Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Особенности взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в рамках применения информационных технологий
Мойсеева У.А.,
итоу8ееуа03@уапёех. ги
Московский финансово-юридический университет -Калининградский филиал (г. Калининград, Россия)
УДК 343.132:343.37:343.98
Аннотация. Актуальность темы настоящей статьи обусловлена продолжающимся совершенствованием электронного декларирования товаров. Так как эффективность деятельности таможенных органов напрямую зависит от использования усовершенствованных технологий. Электронное
декларирование способствует увеличению развития внешнеторгового оборота, создает благоприятные условия для ускорения перемещения товаров и транспортных средств через границу Союза, сокращает издержки государства и участников внешнеэкономической деятельности и повышает качество предоставляемых таможенными органами услуг. Перспективные технологии работы таможни в значительной мере основываются на все более широком использовании электронных документов, применении электронного обмена и соответствующих информационных систем. Дабы избежать проблем с коррупцией государство продвигает электронное декларирование товаров. Данный технологический процесс предполагает ускорение таможенных операций, сокращения времени на таможенное декларирование товаров и минимизацию человеческого фактора, благодаря чему электронное декларирование призвано обезопасить экономику нашей страны. Цель работы - раскрыть особенности взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в рамках применения информационных технологий. Методы и объекты исследования: методологическую базу исследования составляют методы системного анализа, индукции, логический и статистический метод, а также ряд иных методов, позволяющих провести углубленное исследование выбранной темы. Результаты: совершенствование взаимодействия с использованием электронных технологий позволит обеспечить автоматизацию бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, а также взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности преимущественно в электронной форме, сократить временные и финансовые затраты участников ВЭД и повысить эффективность таможенного контроля. Выводы: для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется оптимизация технологий авторегистрации и автовыпуска ДТ, равномерное распределение ДТ в ТО, модернизация информационных систем ТО/декларантов, повышение качества заполнения ДТ со стороны декларанта.
Ф^РУ M
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Ключевые слова: ЭЦП, внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, электронное декларирование.
Features of interaction between customs authorities and foreign trade participants in the application of information
technologies
Moiseeva U.A.,
Moscow University of Finance and Law - Kaliningrad Branch
(Kaliningrad, Russia) UDC 343.132:343.37:343.98
Annotation. The relevance of the topic of this article is due to the ongoing improvement of electronic declaration of goods. Since the effectiveness of the customs authorities directly depends on the use of advanced technologies. Electronic declaration helps to increase the development of foreign trade turnover, creates favorable conditions for accelerating the movement of goods and vehicles across the border of the Union, reduces the costs of the state and participants in foreign economic activity, and improves the quality of services provided by customs authorities. Promising customs technologies are largely based on the increasing use of electronic documents, the use of electronic exchange and related information systems. In order to avoid problems with corruption, the state promotes electronic declaration of goods. This technological process involves speeding up customs operations, reducing the time for customs declaration of goods and minimizing the human factor, so that electronic declaration is designed to protect the economy of our country. Purpose of the article is: to reveal the peculiarities of interaction between customs authorities and foreign trade participants in the framework of the use of information technologies. Methods and objects of the research are: the methodological basis of the research consists of methods of system analysis, induction, logical and statistical methods, as well as a number of other methods that allow for an in-depth study of the chosen topic. Results: improving interaction with the use of electronic technologies will allow for the automation of business processes related to customs administration, as well as the interaction of customs authorities with participants in foreign economic activity mainly in electronic form, reduce the time and financial costs of foreign trade participants and improve the efficiency of customs control. Conclusions: to create favorable conditions for the use of electronic declaration, it is necessary to optimize the technologies of auto-registration and auto-release of DT, evenly distribute DT in the maintenance, modernize the information systems of the maintenance/declarants, and improve the quality of filling in the DT on the part of the declarant.
Ф^РУ м
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Keywords: EDS, foreign economic activity, customs authorities, electronic declaration.
Введение
Актуальность темы представленной научной статьи обусловлена продолжающимся совершенствованием электронного декларирования товаров. Так как эффективность деятельности таможенных органов напрямую зависит от использования усовершенствованных технологий. Электронное декларирование способствует увеличению развития внешнеторгового оборота, создает благоприятные условия для ускорения перемещения товаров и транспортных средств через границу Союза, сокращает издержки государства и участников внешнеэкономической деятельности и повышает качество предоставляемых таможенными органами услуг.
Перспективные технологии работы таможни в значительной мере основываются на все более широком использовании электронных документов, применении электронного обмена и соответствующих информационных систем. Дабы избежать проблем с коррупцией государство продвигает электронное декларирование товаров. Данный технологический процесс предполагает ускорение таможенных операций, сокращения времени на таможенное декларирование товаров и минимизацию человеческого фактора, благодаря чему электронное декларирование призвано обезопасить экономику нашей страны.
Теоретико-методологической основой выполнения научной статьи послужили научные труды и статьи по теме исследования таких авторов как: Дробот Е.В., Коновалова Е.А., Попова Е.С. Яковлева Е.Ю. и др. Также использовались и другие источники информации: действующее законодательство, материалы периодической печати по изучаемой проблеме, материалы научно-практических конференций, аналитические данные.
Методологическая база включает в себя следующие научные методы познания: сравнительно-правовой, логический, хронологический и статистический. Применение данных методов позволило выявить определенные тенденции, детально проанализировать и обобщить материал, а также выработать предложения и рекомендации по совершенствованию применения электронной цифровой подписи при таможенном декларировании товаров в электронной форме.
Практическая значимость заключается в возможности использовать результаты исследовательской работы, в качестве учебного материала.
Основная часть
С 1 июля 2019 года на базе Калининградской областной таможни проводится эксперимент по предварительному таможенному декларированию товаров в электронном виде, в котором участвуют Калининградский ЦЭД и таможенный пост МАПП Мамоново-2. Технология позволяет добросовестным участникам ВЭД минимизировать временные и финансовые затраты. За время реализации эксперимента выпущено 205 таможенных деклараций, поданных шестью участниками ВЭД низкого уровня риска [2].
Также в настоящее время ФТС России проводит эксперимент по внедрению технологии автоматической регистрации ЭТД. К внедрению таможенной технологии автоматической регистрации ЭТД Калининградская областная таможня приступила в апреле 2019 года. В пилотную зону проведения эксперимента включен таможенный пост МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни [2].
Таможенная декларация должна быть подана на ЦЭД не позднее, чем за 4 часа до прибытия товара на таможенную территорию ЕАЭС. Совершение таможенных операций в МАПП Мамоново-2 при предварительном таможенном декларировании осуществляется только во время работы ЦЭД (не позднее, чем за 2 часа до окончания работы). В случае прибытия товаров в пункт
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 70 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.10 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
пропуска позже установленного времени, должностные лица таможенного поста МАПП Мамоново-2 совершают таможенные операции в общеустановленном порядке.
Данная технология будет распространена на предварительно задекларированные товары и товары, в отношении которых требуется представление обеспечения уплаты платежей [2].
Таким образом, Калининградская областная таможня традиционно принимает активное участие в оценке и тестировании передовых технологий совершения таможенных операций. Калининградской областной таможней, с учетом значительного грузопотока широкого спектра номенклатуры, проходящих грузов, доставляемых морским транспортом, и его декларирования, на постоянной основе осуществляется подготовка предложений по модернизации программных продуктов с целью внедрения новых автоматических алгоритмов совершения таможенных операций для грузов, доставляемых морским транспортом.
Процесс подачи электронной декларации в Калининградский ЦЭД представлен на рисунке 1.
4. Взаимодействие с ТО (отслеживание уведомлении, предоставление дополнительных документов и сведений)
Рисунок 1. Процесс подачи ЭДТ в Калининградский ЦЭД [6]
Первый этап заключается в создании самой электронной декларации в любой удобной декларанту программе и формировании комплекта необходимых формализованных документов.
Следует отметить, что наиболее часто используемой программой является «Альта ГТД-PRO». Это обусловлено возможностью не только заполнить основные листы декларации, но и создать расширенный набор формализованных документов. Такими документами считаются: Инвойс, Контракт, Carnet TIR, CMR, ТТН, Сертификаты и т.д. [9, с. 57]
Далее происходит формирование описи документов, загруженных в программу декларанта. Данный процесс осуществляется в автоматизированном режиме, что позволяет декларанту просто добавить необходимые для осуществления электронного декларирования документы, а программа, в свою очередь, сама сформирует опись на их основе. Следует отметить, что «Альта ГТД-PRO» в автоматическом режиме воспроизводит все ранее существующие электронные документы на основе ключевых полей (номер, дата, номер контракта и т.д.). В случае, если программа установит отсутствие какого-либо документа (например, декларации таможенной стоимости), то декларанту будет предложено создать его на основе уже имеющихся данных в сформированной электронной декларации.
Готовый пакет документов автоматически конвертируется программой в нужный формат -XML, в соответствии со стандартами ЕАИС. Данный формат используется всеми существующими электронными таможенными системами [8, с. 52] .
На втором этапе процедуры электронного декларирования, пакет электронные документы, необходимых для осуществления таможенного контроля, загружаются декларантом в электронной архив документов декларанта (ЭАДД). Данный электронный архив находится в ЕАИС. Следует отметить, что предоставление документов в ЭАДД происходит до подачи
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 71 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.10 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
электронной декларации в таможенный орган, в котором будет осуществляться декларирование товара.
Основным нормативным документом, регламентирующим процесс работы с ЭАДД, является «Порядок информационного взаимодействия при работе с электронным архивом декларанта». Данный документ установил полномочия декларанта в использовании ЭАДД в целях хранения электронных пакетов документов, которые могут быть использованы в процессе таможенного оформления.
Возможность загрузки электронного пакета необходимых для выпуска документов осуществляется в программе декларанта. Добавленным в электронный архив документам в автоматическом режиме присваивается номер-идентификатор, который направляется декларанту и впоследствии может использоваться при формировании другой электронной декларации.
Следует уделить внимание тому факту, что фактическим предоставлением пакета электронных документов является непосредственная подача электронной декларации на товары, в которой даны ссылки на необходимый пакет документов с его номером-идентификатором. Только после этого инспектор таможенного органа будет иметь возможность ознакомиться с загруженными документами, размещенными в архиве и указанными в графе 44 декларации на товары. Без подачи декларации - таможенный орган не имеет возможности видеть загруженный в ЭАДД пакет документов.
Немаловажным критерием размещения электронного пакета документов в ЭАДД является их подписания с помощью ЭЦП. Данное требование установлено Приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761. Приказом установлен тот факт, что при осуществлении информационного взаимодействия каждый документ, необходимый для таможенного оформления, должен быть подписан электронной цифровой подписью [5].
Затем происходит третий этап процедуры электронного декларирования товаров. После размещения электронных документов в ЭАДД и получения номера-идентификатора от инспектора таможенного органа, заполненная электронная декларация направляется в ЕАИС.
При подаче электронной декларации на товары в ЕАИС в автоматизированном режиме осуществляется форматно-логический контроль (ФЛК) соответствия электронной декларации необходимым критериям. К числу таких критериев относится: структура, формат, соответствие предоставленных электронных документов всем установленным требованиям, а также производится проверка подлинности используемой ЭЦП. Если при прохождении ФЛК будут выявлены ошибки в электронной декларации на товары (например, ошибочно указана таможенная стоимость товара или некорректно указаны вес нетто и брутто), декларант получает электронное уведомление - «электронный протокол ошибок», в котором описываются ошибки, выявленные в ходе осуществления ФЛК.
Выявленный перечень ошибок подлежит обработке декларантом с целью их устранения. Далее следует повторная подача уже исправленной электронной декларации на товары. При успешном прохождении ФЛК, а также отсутствия условий, позволяющих отказать в регистрации, данная электронная декларация регистрируется в системе таможенных органов. В процессе регистрации электронной декларации на товары ей присваивается индивидуальный регистрационный номер. Далее этот номер с помощью автоматизированного электронного сообщения поступает декларанту с отметкой и даты и времени осуществления регистрации таможенным органом.
При срабатывании системы управления рисками, предусматривающей фактический контроль, в таможенный орган фактического контроля из ЦЭД направляется поручение на досмотр.
Выявление рисков при таможенном контроле осуществляется на основе различных информационных источников, имеющихся в распоряжении таможенных органов [3, с. 132].
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 72 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.10 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
1. Базы данных, находящиеся на контроле самих таможенных органов. Например, базы данных электронных копий таможенных деклараций, корректировок таможенной стоимости, таможенных приходных ордеров; информационный обмен между государствами-членами ЕАЭС и иными странами.
2. Информация от правоохранительных органов, полученная, например, по результатам проведения оперативно-розыскной деятельности.
3. Информация, полученная от органов власти.
4. Информация, полученная от субъектов ВЭД.
5. Информация, содержащаяся в нормативно-правовых актах, судебной практике, актах проверок, проведенных в таможенных органах.
6. Данные полученные из средств массой информации и сети Интернет.
На четвертом этапе процедуры электронного декларирования товаров происходит процесс взаимодействия с таможенными органами в режиме «он-лайн». Такое взаимодействие осуществляется для отслеживания поступающих декларанту уведомлений и предоставления дополнительных документов по запросам таможенного органа.
В процессе проверки электронной декларации у инспектора может возникнуть основание для осуществления дополнительных таможенных проверок. Например, проверка таможенной стоимости, проверка правильности классификации товаров, проверка страны происхождения товаров и т.д. В данном случае участнику ВЭД направляется электронное уведомление об осуществлении проверки в отношении данной декларации на товары. В ходе реализации дополнительной проверки инспектору может потребоваться предоставление дополнительных документов и сведений для выпуска электронной декларации. К таким документам можно отнести упаковочные листы и спецификации с переведенные на русский языв или платежные поручения об уплате таможенных платежей. С помощью специализированных программных средств ответным письмом декларант отправляет в таможенные органы необходимые электронные документы, обязательно подписанные ЭЦП.
При осуществлении процесса электронного декларирования зачастую возникают случаи, когда декларанту требуется внести изменения или дополнить сведения в уже отправленную в таможенный орган декларацию до ее фактического выпуска. Такая необходимость возникает, например, при изменении цены товара или его веса. В данном случае декларант направляет в таможенный орган мотивационное обращение. Электронное сообщение содержит электронную декларацию на товары, заполненную с учетом всех внесенных в нее исправлений с указанием индивидуального регистрационного номера декларации и обоснование причины внесения изменений и дополнений, подтвержденное ЭЦП.
Далее декларант получает письмо о принятом должностным лицом таможенного органа решении. Решение быть как положительное: выпуск товара, так и отрицательное: отказ в выпуске.
Последний этап процесса электронного декларирования товаров заключается в процессе корректировки электронной декларации непосредственно после ее фактического выпуска.
Корректировка декларации производится в случае, если у декларанта возникает необходимость во внесении изменений или указания дополнительных сведений, указанных ранее в электронной декларации, после выпуска товаров. Одной из причин корректировки декларации может являться изменение таможенной стоимости, если товар попадает под преференции. В таком случае декларант создает соответствующее обращение в таможенный орган посредством специализированных программных средств в адрес таможенного органа выпускавшего данную декларацию, прикрепляет комплект документов перечень которых регламентируется пунктом 36 Приказа ФТС от 17.09.2013 г. №1761 «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 73 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.10 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля»
Возникновение необходимости корректировки декларации определены решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 г. №289 [7].
Принятое решение таможенных органов об осуществлении корректировки декларации после фактического выпуска или ее отказе направляется декларанту посредством электронного сообщения.
Заключение
Таким образом, процедура электронного декларирования товаров состоит из пяти этапов, которые содержат в себе реализацию всего технологического процесса. Начиная с подготовки электронного пакета документов, заполнения электронной декларации на товары, размещения электронного пакета документов в ЭАДД, подачи ее в таможенный орган для проверки и заканчивая корректировкой электронной декларации после ее выпуска при возникновении такой необходимости.
Внедрение технологии электронного декларирования таможенного транзита в процесс таможенного оформления дает участникам ВЭД и таможенным органам - в нашем случае Калининградской областной таможне ряд преимуществ, в числе которых [1, с. 18]:
- сокращение бумажного документооборота, исключается контакт декларанта с должностными лицами таможенных органов;
- сокращение времени, затраченного на совершение таможенных операций и нахождение транспортного средства с товарами в пункте пропуска;
- возможность использования электронной транзитной декларации в качестве предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС;
- сокращение времени проверки, затраченного на контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Многие участники ВЭД уже смогли оценить преимущества, которые предоставляет оформление таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме. Взаимодействуя с предприятиями и организациями, осуществляющими внешнеторговые операции, Калининградская областная таможня уделяет особое внимание улучшению инвестиционного климата в регионе своей деятельности, снижению административных барьеров и сокращению времени совершения таможенных операций, расширению сферы использования информационных таможенных технологий, а также повышению качества предоставления государственных услуг.
Библиографический список
1. Дробот Е.В., Коновалова Е.А. Совершенствование электронного декларирования в таможенных органах российской федерации // Креативная экономика. 2021. № 2. С. 17-19.
2. Официальный сайт Калининградской областной таможни [Электронный ресурс]. URL: http://koblt.customs.ru (дата обращения: 24.05.2021).
3. Попова Е.С., Матвеева О П. Развитие таможенного декларирования товаров в электронной форме // Научный журнал «Дискурс». 2020. № 3 (5). С. 130-133.
4. Приказ ФТС России от 01.11.2013 N 2081 (ред. от 09.10.2015) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // СПС «КонсультантПлюс».
Ф^РУ м
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
5. Приказ ФТС России от 17.09.2013 N 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» // СПС «КонсультантПлю с».
6. Приказ ФТС РФ от 22.04.2011 N 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2011 N 20823) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (ред. от 21.05.2019) «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Цифровая среда деятельности таможенных органов. М., 2019. 127 с.
9. Яковлева Е.Ю. Преимущества электронного декларирования и возможность их использования в условиях // Молодой ученый. 2021. №13.1. С. 57-59.