Научная статья на тему 'Лингвометодическая паспортизация контрольного диктанта в педагогическом колледже'

Лингвометодическая паспортизация контрольного диктанта в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SUBJECT AND METASUBJECT RESULTS / FINAL DICTATION / LINGUISTIC METHODICAL PASSPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудаева Наталия Леонидовна

В статье рассматривается роль диктантов в процессе обучения студентов педагогического колледжа. Использование диктантов на занятиях помогает в формировании предметных и метапредметных результатов (по ФГОС СОШ), общих и профессиональных компетенций (по ФГОС СПО), которые актуализируются в статье. Автор приводит пример контрольного диктанта, его лингвометодическую паспортизацию и указывает на значение паспортизации диктанта для преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Introducing Linguistic Methodical Passport System of Final Dictations at a Pedagogical College

The article examines the function of dictations when training students of a pedagogical college. The dictations at the lessons help to form subject and metasubject results (according to the Federal state educational standard of the secondary comprehensive school), general and professional competences (according to the Federal state standard of the secondary vocational education). The results and competences are actualized in the article. The author gives the example of a final dictation, its linguistic methodical passport description and points out the significance of the diction passport system introduction for a teacher.

Текст научной работы на тему «Лингвометодическая паспортизация контрольного диктанта в педагогическом колледже»

19. Амосова, И. Ю. Как запомнить словарные слова / И. Ю. Амосова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 69-70.

20. Беляева, Е. Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников / Е. Н. Беляева // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 20-24.

21. Кирилина, Г. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов / Г. В. Кирилина // Начальная школа. - 2016. - № 5.- С. 41-45.

22. Кисарова, Т. Ю. Система работы над словами с непроверяемым написанием / Т. Ю. Кисарова // Начальная школа. - 2013. - № 10. -С. 24-25.

23. Рязанова, Г. В. Изучение словарных слов блоками / Г. В. Рязанова // Начальная школа. - 2013.- № 10. - С. 18-23.

24. Яковлева, Т. В. Обогащение словаря учащихся общественно-политической лексикой / Т. В. Яковлева // Начальная школа. - 2016. -№ 7. - С. 52-55.

25. Баранов, М. Т. Методика русского языка в средней школе: учеб. для студ. пед. ин-тов / М. Т. Баранов. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

26. Грушников, П. А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах / П. А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка: сб. ст. - М.: Просвещение, 1973. - С. 7-24.

27. Грушников, П. А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах / П. А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка: сб. ст. - М.: Просвещение, 1973. - С. 97-118.

28. Дьячкова, Л. В. Орфографический словарик. Русский язык. 1-4 кл. ФГОС. / Л. В. Дьячков - М.: Экзамен, 2018. - 79 с.

29. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / М. Р. Львов,

B. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 464 с.

30. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учеб. пос. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. - 176 с.

31. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для студ. сред. проф. учеб. завед. / Е. С. Антонова,

C. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 448 с.

32. Гринберг, И. Г. Диктанты по русскому языку: 4 кл. ФГОС / И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова. - М.: Экзамен, 2017. -79 с.

© Соян Н. Т., 2018

УДК 372.881.161.1

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Н. Л. Чудаева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается роль диктантов в процессе обучения студентов педагогического колледжа. Использование диктантов на занятиях помогает в формировании предметных и метапредметных результатов (по ФГОС СОШ), общих и профессиональных компетенций (по ФГОС СПО), которые актуализируются в статье. Автор приводит пример контрольного диктанта, его лингвометодическую паспортизацию и указывает на значение паспортизации диктанта для преподавателя.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, предметные и метапредметные результаты, контрольный диктант, лингвометодическая паспортизация диктанта.

Педагогическая практика невозможна без новых обобщений, без развития методической теории и решения спорных вопросов в преподавании русского языка. Одним из таких вопросов в современном обучении, на наш взгляд, является проблема применения диктанта в языковой подготовке на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования. Диктант как метод обучения неоднозначно трактуется в методической литературе: он рассматривается то как метод (Л. П. Федоренко, И. Р. Палей), то как приём и вид упражнения (А. В. Текучёв, М. Т. Баранов). Долгое время написание разных видов диктанта было ведущим в преподавании русского языка: систематические диктанты разных видов на уроках в школе, училищах и техникумах, на вступительных экзаменах (испытаниях) в педагогические училища (теперь - колледжи) были обязательным элементом обучения русскому языку на любом уровне и средством проверки грамотности обучаемых и испытуемых.

В современной методике преподавания русского языка существует множество видов диктантов [1; 2]. Однако в настоящее время для проверки языковой и лингвистической компетенций преподаватели средних профессиональных учреждениий, к сожалению, предпочитают использовать тесты разных видов, а не диктанты. С введением ОГЭ и ЕГЭ в практику средних общеобразовательных школ тесты давно заменили разные виды диктантов, поэтому и при обучении студентов русскому языку в учреждениях среднего профессионального образования им стало уделяться мало внимания.

Тем не менее считаем, что диктант является одним из важных методов (приёмов, упражнений) обучения русскому языку, который необходимо применять на занятиях в колледже в зависимости от учебной цели, содержания, программной направленности и т. д. [2]. Именно диктант, на наш взгляд, способствует формированию и закреплению предметных результатов по русскому языку. Диктант является одной из основных и эффективных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучаемых, так как его результаты показывают уровень усвоения обучаемыми орфографии и пунктуации, а для студентов использование на занятиях разных его видов делает процесс обучения более увлекательным.

И обучающим (преподавателям), и обучаемым (студентам) нужны диктанты не только тренировочные, но и контрольные, проверяющие уровень обучения русскому языку в разных группах колледжей и техникумов. Результаты диктантов показывают не только уровень сформированности у студентов предметных и метапредмет-ных знаний, умений и навыков, но и сформированность личностных (в соответствии с Федеральным государст-

веннмм образовательным стандартом - далее ФГОС СОШ), общих и профессиональных компетенций (по Государственному стандарту среднего профессионального образования - далее ФГОС 3+ СПО). Дадим краткую их характеристику в соответствии с ФГОС СОШ и ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (см. табл.).

Личностные, общие и профессиональные компетенции, сформированные у студентов

в процессе обучения русскому языку

ФГОС СОШ

ФГОС 3+ СПО [4]

Результаты обучения

Компетенции по специальности

1. «Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений <...>.

2. Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике...

3. Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами» [3, с. 5].

Предметные результаты изучения курса «Русский язык и литература» на базовом уровне:

1) «сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

5) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

6) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы» [3, с. 7].

Результаты освоения углублённого курса русского языка и литературы должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) «сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

6) владение различными приёмами редактирования текстов;

7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности» [3, с. 8]._

Общие компетенции *

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий. Профессиональные компетенции:

1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

1.2. Проводить уроки.

1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений».

*Нумерация компетенций представлена по стандарту, список дан выборочно, указаны компетенции, относящиеся к филологическим дисциплинам

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения модуля по дисциплинам «Русский язык и литература», «Русский язык и культура речи» и «Русский язык с методикой его преподавания» должен:

- «иметь практический опыт определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы; составления педагогической характеристики обучающегося; ведения учебной документации;

- уметь оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки; каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи; выразительно читать литературные тексты;

- знать методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам; содержание основных учебных предметов начального общего образования в объёме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику их преподавания: русского языка, детской литературы; требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников; методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности, младших школьников (по всем учебным предметам); виды учебной документации, требования к её ведению и оформлению» [4].

Анализируя данные компетенции, предметные и метапредметные результаты по дисциплине, можно сделать вывод, что диктанты разных видов являются неотъемлемой частью их формирования. Например, метапредмет-

ные и личностные результаты формируются через воспроизведение услышанной информации в письменной форме (см. об этом подробнее: [2, с. 14]), развитие разных видов памяти, воли, внимания, усидчивости [2, с. 15], соотносятся с общими компетенциями ФГОС СПО. Предметные результаты, проверяемые в ходе написания диктанта, напрямую соотносятся с профессиональными компетенциями, которые определяют умения «соблюдать нормы и правила русского языка в письменной речи, каллиграфически писать» [4].

В практике обучения русскому языку в педагогическом колледже чаще используются диктанты «правописные с сохранением вербального исходного дидактического материала» [2, с. 20, 35] контактные [2, с. 22] контрольные и полуконтрольные, то есть текущие диагностические (контрольно-обучающие, проверочные) [2, с. 37]: полные словарные, контрольные текстовые. Вслед за доктором педагогических наук Т. А. Остриковой, мы под полными понимаем диктанты, классифицируемые по объёму (см.: «полный диктант (макси-диктант), средний - миди-диктант, маленький - мини-диктант») [2, с. 35]. Основанием использования данных видов диктантов является целевая установка: фактическая учебная трудность («объём диктанта; языковая насыщенность изученными, ещё не изученными и не изучаемыми явлениями и фактами; соответствие изученных явлений и фактов нормативам языковой насыщенности по конкретным параметрам орфографических и пунктуационных требований» [2, с. 38]) и программно-языковая тематика.

Рассмотрим пример одного диктанта и дадим его краткую лингводидактическую (методическую) паспортизацию (иначе - «определение его тематической направленности и учебной трудности» [5, с. 6]).

В начале учебного года на 1-м курсе на констатирующем этапе мы в своей практике используем проверочный (диагностический) диктант (название к тексту студенты подбирают самостоятельно) из пособия Н. Г. Тка-ченко [6, с. 218-219].

Цели проведения диктанта: 1) проверка знаний о языковой системе, знаний норм современного литературного языка, полученных за курс основной школы; 2) определение уровня овладения орфографическими и пунктуационными нормами в курсе основной общеобразовательной школы для планирования корректирующей работы со студентами первого курса колледжа. Приведём текст диктанта.

Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал девятибалльный шторм, напоминали лишь плавучие водоросли, брошенные на прибрежные кристаллические скалы. Их так много, что кажется, как будто океан нарочно постлал здесь этот зелёный ковёр. У самой земли ещё влажно мерцает мелкая холодная изморозь, но вверху небо уже кристально чистое. Вдруг брызнули первые лучи солнца, и миллионы бриллиантов заблистали везде: на кустах можжевельника, в зарослях камыша, произрастающего у ближайшей речонки, и на вспыхнувшей огнём брошенной перламутровой раковине. Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трёхтонки, проехавшей по песчаному берегу, да вон чей-то полуразрушенный дощаник. Однако посмотрите: уж не след ли это медвежонка? Нам надо поторапливаться, и поэтому мы, наскоро подкрепившись свиной тушёнкой и шоколадом, отправляемся в путь. Обувь наша не высохла-таки и, вопреки заверениям, очень промокает. Всё сияет после недавнего ливня: и голубые цветы цикория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой приятель забирается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кусты колются и жалятся. Посмотрите: вот птенцы широко разевают клювы. Как низко расположены гнёзда! Здесь, наверное, их некому разорять. Так мы продолжаем продвигаться вперед, взимая эту неожиданную для нас дань с природы. Но так как наш арьергард слишком растягивается, начальник экспедиции даёт приказ подравняться. И мы продолжаем идти, забыв о всех горестях и изъянах нашей экспедиции. Не нужно чересчур преуменьшать трудность таких походов, но я не хочу приуменьшить и то удовольствие, которое они доставляют. Мы идём через лес, окроплённый мириадами капель, которые висят даже на безыглых ветвях старых елок. Как ни тяжелы наши рюкзаки, мы все впоследствии с удовольствием вспоминали наше путешествие.

Объективная трудность текстового диктанта. Смысловая тематика текста понятна студентам: недавно прозвенел звонок на занятия, закончилось лето, а с ним и каникулы, во время которых были путешествия, походы, отдых на пляже и т. п. В связи с этим и лексика диктанта пишущим знакома, большая часть которой представлена общеупотребительными словами, которые описывают знакомые многим события и картины. В тексте имеется большинство изученных первокурсниками в курсе основной школы орфограмм и пунктограмм, включая словарные слова. Диктант отличается сверхнормативной, повышенной концентрированностью изученных орфографических и пунктуационных явлений.

Согласимся с мнением Т. А. Остриковой, которая отмечает: «На глазок определить насыщенность, учебную трудность контрольного диктанта довольно трудно, поэтому надо учиться опознавать языковые явления, анализировать их и подсчитывать количество» [2, с. 80]. В связи с этим замечанием дадим анализ текста данного диктанта, воспользовавшись паспорт-картой, предложенной Т. А. Остриковой [5 с. 20-21], хотя преподаватели вправе выбирать и другие образцы для паспортизации диктантов, например, предложенные А. Ю. Короленко [7].

Итак, как выглядит паспорт-карта нашего диктанта из пособия Н. Г. Ткаченко. Он представляет собой:

1) текстовый дидактический материал;

2) неатрибутированный текст;

3) стиль и жанр - художественный, рассказ;

4) тип речи - повествование;

5) разговорная тема - «Воспоминания о лете»;

6) объём дидактического материала (число слов, включая служебные) - 259; число предложений - 20;

7) по программной тематике - универсальный (итоговый);

Орфографическая трудность диктанта. Текст включает 259 слов, в написании которых мы насчитали 227 орфограмм. Таким образом, орфографическая трудность диктанта составляет 87,6 %.

Последний параметр мы определяли по методике, предложенной Т. А. Остриковой: «Количество орфограмм надо разделить на количество слов в тексте. Например, в 70 словах 50 орфограмм: 70 - это 100 %, 50 - это х %. 50 умножаем на 100 и делим на 70, получается 71 %» [5, с. 14].

Укажем основные правописные нормы русского языка, которые проверяются в диктанте:

- орфограммы в корне: безударные проверяемые гласные - 30; непроверяемые гласные (словарные слова) -16; удвоенные согласные - 5; чередующиеся гласные И/Е в корне - 3, А/О - 7;

- правописание приставок: неизменяемые - 17; ПРЕ-/ПРИ- - 4, приставки на -З/-С - 6;

- правописание суффиксов: О/Ё после шипящих в суффиксах имен существительных - 3; -Н-/-НН-в суффиксах имён прилагательных - 3; -Н-/-НН- в суффиксах причастий - 5;

- правописание окончаний: падежные окончания имён существительных - 3; падежные окончания прилагательных - 7; безударные окончания глаголов - 10;

- правописание НЕ с разными частями речи: с глаголами - 3; с прилагательными - 2; с местоимениями - 1; с наречиями - 1;

- слитное, полуслитное написание слов: наречий - 4; сложных слов (прилагательных и существительных) - 4;

- правописание производных предлогов - 4;

- правописание частиц -то, -либо, -таки - 3.

Другие орфограммы встречаются в тексте по одной-две, например, правописание И/Ы после приставок, правописание пол-/полу-; И/Ы после Ц в корне; проверяемые согласные в корне; О/Ё после шипящих в корне; -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах и др. Сложными словами для написания (незнакомыми) стали следующие: арьергард, мириады. Студенты, к сожалению, не знают значения данных слов, практически никто в своей речи не использовал и не использует их, поэтому необходима дополнительная работа по усвоению их лексических значений; Пунктуационная трудность диктанта:

- количество предложений по структуре: простых - 3; осложнённых обособленным определением - 3; обособленным обстоятельством - 2; вводными словами - 3; однородными членами предложения с обобщающим словом перед ними - 2; однородными членами без обобщающих слов - 1; сложных предложений: сложносочинённых - 3; сложноподчинённых - 6; бессоюзных - 2; предложений с разными видами связи - 1;

- количество пунктуационных знаков препинания в тексте - 34. Все пунктограммы в диктанте представлены на изученные в курсе русского языка основной школы пунктуационные правила. Авторских знаков препинания в тексте нет.

Таким образом, составленный паспорт анализируемого диктанта помогает преподавателю осознать специфику того или иного диктанта не только как метода обучения, но и как формы контроля. Составление паспорт-карты позволяет более целесообразно и эффективно использовать его при обучении русскому языку в соответствии с предметными и метапредметными результатами (смотри о них выше), находить диктантам соответствующее место в системе обучения. Кроме того, подобная работа, на наш взгляд, рационализирует подбор диктантов определённой учебной трудности с целью формирования у обучаемых предметных и метапредметных результатов, общих и профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учебно-методическое пособие / В. Я. Булохов. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1994. - 72 с.

2. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учебное пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова», 2016. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480). - URL: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 25.10.2017).

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1353. - URL: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 25.10.2017).

5. Острикова, Т. А. Паспортизация контрольного диктанта: рабочая тетрадь № 2 для студентов. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - 24 с.

6. Ткаченко, Н. Г. 300 диктантов для поступающих в вузы / Н. Г. Ткаченко. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 284 с.

7. Короленко, А. Ю. Методический паспорт текста как инструмент прогнозирования орфографической трудности диктанта в основной школе: дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Короленко. - Красноярск-Екатеринбург, 2010. - 235 с.

© Чудаева Н. Л., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.