Научная статья на тему 'Методика освоения образной речи при изучении народных сказок в начальной школе'

Методика освоения образной речи при изучении народных сказок в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
916
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / РАБОТА С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РУССКИЙ ЯЗЫК / METHODOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF FIGURATIVE SPEECH / THE REQUIREMENTS FOR THE SPEECH OF YOUNGER STUDENTS / WORKING WITH FOLK TALE / PRIMARY SCHOOL / RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлинова Ирина Анатольевна

Рассмотрена проблема формирования и развития у младших школьников образной речи при изучении народных сказок в начальной школе. Статья призвана помочь учителям начальных классов в работе по развитию образности речи в процессе ознакомления с произведениями народного творчества, в частности со сказками. Рассмотрены критерии определения правильности и качества речи учащихся начальной школы и требования учебных программ. Речь современных школьников бедна и маловыразительна, так как дети проводят много времени, молчаливо погрузившись в компьютеры, либо просматривая низкокачественные, в отношении культуры речи, телепередачи и мультфильмы. Блестящим примером образности, красочности, яркости, богатства речи являются народные сказки. На примере произведений устного народного творчества из учебника литературного чтения УМК «Планета знаний» представлены примеры работы с народной сказкой. Автором описаны все этапы работы над народной сказкой, как особым видом художественного произведения. Остро поставлен вопрос о недостаточности практических пособий для диагностирования уровня освоения образной речи младшими школьниками. Показано противоречие между состоянием речи учащихся и требованиями к ней, декларируемыми в образовательных документах. Намечены задачи педагогов-практиков и ученых-теоретиков по решению названных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Павлинова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of learning figurative speech in the study of folk tales in elementary school

The problem of formation and development of primary school children figurative speech in the study of folk tales in elementary school. The article is designed to help primary school teachers to work on developing imagery of speech in the process of familiarization with the works of folk art, in particular with fairy tales. The criteria for determining the correctness and speech quality of primary school students and the requirements of the academic programs. It today’s students are poor and inexpressive, because children spend much time silently immersed in computers, or looking through low-quality, in relation to culture, language, TV shows and cartoons. A brilliant example of imagery, colorfulness, brightness, richness of speech are folk tales. On the example of works of folklore from the textbook readings learning kit „Planet of knowledge” presents examples of folk tale. The author describes all stages of work on a folk tale, as a special kind of artwork. Sharply raised the question about the lack of practical tools for diagnosing the level of mastering figurative speech younger students. Shows the contradiction between the speech of students and requirements declared in the educational documents. Objectives of practicing teachers and scientists-theorists to resolve these problems.

Текст научной работы на тему «Методика освоения образной речи при изучении народных сказок в начальной школе»

1УДК 372.6

ББК 74.268.19=411.2

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И. А. Павлинова

Аннотация. Рассмотрена проблема формирования и развития у младших школьников образной речи при изучении народных сказок в начальной школе. Статья призвана помочь учителям начальных классов в работе по развитию образности речи в процессе ознакомления с произведениями народного творчества, в частности со сказками. Рассмотрены критерии определения правильности и качества речи учащихся начальной школы и требования учебных программ. Речь современных школьников бедна и маловыразительна, так как дети проводят много времени, молчаливо погрузившись в компьютеры, либо просматривая низкокачественные, в отношении культуры речи, телепередачи и мультфильмы. Блестящим примером образности, красочности, яркости, богатства речи являются народные сказки. На примере произведений устного народного творчества из учебника литературного чтения УМК «Планета знаний» представлены примеры работы с народной сказкой. Автором описаны все этапы работы над народной сказкой, как особым видом художественного произведения. Остро поставлен вопрос о недостаточности практических пособий для диагностирования уровня освоения образной речи младшими школьниками. Показано противоречие между состоянием речи учащихся и требованиями к ней, декларируемыми в образовательных документах. Намечены задачи педагогов-практиков и ученых-теоретиков по решению названных проблем.

Ключевые слова: методика освоения образной речи, требования к речи младших школьников, работа с народной сказкой, начальная школа, русский язык.

THE METHOD OF LEARNING FIGURATIVE SPEECH IN THE STUDY OF FOLK TALES IN ELEMENTARY SCHOOL

I. A. Pavlinova

Abstract. The problem of formation and development of primary school children figurative speech in the study of folk tales in elementary school. The article is designed to help primary school teachers to work on developing imagery of speech in the process of familiarization with the works of folk art, in particular with fairy tales. The criteria for determining the correctness and speech quality of primary school students and the requirements of the academic programs. It today's students are poor and inexpressive, because children spend much time silently immersed in computers, or looking through low-quality, in relation to culture, language, TV shows and cartoons. A brilliant example of imagery, colorfulness, brightness, richness of speech are folk tales. On the example of works of folklore from the textbook readings learning kit „Planet of knowledge" presents examples of folk tale. The author describes all stages of work on a folk tale, as a special kind of artwork. Sharply raised the question about the lack of practical tools for diagnosing the level of mastering figurative speech younger students. Shows the contradiction between the speech of students and requirements declared in the educational documents. Objectives of practicing teachers and scientists-theorists to resolve these problems.

Keywords: methodology of the development of figurative speech, the requirements for the speech of younger students, working with folk tale, primary school, Russian language.

В настоящее время одной из главных проблем начального образования является формирование у младших школьников умения грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимые слова, рассуждать, фантазировать. Речь человека - прямой показатель образованности, по ней можно определить уровень мышления, умение ориентироваться в ситуации общения, общую культуру личности. Речь современных учащихся начальных классов бывает бедна и маловыразительна, если дети мало общаются с носителями хорошей речи, много времени молчаливо проводят у компьютеров, зачастую не в состоянии формулировать свою мысль без так называемых слов-«сорняков», которыми заполняются паузы в речи.

Большинство опрошенных нами школьников от 7 до 11 лет не знали значения таких глаголов движения, как брести, красться, рыскать, шествовать, которые встречались в сказках. Они не могли объяснить фразеологизмы и поговорки, встречающиеся в тексте. При ответах по наводящим вопросам строили неполные предложения с употреблением слов-паразитов. В качестве таких слов выступали самые обычные слова русского языка, употребляемые неуместно: да, э, вот, типа, как бы, ну, как его, это самое, блин.

Полноценное восприятие и воспроизведение текстов в учебниках, умение давать полные ответы на вопросы, излагать свои рассуждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развитой речи младших школьников, в том числе и образной, когда речь идет об изучении художественных произведений.

В концепции развития универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из главенствующих факторов обучения является сформированность позитивного отношения младших школьников к «правильной и хорошей» устной и письменной речи. Однако критериев такой «правильной», «хорошей» речи ФГОС НОО не предоставляет. По общепринятому в лингвистической науке определению, правильность речи - это соблюдение языковых норм современного русского литератур-

ного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка).

Какая же речь является не только «правильной», но и качественной, развитой, «хорошей» для младших школьников? В попытке найти ответ на этот вопрос выяснилось, что единогласно принятого ответа не существует. Этой проблемой занимались такие ученые, как Т. А. Ладыженская, Н. Е. Богуславская, В. А. Добромыс-лов, А. Д. Дейкина и др.

В. А. Добромыслов качественность речи видит в насыщенности предложения его членами вообще и обслуживающими подлежащее и сказуемое в частности, в разнообразии синтаксических категорий, например времени и наклонения глагола, в желании воздействовать на чувства окружающих, в фантазии, оригинальности [1].

В понятие «хорошей» речи Т. А. Ладыженская включает три признака: «богатство, точность и выразительность речи. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых в речи морфологических форм синтаксических конструкций» [2, с. 21]. Точность оценивается выбором слов и нужностью их употребления. Выразительность связана с интонированием устной речи.

Профессор Института дошкольного образования и семейного воспитания О. С. Ушакова считает, что уже у старшего дошкольника «хорошая» речь отличается умением правильно использовать такие средства выразительности, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и умение с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [3].

Программа по русскому языку УМК «Планета знаний» для начальных классов выдвигает следующие требования [4].

Первое - содержательность речи. Действительно, речь ученика будет хороша, интересна лишь тогда, когда она будет построена на знании фактов, на наблюдениях, когда в ней будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания (или воображаемые картины, например, из сказки). Приучить детей говорить содержательно - очень важная задача учителя начальных классов.

Второе - логичность, последовательность, четкость построения речи. Хорошее знание того, о чем младший школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторяться.

Третье - точность, ясность речи. Она требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, наиболее подходящие к содержанию повествования.

Четвертое - выразительность речи, то есть способность воздействовать на людей интонацией, построением фразы, настроением рассказа.

Пятое - орфоэпическая грамотность, соблюдение произносительных норм литературного языка.

Все эти требования подразумевают, что младший школьник должен овладеть такими лингвистическими явлениями, как лексическое богатство родного языка и образность речи. Именно они являются показателями наиболее высокого уровня развития культуры речи.

Культурологический подход в обучении русскому языку ориентирует образование на то, чтобы российская культура, национальные традиции стали базовой основой образовательного процесса.

Блестящим примером образности, красочности, яркости, богатства речи, то есть требований, заявленных в программе, являются русские народные сказки. Исчерпывающую оценку сказкам дал К. Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» [5, с. 266].

Именно в народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям, например: «добрый молодец», «красная девица», «чистое поле», «трава-мурава», «яблочки наливные», «ясный сокол», «ковыль-трава», «рыжая плутовка», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «служить верой-правдой» [6] и многие другие, образно передающие характерные особенности явлений природы и поведения человека.

Составными элементами народных сказок являются и многочисленные примеры малых фольклорных жанров: поговорки, загадки, поверья, скороговорки, считалки, небылицы, которые добавляют народной речи образность красочность, яркость.

Читая сказку, младшие школьники учатся не только замечать лексическое богатство русского языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, фразеологическими оборотами, метафорами, эпитетами и начинают применять их при выражении своих мыслей и чувств.

Работа с народной сказкой на уроке имеет ряд особенностей в сравнении с другими художественными произведениями. Сказка должна быть хорошо рассказана (или прочитана) учителем. Произношение должно быть ясным и правильным, педагогу не следует забывать о логических ударениях и паузах. Важное значение при произнесении народного произведения имеет интонация. Неправильная интонация, например интонация деловой речи, приводит к разрушению иллюзии сказочного мира. Сказка становится блеклой, скучной, безжизненной, ее темперамент, отображение в ней личности героев, неповторимые смысловые оттенки, таинственность и загадочность исчезают. Задача педагога - исполнить произведение так, чтобы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, речевые особенности, пробудить интерес к народной сказке, ее языку, вызвать у учеников эмоциональный отклик на изображенные в ней события и героев.

Словарная работа в ходе анализа текста сказки предполагает наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения. При выборе методических приемов для работы над сказкой учитель должен руководствоваться жанровой природой текста, особенностями художественных средств языка. Наличие эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, литот, фольклорных формул (например, троекратные повторы, устойчивые обороты народной речи и т. д.), свойственных языку сказочных текстов, позволяет младшему школьнику не только определять вид изучаемой сказки (бытовая, волшебная, анималистическая), но и способствует развитию его ассоциативного мышления, творческого воображения.

В современной методике существует несколько подходов к анализу сказок: это анализ условного или чудесного мира, пересказ сюжетных коллизий, выявление характеров героев и т. д. В данной статье рассмотрим языковой анализ, который указывает на отношение к изображаемому через подобранные слова-образы. Мы исходим из принципа, что толковать нужно не сами слова, а образы, которые созданы из них. Работу необходимо направить на то, чтобы помочь младшим школьникам уяснить суть произведения, мысли и чувства, выраженные в тексте. Поэтому для языкового анализа сказки следует выбрать те слова и выражения, которые помогут лучше понять образы произведения.

В качестве примера возьмем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (учебник «Литературное чтение» 1 ч. 2 кл. УМК «Планета знаний») [7, с. 39-45].

Сначала необходимо найти в тексте слова и выражения, которыми описаны главные персонажи: «Аленушка - дочка, сестрица, красная девица; ожила и стала краше, чем была»; «Иванушка - сынок, братец, козленочек». Мы видим, что большая часть слов имеет уменьшительно-ласкательный суффикс, да и имена героев произносятся ласково - Аленушка и Иванушка. С любовью и жалостью относится народ к своим героям. Значит, можно сделать вывод, что персонажи эти положительные, но приключилось с Иванушкой несчастье, когда он не послушал сестру.

Проведем стилистический (языковой) эксперимент и изменим название сказки - «Сестра Алена и брат Иван», сравним с настоящим названием - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Какое из названий более точно и выразительно? Почему?

Или «- Не пей, брат, козленочком станешь!» - можем ли мы утверждать в данном случае, что Аленушка с любовью относится к Иванушке, изменив слово «братец» на слово «брат»? Нет, утерян уменьшительно-ласкательный смысл.

Анализируя образ Аленушки, отметим, что слово «девица» дополнено эпитетом «красна». Красна - значит красная, но это не цвет! В старину слово «красная» имело значение «красивая, хорошая, добрая». Здесь будет уместно

вспомнить, что главная площадь в Москве тоже называется «Красной», не из-за цвета, а из-за красоты. Кроме того, сочетание «красная девица» является устойчивым речевым оборотом, то есть фразеологизмом.

Уместным будет найти другие фразелогиз-мы в этой сказке - «жили-были», «одни-одине-шеньки», «дальний путь», «широкое поле», «не пей, братец, козленочком станешь», «жить-поживать», «голову повесил», уточняя их значение, переносный смысл.

Изучая язык сказки, необходимо обратить внимание учащихся и на слова, практически вышедшие из употребления: «донимать», «купец», «оборотиться», «хоромы», «булатный», объяснив их значение, показав предметное изображение слов на иллюстрациях.

Сказка является и одним из путей развития интереса учащихся начальных классов к урокам русского языка. Богатый языковой материал народных произведений даст учителю возможность создать на уроках элементы новизны. Фразы и предложения из прочитанных сказок можно использовать в качестве дидактического материала для развития образной речи учащихся и знакомства со средствами художественной выразительности. Особенно эффективны народные сказки при изучении таких тем, как «Синонимы», «Омонимы», «Многозначные слова», «Антонимы», «Устаревшие слова», «Фразеологизмы», «Словообразование».

Учитель, работая в направлении освоения младшими школьниками образной речи, должен понимать, насколько эффективна проводимая им работа. Для оценивания ее не обойтись без дополнительных пособий, которые будут отражать уровень освоения учащимися образной речи. Но на практике мы столкнулись с проблемой отсутствия таковых. Нельзя сказать, что современное образовательное пространство не заполнено пособиями, напротив, разнообразные УМК предоставляют огромный выбор дидактических материалов, тренинго-вых и рабочих тетрадей лингвистического направления. Например, УМК «Планета знаний» предлагает дополнительные пособия по темам «Части речи», «Безударные гласные», «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», «Непроизносимые согласные в корне слова», «Безударные гласные в корне слова», «Безударные гласные в

окончаниях слов», «Парные звонкие и глухие согласные», «Гласные и согласные в приставках», «Словарные слова», «Падежные окончания имен существительных», но среди них нет ни одного пособия, которое было бы направлено именно на изучение и анализ проблемы освоения образной речи в начальной школе.

В связи со сложившимся положением нами разработана рабочая тетрадь под названием «Учимся любить родную речь» как дополнение к уже используемому учебнику «Русский язык» УМК «Планета знаний». Это пособие рассчитано на весь период обучения в начальной школе.

Приведем примеры заданий, направленных на формирование положительного отношения школьников к языку изучаемых текстов народных сказок и желание использовать образные обороты сказок в своей речи.

Задание 1. В русских народных сказках прилагательные «прикрепляются» к существительным, становятся постоянными определениями (эпитетами): молодец всегда добрый, девица - красная. Какие эпитеты употребляются со словами богатырь, дружина, поле, воин; лес, солнце, берег, дуб? (Поисковое чтение.)

Задание 2. В предложениях, взятых из народных сказок, найдите и выпишите существительные и постоянные эпитеты к ним.

1. Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. 2. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. 3. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные. 4. Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес. 5. На ту пору царевна сидела у окна и завидела неведомого зверя, какого у них нет и не водилось отродясь.

Задание 3. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы). Какую роль выполняют антонимы в нашей речи?

1. Жил-был на свете старый Мороз Синий нос, и был у него молодой сын - Мороз Красный нос. 2. Свою дочку старуха нежила, голубила, а старикову дочку невзлюбила, всю работу на нее взвалила, за все ее ругала, бранила. 3. И была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. 4. -Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! 5.

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Задание 4. Из двух вариантов выберите слова, имеющие одинаковое, сходное значение (синонимы). Какой частью речи они являются? Зачем нужны синонимы в нашей речи?

1. а) - Ква-ква, Иван-царевич, - говорит лягушка-квакушка, - что ты так запечалился? Или услышал от отца слово неласковое?

б) - Ква-ква, Иван-царевич, - говорит лягушка-квакушка, - почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

2. а) - Не тужи, Иван-царевич! Ложись спать-почивать: утро вечера мудренее.

б) - Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее.

3. а) Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул и приказал отнести псам дворовым.

б) Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил...

Задание 5. Выберите из предложенного списка устойчивые сочетания (фразеологизмы), которые пришли в наш язык из сказок и имеют следующие значения: появился неожиданно и шумно; неизвестно когда было, очень давно; обильное, веселое угощение; кто-то очень-очень красивый; очень хитрый человек; быстро убежал; исчезнуть, пропасть; где-то далеко-далеко...

Устойчивые обороты для выбора: при царе Горохе; Лиса Патрикеевна; как буря налетел; за горами, за долами; ни в сказке сказать, ни пером описать; пир на весь мир; тридевятое царство, тридесятое государство; пустился наутек; как в воду кануть; на море-океане, на острове Буяне.

Задание 6. Найдите в предложениях фразеологизмы. Выпишите те, что хотите запомнить и использовать в своей речи.

Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. 2. - Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного. 3. Убежал и пропал, как в воду канул. 4. - А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гар-

кни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» - я тут и буду. 5. Вернулись в родные края, свадьбу сыграли и устроили пир на весь мир.

Задание 7. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. Для чего используются такие слова?

1. Финист проснулся, обнял Машеньку и стал собираться в путь-дорогу дальнюю.

2. - Ох! Медведище меня чуть не задавил!

3. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек. 4. - У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь.

Задание 8. Слово «красный» в древнерусском языке имело значение «красный, красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

1. - Не проскакал ли здесь добрый молодец с красной девицей? 2. - Ты взойди, взойди, красно солнышко, обогрей ты нас, людей бедных! 3. - Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Задание 9. В сказках встречаются слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните значение выделенных слов в приведенных ниже предложениях. Какие слова вам захотелось запомнить и употребить в своей речи?

1. Растет Иван не по дням, а по часам. И стало ему в избе тесно. Построил дом - за тридцать верст видно. 2. Я по коробу метен, по сусеку скребен, на сметане мешен, на окошке стужен... 3. Достать мне кафтан, какого во всем царстве нет! 4. Отдай, барин, мою золотую шапочку, а то сделаю напасть, чтобы всем барам пропасть. 5. Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится переночевать. 6. Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой. Вот вам сказка, а мне крынка масла.

Практика показывает, что систематическое использование заданий из рабочей тетради «Учимся любить родную речь» способствует развитию мышления, внимания учащихся, делает их речь яркой и выразительной.

Внедрение подобной рабочей тетради -только начало долгого пути в работе над об-

разной речью младших школьников. Проблемы, обозначенные в статье, еще предстоит решать на материале других художественных произведений. Противоречие между состоянием речи учащихся и требованиями к ней выявляет необходимость систематической работы по развитию речи. С одной стороны, авторы учебников, опираясь на образовательные стандарты и учебные программы, составляют свои пособия так, что приходится использовать дополнительный материал по развитию речи; с другой стороны, есть пробелы и в работе учителей начальных классов, которые подчас не уделяют должного внимания речевой проблеме своих учеников в погоне за закреплением орфографических, грамматических, синтаксических и многих других навыков, которые, без сомнения, также необходимы.

Конечная цель образного речевого развития - научить детей свободно, полно и точно выражать свои мысли. Если мы хотим получить именно таких выпускников начальной школы, то теоретикам и практикам обучения русскому языку необходимо объединить и направить свои усилия на то, чтобы младшие школьники научились любить родную речь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добромыслов В. А. Развитие речи в связи с изучением грамматики: морфология. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 64 с.

2. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова [и др.]; под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: конспекты занятий. - М.: Сфера, 1998. - 224 с.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учеб.-метод. комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сб.]. - М.: Астрель, 2016.

- 607 с.

5. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 7 т. Т. 3. - М.: Просвещение, 1986. - 350 с.

6. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки.

- М.: Альфа-книга, 2016. - 1087 с.

7. Кац Э. Э. Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Астрель, 2016. -159, [1] с. - (Планета знаний).

REFERENCES

1. Dobromyslov V. A. Razvitie rechi v svyazi s izucheniem grammatiki: morfologiya. Moscow: Akad. ped. nauk RSFSR, 1954. 64 p.

2. Boguslavskaya N. E., Kapinos V. I., Kupalova A. Yu. (et al.), Ladyzhenskaya T. A. (ed.) Meto-dika razvitiya rechi na urokakh russkogo yazy-ka: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshche-nie, 1991. 240 p.

3. Ushakova O. S., Gavrish N. V. Znakomim dosh-kolnikov s khudozhestvennoy literaturoy: kons-pekty zanyatiy. Moscow: Sfera, 1998. 224 p.

4. Programmy obshcheobrazovatelnykh uchrezh-deniy. Nachalnaya shkola. 1-4 klassy. Ucheb.-metod. komplekt "Planeta znaniy": russkiy ya-zyk, literaturnoe chtenie, matematika, okruzha-yushchiy mir. Moscow: Astrel, 2016. 607 p.

5. Ushinskiy K. D. Detskiy mir i khrestomatiya. In: Ushinskiy K. D. Coll. works in 7 vol. Vol. 3. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 350 p.

6. Afanasyev A. N. Narodnye russkie skazki. Moscow: Alfa-kniga, 2016. 1087 s.

7. Kats E. E. Literaturnoe chtenie: 2-y klass: uchebnik: in 2 vol. Vol. 1. Moscow: Astrel, 2016. 159, [1] p. (Planeta znaniy).

Павлинова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области; аспирант кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина e-mail: irina.pavlinova@mail.ru

Pavlinova Irina A., Teacher of Lower Grades, Municipal budgetary educational institution Secondary school, Ko-tovsk, Tambov province; Post-graduate Student, Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department, G. R. Derzhavin Tambov State University e-mail: irina.pavlinova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.