УДК 339.5
Капранов Александр Владимирович, доцент кафедры логистики и маркетинга ФГБОУВО «ВГУВТ», e-mail: [email protected]
Коршунов Дмитрий Александрович, к.э.н., доцент кафедры логистики и маркетинга ФГБОУ ВО «ВГУВТ», e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»)
603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.
АНАЛИЗ УРОВНЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВЭД ПРИ ВНЕДРЕНИИ РАСПРЕДЕЛЁННОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Ключевые слова: таможня, взаимодействие, таможенный контроль, электронное декларирование.
Статья основана на изучении многолетней практики таможенного оформления внешнеторговых поставок товаров с учетом действующих правил таможенного контроля. Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с таможенными органами все больше приобретает формальный характер, а возможности прямого эффективного взаимодействия сокращаются. Это влечет значительные задержки поставок, теряется много времени на понимание ошибок при оформлении поставки в электронном виде. Авторами анализируются существующие проблемы и предложены пути их решения на основе совершенствования информационных технологий взаимодействия таможни и участника ВЭД. В частности, выделяются три основных тезиса по развитию системы таможенного контроля, направленные на сокращение сроков выпуска товаров, применение автоматических механизмов проверки таможенных деклараций и совершенствование информационных технологий с целью повышения уровня и эффективности взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Введение
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Планом мероприятий («дорожной картой») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год, утверждённым приказом Минфина России от 9 января 2018 г. № 2, в Российской Федерации проводятся работы по созданию единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования (далее - ЦЭД).
Создание электронных таможен со специализированными постами таможенного контроля электронных документов - центров электронного декларирования, нацелено на тестирование и отладку новой технологии разделённого контроля: документального и фактического. Фактический контроль предполагается проводить в таможенных органах, максимально приближенных к декларантам - для удобства проведения таможенных операций с товарами, а документальный контроль в течение 2019-20 годов будет сосредоточен в 16 центрах таможенного декларирования, вместо действовавших в 2018 году 672 мест декларирования.
Электронные таможни с октября 2018 года созданы в трёх регионах: Приволжском, Северо-Кавказском и Уральском. К существующим ЦЭД добавился Калининградский ЦЭД центрального подчинения и ЦЭД Московской областной таможни; таким образом, в Российской федерации действуют 32 ЦЭД, использующие экспериментальные технологии таможенного контроля, предложенные к эксперименту ещё в 2011 году.
Как показывает практика и отмечают специалисты, за 8 лет эксперимента информационные технологии и условия работы изменились, обозначились узкие и проблемные места, требующие скорейшего разрешения [4,7,8,10].
Основная проблематика исследования и направления совершенствования системы таможенного контроля
Для подавляющего большинства участников ВЭД за время действия электронного декларирования подача электронной декларации в ЦЭД стала ежедневной практикой (рис. 1) [19]. Однако в текущем процессе внедрения новых технологий таможенного контроля при взаимодействии по электронным каналам связи с должностными лицами таможенных органов проявилась существенная коммуникационная проблема.
Форма декларирования Таможня Итого
Бумажная Электронная
Астраханская* 6 25192 25198
Краснодарская 26966 26966
Миллеровская 4812 4812
Новороссийская 41670 41670
Ростовская 45142 45142
Сочинская 1223 1223
Таганрогская 14694 14694
Общий итог 6 159699 159705
Доля ЭД в общем объеме декларирования 99,996%
* ДТ № 10311030/030419/0000001, 10311030/030619/0000002, 10311030/100619/0000003, 10311030/210619/0000004, 10311030/250619/0000005, 10311030/250619/0000006 в соответствии с постановлением Правительства от 13.12.2013 № 1154.
Рис. 1. Статистические данные о количестве деклараций на товары, поданных в электронной форме в Южном Таможенном Управлении (январь-июнь 2019 г.)
В частности, таможенные законодательства ЕАЭС и России регламентируют порядок информационного обмена при таможенном декларировании в общих чертах [5,6,9]. При этом действующей технологии обмена информацией, необходимой для принятия решения в случаях, отличных от электронного обмена сведениями при декларировании, нет. Федеральным законом о таможенном регулировании [1] предусмотрено обеспечение реализации задач в области таможенного дела Минфином России и ФТС России. Эти ведомства должны обеспечивать функционирование механизма взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД. Для успешной реализации задач всеми участниками таможенных правоотношений нужна единая цель - сокращение сроков выпуска - как результат эффективного взаимодействия. Такой результат выгоден участникам ВЭД как с точки зрения коммерческой эффективности, так и сокращения логистических издержек при доставке экспортно-импортных товаров.
Сегодня делается всё возможное, чтобы исключить контакт таможенников с декларантами и их таможенными представителями по средством системы электронного декларирования [3]. Если заполнить таможенную декларацию без ошибок, то разработанный таможенниками алгоритм её проверки выдаст автоматическую регистрацию декларации и сделает возможным автоматический выпуск товара. Автоматическая регистрация и автоматический выпуск означают, что решение таможенного органа
принимается программным комплексом без участия таможенного инспектора. Всё взаимодействие сведено к минимуму, и желаемый обеими сторонами результат достигается автоматически. Таких случаев в практике таможенного контроля становится больше. Анализ и статистика отказов позволяют декларанту находить потенциальную возможность безошибочного ввода информации в таможенную декларацию. Если декларант пользуется коммерческим программным продуктом для таможенного декларирования и обмена электронными сведениями с таможенным органом, то в рамках доработки программного продукта можно запросить от разработчика программного продукта внедрение таможенных алгоритмов проверки на стадии подготовки таможенной декларации перед её подачей в таможенный орган. Федеральной таможенной службой России поддерживаются для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами личный кабинет участника ВЭД и портал электронного представления сведений, в которые также необходимо включить возможность использования алгоритмов, позволяющих пройти автоматическую регистрацию таможенной декларации.
Таким образом можно сделать вывод, что применение декларантом автоматических алгоритмов проверки до подачи таможенной декларации существенно увеличит количество «автовыпускаемых» таможенных деклараций.
Такой автоматический выпуск таможенной декларации может служить оценкой качества взаимодействия таможенников и участников ВЭД. Все стороны заинтересованы в развитии этого механизма и в совершенствовании алгоритмов таможенного контроля, приводящих к быстрым и качественным решениям по выпуску товаров.
В тоже время, при ввозе товаров из-за рубежа у таможенников существует возможность начать документальный контроль до прибытия товаров в место доставки товаров. Частично реализована такая возможность при подаче декларации до ввоза товара на таможенную территорию или до его доставки в место доставки. В этом случае для ускорения выпуска товаров и оптимизации затрат декларанта сведения для предварительного таможенного декларирования используются для предварительного информирования о ввозе и для декларирования транзита товаров от границы до места фактического контроля. Для последующего автоматического выпуска декларанту необходимо иметь возможность отслеживать действия таможенников по контролю сведений, передаваемых в таможенные органы на указанных стадиях проведения таможенных операций. Рассмотрим подробнее, как происходит такое информационное взаимодействие. Декларант подаёт предварительную таможенную декларацию и таможенный орган после её регистрации начинает электронный контроль. Из сведений, подготовленных для предварительной декларации, декларант создаёт уведомления для предварительного информирования, отправляет его на границу как уведомление о прибытии товара. После прибытия на таможенную территорию транспорта с товаром, декларируется таможенный транзит до ближайшего к декларанту таможенного поста, и товар следует к нему с целью автоматического выпуска. За это время, как правило, электронный контроль заканчивается, но как только декларант подтверждает прибытие товарной партии в место доставки, к нему начинают приходить новые запросы от таможенного органа, несмотря на то, что после проверки предварительной декларации на мониторе декларанта отображается статус: проверка ДТ завершена. Получая по предварительной декларации сообщение на монитор о завершении проверки, декларант должен иметь точную информацию о решении таможенного органа: товар будет автоматически выпущен при подтверждении заявленных сведений из таможенного орган в месте доставки или проверка продолжится, так как у таможенного органа уже есть основания запросить документы и сведения, не представленные при декларировании. В практике работы с предварительными таможенными декларациями нет единства среди таможенных органов. Поэтому в разных ЦЭДах можно встретить разнообразные способы держать участника ВЭД в неведении о проводимых с декларацией действиях.
Неопределённость данного порядка использования таможенниками сведений из предварительной декларации не позволяет в полной мере осуществить автоматизацию применения форм таможенного контроля и мер, его обеспечивающих, до прибытия товаров в места доставки. В связи с чем, по мнению авторов, необходима доработка информационной технологии таможенных органов с целью полного таможенного контроля предварительной декларации, предварительной информации, таможенного транзита для автоматического выпуска товара после его прибытия в место доставки.
По действующим правилам таможенного оформления в случаях, когда автоматический выпуск товара электронной таможней не применён, нормативный срок выпуска составляет 4 часа. По прошествии этого срока декларант должен получать от таможенного органа информационное сообщение о действиях с таможенной декларацией или товаром, чтобы иметь возможность, например, предоставить дополнительно запрошенные документы незамедлительно и ожидать выпуска товаров в течение следующего рабочего дня. Для этого в технологию информационного взаимодействия таможенных органов и декларанта необходимо внести изменения с целью автоматического отслеживания принятых решений после истечения 4-х часового срока выпуска.
Федеральным законом о таможенном регулировании установлено право обращения в таможенный орган заинтересованного лица с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения (ст. 265, п. 3). Электронный контроль документов и сведений, указанных в таможенной декларации, не предусматривает реализацию установленных законом прав. За несколько месяцев практики взаимодействия с ЦЭД, при отсутствии контакта участника ВЭД и таможенного инспектора обозначилась существенная проблема: отсутствие механизма прослеживания таможенных операций в электронном документообороте, который бы позволил участнику ВЭД понимать, что происходит с его таможенной декларацией. Сейчас взаимодействие реализовано таким образом, что инспектор, принимающий решение по таможенной декларации, не может информировать декларанта о действия таможенного органа. Например, из нескольких товаров, указанных в таможенной декларации, дополнительная проверка проводится лишь по одному, но инспектор не имеет технической возможности в это время принять решение о выпуске всех остальных товаров, по которым не возникают дополнительные вопросы, хотя законодательством такой частичный выпуск допускается. А если у должностного лица таможенного органа и имеется такая возможность, то она не реализуется, так как неподконтрольна декларанту.
Разрешить эту проблему можно, если внести изменение в технологию информационного обмена таможенного органа и декларанта (или его таможенного представителя) через программные средства таможенного декларирования, через личный кабинет участника ВЭД, и/или через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) для иных заинтересованных лиц, например, перевозчика.
Эти же изменения в технологию позволят разрешить и другие проблемные случаи взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД.
Как пример такого случая рассмотрим начатую до выпуска дополнительную проверку по классификации товаров. В рамках контроля таможенной декларации для выпуска товаров могут быть применены меры обеспечения в соответствии со статьёй 121 ТК ЕАЭС [2]. Срок проведения дополнительной проверки регламентирован статьёй 325 ТК ЕАЭС и зависит от субъективного мнения о достаточности или недостаточности сведений для подтверждения заявленных в таможенной декларации данных. При этом информирование декларанта о принятом таможенным органом решении должно быть проведено в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, если до выпуска товаров запрошенные документы и сведения не представлены в ЦЭД. В этот срок, при необходимости уточнения
сведений, может быть сделан повторный запрос декларанту о предоставлении документов или пояснений по представленной информации. Исполнение повторного запроса декларантом происходит в течение 10 дней, на это время приостанавливается срок принятия таможенным органом решения по дополнительной проверке.
Срок документальной проверки не может превышать срока временного хранения, то есть 4-х месяцев, если со сроком проверки связан срок выпуска товаров. Если товар уже выпущен, а дополнительная проверка продолжается после предоставления запрошенных документов и сведений уже после выпуска товаров, то срок проведения дополнительно проверки максимально может достигать 100 календарных дней (срок предоставления всех запрошенных документов от 0 до 60 дней, 60 + 30 + 10 = до 100 дн.).
Из приведённых положений законодательства следует, что для проведения таможенным органом проверочных мероприятий отводится значительный промежуток времени. Но проверка может закончиться достаточно быстро, и декларанту необходимо быть осведомлённым, что происходит с предоставленными им документами и сведениями. Технология информационного обмена не предполагает такого информирования, хотя в системе таможенных органов прохождение информации отслеживается, и простое отражение хода проверки позволит снять негативные последствия «закрытости» необходимой декларанту информации. Стандартными программными средствами таможенного декларирования не предусмотрено информационного взаимодействие с таможенным органом по вопросам прохождения проверки. Тем самым создаются потенциальные условия бесконтрольного затягивания сроков проверки.
В таможенном законодательстве заложены нормы персонализации выносимых решений, например, в пункте 7 статьи 119 ТК ЕАЭС[2]: «В случае если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в срок, установленный пунктом 6 настоящей статьи, и выпуск товаров в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 121 настоящего Кодекса, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, на срок проведения такой проверки».
В то же время в информационной системе, применяемой при таможенном декларировании, все документы направляются за электронной подписью одного должностного лица, а именно - инспектора, проводящего проверку таможенной декларации.
Между тем мировой и, в первую очередь, европейский опыт [12-19] свидетельствуют о возможности построения рационального взаимодействия международных поставщиков и государственных таможенных органов при широком применении продуманных технологических решений в сфере электронного декларирования.
Основные теоретические выводы
Таким образом, эффективное информационное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД возможно посредством реализации на практике следующих предложений:
1) Для обеспечения сокращения срока выпуска товаров, сокращения издержек на таможенный контроль необходимо персонифицировать и информационно сопровождать действия таможенного органа и его должностных лиц с таможенной декларацией, документами и сведениями, представленными декларантом, а также изменить технологию информационного взаимодействия таможенного органа и участника ВЭД.
2) Применение декларантом автоматических алгоритмов проверки до подачи таможенной декларации существенно увеличит количество «автовыпускаемых» таможенных деклараций.
3) Необходима доработка информационной технологии таможенных органов с целью полного таможенного контроля предварительной декларации, предварительной
информации, таможенного транзита для автоматического выпуска товара после его прибытия в место доставки.
Любое изменение технологии таможенного контроля влечёт за собой настройку информационных систем и технологических цепочек взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами. В практике отработки методики и предлагаемых процессов взаимодействия применяются различные формы построения моделей, например, имитационное моделирование. Для исключения ошибочных решений необходимо будет разработать детальную схему бизнес-процессов, отражающую все этапы и узловые точки прохождения участником ВЭД контрольных процедур в пограничных пунктах пропуска при прибытии транспорта в место доставки товаров и контроля после выпуска товаров. Анализ результатов такого моделирования позволит найти оптимальные схемы информационного взаимодействия и избежать необоснованных издержек участников ВЭД при изменении технологий таможенного контроля, разделённого на электронный и фактический.
Список литературы:
[1] Федеральный закон № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
[2] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору от 11 апреля 2017 года о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215314/
[3] Капранов А.В., Коршунов Д.А.Актуальные проблемы и пути их решения в таможенной сфере. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2018. № 57. С. 113-119.
[4] Красикова С.Б., Маслаков Ф.Е., Матвеева Н.В. Сущность и проблематика внедренияэлектрон-ного декларирования. Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. - С. 29-35.
[5] Кудрявцева М.М.; Иванова Н.Г. Межведомственное электронноевзаимодействие в таможенной сфере России. Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. - С.40-49.
[6] Кузьмичева Р.А., Лебедева А.Ю.; Куроптев Н.Б. Анализ хода реализации стратегииразвития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. - С. 54-63.
[7] Лавринович А.А.; Краснова А.И. Информационно-техническоеобеспечение выпуска товаров. Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. - С. 75-82.
[8] Лебедева А.А.; Краснова А.И. Таможенное декларирование товаров:проблемы и способы их решения. Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2017. - С. 75-82.
[9] Молчанов Е.А.; Лузина Т.В. Анализ взаимодействия ФТСс бизнес-структурами. Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-
практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2017. -С. 174-181.
[10] Никишова А.С.; Прохорова Е.Е.; Матвеева Н.В. Развитие электронного декларированияв Российской Федерации:проблемы и пути совершенствования. Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. - С. 219-227.
[11] Статистические данные о количестве деклараций на товары, поданных в электронной форме в Южном Таможенном Управлении (январь-июнь 2019 г.). Режим доступа: http://old.yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=32906: -2019-&catid= 108:2010-12-23-05-51-23&Itemid=96
[12] Mr. Weidong Wang. New technologies for customs.June 2018. Режим доступа: http://rta.customs. ru/nrta/attachments/4290_S4WeidongWANG.pdf
[13] Simplifications - Title V UCC. Guidance for MSs and Trade. Режим доступа: https://ec.europa.eu/ taxation_customs/sites/taxation/files/docs/body/guidance_simplifications_en.pdf
[14] Regulations Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council of 9 October 2013laying down the Union Customs Code (recast) the European Parliament and the council of the European Union. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/ ?uri=CELEX:32013R0952&qid=1461339170453&from=EN
[15] Regulations Commission delegated regulation (EU) 2015/2446of 28 July 2015supplementing Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council as regards detailed rules concerning certain provisions of the Union Customs Code. Режимдоступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R2446&qid=1461339282249&from=EN
[16] Commission Implementing Regulation (EU) 2015/2447of 24 November 2015laying down detailed rules for implementing certain provisions of Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council laying down the Union Customs Code. Режим доступа:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R2447&qid=1461339810688 &from=EN
[17] Regulations Commission Delegated Regulation (EU) 2016/341 of 17 December 2015 supplementing Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council as regards transitional rules for certain provisions of the Union Customs Code https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32016R0341&qid=1461339911106&from=EN
[18] Convention on the simplification of formalities in trade in goods. Режим доступа: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/resources/documents/customs/procedural_as pects/general/sad/convention_simplification_formalities_en.pdf
[19] Eucdm Guidance Document. Режим доступа: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/ taxa-tion/files/eucdm_guidance_document_en.pdf
THE ANALYSIS OF THE INTERACTION LEVEL BETWEEN THE CUSTOMS AUTHORITIES AND THE FOERIGN TRADE ACTIVITY PARTICIPANTS IN THE DISTRIBUTED CUSTOMS CONTROL IMPLIMENTATION AND ITS IMPROVEMENT RECOMMENDATIONS
Kapranov Alexander V., associate Professor of Departmentof logistics and marketing, Volga State University of Water Transport,
Korshunov Dmitry A., Candidate of Engineering Sciences, associate Professor of Department of logistics and marketing, Volga State University of Water Transport 5, Nesterov, Nizhny Novgorod, 603951
Keywords: customs, interaction, customs control, electronic Declaration.
The article is based on the long-term practice of foreign trade goods supplies customs clearance study considering the customs control existing rules.The interaction between foreign economic activity participants and customs authorities is becoming more formal and opportunities
for direct effective interaction are reduced. This entails significant delays in deliveries, a lot of time is lost to understand the errors in the design of delivery in electronic form. The authors analyse the existing problems and offer ways to solve the problem on the basis of improving information technologies concerning the interation between customs and foreign trade partic-ipants.In particular, there are three main theses on the development of the customs control system aimed at reducing the goods release, the use of automatic mechanisms for checking customs declarations and improving information technology, to improve the interaction level and efficiency between all the interested parties.
References:
[1] Federal'nyj zakon № 289-FZ ot 3 avgusta 2018 goda «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federaciii o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
[2] Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (Prilozhenie № 1 k Dogovoruot 11 aprelya 2017 goda o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza). Rezhimdostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215314/
[3] Kapranov A.V., Korshunov D.A. Aktual'nye problemy i putiihresheniya v tamozhennoj sfere. Vest-nik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2018. № 57. S. 113-119.
[4] Krasikova S.B., Maslakov F.E., Matveeva N.V. Sushchnost' i problematika vnedreniya elektronnogo deklarirovaniya. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhe ekonomicheskih interesov Rossijskoj Federacii. Vzglyad molodyh liderov: sbornik materialov Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 9-h tt. tom II / Pod ob-shch. red. professora S.N. Gamidullaeva. SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2017. - S.29-35.
[5] Kudryavceva M.M.; Ivanova N.G. Mezhvedomstvennoe elektronnoe vzaimodejstvie v tamozhennoj sfere Rossii. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhe ekonomich-eskih interesov Rossijskoj Federacii. Vzglyad molodyh liderov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 9-h tt. tom II / Pod obshch. red. professora S.N. Gamidullaeva. SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2017. - S.40-49.
[6] Kuz'micheva R.A., Lebedeva A.YU.; Kuroptev N.B. Analiz hoda realizacii strategii razvitiya tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhee konomicheskih interesov Rossijskoj Federacii. Vzglyad molodyh liderov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 9-h tt. tom II / Pod obshch. red. professora S.N. Gamidullaeva. SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2017. - S.54-63.
[7] Lavrinovich A.A.; Krasnova A.I. Informacionno-tekhnicheskoe obespechenie vypuska tovarov. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie nastrazhe ekonomicheskih interesov Rossijskoj Federacii. Vzglyad molodyh liderov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 9-h tt. tom II / Pod obshch. red. professora S.N. Gamidullaeva. SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2017. - S.75-82.
[8] Lebedeva A.A.; Krasnova A.I. Tamozhennoe deklarirovanie tovarov: problemy i sposoby ih resh-eniya. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhe ekonomicheskih interesov Rossijskoj Federacii. Vzglyad molodyh liderov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 9-h tt. tom II / Pod obshch. red. professora S.N. Gamidullaeva. SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2017. - S.75-82.
[9] Molchanov E.A.; Luzina T.V. Analiz vzaimodejstviya FTS s biznes-strukturami. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhe ekonomicheskih interesov Rossijskoj Federacii. Vzglyad molodyh liderov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 9-h tt. tom II / Pod obshch. red. professora S.N. Gamidullaeva. SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2017. - S.174-181.
[10] Nikishova A.S.; Prohorova E.E.; Matveeva N.V. Razvitie elektronnogo deklarirovaniya v Rossijskoj Federacii: problemy i puti sovershenstvovaniya. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhe ekonomicheskih interesov Rossijskoj Federacii. Vzglyad molodyh liderov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 9-h tt. tom II / Pod obshch. red. professora S.N. Gamidullaeva. SPb.: Sankt-Peterburgskij imeni V.B.Bobkova filial RTA, 2017. - S.219-227.
[11] Statisticheskie dannye o kolichestve deklaracijnatovary, podannyh v elektronnoj forme v Yuzhnom Tamozhennom Upravlenii (yanvar'-iyun' 2019 g.). Rezhim dostupa: http://old.yutu.customs.ru /in-dex.php?option=com_content&view=article&id=32906:-2019-&catid= 108: 2010-12-23-05-51-23&Itemid=96
[12] Mr. Weidong Wang. New technologies for customs. June 2018. Rezhim dostupa: http://rta.customs.ru /nrta/attachments/4290_S4WeidongWANG.pdf
[13] SIMPLIFICATIONS - Title V UCC. Guidance for MSs and Trade. Rezhim dostupa: https://ec.eu-ropa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/docs/body/guidance_simplifications_en.pdf
[14] Regulations regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the council of 9 October 2013 laying down the Union Customs Code(recast) the European Parliament And The Council Of The European Union. Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX : 32013R0952&qid= 1461339170453&from=EN
[15] Regulations Commission Delegated Regulation (EU) 2015/2446 of 28 July 2015 supplementing Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council as regards detailed rules concerning certain provisions of the Union Customs Code. Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/le-gal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R2446&qid=1461339282249&from =EN
[16] Commission Implementing Regulation (EU) 2015/2447 of 24 November 2015 laying down detailed rules for implementing certain provisions of Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council laying down the Union Customs Code. Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/le-gal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015R2447&qid=1461339810688& from=EN
[17] Regulations Commission Delegated Regulation (EU) 2016/341 of 17 December 2015 supplementing Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council as regards transitional rules for certain provisions of the Union Customs Code https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32016R0341 &qid= 1461339911106&from=EN
[18] CONVENTION on the simplification of formalities in trade in goods. Rezhimdostupa: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/resources/documents/customs/procedural_as-pects/general/sad/convention_simplification_formalities_en.pdf
[19] Eucdm Guidance Document. Rezhimdostupa: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/ taxa-tion/files/eucdm_guidance_document_en.pdf
Статья поступила в редакцию 30.10.2019 г.