УДК 372.46
ББК 4426.819=411.2-243
ГСНТИ 14.25.09
Код ВАК 13.00.02
Плотникова Светлана Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах,
Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26;
e-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальное языковое образование; нормы русского литературного языка; содержание обучения русскому языку в начальной школе; Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников.
АННОТАЦИЯ: В статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников начальных представлений о нормах русского литературного языка. С целью уточнения содержания работы по формированию представлений о нормах языка проведен анализ требований ФГОС НОО, примерной программы и учебников по русскому языку для начальной школы. Определены и охарактеризованы направления работы: формирование элементарного представления о языковой норме, о нормативности литературного языка; осознание учащимися соблюдения норм литературного языка как показателя культуры человека; формирование знаний о словарях, умения пользоваться словарем для поиска информации о правильном произношении и употреблении слова; совершенствование правильности речи учащихся; обучение контролю своей и чужой речи с точки зрения ее соответствия нормам литературного языка. С учетом типичных речевых ошибок учащихся и содержания начального языкового образования определен круг осваиваемых младшими школьниками грамматических норм русского языка. В качестве средства обучения предлагается использовать Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников, который в доступной для учащихся форме отражает орфоэпические, грамматические и лексические нормы русского литературного языка. Названы виды упражнений со словарем, которые помогут сформировать представления о нормах литературного языка, обеспечат совершенствование правильности речи школьников и формирование умения работать со словарем.
Plotnikova Svetlana Vladimirovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of the Russian Language and Methods of Teaching Russian at Primary School, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FORMATION OF IDEAS ABOUT THE RUSSIAN LANGUAGE LITERARY NORMS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN
KEYWORDS: primary linguistic education; the Russian language literary norms; the content of teaching Russian at primary school; learner's dictionary of the Russian language difficulties for junior schoolchildren.
ABSTRACT. The article discusses the question of content, methods and means of formation of initial concepts of the norms of the Russian literary language in junior schoolchildren. In order to clarify the content of work on the formation of ideas about the norms of language, the author analyzed the requirements of the Fedral State Eduacational Standard, the model program and the Russian language textbooks for primary school. The following areas of work were identified: formation of elementary ideas about linguistic norm and literary language normativity; awareness of compliance with literary norms as an indicator of human culture; acquaintance with dictionaries, ability to use a dictionary to find information about the correct pronunciation and use of a word; improving accuracy of pupils' speech; teaching how to evaluate one's own and someone else's speech from the perspective of its compliance with the norms of literary language. Taking into account typical speech errors of students and the content of the primary linguistic, the author defines the grammatical norms of the Russian language for junior schoolchildren to master. The article proposes to use the learner's dictionary of the Russian language difficulties for junior schoolchildren, which reflects pronouncing, lexical and grammatical norms of the Russian literary language in an accessible form. The article enumerates the types of vocabulary exercises which help to generate ideas about the literary norms and ensure the improvement of literacy of speech and the formation of the students' ability to work with the dictionary.
В.
последнее время в начальном язычковом образовании усилилось внимание к нормативному аспекту культурно-речевого воспитания младших школьников. Это связано с тем, что требования к результатам освоения обучающимися программы по русскому языку, определяемые Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, включают сформированность по-
зитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека и овладение первоначальными представлениями об орфоэпических, лексических и грамматических нормах русского литературного языка [13, с. 9-10].
Представления о нормах литературного языка, а также о правильности как важнейшем качестве речи, в которой эти нормы
© Плотникова С. В., 2016
соблюдаются, являются необходимым условием для формирования у учащихся ценностного отношения к языку и речи, для развития у них способности контролировать свои речевые действия: замечать в речи недостатки, осознавать затруднения в использовании языковых единиц, разрешать эти затруднения. Такое сознательное отношение учащихся к своей речи, стремление ее совершенствовать - важнейший личностный результат изучения русского языка и вклад в освоение таких универсальных учебных действий, как осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме, умение контролировать и оценивать свои действия [13, с. 8-9].
Целенаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка обеспечивает также и значительный прогресс в их познавательном развитии, так как средством кодификации норм являются лингвистические словари, которые наряду с учебником должны стать основным средством обучения русскому языку уже на начальной ступени образования. Мотивированное самим содержанием обучения обращение ученика к словарю как источнику информации о нормативном употреблении единиц языка способствует развитию потребности и умения пользоваться словарем, которые закладываются именно в начальной школе [8]. Следовательно, включение в содержание начального языкового образования представлений о нормах русского литературного языка не только обеспечивает совершенствование правильности речи учащихся, воспитание у них позитивного отношения к высокой речевой культуре, но и создает условия для овладения информационной компетенцией.
Нормативный аспект культуры речи и ранее присутствовал в содержании начального языкового образования, однако в программах и учебниках по русскому языку отражался непоследовательно. Основное внимание уделялось усвоению учащимися норм правописания, а содержание работы над орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами в программе не определялось. С одной стороны, это объяснимо, так как данные виды языковых норм гораздо менее систематизированы и усваиваются практическим путем, их далеко не всегда можно сформулировать в виде правила для значительной по объему и достаточно четко определенной группы языковых единиц. С другой стороны, по-видимому, именно отсутствие установок на овладение нормами литературного языка в программе (за исключением норм правописания) привело к
недооценке учителями этого аспекта работы и вызвало необходимость специального пояснения в новом стандарте относительно видов норм, которые подлежат усвоению младшими школьниками: орфоэпических, лексических, грамматических.
Необходимо также отметить, что при такой постановке задачи: «овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка» [13, с. 10], в работе по культуре речи учащихся появляется новый аспект. Если раньше эта работа имела сугубо практическую направленность, то есть школьник должен был научиться соблюдать нормы языка применительно к определенному (но нечетко очерченному) кругу слов, то в соответствии с требованиями действующего стандарта необходимо достичь осознания учащимися, пусть и на элементарном уровне, понятия о нормах литературного языка как общепринятых образцах употребления его единиц, которых следует придерживаться в речи, о видах норм.
Ожидаемо раскрытие содержания работы в указанных направлениях в программе по русскому языку, однако в примерной программе оно не конкретизируется, повторяется установка на планируемый результат в виде начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических). Имеется только одно указание на то, что при изучении фонетики учащиеся будут усваивать «ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка» [11, с. 14]. В остальных разделах курса установка на овладение нормами языка даже в такой достаточно общей форме отсутствует.
В учебниках по русскому языку для начальной школы также не всегда в достаточном объеме представлен материал для решения задачи формирования представлений о нормах литературного языка. Наиболее последовательно отражены в учебниках орфоэпические нормы. Авторами А. А. Бон-даренко и М. Л. Каленчук был определен произносительный минимум для учащихся начальных классов с родным русским языком [1, с. 49, 140-141], с опорой на него составлены орфоэпические словарики в учебниках, они включают единицы, в произношении которых дети часто ошибаются. Кроме того, встречающиеся в упражнениях трудные с точки зрения ударения слова и формы напечатаны, как правило, со знаком ударения: начали'сь, и'здали, дремо ' та, каламбу р, краси вее. Так внимание учащихся привлекается к существованию определенных правил произношения. Кроме того, на страницах учебника могут быть прямые указания: говорите правильно, запом-
ните произношение слов; имеются упражнения, побуждающие обращаться к орфоэпическому словарику учебника при выполнении задания на постановку ударения или группировку слов по месту ударения. Материал в таких упражнениях действительно может вызвать у ученика затруднение: позвонит, включит, послала и под. [5; 12].
А вот лексические и грамматические нормы представлены в учебниках преимущественно в скрытом виде - в образцовых текстах, которые предлагаются учащимся в упражнениях. Копирование образца помогает решить задачу совершенствования правильности речи, хотя это и не самый эффективный вид упражнения, особенно если учесть, что ребенок с таким же успехом может копировать «образцы» из речи окружающих его людей, далеко не всегда владеющих литературными нормами и заботящихся о правильности и чистоте речи. Но для формирования представлений о нормах недостаточно просто воспринимать образцы речи - нужно, чтобы школьники осознавали существование правил речи и необходимость их соблюдения, задумывались о том, правильно ли они говорят. Такой материал, который привлек бы внимание учащихся к лексическим и грамматическим нормам языка, встречается в большинстве учебников эпизодически.
Например, одной из грамматических трудностей русского языка даже для взрослого носителя является образование формы родительного падежа множественного числа существительных, что обусловлено разнообразием возможных окончаний и необходимостью выбора варианта по нечетко сформулированным правилам: килограмм макарон или макаронов? без туфель или туфлей? Широко распространены ошибки в образовании этой формы и в речи детей младшего школьного возраста [14, с. 50-51]. В связи с этим необходима специальная работа над нормами образования формы родительного падежа множественного числа существительных, актуальных для речевой практики детей: следует обратить внимание учащихся на проблему выбора окончания (-ов (-ев), -ей или нулевого), побуждать обращаться к словарю для поиска ответа на вопрос об образовании формы в трудных случаях, упражнять в образовании трудных форм.
Логично предположить, что материал для такой работы хотя бы в минимальном объеме будет представлен в учебнике при изучении темы «Склонение существительных». Однако, к примеру, в учебнике Р. Н. Бунеева и др. для 4 класса [3] эта трудность отражения не находит, и, соответственно, у школьников, обучающихся по данному учебнику, не формируется представ-
ление о существовании определенных правил образования этой трудной формы. В параграфах, посвященных изучению изменения существительных по падежам, для наблюдения предлагаются всего 5 форм родительного падежа множественного числа: необходимо либо рассмотреть в ряду других форм готовую форму с выделенным окончанием (лесов, сморчков), либо определить падеж существительного в тексте (друзей) и выделить окончание (деревьев, ворот). Очевидно, что авторы учебника не ставили перед собой задачу организовать даже элементарные наблюдения учащихся над трудностями в образовании рассматриваемой формы. Отметим, что в некоторых других учебниках имеется материал, позволяющий зафиксировать внимание учащихся на существовании вариантов образования этой формы и трудностях выбора правильного варианта (см., например, [5; 12]). На этом примере мы можем видеть, что не все современные учебники ориентированы на овладение учащимися грамматическими нормами литературного языка и содержат материал, необходимый для решения задачи формирования представлений об этих нормах.
В то же время в измерительных материалах для итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения программы по русскому языку в начальной школе представлены задания на обнаружение и исправление речевых ошибок, связанных с незнанием лексических и грамматических норм (удивленный город, много улицев), и задания на постановку ударения, требующие знания акцентологических норм (алфавит, брала, занята, квартал и др.) [9, с. 137; 4]. Такие задания помогают оценить не только, насколько ученик владеет нормами языка, но и способен ли он контролировать нормативный аспект речи, что также входит в задачи обучения в начальной школе [13, с. 8; 11, с. 10]. Результаты мониторинга уровня подготовки выпускников начальной школы свидетельствуют о том, что эти задания вызывают определенные затруднения у школьников: «довольно низок процент выполнения заданий, связанных с проверкой таких умений, как ... умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе, умение произносить слова с правильным ударением, умение определять наличие в предложении речевой ошибки» [6, с. 286]. В экспериментальных исследованиях также выявляется недостаточный уровень владения грамматическими нормами русского литературного языка у младших школьников, которые допускают ошибки в образовании форм числа и падежа существительных, формы сравнитель-
ной степени сравнения прилагательных, в определении рода существительных, нарушают нормы управления при составлении словосочетаний [2, с. 105].
Таким образом, анализ целевых установок ФГОС НОО позволяет говорить не только о повышении значимости работы над нормами литературного языка в связи с общей направленностью начального образования на личностное развитие обучающихся, но и о качественном изменении ее содержания, в котором должны быть представлены не только конкретные случаи проявления норм языка, подлежащие усвоению, но и элементарные знания о нормах русского литературного языка и их видах. В то же время наблюдается недостаточная конкретизация в программе содержания этой работы и не всегда последовательное отражение в учебниках рассматриваемого аспекта обучения русскому языку с учетом его ориентации не только на практическое освоение правильного словоупотребления, но и на осознание сущности норм литературного языка, понимание необходимости их усвоения, а также на развитие способности к контролю правильности своей и чужой речи. В связи с этим возникает необходимость уточнения содержания работы в рассматриваемом направлении.
Определим и охарактеризуем основные направления работы по формированию представлений о нормах литературного языка, которые, по нашему мнению, должны предусматривать: 1) формирование элементарного представления о языковой норме как общепринятом образце использования языковых средств, о нормативности литературного языка; 2) осознание учащимися соблюдения норм литературного языка как показателя культуры человека; 3) формирование знаний о словарях, в которых описаны и закреплены нормы литературного языка, умения пользоваться словарем для поиска информации о правильном произношении и употреблении слова; 4) совершенствование правильности речи учащихся, то есть обучение соблюдению норм литературного языка в собственной речи; 5) обучение контролю своей и чужой речи с точки зрения ее соответствия нормам литературного языка.
Формирование элементарного представления о языковой норме требует наблюдения вариативности использования языковой единицы в речи: для этого достаточно создавать в процессе обучения проблемные ситуации, предлагая языковой материал, который вызовет у учеников столкновение разных мнений: как произнести правильно: позво нит или позвони т; как правильно сказать: прозрачный тюль или прозрачная тюль и под. В такой ситуации
младшим школьникам легче всего осознать сущность языковой нормы как правила, предопределяющего выбор одного из возможных вариантов. Обнаружение школьниками факта наличия выбора и осознание трудности этого выбора является важным моментом в начальном языковом образовании, так как внутренне мотивирует для русскоязычного ребенка изучение родного языка, способствует формированию личностного смысла учения, что в конечном итоге гораздо важнее усвоения самой нормы. В процессе наблюдения и обсуждения проблемы выбора правильного варианта учитель подводит школьников к выводу о значении правил употребления единиц языка для обеспечения взаимопонимания и о необходимости усваивать эти правила, чтобы быть культурным и образованным человеком. Вначале в материале для наблюдения представлены императивные нормы (нужно позвони т, нельзя позво нит), затем важно показать ученикам существование и диспозитивных норм (можно и тво рог, и творо г).
Понятие языковой нормы неразрывно связано с понятием кодификации, то есть фиксации образца использования языкового средства, закрепления его нормативности в словарях, справочниках, грамматиках. Поэтому одновременно с первым наблюдением вариативности использования слова в речи и установлением необходимости выбора правильного варианта ученикам должен быть представлен словарь как источник достоверной информации о языковых нормах. Постепенно младшие школьники должны узнать о некоторых типах словарей, в которых отражаются разные виды норм: орфографическом, орфоэпическом, толковом. Моделью словаря определенного типа вначале выступает соответствующий словарик в учебнике (в современных учебниках обычно названные типы словариков представлены), что облегчает организацию деятельности на уроке. Однако для формирования у школьников привычки и умения обращаться к словарю за справкой о нормативном словоупотреблении важно использовать и отдельные лексикографические издания.
Задаче формирования представлений о нормах литературного языка, с нашей точки зрения, более всего соответствует ортологи-ческий словарь, или словарь трудностей, в котором отражается материал, вызывающий затруднения в речи у носителей языка. Такой словарь является комплексным, отражая разные виды норм языка, и позволяет пользователю оперативно разрешать трудные вопросы произношения, формообразования и словоупотребления. Для использования в начальной школе М. Л. Кусовой и С. В. Плотниковой был специально разра-
ботан Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников [7]. Он создавался с учетом содержания начального языкового образования, типичных нарушений в речи младших школьников для того, чтобы ученик начальных классов мог с его помощью решать учебные задачи, связанные с освоением норм литературного языка, овладевая таким образом и умениями, необходимыми для работы с другими лексикографическими изданиями.
Последние два направления - обучение младших школьников соблюдению норм литературного языка в собственной речи и развитие умения контролировать свою и чужую речь с точки зрения ее соответствия нормам литературного языка - предусматривают работу над конкретными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами литературного языка. Необходимо в первую очередь очертить круг этих норм, которые должны осваиваться на начальной ступени образования, и это не тривиальная задача, особенно в условиях вариативности образовательных систем, так как бо льшая часть норм не может быть представлена описательно, в виде правил, а задается перечнем конкретных слов и словоформ. Содержание работы над орфоэпическими нормами конкретизировано в [1], осваиваемые школьниками лексические нормы определяются текстовым материалом используемого учебника, поэтому уточним содержание работы над грамматическими нормами русского языка.
Определяя состав осваиваемых в начальной школе норм литературного языка, мы исходим из того, что содержание обучения должно быть ориентировано на предупреждение и преодоление типичных затруднений младших школьников в использовании языковых средств: «.надо посмотреть, что нашим учащимся трудно в русском литературном языке, в чем они особенно часто ошибаются, и соответственно ориентировать наши школьные учебники русского языка» [15]. Принцип актуальности материала для речевой практики детей, его коммуникативной значимости должен стать главным при определении содержания обучения. Реализовать этот принцип позволяет систематизация выявленных в речи младших школьников грамматических и речевых ошибок, представленная в работах М. Р. Львова, М. С. Соловейчик, С. Н. Цейтлин и др., которые установили, какие языковые нормы наиболее часто нарушаются учащимися и потому должны быть предметом рассмотрения на уроках русского языка. Кроме того, при определении содержания работы по формированию представлений о грамматических нормах литературного языка необходимо учитывать
возрастные возможности младших школьников. Уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся должен позволить им не только освоить норму путем копирования образца, но и осознать правило, по которому этот образец построен.
Назовем те грамматические нормы русского языка, которые, по нашему мнению, могут рассматриваться и осваиваться практически на начальной ступени языкового образования. К нормам формообразования относятся: образование формы именительного падежа множественного числа существительных (тренеры, директора); образование формы родительного падежа множественного числа (каникул, джинсов, постелей); нестандартное образование форм числа или их отсутствие у некоторых существительных (человек - люди; лисенок - лисята; хозяин - хозяева; оружие, грабли - нет соотносительных форм числа); отсутствие форм словоизменения у некоторых существительных - несклоняемость (пальто, метро); образование форм глагола с чередованием в основе (вытереть - вытру, вытер, жечь - жгу - жжешь, командовать - командует); образование формы прошедшего времени глаголов на -нуть (замерзнуть - замерз, замерзла).
Значительные трудности у детей вызывает категория рода некоторых групп существительных: несклоняемых (большой кенгуру), существительных с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный или шипящий согласный (вареный картофель, белая гуашь), существительных, употребляемых преимущественно во множественном числе (моя туфля). Эти трудности проявляются как в ошибочном образовании падежных форм этих существительных (рисовать гуашем, один тапочек), так и в нарушениях согласования (белая тюль, пони бегала). Такого рода ошибки наблюдаются и у взрослых носителей языка, поэтому без специально организованных наблюдений в процессе обучения литературная норма в отношении рода этих существительных усваиваться не будет, следовательно, перечисленные группы «трудных» существительных должны быть представлены в материале упражнений.
Предметом наблюдения на уроках русского языка в начальной школе также могут стать нормы употребления некоторых грамматических форм. К ним относятся употребление падежных форм местоимения он (она, оно, они) с начальным Н и без него (дать ему - подойти к нему) и употребление вариантов падежных форм предложного падежа существительных (о лесе - в лесу).
Сложным для младших школьников является также усвоение норм управления,
так как выбор падежной формы бывает обусловлен целым комплексом факторов и определяется зачастую сложившейся традицией словоупотребления. Незнание этой традиции и приводит к большому количеству ошибок в управлении, допускаемых детьми этого возраста. Невозможно включить в содержание курса родного языка изучение всех конструкций, в построении которых дети могут ошибаться. Однако выявленная в речи детей тенденция к унификации управления близких по семантике слов [14, с. 92-96] позволяет определить примерный материал для организации наблюдений: слова, близкие по семантике, но управляющие разными падежными формами (смотреть, любоваться, наблюдать), однокоренные слова с разным управлением (интересоваться, интерес).
Все названные грамматические нормы русского языка, а также нормы произношения, включенные в состав произносительного минимума для начальной школы, и некоторые лексические трудности нашли отражение в упомянутом ранее Учебном словаре трудностей русского языка для младших школьников [7]. Отбор словника для этого словаря, определение его структуры, параметров и способов лексикографического описания осуществлялись с учетом возрастных и образовательных особенностей адресата, поэтому данный словарь можно рекомендовать в качестве дидактического средства формирования у учащихся начальных представлений о нормах русского литературного языка независимо от реализуемой методической системы и используемого педагогом учебника [10]. Начинать работу со словарем целесообразно в третьем классе, когда ученики уже могут эффективно его использовать. К началу третьего класса дети уже достаточно хорошо читают, чтобы ориентироваться в словаре довольно большого объема (словарь включает около 1500 слов); знакомы с другими типами словарей (орфографическим, орфоэпическим, толковым) хотя бы на примере словариков в учебнике, имеют опыт использования этих словариков; владеют некоторыми грамматическими понятиями и соответствующими терминами, без чего использование словаря будет затруднено. Вовлечение учащихся в работу со словарем должно быть постепенным, так как разные типы словарных статей требуют большей или меньшей лингвистической и лексикографической компетентности пользователя. Обращение за справкой о произношении многих слов не требует знаний грамматики, в соответствующих статьях нет никаких грамматических помет: А ' ВГУСТОВСКИ Й; ГОРЧИ 'ЧНИК (горчи[ш]ник); ЗАВИ 'ДНЫЙ;
ОДЫ ШКА (!НЕ отдышка) и под. Грамматические пометы отсутствуют также в статьях, где показано различие между омонимами или паронимами: А ТЛАС - АТЛА С; АДРЕСА НТ - АДРЕСА Т. Именно с обращения к таким статьям нужно начинать работу со словарем. Постепенно, по мере изучения основных частей речи и их грамматических признаков учащиеся осваивают извлечение необходимой информации из статей, включающих грамматические пометы: ГНЕЗДО ВЬЕ, род. мн. гнездо вий; ТЮЛЬ, тю ля, м.; ЖЕЛЕ , неизм, ср.; ЖЕЧЬ, наст. жгу, жжешь, жжет, жжете, жгут, прош. жег, жгла, пов. жги. Такие статьи не только больше по объему, но и сложнее по своей структуре.
В словаре выделена справочная часть «Как изменять слова», в которой сведения о нормах литературного языка, доступных для наблюдения и осознания младшими школьниками, систематизированы и представлены в табличной форме. Например, таблица «Запомни окончания существительных в именительном падеже множественного числа» содержит два перечня существительных, имеющих разные окончания в названной форме: -ы (-и) и -а (-я). Это помогает учащимся понять, в чем заключается трудность образования формы (наличие вариантов), и осознать необходимость следовать общепринятому образцу, а это, в свою очередь, облегчает запоминание нормы. Материал, представленный в справочной части, призван также помочь педагогу в самостоятельном составлении заданий культурно-речевой направленности, которые могут отсутствовать в учебнике.
Использование Учебного словаря трудностей на уроках русского языка поможет учащимся в решении разнообразных учебных задач, связанных с освоением норм литературного языка. Применимы любые виды упражнений, построенные на «трудном» языковом материале, представленном в словаре. Чтение трудных в орфоэпическом отношении слов, их звуко-буквенный анализ, группировка слов по месту ударения, подбор примеров слов, в которых при изменении формы слова ударение перемещается / не перемещается на другой слог, - такие виды заданий направлены на освоение орфоэпических норм. Грамматические упражнения на «трудном» материале: определить род существительных, изменить существительные по числу, просклонять существительное, поставить глагол в указанную временную форму, выполняемые с помощью словаря, не только формируют соответствующие учебно-языковые умения, но и способствуют запоминанию норм формообразования. Все виды упражнений культурно-речевой направлен-
ности также могут выполняться учащимися с использованием словаря: наблюдение за вариантностью образования определенной грамматической формы, за образцовым использованием слова в речи (в каждой словарной статье есть примеры употребления слова в речи); сопоставление сходных в каком-либо отношении, а потому смешиваемых слов (паронимов, омонимов, синонимов); конструирование словосочетаний, предложений с учетом грамматических признаков слова (рода существительного, нормы управления глагола, особенностей формообразования); трансформация конструкций (например, замена существительного притяжательным местоимением); упражнения на выбор варианта из нескольких предложенных с учетом лексического значения или грамматических признаков слова; редактирование высказывания с нарушениями языковых норм. Последний вид упражнений особенно труден для учащихся, однако необходим для формирования умения контролировать свою и чужую речь, а использование словаря может облегчить школьникам обнаружение ошибки, если в задании указать, к какой словарной статье следует обратиться. Как видим, Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников является средством организации учебной деятельности младших школьников по наблюдению за нормативным использованием средств языка в речи, по освоению орфоэпических, грамматических и лексических норм русского литературного языка, его использование значительно повышает уровень самостоятельности школьников при выполнении учебных заданий, так как словарь выступает и источником информации, необходимой для правильного выполнения задания, и средством контроля правильности его выполнения.
Таким образом, требования, устанавливаемые ФГОС к результатам начального языкового образования и включающие овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка, заставляют по-иному взглянуть на проблему культурно-речевого воспитания младших школьников. Стандарт ориентирует не только на практическое усвоение норм, а на осознание учащимися нормативности как признака литературного языка и соблюдения норм как показателя культуры человека. Именно формирование сознательного отношения учеников к нормам литературного языка позволит достичь в начальном языковом образовании таких личностных и метапредметных результатов, как ценностное отношение к родному языку и стремление к совершенствованию своей речи, спо-
собность контролировать свои речевые действия, осознанно строить речевое высказывание, умение эффективно работать с источниками информации. Понимая таким образом цели работы по формированию представлений о нормах русского литературного языка, мы уточнили содержание этой работы и выделили в нем несколько направлений, предусматривающих ознакомление учащихся на элементарном уровне с понятием языковой нормы, ее значимостью для каждого носителя языка, формирование знаний о словаре как средстве кодификации нормы и умения пользоваться словарем, обучение не только соблюдению норм в собственной речи, но и сознательному контролю своей и чужой речи с точки зрения ее правильности. С опорой на типичные нарушения языковых норм в речи младших школьников и с учетом содержания начального языкового образования мы представили перечень грамматических норм русского литературного языка, которые должны стать предметом наблюдения и усвоения в начальной школе.
Поскольку в учебниках русского языка для начальной школы не всегда последовательно отражается нормативный аспект изучения языка, предлагается использовать в качестве средства обучения ортологиче-ский словарь, предназначенный для младших школьников и составленный с учетом уровня языковой, лингвистической и лексикографической компетентности детей младшего школьного возраста, - Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников. В словник данного словаря включены актуальные для речи детей единицы, в употреблении которых наблюдаются нарушения, их лексикографическое описание содержит только те аспекты, которые вызывают затруднение, и адаптировано к восприятию младших школьников. В словаре представлены также обобщающие таблицы, которые облегчают учащимся наблюдение за образованием и произношением трудных грамматических форм и их запоминание. Материал словаря позволяет использовать все известные виды упражнений с целью формирования у учащихся начальных представлений об орфоэпических, грамматических и лексических нормах русского литературного языка. Систематически работая с Учебным словарем трудностей русского языка, младшие школьники не только расширят свои знания о нормах языка, будут совершенствоваться в речи, но и научатся пользоваться словарем, обретут привычку обращаться к словарю как достоверному источнику информации о нормах литературного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко А. А., Каленчук M. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. M. : Просвещение, l990. l44 с.
2. Бронникова Ю. О. Усвоение грамматических норм русского языка в начальных классах // Mежду-народный научный журнал «Инновационная наука». 20l5. № 8. С. Ю3-106.
3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Изд. 5-е, перераб. M. : Баласс, Издательство Школьный дом, 20l3.
4. Всероссийские проверочные работы: Информационный портал. URL: https: //vpr.statgrad.org/#vpr20l6-inf/ (дата обращения l4.05.20l6).
5. Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова M. И., Петленко Л. В. Русский язык. 3 кл. : учебник: в 2-х ч. Изд. 3-е, перераб. M. : Вентана-Граф, 20l3.
6. Кузнецова M. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников. M. : Вентана-Граф, 20l4. 432 с.
7. Кусова M. Л., Плотникова С. В. Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников. Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 20l4. 232 с.
S. Mетодические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации требований ФГОС / ФГБУН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. URL: http://souo-mos.ru/demo/docs/2ül3/may/Работа%20 со%20словарями.pdf (дата обращения l4.l0.20l3).
9. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2-х ч. Ч. l / M. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 2-е изд. M. : Просвещение, 20l0. 2l5 с.
10. Плотникова С. В. О принципах составления словаря трудностей русского языка для младших школьников // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Февраль 20l2 г., ART 1745. CTO., 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/20i2/i745.htm (дата обращения l4.03.20l4).
11. Примерная программа по русскому языку // Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч. Ч. l. M. : Просвещение, 2008. С. 9-53.
12. Соловейчик M. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: К тайнам нашего языка : учебник: в 2-х ч. Смоленск : Ассоциация XXI век, 20ll.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. M. : Просвещение, 20ll. 33 с.
14. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб. : ИД «MиM», l997. l92 с.
15. Щерба Л. В. Tрудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Электронная версия журнала «Русский язык». 2003. № 20. URL: http: //rus.lseptember.ru/ article.php (дата обращения l2.06.20ll).
LITERATURA
1. Bondarenko A. A., Kalenchuk M. L. Formirovanie navykov literaturnogo proiznosheniya u mladshikh shkol'nikov. M. : Prosveshchenie, l990. l44 s.
2. Bronnikova Yu. O. Usvoenie grammaticheskikh norm russkogo yazyka v nachal'nykh klassakh // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Innovatsionnaya nauka». 20l5. № 8. S. Ю3-106.
3. Buneev R. N., Buneeva E. V., Pronina O. V. Russkiy yazyk. 4 kl. : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy: v 2 ch. Izd. 5-e, pererab. M. : Balass, Izdatel'stvo Shkol'nyy dom, 2013.
4. Vserossiyskie proverochnye raboty: Informatsionnyy portal. URL: https://vpr.statgrad.org/#vpr20l6-inf/ (data obrashcheniya 14.05.2016).
5. Ivanov S. V., Evdokimova A. O., Kuznetsova M. I., Petlenko L. V. Russkiy yazyk. 3 kl. : uchebnik: v 2-kh ch. Izd. 3-e, pererab. M. : Ventana-Graf, 20l3.
6. Kuznetsova M. I. Sovremennaya sistema kontrolya i otsenki obrazovatel'nykh dostizheniy mladshikh shkol'nikov. M. : Ventana-Graf, 20l4. 432 s.
7. Kusova M. L., Plotnikova S. V. Uchebnyy slovar' trudnostey russkogo yazyka dlya mladshikh shkol'nikov. Shadrinsk : Izd-vo OGUP «Shadrinskiy Dom Pechati», 20l4. 232 s.
S. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu kul'tury raboty so slovaryami shkol'nikov i pedagogov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy v tselyakh realizatsii trebovaniy FGOS / FGBUN Institut russkogo yazyka im. V. V. Vinogradova. URL: http://souo-mos.ru/demo/docs/20i3/may/Rabota%20 so%20slovaryami.pdf (data obrashcheniya l4.l0.20l3).
9. Otsenka dostizheniya planiruemykh rezul'tatov v nachal'noy shkole. Sistema zadaniy: v 2-kh ch. Ch. i / M. Yu. Demidova, S. V. Ivanov, O. A. Karabanova i dr.]; pod red. G. S. Kovalevoy, O. B. Loginovoy. 2-e izd. M. : Prosveshchenie, 2010. 215 s.
10. Plotnikova S. V. O printsipakh sostavleniya slovarya trudnostey russkogo yazyka dlya mladshikh shkol'nikov / / Pis'ma v Emissiya. Offlayn (The Emissia. Offline Letters): elektron-nyy nauchnyy zhurnal. Fevral' 2012 g., ART 1745. CPb., 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/20i2/i745.htm (data obrashcheniya 14.03.2014).
11. Primernaya programma po russkomu yazyku // Primernye programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya: v 2-kh ch. Ch. i. M. : Prosveshchenie, 2008. S. 9-53.
12. Soloveychik M. S., Kuz'menko N. S. Russkiy yazyk: K taynam nashego yazyka : uchebnik: v 2-kh ch. Smolensk : Assotsiatsiya XXI vek, 20ll.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. M. : Prosveshchenie, 20ll. 33 s.
14. Tseytlin S. N. Rechevye oshibki i ikh preduprezhdenie. SPb. : ID «MiM», l997. l92 s.
15. Shcherba L. V. Trudnosti sintaksisa russkogo yazyka dlya russkikh uchashchikhsya // Elektronnaya versiya zhurnala «Russkiy yazyk». 2003. № 20. URL: http://rus.lseptember.ru/article.php (data obrashcheniya l2.06.20ll).