Научная статья на тему 'Возможности использования элементов компетентностного подхода на практических занятиях "методики обучения и воспитания русскому языку и литературе"'

Возможности использования элементов компетентностного подхода на практических занятиях "методики обучения и воспитания русскому языку и литературе" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / SPELLING ERRORS / КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК / CLASSIFICATION ERRORS / TEACHING EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Б. К.

В статье автор аргументирует важность использования элементов компетентностного подхода на практических занятиях по курсу «Методика обучения и воспитания русскому языку» (направление подготовки 050100).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING ELEMENTS OF THE COMPETENCE APPROACH IN PRACTICAL CLASSES OF “STUDY AND TRAINING METHODS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE”

In this article the author presents an argument for the use of elements of the competence approach in practical classes of “Study and Training Methods of the Russian language” (unit training 050100).

Текст научной работы на тему «Возможности использования элементов компетентностного подхода на практических занятиях "методики обучения и воспитания русскому языку и литературе"»

Тувинский государственный университет

— 'ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН^

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ «МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

Б. К. Он дар

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE POSSIBILITIES OF USING ELEMENTS OF THE COMPETENCE APPROACH IN PRACTICAL CLASSES OF "STUDY AND TRAINING METHODS OF

RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE"

B. Ondar

Tuvan state university, Kyzyl

В статье автор аргументирует важность использования элементов компетентностью го подхода на практических занятиях по курсу «Методика обучения и воспитания русскому языку» (направление подготовки 050100).

Ключевые слова: бакалавриат, педагогическая техника, компетентностный подход, орфографические ошибки, классификация ошибок.

In this article the author presents an argument for the use of elements of the competence approach in practical classes of "Stud)' and Training Methods of the Russian language" (unit training 050100).

Key words: Bachelor, teaching equipment, the competence approach, spelling errors, classification errors.

В связи с переходом на многоуровневую систему образования ТувГУ кафедрами пересматриваются программы подготовки бакалавров по направлениям. Курс «Теория и методика обучения русскому языку» в соответствии с введенными ФГОС получает наименование «Методика обучения и воспитания по русскому языку и литературе» (050100).

Новое направление подготовки «Филология» потребовало качественных изменений в подходе к подготовке учителя, которые бы отвечали именно практическим нуждам этой профессии, учитывали бы её требования и специфику. Нужна специальная работа по формированию педагогической техники, педагогического мастерства, т.е. возникла необходимость внедрения в учебный процесс компетентностного подхода, «суть которого состоит в подготовке выпускника, владеющего способами деятельности, готового к деятельности и умеющего что-

либо делать» [7: 138]. Компетентностный подход (В.В. Краевский, В.М. Полонский. В. А. Болотов и др.) прежде всего ассоциируется с формированием «совокупности необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности» [6: 67]. В данном определении в понятие «компетентность» к знаниям и умениям выпускника добавляется наличие личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать практические задачи.

На наш взгляд, в данной ситуации компетентностный подход предполагает изменения системы работы (в рамках уже существующих учебных планов) при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин, пересмотреть методы и приемы работы под углом зрения будущей практической деятельности студентов. В частности, использовать на

ВЕСТНИК Педагогические науки

2012/4

занятиях по «Методике обучения и воспитания русскому языку и литературе» и психолого-педагогического цикла моделирование элементов деятельности учителя или микропреподавание. Данный вид работы широко используется при обучении иностранным языкам, и некоторые элементы данной технологии можно, как нам представляется, использовать на занятиях по русскому языку.

Рассмотрим некоторые возможности педагогического моделирования на практических занятиях по «Методике обучения и воспитания русскому языку и литературе» при изучении темы «Обучение орфографии. Диктант на уроках русского языка» на третьем курсе филологического факультета.

Педагогическая практика студентов предвыпускных, выпускных курсов и также анализ работы студентов филологического факультета во время практических занятий показывают, что они недостаточно владеют навыками проведения диктанта: темп их речи оказывается совершенно неудовлетворительным, дикция плохой; студенты не умеют распределять время, создать рабочую обстановку в классе. Кроме того, часть студентов не может подобрать нужный текст (т.е. недостаточно хорошо знают критерии отбора текста), не всегда могут анализировать ошибки, организовать работу по устранению ошибок. Таким образом, следует обратить особое внимание на теоретическую подготовку при обучении орфографии, в частности, на проблему обучения диктанту как одному из средств проверки грамотности учащихся.

Проблема повышения орфографической грамотности учащихся продолжает оставаться в настоящее время актуальной, несмотря на достигнутые современной школой значительные успехи в обучении правописанию (М.Т. Баранов, H.H. Алга-зина, В.В. Бабайцева, М.М. Разумовская, Т.А. Острикова и др.)-

Известно, что трудность вызывает у студентов классификация ошибок письменных работ. Мы рекомендуем

изучение научно-методических статей на страницах журнала «Русский язык в школе» по данной проблеме.

Вопросы ошибок разного содержания затронуты в работах В.Е. Мамушина. В статье И.А. Сотовой о педагогической деятельности В.Е. Мамушина говорится, что ученый уделял большое внимание разработке вопросов орфографических ошибок и методах их устранения. Ошибка -это неверное действие, результат которого автор может самостоятельно обнаружить и устранить - таков вывод В.Е. Мамушина [8: 51-54].

С.М. Евграфова рекомендует повысить качество работы над орфографией, используя упражнения на поиск и исправление ошибок, указывает на необходимость использования на уроках подобранных ею текстов на нахождение орфографических и пунктуационных ошибок [3: 78].

Новым для учителей является использование компьютера при обучении орфографии. Учебно-методическое пособие «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой» (под ред. А.А. Алгазиной) окажет действенную помощь при работе над выработкой навыков грамотного письма. Компьютер поставит оценку с учетом орфографических ошибок и ошибок в выделении правила, примененного в том или ином конкретном случае [1: 64].

Н.Б. Толочко в работе «Поиск-эффективной развивающей технологии» говорит о необходимости ежедневной и систематической работы над ошибками как об одном из главных путей повышения грамотности учащихся. Важно, чтобы школьники понимали значение работы над ошибками и принимали это как должное и обязательное. Н.Б. Толочко уделяет большое внимание проверке тетрадей с указанием типичных случаев неправильного написания слов или неверной постановки знаков препинания. Автор пишет о том, что каждая ошибка ученика должна быть зафиксирована. Эффективность проводимой работы Н.Б. Толочко проверяет по индивидуальной карточке

Тувинский государственный университет_

ученика, после каждого диктанта выписываются те слова, в которых допущена ошибка. Ежедневно один из учеников выполняет на доске словарную работу по карточке, составленной из слов с допущенными распространенными орфографическими ошибками. И, наконец, учитель проводит в системе словарные диктанты, включающие те слова, в правописании которых ранее допускались учащимися немало ошибок [10: 34].

Профессор Т.А. Острикова в своем учебном пособии «Работа над орфографическими ошибками» дает практические вопросы и задания, выписки из страниц монографий, учебников, научно-популярных статей. Ученый-методист много внимания уделяет образцам работ, уроков, карточек, памяток, тетрадей, таблиц, справочников. На примерах показывает, что такое вариативная методика, как «новое» прорастает из «старого» (см. варианты обозначения видов орфограмм / ошибок, работы над ошибками в тетради, специальных уроков). Очень ценна рубрика «Изучаем литературу педагогическую и психологическую». По мнению Татьяны Александровны, орфографически грамотный человек умеет: находить «ошибкоопасные» места -орфограммы; самостоятельно писать, предупреждая и исправляя свои ошибки; проверять чужие тексты - выявлять, анализировать и исправлять неправильные написания; проводить орфографический самоконтроль по словарям [5: 78].

В настоящее время принята и совершенствуется дифференцированная методика, учитывающая особенности самих орфографических явлений, опирающаяся на методические принципы орфографии, на тонкое понимание значений слов и их сочетаний, на языковое чутье.

Только после усвоения теоретических понятий ведется работа по обучения диктанту. В процессе диктовки, как известно, имеет большое значение умение логически членить текст,

расставить паузы - несоблюдение этого требования затрудняет его восприятие или даже искажает смысл. Формирование таких навыков целесообразно совместить с усвоением членения речевого потока в курсах «Орфография и пунктуация», «Русский язык и культура речи», «Риторика» или при изучении курса «Современный русский язык» путем использования метода моделирования учебного процесса через ситуацию «учитель и ученик». В этом случае данная деятельность приобретает для студента конкретный смысл, усиливается мотивационный момент.

Многолетний опыт нашей работы на филологическом факультете показывает, что метод моделирования имеет свои положительные стороны. Во время диктовки диктанта «учитель» сам видит свои ошибки в результате деятельности «учеников». При обсуждении микроурока (диктовка текста) «учитель» дает своим действиям достаточно объективную характеристику. Студенты учатся анализировать урок. Постепенно студенты -будущие учителя - подключаются к подбору текстов, проверке диктантов, работе над ошибками, выставлению ошибок. Кстати, в анкетах, проводимых нами после практики, студенты отмечают, что они не умеют классифицировать ошибки, не могут объективно ставить оценки, не могут мотивировать поставленные оценки. Бывают случаи, как они отмечают, завышение оценок (детей жалко, написано очень чисто, аккуратно). Сложно бывает с определением ошибок интерферентного характера. Студенты филфака четвертого курса подключаются к проверке диктантов, проведенных у первокурсников неязы-ковых факультетов. Так, после изучения темы «Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение» студенты юридического факультета написали диктант «Дерсу Узала». Работа была приурочена к юбилею известного актера тувинского театра Максима Мунзука - исполнителя роля Дерсу Узала.

ВЕСТНИК Педагогические науки

2012/4

В тексте идет описание внешнего вида охотника Дерсу Узала. Проверка текста диктанта позволила студентам-филологам определить типы ошибок, увидеть недостатки при описании внешности человека. Еще пример. Студенты исторического факультета написали диктант «Приглашение к путешествию». Речь в тексте идет о Туве, о её природе. Студенты-историки допустили большое количество орфографических ошибок: пяягцущих (вм. пляшущих), тросниковыми (вм. тростниковыми), придание (вм. предание), увидишь (вм. увидеть), покорить заоблочлые вершины (вм. покорить заоблачные вершины) и т.д. Филологи проверили диктант, нашли ошибки, провели классификацию ошибок.

Такая работа существенно сказывается и на грамотности самих студентов, приучает их к самостоятельности. Учить этому следует с начальных курсов, примером является образцовое чтение текста диктанта преподавателем, ведущим курсы «Русский язык и культура речи», «Культура устной и письменной речи», «Практический курс русского языка» и др.

Моделирование можно использовать и при изучении дисциплин лингвистического цикла с целыо формирования таких умений и навыков, как рецензирование ответов, взаимопроверка, опрос; выставление и мотивирование оценок; проведение и проверка диктантов и других письменных работ, тестирование и др.

Таким образом, отработка этой формы деятельности позволяет будущим учителям овладеть сразу несколькими компонентами педагогической техники: подготовка и проведение диктантов требуют не только знания соответствующего материала, но и формируют организаторские навыки; учат видеть класс; обращать внимание на культуру речи; воспитывают педагогический такт и, может быть, самое главное, - дают студентам перспективу, стимулируют их к самостоятельной работе.

Итак, как показывает практика нашей работы, компетентностный подход предполагает изменения системы работы при изучении дисциплины «Методика обучения и воспитания русскому языку», пересмотра методов и приемов работы под углом зрения будущей практической деятельности студентов-бакалавров. Использование на занятиях по данной дисциплине элементов моделирования будет способствовать повышению грамотности в подготовке выпускника, владеющего способами деятельности, готового к деятельности и умеющего что-либо делать выработке навыков практического решения встающих перед ними профессиональных проблем. Формирование умений и навыков должно происходить в вузовской аудитории, а педагогическая практика призвана закрепить выработанные умения и навыки.

Литература:

1. Алгазина H.H. Формирование орфографических навыков / H.H. Алгазина. - М.. 1987.

2.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов. В.В. Сериков // Педагогика. - 2004. - №1.

3. Евграфова СМ. Найти и обезвредить! (Упражнения на поиск и исправление ошибок) / С.М. Евграфова // Русский язык. - 2001. - № 22.

Л.Мизгирева A.C. Компетентностный подход в рамках иноязычной подготовки в высшей школе / A.C. Мизгирева // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: стратегии развития языка, литературы, культуры в системе гуманитарного знания: материалы VI Международной научно-практической конференции 26-28 октября г. Абакан. - Абакан: ХГУ, 2011. - С. 86-87.

S.OcmpuKoea Т.А. Работа над орфографическими ошибками: Практикум-хрестоматия / Т.А. Острикова. -Абакан, 2007.- 164 с.

6. Полонский ВМ. Словарь по образованию и педагогике / В.М Полонский. - М.: Высш. школа, 2004.

7. Селевко Г.В. Компетентности и их классификация / Г.В. Селевко // Народное образование. -2004. - № 4.

S.Comoea ILA. Вопросы речевого развития учащихся в трудах В.Е. Маму шина / И. А. Сотова // РЯШ. -2007. -№1.- С. 51-53.

9. Таланова Г.Ф и др. Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе / Г.Ф. Таланова и др. // РЯШ. - 2006. - №2. - С. 104.

10. Толочко LI.Б. Поиск эффективной развивающей технологии / Н.Б. Толочко. - Екатеринбург, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.