Научная статья на тему 'Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классах'

Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11272
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ГНЕЗДА ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самолина Татьяна Алексеевна

Основная цель предлагаемых методических рекомендаций – дать в распоряжение учителя учебный материал по одной из самых трудных грамматико-орфографических тем программы начальной школы «Правописание безударных гласных в корне слова». Рекомендации состоят из пяти частей: методические указания по изучению правописания безударных гласных в корне слова, материалы к урокам по данной теме с использованием ИКТ, список наиболее употребительных гнезд однокоренных слов, тексты контрольных заданий и диктантов. Предлагаемые «Материалы к урокам» составлены исходя из сложившейся в школе системы изучения безударных гласных. Они с успехом могут быть использованы на уроках русского языка во 2-4 классах независимо от системы, по которой работает учитель. В пособии указывается тема урока, основная учебная задача, материал для повторения. С содержанием работы на уроке, с лексическим материалом упражнений связана работа над корнями. Отбор гнезд однокоренных слов сделан на основе изучения лексики учебников русского языка для 2-4 классов с учетом частотности их употребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самолина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классах»

С □ ¡с1а55.Иоте-ес1и.ги/тос]^огит/ро51.рЬр?гер1у=518909

Курсы

5|0Уе5П0Й

► Участники

► Отчеты ▼ Общее

Ц?[ Кодов... курс

Щ :'чи

Архив...ум РФ щ Слова... минов ['^Толко...варик ^Аттес... года

Настройки I

ж Управление форумом о Права в Логи

► Режим подписки о Показать/ отредактировать состав подписчиков

► Управление курсом

► Настройки моего профиля

через форумы информационных площадок субъектов РФ

№р:/Д class.home-edu.ru/cours е/са1едогу.рЬр?1с1=94

Учителя РФ могут получить доступ к информационным площадкам сайта у технического специалиста ЦДО своего региона.

Сообщение* Шрифт " Размер " Абзац || (й

в 1 и ж ха Х! ш 9 Щ У <2 ¿й®11 >11 тг<

~ ;= « I Й^ВЛ аЛ!™^-

Путь: р

Подписка (*) На этот форум подписаны все

Вложение (?) [Добавить...| Максимальный размер для новых файлов: 5Мбайт Не прикреплён ни один файл

[Отправить в форум]

Обязательные для заполнения поля в этой форме помечены *.

Рис.3

Библиографически писок

1. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 10 дек. 2004 г. - М. : МГИУ, 2004. - 388 с.

2. Лахтионова С.Н. Дистанционное обучение как перспективная образовательная технология ХХ1 века / С. Н. Лахтионова // Образование взрослых: перспективы развития в XXI веке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых ; науч. ред. В. И. Подобед ; отв. ред.-сост. Е. Н. Елизарова. - СПб., 2003. - С. 131-137.

3. Лобачев С.Л., Попов А.Э. Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. - Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.

4. Покало О.Г. Руководство преподавателю Moodle /Под ред. Г.П. Ланец, Е.В. Забалканцевой. - СПб., 2009. - 39 с.

5. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

6. Солдаткин В.И. Образовательная среда сегодня и завтра. - М.: Рособразование, 2004. - 272 с.

Самолина Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1439, г. Москва [email protected]

Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классах Аннотация. Основная цель предлагаемых методических рекомендаций - дать в распоряжение учителя учебный материал по одной из самых трудных грамматико-орфографических тем программы начальной школы «Правописание безударных гласных в корне слова». Рекомендации состоят из пяти частей: методические указания по изучению правописания безударных гласных в корне слова, материалы к урокам по данной теме с использованием ИКТ, список наиболее употребительных гнезд однокоренных слов, тексты контрольных заданий и диктантов. Предлагаемые «Материалы к урокам» составлены исходя из сложившейся в школе системы изучения безударных гласных. Они с успехом могут быть использованы на уроках русского языка во 2-4 классах независимо от системы, по которой работает учитель. В пособии указывается тема урока, основная учебная задача, материал для повторения. С содержанием работы на уроке, с лексическим материалом упражнений связана работа над корнями. Отбор гнезд одноко-ренных слов сделан на основе изучения лексики учебников русского языка для 2-4 классов с учетом частотности их употребления.

Ключевые слова: безударные гласные, методическое пособие, гнезда однокоренных слов.

Правописание безударных гласных в корне слова до настоящего времени остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных. Анализ усвоения учащимися правописания безударных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру.

Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

1. Неумение найти объект применения правила:

а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко

приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему нужно проверить но и начинает расширять «границы» применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

2. Неумение практически пользоваться правилом:

а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил - тащит, везет - вез и т.п.;

б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии.

Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ:

ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ - со словом ПОСТ и т.п.;

в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного од-нокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и др;

г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости ( седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.

В значительной мере это вызвано тем, что овладение правописанием безударных корня требует уже достаточно развитых грамматических умений и речевых навыков. К числу таких умений и навыков относятся следующие:

- умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой ( в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

- умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;

- умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.

Все эти умения вырабатываются в результате длительных многократных упражнений. Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, графики, морфологии, а также без достаточно развитого словаря учащихся. Важность фонетических знаний при изучении безударных гласных объясняется прежде всего тем, что исходным в процессе письма для ребенка является слышимое слово, поэтому он вынужден соответствующим образом соотнести написание слова с произношением. Решающую роль здесь играет умение различать в слове гласные в ударном и безударном положении. Сопоставляя произношение ударного и безударного звука в ударном и безударном слогах, учащиеся убеждаются в том, что в безударном положении гласная изменяется, например: (вод)ы, (в д)а, (въд )я- ной. Обозначение гласных на письме опирается на знание графики, на знание основного принципа письма: безударные гласные в одних и тех же частях слова обозначаются так же, как и ударные. Знание фонетических условий, в которых написание гласной не определяется произношением, исключает момент догадки, случайности в нахождении орфограммы. Поиск орфограммы становится осознанным действием. В развернутом виде ход рассуждений должен выглядеть так:

Например, в слове ПОВАР - гласная в первом слоге ударная, в ударном положении гласная не изменяется, следовательно, надо писать, как слышишь. Во втором слоге гласная безударная, гласная в безударном положении изменяется, поэтому ее написание надо проверять. Так возникает потребность в орфографическом правиле.

Применение орфографического правила о правописании безударных гласных в корне слова опирается на знание состава слова и понятие об однокоренных словах. Эти знания лежат в основе умения производить структурно-семантический анализ слова с целью нахождения безударной гласной корня и проверки ее написания подбором нужного проверочного слова. Подбор проверочного слова связан с грамматическими умениями в изменении форм одного и того же слова, а также с умением определить значение слова и соотнести его с нужным однокоренным, что в свою очередь требует определенного уровня речевых навыков.

Работа над правилом правописания безударных гласных в корне слова

Правило о правописании безударных гласных в корне слова , по определению Д. Н. Богоявленского, относится к тому типу орфографических правил, в которых не дается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. Правила такого типа наиболее сложны для учащихся и требуют детальной работы над ними. Основное содержание такого типа правил составляет способ проверки. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением, а в другой - в безударном положении. Однако в целях правописания этим анализом еще нельзя ограничиться. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением. Такой анализ правила не только поможет ученику уяснить сущность орфографического правила, но и определить последовательность действий в применении правила.

Например:

1. В слове ЦВЕТНОЙ в слове безударная гласная.

2. Родственное слово ЦВЕТ - гласная корня ударная.

3. В слове ЦВЕТ в корне пишется «Е», значит, в однокоренном слове

ЦВЕТНОЙ следует писать в корне гласную «Е».

Правила подобного типа требуют анализа и со стороны структуры. Так в правиле о правописании безударных гласных в корне слова выделяются три составляющих его части:

1. Что проверять.

2. Как проверять.

3. Чем проверять.

Каждая часть этого правила должна стать предметом специальной работы. Прежде всего дети должны уяснить, что проверять надо не вообще слово, а безударную гласную, и не любую гласную, а лишь безударную гласную в корне слова. Написание безударных гласных в других частях слова, кроме корня, этим правилом не определяется. Выясняя смысл того, как проверять, дети узнают, что проверочным может быть либо однокоренное слово, либо форма изменения того же слова.

И, наконец,чем проверять?

Проверять надо ударением. Детям должно быть ясно, что только в положении под ударением написание гласной соответствует произношению, иначе учащиеся будут подбирать такое родственное слово, которое не является проверочным. В процессе работы над содержанием каждой части правила учитель указывает учащимся на те знания и умения, которые им необходимы для практического использования правила. Усвоение каждой части правила закрепляется в практических упражнениях.

Упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова. Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне слова предполагают выработку у учащихся, во-первых, умения находить слова, написание которых регулируется данным правилом, во-вторых, умения оперировать самим правилом, т.е. находить проверочные слова (однокоренные или форму слова) и, наконец, в-третьих, применять это правило в различного рода самостоятельных или творческих работах.

1. Упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила. Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость.

Орфографическая зоркость, т.е. «способность пишущего видеть в читаемом тексте те «опасные» места в слове, написание которых регулируется данным правилом», является одним из необходимейших условий в формировании навыков правильного письма. Применительно к правилу правописания безударных гласных ученик должен уметь выделить следующие опознавательные признаки данной орфограммы:

1. Гласная находится в безударном положении.

2. Безударная гласная находится в корне слова.

Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной и, наконец, выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом ( среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).

2. Упражнения в практическом применении правила

В инструктивной части правила указывается на два способа проверки слов с безударной гласной: изменение слова или подбор однокоренного. Следовательно, система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила правописания безударных гласных в корне слова: 1) в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением; 2) проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением. Таким образом, в работе представлены те виды упражнений, которые вооружат учеников знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять это слово из имеющихся в его распоряжении ряда однокоренных слов или форм слова. К ним относятся следующие виды упражнений:

1. Сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне.

2. Выбор проверочного слова из двух однокоренных.

3. Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм.

4. Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.

5. Различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова.

6. Подбор нескольких проверочных слов.

3. Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне слова. Важнейшими слагаемыми всей работы над навыком правописания безударных гласных в корне слова является активизация и обогащение словаря ребенка. Эта работа охватывает собой различные виды упражнений, связанных с уяснением и уточнением значения слова, с выработкой умений в области словообразования и словоизменения. Упражнения, связанные с развитием речи

учащихся, это не какой-то отдельный этап в работе над данным правилом, они пронизывают собой всю систему упражнений в период изучения данной темы. Вот их основные виды:

1. Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.

2. Упражнения, связанные с работой над значением слова ( многозначность,

прямое и переносное значение; слова, близкие и противоположные по значению). Эти упражнения воспитывают у учащихся привычку вникать в значение слова, отграничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов), формируют навык употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навыки речи точной и выразительной.

3. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.

4. Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.

Предложенная система упражнений реализуется на определенном лексическом материале с учетом предъявляемых к нему программных требований. При отборе материала учитывались следующие условия:

1. Отбирались слова, которые являются наиболее употребительными в речи

детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов- синонимов.

2. Предлагаются виды работы в основном со словами, прозрачными по своему морфологическому составу. Не следует предлагать детям слова с чередующимися гласными в корне, например, ОПОЗДАТЬ, ОПАЗДЫВАТЬ и т.п., слова с чередующимися полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ВОРОТА-ВРАТА и т.п. Количество слов с чередующимися согласными следует ограничить теми, значение которых легко соотносится со значением однокоренных слов, например, СНЕГ-СНЕЖОК и т.п.

3. Подбор слов дается с учетом возможностей учащихся начальной школы в словоизменении и словообразовании. Так, например, такое слово как БОЛТАТЬ (разболтанный) требует выработанного навыка словообразования, а слова типа ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - навыка структурного анализа, и поэтому не могут быть предложены учащимся в качестве мате- риала для упражнений.

Анализ лексики учебников по русскому языку (разных авторов) и указанных условий позволяет определить тот минимум гнезд однокоренных слов, которые должны усвоить учащиеся начальной школы как в процессе изучения данной темы, так и в дальнейшей работе при изучении других тем курса русского языка. Список гнезд помещен в приложении к данной разработке, он составлен с учетом лексики учебников по русскому языку в объеме данной темы. Библиографический список

1. Д. Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. Изд. «Просвещение», М., 1966 г.

2. А. В. Текучев. Методика русского языка в средней школе. Изд. «Просвещение», М., 1970 г.

3. В. А. Лебедев «Уроки русского языка в 1 классе» Владимир 2000 г.

4. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку во 2 классе» Москва «ВАКО» 2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку в 3 классе» Москва «ВАКО» 2006 г.

6. О. Н. Крылова «Поурочные разработки по русскому языку в 4 классе Москва «Экзамен» 2008 г.

7. Московский городской институт усовершенствования учителей «Изучение темы «Правописание безударных гласных в корне слова» Москва 1977 г.

8. А. К. Аксенова «Сборник диктантов» Москва «Просвещение» 1980 г.

9. Ф. Д. Костенко «Сборник диктантов» Москва «Просвещение» 1972 г.

Свиридова Марина Сергеевна,

учитель физической культуры МОУ лицей № 8 «Олимпия», г. Волгоград

[email protected]

Слюсарева Ольга Федоровна,

учитель физической культуры МОУ лицей № 8 «Олимпия», г. Волгоград [email protected]

Влияние коммуникативных действий учащихся старших классов на формирование навыка командной игры в баскетбол Аннотация работы. Определение влияния коммуникативных действий на формирование навыка командной игры в баскетбол.

Ключевые слова: баскетбол, коммуникативные действия учащихся, командная игра, схема командной игры, критерии оценивания командной игры.

Актуальность выбранной темы объясняется, тем, что к 9 классу навыки основных элементов игры в баскетбол (передачи, броски, перемещения, тактические действия в нападении и защите) сформированы, поэтому при изучении игры в баскетбол в старших классах 90% времени уделяется групповым и командным упражнениям. Учащиеся должны научиться понимать друг друга, учитывать возможности каждого игрока в команде, позицию партнера по деятельности, согласовывать усилие по достижению общей цели

Как показывает практика, далеко не всегда эти взаимодействия получаются в командной игре. От чего же зависит успех или не успех команды?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.