Spelling]. Moscow, AST Publ., 2014. (In Russian).
14. Nikonov V.A. Slovar' russkikh family [Dictionary of Russian Surnames]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1993.
15. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian Language]. Moscow, Russian Language Publ., 1986. (In Russian).
Поступила в редакцию 10.04.2017 г. Received 10 April 2017
UDC 372.6
WORK WITH DICTIONARIES AS SOURCES OF SPEECH CULTURE OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS Irina Anatolevna PAVLINOVA Teacher of Lower Grades
MBEI "Secondary General School no. 3 with Enhanced Education of Some Subjects" 1 corpus 5a 9th Pyatiletka St., Kotovsk, Tambov province, Russian Federation, 393191 Competitor of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
The problem of working with dictionaries as sources of the speech culture of junior schoolchildren is considered. Several dictionaries are selected: "Explanatory dictionary of the Russian language" V.I. Dahl, dictionaries by M.R. Lvov, "Dictionary of Russian surnames" V.A. Nikonov, "Dictionary of the Russian language" S.I. Ozhegova, "Dictionary of the difficulties of the Russian language" D.E. Rosenthal, "School word-building dictionary of the Russian language" A.N. Tikhonov, as well as the options for their use in the lessons in primary school. If the dictionary is not designed for a junior schoolchild, using the method of reading-communication developed by N.N. Svetlovskaya is suggested. The question of the lack of systematic work with dictionaries in the classroom, or about the presence of episodic work, when from time to time the teacher includes a vocabulary in practical work in Russian language lessons or suggests younger students to independently consult a dictionary in case of difficulties is sharply raised. The need to develop a culture of speech in the primary school is confirmed by government documents and educational programs. The Russian language course allows the most productive use of dictionaries in this direction. The examples of educational materials on the Russian language of "Planet of Knowledge" are given. At the same time, the inadequate fullness of textbooks on the Russian language with tasks related to working with dictionaries is revealed. The exercises for junior schoolchildren using the above dictionaries are suggested and the tasks of teachers in addressing these problems are outlined.
Key words: methods of teaching the Russian language; Russian language; dictionaries; culture of speech; elementary school
DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4(168)-66-73
Для цитирования: Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 66-73. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4( 168)-66-73.
For citation: Pavlinova I.A. Rabota so slovaryami kak istochnikami kul'tury rechi mladshikh shkol'nikov [Work with dictionaries as sources of speech culture of junior high school students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 66-73. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4( 168)-66-73. (In Russian).