Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / СТРУКТУРА / ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдреймова Д.К.

В статье рассматриваются особенности использования инновационных технологии в обучении русского языка и литературы в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the features of the use of innovative technologies in teaching the Russian language and literature in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

УДК: 811.161.1

Абдреймова Д. К. старший преподаватель кафедра русского языка и литературы Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования инновационных технологии в обучении русского языка и литературы в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: грамматика, инновация, технология, структура, образования, обучения, использования, эффективность.

Abdreymova D.K. senior lecturer

department of russian language and literature Karakalpak State University named after Berdakh

The Republic of Uzbekistan

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Annotation: The article discusses the features of the use of innovative technologies in teaching the Russian language and literature in higher educational institutions.

Key words: grammar, innovation, technology, structure, education, learning, use, efficiency.

Традиционная система обучения и воспитания не всегда учитывает особенности сегодняшних социальных условий, и это особенно касается преподавания русского языка и литературы - существуют серьезные противоречия между потребностью общества и уровнем функциональной грамотности населения.

Сложность и многообразие грамматической и лексической структуры русского языка, жанровое, идейно- художественное многообразие русской литературы и определенные трудности, связанные с этим, специфические психолингвистические особенности современного студента делают классические методики, несмотря на всю их системность,

недостаточно адекватными современным потребностям общества. Именно поэтому интерес к теме поиска новых методик остается довольно устойчивым. Активизируется обмен опытом между преподавателями, применяющими в своей практике новые формы, технологии, методы обучения. Наибольшую актуальность в сфере высшего образования имеют инновации, направленные на переориентацию его целей, связанных с формированием личности профессионала [4].

Инновационные подходы к преподаванию русского языка требуют изменения качественного отношения к предмету преподавания. Русский язык является носителем культуры, традиций русского народа. Значит, целесообразно преподавать его как феномен культуры, овладевать методикой преподавания предметов культурологического цикла.

Инновациями в образовании называют новшества, нововведения в содержанииобразования, вформахиметодахобучения, вотношениях «преподаватель - студент», использовании информационных технологий обучения, внедрение нового оборудования, в организации учебно -воспитательного процесса, его управлении и др. [1].

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов [3].

Основными целями использования инновационных технологий являются:

^ развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

^ формирование личностных качеств учащихся; ^ выработка умений, влияющих на учебно -познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

^ формирование ключевых компетентностей учащихся [8]. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: ^ повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету; ^ усиление познавательной деятельности;

^ создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и поддержки в процессе коммуникации на изучаемом языке;

^ раскрытие творческого потенциала, развитие инициативы; ^ создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и сотрудничества ученика и учителя в процессе коммуникации на изучаемом языке;

^ тщательный отбор материала и способов его подачи [5]. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого студента,

активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы [8].

На уроках русского языка и литературы ВУЗ ах можно эффективно использовать нижеследующие инновационные технологии:

❖ - проблемное обучение,

❖ - метод проектов,

❖ - развитие критического мышления через чтение и письмо,

❖ - технологию модульного обучения,

❖ - дифференцированный подход к обучению,

❖ - информационные технологии,

❖ - игровые технологии.

При использовании инновационных технологий в обучении успешно можно применять следующие приемы и формы работы:

❖ - опорный конспект;

❖ - мозговая атака;

❖ - групповая дискуссия;

❖ - чтение с остановками и Вопросы Блюма;

❖ - кластеры;

❖ - синквейн;

❖ - перепутанные логические цепочки;

❖ - дидактическая игра;

❖ - работа с тестами;

❖ - групповая форма работы;

❖ - коллективная форма работы;

❖ - ассоциативный ряд;

❖ - лингвистические карты;

❖ - лингвистические задачи;

❖ - исследование текста;

❖ - задания поискового характера. [2].

Таким образом применение инновационных технологий в обучении русского языка и литературы в высших учебных заведениях помогает решать организации процесса обучения, создания языковой среды, определения роли преподавателя на занятиях, подбора эффективных способов представления информации. Анализ материалов показывает, что инновационные технологии предстают в качестве средства обучения как студентов, так и самих преподавателей. Изучение этих технологий представляется актуальным, многоаспектным и имеет перспективу дальнейшего исследования.

Использованные источники: 1. Аминова М. Реализация инновационных методов в личностноориентированном подходе педагогической деятельности Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 6 (2021) / ISSN 2181-1415- С.53-55

2. Грезнева О.В. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы // https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2020/08/17/innovatsionnye-tehnologii-na-urokah

3. Егорова М.М. Анализ реализации полисемии в художественном тексте как средство совершенствования речевой культуры студентов: диссертация... кандидата педагогических наук: Москва, 2011. - 245 с.

4. Елдашева Г.В. Елдашева Г.В. Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования // Проблемы педагогики. -2020.

5. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы// https://nsportal.ra/shkola/mezhdistsiplmarnoe-

obobshchenie/library/2020/08/17/innovatsionnye-tehnologii-na-urokah

6. Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного// https://revolution.allbest.ru/pedagogics/01266716_0.html

7. Манету Ндяй, Нгуен Ву Хыонг Ти, Е.О. Грунина Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного 1// // Russian Language Studies 2020 Vol. 18 No. 1 7-38

8. Самоварова Т.В. Интеграция образовательных технологий на уроках литературы как средство повышения уровня образованности студентов "https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/322790-statja-na-temuintegracija-obrazovatelnyh-tehn

9. Тальгамер А.Б.Развитие интеллектуальной и творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы// https://urok. 1sept.ru/articles/691713

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.