Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ И ТАМОЖЕН ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: ТИПОВАЯ СХЕМА И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ И ТАМОЖЕН ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: ТИПОВАЯ СХЕМА И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3124
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТЫ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куроптев Н.Б., Лесниченко А.С.

В статье рассмотрен вопрос организации взаимодействия структурных подразделений электронной таможни и таможен фактического контроля в рамках применения технологии удаленного выпуска товаров. Авторами рассматривается практическая деятельность центра электронного декларирования в части проведения документального контроля деклараций на товары во взаимодействии с постами фактического контроля. Представлена типовая схема такого взаимодействия и основные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERACTION OF STRUCTURAL SUBDIVISIONS OF ELECTRONIC CUSTOMS AND CUSTOMS OF ACTUAL CONTROL: A TYPICAL SCHEME AND MAIN RESULTS

The article deals with the issues of interaction between structural subdivisions of the electronic customs and actual control customs within the framework of the application of the technology of remote release of goods. The author examines the practical activities of the CED in terms of documentary control of declarations for goods in conjunction with actual control posts. In the article presented a typical scheme of such interaction and the main results.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ И ТАМОЖЕН ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: ТИПОВАЯ СХЕМА И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 338.242.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ И ТАМОЖЕН ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: ТИПОВАЯ СХЕМА И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Куроптев Н.Б., Лесниченко А.С.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

ORGANIZATION OF INTERACTION OF STRUCTURAL SUBDIVISIONS OF ELECTRONIC CUSTOMS AND CUSTOMS OF ACTUAL CONTROL: A TYPICAL SCHEME AND MAIN RESULTS

Kuroptev N.B., Lesnichenko A.S.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос организации взаимодействия структурных подразделений электронной таможни и таможен фактического контроля в рамках применения технологии удаленного выпуска товаров. Авторами рассматривается практическая деятельность центра электронного декларирования в части проведения документального контроля деклараций на товары во взаимодействии с постами фактического контроля. Представлена типовая схема такого взаимодействия и основные результаты.

Ключевые слова: удаленный выпуск, электронная таможня, центр электронного декларирования, таможенные посты фактического контроля, декларирование.

Abstract

The article deals with the issues of interaction between structural subdivisions of the electronic customs and actual control customs within the framework of the application of the technology of remote release of goods. The author examines the practical activities of the CED in terms of documentary control of declarations for goods in conjunction with actual control posts. In the article presented a typical scheme of such interaction and the main results.

Keywords: remote release, electronic customs, electronic declaration center, customs posts of actual control, declaration.

В рамках завершения процесса реструктуризации системы таможенных органов России, сосредоточении основного декларационного массива в специализированных таможенных органах, в полномочия которых входит работа только с электронными документами - электронных таможнях и центрах электронного декларирования (далее -ЦЭД), а также разграничении функций документального (далее - ЦЭД) и фактического контроля (посты фактического контроля) предлагаем рассмотреть типовую схему и организации взаимодействия структурного подразделения электронной таможни и таможен фактического контроля.

Система региональных электронных таможен, созданная в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года является даль-

нейшим этапом развития системы таможенных органов РФ [2]. Электронные таможни осуществляют работу исключительно с документами в электронной форме, и как вышестоящий таможенный орган обеспечивают руководство деятельностью подчиненных им таможенных постов -центров электронного декларирования [1].

Взаимодействие электронной таможни осуществляется со всеми элементами регионального уровня таможенной системы: региональное таможенное управление, таможни фактического контроля (осуществляют взаимодействие в процессе осуществления своей деятельности), центр электронного декларирования. Типовая схема взаимодействия электронной таможни с

Рис. 1. Типовая схема взаимодействия электронной таможни с ЦЭД и таможнями фактического

контроля

ЦЭД и таможнями фактического контроля представлена на рисунке ниже.

Основой взаимодействия ЦЭД и таможенных постов фактического контроля (далее - ТПФК), в регионе деятельности которого находятся товары, служит применение технологии удаленного выпуска. При этом главное содержание применяемой в процессе взаимодействия технологии заключается в том, что контроль подразделяется на документальный, который осуществляется в электронном виде, проводится посредством ЦЭД и электронной таможни, и осуществляемый за счет таможен и постов фактического контроля фактический контроль, формами которого выступают проведение осмотра, досмотра, проверки документов на бумажных носителях и т.д. Так, например, в определенных случаях в рамках проводимого должностными лицами ЦЭД документального контроля может быть принято решение о необходимости проведения фактического контроля, ответственность за проведение которого будет нести должностные лица поста фактического контроля.

Стоит подчеркнуть, что основные вопросы взаимодействия ЦЭД и ТПФК с теоретической точки зрения регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности

таможенного органа, отличного от места их декларирования»;

- Приказ ФТС России от 01.11.2013 № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования»;

- Письмо ФТС России от 07.10.2019 № 01-11/61649 «О порядке совершения таможенных операций» и т.д.

Основные вопросы организации взаимодействия осуществляется с соблюдением положений указанных нормативных актов.

Ключевым фактором эффективности ЦЭД, наряду с выполнением качественных показателей деятельности таможенных органов, является выработка механизма сочетания технологий, применяемых для автоматической регистрации товарных деклараций, автоматического выпуска товаров и диспетчеризации деклараций на товары в условиях постоянного увеличения объема декларационного массива [3].

Далее предлагаем рассмотреть типовую схему взаимодействия таможенного поста -центра электронного декларирования с таможенными органами фактического контроля с практической точки зрения.

После поступления декларации на товары в ЦЭД со стороны инспектора ЦЭД проводятся определенные действия, связанные с анализом указанных в ДТ сведений, а также с проверкой соблюдения условий с целью определить возможность для

регистрации ДТ (отказа в регистрации). Одновременно с этим по электронным каналам связи во внешний таможенный орган направляется автоматизированное сообщение, содержащее запрос о нахождении товаров в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК) или на складе временного хранения (далее - СВХ).

После получения подтверждающего сообщения о получении запроса внешним таможенным органом формируется ответ на запрос с указанием соответствующей информации. Одновременно с указанным ранее запросом формируется запрос по проверке наличия предыдущих запросов о размещении товаров на СВХ.

Далее в зависимости от полученного ответа на запрос (признака присутствия товаров на СВХ) может быть принято решение об отказе в регистрации ДТ (в том случае если запрашиваемые товары не находятся на СВХ), либо в отношении ДТ допускается дальнейшее проведение форматно-логического контроля (далее - ФЛК), если в отношении ДТ был получен положительный ответ о нахождении товаров на СВХ.

В случае успешного завершения ФЛК происходит присвоение регистрационного номера ДТ. При этом соответствующее сообщение направляется на внешний таможенный орган, содержащее сведения из ДТ и опись документов. Вместе с этим на внешний таможенный орган направляется запрос для проведения сверки документов, который выполняет сопоставление и проверку соответствия сведений, заявленных в ДТ и представленных на внешний таможенный орган документов бумажном носителе. Результаты такой сверки оформляются в виде отчета о результатах сверки документов, который направляется в ЦЭД.

В случае проведения фактического таможенного контроля (при необходимости) в виде досмотра или таможенной экспертизы между таможенными органами осуществляется соответствующий обмен сообщениями (документами, свидетельствующими о его проведении): направление поручения на досмотр и в качестве ответа получение акта таможенного досмотра с приложениями к нему, решением о проведении таможенной экспертизы и в качестве ответа - акта отбора проб (образцов) товаров.

Также между ЦЭД и внешним таможенным органом осуществляется информиро-

вание последнего в случае принятия решения об отзыве, внесении изменений (дополнений) в ДТ.

Еще одним из видов запросов в рамках взаимодействия выступает запрос о предоставлении сканированных документов, сканированием которых занимается пост фактического контроля и впоследствии пересылаемых во внутренний таможенный орган. Стоит акцентировать внимание на том, что помимо сканированных документов должны быть направлены соответствующие комментарии, связанные с расхождением каких-либо сведений в документах, при их наличии.

По результатам проверки ДТ и реализации необходимых форм таможенного контроля со стороны инспектора ЦЭД принимается решение, связанное с выпуском или отказом в выпуске ДТ. На этом проводимые должностным лицом ЦЭД мероприятия заканчиваются, а дальнейшее информирование о принятом решении осуществляется системой в автоматизированном виде.

При этом стоит также обратить внимание на то, что если на любом из перечисленных выше этапов проверки ДТ до непосредственного ее выпуска были обнаружены признаки совершения преступления или административного правонарушения, соответствующее уведомление об этом осуществляется внешним таможенным органом.

Таким образом, ЦЭД и пост фактического контроля осуществляют постоянное взаимодействие между собой на всем процессе обработки декларации на товары, начиная от подачи запроса о нахождении товаров на СВХ (ЗТК) и заканчивая направлением сообщения о выпуске (отказе выпуске) товаров (в автоматизированном режиме).

Представленная нами схема позволила нам систематизировать формы взаимодействия, осуществляемые между ЦЭД и ТПФК, что предусматривает обмен следующей информацией (см. рис. 2):

1. Запросы:

- направление запросов информации о прибытии товаров на СВХ;

- требование о предоставлении сканированных документов;

- запрос на проведение сверки с внешним таможенным органом;

2. Сообщения:

Рис. 2. Виды направляемых запросов (сообщений) и ответов на них

- сообщение о результатах регистрации (отказе в регистрации), выпуска (отказа в выпуске);

- обмен электронными документами (ЭДТ и документами к ЭДТ);

- сообщение о необходимости проведения фактического таможенного контроля (поручение на досмотр товаров);

- обмен документами по результатам фактического таможенного контроля (акт таможенного досмотра, приложения к нему, обмен фотоматериалами);

- обмен документами в случае назначения таможенной экспертизы (решение о назначении таможенной экспертизы, акт отбора проб (образцов);

- информирование в случае отзыва ЭДТ, внесении изменений (дополнений) в ЭДТ;

- обмен сообщениями в случае выявления в результате таможенного контроля признаков преступления или административного правонарушения.

Таким образом, обмен соответствующими запросами (сообщениями) между ЦЭД и ТПФК осуществляется по вышеуказанным направлениям деятельности.

При этом стоит учитывать, что ряд запросов на предоставление определенных сведений осуществляется на основании информации, указанной в конкретных графах

ЭДТ. Так, например, при формировании и направлении запроса по местонахождению товара на СВХ (ЗТК) используются определенные графы ЭДТ, также как и проведение сверки документов осуществляется по определенному перечню сведений (гр. 18, 21, 30, 31, 44 и т.д.)

Далее предлагаем рассмотреть весь процесс регистрации и выпуска декларации на товары посредством программы «АИСТ-М». Особое внимание при этом будет уделяться взаимодействию между ЦЭД и таможенным постом фактического контроля, а именно рассмотрим технологию работы ЦЭД в рамках удаленного выпуска при импорте.

При поступлении ДТ в ЦЭД в зависимости от того, была ли пройдена авторегистрация в отношении ДТ (при соответствии/несоответствии установленным критериям), декларация на товары попадает на один из следующих этапов:

- этап «Очередь на подачу ДТ» (если ДТ не прошла авторегистрацию);

- этап «Очередь ДТ на контроле ФЛК» (если ДТ прошла авторегистрацию).

Кроме этого есть этап ДТ с ошибками на контроле ФЛК. Сюда перемещаются ДТ в

отношении которых есть определенные вопросы, закрытие которых будет осуществлено после их решения соответственно.

При поступлении ДТ на этап «Очередь на подачу ТД» и только после принятия по ней решения возможно присвоение регистрационного номера ДТ для дальнейшего прохождения ФЛК, декларация на товар перемещается на этап «Очередь ДТ на контроле ФЛК». Именно здесь начинается документальный контроль.

После того как декларация взята на обработку инспектором ЦЭД, о чем уведомляется декларант, открывается окно, в котором можно работать с ДТ.

После поступления ДТ в обработку осуществляется запрос электронных документов. Кнопка «ЭД» - где возможен просмотр перечня документов и сообщений в отношении перемещаемых товаров. При этом запрос соответствующих документов в рамках направления запроса осуществляется посредством обращения в электронный архив документов декларанта (далее - ЭАДД), либо запроса необходимых документов непосредственно у декларанта.

Для того, чтобы получить загруженные и размещенные заранее декларантом документов из ЭАДД, либо в рамках направления запроса непосредственно декларанту, необходимо создать новое сообщение на запрос электронных документов. В том случае, когда запрос документов осуществляется системой в графе проставляется надпись «запрашивает: АВТОМАТ».

После получения ДТ инспектор «внутреннего» ТО должен сформировать и отправить запрос во внешний ТО о том, поступили ли во внешний ТО товары, указанные в ДТ. Формирование и отправление запроса о нахождении товаров на СВХ (ЗТК) осуществляется в автоматизированном виде системой во внешний таможенный орган.

Кроме этого, в автоматизированном виде системой направляется запрос информации о наличии ранее поступивших запросов от таможенных органов о размещении товаров на СВХ.

Стоит отметить, что формирование ответных сообщений в отношении помещения товаров на СВХ и наличии предыдущих запросов внешнего таможенного органа также осуществляется в автоматическом режиме.

Но в том случае если со стороны инспектора ЦЭД потребовалось создание соответствующего запроса самостоятельно, то в таком случае через кнопку «ЭД» и сервис

«Удаленный выпуск» необходимо создать запрос информации о прибытии товаров на СВХ внешнего таможенного органа. Сведения, подлежащие указанию в запросе, заполняются автоматически, исходя из заявленных в ДТ данных.

После направления запроса о нахождении товаров и до получения соответствующего ответа на запрос ДТ направляется на этап «ДТ, ожидающие подтверждения». После получения ответа от внешнего таможенного органа, соответствующее сообщение появляется в окне просмотра копий электронных документов в разделе «принятые документы».

По истечении определенного времени, необходимого посту фактического контроля для идентификации товаров, в систему направляется ответ на запрос.

Соответственно в этом сообщении указываются сведения о товаре (его номер по ДТ, описание и код товара по ТН ВЭД ЕАЭС), сведения о транспортных документах (номера и даты документов: железнодорожная накладная, и т.п.). в графе «Признак присутствия товара на СВХ» делается запись «присутствует/отсутствует». В графе примечания могут указываться сведения, необходимые для идентификации товаров, находящихся на временном хранении.

После того, как от внешнего таможенного органа был получен ответ на запрос о прибытии товаров в отношении ДТ может быть принято решение о возможности регистрации ДТ (отказе в регистрации ДТ).

После принятия такого решения на внешний таможенный орган осуществляется отправка во внешний таможенный орган сообщения о необходимости проведения проверки. Стоит отметить, что одной из форм взаимодействия является формирование запроса на сверку документов, по результатам выполнения которой в ЦЭД направляется ответ в виде сообщения - отчет о результатах сверки.

При этом до момента получения результата сверки данных ДТ не может быть выпущена. В отчет о результатах сверки вносятся сведения о результатах сверки документов с ДТ, проведенной таможенным органом фактического контроля. Непосредственно в графах «название атрибута информации» указываются запрашиваемые сведения из граф, в графе «значение декларации» указываются данные, которые были заявлены в ДТ, исходя из факта совпадения

или не совпадения проставляется соответствующее значение («0» или «1»), далее указываются фактические сведения, указанные в транспортных (перевозочных), коммерческих и других документах. Например, случаи проставления значения «1» может ограничиваться не только несовпадением запрашиваемых сведений, но проставляется также в случае, если указанные сведения отсутствуют.

После поступления отчета о сверке данных по ДТ может быть принято окончательное решение, а также появляется возможность оформления документов на проведение досмотра и запроса сканированных документов из внешнего таможенного органа.

На этом этапе допускается проведение фактического таможенного контроля.

В целях организации проведения досмотра инспектор ЦЭД после выбора роли «Досмотр (фактический контроль)» должен создать «Новый шаблон ПД», и внести соответствующие данные.

Стоит заметить, что технология оформления документов на досмотр в рамках удаленного выпуска имеет свои особенности. Если в ЦЭД был сформирован шаблон поручения на досмотр, то выпуск ДТ до получения ответа в виде акта таможенного досмотра из внешнего поста не допускается.

В итоге формируется сообщение о необходимости проведения фактического контроля (поручение на досмотр).

После того как будет проведен таможенный досмотр на таможенном посту фактического контроля досмотровый инспектор должен создать акт таможенного досмотра, к которому прикладывает фотографии объекта досмотра (осмотра), которые направляются в ЦЭД. Данные документы направляются в рамках сообщения «уведомление о проведении таможенного досмотра».

В том случае если возникла необходимость в проведении фактического контроля

в виде назначения таможенной экспертизы, со стороны инспектора ЦЭД формируется «уведомление о проведении таможенной экспертизы» и направляется решение о проведении таможенной экспертизы. Решение о назначении экспертизы имеет типовую форму, которая утверждена Приказом ФТС России. Должностное лицо поста фактического контроля осуществляет отбор проб (образцов) проверяемого товара, составляет акт отбора проб (образцов), которое в рамках взаимодействия направляется в ЦЭД.

По результатам проведения и завершения всех необходимых проверочных мероприятий осуществляется завершение оформления и принятие решения о выпуске ДТ. После закрытия всех ошибок (выявленных в рамках ФЛК) в ДТ заполняются сведения о решении (код решения).

В рамках завершения оформления ДТ, по результатам принятия соответствующего решения о выпуске (отказе в выпуске) во внешний таможенный орган направляется (в автоматизированном режиме) уведомление о принятом решении.

Соответственно в сообщении указываются сведения, содержащие информацию о коде выпуска товаров (например, «10» - выпуск товаров разрешен, «90» - отказ в выпуске товаров и др.), о дате выпуска ДТ (указывается дата и время выпуска), регистрационном номере декларации на товары, присвоенном при регистрации.

На этом этапе все действия с ДТ завершаются, в том числе в рамках взаимодействия ЦЭД и поста фактического контроля.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает активное взаимодействие электронных таможен со всеми элементами регионального уровня таможенной системы.

Список литературы

1. Коптева Л.А., Ворона А.А. Развитие практики электронного декларирования в условиях реализации концепции создания электронных таможен // Зеленый коридор - 2019. - № 2(8) - С. 47-53.

2. Мютте Г.Е., Кондрашова В.А. Проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации //

Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала российской таможенной академии - 2018. - № 4(68) - С. 24-27.

3. Павлова Я.В. Центры электронного декларирования - путь к эффективному таможенному администрированию // Бюллетень инновационных технологи. 2020. № 1(13). С. 44-48.

Поступила в редакцию 21.04.2021

Сведения об авторах:

Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: nkuroptev@yandex.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесниченко Алина Сергеевна - студент Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: lesnichenkoalina@gmail.com.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.