А. В. Сальникова
ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ СЕРВИСА ТАМОЖНИ
В статье рассмотрена деятельность центров электронного декларирования как новый этап развития технологии электронного декларирования. Автором проанализирована деятельность центров электронного декларирования Владимирского региона, выявлены проблемы и перспективы их решения в целях совершенствования таможенного сервиса.
Ключевые слова: центр электронного декларирования; технология удаленного выпуска товаров; таможенный сервис; Владимирский таможенный пост (ЦЭД); технология электронного декларирования.
В настоящее время при совершении таможенных операций и таможенного контроля наиболее активно применяются инновационные таможенные технологии, основанные на электронном предоставлении сведений через сеть «Интернет»: предварительное информирование, электронное декларирование, удаленный выпуск товаров. В скором времени будет реализована технология автоматического выпуска товаров (т. е. выпуск товаров без участия должностного лица таможенного органа) [1]. Значительный интерес к инновационным технологиям, позволяющим сократить время, затрачиваемое на совершение таможенных операций и таможенного контроля, а также в ряде случаев упростить таможенный контроль, не снижая его эффективности, проявляют как таможенные органы, так и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Сегодня именно технологии электронного документооборота с использованием сети «Интернет» являются наиболее перспективной формой развития взаимодействия между таможней и участниками ВЭД.
Центр электронного декларирования (ЦЭД) - это, несомненно, прогрессивная инновация, получившая развитие в связи с необходимостью облегчения и ускорения совершения таможенных операций для участников ВЭД. Сегодня ЦЭД являются неотъемлемым элементом системы таможенных органов России. Выявление преимуществ работы и определение перспектив дальнейшего развития ЦЭД представляется актуальным для совершенствования таможенного сервиса.
Основой возникновения ЦЭД и технологии удаленного выпуска товаров стало развитие системы электронного декларирования. В 2002 г. была подана первая электронная декларация с применением технологии ЭД-1 (прямое подключение к ведомственной сети по выделенному каналу связи), в 2008 г. - с использованием технологи ЭД-2 (представление формализованных документов через сеть «Интернет»).
Дальнейшее развитие таможенных технологий, основывающихся на электронном документообороте, позволило создать ЦЭД - специализированные таможенные посты, компетенция которых ограничена совершением таможенных операций по декларированию товаров исключительно в электронной форме [2].
Первые ЦЭД, среди которых были Московский, Владивостокский, Владимирский, Екатеринбургский, Краснодарский, Ростовский, Тверской, Башкортостан-ский, Южно-Уральский таможенные посты (ЦЭД), начали свою работу 12 января 2011 г. Первая электронная декларация с использованием технологии удаленного
выпуска была выпущена на Московском таможенном посту, что положило начало новому стандарту работы таможенных органов РФ.
В настоящее время в системе таможенных органов РФ функционируют 27 ЦЭД, расположенных во всех федеральных округах и в каждом региональном таможенном управлении, а также ЦЭД ОТО и ТК № 2 Московского таможенного поста со специфической направленностью деятельности. Он осуществляет удаленный выпуск товаров, являющихся научными образцами, оформляет оборудование для научно-исследовательской деятельности, реактивов, биологических структур, лабораторных животных и прочих товаров, имеющих узкую направленность [3]. Деятельность таможенных постов (ЦЭД) регулируется соответствующим приказом ФТС России [2]. Ряд ЦЭД могут осуществлять деятельность в конкретном федеральном округе, но в большинстве случаев регионом деятельности ЦЭД является вся Россия [3].
Таможенные посты (ЦЭД) отличаются от остальных таможенных постов:
1) не имеют в зоне своей деятельности подконтрольных складов временного хранения (СВХ);
2) выпускают товары только в свободное обращение (за рядом исключений);
3) не осуществляют фактический таможенный контроль в формах таможенного осмотра и досмотра товаров;
4) не оформляют декларации на товары по тем таможенным процедурам, по которым требуется осуществление контроля после выпуска условно выпущенных товаров.
В ЦЭД может осуществляться таможенное оформление любых товаров исключительно в электронной форме, кроме тех категорий, для которых места декларирования установлены специально, а также товаров, декларирование которых предусмотрено в письменной форме.
Появление ЦЭД ознаменовало новый этап развития электронного декларирования в форме технологии удаленного выпуска товаров, т. е. таможенная декларация подается в электронном виде в ЦЭД, а товар находится на СВХ таможенно-логистического терминала, расположенного в непосредственной близости от пункта пропуска на границе [4].
Порядок взаимодействия таможенного органа (ЦЭД), в который подается электронная таможенная декларация (ЭТД), и внешнего таможенного органа, в зоне деятельности которого находится СВХ или зона таможенного контроля (ЗТК), где размещен декларируемый товар, утвержден приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».
Алгоритм или схема взаимодействия ЦЭД и внешнего таможенного органа происходит следующим образом:
1. Уполномоченное должностное лицо внутреннего таможенного органа (ЦЭД) на основании сведений, указанных в ЭТД, направляет запрос во внешний таможенный орган о фактическом размещении товаров на СВХ или ЗТК.
2. Уполномоченное должностное лицо внешнего таможенного органа в течение 30 минут проверяет факт нахождения товара на СВХ или ЗТК и в течение 10 минут информирует ЦЭД о результатах (присутствие или отсутствие товаров).
3. В случае отсутствия товаров на СВХ или в ЗТК уполномоченное должностное лицо ЦЭД отказывает в регистрации ЭТД, проставляя соответствующие отметки, и отправляет декларанту.
4. При подтверждении факта наличия товаров на СВХ или в ЗТК уполномоченное должностное лицо ЦЭД проводит форматно-логический контроль, присваивает ЭТД регистрационный номер и направляет во внешний таможенный орган запрос на сопоставление сведений, заявленных в ЭТД, и сведений, указанных в товаросопроводительных документах.
5. В случае выявления рисков, предусматривающих фактический контроль товаров (досмотр), во внешний таможенный орган из ЦЭД направляется поручение на досмотр. При этом время проведения таможенного досмотра и его объем регламентируются внутренними инструкциями таможенных органов. По окончании досмотра внешний таможенный орган информирует ЦЭД о его результатах в форме отчета, утвержденного внутренними инструкциями таможенных органов.
6. Проверка документов и сведений после получения отчета из внешнего таможенного органа при условии отсутствия профилей рисков должна осуществляться ЦЭД в такие сроки:
- не более 1 часа рабочего времени - при декларировании от 1 до 10 наименований товаров;
- не более 3 часов рабочего времени - при декларировании от 11 до 50 наименований товаров;
- не более 5 часов рабочего времени - при декларировании от 51 до 100 наименований товаров;
- не более 12 часов рабочего времени - при декларировании от 101 и более наименований товаров.
7. Проверка ЭТД в ЦЭД завершается отправкой уполномоченным должностным лицом ЦЭД декларанту сообщения «Выпуск разрешен» в электронном виде [5].
Так, документальный контроль осуществляется в ЦЭД, а фактический (при необходимости - по поручению инспектора ЦЭД, принявшего декларацию) - в приграничном таможенном органе.
С 1 января 2014 г. введено обязательное электронное декларирование товаров. Исключениями являются товары:
1) пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
2) перемещаемые физическими лицами или в адрес физических лиц;
3) декларируемые отдельными категориями иностранных лиц;
4) содержащие государственную тайну;
5) помещаемые под таможенные процедуры уничтожения, отказа в пользу государства, специальные таможенные процедуры.
Данные категории товаров, согласно постановлению Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование может осуществляться в письменной форме», декларируются в письменной форме. Следует отметить, что право выбора формы декларирования остается за декларантом.
С введением обязательного электронного декларирования товаров ежегодно более 99% деклараций на товары (ДТ) от общего количества ДТ подаются в таможенные органы России в электронном виде с использованием сети «Интернет».
В 2015 г. данный показатель был доведен до 99,93% (в 2014 г. - 99,87%). Количество участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2015 г. составило 99,81% (в 2014 г. - 99,5%). С применением технологии удаленного выпуска было оформлено 15,1% ЭДТ от общего количества зарегистрированных (в 2014 г. - более 10,4%) [6, с. 21].
Владимирский таможенный пост (ЦЭД) начал свою работу в Центральном федеральном округе одним из первых. В настоящее время в подчинении Владимирской таможни находятся Рязанский таможенный пост (ЦЭД) и Владимирский таможенный пост (ЦЭД). Рязанский таможенный пост (ЦЭД) с 25 мая 2016 г. переподчинен Тульской таможне без изменения его местонахождения, региона деятельности и штатной численности [7].
Сегодня любой участник ВЭД может подать на Владимирский таможенный пост (ЦЭД) декларацию вне зависимости от того, на каком СВХ таможенно-логистиче-ского терминала, приближенном к государственной границе, находится его товар.
Наибольший удельный вес от общего грузооборота приходится на Рязанский таможенный пост (ЦЭД) - 254,5 тыс. т (19%) и Владимирский таможенный пост (ЦЭД) - 191,0 тыс. т (14%) [8].
Наибольшее количество ДТ подано на Рязанский таможенный пост (ЦЭД) -14 616 (20%), Владимирский таможенный пост - 9 810 (14%), Московский таможенный пост - 7 924 (11%), Владимирский таможенный пост (ЦЭД) -7 008 (10%) [8].
С применением технологии удаленного выпуска за 11 месяцев 2015 г. осуществлен выпуск товаров по 21 624 ДТ, что составило 29,8% в общем декларационном массиве Владимирской таможни, в аналогичный период 2014 г. - по 16 333 ДТ, или 28,4% [8].
Большинство товаров, оформляемых по экспортным декларациям, являются продукцией металлургического и агропромышленного комплексов, машиностроения; по импортным - продукцией химической промышленности и машиностроения.
Итак, в 2015 г. количество ДТ, поданных с применением технологии удаленного выпуска, увеличилось на 33%, при этом их доля в общем декларационном массиве таможни увеличилась на 1,4%. Удаленный выпуск становится все более востребованным в регионе, и число ДТ, подаваемых на Владимирский таможенный пост (ЦЭД), неуклонно растет.
Во всех регионах отмечают эффективность работы ЦЭД, тенденции к развитию и укреплению внешнеторговых связей регионов, а также увеличение товарооборота в регионе их деятельности.
Центры электронного декларирования закрепили новый стандарт работы таможенных органов. Несмотря на то, что ЦЭД - нововведение в таможенной деятельности, данная форма подачи деклараций уже показала достаточную эффективность. Благодаря ЦЭД применяется и развивается технология удаленного выпуска товаров, среди очевидных преимуществ которой следующие:
1. Сокращение материальных и временных затрат на совершение таможенных операций, предшествующих выпуску товаров, и, как результат, сокращение срока выпуска товаров до нескольких часов.
2. Возможность размещения товаров на любом приграничном СВх транс-портно-логистического терминала без предъявления товаров в таможенный
орган, осуществляющий декларирование. Это позволяет доставлять товар от границы к получателю, сокращая сроки и затраты на доставку.
3. Взаимодействие между таможенным органом и декларантом в процессе совершения таможенных операций осуществляется бесконтактно, т. е. в электронном виде через сеть «Интернет», и «прозрачно», что значительно снижает коррупционную составляющую.
4. Участник ВЭД и таможенный орган при взаимодействии могут находиться на любом расстоянии друг от друга.
5. Возможность оптимизации штата должностных лиц таможенных органов с одновременным сохранением продуктивности работы персонала.
6. Участник ВЭД имеет возможность получить бумажную копию в любом удобном для него таможенном органе региона, в котором осуществлялась подача ЭДТ. Данная копия имеет такую же юридическую силу, как и электронный аналог.
Появление и расширение деятельности ЦЭД позволяет перейти к новому этапу развития таможенного сервиса - автоматической регистрации поданной таможенной декларации в виде электронного документа и автоматическому (без участия должностных лиц таможенных органов) принятию решения о выпуске товаров [1].
Согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» к 2021 г. должна быть обеспечена 100% подача ДТ в электронной форме [9]. Это значит, что роль ЦЭД будет только возрастать.
Наиболее сложными для дальнейшего развития технологий, основанных на электронном документообороте в целом и ЦЭД в частности, являются «проблемы межведомственного информационного взаимодействия между ФТС России и другими контролирующими государственными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров, подлежащих нетарифным ограничениям» [10, с. 71]. Поэтому следует продолжать развивать систему электронного межведомственного взаимодействия с целью получения таможенными органами сведений о документах непосредственно от контролирующих органов; формировать базы данных разрешительных документов.
На данный момент обеспечение 100% электронного декларирования не представляется возможным ввиду сохранения категорий товаров, в отношении которых требуется подача декларации в письменной форме. Также в ряде случаев таможенные органы запрашивают документы на бумажном носителе.
Еще одним шагом к дальнейшему развитию технологии удаленного выпуска товаров через ЦЭД должно стать перераспределение поданных деклараций между региональными ЦЭД, исходя из их загруженности, что, в свою очередь, приведет к отсутствию зависимости места нахождения товара, декларанта и таможенного органа декларирования.
Несомненно, использование системы электронного декларирования является базовым условием развития современных таможенных технологий, а таможенное декларирование через ЦЭД - удобным и передовым сервисом таможни, требующим дальнейшего совершенствования.
Использованные источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"» (ред. от 12.12.2015).
2. Приказ ФТС России от 25.11.2010 № 2244 «Об установлении компетенции таможенных постов» (ред. от 07.08.2012).
3. Интернет-портал «Центры электронного декларирования в России» [Электронный ресурс]. URL: www.цэды.рф (дата обращения: 11.04.2016).
4. Письмо ФТС России от 28.03.2012 № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» (ред. от 16.09.2014).
5. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».
6. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году. М., 2016. 76 с. [Электронный ресурс]. URL: www.customs.ru (дата обращения: 11.04.2016).
7. Приказ ФТС России от 02.02.2016 № 187 «О совершенствовании структуры Владимирской и Тульской таможен и внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 26 августа 2015 г. № 1738».
8. Справка об итогах деятельности Владимирской таможни за 11 месяцев 2015 года. Владимир, 2015. 126 с.
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 15.04.2014).
10. Макарова Г. В., Тиницкая О. В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 1. С. 71-81.