Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ОВЛАДЕНИЯ НАУЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СТРАТЕГИИ ОВЛАДЕНИЯ НАУЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ / ПРИЁМЫ / ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЛЕКСИКА / МОТИВАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишонкова Н.А.

В статье представлены стратегические подходы к обучению русскому языку иностранных студентов с использованием современных технологий. Новые подходы к обучению иностранным языкам сопровождаются новыми формами и методами обучения: использованием разных методик и стратегий. Сегодня невозможно преподавание и изучение языков без применения новых технологий, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, помогая им не только в познании и образовании, но и в самореализации, постоянном повышении цифровой грамотности, поиске альтернативных цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR MASTERING SCIENTIFIC VOCABULARY IN TEACHING MEDICAL STUDENTS USING MODERN TECHNOLOGIES

The article presents strategic approaches in teaching Russian to foreign students using modern technologies. With the advent of new approaches to teaching foreign languages, new forms and methods of teaching are also included: the use of different methods and strategies, the search for new, effective teaching methods. Today, it is impossible to teach and learn languages without the use of new technologies that provide individualization and differentiation of learning taking into account the abilities of students, helping them not only in cognition and education, but also in self-realization. Continuous improvement of digital literacy of teachers and students. Search for alternative digital technologies.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ОВЛАДЕНИЯ НАУЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 811.161.1'243:37.091.33:004

Н.А. МИШОНКОВА

старший преподаватель

Гродненский государственный медицинский университет г. Гродно, Республика Беларусь E-mail: mna0412@yahoo.com

Статья поступила 1 апреля 2022 г.

СТРАТЕГИИ ОВЛАДЕНИЯ НАУЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье представлены стратегические подходы к обучению русскому языку иностранных студентов с использованием современных технологий. Новые подходы к обучению иностранным языкам сопровождаются новыми формами и методами обучения: использованием разных методик и стратегий. Сегодня невозможно преподавание и изучение языков без применения новых технологий, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, помогая им не только в познании и образовании, но и в самореализации, постоянном повышении цифровой грамотности, поиске альтернативных цифровых технологий.

Ключевые слова: стратегии обучения, методы, приёмы, инфографика, визуализация, лексика, мотивация, современные технологии.

MISHONKOVA Nadezhda A.

Senior Lecturer

Grodno State Medical University, Republic of Belarus

E-mail: mna0412@yahoo.com

STRATEGIES FOR MASTERING SCIENTIFIC VOCABULARY IN TEACHING MEDICAL STUDENTS USING MODERN TECHNOLOGIES

The article presents strategic approaches in teaching Russian to foreign students using modern technologies. With the advent of new approaches to teaching foreign languages, new forms and methods of teaching are also included: the use of different methods and strategies, the search for new, effective teaching methods. Today, it is impossible to teach and learn languages without the use of new technologies that provide individualization and differentiation of learning taking into account the abilities of students, helping them not only in cognition and education, but also in self-realization. Continuous improvement of digital literacy of teachers and students. Search for alternative digital technologies.

Keywords: learning strategies, methods, techniques, infographics, visualization, vocabulary, motivation, modern technologies.

Научная новизна

Разработана и реализована в учебном процессе методическая система обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке с использованием современных методов и технологий (метод тандем, метод 5-ти шагов, офисные приложения и платформы Microsoft, Moodle, (сервис Google Classroom, Google Hangauts и др.), инфографика), учитывающих специфику коммуникативной деятельности будущих врачей.

What this paper adds

The methodical system of teaching foreign students professional communication in Russian using modern methods and technologies (tandem method, 5-step method, office applications and platforms Microsoft, Moodle, (Google Classroom service, Google Hangauts, etc.), infographics), taking into account the specificity of communicative activity of future doctors, was developed and implemented in the educational process.

Введение. Определение эффективных учебных стратегий берет свое начало с древней истории, уже тогда искали приемы улучшения управления процессами обучения, основанные на понимании, использовании внутренних, психических способностей человека.

Задача стратегии состоит в том, чтобы эффективно использовать возможные ресурсы для достижения поставленной цели. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы — цель». Впервые понятие «учебная стратегия» было введено западными исследователями. Модели эффективных учебных стратегий разработаны К.Э. Вайн-штейном и П.Э. Мейером, где была определена иерархия компетентностей учащегося, требующихся для обучения [6, 2].

В XX веке исследования учебных стратегий было ориентировано на анализ внешнего поведения. Но потом обратили внимание на исследования и психические процессы: поведенческие техники, когнитивные и мета-когнитивные стратегии [7].

Стратегии обучения - это учебные модели, которые определяют результаты обучения и направлены на их достижение с помощью специальных программ. Определить стратегию - значит разработать цель, процесс усвоения содержания обучения, поддержку учащихся и обратную связь. При овладении языком учащиеся понимают, оценивают и интерпретируют воспринятую информацию, задействуя индивидуальные опознавательно-оценочные системы, которые формируются и регулируются личностными конструктами. Эти конструкты могут быть

простыми и сложными. Соответственно, стили и стратегии, которыми пользуются слушатели при переработке научной информации, могут быть когнитивно упрощенными или усложненными. Разные по сложности конструкты, стили и стратегии переработки информации формируют разные схемы понимания речи [2, с. 41].

В настоящее время понятие учебных стратегий включает в себя мысли, действия, верования и эмоции, облегчающие приобретение, понимание, а затем применение и передачу новых знаний и навыков в различных контекстах деятельности. Учебные стратегии помогают создавать для новой информации такой контекст, который поможет сохранять ее в памяти в форме, которая поможет объединить со знанием [6, 2]. Учебные стратегии включают в себя интегральные стратегии, различные методы и приемы: Fremdsprachenwachstum, АСО (адаптивная система обучения), метод тандем, метод 5-ти шагов и т.д. [6, 2].

Современное образование выдвигает всё новые требования к профессиональной подготовке специалистов, которые будут способны свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, будут готовы обслуживать инновационные и коммуникационные процессы. Инновационные технологии - часть образовательного процесса высшей школы: обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий, получение профессиональных практических и коммуникационных навыков в клинике. Цель будет достигнута, если будут созданы условия для проведения обучения различной степени реалистичности: страте-

гии информационного поиска о научных открытиях в области медицины и физиологии; стратегии построения диалогов с опорой на ситуативные задачи профессиональной направленности; дискуссии на актуальные темы (СОУГО-19, инфекционные, онкологические заболевания, окружающая среда и здоровье человека, здоровый образ жизни, факторы риска и здоровье человека и др.); подготовка презентаций, докладов и т.д. [8].

Сегодня обучение студентов-медиков профессиональным умениям проходит в лаборатории практических навыков с использованием манекенов и тренажеров. Практическое обучение в лаборатории предшествует и дополняет обучение в клинике, что позволяет студентам достичь более высокого уровня клинической компетентности. Это, несомненно, улучшает освоение профессиональных практических навыков, но нужно отметить, страдает вербальная составляющая приобретения таких навыков: студенты общаются не с пациентом, а работают с тренажером, в такой ситуации реально или виртуально проявить эмпатию невозможно [8].

Применение современных технологий при обучении русскому языку как иностранному в медицинском вузе возможно, используя, в том числе, технические средства обучения. Такой подход к самому процессу обучения будет способствовать формированию и развитию коммуникативной культуры, овладению профессиональным практическим русским языком. В связи с поставленными задачами мы даем возможность каждому студенту проявить себя, свою индивидуальность [9]. Преподаватели русского языка как иностранного активно используют новые информационные технологии в обучении, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации, чтобы в процессе обучения студенты могли свободно ориентироваться в иноязычной среде [10].

Существуют и альтернативные технологии обучения иностранному языку, которые также используют преподаватели. Отличие традиционного обучения от альтернативного в том, что оно представлено такими технологиями (практикой обучения), как

Fremdsprachenwachstum («прирост» в иностранном языке), метод Веры Биркенбиль, адаптивная система обучения (АСО), метод тандема, суггестопедия и другие. Современные технологии дают возможность осваивать в интернет-пространстве интерактивные методы обучения, обучаться дистанционно [6, 10].

Использование дистанционных форм обучения в 2020 году изменило роль преподавателя в образовательном процессе: он регулирует процесс обучения, студенты учатся работать в команде. Преподаватель создает и размещает файлы на веб-платформах, помогает учащимся освоиться в предложенном интерфейсе и использовать все возможности для обучения и получения знаний в виртуальной среде. Такая форма занятий открывает дополнительные возможности для реализации педагогических технологий [8, 7, 10]. Преподаватели работают не только в офисных приложениях Microsoft, в Moodle, но и на других платформах (сервис Google Classroom, Google Hangauts и др.). Современные технологии представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда в любом его проявлении. Как отмечают ученые, использование компьютера как устройства для обучения других никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ему стало скучно с вами. В этом случае применение компьютера является наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания [9, 10]. Компьютерная лингво-дидактика - междисциплинарная область знания, изучающая теорию и практику использования компьютерных и сетевых технологий в обучении языку. Современные обучающие системы, образовательные платформы и порталы предусматривают различные стратегии овладения языком, позволяют обеспечивать индивидуальные формы тренировки и тестирования, с помощью широкого диапазона стимулов мотивируют и вовлекают учащихся в иноязычную речевую деятельность [11].

Сегодня преподаватели русского языка как иностранного всё чаще стали использовать в обучении инфографику, т. е. графический способ подачи данных и определенных знаний. Инфографика - наглядный способ представления информации, целью которого

является быстро и четко преподносить сложную информацию в виде таблиц, схем, рекомендаций, наглядного материала; она может быть статичной, анимированной и даже интерактивной, в зависимости от целей обучения, аудитории и предмета по специальности. Благодаря современным технологиям учебная информация может быть представлена вербально, в форме игры, инфографики или презентации. Все компоненты учебной информации представлены во взаимосвязи и взаимодействии, синергетическом единстве. Как отмечают методисты, иллюстрации акцентируют на себе внимание быстрее, чем линейный текст, и надолго остаются в памяти [11]. Говоря о творческой речи, отмечает С.И. Лебединский, мы понимаем неалгорит-мизированную, нестереотипную, креативную речь, основанную на эвристических принципах построения и реализации. Творческая речь богата лексическим оформлением, вариативностью используемых речевых стратегий и тактик. Подлинная творческая речь возможна при высоком уровне владения иностранным языком и интеллектуально-когнитивном развитии, когда говорящий владеет разнообразным репертуаром коммуникативных стратегий, насыщенным словарем, тактиками реализации речевых программ и т.д. [2, с. 403].

Принцип наглядности при обучении иностранным языкам используется давно: первые печатные буквари уже содержали иллюстрации в виде рисунков, а если посмотреть ещё дальше, то можно вспомнить наскальные рисунки, по которым ученые описывают историю человечества. Вопросу наглядности посвящено большое количество научных трудов в отечественной и в зарубежной педагогике. В XVII веке выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель Ян Амос Комен-ский считал, что наглядность облегчает обучение: «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит всё вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами» [12]. Это было началом «использования» современной инфографики: таблицы, графики, слайды презентаций помогали преподавателям актуализировать и закреплять лексико-грамматические навыки, навыки чтения, говорения, письма и понимания текста в РКИ

также. Сегодня инфографика облегчает получение уже готовой информации и дает возможность учащимся самостоятельно находить материал, объяснять и использовать его в профессиональной деятельности. Основные функции инфографики - информативная, аналитическая, конструктивная, адаптивная, экспрессивная, эстетическая [13]. Исследователи отмечают, что инфогра-фику можно применять при обучении русскому языку как иностранному на разных языковых уровнях, утверждая, что она предоставляет возможности преподавателям при подготовке заданий к занятиям и студентам для реализации творческих способностей, развития критического и аналитического мышления [13]. В группах с английским и русским языком обучения мы также используем инфографику, предлагая студентам составить информацию о каком-либо заболевании («История настоящего заболевания», «История жизни пациента»); выполнить задание: определить симптомы у предполагаемого пациента, разыграйте ролевую игру «Врач-пациент»; опишите характер заболевания научным языком на основе инфогра-фики, подберите синонимы/антонимы и т.д. Использование инфографики повышает мотивацию студентов разных уровней. Например, такие задания: «Давайте обсудим», «Позитивное определение здоровья», предлагаем иллюстрации для определения диагноза изображенного пациента, далее приводим данные ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.], обсуждаем. Основная логика таких заданий показана не с помощью текста, а в виде схем, таблиц, иллюстраций. Это способствует развитию навыков говорения. Перед учащимся нет готового текста, но есть опоры, план, структура, цвет, цифры, таблицы - необходимая информация для построения высказывания. Учащийся не читает, он систематизирует информацию, строит предположения, делает выводы, т.е. создает свой текст, использует фразы-клише «я думаю..., мне кажется., я уверен, что ...» [11].

Использование инфографики в обучении русскому как иностранному имеет ряд преимуществ: во-первых, она содержит доста-

точное количество информации при минимальном количестве лексики; во-вторых, ин-фографика воспринимается легче, чем текст, так как представленная информация уже обработана и систематизирована. Она может быть стимулом к дискуссии: соответствует ли информация, представленная в инфогра-фике, действительности. Важно отметить, что в совокупности вербальная и графическая составляющие инфографики делают ее удобным и интересным объектом изучения на занятиях. С помощью инфографики можно закреплять новый материал; чтение и разбор инфографики можно давать студентам в качестве домашнего задания: пациент жалуется на ..., причинами гастрита являются... и т.д.. Со студентами можно обсудить темы «О вреде курения» (к каким заболеваниям может привести курение, от чего зависит здоровье человека), поработать с научно-популярными текстами. Важный этап работы - актуализация и закрепление лексико-грамматических навыков (составить словосочетания; составить предложения с полученными словосочетаниями). Предлагаем учащимся ознакомиться с инфографикой «Влияние курения на организм человека», «Что прячется в сигарете?», «У пациента гастрит» и др. Используя информацию из инфографики, учащиеся должны восстановить пропуски в тексте; изучите инфографику и составьте свой текст о причинах гастрита (стенокардии, инфаркта); составьте вопросы по теме «Паспортные данные», «История настоящего заболевания»; вопросы к викторине «правда/неправда», о здоровом образе жизни студента. Для практических занятий можно использовать готовую инфографику, сделать запрос в поисковой системе, обратиться к сервисам, на которых можно создавать собственную инфографику. Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая обучение и общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним [14, 8]. Чтобы научить учащихся общению на любом иностранном языке, нужно создать реальные жизненные ситуации (принцип аутентичности общения), которые будут мотивировать к изучению иностранного языка и помогут выработать адекватное поведение [2]. Из нашей практики: студентам предлагается коммуни-

кативное задание в группе одной из соцсетей (Facebook, WhatsApp, Viber, в Google Classroom, Hangauts), студенты выполняют задание: обсуждают проблему, спорят, делятся информацией, ведут веб-дебаты - работают по методу тандема [2, 14, 15]. На этих платформах студенты могут объединяться в группы и создавать совместные проекты, виртуально проводить экскурсии по Беларуси или по своим странам, выступать в роли гида, так они получают знания о культуре и традициях разных стран дистанционно [14]. Использование современных технологий в коммуникативном подходе мотивировано: заинтересовать студентов в изучении русского языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Основное требование к обучению с использованием Интернет-ресурсов - это создание взаимодействия на занятии - интерактивность. Интернет частично помогает формировать умения и навыки разговорной речи и в большей степени в обучении лексике и грамматике, обеспечивая заинтересованность и эффективность [14, 15, 10].

Выводы. Современные учебные стратегии, инновационные технологии помогают преподавателям создавать интересные занятия, опираясь на реальные жизненные ситуации, адекватно реагировать на них посредством русского языка, разнообразят процесс восприятия и отработки информации. Благо -даря современным технологиям учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с последующим анализом, так как однотипность занятий снижает учебную активность, притупляет внимание учащихся. Использование нестандартных новых форм и методов обучения способствует реализации комплексных целей, усвоению базы знаний; формирует навыки самоконтроля, умение высказывать личное мнение и учитывать мнения других, воспитывать чувство долга и ответственности за результаты своей профессиональной деятельности. Такая форма обучения помогает учащимся лучше воспринимать информацию, активно участвовать в ее усвоении, осваивать способы самостоятельного пополнения, расширения и поиска новой информации.

Современные технологии - это важная часть образовательного процесса в высшей

школе. Для эффективного продвижения имиджа учебного заведения необходимо активно использовать современные и традиционные формы и методы обучения, повышать цифровую грамотность преподавателей и студентов. Обратить внимание на взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование и говорение) в ди-станте. Онлайн-обучение медицине не должно быть с точки зрения патернализма - этической концепции, которая рассматривает врача как главную фигуру во взаимоотношениях с пациентом. Обучение студентов будущей специальности без пациента в таких условиях несимметрично: врач должен общаться с пациентом, видеть его, а пациент -чувствовать помощь и участие врача. Проявление эмпатии дистанционно невозможно, такая форма обучения не может быть связана с получением профессии врача.

Список литературы

1. РЯ в сфере образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prstudent.ru/sferapr/pr-v-sfere-оЬ^руашуа. - Дата доступа: 07.05.2022.

2. Лебединский, С. И. Стратегическая теория овладения русским языком как иностранным и стратегии обучения / С. И. Лебединский. - Минск : БГУ, 2019. - 494 с.

3. Коммуникационные технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prstudent.ru/sferapr/kommunika tsionnye-tehnologii. - Дата доступа: 08.05.2022.

4. ИКТ в области образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.unesco.org/themes/ikt-v-oblasti-obrazovaniya. - Дата доступа: 08.05.22.

5. Шебаниц, В. Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве / В. Г. Шебаниц // Педагогическое мастерство : материалы I Международной научной конференции (Москва, апрель 2012 г.). - Москва, 2012. - С. 357-359.

6. Куприянчик, Т. В. О понятии «учебные стратегии» в методике преподавания иностранного языка (по материалам зарубежных исследований) / Т. В. Куприянчик // Дискурс. - 2019. - № 8 (34). - С. 49-57.

7. Тимофеева, Е. А. Педагогические инновации в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7959-innovacii-v-oЬrazovanii-vidy-innovacij-v-obrazovanii.html. - Дата доступа: 09.12.2018.

8. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентност-ного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий : методические рекомендации / Б. В. Авво [и др.].- СПб : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 108 с.

9. Мишонкова, Н. А. Комплексное использование инновационных технологий при обучении русскому языку как иностранному / Н. А. Мишонкова // Беларусь -Иран - Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного: материалы телемоста, 24 ноября 2016 г. / редкол.: Т. Н. Мельникова (отв. ред.). - Минск, 2017. - С. 253.

10. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. - Москва : Филоматис, 2008. - 188 с.

11. Мареева, Ю. Как использовать инфогра-фику на уроках РКИ? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgu-russian.com/ru/teach/Ьlog/312395/. - Дата доступа: 02.05.2022.

12. Овсюкова, О. А. Использование инфо-графики на уроках русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/ispol-zovaniie-infoghrafiki-na-urokakh-russkogho-iazyka.html. - Дата доступа: 02.05.2022.

13. Толстова, Н. Н. Использование инфогра-фики на уроках русского языка как иностранного / Н. Н. Толстова // Молодой ученый. - 2017. - № 4 (138). - С. 391-393.

14. Мишонкова, Н. А. Современные технологии в обучении иностранных учащихся негуманитарного вуза / Н. А. Мишонкова // Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного : сборник материалов международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 27 ноября - 1 декабря 2017 г. - Москва, 2018. - С. 665669.

15. Занкович, Е. П. Инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному / Е. П. Занкович // Беларусь -Иран - Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного : материалы телемоста, 24 ноября 2016 г. / редкол.: Т. Н. Мельникова (отв. ред.). - Минск, 2017. - С. 39-44.

Refere^es

1. PR v sfere obrazovanija. (In Russian). Available at: https://www.prstudent.ru/sferapr/pr-v-sfere-obrazovaniya. (accessed:07.05.2022).

2. Lebedinskij S.I. Strategicheskaja teorija ovladenija russkim jazykom kak inostrannym i strategii obuchenija. Minsk, BGU, 2019, 494 р. (In Russian)

3. Kommunikacionnye tehnologii. (In Russian). Available at: https://www.prstudent.ru/sferapr/kommunika tsionnye-tehnologii. (accessed:08.05.2022).

4. IKT v oblasti obrazovanija. (In Russian). Available at: https://ru.unesco.org/themes/ikt-v-oblasti-obrazovaniya. (accessed: 08.05.22).

5. Shebanic V.G. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija ispol'zovanija in-formacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom prostranstve. Pedagogicheskoe masterstvo. Materialy I mezhdunarodnoi nauchnoi kon-ferentsii. Moscow, 2012. рр. 357-359. (In Russian)

6. Kuprijanchik T.V. O ponjatii «uchebnye strategii» v metodike prepodavanija inostran-nogo jazyka (po materialam zarubezhnyh is-sledovanij). Diskurs. 2019, no 8 (34), pp. 4957. (In Russian)

7. Timofeeva E.A. Pedagogicheskie innovacii v obrazovanii. (In Russian). Available at: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7959-innovacii-v-obrazovanii-vidy-innovacij -v-obrazovanii .html. (accessed: 09.12.2018).

8. Avvo B.V., Ahajan A.A., Zair-Bek E.S., Ko-marov V.A. Obrazovatel'nye strategii i tehnologii obuchenija pri realizacii kompe-tentnostnogo podhoda v pedagogicheskom obrazovanii s uchetom gumanitarnyh

tehnologij [Educational strategies and technologies for the implementation of the competency-based approach in pedagogical education, taking into account humanistic technologies]. SPb, Izd-vo RGPU im. A. I. Ger-cena, 2008, 108 р. (In Russian)

9. Mishonkova NA. Kompleksnoe ispol'zovanie innovacionnyh tehnologij pri obuchenii russ-komu jazyku kak inostrannomu. Belarus' -Iran - Rossija: sotrudnichestvo v oblasti prepodavanija russkogo jazyka kak inostran-nogo: materialy telemosta. Ed. T. N. Melni-kova. Minsk, 2017. рр. 253. (In Russian)

10. Shhukin AN. Sovremennye intensivnye metody i tehnologii obuchenija inostrannym jazykam, Moskva, Filomatis, 2008, 188 p. (In Russian)

11. Mareeva Ju. Kak ispol'zovat' infografiku na urokah RKI? Available at: https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/312395/. (accessed: 02.05.2022). (In Russian)

12. Ovsjukova O.A. Ispol'zovanie infografiki na urokah russkogo jazyka. (In Russian). Available at: https://videouroki.net/razrabotki/ispol-zovaniie-infoghrafiki-na-urokakh-russkogho-iazyka.html (accessed: 02.05.2022).

13. Tolstova N.N. Ispolzovanie infografiki na urokah russkogo jazyka kak inostrannogo [Using infographics in lessons of Russian as a foreign language]. Molodoj uchenyj. 2017, no 4 (138), pp. 391-393. (In Russian)

14. Mishonkova NA. Sovremennye tehnologii v obuchenii inostrannyh uchashhihsja negu-manitarnogo. Aktual'nye voprosy opisanija i prepodavanija russkogo jazyka kak inostran-nogo/nerodnogo. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj in-ternet-konferencii. Moskow, 2018. рр. 665669. (In Russian)

15. Zankovich EP. Innovacionnye tehnologii v obuchenii russkomu jazyku kak inostrannomu. Belarus' - Iran - Rossija: sotrudnichestvo v oblasti prepodavanija russkogo jazyka kak inostrannogo: materialy telemo-sta. Ed. T. N. Melnikova. Minsk, 2017. рр. 39-44. (In Russian)

Received 1 April 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.