Научная статья на тему 'ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ СЕРВИСА ТАМОЖНИ'

ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ СЕРВИСА ТАМОЖНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ELECTRONIC DECLARATION CENTER / ТЕХНОЛОГИЯ УДАЛЕННОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ / REMOTE RELEASE OF GOODS TECHNOLOGY / ТАМОЖЕННЫЙ СЕРВИС / CUSTOMS SERVICE / ВЛАДИМИРСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ (ЦЭД) / VLADIMIR CUSTOMS POST (EDC) / ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ELECTRONIC DECLARATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Анастасия Владимировна

В статье рассмотрена деятельность центров электронного декларирования как новый этап развития технологии электронного декларирования. Автором проанализирована деятельность центров электронного декларирования Владимирского региона, выявлены проблемы и перспективы их решения в целях совершенствования таможенного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сальникова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC DECLARATION CENTERS AS AN INNOVATION FORM OF CUSTOMS SERVICE DEVELOPMENT

The article discusses the activities of the electronic declaration centers as a new stage in the development of online declaration technology. The author analyzed the activities of the electronic declaration centers of the Vladimir region, and identified the problems and prospects of their development in order to improve the customs service.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ СЕРВИСА ТАМОЖНИ»

А. В. Сальникова

ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ СЕРВИСА ТАМОЖНИ

В статье рассмотрена деятельность центров электронного декларирования как новый этап развития технологии электронного декларирования. Автором проанализирована деятельность центров электронного декларирования Владимирского региона, выявлены проблемы и перспективы их решения в целях совершенствования таможенного сервиса.

Ключевые слова: центр электронного декларирования; технология удаленного выпуска товаров; таможенный сервис; Владимирский таможенный пост (ЦЭД); технология электронного декларирования.

В настоящее время при совершении таможенных операций и таможенного контроля наиболее активно применяются инновационные таможенные технологии, основанные на электронном предоставлении сведений через сеть «Интернет»: предварительное информирование, электронное декларирование, удаленный выпуск товаров. В скором времени будет реализована технология автоматического выпуска товаров (т. е. выпуск товаров без участия должностного лица таможенного органа) [1]. Значительный интерес к инновационным технологиям, позволяющим сократить время, затрачиваемое на совершение таможенных операций и таможенного контроля, а также в ряде случаев упростить таможенный контроль, не снижая его эффективности, проявляют как таможенные органы, так и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Сегодня именно технологии электронного документооборота с использованием сети «Интернет» являются наиболее перспективной формой развития взаимодействия между таможней и участниками ВЭД.

Центр электронного декларирования (ЦЭД) - это, несомненно, прогрессивная инновация, получившая развитие в связи с необходимостью облегчения и ускорения совершения таможенных операций для участников ВЭД. Сегодня ЦЭД являются неотъемлемым элементом системы таможенных органов России. Выявление преимуществ работы и определение перспектив дальнейшего развития ЦЭД представляется актуальным для совершенствования таможенного сервиса.

Основой возникновения ЦЭД и технологии удаленного выпуска товаров стало развитие системы электронного декларирования. В 2002 г. была подана первая электронная декларация с применением технологии ЭД-1 (прямое подключение к ведомственной сети по выделенному каналу связи), в 2008 г. - с использованием технологи ЭД-2 (представление формализованных документов через сеть «Интернет»).

Дальнейшее развитие таможенных технологий, основывающихся на электронном документообороте, позволило создать ЦЭД - специализированные таможенные посты, компетенция которых ограничена совершением таможенных операций по декларированию товаров исключительно в электронной форме [2].

Первые ЦЭД, среди которых были Московский, Владивостокский, Владимирский, Екатеринбургский, Краснодарский, Ростовский, Тверской, Башкортостан-ский, Южно-Уральский таможенные посты (ЦЭД), начали свою работу 12 января 2011 г. Первая электронная декларация с использованием технологии удаленного

выпуска была выпущена на Московском таможенном посту, что положило начало новому стандарту работы таможенных органов РФ.

В настоящее время в системе таможенных органов РФ функционируют 27 ЦЭД, расположенных во всех федеральных округах и в каждом региональном таможенном управлении, а также ЦЭД ОТО и ТК № 2 Московского таможенного поста со специфической направленностью деятельности. Он осуществляет удаленный выпуск товаров, являющихся научными образцами, оформляет оборудование для научно-исследовательской деятельности, реактивов, биологических структур, лабораторных животных и прочих товаров, имеющих узкую направленность [3]. Деятельность таможенных постов (ЦЭД) регулируется соответствующим приказом ФТС России [2]. Ряд ЦЭД могут осуществлять деятельность в конкретном федеральном округе, но в большинстве случаев регионом деятельности ЦЭД является вся Россия [3].

Таможенные посты (ЦЭД) отличаются от остальных таможенных постов:

1) не имеют в зоне своей деятельности подконтрольных складов временного хранения (СВХ);

2) выпускают товары только в свободное обращение (за рядом исключений);

3) не осуществляют фактический таможенный контроль в формах таможенного осмотра и досмотра товаров;

4) не оформляют декларации на товары по тем таможенным процедурам, по которым требуется осуществление контроля после выпуска условно выпущенных товаров.

В ЦЭД может осуществляться таможенное оформление любых товаров исключительно в электронной форме, кроме тех категорий, для которых места декларирования установлены специально, а также товаров, декларирование которых предусмотрено в письменной форме.

Появление ЦЭД ознаменовало новый этап развития электронного декларирования в форме технологии удаленного выпуска товаров, т. е. таможенная декларация подается в электронном виде в ЦЭД, а товар находится на СВХ таможенно-логистического терминала, расположенного в непосредственной близости от пункта пропуска на границе [4].

Порядок взаимодействия таможенного органа (ЦЭД), в который подается электронная таможенная декларация (ЭТД), и внешнего таможенного органа, в зоне деятельности которого находится СВХ или зона таможенного контроля (ЗТК), где размещен декларируемый товар, утвержден приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

Алгоритм или схема взаимодействия ЦЭД и внешнего таможенного органа происходит следующим образом:

1. Уполномоченное должностное лицо внутреннего таможенного органа (ЦЭД) на основании сведений, указанных в ЭТД, направляет запрос во внешний таможенный орган о фактическом размещении товаров на СВХ или ЗТК.

2. Уполномоченное должностное лицо внешнего таможенного органа в течение 30 минут проверяет факт нахождения товара на СВХ или ЗТК и в течение 10 минут информирует ЦЭД о результатах (присутствие или отсутствие товаров).

3. В случае отсутствия товаров на СВХ или в ЗТК уполномоченное должностное лицо ЦЭД отказывает в регистрации ЭТД, проставляя соответствующие отметки, и отправляет декларанту.

4. При подтверждении факта наличия товаров на СВХ или в ЗТК уполномоченное должностное лицо ЦЭД проводит форматно-логический контроль, присваивает ЭТД регистрационный номер и направляет во внешний таможенный орган запрос на сопоставление сведений, заявленных в ЭТД, и сведений, указанных в товаросопроводительных документах.

5. В случае выявления рисков, предусматривающих фактический контроль товаров (досмотр), во внешний таможенный орган из ЦЭД направляется поручение на досмотр. При этом время проведения таможенного досмотра и его объем регламентируются внутренними инструкциями таможенных органов. По окончании досмотра внешний таможенный орган информирует ЦЭД о его результатах в форме отчета, утвержденного внутренними инструкциями таможенных органов.

6. Проверка документов и сведений после получения отчета из внешнего таможенного органа при условии отсутствия профилей рисков должна осуществляться ЦЭД в такие сроки:

- не более 1 часа рабочего времени - при декларировании от 1 до 10 наименований товаров;

- не более 3 часов рабочего времени - при декларировании от 11 до 50 наименований товаров;

- не более 5 часов рабочего времени - при декларировании от 51 до 100 наименований товаров;

- не более 12 часов рабочего времени - при декларировании от 101 и более наименований товаров.

7. Проверка ЭТД в ЦЭД завершается отправкой уполномоченным должностным лицом ЦЭД декларанту сообщения «Выпуск разрешен» в электронном виде [5].

Так, документальный контроль осуществляется в ЦЭД, а фактический (при необходимости - по поручению инспектора ЦЭД, принявшего декларацию) - в приграничном таможенном органе.

С 1 января 2014 г. введено обязательное электронное декларирование товаров. Исключениями являются товары:

1) пересылаемые в международных почтовых отправлениях;

2) перемещаемые физическими лицами или в адрес физических лиц;

3) декларируемые отдельными категориями иностранных лиц;

4) содержащие государственную тайну;

5) помещаемые под таможенные процедуры уничтожения, отказа в пользу государства, специальные таможенные процедуры.

Данные категории товаров, согласно постановлению Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование может осуществляться в письменной форме», декларируются в письменной форме. Следует отметить, что право выбора формы декларирования остается за декларантом.

С введением обязательного электронного декларирования товаров ежегодно более 99% деклараций на товары (ДТ) от общего количества ДТ подаются в таможенные органы России в электронном виде с использованием сети «Интернет».

В 2015 г. данный показатель был доведен до 99,93% (в 2014 г. - 99,87%). Количество участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2015 г. составило 99,81% (в 2014 г. - 99,5%). С применением технологии удаленного выпуска было оформлено 15,1% ЭДТ от общего количества зарегистрированных (в 2014 г. - более 10,4%) [6, с. 21].

Владимирский таможенный пост (ЦЭД) начал свою работу в Центральном федеральном округе одним из первых. В настоящее время в подчинении Владимирской таможни находятся Рязанский таможенный пост (ЦЭД) и Владимирский таможенный пост (ЦЭД). Рязанский таможенный пост (ЦЭД) с 25 мая 2016 г. переподчинен Тульской таможне без изменения его местонахождения, региона деятельности и штатной численности [7].

Сегодня любой участник ВЭД может подать на Владимирский таможенный пост (ЦЭД) декларацию вне зависимости от того, на каком СВХ таможенно-логистиче-ского терминала, приближенном к государственной границе, находится его товар.

Наибольший удельный вес от общего грузооборота приходится на Рязанский таможенный пост (ЦЭД) - 254,5 тыс. т (19%) и Владимирский таможенный пост (ЦЭД) - 191,0 тыс. т (14%) [8].

Наибольшее количество ДТ подано на Рязанский таможенный пост (ЦЭД) -14 616 (20%), Владимирский таможенный пост - 9 810 (14%), Московский таможенный пост - 7 924 (11%), Владимирский таможенный пост (ЦЭД) -7 008 (10%) [8].

С применением технологии удаленного выпуска за 11 месяцев 2015 г. осуществлен выпуск товаров по 21 624 ДТ, что составило 29,8% в общем декларационном массиве Владимирской таможни, в аналогичный период 2014 г. - по 16 333 ДТ, или 28,4% [8].

Большинство товаров, оформляемых по экспортным декларациям, являются продукцией металлургического и агропромышленного комплексов, машиностроения; по импортным - продукцией химической промышленности и машиностроения.

Итак, в 2015 г. количество ДТ, поданных с применением технологии удаленного выпуска, увеличилось на 33%, при этом их доля в общем декларационном массиве таможни увеличилась на 1,4%. Удаленный выпуск становится все более востребованным в регионе, и число ДТ, подаваемых на Владимирский таможенный пост (ЦЭД), неуклонно растет.

Во всех регионах отмечают эффективность работы ЦЭД, тенденции к развитию и укреплению внешнеторговых связей регионов, а также увеличение товарооборота в регионе их деятельности.

Центры электронного декларирования закрепили новый стандарт работы таможенных органов. Несмотря на то, что ЦЭД - нововведение в таможенной деятельности, данная форма подачи деклараций уже показала достаточную эффективность. Благодаря ЦЭД применяется и развивается технология удаленного выпуска товаров, среди очевидных преимуществ которой следующие:

1. Сокращение материальных и временных затрат на совершение таможенных операций, предшествующих выпуску товаров, и, как результат, сокращение срока выпуска товаров до нескольких часов.

2. Возможность размещения товаров на любом приграничном СВх транс-портно-логистического терминала без предъявления товаров в таможенный

орган, осуществляющий декларирование. Это позволяет доставлять товар от границы к получателю, сокращая сроки и затраты на доставку.

3. Взаимодействие между таможенным органом и декларантом в процессе совершения таможенных операций осуществляется бесконтактно, т. е. в электронном виде через сеть «Интернет», и «прозрачно», что значительно снижает коррупционную составляющую.

4. Участник ВЭД и таможенный орган при взаимодействии могут находиться на любом расстоянии друг от друга.

5. Возможность оптимизации штата должностных лиц таможенных органов с одновременным сохранением продуктивности работы персонала.

6. Участник ВЭД имеет возможность получить бумажную копию в любом удобном для него таможенном органе региона, в котором осуществлялась подача ЭДТ. Данная копия имеет такую же юридическую силу, как и электронный аналог.

Появление и расширение деятельности ЦЭД позволяет перейти к новому этапу развития таможенного сервиса - автоматической регистрации поданной таможенной декларации в виде электронного документа и автоматическому (без участия должностных лиц таможенных органов) принятию решения о выпуске товаров [1].

Согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» к 2021 г. должна быть обеспечена 100% подача ДТ в электронной форме [9]. Это значит, что роль ЦЭД будет только возрастать.

Наиболее сложными для дальнейшего развития технологий, основанных на электронном документообороте в целом и ЦЭД в частности, являются «проблемы межведомственного информационного взаимодействия между ФТС России и другими контролирующими государственными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров, подлежащих нетарифным ограничениям» [10, с. 71]. Поэтому следует продолжать развивать систему электронного межведомственного взаимодействия с целью получения таможенными органами сведений о документах непосредственно от контролирующих органов; формировать базы данных разрешительных документов.

На данный момент обеспечение 100% электронного декларирования не представляется возможным ввиду сохранения категорий товаров, в отношении которых требуется подача декларации в письменной форме. Также в ряде случаев таможенные органы запрашивают документы на бумажном носителе.

Еще одним шагом к дальнейшему развитию технологии удаленного выпуска товаров через ЦЭД должно стать перераспределение поданных деклараций между региональными ЦЭД, исходя из их загруженности, что, в свою очередь, приведет к отсутствию зависимости места нахождения товара, декларанта и таможенного органа декларирования.

Несомненно, использование системы электронного декларирования является базовым условием развития современных таможенных технологий, а таможенное декларирование через ЦЭД - удобным и передовым сервисом таможни, требующим дальнейшего совершенствования.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"» (ред. от 12.12.2015).

2. Приказ ФТС России от 25.11.2010 № 2244 «Об установлении компетенции таможенных постов» (ред. от 07.08.2012).

3. Интернет-портал «Центры электронного декларирования в России» [Электронный ресурс]. URL: www.цэды.рф (дата обращения: 11.04.2016).

4. Письмо ФТС России от 28.03.2012 № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» (ред. от 16.09.2014).

5. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

6. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году. М., 2016. 76 с. [Электронный ресурс]. URL: www.customs.ru (дата обращения: 11.04.2016).

7. Приказ ФТС России от 02.02.2016 № 187 «О совершенствовании структуры Владимирской и Тульской таможен и внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 26 августа 2015 г. № 1738».

8. Справка об итогах деятельности Владимирской таможни за 11 месяцев 2015 года. Владимир, 2015. 126 с.

9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 15.04.2014).

10. Макарова Г. В., Тиницкая О. В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 1. С. 71-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.