Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article -2.2.3 .html
Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС
Аракчеева М.В.,
arakcheeva1998@yandex. т
Московский финансово-юридический университет Калининградский филиал (г. Калининград, Россия)
УДК 341.17
Аннотация. Цель работы - данная статья посвящается порядку и особенностям перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров и транспортных средств. Методы и объекты исследования: Рассматривалась обязанность соблюдения принципов перемещения товаров и транспортных средств через границу. Одной из важных задач таможенных органов является таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров и транспортных средств. Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через границу Евразийского экономического союза. Результаты: Разработаны предложения по совершенствованию перемещения товаров и транспортных средств через границу РФ и ЕАЭС. Выводы: Статья интересна для специалистов в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, а также кому интересны вопросы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Ключевые слова: товары, транспортные средства, ЕАЭС, таможенные операции, перемещение товаров, перемещение транспортных средств, перемещение через границу.
Procedure for the movement of goods and vehicles across the customs border of the EAEU
Arakcheeva M.V.,
arakcheeva1998@yandex.ru
Moscow University of Finance and Law - Kaliningrad Branch
(Kaliningrad, Russia) UDC 341.17
Annotation. Purpose of the article is This article is devoted to the procedure and features of the movement of goods and vehicles across the customs border of the Eurasian Economic Union. Methods and objects of the research are The obligation to comply with the principles of the movement of goods and vehicles across the border was considered. One of the important tasks of the customs authorities is customs control over the movement of goods and vehicles across the customs border of the Eurasian Economic Union. The procedure and conditions for the movement of goods and vehicles across the border of the Eurasian Economic Union. Results: Proposals have been developed to improve the movement of goods and vehicles across the border of the Russian Federation and the EAEU. Conclusions: The article is interesting for specialists in the field of foreign economic activity and customs affairs, as well as for those who are interested in the movement of goods and vehicles across the customs border of the EAEU.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 19 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -2.2.3 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Keywords: goods, vehicles, EAEU, customs operations, movement of goods, movement of vehicles, movement across the border.
Введение
Произошедшие в последнее время изменения в экономике, политике и социуме РФ, в условиях экономического кризиса и в связи с эпидемической ситуацией в стране, происходит увеличение контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границу таможни. Лица постоянно приобретают товары и транспортные средства в других странах, за последнее время шло увеличение покупок, которые происходили в т.ч. и для личного пользования.
Особую роль в упорядочении процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС играют правовое регулирование и принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основная часть
Научный интерес представляют изучение основных тенденций движения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, теоретические и правовые основы таможенного регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также разработка направлений по их совершенствованию.
Целью исследования является порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через границу ЕАЭС, соответствие принципам осуществления таможенных операций.
Перемещение через таможенную границу товаров может осуществляться всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Под перемещением понимают действия по импорту товаров или экспорту товаров через таможенную границу любым видом транспорта, порядок по перемещению товаров устанавливают законом ЕАЭС. Для перемещения товаров предусматриваются специально-оборудованные контрольно-пропускные таможенные пункты, а также возможно перемещение в иных таможенных местах. Пункты пропуска обычно оборудованы в аэропортах, речных и морских портах, железнодорожных и автобусных станциях.
Переход товаров через таможенную границу контролируют таможенные органы, которые предотвращают товарный ввоз, который опасен для граждан страны, таких, как контрафакция и контрабанда, а также контроля и предотвращения вывоза через границу запрещенных товаров. Важным этапом движения товаров является таможенное декларирование, для которого нужно будет зарегистрироваться на таможне и собрать все необходимые документы [11].
Перемещение через таможенную территорию транспортных средств может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами, а также ИП. Транспортные средства включают автомобили, корабли и самолеты, в то время как транспортные средства, как и любой другой продукт, подлежат таможенному декларированию. Если транспортное средство не используются в качестве транспортных международных средств, то с точки зрения таможенных правил, они считаются товарами, проходящими через таможенную границу. Транспортные средства, временно ввозимые из международных перевозок, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Существуют разные способы перемещения транспортных средств через таможенную границу:
- «своим ходом», когда владелец или водитель управляет транспортным средством;
- транспортер в автомобиле или в кузове грузовика;
-железнодорожный на платформе или вагоне;
- морским транспортом;
- воздушным транспортом.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 20 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -2.2.3 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Все участники ЕАЭС, осуществляя импорт и экспорт транспортного средства, должны помнить о необходимости таможенного декларирования -важном этапе перемещения транспортного средства через таможенную границу. Так как автомобили являются подакцизными товарами, то они выдаются на акцизных специальных таможенных постах, которые расположены по месту регистрации самого владельца транспортного средства. При этом, при ввозе автомобилей в Россию таможня должна будет предоставить необходимые документы, в т.ч. подключение транспортного средства к системе ГЛОНАСС и оплатить таможенные сборы. Решением Совета ЕЭС от 20.12.2017 № 107 устанавливается единая ставка налога в зависимости от возраста автомобиля, его стоимости и объема двигателя [2]. Акциз не уплачивается физическими лицами. Размер таможенных пошлин при таможенном оформлении автомобилей физическим лицом значительно меньше, чем юридическим лицом.
Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств должны быть известны всем участникам ВЭД. Главной особенностью является необходимость таможенного декларирования всех перемещаемых товаров. При этом для продуктов, подлежащих сертификации, необходимо оформить соответствующие документы:
- для продуктов растительного происхождения требуется фитосертификат;
- для продуктов животноводства необходим ветеринарный сертификат;
- декларация о соответствии или сертификат соответствия;
- другие документы.
Физические лица не могут перемещать товары, которые предназначены для коммерческого использования. Необходимо знать об ограничениях и запретах, которые могут быть связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. При опыте и познаниях особенностей перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, движение не представляет никаких трудностей. В обратном случае, лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать задержек на таможне и не нужных затрат, которые могут быть связаны с допущенными ошибками [2].
Незаконное перемещение через таможенную границу является нарушением установленного законом порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Данное нарушение карается законом в соответствии со статьей 16.1 КоАП РФ и влечет за собой штраф для участников внешнеэкономической деятельности [1]. Во-первых, подчеркивается недопустимость передвижения товаров и транспортных средств в местах, по закону не предназначенных для осуществления операций. За такое нарушение может быть наложен штраф в размере трехкратной стоимости товара, а также конфискация товара. Наказание ждет как ИП, так и юридических лиц, а также физических лиц, а также должностных лиц. Такое же наказание ждет нарушителей за попытку провоза товаров тайно, используя тайники или другие уловки, например, товары прикрытия. Требования к имуществу, перемещенному физическими лицами, указаны в решении Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 [2]. Хотя наиболее распространенным видом наказания является штраф, но, если стоимость незаконно перемещенного товара или транспортного средства дороже 250000 руб. или если товар находится в списке 2 ч. ст. 188 УК РФ, нарушитель подлежит уголовному наказанию за контрабанду [5].
Физлицам важно помнить, что есть товары, которые обязательно должны быть указаны в декларации при пересечении границы: культурные ценности, редкие растения или животные, транспортные средства, государственные награды, оружие, медикаменты, содержащие сильнодействующие вещества или наркотики.
Порядок осуществления таможенных операций в отношении ввозимых или вывозимых товаров осуществляется с помощью конкретных действий как всеми заинтересованными лицами, так и таможенными органами.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 21 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -2.2.3 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Поэтому комиссия по таможенным операциям должна соблюдать принципы, определяющие снижение налогов, как на таможенной территории ЕАЭС, так и на территории РФ, а именно: законность, оперативность, уважение прав и законных интересов физических лиц, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС и границу РФ [6, с. 176].
Общие правовые аспекты, касающиеся значения таможенных операций в таможенном регулировании:
Во-первых, комиссия по таможенным операциям является обязательным условием ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС и территорию РФ и вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС и территории РФ, то есть без проведения таможенных операций невозможно законное перемещение товаров через таможенную границу ЕА ЭС и РФ.
Во-вторых, товары приобретают разные правовые статусы для таможенных целей.
В-третьих, в ходе именно таможенных операций достигают основные цели таможенного регулирования в ЕАЭС и цели таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС.
Считается целесообразным, чтобы информация о правилах перемещения через таможенную границу товаров предоставлялась для изъятия или за границу другими способами, кроме размещения нормативных документов, специально установленных информационных стендов, например, посредством автоматизированной рассылки сообщений по инструментам мобильной связи (поскольку растут возможности и частота использования этих средств).
Следующее направление улучшения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами, должно быть выражено в разработке приказа ФТС России, который регламентировал бы условия, порядок, критерии осуществления таможенного контроля таможенным органом в отношении перемещаемых товаров. Такой порядок позволит установить основные параметры осуществления мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования, что снизит субъективность принятия решений о масштабах и глубине таможенного контроля должностными лицами таможни.
Следует добиваться улучшения перемещения через таможенную границу ЕАЭС багажа в сопровождении физических лиц является обеспечение возможности для этих лиц подать таможенную декларацию пассажиров в виде электронного документа. Это направление должно быть реализовано путем решения таких задач, как: разработка нормативной базы и корректировка существующих документов; создание мобильного приложения, работающего на разных платформах, используемых в современных мобильных устройствах; разработка, создание и установка специализированных терминалов на пунктах пересечения таможенной границы ЕАЭС; обеспечение надежных каналов связи WI-FI на пунктах пересечения таможенной границы ЕАЭС и создание возможности бесплатного подключения к интернету [8, с. 400].
Заключение
Таким образом, импорт и экспорт товаров и транспортных средств должны сопровождаться определенными таможенными операциями. В то же время таможенные операции охватывают широкий спектр разных мероприятий, осуществляемых таможенными должностными лицами и заинтересованными сторонами, связанными с импортом и экспортом товаров и транспортных средств.
Осуществление на практике улучшения порядка перемещения товаров и транспортных средств в таможенной деятельности, обеспечивает наличие возможностей для физических лиц, им создают благоприятные условия для перемещения грузов через таможенную границу ЕАЭС и РФ для личного пользования, а также условия будут распространятся и на таможенные органы, которые отражаются на эффективности результатов работы.
Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article -2.2.3 .html
Библиографический список
1. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СПС Консультант плюс.
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 01.11.2018 № 91, от 28.05.2019 № 53, с изм. внесенными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47 (в ред. 11.09.2020).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант плюс.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 30.12.2020) // СПС Консультант плюс.
5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164 - ФЗ (ред. от. 28.11.2018) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». // СПС «Консультант Плюс».
6. Вагин В.Д. Правовые аспекты совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС // Вестник Псковского государственного университета. 2016. № 4. С. 176-179.
7. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации - 6-е изд., перераб. и доп./ Под ред. АН. Козырина. М.: Норма-М, 2018. 1088 с.
8. Мешечкина Р.П., Антонов А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-2. С. 397-401. - URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39944 (дата обращения: 04.03.2021).
9. Нечаева Е.О., Паулов П.А. Применение системы двойного коридора при таможенном декларировании // Российская наука в современном мире: Сборник статей XII международной научно-практической конференции. М.: Актуальность РФ, 2017. С. 353-354.
10. Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 556 с.
11. Перемещение через таможенную границу грузов и товаров участниками ВЭД. https://ucsol.ru/information/peremeshchenie-cherez-tamozhennuyu-granitsu-gruzov-i-tovarov-uchastnikami - ved.