Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного использования тестов как средства диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе'

Педагогические условия эффективного использования тестов как средства диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тест / планирование теста / разработка тестовых заданий / подготовка к применению теста / проведение теста / оценка результатов теста / интерпретация результатов / педагогические условия эффективного использования тестов / Test / Test Planning / working out of test tasks / preparation for the test usage / testing technique / test results assessment / the results interpretation / pedagogical conditions of effective tests usage
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of the process of working out and using tests as well as pedagogical conditions at each stage are given in the article. Following these conditions will rise the quality of the work.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного использования тестов как средства диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 371.263

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВ КАК СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Л. Д. МАЛИ*, М. В. СЫЧЁВА**

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

*кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах,

**кафедра педагогики и психологии начального и специального образования

e-mail: nfso@mail.ru

Мали Л. Д., Сычёва М. В. - Педагогические условия эффективного использования тестов как средства диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.

2011. № 24. С. 717-723. - В настоящей статье приведены основные этапы процесса разработки и применения теста и на каждом этапе выделены педагогические условия, соблюдение которых существенно повысит качество проводимой работы.

Ключевые слова: тест, планирование теста, разработка тестовых заданий, подготовка к применению теста, проведение теста, оценка результатов теста, интерпретация результатов, педагогические условия эффективного использования тестов.

Mali L. D., Sychyova M. V. - Pedagogical conditions of effective tests usage as the means of diagnostics of the planned results achievement in primary school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 717-723. - The main stages of the process of working out and using tests as well as pedagogical conditions at each stage are given in the article. Following these conditions will rise the quality of the work.

Key words: test, test planning, working out of test tasks, preparation for the test usage, testing technique, test results assessment, the results interpretation, pedagogical conditions of effective tests usage.

Работа по использованию тестовых заданий для учащихся начальной школы обширна и многообразна. Она требует от педагогов чёткой организации, чтобы ни одна задача не была упущена, и ни один ребёнок не остался без внимания.

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих педагогических условий. Чтобы пристальнее их рассмотреть, необходимо проследить некоторые наиболее общие этапы процесса разработки и применения теста. Рассмотрим их подробнее.

Необходимым изначальным этапом процесса разработки и применения теста является планирование теста. В имеющейся литературе технологии планирования тестов освещены поверхностно. Видимо, предполагается, что при тестировании применимы общие принципы планирования. Однако педагогические тесты имеют свои специфические особенности. Практика показывает, что для того, чтобы планирование содержания теста оказалось успешным, необходимо соблюсти ряд методических условий.

Начинать рекомендуется с определения общих и конкретных целей и функций составляемого теста.

Следует иметь в виду, что содержание теста формируется путём отображения учебного материала в системе тестовых заданий. В этом случае в содержании теста стараются отобразить то главное, что должны усвоить ученики, поскольку все результаты обучения проверить невозможно. Для этого, прежде всего, необходимо структурировать цели обучения и ввести определённую их иерархию.

Следующим условием успешного планирования теста будет уточнение соотношения составляемого теста с программными целями, требованиями стандартов к результатам начального образования. Применительно к тесту по русскому языку основная цель и содержание теста определены с учётом целей изучения русского языка, определённых в стандартах начального образования.

Ещё одно условие - анализ учебной программы, учебника, учебно-методического комплекта (УМК), по которому работает данный класс, для определения объектов тестирования, объёма тестируемого языкового материала и перечня планируемых результатов. До начала разработки отдельных заданий и тестовых

проверочных работ необходимо конкретизировать планируемые результаты, представить их в форме, обеспечивающей возможность создания тестов.

Уточнение состава разрабатываемого теста является важным условием планирования теста. Число заданий в тестовой проверочной работе и их тип также определяются планируемыми результатами. Для работ, в которых нужно проверить освоение достаточно большого числа планируемых результатов, чаще всего используются задания закрытого типа с выбором ответа или открытого типа с кратким ответом (включая задания на установление соответствия и определение последовательности). При выборе заданий с развернутым ответом учитывается, что на их выполнение тратится больше времени и число таких заданий в работе будет невелико.

Число заданий в работе определяется оптимальным временем, в течение которого учащиеся могут эффективно работать (как показала практика, не более 10 мин в 1-м и 2-м классах, не более 20 мин в 3-м и 4-м классах). При распределении заданий по разделам курса рекомендуется учитывать значимость каждого раздела для продолжения обучения и число часов на его изучение.

Кроме того, следует выделить также условие учёта общих принципов отбора содержания теста. Хорошо исследованные, например, В. С. Аванесовым [1], принципы отбора содержания теста, приводят нас к необходимости применительно к тесту по русскому языку выделить:

• Принцип репрезентативности. Регламентирует процедуру отбора содержания курса русского языка таким образом, чтобы обеспечить оптимальную полноту и правильность пропорций содержания теста.

• Принцип значимости. Предполагает включение в тест наиболее значимых элементов содержания курса русского языка, относящихся к опорным темам. Выделение опорных элементов требует структурирования содержания предмета перед его отбором в тест.

• Принцип системности и др. Предписывает подбирать упорядоченные содержательные элементы, связанные между собой определенной иерархией и общей структурой знаний.

После планирования содержания теста и его отбора начинается наиболее ответственный этап разработки тестовых заданий.

Важным условием успешной разработки теста является учёт соответствующих требований и правил разработки тестовых заданий. В этом отношении нам представляется удачным опыт описания таких требований в работах В. С. Аванесова [1]. Здесь лишь укажем, что нами были выделены следующие формальные требования: краткость; правильность выбора формы; логическая форма высказывания; одинаковость правил оценки ответов; наличие определённого места для ответов; правильность расположения элементов задания; одинаковость инструкции для всех детей; адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Необходимо также отметить, что тестовые задания должны быть составлены с учётом определённых правил. Например, содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения; не следует задавать вопросы с подвохом; правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок; ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов и др.

Соответствие содержания тестовых заданий целям обучения в начальных классах, требованиям стандартов к результатам начального образования -важнейшее условие разработки теста. Применительно к тесту по русскому языку это соответствие всем содержательным линиям и основным разделам курса русского языка, к которым относятся «Фонетика и графика», «Состав слова (морфемика)», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи» [5].

Важным условием разработки теста является

содержательная согласованность теста с учебной программой, учебником (УМК), по которому работает данный класс, соответствие формы и характера заданий теста целям и объектам тестирования, а также пройденному материалу для обеспечения максимально возможной валидности теста.

Другим важным условием успешной разработки теста является учёт уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, соотнесённый с мерой трудности изучаемого. Очевидно, что сформированность навыка чтения у первоклассника находится на достаточно низком уровне. Чтобы тестовые задания были максимально приспособлены к маленькому и неопытному читателю, мы считали целесообразным придерживаться следующих требований при их составлении:

• отбирать однотипные краткие формулировки вопросов и заданий, доступные детям по структуре и содержанию;

• придерживаться единообразного построения всех заданий;

• отдавать предпочтение тем формулировкам, которые обращены непосредственно к ученику: «Обведи кружок с номером правильного ответа», «Правильно соедини части предложений», «Подчеркни...», «Исправь ошибки» и т.п. См. об этом ниже.

Однако это не означает, что представленный в тесте материал обязательно читает сам ученик (несмотря на то, что он адресован именно ему) - он быстро устанет и не сможет эффективно работать. Решение о том, как подать задание, принимает учитель, выбирая оптимальный вариант для класса, для сложившихся реальных условий на уроке. Тесты рассчитаны на то, что младшие школьники будут выполнять их вместе со взрослыми, под их руководством, с их помощью.

Сложности возникли с выбором характера заданий, которые оказались бы под силу начинающему школьнику. Наблюдения за процессом выполнения учащимися разных типов тестов позволили выявить,

что наиболее доступны младшим школьникам задания трёх видов: задания множественного выбора, на установление соответствия и на установление правильной последовательности.

В заданиях первого вида мы привели по три ответа на каждый вопрос, только один из которых правильный. Номер этого ответа нужно обвести кружком. Примером такого рода заданий может быть:

Объект оценивания: различать слова-помощники и части слов.

Обведи кружком номер правильного ответа [6].

Где выделенные буквы - часть слова?

1. (в)скворечниках

2. (про)сыпались

3. (на)деревьях

Второй вид заданий предусматривает соединение частей высказывания. В каждом таком задании мы привели начало какой-то мысли и несколько её окончаний. Учитель поясняет, что нужно из имеющихся вариантов выбрать правильный, аккуратно соединив линией два чёрных кружка. Например:

Объект оценивания: знать правила обозначения границ предложения.

Правильно соедини части предложений [6].

Когда в предложении мы выражаем мысль

спокойно, без особых чувств, то ставим • • !

Когда подчёркиваем чувства, мы пишем • • ?

Когда задаём вопрос, нам нужен • • .

Тестовые задания третьего вида предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т. п. Элементы, связанные с определённой задачей, приводятся в заданиях в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведённом для этого месте [2]. Например:

Объект оценивания: выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки.

В каком порядке строят записки? Расставь цифры от 1 до 3.

Сообщение.

Подпись.

Обращение.

Много сложностей возникло и при определении оптимального объёма теста для учащихся начальных классов. Как показала практика, тесты должны быть небольшими по объёму: наиболее эффективными оказались тесты, состоящие не более чем из трёх заданий, причём одного вида, в 1-м классе, не более чем из шести заданий - во 2-м классе, не более чем из восьми заданий - в 3-м и 4-м классах.

Следует обращать внимание на доступность по форме и содержанию, а также на посильность по трудности заданий для учащегося. Тест должен быть составлен так, чтобы любой школьник мог работать по нему не только адекватно, но и с неослабевающим интересом. Практика показывает, что для этого, например, в тесте могут быть предложены система диф-

ференциации заданий, вообще материал с разной степенью обязательности, дана возможность свободного выбора заданий из наличных вариантов, чтобы приспособить материал к личностному и индивидуальному многообразию учащихся. Так, например, по каждому планируемому результату мы предлагали несколько тестов разного уровня сложности, вначале - облегчённого, базового уровня, в которых довольно легко обнаруживаются способы решения, затем - более сложного, повышенного уровня, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют.

Одним из условий разработки тестовых заданий является соблюдение в тестах следующего принципа: в одном задании только одна трудность - та, которая подлежит проверке в данном задании. Тестовое задание, как считают многие исследователи [1, 3, 4], должно проверять один элемент знания. В том случае, если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ребёнок не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания.

Ещё одно условие - функциональность и системная последовательность в применении средств материализации (наглядности). В тесте по русскому языку это прежде всего использование различных графических видов материализации, к сожалению, крайне недостаточно используемых в опубликованных сборниках - символов, с помощью которых отмечается правильный ответ, различного рода визуальных подсказок и т. д. Единая система графического оформления теста включает широкий спектр компонентов; компетентное описание такой системы было дано в работах В. С. Аванесова, В. И. Звонникова, А. Н. Майорова и др. [1, 2, 4]. В них были выделены определённые требования к пространственному расположению заданий на странице. Рассмотрим их подробнее.

• Тест должен быть разработан таким образом, чтобы сделать его максимально понятным ученику и свести к минимуму время, затрачиваемое на поиск места для ответов. В частности, место для ответа должно быть выделено определённым образом, лучше, если место для ответа будет выделено единообразно для заданий разного вида (многоточие, линия, квадратик или иным способом).

• Для заданий открытого типа необходимо выделить достаточно места для фиксации ответов, с учётом различного объёма почерка детей.

• Размер шрифта теста, шрифтовое и полиграфическое оформление должны соответствовать возрасту детей, для которых проводится тестирование, и быть не ниже, чем рекомендации соответствующих санитарных служб.

• Варианты ответов лучше располагать в один столбик, максимум в два.

• Особые места заданий должны выделяться шрифтом (информация о необычном количестве ответов, отрицания в тексте и т. д.).

Объект оценивания: различать звуки и буквы.

Обведи кружком номер правильного ответа [5].

Написание какого слова не соответствует его произношению?

1. Трамвай. 2. Срочный.

3. Считалка. 4. Ватрушка.

• Как уже отмечалось выше, в тесте должны найти себе место задания базового и повышенного уровня сложности. Желательно, чтобы задания повышенного уровня были отмечены специальным значком «!». Тогда учащиеся смогут сориентироваться в трудности задания и правильно рассчитать время и силы, например:

Объект оценивания: различать ударный слог; в соответствии с нормами произносить слова.

! Обведи кружком номер правильного ответа [6].

В каком слове ударение падает на первый слог?

1. Торты. 2. Звонят. 3. Включим.

• Мы посчитали возможным использование в тесте дополнительных заданий, отметив их значком . В этих заданиях предлагается что-то отметить, подчеркнуть, вписать и даже исправить чужие ошибки, например:

Объект оценивания: знать правила обозначения границ предложения.

Обведи кружком номер правильного ответа [6].

Сколько записано предложений?

Деревья покрыты снегом ели повесили громадные тяжёлые лапы берёзы согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.

(М. Пришвин)

1. Одно. 2. Два. 3. Три.

Чёрточками обозначь границы предложений и поставь нужные знаки.

Особое внимание следует обращать на обучающую ценность теста, т. е. возможность использования теста в целях формирования необходимых навыков и умений, а более широко - вообще стимулирования и поддержки интеллектуального и личностного развития учащихся.

Ещё одно условие - мотивирующий характер теста, особенно тесно связанный с обучающей ценностью (в части развития личности). Здесь имеется в виду то в тесте, что возбуждает и поддерживает у учащихся интерес к предмету, обеспечивает у них возникновение и стабильное существование внутренней мотивации работы с этим тестом; в преподавании русского языка это и создание мотивации самостоятельной деятельности учащихся, и опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике, и т. д. Например:

Объект оценивания: определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника.

Впиши в предложения пропущенные слова. Можешь пользоваться орфографическим словарём учебника.

Я живу в стране с названием_______. Её язык -

Важным условием эффективной разработки тестовых заданий является определение объективных критериев оценки достижения планируемых результатов. Критерии должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрирова-

ны учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Они также должны описывать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях. Выполнение всех заданий базового уровня сложности мы посчитали возможным оценивать одним баллом, независимо от типа и сложности заданий. Оценка осуществлялась по принципу «достиг - не достиг планируемого результата, достижение которого оценивается данным заданием». Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивалось нами по следующей шкале: 2 балла - приведён полный верный ответ; 1 балл -приведён частично верный ответ; 0 баллов - приведён неверный ответ.

При использовании задании с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ. Например:

Объект оценивания: различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обведи кружком номер правильного ответа [6].

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1. Час. 2. Сом. 3. Щука.

Критерий достижения планируемого результата: указан только верный ответ.

Иногда вывод о достижении планируемого результата может быть сделан, только если ребёнок неоднократно применяет оцениваемый алгоритм, правило и т. д. к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил обозначения буквами звука [й’]). В этом случае в критериях необходимо указать, сколько раз ребёнок должен правильно применить оцениваемый алгоритм или правило. Поэтому в заданиях по русскому языку обычно даётся не одно слово, а набор специально подобранных слов или словосочетаний. Планируемый результат считается достигнутым, если проверяемая орфограмма или правило верно используется более чем в 65 % представленных случаев.

Объект оценивания: различать звуки и буквы [5].

Прочитай слова: ягода, иней, жильё, подъезд, каюта, зайчик.

Во всех этих словах есть один и тот же звук. Запиши, какой:____.

Подчеркни буквы, которыми он обозначен на

письме.

Критерий достижения планируемого результата: записан звук, подчёркнуто не менее пяти нужных букв.

К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются свои критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки подобных критериев: аналитический, при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности, например:

Объект оценивания: различать предложение, словосочетание, слово [5].

Ниже даны словосочетания и предложения. Запиши их в нужный столбик таблицы. При записи предложении не забудь о правильном их оформлении.

Словосочетания и предложения: о долгожданном лете, объявил маме, началась гроза, грохотал вдали, сверкнула молния, учительница улыбнулась.

Словосочетания Предложения

Критерий достижения планируемого результата: не менее чем в четырех случаях ученик отличил предложения от словосочетаний (не менее четырех единиц записаны в нужный столбик), при этом при записи все предложения записаны с заглавной буквы.

Составь из данных слов два словосочетания и два предложения.

Слова: теплый, ласкает, деревьев, верхушки, ветер, (по) тропинке, хлопотливые, бегают, (в) лесу, муравьи.

Критерий достижения планируемого результата: правильно составлены и записаны два словосочетания и предложения.

Следующий этап процесса разработки и применения теста - подготовка детей к его применению, чтобы результат этой работы был как можно лучше. Необходимым изначальным условием этапа является особая подготовительная работа, в ходе которой поставлены и целенаправленно решены задачи обучения ребёнка работе с тестом. Значение её состоит, прежде всего, в том, чтобы постепенно познакомить учащихся с сущностью самого теста, а также сформировать у детей некоторый практический опыт в его применении на уроках русского языка, особенно если учащиеся никогда ранее не выполняли тесты.

В доступном учащимся виде учитель проводит специальную работу по уточнению нового для детей понятия «тест». Поясняет, что это набор особых заданий, которые будут помогать учиться русскому языку и проверять себя, объясняет, зачем нужен тест, почему дети должны приложить максимум усилий для выполнения теста, акцентирует внимание детей на возможности проверки своих сил и подчёркивает соревновательный мотив.

Практика показывает, что обучение работе с тестом следует начинать с рассматривания готовых тестов. Рассматривая задания вместе с детьми, учитель специально обращает их внимание на то, как нужно действовать, чтобы справиться с заданием правильно: внимательно прочитать вопрос, подумать над ответом, посмотреть предложенные варианты и выбрать тот, который они считают верным. Номер этого ответа они обводят кружком.

После такого первоначального обсуждения детям предлагается потренироваться, выполнить в парах одно или более заданий-образцов и проверить себя. Это своеобразные «репетиции» будущего тестирования. Ими, как показывает практика, нельзя пренебрегать, потому что именно они помогают всё, что дети первоначально обсудили, обдумали, реализовать на практике.

На последующих уроках сразу после раздачи детям текстов с тестовыми заданиями учитель специально заостряет их внимание на объёме предстоящей работы, поясняет, что справиться с ней смогут только те из них, кто будет действовать организованно, и не будет отвлекаться на консультации с соседом.

Также подробно проводится работа над заданиями на восстановление соответствия. Причём, на первых порах выполнение заданий на восстановление соответствия целесообразно совмещать с заданиями множественного выбора. По алгоритму выполнения первые близки к заданиям с выбором ответа, поскольку ученик выбирает из числа ответов, предложенных учителем, правильный ответ. В этом случае довольно абстрактная для учащихся форма задания приобретает реальные, конкретные черты. Постепенно можно переходить к близким им заданиям на установление правильной последовательности, в которых, как мы уже отмечали, «...только один ряд, а другим предполагаемым является время» [4]. Отсюда очевидно, что новые разновидности тестов следует вводить в процессе обучения постепенно, по мере нарастания сложности их выполнения.

Следующим условием успешной подготовки к применению теста будет создание положительного эмоционального климата, мотивов предстоящей деятельности учащихся, побуждающих их к работе с тестом. Способность обучаться работе с тестом не может быть развита у маленьких детей путём принуждения. Большое значение имеет их интерес к тесту, который поддерживают и развивают путём занимательности, формулировок заданий, адресованных непосредственно ученику, каждому мальчику и девочке.

Конечно, не сразу и не всё у ребёнка будет получаться. Необходимо поддерживать начинающего школьника, ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т. д. Важнейший залог успеха -его положительное отношение к тесту.

Следует позаботиться о стандартизации условий и материалов. При тестировании не должны возникать непредвиденные обстоятельства, снижающие надежность результатов выполнения тестов. Поэтому на этапе подготовки следует максимально стандартизовать те условия, обеспечивающие единообразие процедуры тестирования, а также, те, в которых выполняются тесты: ни одному ученику не даётся никаких преимуществ перед другими; заранее разработанная система подсчёта баллов применяется ко всем ответам учеников без исключения и др. Следует также продумать, как скомпоновать тестовые материалы для выдачи учащимся, заготовить специальные запасные материалы: бланки ответов, ручки или карандаши и т. д.

Ещё одно условие - непринуждённые формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от учителя.

Следующим этапом процесса разработки и применения теста будет проведение теста. Важным условием успешного проведения теста является ориентированность теста на максимум самостоятельной работы учащихся. Концепция интериоризации, впервые сформулированная Л. С. Выготским, предполагает поэтапный переход от совместной деятельности на уроке к самостоятельной деятельности каждого учащегося. Это требует соответствующей методической организации тестирования: сначала совместная постановка целей, подсказка относительно средств и способов и контроль учителем результата. Затем передача всех этих функций самому ученику, вплоть до контроля (самоконтроля).

Большое значение имеет ориентация на индивидуальные и групповые формы работы с учащимися, оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Так, индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых сформированность навыка чтения находится на достаточно низком уровне, а также застенчивым, робким или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Следующим этапом процесса разработки и применения теста будет оценка результатов теста. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? Кто должен осуществлять оценивание? По каким критериям? Ответы на перечисленные вопросы и составят основные условия успешной оценки результатов теста.

Это, во-первых, использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки. При анализе тестовых проверочных работ учитель оценивает знания по теме, уровень развития учебно-языковых умений (связанных с изучением фонетики, лексики, состава слова, морфологии, синтаксиса) и правописных умений (орфография и пунктуация).

Во-вторых, учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самопроверки, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этой связи мы настоятельно рекомендуем разрешать ученикам в ходе написания теста проводить самопроверку, само- и взаимоооценку. Важно учить детей анализировать, оценивать собственные работы, а также работы товарищей.

Как показывает наш опыт, обучение следует начинать с беседы по следующим вопросам:

- Скажите, как лучше: чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?

- С чего начнём оценивать свою работу?

- Что сделаем после этого? и т. д.

По итогам беседы в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется памятка самооценки:

1. Какое было задание? «задание?»

2. Удалось выполнить задание? «выполнил?»

3. Задание выполнено правильно «правильно?» или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Выполнил самостоятельно «сам?» или с чьей-то помощью (кто помогал,

в чём)?

Вопрос о том, как обучить детей порядку самооценки, долгое время является одним из спорных. Как показывает практика, на первых порах в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по памятке самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «выполнил?», «правильно?», «сам?». В этом случае ученик даёт ответы, учитель поправляет его.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Памятке самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненный тест. Например: «5» (тест выполнен отлично, без ошибок), «4» (тест выполнен хорошо, иногда с ошибками) и т. д. В первом классе учитель может предложить ученику нарисовать кружок и закрасить его любым цветом. В случае признания ошибки кружок закрашивается не полностью. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя памятку самооценивания), что она завышена или занижена.

Постепенно учитель перестаёт проговаривать все вопросы памятки самооценки и предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Как показывает наш опыт, результативность теста с самопроверкой значительно выше, кроме того, тест учит ещё одному необходимому действию: осознанно проверять написанное.

Ещё одно условие - уровневый подход к оценке достижения планируемых результатов. Согласно этому подходу, за точку отсчета принимается не некий образец «идеального решения», отсчитывая от которого по принципу «вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый ребёнком уровень образовательных достижений:

Базовый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались

отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «хорошо» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации - это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Оценку индивидуальных образовательных достижений мы предлагаем вести по принципу «прибавления», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся.

Завершается процесс разработки и применения теста этапом интерпретации результатов теста. На этом этапе учитель возвращается к первоначальному замыслу теста, соотносит его с полученным результатом, оценивает тест в целом, отмечает наиболее удавшиеся моменты, указывает на недочёты, анализирует уровень образовательных достижений. Главными условиями для интерпретации результатов теста являются анализ, оценка динамики образовательных достижений учащихся; выявление возникших отклоне-

ний; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок.

Подведём некоторые итоги. Использование тестов по русскому языку для учащихся начальной школы будет наиболее эффективным и обеспечит надёжные выводы лишь при соблюдении ряда рассмотренных нами условий. Это позволит сделать тесты действительно оптимальным средством диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. 237 с.

2. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2008. 224 с.

3. Колисниченко Н. В. Тестовый педагогический контроль знаний: методические рекомендации по составлению дисциплинарных, комплексных и итогового тестов. М.: Изд-во РАГС, 2008. 42 с.

4. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М., 2000. 352 с.

5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 215 с.

6. Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.