Научная статья на тему 'Особенности политической модернизации в Северо-Кавказском регионе России'

Особенности политической модернизации в Северо-Кавказском регионе России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / POLITICAL MODERNISATION / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS SOCIAL-POLITICAL DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMING / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / FEDERAL DISTRICT / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF FEDERATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / POLITICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Руслан Николаевич

В статье анализируются причины, обусловливающие особенности развития Северного Кавказа, рассматриваются меры, которые предпринимаются для модернизации региона. При этом особое внимание уделяется учету исторических, этнических, духовных и культурных особенностей в политическом процессе Северо-Кавказского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialities of political modernisation in North Caucasus region in Russia

Causes which determined North Caucasus development particularities are decomposed and measures which doing for region modernization are on the carpet in the article. By so doing special attention is given to historical, ethnic, moral and cultural characteristics list in political process of North Caucasus region.

Текст научной работы на тему «Особенности политической модернизации в Северо-Кавказском регионе России»

Р. Н. АБРАМОВ

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

Ключевые слова: политическая модернизация, Северный Кавказ, социально-политическое развитие, сепаратизм, реформирование, федеральный округ, субъект Федерации, политическая стабильность

Key words: political modernisation, North Caucasus social-political development, separatism, reforming, federal district, subject of Federation, political stability

Политическая модернизация в России приобрела особую актуальность после 1991 г. Новые демократические ценности потребовали от власти решительных шагов по модернизации всех сторон жизни. При этом на огромной территории России ее темпы и результаты были разными. Сейчас федеральный центр, понимая важность сбалансированного развития страны, особое внимание уделяет Северному Кавказу.

Проблемы социально-политического развития и управления Северо-Кавказским регионом в современной России актуализируются в основном потому, что на Северном Кавказе мир пока далеко не достигнут, ситуация там остается напряженной. Несмотря на то, что положение в Чечне стало более стабильным, в целом нестабильность в Северо-Кавказском регионе сохраняется и даже продолжает набирать обороты. Одним из факторов нестабильности является исламский экстремизм, меры противодействия ему особо актуальны для республик Северного Кавказа, в которых традиционно распространен ислам. Межэтнические противоречия на Северном Кавказе также усиливают неустойчивость политической ситуации в регионе. События последних лет свидетельствуют о повышении их значимо-

АБРАМОВ Руслан Николаевич, аспирант кафедры регионоведения и политологии Мордовского государственного университета.

сти благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании. 19 января 2010 г. произошло выделение из состава Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Предпосылки этого шага, сделанного федеральной властью, следует, на наш взгляд, искать в особенностях развития Северо-Кавказского региона в составе России.

Факторы, влияющие на развитие политического процесса в СКФО, являются не только «порождением» современного этапа развития российского государства, они унаследованы от царско-имперской политики дореволюционной России и административно-командной системы СССР.

Отношения между Россией и Кавказом всегда были непростыми. Кавказская война 1817—1864 гг. изменила судьбы целых народов: адыги, убыхи были вынуждены покинуть свою историческую родину. Подобные способы присоединения Кавказа к России сказались на представлениях местных народов о русских как о завоевателях.

Последующие (относительно спокойные) годы развития региона прервались Великой Отечественной войной 1941— 1945 гг. Многие народы, попавшие в список репрессированных, были кавказскими: чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки. Репрессии и насильственные переселения 1944 г. стали сильным потрясением и оставили о себе неизгладимую память. Возвращение на родную землю и реабилитация вновь обострили ситуацию в ряде республик Северного Кавказа.

В начале 90-х гг. ХХ в. здесь вспыхнул ряд военных конфликтов. Весь регион попал в длительную полосу нестабильности. Активизация сепаратизма вылилась в открытую войну 1994—1996 гг., результатом которой были огромные человеческие жертвы среди военных и мирного населения. Следует отметить и другие конфликты в этом регионе: осетино-ингушский, кабардино-балкарский, карачаево-черкесский. Общая нестабильность в регионе угрожала национальной безопасности и целостности России. В связи с этим руководством России были предприняты меры, направленные на стабилизацию ситуации, пресечение террористических актов, восстановление территориальной целостности страны, прекращение межнациональных конфликтов.

После окончания первой чеченской войны идеология движения за независимость в Чечне претерпела изменения. Активизация ваххабитов в соседнем Дагестане расколола Ичкерию на умеренных (А. Масхадов), проводивших политику невмешательства в дела российского Дагестана, и радикалов (Ш. Басаев), стремившихся «оказать помощь братьям по вере». Желая не допустить распространения сепаратизма в регионе и вернуть контроль над территорией Чечни, Россия 30 сентября 1999 г. на Северном Кавказе ввела режим контртеррористической операции. Исламисты вторглись в Дагестан, что спровоцировало начало новых боевых действий, а часть умеренных пошла на соглашение с федеральным правительством. Примером этого является переход на сторону федеральных сил первого президента Чечни А. А. Кадырова. Начался постепенный, хотя и тяжелый, переход Чечни в русло мирного развития. Но и сейчас конфликт далек от завершения, следствием нестабильности в регионе стали бесчеловечные теракты в Москве, Бесла-не, Кизляре. В июле 2011 г. глава ФСБ А. В. Бортников докладывал Президенту РФ Д. А. Медведеву о том, что за первые полгода в стране было совершено 169 преступлений террористической направленности, из них 110 — в Дагестане1. Есть опасения по поводу возможных терактов во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Если такие события произойдут, то они будут иметь большой международный резонанс и понизят рейтинг России как безопасной страны с точки зрения терактов. При этом даже сейчас Россия находится на 14 месте в списке самых опасных стран мира с точки зрения терактов (рейтинг Terrorism Risk Index (TRI), составленный компанией Maplecroft)2.

У процессов, происходивших в 2000-х гг. в Чечне, было множество минусов. В ходе вытеснения боевиков из Чечни в другие районы Северного Кавказа часть из них ушла на территорию Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии. Перемещение этих групп боевиков в районы, где и без того были широко распространены социальные проблемы (бедность, слабое политическое управление), привело к эскалации насилия в регионе. К последствиям этих событий можно отнести непрекращающиеся теракты в Дагестане и Кабардино-Балкарии. Также большое значение имеет низ-

кий уровень социально-экономического развития региона. Уровень благосостояния определяется денежными доходами, которые в расчете на душу населения по округу составляют 10 395,2 руб. в месяц (по России — 15 923,1 руб.)3.

По данным Министерства регионального развития РФ, из бюджета РФ до 2025 г. предлагается выделить на развитие Северного Кавказа свыше 2,4 трлн руб., из которых более половины составляют расходы на Дагестан, Ингушетию и Чечню. Согласно прогнозным оценкам этого министерства, которые содержатся в тексте проекта Постановления Правительства РФ «О государственной программе РФ „Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года"», по объему расходов наибольшая сумма приходится на Дагестан (720 млрд 740 млн руб.), Чечню (423 млрд 388 млн руб.) и Ингушетию (365 млрд 447 млн руб.)4.

Во время своего президентства В. В. Путин всячески стремился решать проблемы развития Северного Кавказа. Была закончена активная фаза боевых действий в Чечне, были рассмотрены и утверждены различные проекты развития региона. Президент РФ Д. А. Медведев называет терроризм и нестабильность в регионе «самой большой внутренней угрозой для России». Усиленное внимание уделяется проблемам безопасности на Северном Кавказе. Федеральный центр пытается вернуть регион в русло мирного развития. За всем этим прослеживается главный политический проект, который назван «модернизацией». В его рамках предполагается активизировать меры по противодействию эскалации конфликта и насилия в регионе. С этой целью проводятся перестановки в руководстве субъектов РФ, разрабатываются планы социально-экономического развития региона. В 2008 г. в Ингушетии и в 2010 г. в Дагестане были переизбраны президенты. При этом упразднен сам институт президентства в северо-кавказских республиках. Президенты северо-кавказских республик по инициативе главы Чечни Р. А. Кадырова обратились в Госдуму с предложением переименовать свои должности. «Мы исходим из того, что в России только руководитель страны должен называться президентом», — пояснил Р. А. Кадыров5. Как уже отмечалось, в соответствии с Указом Президента РФ «О внесении изменений в перечень федеральных округов» от 19 января 2010 г. № 82 произошло выделение нового

СКФО6. Основными целями руководства нового округа являются борьба с коррупцией, возрождение местной экономики и разрешение этнополитических конфликтов.

В состав нового федерального округа вошли Дагестан, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Это самый многонациональный округ в России. Помимо республик, в него был включен Ставропольский край, один из городов которого (Пятигорск) стал центром округа. Существует несколько взглядов на границы нового территориального образования. Непонятно, почему в состав СКФО не была включена Адыгея. В связи с этим уже прошли многочисленные митинги в Майкопе. При этом выделение округа только по национальному признаку может иметь негативные последствия. «Нужно понимать, что образование субъекта Федерации, которое состоит из национальных республик, может способствовать изоляции, а то и желанию суверенизации», — заявил газете «Коммерсант» один из высокопоставленных руководителей Да-гестана7. Возможно, поэтому в состав СКФО был включен Ставропольский край как территория, наиболее близкая округу духовно. Представители администрации Ставропольского края также предлагают свои проекты по улучшению ситуации на Кавказе.

Премьер-министр РФ В. В. Путин так охарактеризовал главные приоритеты развития региона: «Разработка комплексной стратегии развития, создание особых экономических зон для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры округа и улучшение качества жизни граждан»8. Полномочным представителем Президента РФ в округе был назначен А. Г. Хлопонин. Президент Ингушетии Ю. Б. Евкуров назвал его «опытным управленцем и ярким борцом с коррупци-ей»9. «Назначение такого управленца, как Хлопонин, еще раз свидетельствует о том, что федеральный центр выбрал стратегию социально-экономического развития региона»10. Назначение «подтверждает то, о чем говорил Медведев в своем ежегодном Послании — это необходимость развития региона»11.

В стратегии развития Северного Кавказа федеральная власть предполагает открытие нового федерального университета, который будет располагаться в Ставрополе, основой для него станут пять вузов города. Это, безусловно, повы-

сит уровень развития образования в регионе, приведет к уменьшению безработицы среди преподавателей. Кроме того, в ходе визита 7 июля 2010 г. в Пятигорск, столицу нового округа, В. В. Путин принял решение о снятии ограничений на ввоз и оформление импортной продукции в Чеченскую Республику. Соответствующие запреты были введены более 10 лет назад в связи с началом контртеррористической операции в Чечне. Это должно повысить уровень экономической привлекательности региона для предпринимателей, в том числе иностранных. Также принимаются меры по адаптации тех, кто взял оружие, но не совершил преступление. Им предлагается вернуться к мирной жизни, для них предусмотрена амнистия за незначительные преступления. Эти меры направлены прежде всего на нормализацию обстановки в регионе и повышение безопасности. Местная политическая и духовная интеллигенция положительно отнеслась к решению федерального центра создать СКФО.

Таким образом, можно сделать обнадеживающий прогноз относительно стабилизации и политической модернизации в Северо-Кавказском регионе. Это один из самых благоприятных регионов России по климату. Северный Кавказ — крупнейшая сельскохозяйственная база России, место расположения лучших морских и горных курортов страны. Среди них следует назвать Минеральные Воды, Приэльбрусье, Каспийское побережье. В регионе есть запасы нефти и газа, он имеет высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал. Все это должно послужить улучшению социально-экономического положения, повышению политической стабильности и безопасности региона. Указанные факторы при условии стратегически выверенной и скоординированной политики федеральной и региональных властей могут помочь гармоничному развитию региона в составе Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Забродов Т. Опасное место. URL: http://lenta.ru/articles/2011/08/04/ tri (дата обращения: 24.10.2011).

2 Там же.

3 См.: Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/B11_00/IssWWW.exe/Stg/dk09/6-0.htm (дата обращения: 27.10.2011).

4 См.: Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru/north_caucasian (дата обращения: 25.10.2011).

5 Кавказские республики договорились оставить в России только одного президента. URL: http://lenta.ru/news/2010/08/13/nopresidents (дата обращения: 11.10.2011).

в См.: Президент России. URL: http://президент.рф/справки/445 (дата обращения: 26.10.2011).

7 С созданием нового федерального округа Северный Кавказ приобретает особый статус в России. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/1e4427 (дата обращения: 1в.11.2011).

8 В Северо-Кавказском округе появится свой федеральный университет. URL: lenta.ru/news/2010/01/23/unver (дата обращения: 16.11.2011).

9 Р. Кадыров и Ю.-Б. Евкуров ждут от нового начальника экономического чуда. URL: top.rbc.ru/politics/19/01/2010/3e3387.shtml (дата обращения: 26.10.2011).

10 Таймураз Мамсуров: Хлопонин модернизирует экономику Северного Кавказа. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164438 (дата обращения: 23.11.2011).

11 С созданием нового федерального округа Северный Кавказ приобретет особый статус в России. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164427 (дата обращения: 23.11.2011).

Поступила 10.11.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.