Научная статья на тему 'Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ'

Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / REFORMS OF EDUCATIONAL SYSTEM / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / COMPUTER PROGRAM / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕМП / INDIVIDUAL TEMPO / INTERACTIVE TYPE OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдус Е. В.

В статье рассказывается о применении на уроках русского языка компьютерных программ. Разработанная методика позволяет обеспечить индивидуально-дифференцированный подход для повышения эффективности обучения орфографии в 5 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual approach to pupils at the lessons of the russian language with the usage of computer programs

The article deals with the usage of the e-learning technique at the lessons of the Russian language. The proposed method helps to provide an effective individual approach to the teaching of spelling at the 5th grade of secondary schools.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ»

отчетностью, в которой актуализируется соответствие результатов обязанностям отчитывающегося органа через ранее согласованные финансовые цели и достигнутые результаты подразделений органа управления территорией. Тем самым достигается профилактика возможных ошибок управления в будущем.

Возможность контроля предоставляет такой процесс, как контроллинг. Он преследует цель распознавания или избегания ошибочных тенденций в процессе достижения результата деятельности органом местного самоуправления. При этом контроллинг представляет собой нечто большее, чем обычный контроль, он представляет собой, скорее, регулирование в смысле контрактного менеджмента. Политические силы в местном самоуправлении не имеют права «блюсти» свои партийные интересы. Бюрократические баррикады, которые вынуждены преодолевать предприятия в ходе отдельных управленческих процедур, остаются все еще довольно высокими [2, с. 341].

Вместе с тем ученые отмечают, что универсальной модели модернизации местного самоуправления не существует [2, с. 340]. Основываясь на своих потребностях, каждая община должна вести поиск собственной модели управления, отражающей творческий потенциал своих сотрудников. При этом существенную роль должна играть величина общины и интересы граждан. Контроль за делами местного сообщества со стороны населения настолько эффективен, что подключение внешних экспертов к оценке деятельности общины считается необязательным. Органы местного самоуправления, достигшие общей оптимизации управления, сталкиваются с признанием того факта, что без участия граждан в управлении успехи реформ будут недолговечными.

Литература

1. Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии.

М., 2000.

2. Vogelsang K., Luebking U., Ulbrich J. - M. (Hrsg.) Kommunale Selbstverwaltung.

Rechtsgrundlagen. - Organisation. - Aufgaben. - Neue Steuerungsmodelle. 3. Auflage. B.:

Erich Schmidt Verlag, 2005. 379 р.

Информатизация образования Курдус Е.В.

Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ

Сегодня главным в развитии системы современного образования является решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность ученика была бы ведущей, чтобы традиционная парадигма образования: учитель - учебник - ученик была бы со всей решительностью заменена на новую парадигму: ученик - учебник -

учитель. Так построена система образования в лидирующих странах мира, которая отражает гуманистическое направление в философии, психологии, педагогике.

Гуманистическая психология и, соответственно, педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. Наиболее яркий представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс среди основных принципов этого направления выделял следующие:

1) индивид находится в центре постоянно меняющегося мира. Отсюда следуют два вывода, чрезвычайно важных для педагога: для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

2) человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

3) человек стремится к самопознанию и самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

4) взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

5) самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов [2, с. 32].

Многие взгляды К. Роджерса легли в основу личностно-ориентированной педагогики.

На современном этапе развития методики русского языка интерес к изучению русской орфографии не ослабевает. Выявлены не все закономерности изучения этого раздела русского языка. Так, не исследована проблема, насколько орфографические навыки могут быть скорректированы у учащихся 5-х классов в контексте личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей индивидуально-дифференцированный подход к обучению с учетом психологического развития школьников, уровня подготовки по данному предмету, его способностей.

О необходимости учитывать индивидуальные особенности говорили и многие зарубежные ученые, и известные советские психологи, начиная с Л.В. Выготского, выдвинувшего теорию зоны ближайшего развития ребенка, психологии общения А. А. Леонтьева, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи было абсолютно невозможно.

Необходимы качественно новые методики и приемы работы в изучении русского языка. Нами сделана попытка использования информационных технологий в обучении наиболее сложного для пятиклассников раздела русского языка - орфографии.

Для повышения эффективности работы по орфографии в учебный процесс было внедрено электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс», компьютерные программы которого реализуют индивидуально-дифференцированный подход к учащимся [3].

С помощью электронного пособия отрабатывались наиболее трудные темы по орфографии в 5 классе [1].

В соответствии с рекомендациями авторов пособия была выработана структура компьютерного урока, на котором могли индивидуально работать за компьютером 10 учащихся:

1. Повторение известных языковых явлений, необходимых для урока.

2. Организация проблемной ситуации.

3. Анализ формулировки темы урока с определением опознавательных признаков орфограммы.

4. Постановка учебной цели перед индивидуальной работой с компьютерной программой. Инструктаж.

5. Самостоятельная работа с компьютерной программой. Консультации учителя.

6. Контрольная работа на компьютере.

7. Работа над ошибками.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание (дифференцированное).

Компьютерные программы этого пособия работают в интерактивном режиме, что позволяет соединить процессы изучения, закрепления и контроля за усвоением учащимися знаний, осуществить индивидуализацию обучения.

Большой удачей авторов электронного пособия является то, что в компьютерных программах реализуется принцип многократного вариативного повторения орфографического материала. Это способствует формированию рациональных умственных действий с опорой на пройденную ступень обучения, предполагая разноплановое повторение орфографического материала:

- повторение теоретического материала перед изучением правила;

- повторение содержания динамичной таблицы перед выполнением упражнений на развитие умений и навыков по орфографическому разбору;

- обобщающее повторение (повторение всех изученных правил с тем опознавательным признаком, который находится в поле зрения учащихся перед выполнением заданий контрольного модуля).

Компьютерная программа, учитывая индивидуальные особенности учащихся, позволяет каждому ученику работать столько в любом из ее модулей, сколько необходимо для достижения положительного учебного результата, а затем перейти к следующему модулю программы.

На компьютерном уроке учащиеся успевали самостоятельно изучить новую орфограмму, выполнить дифференцированное задание, воспользоваться материалом толкового словаря электронного пособия, повторить изученную орфограмму, сделать контрольную работу и выполнить работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

На обычных уроках без использования компьютера промежуточный контроль охватывает далеко не всех учащихся. Компьютер давал объективную оценку как на этапе изучения новой орфограммы, так и на этапе контроля знаний. Учащиеся имели возможность сразу выяснить причину поставленной оценки. Соответственно, и реакция детей на оценку их работы была разной. Скорость реакции компьютерной программы мгновенная. Получившие от компьютера оценку «5» или «4», читая на мониторе похвалу и пожелания успехов, испытывали эмоциональное удовлетворение. Тем же, кто получил «2», компьютер указывал на ошибки и советовал еще раз вернуться к изучению материала.

Результаты выполнения упражнений и контрольной работы сохраняются программой, что в итоге обеспечивает осуществление учителем индивидуального контроля над процессом усвоения учащимися знаний и позволяет определить те области и темы, над которыми ученику стоит поработать дополнительно.

На компьютерных уроках учитель перемещался по классу и внимательно наблюдал

за работой каждого учащегося, своевременно оказывая необходимую помощь.

Общение учащихся и учителя на таких видах компьютерных уроков проходили в непринужденной и доброжелательной атмосфере. На традиционных уроках высокую мотивацию к учебе имеют лишь отдельные ученики. К компьютерным же занятиям все учащиеся проявляют большой интерес и старание.

По данным опроса класса, ребятам нравится учиться с компьютером, хотя задания «не очень-то и легкие, надо думать», зато «никто не торопит», «можно подумать», «компьютер сразу ставит оценку», «интересно учиться с компьютером».

Обязательно надо отметить, что за безошибочную контрольную работу ставится «5», за одну ошибку " «4». Компьютерная программа не ставит оценку «3», а оценку «2» ученик получает, если из трех контрольных заданий в двух есть хотя бы по одной ошибке.

Систематизация орфографических знаний с помощью компьютерной программы, как показывает наш опыт, дает положительные результаты.

Рассмотрим результативность такой работы.

Для сравнения возьмем несколько тем с одним и тем же опознавательным признаком «безударный гласный»: 1) безударный гласный в корне, проверяемый ударением; 2) безударный гласный в чередующихся корнях; 3) безударный гласный в окончаниях имен существительных на -ия, -ие, -ий.

В контрольных работах после изучения этих орфограмм необходимо было вставить в слова пропущенные буквы и выбрать правило, по которому они вставлялись.

Анализ ошибок после работы по первой теме показал, что 47% учащихся справились с выполнением обоих заданий на «4» и «5». 13% допустили ошибки в выборе правила, а оставшиеся 40% сделали ошибки и в выборе правила, и в его применении.

Результаты выполнения упражнений и контрольной работы сохраняются программой, что обеспечивает осуществление учителем индивидуального контроля над процессом усвоения учащимися знаний и позволяет определить те области и темы, над которыми ученику стоит поработать дополнительно.

На последующих традиционных уроках проводилась дополнительная работа по отработке навыков узнавать орфограмму по опознавательным признакам и применять данное правило.

После изучения второй орфографической темы на компьютере и выполнения контрольной работы проверялись знания уже трех правил с одним и тем же опознавательным признаком. И выяснилось, что на «4» и «5» выполнили работу уже 56% учащихся. Только 7% допустили ошибки в выборе орфограммы, а неправильно вставили пропущенную букву и выбрали правило 36% учащихся. Результаты представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

"■"---.......Задания Правила ^—-..„..^ Выполнили оба задания «4» и «5» Допустили ошибки в выборе правила Сделали ошибки в обоих заданиях

Безударный гласный в корне, проверяемый ударением 47 % 13 % 40 %

Безударный гласный в чередующихся корнях 56 % 8 % 36 %.

Безударный гласный в окончаниях имен существительных на -ия, -ие, -ий 70 % 6 % 24 %

Таким образом, наблюдается положительная динамика по формированию орфографической грамотности учеников 5 класса.

После изучения орфографических тем и выполнения контрольных работ в классе из 30 учащихся выявились следующие результаты. Некоторые из них представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

№ п/п Название темы урока Обученность Качество Средний балл

1. Буквы ё - о после шипящих в корне слова под ударением 77 % 77 % 4

2. Буквы е - и в окончаниях существительных на -ие, -ий, -ия 70 % 70 % 4,8

3. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глагола и в глаголах 2 лица ед. числа 57% 57% 4

Проведение индивидуально-дифференцированного обучения с использованием компьютерных программ электронного пособия позволило сделать выводы о том, что появляются следующие изменения в области учебно-познавательной деятельности учащихся: увеличивается скорость овладения учебным материалом; прослеживается положительная динамика из групп со слабой и средней успеваемостью в группу со средней и высокой успеваемостью по предмету; повышается качество самоконтроля при решении орфографических задач; растет уровень орфографической зоркости; комфортность работы с компьютерными программами создает положительный эмоциональный настрой; повышается мотивация учебной деятельности.

Литература

1. Курдус Е.В. Экспериментальная работа по изучению в 5 классе орфографических тем с опознавательным признаком «О - Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных» с помощью электронного учебного пособия . Педагогика, лингвистика и информационные технологии. Материалы Международной научно-практической конференции. Елец, 2007.

2. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в гимназическом обучении // Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 2000.

3. Электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс» / Н.Н. Алгазина, Г.И. Пашкова, Т.В. Стрыгина, З.П. Ларских и др. М.: Просвещение-Медиа, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.