УДК 339.543
DOI 10.54048/20727240_2022_02_19
современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов
в. ю. скиба1, к. Е. позднякова1
1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье проведен комплексный анализ эволюции внедрения автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций от изменения информационно-технологических платформ электронного декларирования и использования электронных форм документов до изменения международного и национального законодательства в части возможности совершения таможенных операций посредством информационной системы без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов (в автоматическом режиме). Основное внимание уделено вопросам применения современных информационно-программных средств из состава Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и информационных ресурсов таможенных органов Российской Федерации, логически объединенных в территориально распределенные информационные системы и функционирующих в защищенном режиме, среди которых Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов, Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов, Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, информационные системы обеспечения деятельности организационно-штатных, кадровых и финансовых подразделений Федеральной таможенной службы, внешние информационные системы, в том числе открытые информационные ресурсы таможенных органов в международной ассоциации сетей «Интернет». Разработанные информационно-программные средства и созданные информационно-вычислительная и телекоммуникационная инфраструктуры применяются во всех электронных таможнях, центрах электронного декларирования, на всех таможенных постах фактического контроля и пунктах пропуска. В настоящее время они являются единственным в Российской Федерации комплексом, обеспечивающим проведение юридически значимых действий в автоматическом режиме при регистрации таможенных деклараций, автоматической проверке на риски нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза, автоматическом выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль, совершение таможенных операций в автоматическом режиме, информационные системы, информационные технологии, информационные ресурсы.
modern automated information systems for customs operations without the participation of customs officials
V. y. skiba1, K. E. pozdnyakova1
1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the evolution of the introduction of automated information systems for customs operations from changes in information technology platforms for electronic declaration and the use of electronic forms of documents to changes in international and national legislation regarding
© Скиба В. Ю., Позднякова К. Е., 2022
the possibility of performing customs operations through an information system without the direct participation of customs officials ( in automatic mode). The main attention is paid to the use of modern information and software tools from the Unified Automated Information System of Customs Authorities and information resources of the customs authorities of the Russian Federation, logically combined into geographically distributed information systems and operating in a secure mode, including the System of Departmental Certification Centers of Customs Authorities, Automated Information system of external access of customs authorities, Unified automated information system of customs authorities, information systems for supporting the activities of organizational, staffing, personnel and financial divisions of the Federal Customs Service, external information systems, including open information resources of customs authorities in the international association of networks "Internet". The developed information and software tools and the created information-computing and telecommunication infrastructures are used in all electronic customs, electronic declaration centers, at all customs posts of actual control and checkpoints.
Keywords: customs authorities, customs operations, customs control, automatic customs operations, information systems, information technologies, information resources.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ключевых целей создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является «всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики» [1]. Создание конкурентоспособных условий напрямую зависит от сокращения временных издержек на пути следования товаров от производителя до конечного потребителя.
В условиях роста объемов трансграничной торговли Федеральная таможенная служба (ФТС России) одной из первых среди таможенных служб мира взяла курс на сокращение времени прохождения таможенных формальностей за счет цифро-визации своей деятельности и внедрения инновационных технологий взаимодействия со всеми участниками, вовлеченными в процесс международного перемещения товаров [2].
В сложившихся условиях возникла острая необходимость в разработке и внедрении принципиально новых подходов, технологий и средств совершения таможенных операций посредством информационных систем (ИС) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) без участия должностных лиц таможенных органов, т. е. в автоматическом режиме.
В рамках решения этой исключительно сложной, многомерной и инновационной задачи в таможенной службе Российской Федерации (РФ) впервые разработаны и реализованы саморегулирующиеся математические методы, алгоритмы и программные средства форматно-логического контроля, межведомственного обмена и проверки разрешительных документов, а также принятия решения информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов. При этом используются механизмы электронной подписи с целью обеспечения юридической значимости принятых ИС решений. Предложенные системотехнические и информационно-технологические решения обеспечили реализацию технологий автоматической регистрации таможенных деклараций (ДТ), автоматической проверки на риски нарушения таможенного права ЕАЭС и автоматического
выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также списания таможенных сборов и платежей с единых лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [3].
Основой реализации указанных технологий стало создание и внедрение начиная с 1998 г. автоматизированных ИС таможенных органов в защищенном исполнении, обеспечивающих с 2002 г. информационное взаимодействие с ИС участников ВЭД с использованием юридически значимых электронных документов, а также с 2018 г. и решений, принимаемых в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС ТО) [2, 4].
Разработанные технологии совершения таможенных операций посредством ИС без участия должностных лиц таможенных органов (в автоматическом режиме) предполагают использование вместе с ЕАИС ТО Системы ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов и Автоматизированной системы внешнего доступа таможенных органов, обеспечивающих взаимодействие с ИС участников ВЭД и иных заинтересованных лиц, а также Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающей взаимодействие с ИС более чем 40 иных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Наряду с этим:
- созданы нормативно-методические основы безопасной разработки и внедрения информационно-программных средств таможенных органов;
- обоснованы и включены в Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) нормы, позволяющие совершать таможенные операции посредством ИС без участия должностных лиц таможенных органов;
- разработаны нормативные правовые документы, регламентирующие применение ИС при совершении таможенных операций в автоматическом режиме;
- проведены работы по развитию информационно-программных средств ЕАИС ТО, реализующих в автоматическом режиме проверки форматно-логического контроля, алгоритмы автоматической регистрации таможенных деклараций и алгоритмы автоматического выпуска товаров;
- создана система серверов баз данных и приложений, обеспечивающих обработку поступающих от участников ВЭД таможенных деклараций и проведение в автоматическом режиме более тысячи различных проверок заявленных сведений, а также автоматическое выявление рисков нарушения таможенного законодательства ЕАЭС;
- в Российской таможенной академии создан аппаратно-программный комплекс, имитирующий совершение таможенных операций, на котором студенты обучаются оформлению деклараций на товары, не прошедших автоматической регистрации и автоматического выпуска и поступивших на оформление инспектору с результатами всех проведенных в автоматическом режиме проверок [3].
Такие сложные и многогранные процессы создания в таможенных органах современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей совершение таможенных операций в автоматическом режиме, являются актуальным объектом исследования в части анализа эволюции внедрения
автоматических технологий совершения таможенных операций и осмысления применения современных ИС, технологий и информационных ресурсов таможенных органов для совершения таможенных операций в автоматическом режиме.
внедрение технологий совершения таможенных операций в автоматическом режиме без участия должностных лиц таможенных органов
ТК ЕАЭС - это первый в истории евразийской интеграции международный договор, регулирующий таможенные правоотношения на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, применения современных методов таможенного контроля и максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов [5, 6].
При совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля в соответствии с указанными принципами таможенного регулирования таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Первая электронная декларация была подана в таможенные органы 25.11.2002. На сегодняшний день электронное декларирование в таможенных органах РФ обеспечено на 100%.
В этом же году начал свою работу Ведомственный удостоверяющий центр ГТК России, на базе которого впоследствии создана система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов, которая введена в эксплуатацию с 11.03.2005 [7].
В 2005 г. ФТС России приступила к разработке и реализации технологии электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей «Интернет». Внедрение данной технологии началось в 2008 г. после издания 24 января приказа ФТС России № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей „Интернет"». С 06.04.2009 создана и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов [8]. В результате после внедрения новой технологии электронного декларирования сроки выпуска товаров сократились при импорте с нескольких дней до нескольких часов.
Переход таможенных органов РФ на использование цифровых технологий явился основанием для использования электронных документов другими ФОИВ,
в полномочия которых входят вопросы выдачи разрешительных документов, необходимых для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Цифровизация деятельности таможенных органов сопровождалась изменением международного и национального законодательства. Так, например, Таможенный кодекс Таможенного союза устанавливал приоритет использования бумажной формы документов, а совершение всех таможенных операций предусматривалось только должностными лицами таможенных органов [9]. С 2014 г. электронная форма декларирования стала обязательной в России, за исключением случаев, определяемых Правительством РФ или наднациональным законодательством. С 01.01.2018 уже вступил в силу ТК ЕАЭС, который установил приоритет электронной формы документов и возможность совершения таможенных операций посредством информационной системы без участия должностных лиц таможенных органов [10].
Внедрение электронной формы представления документов, организация получения разрешительных документов в электронной форме непосредственно из ведомства, его выдавшего, и ряд иных мероприятий, связанных с организацией электронного документооборота между участниками трансграничного перемещения товаров, позволили подавать участникам ВЭД электронную декларацию на товары из любой точки РФ и, как следствие, исключить необходимость личного присутствия представителя участника ВЭД в таможенном органе при декларировании товаров.
В результате проведенных мероприятий стала возможной реализация следующего этапа цифровизации деятельности таможенных органов - внедрение принципиально новых подходов, технологий и средств совершения таможенных операций посредством современных ИС без участия должностных лиц таможенных органов, т. е. в автоматическом режиме.
современные информационные системы и технологии для автоматического совершения таможенных операций
Информационные системы таможенных органов РФ обеспечивают реализацию информационно-коммуникационных технологий, используемых при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств, применении системы управления рисками, учете и контроле полноты и своевременности поступления таможенных платежей и их уплаты, ведении и анализе таможенной статистики внешней торговли, валютного контроля, анализе и оценке результативности деятельности таможенных органов, осуществлении других функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела в соответствии с действующим в настоящее время ТК ЕАЭС.
Все информационно-программные средства и информационные ресурсы таможенных органов РФ логически объединены в территориально распределенные информационные системы, функционирующие в защищенном исполнении, среди которых:
- Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов;
- Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов;
- Единая автоматизированная информационная система таможенных органов;
- информационные системы обеспечения деятельности организационно-штатных, кадровых и финансовых подразделений ФТС России;
- внешние информационные системы, в том числе открытые информационные ресурсы таможенных органов в международной ассоциации сетей «Интернет».
Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов (АСВД ТО) обеспечивает защищенное информационное взаимодействие между информационно-программными системами ЕАИС ТО и внешними ИС (ИС участников ВЭД, ФОИВ, таможенных органов иностранных государств, включая и членов ЕАЭС, международных организаций и т. д.).
Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов (СВУЦ ТО) обеспечивает выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи должностным лицам таможенных органов и серверным компонентам ЕАИС ТО. Квалифицированные сертификаты ключа электронной подписи необходимы для создания электронных документов в рамках процедур автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров, а также для проверки статуса документа на различных этапах таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров в течение пяти лет.
В настоящее время компоненты СВУЦ ТО функционируют в Центральном информационно-техническом таможенном управлении (ЦИТТУ), 8 региональных таможенных управлениях (РТУ) и 53 таможнях.
Мозговым центром ФТС России является ЕАИС ТО, которая функционирует в режиме 24/7 и обеспечивает 100% безопасность информационных ресурсов. Ежедневно электронными сервисами Главного центра обработки данных ФТС России обрабатывается 69 млн электронных сообщений (около 800 сообщений в секунду). ЕАИС ТО представляет собой иерархическую многоуровневую информационную систему, соответствующую организационно-штатной структуре таможенных органов РФ. Совокупность компонентов (объектов) ЕАИС ТО эксплуатируется в центральном аппарате ФТС России, ЦИТТУ, специализированных таможенных управлениях и РТУ, таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России и подчиненных РТУ, на таможенных постах и в пунктах пропуска на внешней границе ЕАЭС.
Основными функциями ЕАИС ТО являются:
- автоматизация деятельности должностных лиц и работников таможенных органов;
- формирование, ведение, резервирование и хранение информационных ресурсов таможенных органов;
- формирование и получение информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов;
- формирование реестров информации (в том числе используемых при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС), ответственность за ведение которых лежит на таможенных органах.
Входящие в состав ЕАИС ТО компоненты предназначены для автоматизации основных рабочих процессов таможенного дела, включая: таможенные операции; таможенный контроль; анализ и управление рисками; учет денежных средств; взимание таможенных платежей; контроль за взиманием таможенных платежей; таможенный контроль после выпуска товаров и таможенные проверки; взаимодействие таможенных органов через АСВД ТО с участниками ВЭД, с органами государственной власти и организациями РФ, таможенными и иными органами государств - членов ЕАЭС, таможенными службами государств, не являющихся членами ЕАЭС, и международными организациями; ведение архива входящих и исходящих сообщений с обеспечением доступа к нему уполномоченных пользователей и аудиторов.
Архитектура ЕАИС ТО детально описана в источнике [4]. Общая схема архитектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействия с внешними автоматизированными информационными системами представлена на рис. 1.
Информационное взаимодействие между таможенными органами осуществляется с использованием Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России, представляющей собой систему взаимосвязанных по иерархическому принципу телекоммуникационных узлов таможенных органов.
Логическая схема типовой информационно-вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры и инженерных сетей таможни с центром электронного декларирования (ЦЭД) приведена на рис. 2.
С ноября 2021 г. процесс автоматической обработки деклараций на товары осуществляется ИС таможенных органов в круглосуточном режиме. Если решение об автоматическом выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИС не принято, то такая декларация в автоматическом режиме направляется в таможенный орган (ЦЭД), должностные лица которого принимают окончательное решение в отношении поданной декларации в «ручном» режиме. Одновременно с декларацией на товары должностному лицу поступают результаты проверок, проведенных ИС, которые он использует для принятия решений. При этом решение должностными лицами принимаются во время работы конкретного таможенного органа, в который поступила декларация (большинство ЦЭДов работают ежедневно в 12-часовом режиме).
Состав программных средств, с использованием которых реализованы технологии автоматического совершения таможенных операций в ФТС России на сегодняшний день, приведен в таблице.
Рис. 1. Общая схема архитектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействия с внешними автоматизированными информационными системами
Сегмент ЕАИС ТО на уровне таможни
Рабочие места функциональных подразделений таможни
Й 1п
; Ёдинад система управления. '• ■: и мониторинга инженерных систем " .'.■■■.■'.. ■.ТзмогкенкькЬрганрв/ .
Инженерные системы РТУ/таможни
Система бесперебойного гарантированного электроснабжения
Комплексная
система безопасности
Система кондиционирования серверных помещений
Другие системы
Рис. 2. Типовая информационно-вычислительная и телекоммуникационная инфраструктура и инженерные сети таможни
Таблица
Реализация технологий автоматического совершения таможенных операций
Решения таможенных органов, принимаемые в автоматическом режиме Информационно-программные средства
Решения о регистрации деклараций на товары АИС «АИСТ-М»
Решения о выпуске товаров и транспортных средств
Решения о регистрации транзитных деклараций АС КТТ-2, АПС «Пункт пропуска»
Решения о выпуске транзитных деклараций
Проверка категории уровня риска участников ВЭД ИСС «Малахит», АИС «ЦРСВЭД»
Форматно-логический контроль деклараций на товары АИС «АИСТ-М»
Сверка разрешительных документов со сведениями, заявленными в декларациях на товары АИС «АИСТ-М», АПС «Электронные госуслуги»
Начисление и списание таможенных платежей и сборов АИС «АИСТ-М», АПС «Лицевые счета - ЕЛС»
Технологии автоматического принятия решений позволяют:
- значительно сократить время оформления товара и минимизировать издержки бизнеса;
- наиболее рационально распределить нагрузку между должностными лицами таможенных органов, сконцентрировать их усилия на наиболее рисковых поставках;
- исключить влияние человеческого фактора при принятии решений и повысить контроль в отношении заявленных сведений.
Типовая схема информационно-коммуникационной инфраструктуры региональной электронной таможни приведена на рис. 3.
Реинжиниринг работы таможенных органов путем внедрения информационно-коммуникационных технологий явился важнейшим процессом на пути к формированию качественно новой, цифровой таможни.
Цифровая таможня - многофункциональная комплексная система, закрепившая приоритет электронной формы документа, объединяющая информационно-коммуникационные технологии, в результате предоставляющая возможность осуществления электронной обработки таможенных документов и документов в таможенных целях, электронного декларирования, оплаты пошлин и налогов в электронном виде, процедур как в автоматизированном, так и в автоматическом режиме, распределения декларационного массива, а также использования больших данных.
Рис. 3. Типовая схема информационно-коммуникационной инфраструктуры региональной электронной таможни
организация учебного процесса в части совершения таможенных операций с применением информационных систем
В Российской таможенной академии на базе аппаратно-программного комплекса, имитирующего совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля (АПК «Контур»), развивается практико-ориентированное обучение студентов и слушателей таможенных органов. Организовано проведение практических занятий с применением АПК «Контур», имитирующего работу ЦЭДа, которые обеспечивают приобретение практических навыков по декларированию и принятию решения о выпуске товаров. Студенты и слушатели получили возможность работы в личном кабинете участника ВЭД, в АИС «АИСТ-М» (на рабочем месте инспектора ЦЭДа и инспектора таможенного поста фактического контроля (ТПФК) (рис. 4).
п.
Информационный обмен
а
ЕАИС ТО
АПС «Пункт пропуска»
ИСС «Малахит»
АИС «АИСТ-М»
АПС «Электронные госуслуги»
АПС «Лицевыю счета»
Сеть передачи данных —
АПС «Тестирования и анализа профилей риска»
АИС«ЦРСВЭД»
АС БД «Экспертиза»
АС «Обеспечение»
АС «Валютный контроль»
Нормативно-справочная информация
Рис. 4. Схема функционирования АПК «Контур»
В специализированных аудиториях, оснащенных АПК «Контур», осуществляется закрепление навыков регистрации таможенных деклараций и выпуска товаров в ЦЭДах в рамках учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) и производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (рис. 5).
В период обучения с третьего по пятый курс каждый студент, обучающийся на одной из реализуемых направленностей в рамках специальности «Таможенное дело», получает навыки по осуществлению таможенных операций, связанных с регистрацией и выпуском ДТ, в объеме лекционных, практических занятий и самостоятельной работы от 396 до 504 ч, из них при непосредственной работе в АПК «Контур» -
от 136 до 168 ч. В 2021 г. АПК «Контур» был использован в рамках государственной итоговой аттестации для оценки профессиональных компетенций выпускников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ информационно-программных средств, технологий и информационных ресурсов таможенных органов РФ показал, что в настоящее время они являются единственным в России комплексом, обеспечивающим в круглосуточном режиме совершение юридически значимых действий в электронной форме без участия человека (регистрацию таможенных деклараций, автоматическую проверку на риски нарушения таможенного права ЕАЭС и автоматический выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
Рассмотренные информационно-программные средства и информационные технологии применяются во всех ЦЭДах, а также на всех таможенных постах фактического контроля и пунктах пропуска, что позволило сократить количество мест таможенного оформления с более 600 до 16 и существенным образом уменьшить временные издержки участников ВЭД. Так, по итогам 2021 г.:
- полностью в автоматическом режиме зарегистрировано 4,48 млн ДТ (в 2020 г. - 3,83 млн ДТ) и выпущено более 1,46 млн ДТ (в 2020 г. - 1,09 млн ДТ). Доля автоматически выпущенных ДТ, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, достигла 93,8% по экспорту и 87,9% по импорту (в 2020 г. - 93,7 и 86% соответственно);
- в автоматическом режиме зарегистрировано 802 688 ЭТД (в 2020 г. -270 тыс. ЭТД), что составляет 65% от всех оформленных ЭТД. Автоматический выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита применен в отношении почти 155 тыс. ЭТД (в 2020 г. - 57,9 тыс. ЭТД), что составило 48% от всех оформленных ЭТД;
- сумма таможенных сборов по ДТ, зарегистрированным в автоматическом режиме, составила более 46 млрд руб. (в 2020 г. - более 30 млрд руб.). Сумма таможенных платежей по ДТ, выпущенным в автоматическом режиме, составила более 1 200 млрд руб. (в 2020 г. - 580 млрд руб.);
- за счет применения разработанных технологий и программных средств высвобождено 2,3 млн человеко-часов работы должностных лиц таможенных органов в 2021 г. (в 2020 г. - более 1,8 млн человеко-часов);
- внедрение в таможенных органах автоматических технологий привело к сокращению времени ожидания транспортных средств и дало бизнесу экономию за счет уменьшения расходов на транспортировку на сумму не менее 23,8 млрд руб.
Кроме того, проведенная в ФТС России работа по применению информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов также положительно повлияла на уменьшение сроков возврата транспортных средств и контейнеров перевозчикам, что крайне важно в условиях начавшегося в 2020 г. мирового транспортного кризиса, и позволила складам временного хранения более эффективно использовать свои площади и принимать на оформление больше грузов.
Высокая эффективность применения информационных систем и технологий для совершения таможенных операций в автоматическом режиме обеспечивается в том числе за счет эффективной системы подготовки и переподготовки специалистов таможенных органов, созданной в Российской таможенной академии на базе АПК «Контур».
В перспективе внедрение процессов автоматического совершения таможенных операций трансформируется в новый вектор - автоматическое совершение бизнес-процессов, например, в автоматический интеллектуальный контроль в пунктах пропуска (с использованием элементов искусственного интеллекта). Одним из элементов такого интеллектуального бизнес-процесса уже в настоящий момент является качественно новый проект ФТС России - анализ снимков инспекци-онно-досмотровых комплексов с использованием элемента искусственного интеллекта - технологии машинного обучения.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане, 29.05.2014).
2. 30 лет автоматизации таможенных органов. От замысла создания автоматизированных систем обработки информации в органах государственного таможенного контроля до Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: монография / В. И. Булавин, Д. А. Васильев, В. Ю. Скиба, Д. В. Терещенко и др.; под общ. ред. д-ра техн. наук, ст. науч. сотр. В. Ю. Скиба. М.: ЦБТ, 2021. 304 с.
3. Таможенные операции и механизмы их реализации: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, С. Ю. Цыпранюк, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, А. А. Русанова; под общ. ред.
канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 210 с.
4. Единая автоматизированная информационная система таможенных органов. Архитектура. Описание. Реестровый номер ФГИС 0152 (одобрено на заседании Научно-технического совета ФТС России 21.11.2018) / С. Н. Аникин, Е. А. Вещенков, Д. А. Карев, Р. А. Нажимов, Г. В. Песчанских, А. И. Писарев, К. О. Романов, В. Ю. Скиба. 61 с.
5. Липатова Н. Г., Никитченко И. И. Возможности использования информационных технологий в условиях действия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43.
6. Гладков А. Р., Липатова Н. Г. Эволюция механизмов совершения таможенных операций в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 3241.
7. Ведомственный удостоверяющий центр ГТК России, регистрационное свидетельство от 30.06.2011 № 1/13386/05, серия ФА № 0015302.
8. Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов, регистрационные свидетельства от 24.12.2009 № 1/13386/09 АСВД/0010909, серия ФА № 0010991 и от 18.05.2011 № 1/13386/09 АСВД-М2009/0014923, серия ФА № 0015052.
9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).
Информация об авторах
Скиба Владимир Юрьевич - доктор технических наук, старший научный сотрудник, генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Главного управления информационных технологий, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5, тел.: +7 (906) 772-5711, e-mail: [email protected], [email protected];
Позднякова Кристина Евгеньевна - главный государственный таможенный инспектор научно-технического отдела Главного управления информационных технологий, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-74-47, e-mail: [email protected].
конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Скиба В. Ю., Позднякова К. Е. Современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 19-33.