УДК 372.881.161.1
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Г. И. Пашкова
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
В статье рассматривается специфика работы современного учителя при обучении орфографии с помощью компьютерных средств. Описываются различные формы уроков с применением компьютера. Представлена новая форма урока - занятие открытого типа. Подчёркивается, что компьютерные средства обучения могут и должны использоваться наряду с традиционными. Автор предлагает тематику занятий спецкурса по опережающей информационно -технологической подготовке будущих учителей русского языка.
Ключевые слова: русская орфография, компьютерные средства обучения, открытые формы занятий, электронное учебное пособие, современный учитель, опережающая информационно-технологическая подготовка.
Филологическая деятельность, связанная с использованием компьютеров в образовании, потребовала более четкого определения роли учителя в условиях компьютеризации филологического обучения, то есть строгого выявления характера распределения функций между учителем-филологом и компьютером.
В современном информационно-образовательном пространстве, с его новыми технологическими средствами педагогической деятельности, важное место занимают компьютерные программные средства как профессионально ориентированные инструментальные среды. С их помощью можно решить целый ряд задач: поиск и обработку информации в электронных банках; моделирование рассуждений - изучение и формализация различных схем человеческих умозаключений, используемых в процессе решения задач; осуществление электронной навигации в образовательных текстах как новой стратегии когнитивной деятельности; телекоммуникационное сотрудничество и т. д. Для этого необходим поиск методов, приемов и форм работы с опорой на современные электронно-коммуникативные средства.
В информационном обществе предполагается использовать учителем и учениками все необходимые информационные и методические ресурсы: соответствующие текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы, обучающие программы, компьютерные классы и лаборатории; методические разработки, планы занятий и т. п. Это новые инструменты и средства для работы учителя и учащихся.
Возможны две педагогические модели построения образовательных ресурсов: модель учебного пособия и модель учебного занятия. В построении первой модели используется метафора учебного пособия - учебника, сборника упражнений. Ведущим в построении является организация предметного содержания, структурирования по темам, разделам, параграфам и т. п. В построении второй педагогической модели используется метафора учебного занятия - урока, практического занятия и т. п. В таком построении четко определяются цели занятия, организуется управление деятельностью субъекта по их достижению. Обязательным является организация контроля и самоконтроля усвоения материала, овладение способами действий учениками. Обе модели представлены в нашем электронном пособии «Русский язык. 5 класс» [1].
Мультимедийное пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. Пособие может быть использовано также для повторения материала в VI - IX классах. Подчеркнем, что электронное пособие ни в коей мере не заменяет учителя и может применяться при изучении русского языка по любому из действующих учебников.
Электронные подразделы мультимедийного пособия: изучение материала в интерактивной форме, интерактивные упражнения по каждой теме, контрольные работы в конце каждого раздела, возможности составления индивидуального плана занятий, отчеты о выполнении заданий, подробная информация о допущенных ошибках, работа над ошибками, толковый словарь русского языка, контекстная помощь, методические указания для учителей.
Теоретический и практический материал по орфографии расположен с учетом опознавательных признаков орфограммы. Четко структурированный в зависимости от целей и этапов обучения материал объединен в два модуля: «Теория. Практика» и «Контроль».
Первый модуль включает четыре части: I часть - подготовка к изучению орфографического правила, II часть - работа над орфографическим правилом, III часть -способ применения правила, IV часть - закрепление правила. Контрольный модуль (вставка пропущенных букв с указанием номера правила, словарный зрительнослуховой диктант) - контроль за уровнем сформированности знаний и умений по теме, контроль за сформированностью умения дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы.
Ориентировочная система действия (уяснение логики опорных действий по применению орфографического правила представлена в модуле «Теория. Практика»). Образец действия размечен, то есть разделен «на такие части, из которых он составляется в процессе его воспроизведения» (П. Я. Гальперин). Для ориентирования используются опоры, содержащие текст; опоры, содержащие текст и таблицы; опоры, содержащие схемы.
В результате работы на компьютере ученики должны осознать и запомнить формулировку орфографического правила; научиться обозначать изученную орфограмму, чтобы осознать и запомнить порядок орфографического разбора, то есть способ применения правила; уметь дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы.
Принципиальным отличием электронного учебного пособия по сравнению с печатным пособием и / или работой в классе под руководством учителя является активная роль ученика в диалоге с компьютером. Интерактивный диалог соединяет процессы изучения, закрепления и контроля усвоения учебного материала, которые при традиционном обучении оказываются искусственно разорванными.
Применение данного пособия на уроке, как и других компьютерных средств обучения, приводит к качественным изменениям в методике преподавания русского языка. Урок по орфографии с использованием компьютерных средств обучения - новый тип урока. Изменяется структура урока, методика его проведения. На таком уроке сочетаются нетрадиционные и классические методы и приемы обучения орфографии
Проведение урока с применением компьютера требует от учителя информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе подготовки к уроку, а также организационных умений на этапе ее реализации.
Этапы конструирования урока:
- концептуальный (определяется цель урока с ориентацией на достижение результата), выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения (обучающие, информационно-поисковые, моделирующие, контролирующие и т. п.;
- технологический (выбирается форма урока, проектируются основные виды деятельности);
- операционный этап (выделяются основные структурные элементы урока, определяются конкретные задания для индивидуальной работы или в малых группах, осуществляется поэтапное планирование урока, определяется цель каждого этапа, форма деятельности школьников, функции преподавания, формы промежуточного контроля).
Формы уроков с использованием компьютерных учебных материалов разнообразны: урок-презентация, урок-исследование, урок-практикум, урок - лабораторная работа, урок-виртуальная экскурсия, тематический проект и другие.
Так, например, на уроке-презентации могут быть представлены в мультимедийной форме информационные материалы по орфографии, сопровождающие рассказ учителя. Мультимедийная презентация на уроке помогает структурировать материал, активизировать внимание. Технология проведения занятия сложная, так как учитель должен излагать материал, одновременно управлять мультимедийной установкой, следить за изображением на экране и чутко реагировать на эмоциональное состояние школьников для установления устойчивой обратной связи. Мультимедийные презентации могут быть подготовлены не только учителем, но и учениками (например, в профильном классе).
На лабораторном занятии могут использоваться как виртуальные словари (электронные версии» бумажных» изданий на СД), так и сочетание электронных словарей с печатными словарями и справочными материалами. Обширный список словарей с удобной поисковой системой представлен в справочно-информационном портале Грамота.ру (http://www.gramota.ru). Кроме того, это может быть поиск нужных сведений по орфографии в Интернете, например, подбор примеров, контекстов из такого Внтернет-ресурса, как Национальный корпус русского языка
(http://www.ruscorpora.ru). Корпус можно использовать и для прояснения любых спорных случаев современной русской орфографии.
Самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика способствуют «открытые» формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями.
Открытая форма занятий - это работа по учебному плану (недельному, дневному), работа индивидуальная, в паре, в группе, «свободная работа», работа над проектом, игра, где знания «добываются» самостоятельно. Кроме того, занятия открытого типа включают в себя начальный и заключительный круг, свободную организацию перемен, занятия в часовых блоках, разделенных по педагогической необходимости, свободный доступ к полкам с дидактическим материалом и играми, передвижную мебель, открытую классную дверь [2]. Учебное помещение проектируется для использования в разных целях: для работы в малых группах, для мультимедийного обучения, для других видов деятельности. Условие рациональной и эффективной работы - соответствующее оборудование и учителя, которые умеют и хотят его использовать.
В качестве примера приведем один из вариантов проведения занятия открытого типа в компьютерной лаборатории.
Школа:МОУ СОШ № 30 г. Старый Оскол Белгородской области. Класс 7.
Тема урока: Безударные чередующиеся гласные о-а в корне -рос-раст- (-ращ-).
Цель урока: повторить и запомнить формулировку орфографического правила; научиться обозначать изученную орфограмму, запомнить порядок орфографического разбора (схему применения правила).
Тип урока: интегрированный урок открытого типа, с применением персонального компьютера.
Необходимые аппаратные средства: 12 компьютеров.
Использующееся программное средство: электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс».
Дополнительное методическое обеспечение: пособия для учащихся «Дидактические материалы с компьютерной поддержкой» [3], «Орфография» в качестве печатных аналогов фрагментов компьютерной программы; учебник «Русский язык. 5 класс»; учебный план занятия; плакат «Правила работы на открытых формах занятий» [4].
Ход урока:
I. Подготовка к повторению орфографического правила (с помощью учителя):
1. Определение опознавательного признака орфограммы, типа орфограммы, повторение орфографических правил с опознавательным признаком «безударный гласный». 2. Лексико-орфографическая работа. 3. Постановка целей работы. 4. Зна-
комство учеников с учебным планом урока: обязательным блоком и дополнительным (План записывается на доске, а отпечатанные экземпляры отдаются школьникам).
II. Инструктирование по работе с программой: структура программы, общие требования;специфические требования: обратить внимание на соотношение последовательности необходимых и достаточных признаков орфограммы; запомнить формулировку орфографического правила, чтобы правило стало руководством к действию.
III. Выполнение индивидуальных заданий обязательного блока:
1. Изучение и первичное изучение правила по компьютерной программе;
2. «Закрепление нового материала: выполнение упражнения по учебнику; повторение изученных правил с опознавательным признаком «безударный гласный» в корне слова;
3. Контроль. Проверочная работа по компьютерной программе;
4. Работа над ошибками, допущенными при выполнении контрольного задания.
IV. Выполнение заданий дополнительного блока:
1. Составление папки-накопителя по теме »Природа нашего края» (работа для четырех учащихся);
2. Упражнение занимательного характера «Словарный ящик» (работа в парах);
3. Свободная работа (Ученик самостоятельно выбирает вид деятельности, связанный с темой урока).
V. Итог урока с фиксацией уровня выполненных заданий.
VI. Дифференцированное домашнее задание: тем, кто получил «5» и «4» -проблемного характера, тем, кто получил «3» - тренировочного.
Задания на дом, помимо выполнения упражнений по школьному учебнику, включают работу с электронными материалами. Ученики могут сравнивать материал параграфа учебника с материалом компьютерной программы; работать со справочными материалами электронных ресурсов (словарями, энциклопедиями, справочноинформационным порталом); делать работу над ошибками, допущенными при выполнении контрольного задания на компьютере. В домашние задания могут входить и гипертекстовые ссылки на электронные источники, что позволит школьникам создавать собственные гиперсвязи.
В условиях компьютерного обучения ошибочное решение приобретает иной психологический смысл, так как в компьютерной программе обеспечивается исправление ошибки и доведение задачи до конца. Компьютер позволяет ученику преодолеть психологический барьер при обучении, одним из проявлений которого является «ошибкобоязнь». Ошибка не повлечет за собой наказания; наоборот, она заставит компьютер помочь ученику восполнить пробел в какой-то теме. В то же время »Если ученик получит возможность проконтролировать себя в тот момент, когда у него в этом большая потребность, то эффект от этого контроля огромен: ученик запомнит правильное написание затруднительного слова: действует принцип психологической «ловушки» [5, с. 144].
По окончании работы по электронному пособию «Русский язык. 5 класс» семиклассники отмечали, что они не чувствовали неловкости, допуская ошибки, потому что компьютер указывал, что ответ неверен; давал время на возможность подумать, в чем ошибка; в случае двух неверных попыток показывал правильный ответ; «заставлял» исправить ошибку, предложив справку или четкую инструкцию.
При подготовке к данному уроку и после него нами были сделаны контрольные срезы с целью предварительного и итогового выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков семиклассников по теме. Результаты констатирующего среза: точно формулируют правило - 10 % учащихся, грамотно выполняют орфографический разбор - 15 %, не допускают ошибок в словарном диктанте - 40 %. Итоги контрольного среза: верно сформулировали правило - 70 % учеников, правильно выполнили орфографический разбор - 80 %, написали диктант без ошибок - 90 %. Таким образом, опыт показал, что использование электронного пособия на занятии открытого типа достаточно эффективно.
Можно отметить следующие технологические и методические преимущества, предоставляемые компьютером: индивидуализация обучения, оперирование большими объемами информации, комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия, неограниченное количество обращений к заданиям, немедленное предоставление обратной связи, контроль за деятельностью ученика, интерактивность, активная роль ученика в диалоге с компьютером, устранение отрицательных последствий деятельности ученика. Компьютер способен формировать у школьников рефлексию своей деятельности. Традиционно выделяют два вида рефлексии: интеллектуальную и личностную. Первая направлена на осмысление своей деятельности, вторая - на осознание своего «я», осмысление свойств и качеств своего характера. Иногда выделяют межличностную рефлексию. Она совпадает по своему содержанию с интеллектуальной или личностной, но отличается направленностью на другого человека. Формирование рефлексии - одна из важнейших целей.
При этом заметим, что компьютерным средствам обучения нельзя передать ту часть работы, которая требует большой аналитической, творческой деятельности учащихся.
Так, при обучении орфографии учитель использует на занятии такие виды работы, которые не подвергаются формализации:
- подбирает дидактический материал по орфографии с учетом типичных затруднений учащихся (с учетом вариантов орфограмм);
- анализирует причины орфографических ошибок учеников (небрежность, непонимание материала, желание поэкспериментировать и др.);
- предлагает ученикам решать проблемные задачи с объяснительной функцией, типа: «Докажите...», «Объясните, почему...», «Объясните причины» и т. п.;
- формирует правильные ассоциации при изучении орфографических правил;
- проводит неспециальные орфографические упражнения: изложения, сочинения, подбор учащимися «своих» примеров;
- создает ситуации, в которых бы у детей появилось желание писать «свободные тексты» (стихотворения, рассказы, истории);
- проводит диктанты с устным комментированием, диктанты с элементами сочинения, с элементами изложения;
- организует работу учеников по пересказу учебно-научных текстов, связанных с обучением орфографии;
- подбирает материал по орфографии для индивидуальной работы, для работы в парах, в группах.
Кроме этого, учитель оперативно вносит изменения в обучающую программу и методику проведения занятия, прогнозирует сочетание компьютерных программ с традиционными средствами (учебник, раздаточные материалы, таблицы и пр.), составляет дневной (недельный) план открытого занятия, т. е. занятия «открытой архитектуры», сочетающей индивидуальную и групповую работу учащихся.
Учитель формирует также исследовательские навыки, проводит дикуссии. Например, полезна дискуссия на тему «Чем отличается изучение орфографии с помощью компьютера от изучения с помощью учебника?». При этом учитель предлагает несколько коммуникативных установок, которые определяют последовательность действий школьника. Например: подготовьтесь к дискуссии. Обдумайте свой ответ на вопрос, найдите аргументы в защиту вашей точки зрения. Постарайтесь отыскать доказательства, подтверждающие отличительные характеристики компьютерных средств обучения. Попробуйте возразить воображаемому оппоненту, показывая ошибочность его взглядов.
Под руководством учителя ученик совместно размышляет, решает учебные задачи, аргументирует свое мнение. Учитель создает условия для речевого общения и учит общению.
Более того, компьютер не может заменить того, что дает живое человеческое общение ученика с учителем. Живое участие - присутствие человека, сотрудничество эмоционального характера, - все это остается за учителем.
Учитель реализует на занятиях не просто коммуникативный подход, а сознательно- коммуникативный: работа по усвоению орфографического и грамматического материала сопрягается с решением коммуникативных задач. Лингводидактичекие принципы сознательности и коммуникативности - главные принципы методики преподавания языков в условиях современного сознательно-коммуникативного обучения, обеспечивающего реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению школьников родному языку.
«В основе воспитательного процесса должна быть личность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» [6, с. 82].
Таким образом, в работе современного учителя, наряду с компьютерными средствами обучения, должны использоваться и традиционные. Максимально тесная интеграция компьютерного и традиционного обучения является характерной особенностью современного этапа развития компьютерной лингводидактики.
Компьютерные технологии, помогая совершенствованию стиля работы, превращают учителя в консультантов и экспертов. Наблюдение, консультация и дидакти-чески-методическая сдержанность (оказывать помощь только в случае необходимости: не вмешиваться слишком рано или слишком много в учебный процесс учеников) - центральные задачи современного учителя.
Конструирование урока с использованием компьютерных технологий и образовательных электронных ресурсов требует от учителя высокой степени профессиональной компетенции [7]. Для того, чтобы учитель мог в полной мере использовать развивающие методы компьютерного образования, он должен обладать теоретическими знаниями в области русистики, методики преподавания русского языка, психологии, психолингвистики, педагогики, педагогической информатики.
Умение компьютеризировать учебно-воспитательный процесс становится одним из профессионально необходимых качеств учителя, поэтому владение методологией, принципами и методикой компьютерного обучения должно стать современным требованием квалификационной характеристики и инвариантным разделом профес-сиограммы учителя. В аспекте информатизации образования главной задачей является создание условий для опережающей информационно-технологической подготовки будущих учителей, способных к эффективному использованию новых технологий в обучении.
Совершенствование опережающей информационно-технологической подготовки будущих учителей возможно не только через традиционную модель обучения, но и в режиме использования автономной модели, реализующейся с опорой на электронные средства и новые поколения учебно-методических комплексов (Т. Н. Носкова) [8]. Ведущим началом автономной модели выступает уже не обучающая деятельность преподавателя, а учебная деятельность субъекта по освоению образовательной программы во внеучебное время. Так, например, автономную модель можно использовать при дистанционной форме обучения («виртуальном университете») на заочном отделении: информационный поток фиксируется на носителях информации (традиционных печатных, дисках) и хранится в распределенной сетевой форме.
В настоящее время идет становление дистанционной формы обучения и дистанционного сопровождения очной формы обучения с использованием интернет-технологий. Система дистанционного обучения естественным образом интегрируется и в систему школьного обучения.
Новые возможности компьютерных средств обучения для активизации познавательной деятельности школьников и опережающей подготовки будущих учителей стали основой при разработке специального курса по методике преподавания русского
языка «Информационные технологии и образовательные электронные ресурсы в обучении орфографии (5 - 7 классы) [9]. Основной курс орфографии изучается в 5 - 7 классах.
Успех работы в рамках данного спецкурса во многом зависит как от выбора средств информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на обучение орфографии (компакт-диски: электронные учебники, репетиторы и тренажеры; интернет-ресурсы), их педагогического и технического качества, так и от организации занятий, которые проводятся в разных формах (лекции, лабораторные занятия, ситуативные упражнения, дискуссии).
Представим тематику лекционных курсов и лабораторных практикумов.
Лекционный курс:
1. Динамика развития и перспективы создания интеллектуальных систем обучения;
2. Новые информационные технологии и проблемы изучения орфографии;
3. Историко-логический анализ проблемы самостоятельной мыслительнопознавательной деятельности учащихся в области орфографии;
4. Компьютерный метадиалог в обучении орфографии;
5. Основные характеристики метода «гипертекст»;
6. Особенности управления учебно-познавательной деятельностью субъекта при использовании обучающих текстов по орфографии;
7. Методы и приемы компьютерного обучения орфографии;
8. Упражнения по орфографии, используемые при компьютерном обучении;
9. Организационные формы самостоятельной работы учащихся по орфографии с применением компьютера;
10. Конструирование урока по орфографии с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.
Лабораторный практикум.
1. Диалог как средство активизации познавательной деятельности учащихся в области орфографии;
2. Информативная обратная связь. Контроль. Самоконтроль;
3. Особенности управления учебно-познавательной деятельностью субъекта при использовании обучающих текстов по орфографии;
4. Работа над орфографическими ошибками;
5. Организационные формы самостоятельной работы учащихся по орфографии с применением компьютера;
6. Диктанты на занятиях открытого типа с использованием компьютерных технологий;
7. Конструирование урока по орфографии с применением средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.
Наряду с классическим лекционным обучением внедряются мультимедийные курсы лекций. Они совмещают технические возможности компьютера, аудио- и видеотехники в представлении учебного материала (наглядно-образное представление информации) и общение преподавателя с аудиторией (вербально-логическое представление информации.
Непременным компонентом лабораторного практикума становится посещение уроков с использованием компьютера в экспериментальной школе, просмотр видеозаписей занятий с применением персонального компьютера. Обязательными составляющими методического обеспечения занятий являются печатные пособия для учащихся, выступающие в качестве аналогов компьютерных программ.
Работа в рамках спецкурса направлена прежде всего на совершенствование профессиональной деятельности и формирование следующих умений:
- извлекать необходимую информацию их различных источников, выделяя главное, первостепенное, системообразующее;
- сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации;
- определять необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства);
- использовать интернет-ресурсы (поиск в Интернете информации о методических нововведениях, текстовых базах данных по орфографии, записей уроков и мастер-классов);
- составлять краткий терминологический словарь;
- разрабатывать технологическую карту конструирования урока с использованием персонального компьютера;
- составлять индивидуальный план- график для учащегося;
- проводить в компьютерной лаборатории фрагменты урока по орфографии (урок-презентация, урок-практикум, урок-исследование и т. п.);
- составлять тексты диктантов с самоконтролем, подбирать творческие задания для обучения орфографии на открытых формах обучения.
Основной формой контроля знаний и умений будущих специалистов является творческая зачетная работа, предполагающая разработку урока с вариативным использованием информационных технологий обучения (раздел «Орфография»).
Система реализации опережающей профессиональной подготовки будущих учителей базируется на следующих основополагающих принципах: принципе взаимодополнения, принципе информационной широты, принципе интерактивности.
Сущность принципа взаимодополнения заключается в органическом соединении компьютерных и традиционных технологий в образовательном процессе. Степень применения компьютерных технологий должна определяться преподавателем в зависимости от цели, метода, формы проведения занятия и уровня подготовленности аудитории.
Принцип информационной широты предполагает комплексное, взаимодополняющее использование традиционных и электронных средств, что создает множественность каналов поступления информации. Информационная широта достигается также с помощью систем удаленного доступа к электронным банкам образовательной информации, Интернету, гипер-,мульти-, и медиатекстам обучающих программ.
Принцип интерактивности подразумевает использование не только диалогических форм непосредственного взаимодействия студентов с преподавателем и между собой, но и другие формы. Это, во-первых, диалог субъекта с обучающими материалами на носителях любого вида. Через интерактивный учебный диалог реализуется автоматизированное управление процессом обучения. Во-вторых, это внутренний диалог ученика с самим собой, что представляет рефлексивность школьника в процессе обучения, достижения результатов, самореализации и т. п. В-третьих, это общий доступ к различным средствам телекоммуникации.
Методические эксперименты позволяют сделать вывод о том, что предлагаемая модель опережающей подготовки будущего учителя-филолога к использованию информационных технологий и образовательных электронных ресурсов при обучении орфографии в целом эффективна. Однако она носит в определенной степени локальный характер. Для того, чтобы компьютер стал для студентов инструментом их деятельности, целесообразно применять компьютерные средства обучения в преподавании всех разделов школьного курса русского языка, шире использовать при выполнении студентами самостоятельной учебно-познавательной и научноисследовательской работы.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что эффективность применения компьютерных средств при обучении орфографии в школе в одинаковой степени зависит и от качества и дидактических возможностей программного обеспечения обучения и от компетентности и мастерства учителя.
1. Алгазина Н. Н., Пашкова Г. И., Стрыгина Т. В. и др. Русский язык. 5 класс [Электронный ресурс]: Электронное учеб. пособие. - М.: Просвещение-МЕДИА, 2005. - 1 электрон. опт. диск (СД-ЯОМ 750 Мб).
2. Пашкова Г. И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении орфографии // Русский язык в школе. - 2004. - № 5. - С. 13 - 17.
3. Алгазина Н. Н., Ларских З. П., Пашкова Г. И., Фитковская Е. И. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5 - 7 классов. - М.: Просвещение, 1996. - 175 с.
4. Пашкова Г.И. Обучаем орфографии с использованием электронного пособия «Русский язык. 5 класс» // Русский язык в школе. - 2005. - № 6. - С. 23 - 26.
5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
7. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. -2004. - № 5. - С. 34 - 38.
8. Носкова Т. Н. Новые аспекты технологий профессиональной подготовки в современном информационно-образовательном пространстве // Вестник СЗО РАО. - 2003.- Вып. 8. -С. 143 - 151.
9. Пашкова Г. И. Работа по опережающей информационно-технологической подготовке будущих учителей русского языка // Среднее специальное образование.- 2008. - № 7. - С. 25 -29.
COMPUTER TECHNIQUES OF ORTHOGRAPHY TEACHING IN MODERN TEACHERS PRACTICE
Список литературы
Belgorod National Research University
e-mail:
G. I. Pashkova
The article deals with peculiarity of modem teacher’s work when teaching orthography with help of computer techniques. Different types of lessons with usage of PC are described. The new type of lesson - the demonstration lesson is represented. It is emphasized that computer teaching techniques can be used and should be used alongside the traditional ones. The author suggests the themes of special course lessons based on advanced informational and technological training of future Russian language teachers.
Key words: Russian orthography, computer teaching techniques, demonstration type of lesson, electronic teaching aids, modern teacher, advanced informational and technological training.