Научная статья на тему 'Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе'

Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
327
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе»

Вместе с тем возрожденческие процессы в исламе не дали заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Проблема религиозно-политического экстремизма, октябрьские события 2005 г. сказались и на отношениях: возрос уровень исла-мофобии, наметились попытки отчуждения исламского компонента этнической культуры кабардинцев и балкарцев.

«Ислам в Кабардино-Балкарской Республике»,

М., 2009 г., с. 75-120.

А. Алиев,

доктор философских наук (г. Махачкала) СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Северный Кавказ - это один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, регион контакта многих этносов и культур. Еще более многонациональным он стал после образования Южного федерального округа.

Ныне территория округа занимает 3,5% территории России и составляет 589,2 тыс. кв. км, численность населения - более 21,5 млн. человек (14,3% населения РФ). В состав Южного федерального округа входят восемь республик, два края и три области. Это один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира. Здесь проживают представители более 100 народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии. Северный Кавказ - один из наиболее густонаселенных регионов страны (50 человек на кв. км). Это единственный регион, где население в последнее десятилетие не уменьшилось, а возросло. Регион имеет для России не только геополитическое и геостратегическое, но и важнейшее экономическое значение. Округ занимает одно из ведущих мест в РФ по культурно-образовательному и научному потенциалу.

В то же время Северный Кавказ - самый сложный регион РФ с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности. Северный Кавказ - уникальный регион России, основной европейский геополитический «перекресток», где издавна сталкивались и поныне сталкиваются интересы многих стран Запада и Востока. Особое положение Северного Кавказа заключается в том, что здесь имеются богатые природные ресур-

сы, тесные связи региона со странами ближнего и дальнего зарубежья на границах России.

Северный Кавказ отличается высокой степенью этнокультурного, этнического, этноконфессионального многообразия. Здесь живут представители таких мировых религий, как ислам, христианство (православное) и иудаизм. Исторически Северный Кавказ всегда был «мостом» между Европой и Азией, контактной зоной исламской и христианской цивилизаций, и в то же время объектом столкновений интересов великих держав. И сегодня он является жизненно важным для России средоточием сухопутных, морских, воздушных коммуникаций. Эти геополитические, циви-лизационные, транспортно-коммуникационные факторы могут стать мощным стимулом достижения межнационального, межконфессионального и внутрирелигиозного согласия в регионе. Они являются также факторами стабильности в межгосударственных отношениях с республиками Южного Кавказа - Азербайджаном, Арменией и Грузией.

На протяжении около двух столетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. Принимая во внимание исключительно стратегическую значимость, она прикладывала огромные усилия по удержанию его в сфере своего влияния. С распадом Советского Союза на Кавказе образовался так называемый «геополитический вакуум», который способствовал развитию дезинтеграционных тенденций, направленных на ослабление геополитической роли России в регионе. Причем, данные тенденции характерны как для Южного Кавказа, где они более отчетливо выражены, так и, отчасти, для Северного Кавказа.

Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе на рубеже веков характеризуется наличием вооруженных конфликтов, ростом преступности, попытками реализации различных форм сепаратизма, выхода субъектов из состава РФ, стремлением к внутренней федерализации республик по национальному признаку, тенденциями создания общекавказского политического объединения и построения конфедеративного государства кавказских народов и т. д.

Несмотря на укрепление федеральной власти, в регионе продолжают действовать различные конфликтогенные факторы:

- противостояние общественных движений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международная черкесская ассоциация и межрегиональная общественная организация «Алан», объединяющая карачаевцев, балкарцев и осе-

тин, а также созданный 2 июля 2005 г. «Конгресс карачаевского народа»);

- конфликт осетинских и ингушских общественных движений;

- создание ваххабитских общин в республиках Северного Кавказа;

- радикализация отдельных («коренных») национальных движений и казачества по отношению к общественным объединениям мигрантов из республик Северного Кавказа.

Есть и еще один тип общественных объединений, отличающихся тем, что они не зарегистрированы в соответствии с законом. Это как этнические (националистические), так и религиозные (сектантские) сообщества. Отсутствие юридического статуса у националистической организации скинхедов или общины ваххабитов не означает, что их деятельность парализована. Кроме указанных выше, имеют место:

- конфликты репрессированных, депортированных и разделенных народов;

- конфликты, возникающие в ходе миграции;

- конфликты, возникающие в ходе проводимых в последние годы реформ;

- геополитические конфликты;

- конфликты международного терроризма.

Создание национально-государственных и национально-территориальных образований в 1920-1930-х годах, многочисленные их реорганизации привели к претензиям одних этнических групп к другим, часть из которых вылилась в затяжные этнотерри-ториальные противостояния, пик которых пришелся на конец 1980-х и 1990-е годы. Осетино-ингушский конфликт - первое в России вооруженное этнотерриториальное противостояние, в которое фактически были вовлечены официальные органы власти двух республик. Большая часть этих конфликтов к середине первого десятилетия XXI в. находится в скрытом или «замороженном» состоянии, вследствие чего сохраняются угрозы и риски стабильности как всего региона, так и его отдельных частей. Переход от «замороженного» состояния к удовлетворяющему требует значительного времени и усилия не только федерального центра, но и самих участников противостояния.

Количество терактов в ЮФО составляет 84% от общего по России. За последние полтора года в Южном федеральном округе задержаны 1736 лидеров и активных участников незаконных банд-

формирований и выявлен 61 факт создания организационных преступных группировок, что составляет одну пятую выявленных по России. Чеченская Республика - далеко не единственное место, где совершаются террористические акты и действует сетевая террористическая структура. Зоны интересов и ритмы террористической активности на Северном Кавказе расширяются, угрожая безопасности не только Чечни, но и Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. В Дагестане только в первую половину сентября 2008 г. от рук террористов погибло десять сотрудников правоохранительных органов и 11 боевиков были убиты при оказании вооруженного сопротивления в момент задержания.

Проблемы федерализации республик

В июле 2008 г. в Екатеринбурге состоялся Международный съезд лезгинских народов. В принятых на съезде документах ставится вопрос о возрождении лезгинской государственности и создании суверенной Республики Лезгистан. Эти идеи прежде всего исходят от лезгинского национального движения «Садвал». Вопросы о федерализации Республики Дагестан и создании Кумыкской Республики ставит и кумыкское народное движение «Тенглик». Руководство этих движений практически встало на путь конфронтации с органами государственной власти республики, прибегая к неконституционным формам и методами борьбы.

Общественно-политическая организация «Бирлик» («Единство») также преследует цель объединения ногайского народа, разделенного между Ставропольским краем, Дагестаном, Астраханской областью, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиками. В Уставе общества ногайского народа «Бирлик» сказано: «"Бирлик" ставит целью демократическими методами способствовать единению ногайского народа и созданию своего национального образования в составе РФ». Подобные проблемы ставились в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Таким образом, следует признать, что полиэтничность Северного Кавказа - это важнейший фактор политических процессов, с которыми необходимо считаться. Но не только считаться, а с помощью этнополитического мониторинга просчитывать перспективы и варианты дальнейшего развития, на федеральном и местном уровнях принимать продуманные законы и решения, которые будут способствовать деэтнизации политики и деполитизации эт-

ничности и религии как главного фактора предупреждения этно-политических конфликтов и стабилизации общественной жизни.

Религиозная ситуация

После распада СССР в регионе распалось Духовное управление мусульман (ДУМ), возникли самостоятельные ДУМ, часто образованные по этническому принципу, представители духовенства на первых порах устремились во власть, возникли религиозно-политические партии, проповедующие националистические и экстремистские лозунги. У определенной части национальной элиты региона возникли идеи особого исламского пути развития в Чечне, были предприняты попытки создания халифата Дагестана и Чечни, отдельные проповедники требуют создания новых институтов власти, иной социальной организации и иного вероисповедания. Для Российской Федерации это принципиальный вопрос. Пропаганда таких моделей несовместима как с действующими государственно-политическими институтами, так и институтами традиционного ислама.

Серьезной проблемой региона стали столкновения между мусульманами традиционного толка и так называемыми ваххабитами, представляющими реформистское направление в исламе, распространившееся на Северном Кавказе в 90-е годы XX в. Особенной остроты внутриконфессиональный конфликт достиг в Дагестане. В 1995-1999 гг. это противостояние не раз выливалось в вооруженные столкновения на территории Буйнакского, Цумадин-ского, Хасавюртовского районов и города Махачкалы. События в Нальчике в октябре 2005 г. еще раз показали опасность религиозного экстремизма. В северокавказских республиках были приняты правовые нормативные акты в отношении ваххабизма. Ваххабизм находится под запретом в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Ваххабиты Северного Кавказа, также как их предшественники на Аравийском полуострове, заняли непримиримую позицию в отношении всего, что они считают новшеством в исламе. Ваххабиты на Северном Кавказе, безусловно, несут определенный дестабилизирующий заряд в силу не только экстремистского характера своего учения, но также и в силу сложившейся в регионе в последние годы сложной экономической и политической ситуации. Массовый приток в ваххабитскую общину произошел в самых неблагополучных республиках Северного Кавказа - Чечне и Дагестане. Ваххабизм сегодня

представил удобную идеологическую платформу для целого ряда деструктивных сил, действующих на Северном Кавказе, начиная с чеченских сепаратистов и заканчивая откровенными террористами. В руках государства есть важнейшие рычаги, умелое использование которых могло бы позволить сузить социальную базу фундаментализма. В первую очередь, стимулирование экономического развития региона. Живущий в благополучии человек не пойдет на экстремизм. Если вернуть Северному Кавказу былое его благополучие, исторически присущие духовность и нравственность, то можно будет надеяться, что здесь наконец-то утвердятся долгожданные мир и спокойствие.

Внешняя угроза

Среди дестабилизирующих факторов Северного Кавказа на первое место следует поставить внешнюю угрозу. Северный Кавказ в силу своего геополитического значения является объектом геополитических устремлений разных, часто противостоящих друг другу сил. Нестабильность региона - удобный повод для вмешательства мировых держав на постсоветском пространстве и оттеснения России. Усилиями США и НАТО сегодня Украина и Грузия противопоставлены России. События в Южной Осетии показали, насколько опасна милитаризация Грузии и как легко может быть использована грубая сила против собственных граждан, граждан РФ. Российско-грузинские отношения в постсоветский период носят весьма напряженный характер. Грузинское руководство, неуклонно ориентируясь на США, Запад и НАТО, совершило вооруженный разбой в Южной Осетии. Только вмешательство нашей страны и достойный отпор, данный Россией до зубов вооруженным американским оружием воякам господина Саакашвили, спасло народ Южной Осетии от полного уничтожения.

Сегодня зоны насилия охватывают практически весь Юг России и сопредельные страны. Контртеррористические операции в Чечне, теракты в Дагестане, Ингушетии и масштабные нападения на правоохранительные органы в Ингушетии и Кабардино-Балкарии, теракты в Беслане, Каспийске, Буйнакске, боестолкно-вения с незаконными военными формированиями в других регионах Северного Кавказа - крайние проявления системного кризиса, охватившего весь российский Юг. События в Южной Осетии, политика грузинского руководства, а также реакция западных стран, особенно США, свидетельствуют о том, что сегодня на Кавказе

вновь проверяется способность России быть мировой державой, отстаивать свои стратегические интересы, обеспечить стабильность и процветание на своей территории. Терять Северный Кавказ Россия не имеет права, ей не надо опасаться обвинений зарубежных центров, НАТО, США и их сателлитов.

Некоторые страны, исходя из своих геополитических интересов, окрашивают в разные цвета территории, расположенные все ближе и ближе к российским границам. Известный американский политолог С. Хантингтон утверждает, что Россия является «страной, предназначенной для разрыва. Это означает, что ей предопределено стать ареной самых жестоких конфликтов и противоречий, которые должны привести к расчленению в новые геополитические блоки».

Бывший премьер-министр Великобритании Мейджор так цинично определил судьбу России и ее субъектов: «Задача России... обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого им нужно всего 50-60 млн. человек». Еще жестче высказался кандидат в президенты США Джон Маккейн, призывая признать как самостоятельные государства Дагестан, Чечню, Ингушетию и др. республики Северного Кавказа.

В 2000 г. президент В. В. Путин начал административно-государственную реформу, основной задачей которой явилось усиление вертикали власти. Были созданы федеральные округа, введен институт полномочного представителя Президента РФ в округах. Круг задач, решаемых федеральными округами, был широк. На руководство ЮФО были возложены многие вопросы, в том числе надзор за проведением антитеррористических операций в республиках Северного Кавказа, участие в решении осетино-ингушского конфликта, пресечение антиконституционных действий отдельных региональных лидеров, борьба с такими особо опасными преступлениями, как теракты, похищение людей, политические убийства.

Государственная национальная политика, особенно в таком многонациональном и многоконфессиональном регионе страны, как Северный Кавказ, не может быть реализована без органа, координирующего этнополитические проблемы регионов и страны в целом. Отсутствие системного мониторинга этнополитической ситуации в субъектах РФ бумерангом отражается как на проблемах ликвидации межэтнических конфликтов, так и на создании атмосферы мира и согласия в регионе.

Такова в общих чертах общественно-политическая ситуация на Северном Кавказе. Значительный вклад в разработку проблем социально-экономического развития народов Северного Кавказа и Дагестана, их национально-государственного устройства, национально-культурного развития вносит и Региональный центр этно-политических исследований Дагестанского научного центра (РЦЭИ) РАН, созданный решением Верховного Совета Российской Федерации в июле 1992 г. Деятельность УРАН РЦЭИ определяется реалиями жизни и запросами региона. Именно в силу этих объективных условий жизни народов Северного Кавказа вся деятельность РЦЭИ со дня его основания сосредоточена на изучении и осмыслении сложной этнополитической ситуации региона и судеб народов, его населяющих. Однако малочисленность коллектива РЦЭИ и сокращения численности сотрудников, проводимые за последние годы, к сожалению, не позволяют в полном объеме проводить эти исследования.

Неурегулированность вооруженных конфликтов на российской территории и в Закавказье, сложные межэтнические отношения, трудности социально-экономического развития являются основой для эскалации кризисных ситуаций в северокавказских субъектах РФ. Радикальный национализм, политический и религиозный экстремизм, вооруженные конфликты на Северном Кавказе - реальная угроза безопасности России. К сожалению, российская стратегия в Северо-Кавказском регионе на протяжении всего постсоветского периода остается не адекватной ситуации, ее вызовам и тенденциям развития. Наблюдается «разрыв» между политической стратегией федерального центра и этногеополитиче-ской ситуацией на Северном Кавказе.

Анализ развития современного геополитического процесса на Кавказе показывает, что в настоящее время изменения происходят не только в природе этого процесса и в составе его участников, но и в самой его геополитической конфигурации.

С распадом биполярной системы мирового порядка, основанного на жестком соперничестве двух стран и двух идеологий, в качестве приоритетных начинают выступать в первую очередь экономические интересы, а также интересы стратегического порядка, реализуемые подчас не только экономическими, но и военными средствами. Несмотря на то что федеральная политика в Северо-Кавказском регионе строилась с учетом его уникальности, особенно геополитического положения и необходимости преодоления разрушительных последствий межнациональных конфлик-

тов, все же сказывалось отсутствие четкой и последовательной линии в решении этнополитических проблем республик Северного Кавказа.

Для России сегодня важно формирование совершенно новой политики на Северном Кавказе для решения проблем региона, профилактики экстремизма, терроризма, реализации важнейших экономических задач в области национально-культурного развития народов. Доверие и открытость, уважение и готовность понять друг друга должны стать нормой отношений между всеми народами. Богатейшая история и культура народов Северного Кавказа, уходящая корнями вглубь веков, - фундамент для этого. Недаром народная мудрость гласит: «Дерево может жить без ветвей и листвы, но, потеряв корни, оно умирает». Помня опыт прошлого, надо думать о России сегодняшней, желая ей Славы и Величия.

«Северный Кавказ в современной геополитике России»,

Махачкала, 2009 г., с. 11-23.

Баатр Китинов,

кандидат исторических наук (РУДН) РЕЛИГИЯ В ГЕОПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

В наши дни становится все более актуальным изучение влияния геополитических факторов на стабильность государств, на прогнозирование их развития, на процессы, которые в той или иной степени могут повлиять на их развитие. Несмотря на преобладание идеологического «фона», с 70-х годов прошлого века произошла актуализация географического фактора в геополитике разных государств мира, что было обусловлено социально-экономическими причинами. Важнейшим показателем влияния государства в регионе и мире, специфичным проявлением его геополитической культуры стала возможность контролировать идео-лого-духовную среду иных стран, где религия играет важную роль.

Геополитика Каспийского региона определяется целым рядом факторов, соотносимых с его геостратегической важностью, нефтегазовыми ресурсами, возможностями их доставки к потребителям, а также соседством и близостью с КНР, Россией, Ираном, с обширным Каспийско-Черноморским регионом и Персидским заливом. В европейской и американской политической науке все бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.