Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ'

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕХАНИЗМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМАТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ РИСКА / ЭКСПЕРТНЫЕ ПРОВЕРКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна

Статья посвящена исследованию важной научно-практической проблемы - автоматизации таможенных операций. Разработан подход к использованию механизмов автоматизации таможенных операций, в том числе перспективных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. В основу разработки такого подхода положены результаты исследования эволюции системы таможенных операций в Российской Федерации, обобщения проблем формирования электронных документов и электронного информационного взаимодействия участников таможенных операций, форматно-логического контроля таможенных документов, формирования и применения автоматических профилей рисков, осуществления экспертных проверок при таможенном контроле. Сформулированы современные принципы функционирования информационных систем в таможенном деле, что позволило выработать требования к перспективным средствам Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов как комплексному механизму автоматизации таможенных операций. На этой основе предложена комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций. В составе комплексной модели рассмотрены механизмы автоматизации таможенных операций, даны рекомендации по их реализации, определены возможные эффекты от применения указанных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPREHENSIVE MODEL FOR THE USE OF MECHANISMS FOR AUTOMATING CUSTOMS OPERATIONS

The article is devoted to the study of an important scientific and practical problem - the automation of customs operations. The purpose of the study was to develop an approach to the use of mechanisms for automating customs operations, including promising means of the Unified automated information system of customs authorities. The development of such an approach is based on the results of a study of the evolution of the system of customs operations in the Russian Federation, generalization of the problems of the formation of electronic documents and electronic information interaction of participants in customs operations, format-logical control of customs documents, the formation and application of automatic risk profiles, the implementation of expert checks during customs control. As a result of the study, modern principles of the functioning of information systems in customs were formulated, which made it possible to develop requirements for promising means of the Unified automated information system of customs authorities as an integrated mechanism for automating customs operations. On this basis, a comprehensive model for the use of mechanisms for automating customs operations has been proposed. As part of a comprehensive model, mechanisms for automating customs operations are considered, recommendations for their implementation are given, and possible effects from the use of these mechanisms are identified.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

METHODOLOGY AND METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH

УДК 338.46

DOI 10.54048/20727240_2021_03_104

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Н. Г. Липатова1

1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию важной научно-практической проблемы - автоматизации таможенных операций. Разработан подход к использованию механизмов автоматизации таможенных операций, в том числе перспективных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. В основу разработки такого подхода положены результаты исследования эволюции системы таможенных операций в Российской Федерации, обобщения проблем формирования электронных документов и электронного информационного взаимодействия участников таможенных операций, форматно-логического контроля таможенных документов, формирования и применения автоматических профилей рисков, осуществления экспертных проверок при таможенном контроле. Сформулированы современные принципы функционирования информационных систем в таможенном деле, что позволило выработать требования к перспективным средствам Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов как комплексному механизму автоматизации таможенных операций. На этой основе предложена комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций. В составе комплексной модели рассмотрены механизмы автоматизации таможенных операций, даны рекомендации по их реализации, определены возможные эффекты от применения указанных механизмов.

Ключевые слова: таможенные операции, механизмы автоматизации таможенных операций, таможенный контроль, Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, электронные документы, электронное информационное взаимодействие, форматно-логический контроль, автоматические профили риска, экспертные проверки.

A COMPREHENSIVE MODEL FOR THE USE OF MECHANISMS FOR AUTOMATING CUSTOMS OPERATIONS

N. G. Lipatova1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia

© Липатова Н. Г., 2021

Abstract. The article is devoted to the study of an important scientific and practical problem - the automation of customs operations. The purpose of the study was to develop an approach to the use of mechanisms for automating customs operations, including promising means of the Unified automated information system of customs authorities. The development of such an approach is based on the results of a study of the evolution of the system of customs operations in the Russian Federation, generalization of the problems of the formation of electronic documents and electronic information interaction of participants in customs operations, format-logical control of customs documents, the formation and application of automatic risk profiles, the implementation of expert checks during customs control. As a result of the study, modern principles of the functioning of information systems in customs were formulated, which made it possible to develop requirements for promising means of the Unified automated information system of customs authorities as an integrated mechanism for automating customs operations. On this basis, a comprehensive model for the use of mechanisms for automating customs operations has been proposed. As part of a comprehensive model, mechanisms for automating customs operations are considered, recommendations for their implementation are given, and possible effects from the use of these mechanisms are identified.

Keywords: customs operations, mechanisms for automating customs operations, customs control, Unified automated information system of customs authorities, electronic documents, electronic information interaction, format-logical control, automatic risk profiles, expert checks.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» предполагает переход таможенных органов Российской Федерации (РФ) на технологии автоматического принятия решений в процессе совершения таможенных операций [1]. Подобный переход требует пересмотра и осмысления роли должностных лиц и информационных систем таможенных органов в принятии указанных решений, разработки новых перспективных механизмов совершения таможенных операций, которые позволяли бы максимально использовать преимущества систем обработки больших объемов данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, облачных технологий, а также комплексной проработки вопросов совершенствования организационной структуры таможенных органов [2].

Система таможенных операций представляет собой совокупность участников и объектов таможенных операций, а также механизмов осуществления действий участниками таможенных операций, связанных с перемещением через таможенную территорию, временным хранением, декларированием и выпуском товаров. Участниками таможенных операций являются таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (заинтересованные лица). Объекты таможенных операций включают товары, транспортные средства международной перевозки и таможенные документы [3, 4].

Под механизмами совершения таможенных операций понимаются методы, модели и способы осуществления действий участниками таможенных операций с использованием или посредством информационных систем, направленных на достижение целей таможенных операций - обеспечение соблюдения законодательно установленных порядка перемещения товаров через таможенную границу, мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности и результатов таможенных операций, среди которых основными определены уровень соблюдения таможенного законодательства и время совершения таможенных операций.

Механизмы автоматизации (методы, модели, способы) совершения таможенных операций ориентированы на развитие и использование перспективных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации (ЕАИС ТО), в составе которой функционируют информационные системы электронных таможен (ЭТ), центров электронного декларирования (ЦЭД) и таможенных постов фактического контроля (ТПФК) [5].

Существующая модель использования ЕАИС ТО при совершении таможенных операций реализует комплексный подход к автоматизации таможенных операций, охватывающий ряд направлений и этапов перемещения товаров через таможенную границу, таможенных процедур, участников таможенных операций, функций таможенного контроля. Вместе с тем принятие решений в процессе совершения таможенных операций осуществляется преимущественно должностными лицами таможенных органов. Поэтому наиболее общая проблема использования ЕАИС ТО при совершении таможенных операций связана с недостаточной автоматизацией процессов принятия решений [6].

Основной причиной появления указанной выше проблемы является недостаточный уровень развития методов обработки данных об объектах таможенных операций. Несмотря на внедрение технологий автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска товаров, алгоритмы технологий совершения таможенных операций не претерпели существенных изменений. Данные технологии реализуются путем последовательной проверки документов участников ВЭД и заинтересованных лиц и допускают автоматический порядок принятия решений только при наличии определенных стандартных условий совершения таможенных операций [7].

С указанной выше проблемой тесно связаны и иные проблемы использования ЕАИС ТО при совершении таможенных операций, в том числе:

- недостаточный уровень развития алгоритмов форматно-логического контроля сведений таможенных документов;

- недостаточный уровень развития методов выявления рисков с использованием автоматических профилей рисков;

- недостаточный уровень развития методов осуществления экспертных проверок при таможенном контроле [8-10].

Представленные проблемы определили актуальность темы и цель статьи, которая состоит в разработке подхода к использованию механизмов автоматизации таможенных операций, в том числе перспективных средств ЕАИС ТО. Для его разработки необходимо решить частные научно-практические задачи по обоснованию принципов использования перспективных средств ЕАИС ТО и механизмов:

1) формирование электронных документов участниками таможенных операций;

2) форматно-логический контроль таможенных документов;

3) формирование и применение автоматических профилей рисков при таможенном контроле;

4) осуществление экспертных проверок при таможенном контроле;

5) электронное информационное взаимодействие участников таможенных операций, государственных органов и иных организаций.

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ЕАИС ТО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Развитие ЕАИС ТО должно базироваться на современных принципах функционирования информационных систем в таможенном деле. Данные принципы определяют требования к процессам функционирования информационных систем таможенных органов, выполнение которых обеспечивает автоматизацию таможенных операций. В их составе следующие принципы:

1) непрерывного управления данными;

2) формализации и полноты данных;

3) единства моделей данных;

4) унификации требований к электронным документам;

5) облачного электронного взаимодействия;

6) интеллектуальной обработки данных;

7) интеллектуальной поддержки решений [11].

Принцип непрерывного управления данными в информационных системах таможенных органов предполагает переход от управления документами к управлению данными с охватом важнейших операций с данными (сбор, учет, систематизация, хранение, обработка, передача и использование), влияющих на качество и результаты совершения таможенных операций.

Принцип формализации и полноты данных информационных систем таможенных органов направлен на обеспечение унификации формата и структуры данных при расширении возможностей использования неструктурированных данных при автоматическом профилировании рисков.

Принцип единства моделей данных отражает необходимость обоснования и согласования подходов к определению набора сведений, предоставляемых в ЕАИС ТО при различных вариантах совершения таможенных операций, построения единой модели данных, которая обеспечит сопоставимость и совместное использование баз данных отдельных комплексов программных средств (КПС) при совершении таможенных операций.

Принцип унификации требований к электронным документам означает согласованность требований к формату и структуре сведений, указанных в различных видах документов, используемых для таможенных целей, которая позволит максимально полно использовать внешние и внутренние информационные ресурсы таможенного контроля и сократит время на их поиск, передачу и обработку при совершении таможенных операций.

Принцип облачного электронного взаимодействия направлен на обеспечение многостороннего информационного обмена в режиме реального времени между всеми заинтересованными участниками таможенных операций, иными государственными органами и организациями, основанного на технологиях облачного вычисления и хранения данных.

Принцип интеллектуальной обработки данных предполагает использование методов интеллектуального анализа данных при формировании и применении автоматических профилей рисков в целях повышения уровня выявления возможных правонарушений и уровня автоматизации процессов совершения таможенных операций.

Принцип интеллектуальной поддержки решений по результатам совершения таможенных операций отражает возможности повышения эффективности применения автоматических профилей рисков и осуществления экспертных проверок в результате использования систем поддержки принятия решений по различным вопросам проведения документального и фактического таможенного контроля.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВИДЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ

В соответствии с представленными выше принципами предлагается подход к использованию механизмов автоматизации таможенных операций в виде комплексной модели, показанной на рисунке.

Механизмы формирования электронных документов участниками таможенных операций. В рамках предложенной модели первичными являются механизмы формирования комплекта электронных таможенных документов (ТД) участниками ВЭД и заинтересованными лицами. В общем случае механизмы автоматизации формирования электронных документов (ЭД) участниками таможенных операций предлагается реализовывать на основе единой модели данных таможенных операций (единая модель данных). В качестве структуры такой модели целесообразно использовать модель данных предварительной информации о ввозимых товарах, дополненную данными электронной декларации на товары и электронной транзитной декларации. По содержанию единая модель включает данные таможенных, коммерческих и транспортных документов участников ВЭД, данные документов других государственных органов и организаций, а также данные таможенных документов, сформированных по результатам таможенного контроля. Унификация формата и структуры этих документов с помощью единой модели данных позволит реализовать в механизмах формирования ЭД участниками ВЭД и заинтересованными лицами принцип однократного предоставления сведений за счет устранения дублирования данных документов в предшествующих и последующих таможенных операциях. Основными преимуществами использования предложенного механизма автоматизации формирования ЭД являются:

- многоцелевой характер механизма, обусловленный широким набором данных, представленных в единой модели данных (возможность использования при формировании различных видов таможенных документов в зависимости от целей совершения таможенных операций);

- возможность автоматизации многостороннего электронного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и заинтересованными лицами, иными государственными органами и организациями государств - членов ЕАЭС на базе механизма «единого окна»;

- формализованное описание данных в единой модели, которое способствует автоматизации процесса формирования ТД, его ускорению и снижению количества ошибок при формировании документов, что облегчает последующее прохождение упрощенного форматно-логического контроля со стороны ЕАИС ТО.

ИС участников ВЭД и заинтересованных лиц

Механизмы формирования комплекта ТД Механизмы предварительного ФЛКТД

ЕАИСТО

ИС РЭТ

Механизмы формирования внутренних ИР ТК

Механизмы формирования БДЭД

Механизмы формирования АПР на основе методов ИА

Механизмы формирования

рекомендаций по экспертным проверкам

Механизмы принятия решений в процессе ТК

ИСЦЭД

Механизмы автоматического упрощенного ФЛКТД

Механизмы проверкиТД

Механизмы применения АПР с СППР

Механизмы документальных экспертных проверок с СППР

Механизмы автоматического электронного взаимодействия РЭТ, ЦЭД и ТПФК через серверы ЕАИСТО

Механизмы формирования ЭД по результатам ТК

ИС ЦЭД

Механизмы формирования ЭД по результатам документального ТК

ИСТПФК

Механизмы фактического ТК

Механизмы идентификации товаров с помощью КИЗ

Механизмы применения АПР с СППР

Механизмы фактических экспертных проверок с СППР

.1

ИСТПФК

Механизмы формирования ЭД по результатам фактического ТК

Механизмы автоматического электронного взаимодействия таможенных органов, участников ВЭД и заинтересованных лиц через ЭАДД

ИС иных государственных органов и организаций

Механизмы формирования внешних ИРТК

Механизмы формирования ЭД

Механизмы формирования БД ЭД

Механизмы автоматического электронного взаимодействия таможенных органов, иных государственных органов и организаций через сервер ЦИТТУ

Обозначения: ИС - информационная система, заинтересованные лица - лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, ЭД - электронные документы, ТД - электронные таможенные документы, ФЛК - форматно-логический контроль, ЭАДД - электронный архив документов декларанта, ЕАИС ТО - Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, ТК - таможенный контроль, ЦЭД - центр электронного декларирования, АПР - автоматические профили риска, СППР - система поддержки принятия решений, ТПФК - таможенный пост фактического контроля, КИЗ - контрольные идентификационные знаки, РЭТ - региональная электронная таможня, ИР - информационные ресурсы, БД - базы данных, ИА - интеллектуальный анализ, ЦИТТУ - Центральное информационно-техническое таможенное управление.

Рис. Комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций

Механизмы форматно-логического контроля таможенных документов. Основой предлагаемых механизмов автоматизации форматно-логического контроля (ФЛК) таможенных документов также является единая модель данных таможенных операций. На базе такой модели представляется возможным решать задачи формирования формализованных критериев проверки ЭД, автоматической проверки ЭД в соответствии с формализованными критериями, формирования формализованных рекомендаций по доработке ТД. Механизмы автоматизации ФЛК обеспечивают:

- предварительный ФЛК документов иных государственных органов и организаций на этапе их загрузки в ЕАИС ТО; при этом предусматривается автоматический прием документов, сформированных информационными системами иных государственных органов и организаций, автоматический контроль содержания, формата и структуры ЭД в соответствии с единой моделью данных, автоматическая загрузка документов в центральную базу данных ЕАИС ТО, на сервер Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) и в электронный архив документов декларанта (ЭАДД);

- предварительный ФЛК документов участников ВЭД и заинтересованных лиц на этапе загрузки в ЭАДД; при этом предусматривается автоматическая проверка документов, необходимых для совершения таможенных операций, на соответствие содержанию, формату и структуре единой модели данных; предполагается, что результаты предварительного ФЛК сохраняются в ЭАДД и используются при проведении ФЛК со стороны ЕАИС ТО на этапе совершения таможенных операций;

- упрощенный ФЛК документов участников ВЭД и заинтересованных лиц на этапе совершения таможенных операций: предусматривается автоматическое подтверждение результатов предварительного ФЛК, выполненного информационными системами участников ВЭД и заинтересованных лиц, автоматическая проверка документов с точки зрения соответствия требованиям нормативных правовых актов ФТС России, автоматическая проверка остальных условий совершения таможенных операций (проверка правомочности совершения операций заинтересованным лицом, наличие электронной подписи и др.) в целях принятия автоматического решения о регистрации таможенного документа.

Реализация предлагаемых методов ФЛК позволит:

- завершить основную часть проверки до начала таможенных операций за счет использования методов предварительного ФЛК;

- формализовать все текущие и предшествующие документы участников ВЭД и заинтересованных лиц, проверяемые при совершении таможенных операций (предварительную информацию, электронную транзитную декларацию, электронную декларацию на товары и др.);

- формализовать все транспортные (перевозочные) и коммерческие документы, формируемые участниками ВЭД и заинтересованными лицами;

- формализовать все документы иных государственных органов и организаций (федеральных органов исполнительной власти, финансовых организаций, Торгово-промышленной палаты и др.);

- осуществить сквозную автоматизацию процессов ФЛК на этапах совершения таможенных операций.

После прохождения упрощенного ФЛК комплект ТД автоматически переходит на этап проверки с использованием автоматических и автоматизированных профилей рисков.

Механизмы формирования и применения автоматических профилей рисков. Для формирования автоматических профилей рисков (АПР) могут быть использованы методы интеллектуального анализа структурированных и неструктурированных данных о процессе таможенного контроля. Данные для интеллектуального анализа предлагается получать путем объединения информационных ресурсов ЕАИС ТО, сопровождающих процесс таможенного контроля от момента формирования ЭД участниками ВЭД и заинтересованными лицами до момента завершения таможенных операций и получения результатов таможенного контроля. Методы интеллектуального анализа данных существенно превосходят методы анализа баз данных должностными лицами таможенных органов по таким важнейшим характеристикам, как полнота выявления рисков возможных нарушений, скорость обработки данных и уровень автоматизации принятия решений при таможенном контроле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизмы применения АПР при таможенном контроле отличаются усиленным развитием информационно-аналитического сопровождения таможенного контроля со стороны средств ЕАИС ТО, а именно:

1) расширением информационных ресурсов таможенного контроля за счет:

- включения в состав обрабатываемых документов не только самого проверяемого документа участника ВЭД или заинтересованного лица, но и всех сопроводительных документов (транспортных, коммерческих, предшествующих документов, документов других государственных органов и организаций), формализованных в соответствии с единой моделью данных;

- применения методов интеллектуального анализа при сравнении АПР со сведениями документов участников ВЭД и заинтересованных лиц и иными сведениями ЕАИС ТО;

2) смещением акцента таможенного контроля на этап предоставления предварительной информации, что позволит выявить риски на наиболее ранней стадии совершения таможенных операций;

3) анализом результатов обработки таможенных документов с предложением возможных вариантов решений по результатам таможенного контроля и указанием рекомендацией по его проведению;

4) принятием мер по минимизации рисков с помощью специальной системы поддержки принятия решений (СППР). При выявлении рисков СППР, входящая в специализированный КПС, автоматически предлагает должностному лицу ЦЭДа возможные сценарии применения мер по минимизации рисков, связанных с документальным контролем, либо возможные сценарии проведения фактического контроля должностному лицу ТПФК в зависимости от специфики объекта таможенного контроля;

5) формированием аналитического (расширенного) отчета о мерах по минимизации рисков, охватывающего весь процесс таможенного контроля, с возможностью использования всех применяемых в рамках него документов. Такое объединение документов позволит проводить комплексный интеллектуальный анализ данных о процессе таможенного контроля, который будет обладать достаточно широкими возможностями автоматического выявления рисков нарушений.

Механизмы осуществления экспертных проверок при таможенном контроле. Указанные механизмы предлагается также создавать на основе методов интеллектуального анализа. В результате станет возможным функционирование СППР, обеспечивающих интеллектуальную поддержку должностных лиц ЦЭДов и ТПФК при фактическом и документальном таможенном контроле.

Когда возникает необходимость применения автоматизированных профилей рисков, специализированный КПС запускает механизмы экспертных проверок совместно с СППР. В зависимости от содержания неформализованных индикаторов риска экспертные проверки проводятся должностными лицами ЦЭДов в форме документальных экспертных проверок либо должностными лицами ТПФК в форме фактических экспертных проверок. В обоих случаях специализированная СППР содержит рекомендации по наиболее целесообразному осуществлению экспертных проверок.

Механизмы электронного информационного взаимодействия участников таможенных операций, государственных органов и иных организаций. Электронное информационное взаимодействие участников таможенных операций, государственных органов и иных организаций реализуется посредством использования следующих механизмов автоматизации, в основе которых лежат технологии облачного хранения данных:

а) механизмов электронного информационного взаимодействия между таможенными органами на уровне ЭТ, ЦЭДов и ТПФК;

б) механизмов электронного информационного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и заинтересованными лицами;

в) механизмов электронного информационного взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами и организациями.

Электронное информационное взаимодействие ЭТ, ЦЭДов и ТПФК осуществляется путем последовательного автоматического размещения унифицированных ЭД на специальных серверах ЦИТТУ, ЦЭДов и ТПФК в зависимости от формализованных результатов таможенного контроля. Это дает возможность сократить время обработки документов за счет отказа от принципа двустороннего обмена авторизованными сообщениями между таможенными органами.

Электронное информационное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД и заинтересованными лицами реализуется за счет расширения функциональных возможностей ЭАДД. Наряду с существующими функциями загрузки электронной декларации на товары, коммерческих и транспортных документов, механизм позволяет предварительно (до подачи документа в ЦЭД) загружать в ЭАДД формализованные документы других государственных органов и организаций, которые были формализованы и загружены в ЕАИС ТО в соответствии с требованиями формата и структуры единой модели данных, а также результаты предварительного ФЛК, выполненного информационными системами участников ВЭД и заинтересованных лиц согласно требованиям ЕАИС ТО.

Электронное информационное взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами и организациями осуществляется с целью формирования внешних информационных ресурсов таможенного контроля через сервер ЦИТТУ. Особенность данных механизмов заключается в том, что они не привязаны к временным рамкам процесса совершения таможенных операций. Их реализация состоит в предварительной загрузке на сервер ЦИТТУ ЭД из внешних

информационных систем, их формализации в соответствии с единой моделью данных, а также в предварительной загрузке результатов предварительного ФЛК соответствующих документов со стороны ЕАИС ТО. В результате становится возможным использовать формализованные документы других государственных органов и организаций в составе комплекта ТД на этапах его загрузки в ЭАДД и представления в ЕАИС ТО при совершении таможенных операций.

Результаты таможенного контроля предлагается фиксировать путем использования механизмов формирования соответствующих ЭД. Стандартизация значительной части операций таможенного контроля и формализация их результатов позволяют реализовать возможности автоматического формирования ЭД, основанные на единой модели данных и автоматическом переходе от результатов контроля к формированию ЭД. На основе сформированных по результатам таможенного контроля ЭД предлагается автоматически формировать базы данных ЭД, которые будут являться основным информационным ресурсом при формировании АПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная в статье комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций создает условия для непрерывного развития системы таможенных операций и постоянного улучшения характеристик таможенного контроля за счет применения перспективных средств автоматизации на всех этапах работы с электронными данными. В результате становится возможным использовать технологии совершения таможенных операций с высокой степенью автоматизации принятия решений в процессе таможенного контроля, однократностью предоставления сведений участниками ВЭД и заинтересованными лицами, логически завершенным разделением операций документального и фактического таможенного контроля между ЦЭДами и ТПФК, широким охватом областей возможных правонарушений в области таможенного дела, переносом значительной части операций ФЛК и электронного информационного взаимодействия на этапы, предшествующие совершению таможенных операций.

Рассмотренные механизмы автоматизации таможенных операций (механизмы формирования электронных документов участниками таможенных операций, форматно-логического контроля таможенных документов, формирования и применения автоматических профилей рисков при таможенном контроле, осуществления экспертных проверок при таможенном контроле, электронного информационного взаимодействия участников таможенных операций, государственных органов и иных организаций) будут являться первичными элементами системы интеллектуального таможенного контроля, на базе которых может быть выстроена система сквозного цифрового государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс] // URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 25.06.2021).

2. Булавин В. Таможня: десять лет спустя [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск. 2020. 2 августа. URL: https://rg.ru/2020/08/02/bulavin-k-2030-godu-vsia-rabota-fts-budet-perevedena-v-cifrovuiu-sredu.html (дата обращения: 02.07.2021).

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Самое полное издание / под ред. Г. Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2018. 600 с.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. 1). Ст. 5082.

5. Приказ Министерства финансов РФ от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» [Электронный ресурс]. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 25.06.2021).

6. Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Эволюция механизмов совершения таможенных операций в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 32-41.

7. Малышенко Ю. В., Богданов М. П. Внедрение технологий автоматической регистрации и выпуска товаров российской таможней // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 107-113.

8. Цыпранюк С. Ю. Мониторинг таможенных операций в воздушных пунктах пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 169-177.

9. Экономический и таможенный риск-менеджмент: монография / под общ. ред. Е. Г. Аниси-мова, В. Г. Анисимова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 180 с.

10. Изучение существующих порядков формирования электронных документов при существующих проверках сведений, необходимых для таможенного оформления товаров: отчет о НИР (промежуточный) / М. И. Чердынцева, С. А. Близнюк, Т. И. Петрова, Т. В. Титова, О. Ю. Лавренко, А. М. Коробейщиков. Ростов н/Д: ЗАО «ТАМГА», 2017. 285 с.

11. Исследование механизмов совершения таможенных операций в условиях реформирования структуры таможенных органов: отчет о НИР (заключительный) / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, С. Ю. Цыпранюк, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, А. А. Русанова. Люберцы: Российская таможенная академия, 2020. 310 с.

REFERENCES

1. Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation up to 2030 (approved by the order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: pravo.gov.ru.

2. Bulavin V. Customs: ten years later [Electronic resource]. In: Federal issue, 2020, 2 august. URL: https://rg.ru/2020/08/02/bulavin-k-2030-godu-vsia-rabota-fts-budet-perevedena-v-cifrovuiu-sredu.html (date of access: 02.07.2021).

3. Customs Code of the Eurasian Economic Union. The most complete edition / ed. G. Y. Kasyano-va. Moscow, ABAK, 2018. 600 p.

4. Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation." In: Collected Legislation of the Russian Federation, 2018, no. 32 (part 1), art. 5082.

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated August 30, 2016 no. 144n "On approval of the procedure for using the Unified automated information system of customs authorities during customs control, customs declaration and release (refusal to release) of goods placed under the customs procedure of customs transit in electronic form" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: pravo.gov.ru (date of access: 06.25.2021).

6. Lipatova N. G., Gladkov A. R. Evolution for performing mechanisms of customs operations in the Russian Federation. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2020, no. 4 (53), pp. 32-41.

7. Malyshenko Y. V., Bogdanov M. P. Introduction of technologies of automatic registration and release of goods by the Russian customs service. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2017, no. 4, pp. 107-113.

8. Tsypranyuk S. Y. Monitoring of customs operations at air ports of entry. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2019, no. 3, pp. 169-177.

9. Economic and customs risk management: monograph / under total. ed. E. G. Anisimova, V. G. Anisimova. Moscow, Publishing house of the Russian Customs Academy, 2015. 180 p.

10. Study of the existing procedures for the formation of electronic documents in the existing checks of information required for customs clearance of goods: research report (interim) / M. I. Cher-dyntseva, S. A. Bliznyuk, T. I. Petrova, T. V. Titova, O. Yu. Lavrenko, A. M. Korobeyshchikov. Rostov on Don, company "TAMGA", 2017. 285 p.

11. Research of the mechanisms of customs operations in the context of reforming the structure of customs authorities: research report (final) / N. G. Lipatova, A. R. Gladkov, S. Yu. Tsypranyuk, E. V. Zhereben, N. A. Tarasov, A. A. Rusanova. Lubertsy, Russian Customs Academy, 2020. 310 p.

Информация об авторе

Липатова Надежда Григорьевна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, и. о. директора Научно-исследовательского института, ведущий научный сотрудник, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 500-13-90.

Information about the author

Lipatova Nadezhda G. - candidate of sciences in technology, senior researcher, acting director of the Research institute, leading researcher, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru, tel.: 8 (495) 500-13-90.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Липатова Н. Г. Комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 104-115.

For citation

Lipatova N. G. A Comprehensive Model for the Use of Mechanisms for Automating Customs Operations. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3, pp. 104-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.