Е.А. Богданова, канд. пед. наук, В.Э. Черник, канд. пед. наук, доцент, Мурманский арктический государственный университет, Л.Я. Богданова, учитель начальных классов, МБОУ средняя общеобразовательная школа № 13, г. Мурманск, Россия, [email protected], [email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(на примере изучения темы «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»)
Авторы статьи обращаются к уже поднимавшейся на страницах журнала проблеме формирования персонального стиля учения младшего школьника. В данном случае показаны возможность и условия формирования персонального стиля учения на уроках русского языка в начальной школе, в чем и заключается новизна исследования. Приводятся примеры заданий, ориентированных на формирование каждого из восьми характеризуемых стилей учения. Это сделано на материалах по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова». Предлагаемый авторами подход позволяет не только успешнее решать задачи Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования применительно к предметной области «филология». По мнению авторов, создаётся новая благоприятная образовательная среда, или «сфера» (термин К.Д. Ушинского), в которой за счёт расширения палитры заданий максимально учитываются стилевые особенности познавательной деятельности обучающихся. Это, в свою очередь, позволяет успешнее решать задачи воспитания познавательной активности младших школьников, полнее учитывать индивидуальные особенности личности при разработке индивидуального образовательного маршрута и совершенствовать работу учителя по интеллектуальному развитию младших школьников в целом.
Ключевые слова: младший школьник, начальное образование, персональный стиль учения, интеллектуальное развитие, предметная область «филология».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены достаточно высокие требования к результатам, которые должны быть получены обучающимися при изучении предметной области «филология»: приобретение первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; понимание, что язык представляет собой явление националь-
ной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и т.д. Кроме того, обучающиеся должны ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач1.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
При этом нельзя не учитывать, что каждый из обучающихся имеет свои, присущие только ему, цели и задачи - деятельности, коммуникации, жизни вообще. Говоря словами великого «смутьяна» -середины XIX века, великого хирурга, педагога и гражданина России Н.И. Пирогова, каждый решает свои «вопросы жизни» при кажущейся их схожести2. Не умея ответить на определённый такой вопрос конкретного ребёнка, ориентируясь на «среднего», ни учитель, ни школа в целом не помогают ребёнку, а затрудняют его жизнь.
Понятен поэтому =
не ослабевающий в последние десятилетия интерес к личностно ориентированному обучению, попыткам исследовать основания выработки индивидуальных маршрутов обучения. В этой связи нам представляется актуальной идея персонального стиля учения.
Термином «стиль учения», введённым в 70-х годах ХХ века, обозначали типичный для личности подход к процессу обучения. Разрабатывавшаяся первоначально в зарубежной психолого-педагогической литературе проблема стиля учения стала предметом особого интереса видного отечественного психолога М.А. Холодной. В её работах взгляд на стиль учения как на «результат интеграции различных форм индивидуального опыта»3 был расширен и уточнен. Под стилями учения она понимает «учебные стратегии, которые характеризуют ответные действия индивидуума на требования конкретной учебной ситуации»4. Это индивидуальные способы учебной деятельности.
Ранее Е.А. Богда- _
новой были выделены и охарактеризованы следующие стили учения: алгоритмический, переводческий, прикладной, дедуктивный, интуитивный, комбинаторный, исследовательский и игровой5.
Каждый из обучающихся имеет свои, присущие только ему, цели и задачи - деятельности, коммуникации, жизни вообще. Говоря словами Н.И. Пирогова, каждый решает свои «вопросы жизни» при кажущейся их схожести. Не умея ответить на определённый такой вопрос конкретного ребёнка, ориентируясь на «среднего», ни учитель, ни школа в целом не помогают ребёнку, а затрудняют его жизнь.
Для формирования гармонично развитой личности необходимо обеспечить в содержании образования наличие всей палитры стилей учения.
Каждый из них поддаётся развитию вследствие специально организованной работы.
В данном исследовании авторы вслед за М. А. Холодной персональный стиль уче-— ния трактуют как «проявление персонального познавательного стиля ученика на данном уровне его сформированно-сти в конкретной учебной ситуации»6. Другими словами, персональный стиль учения конкретного человека формируется как система, сложившаяся из различных стилей учения. Таким образом, для формирования гармонично развитой лич-= ности необходимо обеспечить в содержании образования наличие всей палитры стилей учения.
На сегодняшний день разработана научно обоснованная система дидактических заданий математического содержания как средства конструирования персонифицированного процесса обучения математике в начальном общем образовании. Экспериментально проверена и доказана эффективность предложенной системы для формирования персонального стиля учения. Разработаны комплексы дидактических заданий для старших дошкольников в рамках предшкольного образования, для обучающихся начального общего образования в предметной области «филология» по иностранному языку (английский)7.
В данной статье представлен опыт организации работы учителя начальных классов по формированию персонального стиля учения в предметной области «филология» по русскому языку при изучении темы «Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне слова».
Представим сначала задания, способствующие формированию алгоритмического стиля учения, на основе которого осу-
ществляются планирование предстоящей деятельности, разработка чёткой последовательности действий, организация выполнения составленного проекта, решение однотипных задач.
Обучающимся предлагается алгоритм написания проверяемых безударных гласных:
1. Найдите в слове ударный слог (поставьте ударение).
2. Выделите (подчеркните) безударные гласные.
3. Подберите однокоренные слова, поставьте в них ударение.
4. Выберите из этих слов проверочные (те, в которых проверяемая гласная стоит под ударением).
5. Объясните написание данного слова.
По ходу изучения правила нужно обратить внимание на следующее:
а) выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;
б) осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;
в) умение обнаруживать в тексте орфограммы, то есть безударные слоги, безударные гласные;
г) быстроту реакции учащихся - изменения слова или подбора однокоренного слова;
д) выяснение, как правильно выделить корень в слове, какие гласные в слабой позиции надо проверять, а затем разработать чёткую последовательность действий, то есть составить памятку - алгоритм;
е) применение алгоритма в стандартных и изменившихся условиях, доведение выполнения алгоритма до автоматизма.
На уроках русского языка учащиеся используют алгоритм - памятку написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, при выполнении упражнений из учебника «Русский язык». Например:
1. Прочитайте. Запишите слова в две группы: в первую группу - с пропущенной буквой е, во вторую - с пропущенной буквой и. Объясните свой выбор.
Л...нейка, цв...тник, гр...бник, п.вец, р...чной, кр.кливый, л.нивый, св..стеть, встр.чать, ч.сло, б.жать, п.сать, л. пить, п.сьмо.8
Ещё примеры применения алгоритма:
2. Подберите проверочное слово на пропущенную букву, вставьте пропущенную букву, рядом в скобках напишите проверочное слово.
Нел. гко сн. мать зв. рей!
Заяц просит: «Поск... рей!»
Мышь п. щит: «Б. юсь немножко,
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Что увидит снимок кошка!»
«Ук... лю, - гр... зится ёж, -
Если снимка не пришлешь!» (Валентин Берестов)
3. Спишите, вставив -пропущенные буквы. Выделите корень в словах с безударными гласными. Подберите проверочные слова.
В л. су еще св. тло. М... л... дая тр. ва бл. с-тит в. сёлым блеском изумруда.
4. Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное слово (проверочные слова).
Р. бит, р. бь, р. бой.
Св . тлый, св . тлеть, св... т.
Стр. йка, стр. ительный, стр. ить.
Уд . вительный, д. во, уд . вить.
Кр... к, кр . чать, кр . кливый.
5. Выберите проверочное слово, подчеркните его, вставьте букву, обозначающую безударный гласный звук.
В.зил (воз, ваза); л.нивый (линия, лень); п.сать (песня, пишет); к. тал (катит, кот); б. леть (боль, бал); с. довый (сад, сода).
При изучении темы имеются все основания для развития переводческого стиля учения, благодаря которому формируются умения устанавливать связи, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, интерпретировать данные. Для этого можно предложить представленные ниже задания.
В каждой строке установите связь, ко -торая существует в первой паре слов. Составьте подобную пару к выделенному слову, выбрав одно из четырёх слов, записанных в скобках. Составленные примеры запишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
1) девочка - платье; дер... во - (одежда, суч. я, л. ства, ветви);
2) ночь - день; свет - (веч. р, т. мно-та, яркий, в. сна);
Для развития умения делать выводы, следствия, строить правдоподобные рассуждения необходимо
ещё и уметь видеть, замечать, осознавать, выделять многое в одном, а это нелёгкая умственная деятельность.
3) дом - человек; улей - (соты, пч. ла, мёд, насекомое);
4) хлеб - сумка; в. да - (окун..., ручей, л.ётся, в.дро);
5) тетрадь - бумага; батон - (хлеб, белый, з. рно, покупать).
Приведём примеры заданий, нацеленных на формирование прикладного стиля учения в предметной области «филология», который позволяет освоить опыт применения познаний в жизненных ситуациях, показывает области применения правил внутри предметной области и за её пределами, усиливает прикладную направленность учения.
1. Многие русские, украинские, белорусские фамилии в своём происхождении связаны с христианскими именами. Из данного списка выберите фамилии с безударным гласным в корне, которые будут проверяться именем: Иванов, Романов, Кириллов, Ермаков, Акимов, Петров, Осипов, Николаев, Григорьев, Васильев, Фролов, Тихонра-вов, Тимофеев, Сергеев.
2. Из названий улиц города Мурманска выпишите те, в которых есть орфограмма «безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»: Шевченко, Володарского, Крупской, Береговая, Лесная, Скальная, Беринга, Первомайская, Карла Маркса, Воровского, Достоевского, Щербакова, Мира, Бредова, Буркова.
Для развития умения делать выводы, следствия, строить правдоподобные рассуждения необходимо ещё и уметь видеть, замечать, осознавать, выделять многое в одном, а это нелёгкая умственная деятельность. Её тренировке и формированию умений сравнивать, доказывать, обосновывать своё мнение способствуют задания дедуктивного стиля учения. Главным образом такие задания ориентированы на нахождение причинной связи между явлениями.
1. Верно ли утверждение, что приведенные слова не могут быть однокоренны-ми: грибы - гриб, сады - сад, стена - стены, игла - иглы, зима - зимы.
2. Даны буквы а, у, я, и, ё, о, е. Найдите среди них ту, которая относится к словам. Ответ обоснуйте.
1) Мол.дость, кол... кол, зол. то, хол... д, к.лос.
2) М.чтать, сл.дить, л.пить, л. чить, стр. лять.
3) С.довник, к. ток, тр..винка, стр. на, ст. рик.
Какие из следующих высказываний верные, а какие неверные?
1) В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
2) Проверочное слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.
3) Гласный звук в безударном слоге называется безударным.
4) Слова сад - сады, дом - дома, край -края - это однокоренные слова.
5) Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
6) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать любое однокоренное слово.
Заметное место среди стилей учения мы склонны отводить интуитивному. «Чувственный разум», «дар Богов», «шестое чувство» - эти и другие эпитеты используют, когда речь заходит об интуиции. В последнее время появилось большое количество исследований, в которых интуиция рассматривается «как феномен познания»9, «как элемент лидерской одарённости»10, «как фактор целостного мышления человека в процессе мышления, как особая познавательная способность человека»11 и т.д. Здесь мы хотим привести мнение Анри Пуанкаре об интуиции не только в науке, но и в образовании: «Нам нужна способность, которая позволяла бы видеть цель издали, а эта способность есть интуиция. Она необходима исследователю в выборе пути, она не менее необходима для того, кто идет по его следам и хочет знать, почему он выбрал его»12. Задания интуитивного стиля учения развивают интуицию, смекалку, умение догадываться.
1. Прочитайте слова по транскрипции и найдите лишнее. Запишите слова и подберите проверочное.
[нач'ной'] [в'исна] [прас'ит']
[марской'] [з'имл'а] [дражат']
[бал'ной'] [завот] [вид'эт']
[г'ипк'ий'] [д'ир'эв'й'а] [карм'ит'] [л'эн'ивый'] [л'эства] [сматр'эт']
2. Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
На г. ре шумит, под г. рой молчит. (Лес)
Орехи в з. мле, листья на з. мле. (Картофель)
Гл..за на р.гах, а домик на сп.не. (Улитка)
3.лёный п.ясок в траве затерялся. (Ящерица)
Задания комбинаторного стиля учения ориентированы на развитие умений сортировать, классифицировать, перечислять, работать с конечными множествами.
1. Решите анаграммы. В каждом столбике найдите и зачеркните лишнее слово, подберите проверочные слова.
АГИРЧ ЕЗАБРЁ ГАЗОР
СОКРЫВЦ СОАИН ЖОДИД
РДЫОЗД НОСАС ЕМТЬЕЛ
ОВРЙБОЕ УРАМЕЧЁХ АОВД ЛСВОЬИО НЛЯБЯО ТОТЕЕЛПЬ
2. Найдите минимум 7 названий государств в этой таблице. Запишите только те, в которых есть орфограмма «безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением». В найденных словах поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
М У Щ Ю Х А Э Ф А Е
И Ф И Н Л Я Н Д И Я
Н Н О Р В Е Г И Я Я
Д Ч Р Ф Е Л Э К Ф П
И М О Е Г Н Т И М О
Я О С Х И Б Я Т Щ Н
Я Н С Ъ П Х Ф А П И
И Г И Ч Е Т Ш Й Х Я
Л О Я Ш Т У Р Ц И Я
Б У К Р А И Н А Ж У
(Россия, Китай, Египет, Япония, Норвегия, Монголия, Финляндия, Украина; не подходят: Индия и Турция).
3. Исключите в каждой строчке лишнее слово. Ответ обоснуйте.
1) Тр. пинка, л. ства, к. рандаш, сл. вечко, п. тнышко.
2) Цв.тные, зв.риные, сколь. кие, д. лёкие, б. льшие.
3) Пот. нули, зам. тили, пост. вили, поб. жали, прин. сли.
4. В каких строках во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) М. лыши, д. ма, шк. фы, кр. ты.
2) П. сьмо, гр. бок, л. сток, ч. сло.
3) Б . льшой, с . довый, д . машний, с. сновый.
4) С. стра, в. сло, гн. здо, в. сна.
Важнейшей тенденцией в изменении
образования во всём мире является усиление внимания к творческим, исследовательским, продуктивным методам в обучении13. При этом задача овладения данными методами ставится перед всеми учениками, а не только перед самыми заинтересованными и способными.
Исследовательский стиль учения в последние годы привлекает всё большее внимание педагогов, методистов, преподавателей вузов и школьных учителей. Он предполагает не только самостоятельное формирование целей собственной деятельности, выдвижение и проверку гипотез, но и порождение субъективно или объективно новых идей. В начальном общем образовании обучающиеся только пробуют свои силы в мини-исследованиях.
Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов.
1. Являются ли данные слова однокоренны-ми словами?
1) Греча, греческий, гречка, гречневая (крупа), грешить, гречиха.
2) Авария, аварийный, аварский, аварийщик, аварийность.
3) Блеск, блестящий, блёклый, блестеть, блеснуть.
2. Может ли один и тот же гласный звук в безударном слоге быть обозначен разными буквами? Приведите примеры.
Различие между игрой и некоторыми формами исследовательского поведения в процессе игры Коррин Хатт определила таким образом: «Если в процессе исследования дети как бы пытаются ответить на вопрос: "Для чего служит этот предмет?", то игрой движет уже совсем другой вопрос: "Что можно делать с этим предметом?". Иными словами, исследование определяется новым стимулом, а игра - цепью реакций»14.
Игровой стиль учения, по нашему мнению, может быть универсальным в том смысле, что может совмещаться с любым из уже представленных выше стилей учения.
1. Игра «Лото».
Правила игры в лото общеизвестны. Учитель подбирает слова с орфограммой «безударный гласный звук в корне слова, проверяемый ударением», записывает их на карточки по принципу: проверочное - проверяемое. В игре участвует весь класс. Тот ученик, который начинает игру, и заканчивает её, называя последнее проверяемое слово. Каждый ученик должен услышать проверочное слово и назвать проверяемое слово, написанное на его карточке. Набор карточек -по количеству обучающихся.
Приведём примерный набор слов для 30 карточек лото: холмы - сёстры; сестра -свист; свистеть - лист; листок - блеск; блестит - глаз; глаза - снег; снеговик - след; следы - цвет; цветник - море; морской - травы; травинка - боль; больной - ствол; стволы - зелень; зелёный - письмо; письма -молча; молчит - лес; лесной - ночь; ночной -звон; звонить - сидя; сидит - гнёзда; гнездо -дальний; далеко - тихо; тишина - корм; кормушка - лень; ленивый - бег; бежать - крик; крикливый - лепка; лепить -гриб; грибник - пишет; письмо - холм.
2. Игра «Расположи по порядку».
В игре участвуют по одному участнику от каждой группы (3 человека). У каждого
Исследовательский стиль учения предполагает не только самостоятельное формирование целей собственной деятельности, выдвижение и проверку гипотез, но и порождение субъективно или объективно новых идей.
участника игры - список из 5 слов, начинающихся с одной и той же буквы, но различающихся второй буквой:
1) Тихонько, темнеет, топить, травянистый, тяжёлый.
2) Тишина, тополиный, тропинка, тянуть, теплица.
3) Таскать, трескучий, терпение, тигрята, тяготеть.
Нужно расположить слова в алфавитном порядке по второй букве и записать их столбиком на доске. Поставить ударение, подчеркнуть орфограмму и подобрать проверочное слово. Класс проверяет и оценивает работу игроков.
3. Игра «Что за слово?»
Задача каждой группы - расшифровать по 3 слова, записать их и подобрать проверочные. (Буквы слов обозначены числами по их порядковому номеру в алфавите.)
1-я группа 2-я группа 3-я группа
а) 19, 3, 6, 20, а) 17, 16, 14, а) 21, 5, 10, 3,
13, 33, 25, 16, 16, 27, 15, 10, 13, 6, 15, 10, 6
12 24, 1
б) 12, 1, 20, 1, б) 3, 6, 25, 6, б) 9, 3, 6, 18,
13, 10, 19, 30 18, 15, 10, 11 10, 15, 29, 11
в) 3, 6, 18, 26, в) 16, 17, 16, 9, в) 17, 16, 5, 1,
10, 15, 1 5, 1, 13 18, 10, 13
Ответы
Светлячок, Помощница, Удивление,
катались, вер- вечерний, звериный,
шина опоздал подарил
Итог игры можно подвести как в группе, так и индивидуально. Победителями считаются 3 ученика, первыми правильно расшифровавшие все три слова.
В заключение обратимся к идеям великого русского педагога К.Д. Ушинского. Характеризуя роль учебной деятельности и определяя место игры в ней, он писал, что обучать в игре можно до 6 лет15. Внимательному читателю и исследователю наследия основоположника научной педагогики в России нетрудно будет обнаружить при этой, казалось бы, категоричности автора на самом деле его решительный настрой не столько против игры как метода обучения, сколько против придания учению несерьёзного, шутовского оттенка. «В учебную и воспитательную пору возраста, - писал К. Д. Ушинский, - ученье и вос-
питание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружен благоприятной сферой»16. И такую, по нашему убеждению и результатам проводимого исследования, «благоприятную сферу» может создать расширение палитры заданий, максимально учитывающих стилевые особенности познавательной деятельности обучающихся.
0
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: Шр://минобрнау-ки.рф.документы/922/файл/748/ФГОС-НОО^ (дата обращения: 27.05.2017).
2. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. М.: Педагогика, 1985. С. 29-51.
3. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 337.
4. Там же.
5. Богданова Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника: моногр. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 128 с.
6. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 338.
7. Богданова Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника: моногр. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 128 с.; Кибирева Е.Н., Черник В.Э. О формировании персонального познавательного стиля младшего школьника при изучении иностранного языка // Научные труды SWorld. Иваново, 2013. Т. 16, № 3. С. 67-70; Богданова Е.А., Черник В.Э. О возможности формирования персонального познавательного стиля дошкольника // Детский сад от А до Я. 2013. № 6 (66). С. 44-57; Богданова Е.А., Черник В.Э., Кибирева Е.Н. Метапредметный подход в формировании персонального стиля учения младшего школьника // Дискуссия. 2016. № 5 (68). С. 109-117 и др.
8. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. Ч. 1. 144 с.
9. Хачатрян А. А. Интуиция как феномен познания // Ученые записки Казанской государственной
академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2016. Т. 227, № 3. С. 86-89.
10. Паршина О.С. Интуиция и лидерская одаренность // Медицина Кыргызстана. 2015. Т. 1, № 2. С. 95.
11. Батяева Т.А. Интуиция как особая познавательная способность человека // Гуманитарные исследования: традиции и инновации: сб. на-уч.-метод. тр. / Нац. исслед. Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 2006. С. 67-71.
12. Пуанкаре А. Математическое творчество // О науке: пер. с фр. / А. Пуанкаре. М.: Наука, 1983. С. 216.
13. Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение: Концепция и технология: разраб. в Ин-те продуктив. обучения в Европе, г. Берлин (Германия) // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 4-12.
14. Одарённые дети: пер. с англ. / К. Тэкекс [и др.]; общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого; предисл. В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. С. 354-355.
15. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. С. 8-26.
16. Там же. С. 23.
PERSONAL STYLE'S FORMATION IN TEACHING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AT LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE (on the example of studying the topic "Spelling words with unstressed vowel sound in a root word"
E.A. Bogdanova, Candidate of Pedagogy, V.E. Chernik, Candidate of Pedagogy, Docent, Murmansk Arctic State University, L.Y. Bogdanova, teacher, School № 13, Murmansk, Russia,
[email protected], [email protected], [email protected]
The authors have already addressed the journal the problem of creating a personal style of teaching junior schoolchildren. In this case the paper shows the possibility and formation's conditions of teaching personal style on the Russian language lessons in primary school; and it is the novelty of the research. The article provides some examples of tasks focused on the formation of each of the eight styles of teaching. It is done on the materials of the topic: "Spelling words with unstressed vowel sound in the root word". The offered by the authors approach allows solving issues of FSES of the elementary education in the sphere of "philology". According to the authors, it creates a new favorable educational environment or "field" (the term by K. D. Ushinsky), in which by expanding the variety of tasks it is taken into consideration the stylistic peculiarities of cognitive activity of schoolchildren. It allows solving the tasks of education more successfully of cognitive activity of junior schoolchildren, be more responsive to individual personality's characteristics during the development of the individual educational program and to improve a teacher's work in intellectual development of junior schoolchildren. Key words: junior schoolchild, elementary education, personal style of teaching, intellectual development, subject field "philology".
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary General education]. URL: http://minobrnauki.rf. dokumenty/922/ fajl/748/FGOS-NOO.pdf (accessed: 27.05.2017).
2. Pirogov N.I. Voprosy zhizni [Questions of life] // Izbrannye ped.soch. M.: Pedagogika, 1985. S. 29-51.
3. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma [Cognitive styles. The nature
of the individual mind]. 2-e izd. SPb.: Piter, 2004. 384 s. S. 337.
4. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma [Cognitive styles. The nature of the individual mind]. 2-e izd. SPb.: Piter, 2004. 384 s. S. 337.
5. Bogdanova E.A. Formirovanie personal'nogo stilya ucheniya mladshego shkol'nika [The formation of a personal style of teaching primary school
children]: monogr. M.: MPSI; Voronezh: MODEHK, 2010. 128 s.
6. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma [Cognitive styles. The nature of the individual mind]. 2-e izd. SPb.: Piter, 2004. 384 s. S. 338.
7. Bogdanova E.A. Formirovanie personal'nogo stilya ucheniya mladshego shkol'nika [The formation of a personal style of teaching primary school children]: monogr. M.: MPSI; Voronezh: MODEHK, 2010. 128 s.; Kibireva E.N., CHernik VEH. O formi-rovanii personal'nogo poznavatel'nogo stilya mladshego shkol'nika pri izuchenii inostrannogo yazyka [On the formation of personal cognitive style of primary school children when learning a foreign language] // Nauchnye trudy SWorld. Ivanovo, 2013. T. 16, № 3. S. 67-70; Bogdanova E.A., CHernik VEH. O vozmozh-nosti formirovaniya personal'nogo poznavatel'nogo stilya doshkol'nika [On the possibility of formation of personal cognitive style of preschool children] // Detskij sad ot A do YA. 2013. № 6 (66). S. 44-57; Bogdanova E.A., CHernik VEH., Kibireva E.N. Metapredmetnyj podhod v formirovanii personal'nogo stilya ucheniya mladshego shkol'nika [The meta-sub-ject approach in shaping a personal style of teaching primary school children] // Diskussiya. 2016. № 5 (68). S. 109-117 i dr.
8. Kanakina V.P., Goreckij V.G. Russkij yazyk. 2 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenij s prilozheniem na ehlektronnom nositele [Russian language. 2nd grade: textbook for General education institutions app. on an electron. media]. V 2 ch. CH. 1. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 2014. 144s.
9. Hachatryan A.A. Intuiciya kak fenomen poznaniya [Intuition as a phenomenon of cognition] // Uche-
nye zapiski Kazanskoj gosudarstvennoj akademii veterinarnoj mediciny im. N.EH. Baumana. 2016. T. 227. № 3. S. 86-89.
10. Parshina O.S. Intuiciya i liderskaya odarennost' [Intuition and leadership talent] // Medicina Kyr-gyzstana. 2015. T. 1. № 2. S. 95.
11. Batyaeva T.A. Intuiciya kak osobaya pozna-vatel'naya sposobnost' cheloveka [Intuition as a special cognitive ability of a person] // Gumanitarnye issledovaniya: tradicii i innovacii sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Nacional'nyj issledovatel'skij Mordovskij gosudarstvennyj universitet im. N.P. Og-areva. Saransk, 2006. S. 67-71.
12. Puankare A. Matematicheskoe tvorchestvo [Mathematical creativity] // O nauke: per. s franc. M.: Nauka, 1983. 560 s. S. 216.
13. Bashmakov M.I. CHto takoe produktivnoe obu-chenie: Koncepciya i tekhnologiya, razrab. v In-te produktiv. obucheniya v Evrope, g. Berlin (Germani-ya) [What is productive learning: Concept and technology: developed. at the Institute produktiv. learning in Europe, Berlin (Germany)] // SHkol. tekhnologii. 2000. № 4. S. 4-12.
14. Odaryonnye deti [Gifted children]: per. s angl. / K. Tehkeks [i dr.]; obshch. red. G.V. Burmenskoj, V.M. Sluckogo; predisl. VM. Sluckogo. M.: Progress, 1991. 376 s. S. 354-355.
15. Ushinskij K.D. Trud v ego psihicheskom i vos-pitatel'nom znachenii [Labor in its psychological and educational value] // Ped.soch.: V 6-ti t. T. 2. S. 8-26.
16. Ushinskij K.D. Trud v ego psihicheskom i vospitatel'nom znachenii [Labor in its psychological and educational value] // Ped.soch.: V 6-ti t. T. 2. S. 8-26.