отчетностью, в которой актуализируется соответствие результатов обязанностям отчитывающегося органа через ранее согласованные финансовые цели и достигнутые результаты подразделений органа управления территорией. Тем самым достигается профилактика возможных ошибок управления в будущем.
Возможность контроля предоставляет такой процесс, как контроллинг. Он преследует цель распознавания или избегания ошибочных тенденций в процессе достижения результата деятельности органом местного самоуправления. При этом контроллинг представляет собой нечто большее, чем обычный контроль, он представляет собой, скорее, регулирование в смысле контрактного менеджмента. Политические силы в местном самоуправлении не имеют права «блюсти» свои партийные интересы. Бюрократические баррикады, которые вынуждены преодолевать предприятия в ходе отдельных управленческих процедур, остаются все еще довольно высокими [2, с. 341].
Вместе с тем ученые отмечают, что универсальной модели модернизации местного самоуправления не существует [2, с. 340]. Основываясь на своих потребностях, каждая община должна вести поиск собственной модели управления, отражающей творческий потенциал своих сотрудников. При этом существенную роль должна играть величина общины и интересы граждан. Контроль за делами местного сообщества со стороны населения настолько эффективен, что подключение внешних экспертов к оценке деятельности общины считается необязательным. Органы местного самоуправления, достигшие общей оптимизации управления, сталкиваются с признанием того факта, что без участия граждан в управлении успехи реформ будут недолговечными.
Литература
1. Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии.
М., 2000.
2. Vogelsang K., Luebking U., Ulbrich J. - M. (Hrsg.) Kommunale Selbstverwaltung.
Rechtsgrundlagen. - Organisation. - Aufgaben. - Neue Steuerungsmodelle. 3. Auflage. B.:
Erich Schmidt Verlag, 2005. 379 р.
Информатизация образования Курдус Е.В.
Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ
Сегодня главным в развитии системы современного образования является решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность ученика была бы ведущей, чтобы традиционная парадигма образования: учитель - учебник - ученик была бы со всей решительностью заменена на новую парадигму: ученик - учебник -
учитель. Так построена система образования в лидирующих странах мира, которая отражает гуманистическое направление в философии, психологии, педагогике.
Гуманистическая психология и, соответственно, педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. Наиболее яркий представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс среди основных принципов этого направления выделял следующие:
1) индивид находится в центре постоянно меняющегося мира. Отсюда следуют два вывода, чрезвычайно важных для педагога: для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
2) человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;
3) человек стремится к самопознанию и самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;
4) взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;
5) самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов [2, с. 32].
Многие взгляды К. Роджерса легли в основу личностно-ориентированной педагогики.
На современном этапе развития методики русского языка интерес к изучению русской орфографии не ослабевает. Выявлены не все закономерности изучения этого раздела русского языка. Так, не исследована проблема, насколько орфографические навыки могут быть скорректированы у учащихся 5-х классов в контексте личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей индивидуально-дифференцированный подход к обучению с учетом психологического развития школьников, уровня подготовки по данному предмету, его способностей.
О необходимости учитывать индивидуальные особенности говорили и многие зарубежные ученые, и известные советские психологи, начиная с Л.В. Выготского, выдвинувшего теорию зоны ближайшего развития ребенка, психологии общения А. А. Леонтьева, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи было абсолютно невозможно.
Необходимы качественно новые методики и приемы работы в изучении русского языка. Нами сделана попытка использования информационных технологий в обучении наиболее сложного для пятиклассников раздела русского языка - орфографии.
Для повышения эффективности работы по орфографии в учебный процесс было внедрено электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс», компьютерные программы которого реализуют индивидуально-дифференцированный подход к учащимся [3].
С помощью электронного пособия отрабатывались наиболее трудные темы по орфографии в 5 классе [1].
В соответствии с рекомендациями авторов пособия была выработана структура компьютерного урока, на котором могли индивидуально работать за компьютером 10 учащихся:
1. Повторение известных языковых явлений, необходимых для урока.
2. Организация проблемной ситуации.
3. Анализ формулировки темы урока с определением опознавательных признаков орфограммы.
4. Постановка учебной цели перед индивидуальной работой с компьютерной программой. Инструктаж.
5. Самостоятельная работа с компьютерной программой. Консультации учителя.
6. Контрольная работа на компьютере.
7. Работа над ошибками.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание (дифференцированное).
Компьютерные программы этого пособия работают в интерактивном режиме, что позволяет соединить процессы изучения, закрепления и контроля за усвоением учащимися знаний, осуществить индивидуализацию обучения.
Большой удачей авторов электронного пособия является то, что в компьютерных программах реализуется принцип многократного вариативного повторения орфографического материала. Это способствует формированию рациональных умственных действий с опорой на пройденную ступень обучения, предполагая разноплановое повторение орфографического материала:
- повторение теоретического материала перед изучением правила;
- повторение содержания динамичной таблицы перед выполнением упражнений на развитие умений и навыков по орфографическому разбору;
- обобщающее повторение (повторение всех изученных правил с тем опознавательным признаком, который находится в поле зрения учащихся перед выполнением заданий контрольного модуля).
Компьютерная программа, учитывая индивидуальные особенности учащихся, позволяет каждому ученику работать столько в любом из ее модулей, сколько необходимо для достижения положительного учебного результата, а затем перейти к следующему модулю программы.
На компьютерном уроке учащиеся успевали самостоятельно изучить новую орфограмму, выполнить дифференцированное задание, воспользоваться материалом толкового словаря электронного пособия, повторить изученную орфограмму, сделать контрольную работу и выполнить работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
На обычных уроках без использования компьютера промежуточный контроль охватывает далеко не всех учащихся. Компьютер давал объективную оценку как на этапе изучения новой орфограммы, так и на этапе контроля знаний. Учащиеся имели возможность сразу выяснить причину поставленной оценки. Соответственно, и реакция детей на оценку их работы была разной. Скорость реакции компьютерной программы мгновенная. Получившие от компьютера оценку «5» или «4», читая на мониторе похвалу и пожелания успехов, испытывали эмоциональное удовлетворение. Тем же, кто получил «2», компьютер указывал на ошибки и советовал еще раз вернуться к изучению материала.
Результаты выполнения упражнений и контрольной работы сохраняются программой, что в итоге обеспечивает осуществление учителем индивидуального контроля над процессом усвоения учащимися знаний и позволяет определить те области и темы, над которыми ученику стоит поработать дополнительно.
На компьютерных уроках учитель перемещался по классу и внимательно наблюдал
за работой каждого учащегося, своевременно оказывая необходимую помощь.
Общение учащихся и учителя на таких видах компьютерных уроков проходили в непринужденной и доброжелательной атмосфере. На традиционных уроках высокую мотивацию к учебе имеют лишь отдельные ученики. К компьютерным же занятиям все учащиеся проявляют большой интерес и старание.
По данным опроса класса, ребятам нравится учиться с компьютером, хотя задания «не очень-то и легкие, надо думать», зато «никто не торопит», «можно подумать», «компьютер сразу ставит оценку», «интересно учиться с компьютером».
Обязательно надо отметить, что за безошибочную контрольную работу ставится «5», за одну ошибку " «4». Компьютерная программа не ставит оценку «3», а оценку «2» ученик получает, если из трех контрольных заданий в двух есть хотя бы по одной ошибке.
Систематизация орфографических знаний с помощью компьютерной программы, как показывает наш опыт, дает положительные результаты.
Рассмотрим результативность такой работы.
Для сравнения возьмем несколько тем с одним и тем же опознавательным признаком «безударный гласный»: 1) безударный гласный в корне, проверяемый ударением; 2) безударный гласный в чередующихся корнях; 3) безударный гласный в окончаниях имен существительных на -ия, -ие, -ий.
В контрольных работах после изучения этих орфограмм необходимо было вставить в слова пропущенные буквы и выбрать правило, по которому они вставлялись.
Анализ ошибок после работы по первой теме показал, что 47% учащихся справились с выполнением обоих заданий на «4» и «5». 13% допустили ошибки в выборе правила, а оставшиеся 40% сделали ошибки и в выборе правила, и в его применении.
Результаты выполнения упражнений и контрольной работы сохраняются программой, что обеспечивает осуществление учителем индивидуального контроля над процессом усвоения учащимися знаний и позволяет определить те области и темы, над которыми ученику стоит поработать дополнительно.
На последующих традиционных уроках проводилась дополнительная работа по отработке навыков узнавать орфограмму по опознавательным признакам и применять данное правило.
После изучения второй орфографической темы на компьютере и выполнения контрольной работы проверялись знания уже трех правил с одним и тем же опознавательным признаком. И выяснилось, что на «4» и «5» выполнили работу уже 56% учащихся. Только 7% допустили ошибки в выборе орфограммы, а неправильно вставили пропущенную букву и выбрали правило 36% учащихся. Результаты представлены в таблице № 1.
Таблица № 1
"■"---.......Задания Правила ^—-..„..^ Выполнили оба задания «4» и «5» Допустили ошибки в выборе правила Сделали ошибки в обоих заданиях
Безударный гласный в корне, проверяемый ударением 47 % 13 % 40 %
Безударный гласный в чередующихся корнях 56 % 8 % 36 %.
Безударный гласный в окончаниях имен существительных на -ия, -ие, -ий 70 % 6 % 24 %
Таким образом, наблюдается положительная динамика по формированию орфографической грамотности учеников 5 класса.
После изучения орфографических тем и выполнения контрольных работ в классе из 30 учащихся выявились следующие результаты. Некоторые из них представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
№ п/п Название темы урока Обученность Качество Средний балл
1. Буквы ё - о после шипящих в корне слова под ударением 77 % 77 % 4
2. Буквы е - и в окончаниях существительных на -ие, -ий, -ия 70 % 70 % 4,8
3. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глагола и в глаголах 2 лица ед. числа 57% 57% 4
Проведение индивидуально-дифференцированного обучения с использованием компьютерных программ электронного пособия позволило сделать выводы о том, что появляются следующие изменения в области учебно-познавательной деятельности учащихся: увеличивается скорость овладения учебным материалом; прослеживается положительная динамика из групп со слабой и средней успеваемостью в группу со средней и высокой успеваемостью по предмету; повышается качество самоконтроля при решении орфографических задач; растет уровень орфографической зоркости; комфортность работы с компьютерными программами создает положительный эмоциональный настрой; повышается мотивация учебной деятельности.
Литература
1. Курдус Е.В. Экспериментальная работа по изучению в 5 классе орфографических тем с опознавательным признаком «О - Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных» с помощью электронного учебного пособия . Педагогика, лингвистика и информационные технологии. Материалы Международной научно-практической конференции. Елец, 2007.
2. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в гимназическом обучении // Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 2000.
3. Электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс» / Н.Н. Алгазина, Г.И. Пашкова, Т.В. Стрыгина, З.П. Ларских и др. М.: Просвещение-Медиа, 2005.