Научная статья на тему 'Использование тестов как средства диагностики образовательных достижений младших школьников по русскому языку: опыт, проблемы'

Использование тестов как средства диагностики образовательных достижений младших школьников по русскому языку: опыт, проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2170
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ЗАДАНИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА / ЗАДАНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / ЗАДАНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ / БАЗОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВ / TEST / MULTIPLE CHOICE TASKS / MATCHING TASKS / CORRESPONDENCE RESTORING TASKS / BASIC LEVEL TASKS / ADVANCED LEVEL TASKS / ORGANIZATION BY THE TEACHER THE PROCESS OF TESTS FULFILLMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычёва Марина Владимировна

На материале результатов исследования рассмотрен вопрос об использовании тестов как средства диагностики образовательных достижений младших школьников по русскому языку. Показано, какими видятся для всех участников исследования тесты для учащихся начальных классов, какие возникают трудности при их применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычёва Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of tests as the means of diagnostics of primary school children's educational achievements in the Russian language: experience, problems

The issue of the use of tests as the means of diagnostics of primary school children's educational achievements in the Russian language was surveyed on the basis of the research results. We showed the way all participants of the research consider the tests for primary school children, what difficulties can arise when they are used.

Текст научной работы на тему «Использование тестов как средства диагностики образовательных достижений младших школьников по русскому языку: опыт, проблемы»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 371.263

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ КАК СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ

© М. В. СЫЧЁВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г.Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: marina_sycheva2010@mail.ru

Сычёва М. В. - Использование тестов как средства диагностики образовательных достижений младших школьников по русскому языку: опыт, проблемы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 800-806. -

На материале результатов исследования рассмотрен вопрос об использовании тестов как средства диагностики образовательных достижений младших школьников по русскому языку. Показано, какими видятся для всех участников исследования тесты для учащихся начальных классов, какие возникают трудности при их применении. Ключевые слова: тест, задания множественного выбора, задания на восстановлениесоответствия, задания на вос-становлениепоследовательности,базовыезадания,заданияповышенногоуровня,организацияучителемпроцесса выполнения тестов.

Sychyova M. V. - The use of tests as the means of diagnostics of primary school children’s educational achievements in the Russian language: experience, problems // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 800-806. - The issue of the use of tests as the means of diagnostics of primary school children’s educational achievements in the Russian language was surveyed on the basis of the research results. We showed the way all participants of the research consider the tests for primary school children, what difficulties can arise when they are used.

Keywords: test, multiplechoicetasks, matchingtasks, correspondencerestoringtasks, basic leveltasks, advancedlevel tasks, organization by the teacher the process of tests fulfillment.

Важным звеном учебного процесса является диагностика знаний, умений и навыков. От её правильной организации во многом зависит результат обучения. В процессе диагностики выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что даёт возможность управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. Одним из средств диагностики, позволяющим оперативно и эффективно проверить результаты обучения русскому языку в начальной школе, являются тесты.

На протяжении всей истории использования тестов в качестве средства диагностики образовательных достижений детей отношение к ним было неоднозначным. В различных странах при выяснении общественного мнения за или против тестов побеждают то их противники, то их сторонники. С целью выяснения того, какую роль в настоящее время играют тесты в диагностикеобразовательныхдостижений,насколько они поддерживают и стимулируют учащихся,насколь-ко точную обратную связь они обеспечивают, какими видятся для всех участников исследования тесты, какие возникают трудности, было проведено исследова-

ние, в котором приняли участие 479 учащихся школ г. Пензы и 89 учителей начальных классов.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Анкетирование младших школьников с целью выявления отношения их к тестам; выявления предпочтений в ряду различных средств диагностики достижения планируемых результатов.

2. Анкетирование учителей с целью выяснить, как они оценивают эффективность теста как средства диагностики образовательных достижений в начальной школе; пользуются ли они пособиями, содержащими тестовые задания для учащихся; испытывают ли учителя начальных классов трудности при проведении тестовых проверочных работ; видят ли они возможности подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) в начальной школе.

3. Целенаправленное систематическое наблюдение за процессом выполнения тестов. Беседы с учителями, в ходе которых уточнялись полученные при анкетировании сведения и намечались возможные направления дальнейшей экспериментальной работы.

В ходе первого этапа исследования ученикам было предложено заполнить анкету. В опросе приняли участие учащиеся гимназий № 6, 42, 53, средней общеобразовательной школы № 66 г. Пензы, всего около 500 учащихся. Приведём основные его результаты.

1. На вопрос, любишь ли ты выполнять тесты, подавляющее большинство (92,4 %) опрошенных ответили утвердительно, и только 7,6 % учащихся ответили, что тесты они выполнять не любят. В качестве преимуществ контроля традиционными средствами (диктант, контрольная работа и др.) были отмечены: чувство привычности: «обычно мы пишем диктант» (6,4 %); более низкий, чем в тестах, уровень трудности заданий: «контрольная легче» (4,4 %).

2. При выяснении того, почему тесты нравятся ученикам, наиболее часто встречались такие ответы: интерес к процессу тестирования, интересные задания втесте: «занимательнаяработа», «интересныезадания и вопросы», «увлекательные задания на смекалку», «по ним интересно отвечать на вопросы» (82,9 % из 100 % опрошенных); возможность повторить, закрепить знания и умения: «там мы повторяем пройденные темы», «мы закрепляем все пройденные знания» (46,2 %); проверить уровень сформированности определённых умений: «в них проверяем всё то, что мы учили» (36,3 %); систематизировать полученные знания: «после них мы делаем хорошие выводы» (28,9 %). Высокийтемпработы,атмосферасоревновательности мотивируют 26,9 % учащихся: «в тестах даётся мало времени», «в них надо делать всё на время и надо успеть сделать всё». 11,6 % школьников тесты ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль: «мы делаем всё сами», «там надо проверять себя». При этом 9,2 % отметили, что «самое главное, что в тестах надо мало писать». Причиной большой привлекательности тестов являются и успешные результаты: «у меня по ним только пятёрки и четвёрки», «почти у всех хорошие оценки» (7,8 %). Они побуждают учащихся к более высоким достижениям.

3. Для того, чтобы выяснить, какие пожелания могли бы дать дети составителям тестов, им был задан вопрос «О чём бы ты хотел попросить составителей тестов?». Самая популярная просьба - «чтобы тестов было больше» (36,2 %). Чуть меньше, 26,1 % респондентов, хотят, «чтобы в тестах были задания потруднее». Желание ребёнка, «чтобы всегда были тесты» (18,2 %), «чтобы в тестах были кроссворды и игры», «чтобы в них были ребусы и побольше заданий на смекалку» (12,3 %), говорит о том, что дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активи-зируетсяориентировочныйрефлекс«Что этотакое?», являющийсяпроявлениемврождённоголюбопытства, что, в свою очередь, выступает основой развития любознательности.

опрос показал, что тесты нравятся ученикам, ориентируют их на успех, выражают уверенность в том, что результаты могут быть изменены к лучшему

(«одноклассникам желаю в тестах пятёрок», «хочу, чтобы мой класс получал пятёрки»). Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

На втором этапе исследования было проведено анкетирование учителей, целью которого было выяснить, как оценивают педагоги эффективность теста в ряду различных средств диагностики достижения результатов обучения по русскому языку; пользуются ли они пособиями, содержащими тестовые задания для учащихся; испытывают ли педагоги трудности при проведении тестовых проверочных работ; выявить взгляды учителей на возможность подготовки к ЕГЭ в начальной школе. В анкетировании принимало участие 89 учителей школ г. Пензы и Пензенской области. Рассмотрим их опыт более подробно:

1. На вопрос, какие средства диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе Вы используете, чаще всего встречались такие ответы: «диктант» (100 %), «контрольная работа» (100 %), «контрольное списывание» (86,5 %). Из 100 % опрошенных 68,5 % признались, что используют тест, чуть меньше, 62,9 %, - изложение, 56,2 % - сочинение (элементы сочинения). Также встречались ответы: «выборочное списывание», «свободный диктант», «письмо по памяти» и др.

2. Наибольшим баллом при этом при оценке по 10-балльной шкале эффективности разных средств, направленных на диагностику достижения результатов обучения по русскому языку, были оценены диктант (96,6 % - 10 баллов) и контрольная работа (83,1 % - 10 баллов). Что касается оценки теста, то установлено такое процентное соотношение: 37,1 % учителей - 10 баллов; 23,5 % - 9 баллов; 19,1 % - 8 баллов; 13,5 % - 6 баллов; 4,5 % - 5 баллов; 2,3 % - 4 балла.

3. Анкетирование показало, что пользуются пособиями, содержащими тестовые задания для учащихся, 86,5 % учителей, из них 17,9 % - только в исключительных случаях, остальные 13,5 % подобными пособиями не пользуются.

4. Ответы на вопрос, испытываете ли Вы потребность в использовании тестовых заданий по русскому языку для закрепления и проверки усвоения младшими школьниками основных тем и вопросов курса, распределились таким образом: 50,6 % - да; 18 % - скорее да, чем нет; 7,9 % - скорее нет, чем да; 23,5% - нет.

5. На вопрос, испытываете ли Вы трудности при проведении тестовых проверочных работ в начальной школе, 36 % опрошенных ответили, что таковые им не встречались, 12,4 % - воздержались от ответа, 51,6 % респондентов заявили, что подобные трудности есть. В большинстве случаев учителя обращают внимание на причины затруднений. Это прежде всего «нехватка готовых тестов» (13,5 %); «учащиеся не могут выполнить задание самостоятельно», «не всегда точно сформулированы вопросы и задания, в ряде случаев

они не учитывают возраст ребёнка» (6,7 %); «трудности в оценивании» (5 %). Кроме того, «учащиеся не всегда понимают смысл задания, так как редко выполняют такие задания» (3,4 %). При этом в беседе после анкетирования учителя высказывали мысль о том, что зачастую причина такого положения дел кроется в отсутствии специального обучения приёмам такой самостоятельной работы, опыта выполнения таких за-даний.Отчастиэто объясняется кажущейся простотой самих заданий.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что использование тестов предполагает наличие определённых условий, которые имеются далеко не во всякойшколе. Преждевсего, требуютсясамитестовые задания («желательно, чтобы в создании тестов принимали участие учителя, чтобы они обменивались своими достижениями, совместно преодолевали трудности и получали благодаря поддержке администрации денежное вознаграждение за свою дополнительную работу»). Помимо разработки тестов для текущего контроля учителю также нужно обязательно овладеть методикой применения тестов, интерпретацией их результатов, в первую очередь, для разъяснения родителям учеников проблем и трудностей, с которыми сталкиваются их дети. Тогда естественно возникает понимание того, что для подготовки или выбора тестовых заданий учителю необходимо специальное обучение методикам разработки и применения тестов.

Были среди учителей и такие, кому кажетсявесь-манеобходимымиметьпрограммно-инструментальное обеспечение для ведения баз данных тестирования, хранения банков заданий, выдачи заданий учащимся в компьютерной форме или распечатки заданий на бланках и обработки данных тестирования (2,3 %).

6. Несмотря на трудности использования тестов,

58.4 % опрошенных учителей считают необходимым начинать подготовку к ЕГЭ в начальной школе, специально готовить ребёнка к такой новой форме контроля, обучать работе с тестами («уже с младшего школьного возраста ученик отрабатывает умение работать в тестовой форме»), а более широко - вообще мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед те-стом,создатькомфортнуюобстановку,сберечьпсихо-логическое здоровье детей.

7. И, наконец, на вопрос о том, считаете ли Вы тест достаточно эффективным и оптимальным средством для диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе, 59,5 % из 100 % опрошенных ответили положительно, 31,5 % относятся к тестам с недоверием, оставшиеся 9 % воздержались от ответа.

Опрос показал, что отношение к тестам учителей неоднозначно. В качестве преимуществ теста

58.4 % участников анкетирования отметили фиксирование уровня достижений, его соответствие нормам и стандартам: «тесты дают информацию о соответствии знаний и навыков, усвоенных детьми, тому, что они действительно должны были усвоить». 38,2 % считают, что тесты не требуют больших затрат времени, что способствуетсвоевременномуопределениюпробелов

в усвоении материала: «за короткий промежуток времени можнопроверитьзнанияу всегокласса»,«эконо-мится время на уроке». 20,2 % ответили, что тесты проверяют не только предметные знания, умения, навыки, но и сформированность общеучебных умений: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать: «задания заставляют учащегося анализировать, обобщать, оценивать». 18 % опрошенных признались, что умения применять педагогические тесты, интерпретировать результаты их выполнения необходимы каждому учителю для самооценки эффективности своей работы, выявления в ней слабых мест: «тест позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность», «появляется возможность выявить проблемные области в работе».

Несмотря на то, что отношение учителей и методистов к применению тестов в начальной школе неоднозначно, 12,4 % опрошенных считают особенно необходимым «начать постепенно вводить данную форму контроля в процесс обучения, так как это соответствует социальному заказу общества».

Многие учителя (31,5 %) далеки от абсолютизации роли тестирования в учебном процессе, поскольку анализируют обоснованность тестовых оценок и правомерность их применения для различных ситуаций в обучении, что вполне оправдано. Из них 28 % респондентов ответили, что правильный результат может быть случайным: «иногда ученик случайно даёт правильный ответ», «дети не думают, а наугад отмечают». Естественно не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования.

22,5 % опрошенных отметили, что такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно: «часто дети не имеют возможность полно ответить на вопрос, показать свои знания по данной теме». К тому же, «тест далеко не всегда позволяет выявить причины ошибок или неудач, характер мышления и тем более творческий потенциал» (2,3 %). Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими традиционными формами и методами проверки.

Таким образом, учителя относятся к тестам более сдержанно, в целом позитивно, поскольку отдают должное возможности экономно проверить усвоение большого по объёму материала, высокой точности и сопоставимости тестовых оценок, возможности повышения эффективности контроля. Естественное желание иметь учеников с более высокими результатами по ЕГЭ стимулирует обращение учителей к тестам. Но при этом каждый учитель понимает, что тесты - это только инструмент, средство осуществления контроля, и, как любое средство, они могут приносить пользу, если применяются по назначению, или быть неуместными, когда их функциональное назначение не адекватно ситуации применения.

Третий этап исследования включал в себя си-стематическое,целенаправленное,организованноена-блюдениезаучащимисявовремяуроковрусскогоязы-ка в процессе выполнения тестов. Анализировались самостоятельнаядеятельностьучащихся,работающих с тестом, характер тестов. Необходимо было разобраться, какими должны быть тесты, как они должны усложняться, какие способы подачи тестов наиболее приемлемы для начальной школы, как готовить детей к их выполнению и др. Одновременно мы помогали учителям в работе с тестами, в правилах оценивания и самооцениванияобразовательныхдостижений.Прин-ципиально важно было встречаться с учителями, чтобы обсуждать, каким им видится наиболее эффективный тест, какие возникают трудности.

В результате наблюдений было отмечено следующее:

1. Наблюдения показали, что тестовые проверочные работы в основном ориентированы на предметные результаты, на уровень овладения учащимися способами действий. Таким образом, основная цель тестовых проверочных работ - оценить способность учащихся решать не только учебно-познавательные, но и учебно-практические задания по русскому языку.

2. Наблюдения за процессом выполнения учащимися разных типов тестов позволили утверждать, что наиболее доступны детям младшего школьного возрастазадания трёхвидов: множественноговыбора, на восстановление соответствия и на восстановление последовательности. Такие задания обладают свойством не только оценить способность ученика дать правильный ответ, т. е. продемонстрировать свои знания и умения, но и осуществить диагностику в случае ошибочного ответа, т. е. понять, какую ошибку сделал ученик. Рассмотрим их подробнее.

Задания множественного выбора - это основной вид заданий, применяемый в тестах учебных достиже-ний.Использованиепроф ессионально разработанных заданий с выбором ответа с учётом типичных ошибок учащихсяпозволяетэффективноосуществлятьобрат-ную связь, т. е. на основе полученных результатов в процессе оценки принимать решения об индивидуальной помощи отдельным учащимся. Однако до настоящего времени остаётся неясным, сколько правильных ответов может быть в тестовом задании множественного выбора, какое количество вариантов ответов можно считать приемлемым и др.

Детям предлагались задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Наблюдения показали, что задания первого типа предпочтительнее в начальной школе. Один правильный ответ, на наш взгляд, придаёт однозначность смыслу тестового задания, а потому является наиболее приемлемым. Например:

Объект оценивания: правильно ставить знаки на конце предложений.

Обведи кружком номер правильного ответа [5].

В каком предложении в конце ты поставишь точку?

1. Кто это барабанит в лесу так громко

2. Что за барабанщик такой

3. Да вот он - пёстрый и шляпка красная

(По Е. Чарушину)

□ Поставь нужные знаки в конце предложений.

В заданиях с выбором одного, наиболее правильного ответа ученикам предлагалось несколько правильных ответов, среди которых были более и менее предпочтительные, например:

Объект оценивания: знать основное правило переноса слов (по слогам, но без отделения одной буквы).

Обведи кружком номер наиболее правильного ответа [5].

Как нужно переносить слова?

1. По слогам.

2. По слогам, но если слог состоит из одной буквы, то его переносить нельзя.

3. Как только заканчивается строчка.

с нашей точки зрения, этот вариант заданий не слишком подходит для начальной школы. Как показала практика, чем больше варианты ответа походят друг на друга, тем труднее распознать правильный ответ. Когда же различия не очень чётки, то может случиться так, что учащийся, зная правильный ответ, выберет ошибочный.

И, наконец, третий вариант заданий с выбором -выбор не одного, а нескольких правильных ответов. Приведём пример такого задания.

Объект оценивания: различать звонкие и глухие согласные звуки.

Обведи кружком номера правильных ответов.

В каких словах все согласные звуки звонкие?

1. Дорога. 2. Ураган.

3. Кошка. 4. Щавель.

Практика показывает, что такие задания желательны, поскольку ученик должен не только найти правильные ответы, но и сам определить их число, что значительно разнообразит и усложнит задачу.

В том случае, если неправильных ответов намного меньше верных, их легко угадать. В подобной ситуации можно включить в число ответов только один неправильный, а учеников попросить выбрать один ошибочный ответ. Приведём пример подобного задания.

Объект оценивания: обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости).

В каком слове ошибка [5]?

1. Путь. 2. Палто. 3. Альбом.

□ Исправь ошибку.

Из опыта нашей работы с учителями выявились их опасения относительно использования в тестовых заданиях по русскому языку слов с неверным написанием. Их возражения касались заданий, в которых младшим школьникам предлагалось найти слова с ошибками. данное опасение основывалось на мнении, что учащиеся могут запомнить неверное написание слов и в дальнейшем допускать ошибки.

с нашей же точки зрения, включение заданий с неверным написанием слов в тест оправдано, но лишь как приём самопроверки, самоконтроля или взаимоконтроля, то есть с установкой на поиск ошибок, на

их исправление. При такой установке снижается опасность запоминания неправильных графических образов слов. Обучение графическому и орфографическому самоконтролю начинается с исправления не своих, а чужих ошибок - их найти легче, чем свои. Таким образом, «отрицательный материал», как назвал его Л. В. Щерба, выполняет свою обучающую функцию. У мение найти и исправить ошибки - это шаг к тому, чтобы в дальнейшем их не делать.

Одним из спорных является вопрос о количестве вариантов ответов в тестовом задании. Как показывает практика, в повседневном учебном процессе находят применение задания с самым разным числом ответов. Более предпочтительное количество вариантов ответов, на наш взгляд, - это 3 или 4. Так, имея два варианта ответов, ребёнок начнёт догадываться о правильном ответе, особенно, если варианты ответов похожи друг на друга. С другой стороны, на чтение более 4 вариантов ответов уйдёт много времени у начинающего школьника.

Большой интерес вызывает у младших школьников следующий вид тестовых заданий - задания на восстановление соответствия. Это обусловлено самой их сущностью, которая состоит в том, что необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия -конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух множеств (двух списков) [2]. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы; справа - элементы, подлежащие выбору. Наблюденияпоказывают,чтодостаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелочек. Например:

Объектоценивания:различать алфавити азбуку.

Соедини стрелками части предложений [5].

• все буквы языка, расположенные

. , по порядку.

Алфавит - это • си

. Т • перечень слов в определенном по-

Азбука - это • -,

и рядке.

• книга для обучения грамоте.

Педагогический смысл применения таких заданий заключается в стремлении активизировать собственнуюучебнуюдеятельностьучащихсяпосред-ством усиления ассоциаций изучаемых элементов и улучшения понимания взаимосвязи явлений. В процессе самоконтроля у детей выявляется знание о том, что они не знают [1].

И, наконец, задания на восстановление последовательности являются не самыми распространёнными для начальной школы. Это связано в основном со специфичностью того материала, которому в большей степени соответствует эта форма заданий.

Объект оценивания: пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5.

□ Зяблик.

□ Танец.

□ Идея.

□ Золото.

□ Победа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие задания позволяют не только проверить знания, умения и навыки по установлению младшими школьниками правильной последовательности различных действий, операций, но и, как правильно писал, в частности, B.C. Аванесов [1], формировать всё перечисленноевучебномпроцессе.Помыслиучёного, цель введения таких заданий в учебный процесс - формирование алгоритмического мышления и алгоритмических знаний, умений и навыков. Формирование алгоритмов правильной и эффективной деятельности, универсальных учебных действий [3] особенно необходимо для успешного включения младших школьников в учебную деятельность, становления учебной самостоятельности.

3. Тест должен быть составлен так, чтобы любой школьник мог работать по нему не только адекватно, но и с неослабевающим интересом. Для этого, например, в тестовой проверочной работе могут быть одновременнопредставленызадания,различающиеся по уровню сложности. в то же время, как показывает практика, тестовые проверочные работы зачастую содержат лишь базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету. Например:

Объект оценивания: характеризовать заданный

звук.

Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова яма.

В слове яма:

1. Первый звук гласный.

2. Первый звук мягкий согласный.

3. Второй звук твёрдый согласный.

4. Второй гласный ударный.

B ряде случаев задания повышенного уровня были расположены в конце работы после базовых заданий, например:

объект оценивания: различать звуки и буквы.

! Обведи кружком номер правильного ответа [5].

Сколько звуков [й’] в предложении?

Закричал мышонку ёж:

«От ежей ты не уйдёшь!»

(С. Маршак)

1. Два. 2. Три. 3. Четыре.

□ Подчеркни буквы, которыми обозначен звук [й’].

Как показывает наш опыт, задания повышенного уровня целесообразно отмечать специальным значком «!», что позволит учащимся сориентироваться в трудности задания и правильно рассчитать свои силы и время.

4. Много сложностей возникло и при определении оптимального объёма теста для учащихся начальных классов. Как показала практика, тесты должны бытьнебольшимипообъёму:наиболее эффективными оказались тесты, состоящие не более чем из трёх заданий в 1-м классе, не более чем из шести заданий - во 2-м классе, не более чем из восьми заданий - в 3-м и 4-м классах. При этом в одном тесте давались задания

одного и того же вида. Как показывает опыт применения тестирования, обилие видов в тесте затрудняет работу ученика.

5. К сожалению, огромное количество тестов, появившихся в последнее время в свободной продаже, зачастую не соответствует потребностям конкретного педагога, класса. Потому так важно, чтобы учитель не только умел самостоятельно анализировать готовые материалы, но и был способен при необходимости корректировать и составлять их.

6. Опыт работы учителей показал, что при использовании тестов на уроках русского языка важно было чётко представлять, каким образом следует организовать процесс подготовки детей к их выполнению, особенно если учащиеся никогда ранее не выполняли тесты. Необходимо было на доступном учащимся уровне ввести новое для них понятие «тест», пояснить, что это набор особых заданий, которые будут помогать ребёнку учиться русскому языку и проверять себя.

Наблюдения показали, что обучение работе с тестом следует начинать с рассматривания готовых тестов. Рассматривая задания вместе с детьми, учителя специально обращали их внимание на то, как нужно действовать, чтобы справиться с заданием правильно.

После такого первоначального обсуждения детям предлагалось потренироваться, выполнить в парах одно или более заданий-образцов и проверить себя. Это своеобразные «репетиции» будущего тестирования. Ими, как показала практика, нельзя пренебрегать, потому что именно они помогают всё, что дети первоначально обсудили, обдумали, реализовать на практике.

На последующих уроках сразу после раздачи детям текстов с тестовыми заданиями учителя специально заостряли их внимание на объёме предстоящей работы, поясняли, что справиться с ней смогут только те из них, кто будет действовать организованно, и не будет отвлекаться. Практика показала, что после проведения подготовительной работы дети глубже осознают поставленную в тесте задачу.

7. Было замечено также, что самостоятельная деятельностьучащихся, работающихстестом,нерож-дается сама по себе: как утверждал П.И. Пидкасистый [4], необходимо специальное обучение приёмам самостоятельной работы, и оно, как показала практика, должно быть поэтапным. На первых порах учитель (или другой взрослый) помогал прочитать тестовое задание, понять его смысл и решить, как нужно действовать, чтобы справиться с заданием правильно. Для первоклассника такая организация подачи тестового материала сохраняла преемственность между освоенным в дошкольномдетстве способомполучения информации и новым, текстовым, который многие дети ещё только начинают осваивать.

8. Большой интерес представляли оценка выполнения заданий и тестовой проверочной работы в целом. Здесь среди учителей не было единства. Большинство из них для обработки тестов пользовались пятибалльной системой оценки. Некоторые учителя подводили результаты по количеству правильных ответов. Обобщая исследования и опыт работы учите-

лей, мы считаем целесообразной оценку выполнения заданий разной сложности с учётом следующих рекомендаций:

Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по дихотомической шкале:

1 балл - указан только верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ или несколько ответов.

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается по следующей шкале:

2 балла - приведён полный верный ответ; 1 балл -приведён частично верный ответ; 0 баллов - приведён неверный ответ. Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным им за выполнение всех заданий [3].

Наблюдения показали, что оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самопроверки, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этой связи мы настоятельно рекомендовали учителям разрешать ученикам в ходе написания теста проводить самопроверку, само- и взаимоооценку. Важно учить детей анализировать, оценивать собственные работы, а также работы товарищей. В ходе анализа постепенно формируется общее представление о критериях, которым должна отвечать хорошая работа.

Сделаем некоторые выводы.

• На современном этапе развития образования, с переходом к развивающему личностно ориентированному образованию, постепенно меняются прежде всего восприятие и установки контроля, обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с формированием у учителей и учащихся положительного отношения к тестам, с принятием, одобрением тестированиякак средства диагностикиобразователь-ных достижений.

• Анкетирование учащихся показало, что, как правило, тесты нравятся младшим школьникам. Причиной большой привлекательности тестов представляется интерес к процессу тестирования. Высокий темп работы, атмосфера соревновательности мотивируют учащихся.

• Анкетирование учителей показало, что тесты как одно из средств диагностики достижения планируемых результатов младших школьников на различных этапах обучения не нашли широкого применения в образовательной практике: лишь 68,5 % опрошенных используют тесты при освоении русского языка, их них

51,6 % респондентов испытывают затруднения в практическом применении их в своей работе. Недостаточная методическая разработка проблемы применения тестов, интерпретации их результатов не позволяет учителям начальной школы эффективно использовать потенциальные возможности теста в процессе диагно-

стики достижения результатов обучения по русскому языку.

• Опрос показал, что учителя дали в целом высокую оценку эффективности тестовых материалов для диагностики учебных достижений младших школьников (59,5 % из 100 % опрошенных). Полученные результаты свидетельствуют о том, что сильная сторона тестирования - возможность экономно проверить усвоение большого по объёму материала, а также его объективность. Однако тест далеко не всегда позволяет выявить причины ошибок и неудач, характер мышления и тем более творческий потенциал.

• Наблюденияпоказали,чтотестовыепровероч-ные работы в основном ориентированы на предметные результаты, на уровень овладения учащимися способами действий.

• Наблюдения за процессом выполнения учащимися разных типов тестов позволили утверждать, что наиболее доступны детям младшего школьного возраста заданиятрёхвидов:множественного выбора, на восстановление соответствия и на восстановление последовательности. В тестовой проверочной работе могут быть одновременно представлены задания, различающиеся по уровню сложности. Как показала практика, тесты должны быть небольшими по объёму.

• Опыт работы учителей показал, что при использовании тестов на уроках русского языка важно было чётко представлять, каким образом следует организовать процесс подготовки детей к их выполнению, особенно если учащиеся никогда ранее не выполняли тесты.

• Было замечено также, что самостоятельная деятельность учащихся, работающихстестом, нерож-даетсясамапосебе,необходимоспециальноеобучение приёмам самостоятельной работы, и оно, как показала практика, должно быть поэтапным: сначала совмест-наяпостановкацелей,подсказкаотносительносредств

и способов и контроль учителем результата. Затем передача всех этих функций самому ученику, вплоть до контроля (самоконтроля).

• Какпоказываетпрактика, оценкапредполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. В этой связи мы настоятельно рекомендовали учителям разрешать ученикам в ходе написания теста проводить самопроверку, само- и взаимоооценку. У мение найти и исправить ошибки - это шаг к тому, чтобы в дальнейшем их не делать.

Время доказало, что тест действительно является очень удобным средством диагностики, но не единственным. У ченик должен уметь дать устный развернутый ответ, доказывать и отстаивать свою точку зрения. От учителя зависит, как будут подготовлены дети к столь отличным друг от друга, но необходимым для современногочеловека средствамдиагностики образовательных достижений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. 237 с.

2. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М., 2000. 352 с.

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 215 с.

4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. 240 с.

5. Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.