Научная статья на тему 'Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации'

Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЕБ-КВЕСТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФОРМА КОНТРОЛЯ / TEACHING FOREIGN LANGUAGES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / LEARNING PROCESS / WEBQUEST / INTERNET TECHNOLOGY / EDUCATIONAL SYSTEM / CONTROL FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцова Татьяна Анатольевна, Проценко Екатерина Александровна

Статья посвящена проблеме использования такого инновационного метода обучения, как технологий веб-квест в процессе подготовки кадров высшей квалификации. Авторы объясняют необходимость использования новых подходов на занятиях по иностранному языку, описывают преимущества интегрирования современных интернет-технологий в образовательный процесс. Авторы статьи анализируют как отечественный, так и зарубежный опыт применения веб-квестов на занятиях и в процессе организации самостоятельной работы обучающихся. В статье определяется понятие «веб-квест», приводится типология веб-квестов, а также рассмотрены возможности развития данной инновационной технологии в образовательном процессе. В статье отражены преимущества применения веб-квестов перед традиционными методами обучения иностранному языку, описываются особенности организации работы с применением технологий веб-квеста для преподавателя и требования, предъявляемые при этом к уровню языковой подготовки обучающихся. На примере разработанного и применяемого в учебном процессе веб-квеста авторами статьи показан процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у кадров высшей квалификации при овладении основами научно-исследовательской и проектной деятельности, получении опыта самостоятельного проведения исследования. Подчеркивается роль технологии веб-квеста в дистанционном управлении учебным процессом обучающихся заочно. В статье представлена структура учебного веб-квеста, описаны цель и задачи каждого этапа; отражено содержание ресурсов, необходимых обучающимся для выполнения заданий, а также показаны задачи преподавателя на всех этапах выполнения работы обучающимися. В заключении сделаны выводы по использованию веб-квеста при обучении иностранному языку кадров высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of WebQuest in the process of top-qualification staff training

The article is devoted to the problem of using such an innovative method as a webquest technology in teaching a foreign language to postgraduate students. The authors give reasons for using new methods of teaching English, describe the advantages of integrating modern Internet technologies in educational process. The authors analyze foreign and Russian experience of applying web-quests in classroom as well as in organizing independent work of students. The term webquest is defined, a typology is given, a possibility of developing this innovative technology in educational process is considered in the article. Advantages of using the webquest technology over traditional methods of teaching English are shown, some peculiarities of organizing learning process using the webquest by a teacher are described as well as the requirements for the level of students’ language proficiency. By means of the webquest created and applied in the learning process, the authors illustrate the process of developing a foreign language communicative competence of post-graduate students while mastering the basics of scientific work and project activities, gaining experience of independent research practice. The role of webquest technology in distant control of remote learning process is highlighted. The article presents a structure of the educational webquest, describes its aim and goals at every stage, provides resources necessary to complete the educational tasks and shows the role of a teacher at all stages of postgraduate students’ work. Finally, some conclusions about using webquest technology in teaching English to postgraduate students are drawn.

Текст научной работы на тему «Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации»

УДК 372.881.1

Т. А. Гольцова https://orcid.org/0000-0002-2805-2668

Е. А. Проценко https://orcid.org/0000-0001-6131-5055

Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации

Для цитирования: Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 101-108. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-101-108

Статья посвящена проблеме использования такого инновационного метода обучения, как технологий веб-квест в процессе подготовки кадров высшей квалификации. Авторы объясняют необходимость использования новых подходов на занятиях по иностранному языку, описывают преимущества интегрирования современных интернет-технологий в образовательный процесс. Авторы статьи анализируют как отечественный, так и зарубежный опыт применения веб-квестов на занятиях и в процессе организации самостоятельной работы обучающихся. В статье определяется понятие «веб-квест», приводится типология веб-квестов, а также рассмотрены возможности развития данной инновационной технологии в образовательном процессе. В статье отражены преимущества применения веб-квестов перед традиционными методами обучения иностранному языку, описываются особенности организации работы с применением технологий веб-квеста для преподавателя и требования, предъявляемые при этом к уровню языковой подготовки обучающихся. На примере разработанного и применяемого в учебном процессе веб-квеста авторами статьи показан процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у кадров высшей квалификации при овладении основами научно-исследовательской и проектной деятельности, получении опыта самостоятельного проведения исследования. Подчеркивается роль технологии веб-квеста в дистанционном управлении учебным процессом обучающихся заочно. В статье представлена структура учебного веб-квеста, описаны цель и задачи каждого этапа; отражено содержание ресурсов, необходимых обучающимся для выполнения заданий, а также показаны задачи преподавателя на всех этапах выполнения работы обучающимися. В заключении сделаны выводы по использованию веб-квеста при обучении иностранному языку кадров высшей квалификации.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, инновационные технологии, образовательный процесс, веб-квест, интернет-технологии, образовательное пространство, форма контроля.

T. A. Goltsova, E. A. Protsenko

Use of WebQuest in the process of top-qualification staff training

The article is devoted to the problem of using such an innovative method as a webquest technology in teaching a foreign language to postgraduate students. The authors give reasons for using new methods of teaching English, describe the advantages of integrating modern Internet technologies in educational process. The authors analyze foreign and Russian experience of applying web-quests in classroom as well as in organizing independent work of students. The term webquest is defined, a typology is given, a possibility of developing this innovative technology in educational process is considered in the article. Advantages of using the webquest technology over traditional methods of teaching English are shown, some peculiarities of organizing learning process using the webquest by a teacher are described as well as the requirements for the level of students' language proficiency. By means of the webquest created and applied in the learning process, the authors illustrate the process of developing a foreign language communicative competence of post-graduate students while mastering the basics of scientific work and project activities, gaining experience of independent research practice. The role of webquest technology in distant control of remote learning process is highlighted. The article presents a structure of the educational webquest, describes its aim and goals at every stage, provides resources necessary to complete the educational tasks and shows the role of a teacher at all stages of postgraduate students' work. Finally, some conclusions about using webquest technology in teaching English to postgraduate students are drawn.

Keywords: teaching foreign languages; innovative technologies; learning process; webquest; internet technology; educational system; control form.

В последнее время система образования претерпевает значительные изменения, проявляющиеся в переходе на компетентностную модель обучения, введении новых образовательных стандар-

тов, модернизации форм и методов образовательной деятельности. Изменение условий обучения в системе многоуровневого образования, повышение требований к качеству профессиональной

© Гольцова Т. А., Проценко Е. А., 2020

подготовки специалистов, а также новые вызовы современного информационного общества определили необходимость коренного пересмотра системы образования, выделения приоритетных сфер ее модернизации и, в конечном счете, становления «новой дидактики» образования в Российской Федерации.

Как отмечают М. В. Груздев и И. Ю. Тарханова, к наиболее актуальным направлениям модернизации системы образования на современном этапе можно отнести формирование инновационного мышления и инновационной культуры, а также ценностей инновационного развития, овладение основами научно-исследовательской и проектной деятельности, получение опыта самостоятельного проведения исследования [6, с. 49]. Таким образом, ключевыми векторами развития образования на сегодняшний день становятся стимулирование инновационной деятельности и развитие творческого потенциала обучающихся, их активная вовлеченность в процесс обучения. Соответственно, меняется и роль преподавателя: из «транслятора информации» он превращается в организатора «процесса ее анализа, осмысления и использования в решении практических задач» [6, с. 50].

Все описанные выше изменения в значительной степени затрагивают и преподавание иностранного языка. В условиях возрастающих требований к языковой подготовке на всех ступенях системы образования педагогическое сообщество ведет активный поиск путей повышения эффективности обучения иностранному языку. Во многом этому способствует внедрение в рамки традиционного образовательного процесса инновационных технологий, таких как система электронного обучения [13], использование различных информационно-коммуникационных технологий, интернет-ресурсов [20], мобильных приложений [9] и т. п.

С другой стороны, порой создается впечатление, что различные инновационные методы и информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день используются хотя и активно, но несколько интуитивно, ввиду отсутствия глубоких научно обоснованных и методически выверенных исследований. Действительно, на современном этапе существует достаточно большое разнообразие инновационных методов и технологий обучения иностранным языкам, далеко не все из которых опираются на солидную методологическую базу или доказали свою эффективность в учебном процессе. Данное противоречие подчеркивает актуальность научных исследований, посвященных методологическим основам примене-

ния инновационных методов и технологий обучения.

Авторы статьи предлагают рассмотреть веб-квест как одну из инновационных технологий обучения иностранному языку. Создатели данной технологии, американские ученые Д. Додж и Т. Марч, определили квест как исследовательский вид деятельности, который позволяет обучающимся получить новые знания и расширить понимание изучаемого вопроса [19]. В последние десятилетия веб-квест как одна из современных интернет-технологий, благодаря своей универсальности, получает все большее распространение в сфере преподавания различных дисциплин на разных этапах обучения [4, 8, 11, 12, 14]. В последние годы появляется все больше исследований отечественных и зарубежных ученых, описывающих возможности использования технологии веб-квеста в преподавании иностранного языка [1-3, 5, 7, 17-19, 21-23].

В исследованиях в области применения веб-квестов в обучении иностранному языку отмечается их роль в формировании социокультурной компетенции [3], иноязычной коммуникативной компетенции [1], а также в развитии критического мышления и формировании информационно-аналитических умений [10]. В последние годы технологии веб-квеста применяются как при обучении отдельным видам речевой деятельности, в частности, говорению [2, 5, 23, 26], чтению и письму [7, 18, 21], так и в процессе формирования конкретных языковых умений и навыков, например, произносительных [22].

Тем не менее сохраняется потребность в дальнейшей системной разработке вопроса внедрения вебквест-технологий в обучении иностранному языку на разных ступенях, особенно в сфере высшего и послевузовского образования. Исходя из вышесказанного, новизна данного исследования определяется попыткой авторов адаптировать данную технологию в рамках языковой подготовки кадров высшей квалификации.

Основное преимущество вебквест-технологии заключается в том, что она позволяет дистанционно управлять учебным процессом тех, кто заочно обучается в адъюнктуре, и дает преподавателю возможность сочетать многообразие ресурсов и материалов, которые могут быть использованы в образовательных целях. Соответственно, авторами была поставлена цель адаптировать квест-технологии к условиям обучения иностранному языку кадров высшей квалификации и разработать педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной модели.

С момента создания технологии были предложены различные определения веб-квеста, однако все они так или иначе сочетают в себе два основополагающих момента, которые отражены в самом названии. Английское наименование WebQuest состоит из двух основ: web - «интернет» и quest - «поиск». Таким образом, суть данной технологии заключается в поиске в Интернете информации, необходимой для решения учебных задач.

Одним из наиболее удачных, по мнению авторов статьи, является определение, предложенное А. Б. Климовой: «Веб-квест - это специально организованный исследовательский проект, основанный на идеях проблемно-проектного и исследовательского обучения, интегрирующий определенный набор форм, методов и приемов, способствующих развитию информационно -аналитических умений и осуществляемый преимущественно посредством интернет-ресурсов» [10, с. 86]. В приведенном определении отражено основное преимущество данной технологии, позволяющей интегрировать и органично сочетать разнообразные подходы, технологии и методы обучения.

На сегодняшний день существуют разные типологии квестов. По сроку реализации они могут быть краткосрочными (от 1 занятия до трех) и долгосрочными (от 1 недели до 1 месяца). В зависимости от количества участников выделяют индивидуальные и групповые квесты. Исследователи выделяют такие формы реализации веб-квеста, как создание базы данных, интервью, журналистское расследование, научное исследование [5, с. 115-116], творческое или проблемное задание с элементами ролевой игры. Независимо от типа в основе квеста должно лежать проблемное задание, определенная ситуация или сценарий, другими словами, задача, требующая решения.

В последнее время веб-квест все чаще рассматривается как специальный веб-сайт, созданный по определенной четко заданной структуре на базе различных образовательных платформ [5, 24, 26], включающих технологические возможности подготовки и представления итогового продукта. Таким конечным продуктом может быть доклад, выступление, презентация, интернет-страница или веб-сайт и т. п.

Анализ отечественных и зарубежных работ, посвященных вопросам использования веб-квестов в обучении иностранному языку [1, 2, 5, 15, 25, 26], позволяет выделить их наиболее очевидные преимущества:

- активное вовлечение обучающихся в процессы поиска и обработки необходимой информации;

- создание виртуальной образовательной среды, которая имитирует погружение в языковую среду;

- насыщенность процесса обучения разнообразными аутентичными, в том числе и профессионально-ориентированными материалами;

- стимулирование самообучения и саморазвития обучающихся, раскрытие их творческого и личностного потенциала;

- стимулирование познавательной деятельности обучающихся, аналитического и креативного мышления;

- нацеленность обучающихся на практический результат (конечный продукт как результат учебной деятельности);

- интерактивный характер обучения, связь между обучением и реальной жизнью (или будущей профессией);

- мотивация к сотрудничеству, к совместной деятельности в процессе решения поставленных задач и т. д.

С другой стороны, применение веб-квестов в обучении иностранному языку сопряжено с некоторыми сложностями. Во-первых, их создание требует от преподавателя достаточно высокой квалификации, причем не только в сфере методической подготовки, но и в области информационных технологий, а также тщательной и, как правило, длительной работы. Безусловным преимуществом данной технологии является возможность не только привлечения аутентичных материалов, но и их отбора, что немаловажно, учитывая насыщенность современного интернет-пространства материалами низкого качества. На самом деле, далеко не все обучающиеся, даже в системе высшего образования, оказываются в состоянии свободно ориентироваться в огромном потоке иноязычной информации, доступной в Интернете. Однако веб-квест - это не просто список ссылок на надежные и полезные интернет-источники. Его создание предполагает тщательное планирование учебной деятельности обучающихся совместно с ее методическим и информационным обеспечением.

Во-вторых, веб-квест на иностранном языке предполагает, определенный уровень сформиро-ванности у обучающихся компетенций и, прежде всего, информационной и коммуникативной. В процессе работы над решением комплексной учебной задачи активизируются самые разнообразные навыки и умения, в том числе поисковые,

аналитические и собственно языковые. В связи с этим особое значение приобретают критерии отбора материала, учитывающие не только информационную насыщенность и практическую значимость, но и уровень сложности, краткости и языковое оформление.

И, наконец, поскольку веб-квест предполагает решение комплексной учебной задачи, он, скорее, может представлять собой форму контроля сфор-мированности компетенций, нежели средство развития определенных навыков или умений. Косвенным доказательством правомерности такой точки зрения можно считать данные о незначительном прогрессе обучающихся в ходе прохождения веб-квеста [21]. Поэтому, на наш взгляд, данная технология, особенно применительно к иностранному языку, является более эффективным средством оценки достижений обучающихся, представленных в виде конечного продукта.

Исходя из вышесказанного, авторы попытались адаптировать технологию веб-квеста к условиям дистанционного обучения иностранному языку адъюнктов заочной формы обучения. В основе работы лежит предположение о том, что данная технология способствует расширению образовательного пространства за счет укрепления междисциплинарных связей и привлечения аутентичных материалов из интернет-источников, что, в свою очередь, позволит с одной стороны, организовать и дистанционно управлять познавательной и поисковой деятельностью обучающихся, а с другой - создать условия для автономного обучения с возможностью выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Более того, уровень владения иностранным языком выпускниками высших учебных заведений, как правило, позволяет им решать проблемные ситуации на иностранном языке, а учебные продукты, созданные в процессе работы над веб-квестом, могут быть использованы для оценки успешности обучения и степени сформированности необходимых компетенций.

Для достижения поставленной цели авторами были разработаны педагогические условия эффективной реализации технологии веб-квеста при обучении кадров высшей квалификации. В основу предлагаемой модели положены принципы компе-тентностного, деятельностного и коммуникативного подходов. В рамках последнего акцент был сделан на особенностях научной речи с учетом специфики обучения в адъюнктуре.

Разработка и создание веб-квеста на иностранном языке основывались на принципах автономности образовательного процесса, межпредметности (за счет расширения междисциплинарных свя-

зей) и профессионально-ориентированного характера обучения. Среди основных педагогических условий необходимо указать следующие:

- организация дистанционной самостоятельной деятельности обучающихся, в процессе которой происходит поиск, анализ и систематизация необходимой информации;

- выявление и расширение межпредметных связей с учетом профессиональных и научных интересов адъюнктов;

- гибкость модели, позволяющая интегрировать разные подходы, технологии, методы и формы обучения;

- программа формирования соответствующих компетенций при сохранении определенного выбора способов ее реализации;

- достаточно высокий уровень информационно-коммуникативной компетенции как преподавателя, так и обучающихся.

Исходя из приведенных выше принципов и педагогических условий, авторами статьи был разработан и внедрен в образовательный процесс веб-квест по теме «Письменная коммуникация» («Written communication»). Проект используется в процессе подготовки кадров высшей квалификации, обучающихся заочно по направлению подготовки «Юриспруденция». Самостоятельная работа адъюнктов и аспирантов такой формы обучения представляет собой большую часть образовательного процесса, который, как правило, носит исследовательский характер. Подготовка по дисциплине «Иностранный язык» в определенной степени также может быть организована в форме целенаправленного исследования, что способствует развитию у обучающихся не только иноязычной коммуникативной, но и информационной компетенции. Именно поэтому при интегрировании технологий веб-квест в образовательный процесс для преподавателя очень важно методически грамотно выстроить работу обучающихся с интернет-ресурсами.

Представляемый веб-квест создан с помощью конструктора 123sait - сайтбилдера, позволяющего даже новичку создать простой, но при этом информативный и яркий продукт. Веб-квест в данном случае является долгосрочным проектом, так как включает несколько этапов. Цель работы -развитие и совершенствование у обучающихся навыков и умений письменной речи (деловая переписка, написание научной статьи) в рамках осуществления профессионального дискурса. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

- расширить представления обучающихся о структурировании и оформлении делового письма на иностранном языке;

- развить и совершенствовать у обучающихся навыки и умения аннотирования и реферирования специального текста на иностранном языке.

Работа над проектом начинается с изучения введения («Introduction») квеста, где отражены тема, сценарий, описаны роли участников и план работы. Таким образом, введение выполняет ознакомительную и мотивирующую функции. В описываемом квесте обучающимся предстоит принять участие в научной конференции, для чего необходимо изучить материал по интересующей их теме, подготовить статью и электронным письмом отправить в оргкомитет конференции.

Веб-квест включает 2 этапа работы, при этом последовательность их выполнения обучающиеся могут выбрать самостоятельно (например, можно сначала подготовить статью, а затем выбрать конференцию для участия или наоборот, какое-либо мероприятие покажется наиболее интересным, после чего будет подготовлена статья для публикации). Один из этапов работы, условно названный первым, связан с выбором конференции. Обучающимся, которые постоянно занимаются научно-исследовательской работой, предстоит ознакомиться с предоставленным им преподавателем календарем запланированных конференций по юриспруденции в Португалии, Болгарии, Сингапуре и других странах. При этом участники кве-ста смогут расширить свой кругозор и в профессиональной сфере - это отличная возможность познакомиться с актуальными вопросами в рамках их специальности, обсуждаемыми на различных уровнях. Положительной стороной структуры квеста является то, что вся информация, представленная на сайте для самостоятельной работы, находится на самом деле на различных вебсайтах. Но благодаря гиперссылкам обучающиеся работают в едином информационном образовательном пространстве.

После того как обучающийся определился с мероприятием, можно переходить к написанию делового письма в оргкомитет конференции. В условиях современного общества высококвалифицированный специалист должен быть способен осуществлять деловую переписку, то есть у него должна быть развита общепрофессиональная компетенция делового письменного общения. Она вырабатывается при межпредметном подходе, который имеет лингвистический, профессиональный и культурологический векторы обучения [7].

Знакомство студентов с основами деловой переписки на английском языке происходит еще при изучении дисциплины «Иностранный язык». В процессе подготовки кадров высшей квалификации работа преподавателя нацелена на расширение представлений обучающихся о структурировании и оформлении делового письма на иностранном языке. Для этого адъюнктам предлагается пройти по ссылке «Ресурсы» («Resources») и ознакомиться со структурой и характерными для деловой переписки фразами-клише. Для наглядности преподавателем приводятся примеры электронных писем с подробным разъяснением их составляющих (subject - тема письма, cc (carbon copy) - копия (имена и адреса вторичных получателей письма, к которым направляется копия) и так далее). Результатом работы на этом этапе является подготовленное электронное письмо в оргкомитет конференции, которое следует разместить во вкладке «Результат» («Product»). Если на данном этапе обучающийся еще не определился с темой статьи, ее название может быть указано позже. Преподаватель оценивает только правильность структуры делового письма, соблюдение норм официально-делового общения, корректное употребление лексических единиц и наличие грамматических ошибок. Критерии оценки для всех этапов работы указаны в соответствующей вкладке - «СгШпа to assess», что, в свою очередь, является ориентиром для обучающихся в процессе выполнения заданий.

Следующим этапом веб-квеста является подготовка статьи для опубликования в сборнике материалов конференции. Преподавателями отобраны юридические журналы и представлены ссылки на топ 42 лучших блога по юриспруденции. Все ссылки можно найти во вкладке «Ресурсы». В процессе выполнения этого задания обучающиеся имеют возможность познакомиться с материалами, которые в дальнейшем могут быть использованы в диссертационном исследовании в качестве анализа зарубежного опыта по изучаемым проблемам. После того как определена тема статьи и подобран материал, необходимо изучить правила структурирования научной статьи, познакомиться с фразами на английском языке, которые помогут раскрыть ее актуальность, указать гипотезу исследования и так далее. Объем статьи может занимать 2-3 страницы. Этого достаточно, чтобы преподаватель смог в полной мере оценить, насколько у обучающегося сформирован навык логико-композиционного оформления письменного высказывания в научном стиле.

Неотъемлемой частью любой научной статьи является аннотация. Следует отметить, что «в со-

временных условиях преподавания иностранного языка (дефицита учебного времени, обилия учебных задач) до этапа подготовки кадров высшей квалификации компетенции по формированию навыков реферирования и аннотирования остаются недостаточно сформированными» [16, с. 86]. Поэтому данному виду работы авторами веб-квеста уделено особое внимание. Во вкладке «Аннотация» («Abstract») находится подробное объяснение понятия «аннотация» на русском языке, приведены примеры аннотации на английском языке. Обучающиеся также могут посмотреть видеофрагмент на английском языке «How to Write an Abstract» о правилах аннотирования статьи. Фразы-клише, которые обучающийся может использовать при работе над аннотацией к своей статье, расположены во вкладке «Ресурсы». Поскольку каждый этап работы оценивается отдельно, преподавателю предстоит проанализировать, насколько обучающемуся удалость логически и композиционно верно оформить научную статью, определить качество аннотации.

После выполнения всех заданий итогом работы с веб-квестом является электронное письмо в оргкомитет конференции, выбранной самим обучающимся, с просьбой рассмотреть подготовленную статью для опубликования в сборнике материалов конференции. Законченный проект высылается на электронную почту, указанную во «Введении» («Introduction»), или выкладывается на страничке «Product». На протяжении всего процесса работы обучающиеся могут задавать вопросы преподавателю и другим участникам квеста, а также оставлять комментарии в «Гостевой книге» («Guestbook»).

Разработка веб-квеста и его применение при изучении темы «Письменная коммуникация» имели ряд несомненных преимуществ: позволяют органично интегрировать аутентичные интернет-источники в процесс заочного обучения адъюнктов; совместить собственно учебные задачи с профессиональными и научными интересами обучающихся; задействовать при выполнении одного проекта все виды речевой деятельности, а следовательно, и контролировать сформирован-ность ключевых компетенций. Подобный метод организации учебного процесса у обучающихся заочной формы дает возможность участникам проекта общаться друг с другом на иностранном языке, знакомиться с работами коллег, а также способствует развитию самооценки. Таким образом, использование технологии веб-квеста в образовательном процессе способствует мотивации обучающихся, развитию у них навыков поиска

необходимой информации, ее анализа, обобщения и синтеза, обеспечивает интерактивность процесса обучения. Применение рассмотренного инновационного метода, нацеленного на получение практического результата, способствует стимулированию обучающихся к самообучению и саморазвитию, раскрытию их творческого и личностного потенциала.

Библиографический список

1. Багузина Е. И. Определение сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе веб-квест технологии // Вестник университета. 2011. № 1. С. 302-306.

2. Белоног Ю. Веб-квесты на уроках английского. URL: https://skyteach.ru/2018/12/03/vebkvesty-na-urokah-anglij skogo/ (11.04.2019)

3. Беляева В. А. Веб-квест как средство достижения образовательных результатов по английскому языку // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 122-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7veb-kvest-kak-sredstvo-dostizheniya-obrazovatelnyh-rezultatov-po-angliyskomu-yazyku (22.07.2019)

4. Бобыкина Е. Ю. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности студента // Наука. Общество. Образование : материалы всероссийской научно-практической конференции. 2017. URL: https://posidpo.ru/bobyikina-e-yu-veb-kvest-kak-sposob-aktiv/ (18.06.2019)

5. Галустян О. В. Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку // Вестник ВГУ Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. С. 115-121. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ praktika-primeneniya-veb-kvesta-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (22.07.2019)

6. Груздев М. В. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации / М. В. Груздев, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 47-53.

7. Евсеев А. Б. Обучение деловому письму на английском языке студентов вуза // Мир науки. 2016. Том 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/31PDMN216.pdf (18.05.2019)

8. Игумнова Е. А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (19.07.2019)

9. Инновационные лингводидактические процессы как основа языковой подготовки в неязыковых образовательных организациях : монография / под ред. Е. А. Проценко, А. Г. Мажаровой. Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. 114 с.

10. Климова А. Б. Веб-квест технология как средство развития информационно-аналитических умений студентов при обучении английскому языку для специальных целей // Вестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4 (14). С. 85-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-tehnologiya-kak-

sredstvo-razvitiya-informatsionno-analiticheskih-umeniy-

studentov-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-dlya

(15.07.2019)

11. Пестрякова Т. А. Использование технологии Веб-квест как средства активизации познавательной деятельности студентов : учебное пособие. Шарья, 2016. 25 с. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-vebkvest-kak-sredstvo-aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-976153.html (11.06.2019)

12. Писнова О. Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Между нар. науч. конференции. Казань : Молодой ученый, 2019. С. 8-11. URL: http s ://moluch.ru/conf/ped/archive/ 326/14899/ (23.06.2019)

13. Смирнова И. Г. Система электронного обучения как неотъемлемая часть современного образовательного процесса // Реализация инновационной системы языковой подготовки в неязыковых вузах: проблемы и перспективы : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж : ВИ МВД РФ, 2017. С. 110-113.

14. Хлупина Н. О. Использование Веб-квест-технологии в организации самостоятельной работы студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 87-92.

15. Чернякова Е. А. Веб-квест на занятиях по иностранному языку на неязыковых факультетах // Вестник Гжельского государственного университета. 2017. № 5. С. 113-119.

16. Шадже З. М. Обучение аспирантов основам реферирования и аннотирования иноязычных научно-технических текстов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 1. С. 85-91.

17. Aydin S. Web-quests as language-learning tools / S. Aydin // Computer Assisted Language Learning. 2016. Vol. 29, Issue 4. P. 765-778.

18. Berezova L. V Mudra S. V, Yakushko K. Y. The effect of webquests on the writing and reading performance of university students / S. V. Mudra, K. Y. Yakushko // Information Technologies and Learning Tools. URL: https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1979 (29.05.2019)

19. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests.. URL : http://www. webquest. org/sdsu/about_webquests. html (24.07.2019)

20. Harris A. Can you learn a foreign language online? // The Irish Times. 2017. May 30. URL: https://www.irishtimes.com/news/education/can-you-learn-a-foreign-language-online-1.3094856 (17.03.2019)

21. Renau M. L. Analysis of the implementation of a WebQuest for learning English in a secondary school in Spain / M. L. Renau, M. Pesudo // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). 2016. Vol. 12, Issue 2. P. 26-49.

22. Salazar H. A., Ramírez-Romero J. L., Acuña M. L. WebQuests in EFL Courses: A New Look for a Classic Activity // MEXTESOL Journal. Vol. 41. № 2. 2017. URL: http://mextesol.net/journal/public/files/10a9c6b57763624fc 76df629fa3af64f.pdf (24.05.2019)

23. Siko K. L. Webquests In the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? // Carolina Digital Repository. 2019. March 22. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/dissertations/bv73c0534 (24.07.2019)

24. Starr L. Crearing of WebQuest. It's Easier than you think // Education World. 2016. November 7. URL: https://www. educationworld.com/a_tech/tech/tech011. shtm l (29.05.2019)

25. Sumarno W. K. Developing Constructivist-Webquests Online Materials for TEFL Course / W. K. Sumarno, H. Tatik, A. Shodikin // Journal of English Language, Literature and Teaching. 2017. Vol. 1. № 2. P. 123-135.

26. Zavski Bahc M. Webquests beim Fremdsprachenlernen // Informatol. 49. 2016. 3-4. S. 203-211. URL: https://hrcak.srce.hr/file/256619 (19.05.2019)

Referense list

1. Baguzina E. I. Opredelenie sformirovannosti in-ojazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov na osnove veb-kvest tehnologii = Determination of formation of students' foreign-language communication competence on the basis of web-quest technology // Vestnik universi-teta. 2011. № 1. S. 302-306.

2. Belonog Ju. Veb-kvesty na urokah anglijskogo = Web quests in English lessons. URL: https://skyteach.ru/2018/12/03/vebkvesty-na-urokah-anglij skogo/ (11.04.2019)

3. Beljaeva V A. Veb-kvest kak sredstvo dostizhenija obrazovatel'nyh rezul'tatov po anglijskomu jazyku = Web quest as a means for achieving educational results in English // Permskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. № 9. S. 122-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-kak-sredstvo-dostizheniya-obrazovatelnyh-rezultatov-po-angliyskomu-yazyku (22.07.2019)

4. Bobykina E. Ju. Veb-kvest kak sposob aktivizacii uchebnoj dej atel'nosti studenta = Web Quest as a way to energize students' learning // Nauka. Obshhestvo. Obra-zovanie : materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. URL: https://posidpo.ru/bobyikina-e-yu-veb-kvest-kak-sposob-aktiv/ (18.06.2019)

5. Galustjan O. V Praktika primenenija veb-kvesta v obuchenii anglijskomu jazyku = Practice of using a web quest in English language teaching // Vestnik VGU. Serija: Lingvistika i mezhkul'turnaj a kommunikacija. 2015. № 2. S. 115-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-veb-kvesta-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (22.07.2019)

6. Gruzdev M. V Stanovlenie «novoj didaktiki» peda-gogicheskogo obrazovanija v uslovijah global'nogo tehno-logicheskogo obnovlenija i cifro vizacii = Development of pedagogical education «new didactics» in conditions of global technological renewal and digitalization / M. V Gruzdev, I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagog-

icheskij vestnik. 2019. № 3 (108). S. 47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Evseev A. B. Obuchenie delovomu pis'mu na an-glijskom jazyke studentov vuza = Teaching university students in business English writting // Mir nauki. 2016. Tom

4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/31PDMN216.pdf (18.05.2019)

8. Igumnova E. A., Radeckaja I. V Kvest-tehnologija v kontekste trebovanij FGOS obshhego obrazovanija = Quest technology in the context of FSES general education requirements // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (19.07.2019)

9. Innovacionnye lingvodidakticheskie processy kak osnova jazykovoj podgotovki v nejazykovyh obra-zovatel'nyh organizacij ah = Innovative linguodidactic processes as the basis of language training in non-linguistic educational organizations : monografija / pod red. E. A. Procenko, A. G. Mazharovoj. Voronezh : Voronezh-skij institut MVD Rossii, 2016. 114 s.

10. Klimova A. B. Veb-kvest tehnologija kak sredstvo razvitija informacionno-analiticheskih umenij studentov pri obuchenii anglijskomu jazyku dlja special'nyh celej = Web quest technology as a means of developing students' information and analytical skills in English language training for special purposes // Vestnik PNIPU. Problemy jazykoznanija i pedagogiki. 2015. № 4 (14). S. 85-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-tehnologiya-kak-sredstvo-razvitiya-informatsionno-analiticheskih-umeniy-studentov-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-dlya (15.07.2019)

11. Pestrjakova T. A. Ispol'zovanie tehnologii Veb-kvest kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj dejatel'nosti studentov = Use of Web quest technology as a means to enhance students' cognitive activities : uchebnoe posobie. Shar'ja, 2016. 25 s. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-vebkvest-kak-sredstvo-aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-976153.html (11.06.2019)

12. Pisnova O. Ju. Kvest-igra kak tehnologija inter-aktivnogo obuchenija pri formirovanii issledovatel'skoj aktivnosti uchashhihsja = Quest game as interactive learning technology in forming students' research activity // In-novacionnye pedagogicheskie tehnologii : materialy IX Mezhdunar. nauch. konferencii. Kazan' : Molodoj uchenyj, 2019. S. 8-11. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14899/ (23.06.2019)

13. Smirnova I. G. Sistema jelektronnogo obuchenija kak neot#emlemaj a chast' sovremennogo obrazovatel'nogo processa = E-learning system as an integral part of the modern educational process // Realizacija innovacionnoj sistemy jazykovoj podgotovki v nejazykovyh vuzah: problemy i perspektivy : sb. materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh : VI MVD RF, 2017.

5. 110-113.

14. Hlupina N. O. Ispol'zovanie Veb-kvest-tehnologii v organizacii samostojatel'noj raboty studentov = Using Web Quest technology in students' independent work // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 5. S. 87-92.

15. Chernjakova E. A. Veb-kvest na zanjatijah po in-ostrannomu jazyku na nejazykovyh fakul'tetah = Web quest in foreign language classes in non-language faculties // Vestnik Gzhel'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 5. S. 113-119.

16. Shadzhe Z. M. Obuchenie aspirantov osnovam re-ferirovanija i annotirovanij a inojazychnyh nauchno-tehnicheskih tekstov = Training of postgraduate students on the basics of summarizing and annotating foreign-language scientific and technical texts // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2017. № 1. S. 85-91.

17. Aydin S. Web-quests as language-learning tools / S. Aydin // Computer Assisted Language Learning. 2016. Vol. 29, Issue 4. P. 765-778.

18. Berezova L. V Mudra S. V, Yakushko K. Y. The effect of webquests on the writing and reading performance of university students / S. V Mudra, K. Y. Yakushko // Information Technologies and Learning Tools. URL: https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1979 (29.05.2019)

19. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. URL: http://www.webquest.org/sdsu/about_webquests.html (24.07.2019)

20. Harris A. Can you learn a foreign language online? // The Irish Times. 2017. May 30. URL: https://www.irishtimes.com/news/education/can-you-learn-a-foreign-language-online-1.3094856 (17.03.2019)

21. Renau M. L. Analysis of the implementation of a WebQuest for learning English in a secondary school in Spain / M. L. Renau, M. Pesudo // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). 2016. Vol. 12, Issue 2. P. 26-49.

22. Salazar H. A., Ramírez-Romero J. L., Acuña M. L. WebQuests in EFL Courses: A New Look for a Classic Activity // MEXTESOL Journal. Vol. 41. № 2. 2017. URL:

http://mextesol.net/journal/public/files/10a9c6b57763624fc 76df629fa3af64f.pdf (24.05.2019)

23. Siko K. L. Webquests In the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? // Carolina Digital Repository. 2019. March 22. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/dissertations/bv73c0534 (24.07.2019)

24. Starr L. Crearing of WebQuest. It's Easier than you think // Education World. 2016. November 7. URL: https://www.educationworld.com/a_tech/tech/tech011.shtm l (29.05.2019)

25. Sumarno W. K. Developing Constructivist-Webquests Online Materials for TEFL Course / W. K. Sumarno, H. Tatik, A. Shodikin // Journal of English Language, Literature and Teaching. 2017. Vol. 1. № 2. P. 123-135.

26. Zavski Bahc M. Webquests beim Fremdsprachenlernen // Informatol. 49. 2016. 3-4. S. 203-211. URL: https://hrcak.srce.hr/file/256619 (19.05.2019)

108

Т. A. Гоßbцоeа, E. A. Проценко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.