УДК 811.161.1.
Бердимуратова Г.Е. учитель русского языка и литературы Общеобразовательная школа № 44 г. Нукуса Республика Каракалпакстан
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: Статья посвящена инновационным методам преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Инновациями в образовании называют новшества, нововведения в содержании образования, в формах и методах обучения.
Ключевые слова: образования, деятельность, инновация, обучения, метод, технология.
Berdimuratova G. Ye. teacher of russian language and literature Secondary school No. 44 in Nukus Republic of Karakalpakstan
INNOVATIVE METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN A COMPREHENSIVE SCHOOL
Annotation: The article is devoted to innovative methods of teaching the Russian language and literature in a secondary school. Innovations in education are innovations, innovations in the content of education, in the forms and methods of teaching.
Key words: education, activity, innovation, training, method, technology.
Инновациями в образовании называют новшества, нововведения в содержании образования, в формах и методах обучения, а также использования информационных технологий обучения, внедрение нового оборудования, в организации учебно - воспитательного процесса [5].
Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку и литературе - дать возможность перейти от изучения предмета как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно -познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень [4].
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности [1].
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- дидактическая игра [3].
На уроке русского языка и литературы в общеобразовательных школах рекомендуется использовать для обучения аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов и т.д.
Использование проектной технологии: повысит и углубит интерес школьников; развиваеттворческиеспособности учащихся путем
формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности приобщение к чтению, развитие любознательности, расширениекругозора, критического мышления, а также поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения и работа в группах [2].
Учитель во время работы с группой на уроках и вне обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между учителем и учащимися, вовлекать учащихся в активную самостоятельную деятельность. На уроках можно осуществлять групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников.
Для развития интереса к русскому языку и литературе следует включать в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, проводить игровые формы работы.
Использования интернета позволяет организовать реальную, мобильную информационную среду, в которой можно решать множество коммуникативных задач.
Преподаватель, используя Интернет, может актуализировать материал собственных учебников;
• найти дополнительную информацию;
• самоконтроля;
• материалы;
• разместить учебную информацию;
• разработать интерактивные обучающие применить различные формы контроля и организовать обратную связь;
• осуществлять контакты между разными членами группы; работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами, и блогами [5].
Таким образом, основной целью инновационного образования в общеобразовательных школах является развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, а также формировать у них творческого мышления.
Использованные источники:
1. Баймуханова А.К. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы // https://www.infouroki.net/innovacionnye-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury.html
2. Гаврилова Т. Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы //https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/121075-aktivizacija-poznavatelnoj -dejatelnosti-na-ur
3. Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе// https://gigabaza.ru/doc/87385.html
4. Кенжегулова А.А. Инновационные методы преподавания русского языка и литературы // Вестник Актюбинского университета им. С.Баишева 2012// https://articlekz.com/article/12306
5. Тажимуратова Н.К..Инновационные методы обучения русского языка// PEDAGOGS international research journal Volume-1, Issue-1, January-2022.-С 187-194