УДК: 376
Юсупова С. учитель начальных классов Специализированная государственная общеобразовательная школа №1 города Нукуса
Республика Узбекистан
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Аннотация: Статья посвящена к инновационным методам обучения в начальной школе. Начальная школа — это первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе.
Ключевые слова: личность, мышление, коллектив, инновация, система образования.
Yusupova S. primary school teacher Specialized state Secondary school No. 1 of the city of Nukus
The Republic of Uzbekistan
INNOVATIVE METHODS OF TEACHING IN THE PRIMARY
SCHOOL
Annotation: The article is devoted to innovative teaching methods in elementary school. Primary school is the first and most important step in the general educational process.
Key words: personality, thinking, team, innovation, education system.
Начальная школа — это первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и навыкам самообразования, умению работать в коллективе [2].
В настоящее время основным принципом работы учителей начальной школы является использование современных достижений инновационных технологий обучения для успешного развития познавательных, интеллектуальных, творческих, физических способностей школьников начальной школы при условии сохранения и повышения резервов их физического, психического и социокультурного здоровья [7].
Инновацию в образовании можно рассматривать, как процесс создания, распределения и обмена, использования новшеств в сферах образовательной деятельности. Инновации в образовании по своей сути есть конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного образовательного процесса, используемого в практической деятельности. Новые условия в системе образования ведут педагогов к созданию новых способов подачи информации, новых технологий и методов обучения, заставляет искать творческие и креативные решения в методике обучения [6].
Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков [4].
Слово «инновация» происходит от латинского «innovation», которое обозначает нововведениез изменение, обновление. Инновационная деятельность — это создание, освоение, использование и распространение нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое [4].
Инновационные методы - это новые, современные методы в работе педагога, которые являются эффективным средством развития познавательной, коммуникативной, личностной деятельности обучающихся.
Появление инновационных методов обусловлено запросами современного общества, которое находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Следовательно, и система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать данным запросам [5].
Существует множество различных инновационных методов в обучении, которые активно используются педагогами в работе, самыми востребованными из них являются:
> Лекция
> Семинар
^ Тренинг
> Кейс-стади
^ Ролевые игры
> Деловая игра
> Обмен опытом
> Мозговой штурм
> Метод рефлексии
^ Тематические обсуждения [5].
В современном мире информатизация играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка XXI века.
В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений [1].
Основными направлениями нашей работы при использовании ИКТ являются: - мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов; - уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, докладов учащихся [8].
Применение информационных технологий воспитывает в учащихся усиление наглядности и воспитанию художественного вкуса. Работа с компьютером и наглядностью, делает урок зрелищным и повышает интерес и мотивацию к обучению. Все методы обучения формируют в ребенке компетенции и знания, которые они могут применять на практике и помогает им добиться успешных результатов в дальнейшей учебе и приобретения жизненного опыта, который им поможет в жизни [6].
Таким образом использование инновационных методов в начальной школе является современной формой обучения. Применение инновационного метода обучения формирует у школьника умение работать информацией, развивает навыки исследовательской деятельности и помогает еще активнее вовлекать учащихся в учебный процесс.
Использованные источники:
1. Андреева И.Б. Современные обучающие технологии в преподавании математики в начальных классах // https://urok.1sept.ru/articles/652712
2. Исабаева Н.Н. Инновационные процессы в системе начального обучения// https://mfourok.ru/tema-innovacionnie-processi-v-sisteme-nachalno go-obucheniya-2653440. html
3. Инновации в образовании// http://kak-bog.ru/innovacii-v-obrazovanii
4. Инновации// https://www.irinazorina.info/eksperimentalnaya-deyatelnost
5. Инновационные методы обучения в образовательном процессе// https://www.informio.ru/publications/id5600/Innovacionnye-metody-obuchenija-v-obrazovatelnom-processe
6. Саттарова Ф.У. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе Фируза Улугбековна // "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12 P/812-815
7. Ураева Г.С.// Инновации в начальной школе // Вопросы науки и образования.-2020.- №7 (91.- С. 68-71.
8. Щевчук А.П. Использование информационно -коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы // https://urok.1sept.ru/articles/678746