Научная статья на тему 'Метапредметный подход в формировании персонального стиля учения младшего школьника'

Метапредметный подход в формировании персонального стиля учения младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ / РАЗВИТИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ / СТИЛИ УЧЕНИЯ / ELEMENTARY SCHOOL / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / INDIVIDUALIZATION OF LEARNING / ENGLISH LANGUAGE TEACHING / TEACHING MATHEMATICS / DEVELOPMENT / META-SUBJECT / META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES / TEACHING STYLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Е.А., Черник В.Э., Кибирева Е.Н.

На разных этапах развития отечественной школы от учителя требовался разный подход к обучению. В первые годы советской власти была предпринята попытка обучения по так называемым комплексам, затем утвердилась идея политехнизма. Популярна и востребована была идея межпредметных связей, интегративных уроков. В той или иной степени всё это отражает стремление формировать у учащихся универсальную способность целостно во взаимосвязях воспринимать, понимать и преобразовывать мир, в котором мы живём. В современных условиях федеральный государственный стандарт образования требует осуществления метапредметного подхода к организации обучения. В этой связи в статье раскрывается возможность реализации метапредметного подхода к обучению в начальной школе. Представлены примеры метапредметных дидактических заданий, которые включают в себя материалы как математики, так и английского языка. Они направлены на достижение метапредметных результатов и одновременно формирование персонального стиля учения младшего школьника. Авторы утверждают, что расширение типов дидактических заданий, которые используются в работе с младшими школьниками, способствует формированию персонального стиля учения и благотворно действует на развитие их мыслительных, творческих способностей и в конечном итоге метапредметных умений. При этом повышается эффективность интеллектуальной деятельности и вырабатываются глубоко индивидуализированные механизмы познавательной активности за счёт более оптимального баланса свойств интеллекта. Проведённое авторами исследование позволяет утверждать, что значительно более эффективным формирование метапредметных умений становится при интегративном подходе к преподаванию учебных дисциплин в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Е.А., Черник В.Э., Кибирева Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

META-SUBJECT APPROACH IN FORMATION OF PERSONAL STUDYING STYLE FOR JUNIOR SCHOOLCHILD

At different stages of domestic school development teachers need a special approach to teaching. During the first years of soviet period it was an attempt to teach according to so-called “complexes”, and then, the idea of polytechnism was confirmed. The ideas of inter-subject links and integrative lessons were very popular. In this or that way it reflects a desire to form universal ability to percept, understand and reorganize the world. In the modern conditions the federal state educational standard requires meta-subject approach to organization of teaching. Due to this fact the article exposes an ability of meta-subject approach realization to studying in primary school. The paper provides examples of meta-subject didactic tasks including materials of mathematics and English language. It is aimed at achievement of meta-subject results and formation of personal studying style of junior schoolchild. The authors affirm that broadening of didactic tasks ’ types, which can be used in work with junior schoolchildren, promotes formation of personal studying style and influences positively on development of thinking, creative and meta-subject skills. Besides, the efficiency of intellectual activity rises, and individual mechanisms of cognitive activity develop by means of optimal balance of intelligence’s features. The researches, conducted by the authors, allow affirmation that formation of meta-subject skills becomes more efficient with integrative approach to teaching school disciplines.

Текст научной работы на тему «Метапредметный подход в формировании персонального стиля учения младшего школьника»

Е.А. Богданова, канд. пед. наук, доцент, кафедра математики, физики и информационных технологий, В.Э. Черник, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия,

Е.Н. Кибирева, учитель английского языка, Жидкинская основная общеобразовательная школа, с. Жидка, Балейский район, Россия, bogdanovalena@rambler.ru, kibireva2014@yandex.ru, chemikval@mail.ru

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

На разных этапах развития отечественной школы от учителя требовался разный подход к обучению. В первые годы советской власти была предпринята попытка обучения по так называемым комплексам, затем утвердилась идея политехнизма. Популярна и востребована была идея межпредметных связей, интегративных уроков. В той или иной степени всё это отражает стремление формировать у учащихся универсальную способность целостно - во взаимосвязях - воспринимать, понимать и преобразовывать мир, в котором мы живём. В современных условиях федеральный государственный стандарт образования требует осуществления метапредметного подхода к организации обучения. В этой связи в статье раскрывается возможность реализации метапредметного подхода к обучению в начальной школе. Представлены примеры метапредметных дидактических заданий, которые включают в себя материалы как математики, так и английского языка. Они направлены на достижение метапредметных результатов и одновременно формирование персонального стиля учения младшего школьника. Авторы утверждают, что расширение типов дидактических заданий, которые используются в работе с младшими школьниками, способствует формированию персонального стиля учения и благотворно действует на развитие их мыслительных, творческих способностей и в конечном итоге - метапредметных умений. При этом повышается эффективность интеллектуальной деятельности и вырабатываются глубоко индивидуализированные механизмы познавательной активности за счёт более оптимального баланса свойств интеллекта. Проведённое авторами исследование позволяет утверждать, что значительно более эффективным формирование метапредметных умений становится при интегративном подходе к преподаванию учебных дисциплин в школе. Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники, индивидуализация обучения, преподавание английского языка, преподавание математики, развитие, метапредметность, результаты метапредметного обучения, стили учения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет в качестве цели и основного результата обучения развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. В нём

признаётся решающая роль содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся1.

При этом в ФГОС НОО определённо звучит требование разнообразия организационных форм и учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельно-сти2. Казалось бы, всем понятно, что обучать по старинке в условиях изменения характера взаимодействия учителя и обучающихся невозможно.

Как отмечает один из ведущих современных исследователей в области начального образования Н.Ф. Виноградова, в настоящее время в рамках учебной деятельности взаимодействие участников обучения становится совместно-распределительным, а его характер - более равноправным и менее авторитарным по сравнению с традицион-ным3. Это означает, «что учитель и учащиеся осуществляют совместный поиск... Учебная задача определяет направленность на развертывание поисковой деятельности, на анализ ситуации и организацию её разрешения», то есть учебная задача отвечает на вопрос: «Каким образом будет осуществляться поиск?» Поскольку учитель в данном случае отказывается от образца, то его целью становится организация поиска, а не предъявление «правильного» пути решения4

Вопрос о способах решения учебных задач весьма неоднозначен, поскольку существуют значительные индивидуальные различия в деятельности детей. При этом зачастую остаются непонятыми причины этих отличий, так как процесс восприятия, обработки и усвоения информации скрыт: работа протекает в индивидуальном для каждого ребёнка стиле.

Сущность стилевых характеристик личности и причины их различий весьма актуальны и исследуются представителями разных наук: философии, культурологии, психологии, литературоведения, искусствоведения, лингвистики, и в каждой из них трактуются весьма неоднозначно. Напри-

мер, только в психологии можно выделить несколько десятков определений стиля: «стиль индивидуальности» (Г. А. Берула-ва); «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуальный стиль общения» (Б. А. Вяткин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин); «стиль жизни личности» (Е.Г. Злобина); «личностный стиль» (В.И. Моросанова); «индивидуальный стиль учебной активности» (А. А. Волочков, Б. А. Вяткин); «индивидуальный познавательный стиль» (А. А. Зюзя, В. А. Рожина) и др.

В нашем исследовании речь идёт о понятии «познавательный стиль». Оно развивается в трудах Дж. Брунера, Л.М. Веккера, А.А. Плигина, М.А. Холодной и др. Вслед за М.А. Холодной мы понимаем под познавательным стилем «индивидуально-своеобразный способ изучения реальности»5.

Существует иерархия данных стилей: стили кодирования, переработки информации (когнитивные стили), постановки и решения проблем (стили мышления, или интеллектуальные стили), эпистемологические стили (стили познавательного отношения к миру). В процессе интеллектуального развития за счёт интеграции механизмов разных уровней стилевого поведения формируется персональный познавательный стиль. Именно его на определённом уровне сформированности, а не отдельные учебные или познавательные стили, демонстрирует конкретный ребёнок в реальной учебной дея-тельности6.

Проявление персонального познавательного стиля обучающегося на данном уровне его сформированности в конкретной учебной ситуации называют стилем учения1. Классификация и характеристика стилей учения раскрыты Е.А. Богдановой на примере предметной области «математика»8. Нами выявлены условия и показана возможность обучения школьников в контексте идеи персонального познавательного стиля средствами содержания образования на примере других предметных областей, а также определена возможность и предложены пути

В настоящее время в рамках учебной деятельности взаимодействие участников обучения становится совместно-распределительным, а его характер - более равноправным и менее авторитарным по сравнению с традиционным.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

формирования персонального познавательного стиля детей дошкольного возраста9.

Ниже будет показан вариант реализации данной идеи при обучении младших школьников иностранному (английскому) языку с использованием элементов содержания математического образования. Тем более что этого от нас требует принятая Правительством России «Концепция математического образования в Российской Фе-дерации»10.

Согласно содержащимся в ней требованиям, в начальном общем образовании необходимо обеспечить «широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде)». Это особенно важно, поскольку, как подчёркивается в Концепции, «изучение и преподавание математики имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников к обучению, а также на содержание и преподавание других пред-

метов»11.

Анализ целей обучения английскому языку и математике в начальной школе позволяет говорить о некотором их сходстве, что ещё раз подтверждает необходимость метапредметного подхода к обучению. Ко -нечно, цели обучения иностранному языку и математике имеют свою специфику. Первые предполагают «приобретение начальных навыков общения в устной и письменной формах с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения». Вторые же -формирование «умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами

При изучении английского языка в начальной школе связь с математикой выражается в том, что здесь изучаются количественные

и порядковые числительные, даты, определяется соотношение количества букв и звуков в словах.

бражать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные»12.

Вместе с тем, при изучении английского языка в начальной школе связь с математикой выражается в том, что здесь изучаются количественные и порядковые числительные, даты, определяется соотношение количества букв и звуков в словах. Порядок слов в предложениях изучается как определенная последовательность элементов множества. При изучении лексики происходят обобщение слов по конкретному признаку, классификация частей речи. При составлении высказываний обучающийся учится придерживаться алгоритма коммуникативной ситуации. Составление предложений и словосочетаний можно рассматривать как пропедевтическое обучение элементам комбинаторики.

В имеющихся исследованиях метапред-метного подхода к образованию к средствам достижения метапредметности относятся, во-первых, надпредметные программы, по которым можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности; во-вторых, специальная деятельность - исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, когда усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации; а также специальная дидактика - эвристические, игровые задания и др.13

Мы предлагаем ме-тапредметные дидактические задания, которые включают в себя материалы как математики, так и английского языка.

и числовыми выражениями, решать тексто- Они направлены на достижение метапред-

вые задачи, умение действовать в соответ- метных результатов и формирование персо-

ствии с алгоритмом и строить простейшие нального познавательного стиля младшего

алгоритмы, исследовать, распознавать и изо- школьника.

В соответствии с имеющейся классификацией и характеристикой стилей учения по каждому из них были разработаны дидактические задания для занятий по английскому языку в начальной школе. Приводим примеры, которые могут не только использоваться в работе, но и стать подспорьем для учителей при составлении своих собственных заданий.

1. Алгоритмический стиль.

1. Маленький мальчик очень старался выучить считалку. Он перепутал числа в двух строчках. Помогите ему. Поставьте числа в нужном порядке и прочтите считалку.

Four, five, two, three, one

I caught a fish alive

Nine, eight, six, seven, ten

I let him go again.

2. Отметьте в календаре самые популярные праздничные дни в России и Великобритании. Назовите даты (рис. 1).

2. Переводческий стиль.

1. Вывеску запорошило снегом.

Рассмотрите картинки. Подпишите названия по-английски. Возьмите первые буквы слов и расположите их в указанном порядке на вывеске. Что там было написано? (рис. 2).

2. Соедините слово и транскрипцию, которая ему соответствует. Назовите слова, в которых букв столько же, сколько звуков. В каких словах звуков меньше, чем букв?

1. dog a. [ 'тлцИ]

2. cat b. [ 'elifant]

3. fish c. [düg]

4. monkey d. [ fij]

5. elephant e. [ k«t]

3. Внимательно прочитайте стихотворе-

ние.

Thirty days has September April, June and November All the rest have thirty-one February has twenty-eight alone Excepting leap-year That the time

When February has twenty-nine Догадайтесь, как переводится на русский язык словосочетание leap-year?

Заполните таблицу названиями месяцев соответственно.

Всего дней в месяце

31 days 30 days 28 days 29 days

3. Прикладной стиль. 1. Диалоги. При покупке одежды (buying clothes) между вами, покупателем (customer, client), и продавцом (shop-assistant или просто assistant) может возникнуть следующий диалог

Assistant: Good morning, how can I help

you?

Client: Yes, please, how much is that blouse?

A: It costs 25 dollars.

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 1

Рис. 2 112

С: OK, I need a size 46.

A: Sorry, but we haven't this size.

C: Is there another one?

A: Yes, there is.

C: How much is it?

A: It costs 10 dollars more.

Прочитайте диалог вместе с одноклассником по ролям. Ответьте на вопрос: «Сколько стоит блузка?». Придумайте в паре свой вопрос и ответ на него. Проиграйте ситуацию в диалоге.

2. Речевые ситуации. You are going to a bus stop. Ask politely a passerby what time is it.

3. Прикладные задачи. The Queen Elizabeth II and her husband Phillip have got a big family: four children, eight grandchildren and three great-grandchildren. At that time, when the Queen Elizabeth II is not busy, she likes to be at home with her family. They like to have dinner at the Palace on Sundays. How many chairs the Queen's servant must prepare for the family Sunday dinner?

4. Дедуктивный стиль.

1. Найдите закономерность. Продолжите логическую цепочку.

Two, four, six,_/eight, ten, .../

First, second, third, _ /fourth,

fifth, .../

One, three, five, _/seven,

nine, ./

Zero, one, four, five, eight, nine _/twelve, thirteen, ./

One, six, one, eight, one_/ten,

one, ./

Six, three, nine, twelve, _/

twenty-one, thirty three, ./

Eleven, twelve, thirteen,_/

fourteen , fifteen, . /

2. Выберите фигуру, которая лучше всего подходит для обозначения будущего времени глагола на «линии времени».

Прошедшее Настоящее Будущее время время время

3. Сравните информацию в верхнем и нижнем рядах. Найдите логическую связь. Заполните пустую клетку.

]wouth eyes палец

1 2

5. Комбинаторный стиль. 1. Выберите в филворде только названия цифр. Для удобства поиска раскрасьте слова разными цветными карандашами.

L N I N E T W

F E I G H A O

I V E E T S K

E Z O N D E F

R S I L T V O

O C X S N E U

T H R E E E R

2. Исключите лишнее в каждой строке. Укажите общее свойство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Night, winter, day, morning, evening _

2) Nine, seven, four, one, three. _

3) Red, White, Yellow, Blue, Black. _

4) L, Н, Т, Х, V. _

5) January, April, October, Tuesday,

March. _

6) Cow, sheep, horse, rabbit, fish. _

7) One, seven, zero, two hundred, five. _

3. Мама с папой отправились по магазинам и составили список необходимых им товаров, но по дороге они попали в дождь. Некоторые буквы смыло дождём. Попробуйте восстановить буквы в словах.

the Green the White the Sweet the School

Shop Shop Shop Shop

P_tato Mil_ C_ke P_n

Tomat_ B_tter Hon_y Penc_l

C_bbage Eg_s Sw_ets B_g

Carr_t Ice-cre_m J_m B_ok

Ban nas Che_se T a R_bber

6. Исследовательский стиль.

Проект «Происхождение дней недели в русском и английском языках». Включает в себя следующие этапы работы.

1-й этап. Определение цели и формулировка гипотезы. Цель: выявить и сравнить происхождение названий дней недели. Гипотеза: названия дней недели в русском и английском языках связаны с народными традициями и явлениями природы.

2-й этап. Организация работы над проектом: 1) делим класс на 2 группы. Одна группа ищет информацию о происхождении названий дней недели в английском языке, другая - в русском; 2) поиск информации в Интернете, совместно с учителем; 3) заполнение таблиц.

Дни недели на английском языке (1-я группа)

День недели Происхождение слова

Monday День Луны

Дни недели на русском языке (2-я группа)

День недели Происхождение слова

Понедельник «После недели» - т.е. после того дня, когда ничего не делают

3-й этап. Совместная работа двух групп. Обучающимся нужно найти ответ на вопрос: «Откуда пошли названия дней недели в русском и английском языках?»

4-й этап. Совместное с учителем составление презентации и сообщений обучающихся.

7. Интуитивный стиль.

1. Переведите пословицы на русский язык. Догадайтесь, какой русский эквивалент у каждой пословицы?

1. First think, than do.

2. If you run after two hares, you will catch neither.

3. One man - no man.

4. All for one and one for all.

5. Two heads are better than one.

6. Score twice before you cut once.

7. As plain as two and two make four.

Подсказка для педагога: а) Ясно, как дважды два - четыре; Ь) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь; с) Одна голова хорошо, а две лучше; ф Один в поле не воин; е) Семь раз отмерь - один раз отрежь; 0 Сначала подумай, потом сделай; Один за всех и все за одного.

2. Ребусы. Правила разгадывания: запятые перед словом обозначают, сколько букв нужно убрать в начале загаданного слова, запятые в конце обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута или в скобках, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства,

значит, одну букву нужно заменить на другую.

P ' big _;

M ' house _;

Fog ' x _;

C ' fat _;

H' ten _;

B ' girl 'd (-l) _;

Wood'' lf _;

M' donkey _;

Leo+ park' d _;

Kanga + Roo _.

8. Игровой стиль.

1. Игра «Весёлый счёт». Закончите стихотворение названием числа на английском языке.

Педагог читает предложения в произвольном порядке.

1. Совсем один ты бродишь там, одна, один - иначе ... /ONE/

2. Две изюминки во рту, двойка по-английски - ... /TWO/

3. Скорей иди сюда, смотри, у кошки три котёнка - . /THREE/

4. У машины колесо - их всего 4 - ... /FOUR/

5. Никогда не забывай, что пятерка это -... /FIVE/

6. В примере неизвестен икс, шесть по-английски будет ... /SIX/

7. Молод я и зелен, семь лет мне, значит - ... /SEVEN/

8. Моей сестренке восемь лет, а восемь по-английски ... /EIGHT/

9. Девять ты запоминай, по-английски, просто . /NINE/

10. Уже пошёл десятый день, десять по-английски - . /TEN/

2. Игра «Найди пару». Класс делится на 2 группы. Одна группа получает вопросы, другая - ответы. Каждый ищет свою пару. Затем учащиеся встают в пары и читают вопросы с подходящими ответами.

Группа 1 Группа 2

One, two Tie my shoe

Three, four Shut the door

Five, six I have sticks

Seven, eight Don't be late

Nine, ten We have got a hen

Как вариант, можно использовать рифмованные предложения. Соедините начало и конец рифмованных строк в стихотворении. Проводить игру можно в виде физкультминутки.

В целом, расширение типов дидактических заданий, используемых в работе с младшими школьниками, способствует формированию персонального стиля учения и благотворно действует на развитие мыслительных, творческих способностей и в конечном итоге - метапредметных умений младшего школьника. При этом повышается эффективность интеллектуальной деятельности и вырабатываются глубоко индивидуализированные механизмы познавательной активности за счёт более оптимального баланса свойств интеллекта.

Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что значительно более эффективным формирование метапредметных умений становится при интегративном подходе к преподаванию учебных дисциплин в школе. Осуществленное исследование кроме того подтвердило положение «Концепции математического образования в Российской Федерации», что изучение математики играет «системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека»14, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин, в частности, относящихся к предметной области «филология».

Предложенный комплекс дидактических заданий - лишь один из возможных путей реализации идеи метапредметности в формировании персонального стиля учения младшего школьника, 'jjj

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: Шр://минобрнау-ки.рф.документы/922/файл/748/ФГОС-НОО^ (дата обращения: 23.04.2016).

2. Там же.

3. Виноградова Н.Ф. О некоторых типах и структуре современного урока в начальных классах [Электронный ресурс]. URL: http://www.s-libr.ru/nauchnye-stati/pedagogika/ nachalnoe-obschee-obrazovanie/o-nekotoryh-tipah-

i-strukture-sovremenno.html (дата обращения: 23.04.2016).

4. Там же.

5. Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Теория и практика продуктивного обучения / авт.-сост. М.И. Башмаков. СПб., 2000. С. 21-25.

6. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

7. Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Теория и практика продуктивного обучения / авт.-сост. М.И. Башмаков. СПб., 2000. С. 21-25.

8. Богданова Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника: моногр. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 128 с.

9. Богданова Е.А., Черник В.Э. О психологических условиях реализации идей «Нашей новой школы» // Учёные записки МГПУ Психологические науки: сб. науч. ст. / под ред. И.А. Син-кевич, А.А. Сергеевой. Том I. Мурманск: Изд-во МГПУ, 2010. Вып. 10. С. 90-96; Кибирева Е.Н., Черник В.Э. О формировании персонального познавательного стиля младшего школьника при изучении иностранного языка // Научные труды SWorld. Иваново, 2013. Т. 16, № 3. С. 67-70; Орехова Е.С., Черник В.Э. О возможности формирования персонального познавательного стиля у младших школьников при изучении предмета «Русский язык» // Научные труды SWorld. Иваново, 2014. Т. 14, № 3. С. 13-17; Богданова Е.А., Черник В.Э. О возможности формирования персонального познавательного стиля дошкольника // Детский сад от А до Я. 2013. № 6 (66). С. 44-57.

10. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (от 24.12.2013 г. № 2506-р) [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8 2%D1%8B/3894 (дата обращения: 04.05.2016).

11. Там же.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: httpy/минобрнау-ки.рф.документы/922/файл/748/ФГОС-НОО^ (дата обращения: 23.04.2016).

13. Болтаева Г.С. Возможности реализации мета-предметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 406-409.

14. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (от 24.12.2013

г. № 2506-р) [Электронный ресурс]. URL: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%B E%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0% BD%D 1 %82%D 1 %8B/3894 (дата обращения: 04.05.2016).

META-SUBJECT APPROACH IN FORMATION OF PERSONAL STUDYING STYLE FOR JUNIOR SCHOOLCHILD

E.A. Bogdanova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of mathematics, physics and information technologies, V.E. Chernik, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, E.N. Kibireva, English language teacher,

Jidka comprehensive school, Jidka, Russia, bogdanovalena@rambler.ru, kibireva2014@yandex.ru, chernikval@mail.ru

At different stages of domestic school development teachers need a special approach to teaching. During the first years of soviet period it was an attempt to teach according to so-called "complexes", and then, the idea of polytechnism was confirmed. The ideas of inter-subject links and integrative lessons were very popular. In this or that way it reflects a desire to form universal ability to percept, understand and reorganize the world. In the modern conditions the federal state educational standard requires meta-subject approach to organization of teaching. Due to this fact the article exposes an ability of meta-subject approach realization to studying in primary school. The paper provides examples of meta-subject didactic tasks including materials of mathematics and English language. It is aimed at achievement of meta-subject results and formation of personal studying style of junior schoolchild. The authors affirm that broadening of didactic tasks' types, which can be used in work with junior schoolchildren, promotes formation of personal studying style and influences positively on development of thinking, creative and meta-subject skills. Besides, the efficiency of intellectual activity rises, and individual mechanisms of cognitive activity develop by means of optimal balance of intelligence's features. The researches, conducted by the authors, allow affirmation that formation of meta-subject skills becomes more efficient with integrative approach to teaching school disciplines.

Key words: elementary school, Junior high school students, individualization of learning, English language teaching, teaching mathematics, development, meta-subject, meta-subject learning outcomes, the teaching styles.

References

1. Federal state educational standard of primary General education (in Russian). Available at: http:// minobrnauki.rf.dokumenty/922/fail/748/FGOS-NOO.pdf (accessed 23.04.2016).

2. Federal state educational standard of primary General education (in Russian). Available at: http:// minobrnauki.rf.dokumenty/922/fail/748/FGOS-NOO.pdf (accessed 23.04.2016).

3. Vinogradova, N.F. O nekotorykh tipakh i strukture sovremennogo uroka v nachal'nykh klassakh [Some of the types and structure of modern lessons in the elementary grades]. Available at: http://www.s-libr.ru/nauchnye-stati/pedagogika/nachalnoe-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

obschee-obrazovanie/o-nekotoryh-tipah-i-strukture-sovremenno.html (accessed 23.04.2016).

4. Vinogradova, N.F. O nekotorykh tipakh i strukture sovremennogo uroka v nachal'nykh klassakh [Some of the types and structure of modern lessons in the elementary grades]. Available at: http://www.s-libr.ru/nauchnye-stati/pedagogika/nachalnoe-obschee-obrazovanie/o-nekotoryh-tipah-i-strukture-sovremenno.html (accessed 23.04.2016).

5. Kholodnaia M.A. Formirovanie personal'nogo poznavatel'nogo stilia uchenika kak odno iz na-pravlenii individualizatsii obucheniia [The formation of personal cognitive style of the student as one

of the areas of individualization of training]. Teoriia i praktika produktivnogo obucheniia. Ed. by M.I. Bashmakov [Theory and practice productive learning. Ed. by M.I. Bashmakov]. SPb., 2000, p p. 21-25.

6. Kholodnaia M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma [Cognitive styles. The nature of the individual mind]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 384 p.

7. Kholodnaia M.A. Formirovanie personal'nogo poz-navatel'nogo stilia uchenika kak odno iz napravlenii individualizatsii obucheniia [The formation of personal cognitive style of the student as one of the areas of individualization of training]. Teoriia i praktika produktivnogo obucheniia. Ed. by M.I. Bashmakov [Theory and practice productive learning. Ed. by M.I. Bashmakov]. SPb., 2000, pp. 21-25.

8. Bogdanova E.A. Formirovanie personal'nogo stilia ucheniia mladshego shkol'nika: monografiia [The formation of a personal style of teaching younger pupils: monograph]. Moscow, MPSI Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2010. 128 p.

9. Bogdanova, E.A., Chernik, V.E. O psikhologi-cheskikh usloviiakh realizatsii idei «Nashei novoi shkoly» [About the psychological conditions of realization of ideas "Our new school"]. Uchenye zapiski MGPU. Psikhologicheskie nauki: Sbornik nauchnykh statei / pod red. I.A. Sinkevich, A.A. Sergeevoi [Scientific notes of Moscow state pedagogical University. Psychological Sciences. Collec. of sci. articles. Ed. of I.A. Sinkevich, A.A. Sergeeva]. Murmansk: MGPU, 2010, vol. I, issue 10, pp. 9096; Kibireva, E.N., Chernik, V.E. O formirovanii personal'nogo poznavatel'nogo stilia mladshego shkol'nika pri izuchenii inostrannogo iazyka [On the formation of personal cognitive style of primary school children when learning a foreign language]. Nauchnye trudy SWorld [Scientific works SWorld]. Ivanovo, 2013, vol., 16, no. 3, pp. 67-70; Orekhova, E.S., Chernik, V.E. O vozmozhnosti formirovaniia personal'nogo poznavatel'nogo stilia u mladshikh

shkol'nikov pri izuchenii predmeta «Russkii iazyk» [On the possibility of formation of personal cognitive style of primary school subject "Russian language"]. Nauchnye trudy SWorld [Scientific works SWorld]. Ivanovo, 2014, vol., 14, no. 3, pp. 13-17; Bogdanova, E.A., Chernik, VE. O vozmozhnosti formirovaniia personal'nogo poznavatel'nogo stilia doshkol'nika [On the possibility of formation of personal cognitive style preschooler]. Detskii sad ot A do Ia - Kindergarten A to Z, 2013, no. 6 (66), pp. 44-57.

10. Kontseptsiia razvitiia matematicheskogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii (ot 24.12.2013 g. N 2506-r) [The concept of development of mathematical education in the Russian Federation (from 24.12.2013 N G. 2506-p)]. Available at: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B/3894 (accessed 04.05.2016).

11. Kontseptsiia razvitiia matematicheskogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii (ot 24.12.2013 g. N 2506-r) [The concept of development of mathematical education in the Russian Federation (from 24.12.2013 N G. 2506-p)]. Available at: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B/3894 (accessed 04.05.2016).

12. Federal state educational standard of primary education (in Russian). Available at: http://MHHo6p-HayKH.p$.goKyMeHTM/922/$aH^/748/®rOC-HOO. pdf (accessed 23.04.2016).

13. Boltaeva G.S. Vozmozhnosti realizatsii metapredmetnogo podkhoda v nachal'noi shkole [The possibility of the implementation of interdisciplinary approach in elementary school]. Molodoi uchenyi -Young scientist, 2013, no. 12, pp. 406-409.

14. The concept of development of mathematical education in the Russian Federation (from 24.12.2013, No. 2506-R) (in Russian) Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0% BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1%82%D1%8B/3894 (accessed 04.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.