Оптимизация архитектуры Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов
О.В. Адамова, П.Н. Башлы Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону
Аннотация: Существующая архитектура Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) не в полной мере соответствует современным требованиям и стоящим перед ФТС России целям и задачам. Данные в информационных, информационно-справочных системах и базах данных многочисленных автоматизированных рабочих мест должностных лиц таможенных органов зачастую не синхронизированы, могут дублироваться и даже противоречить друг другу. Это закономерно приводит к нештатным ситуациям, сбоям при обмене данными, увеличению времени на совершение таможенных операций и проблемам при функционировании иных регламентированных процедур. Представлены предложения по совершенствованию ЕАИС ТО в части технической архитектуры, в части информационно-программной инфраструктуры и в части функциональной архитектуры.
Ключевые слова: автоматизированная информационная система, архитектура информационной системы, таможенное дело, автоматизация.
Автоматизация всех бизнес-процессов в сфере таможенного дела реализуется посредством компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) - иерархической многоуровневой распределенной автоматизированной системы, соответствующей организационно-штатной структуре таможенных органов Российской Федерации (Приказ ФТС России от 17.06.2010 №1154).
Учитывая сложность структуры самой таможенной системы, большое количество реализуемых информационных технологий и функциональных задач по автоматизации многочисленных направлений деятельности в таможенной системе, архитектуру ЕАИС ТО можно представить совокупностью составляющих:
- функциональной архитектурой;
- программно-информационной;
- технической архитектурой;
- совокупностью компонентов, обеспечивающих движение информационных потоков между компонентами ЕАИС ТО и при информационном обмене с внешними системами;
- совокупностью компонентов, обеспечивающих информационную безопасность.
С начала 2000-х годов все ключевые программные документы ФТС России подразумевают возможность совершенствования таможенного администрирования, прежде всего, на базе модернизации существующих и внедрения новых информационных технологий и автоматизированных систем. Значение и роль информационных таможенных технологий наглядно демонстрирует формулировка целевых ориентиров развития ФТС России (Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года), где целевым ориентиром под номером один идет «полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов».
Таким образом, актуальной является задача оценки соответствия архитектуры ЕАИС ТО текущим и перспективным направлениям таможенной деятельности и совершенствования таможенного администрирования, а также выработка предложений по оптимизации архитектуры ЕАИС ТО.
Создание ЕАИС ТО началось еще в конце 80-х годов и до начала 2000-х годов прошло несколько этапов развития. На первоначальном этапе было проведено исследование и реструктуризация (при необходимости) бизнес-процессов, реализуемых в области таможенного дела, создано формализованное описание действий должностных лиц, что в итоге позволило создавать автоматизированные рабочие места по всем ключевым направлениям деятельности должностных лиц таможенных органов [1].
Следующим этапом развития ЕАИС ТО стал перенос существующих автоматизированных систем на новые программно-технические и
технологические платформы. Было произведено: переоснащение таможенных органов современными и более мощными техническими и телекоммуникационными средствами, переход на операционные системы (в том числе сетевые) семейства Windows и Novell, организация распределенных баз данных посредствам СУБД Oracle и др. [1]. Наращивание технического потенциала и использование более современных программно-технических средств обусловило необходимость перехода к комплексной и системной автоматизации таможенного администрирования, в рамках которой решались вопросы: определения единой структуры данных; стандартизации информации в базах данных таможенных органов; обеспечения взаимной согласованности интерфейсов между разными программными продуктами; формирования внутренних стандартов, определяющих порядок разработки и эксплуатации информационных систем в таможенных органах.
За последнее десятилетие роль информационно-коммуникационных технологий в таможенной деятельности существенно возросла, что определяется следующими основными обстоятельствами:
- значительно расширилось число реализуемых информационных технологий, в том числе за счет возможности электронного представления сведений таможенным органам (для целей таможенного декларирования, предварительного информирования о перемещении товаров через таможенную границу, представления различных форм отчетности и т.д.);
- появилась возможность информационного обмена с внешними пользователями (автоматизированными комплексами участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и другими лицами, осуществляющими деятельность в области ВЭД (перевозчиками, владельцами складов временного хранения и т.д.), банками, в том числе с Центральным Банком, страховыми организациями и иных лицами, органами
государственной власти Российской Федерации и Евразийского экономического союза, российскими и зарубежными организациями, таможенных служба зарубежных стран и международными органами и организациями;
- в рамках общегосударственной политики развития государственного электронного документооборота была внедрена Система межведомственного электронного взаимодействия, благодаря чему стало возможным согласовать и реализовать технологические карты межведомственного взаимодействия (93 карты на начало 2019 года) с 42 участниками информационного обмена [2]. Полный Перечень соглашений и, соответственно, направлений и участников информационного взаимодействия ФТС России представлен на официальном сайте таможенной службы [3].
Несмотря на последовательное развитие и модернизацию в ряде научных исследований, нормативных документов и публикаций содержится указание на необходимость дальнейшего развития информационных систем таможенных органов в целом и оптимизации архитектуры ЕАИС ТО в частности. Например, в [4-6] отмечается необходимость повышения степени автоматизации, создания качественного информационного хранилища данных для аналитических целей, в [7-9] отмечается необходимость централизации сервисов проведения контроля, обеспечения интероперабельности основных компонентов и систем.
Анализ и систематизация основных характеристик компонентов ЕАИС ТО показал, что объекты или компоненты ЕАИС ТО, представляющие собой относительно независимые комплексы средств автоматизации с универсальным и специализированным программно-информационным обеспечением, объединенные телекоммуникационным оборудованием в локальные вычислительные сети, которые в свою очередь в дальнейшем
объединены с использованием ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России) в функциональные подсистемы ЕАИС ТО.
Функциональными подсистемами ЕАИС ТО, в состав которых совокупно входит 81 программное средство, реализуется ряд информационных таможенных технологий (38 в настоящее время), использующих разнообразные электронные документы (64 в настоящее время), по результате функционирования которых формируются ведомственные базы данных (в настоящее время на уровне ФТС России ведется центральный банк данных, включающий 67 баз данных) [10].
Общая схема архитектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействие с внешними автоматизированными информационными системами представлена на рисунке 1 (использованные сокращения: ИПС - информационно-программные средства; ЦОД - центр обработки данных; ЦИТТУ -Центральное информационно-техническое таможенное управление; ЦА ФТС центральный аппарат ФТС России; РТУ - региональные таможенные управления; АСВД ТО - автоматизированная система внешнего доступа; ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти; СВУЦ ТО - система ведомственных удостоверяющих центров; ПУР - пункт удаленной регистрации пользователей ЕАИС ТО; ТНП - таможни непосредственного подчинения; РЭТ - региональная электронная таможня; ЦЭД - центр электронного декларирования).
и
Рис. 1. - Обобщенная схема архитектура ЕАИС ТО Также было установлено, что существующая архитектура ЕАИС ТО не в полной мере соответствует современным требованиям и стоящим перед ФТС России целям и задачам. Данные в информационных, информационно-справочных системах и базах данных многочисленных автоматизированных рабочих мест должностных лиц таможенных органов зачастую не синхронизированы, могут дублироваться и даже противоречить друг другу. Это закономерно приводит к нештатным ситуациям, сбоям при обмене данными, увеличению времени на совершение таможенных операций и проблемам при функционировании иных регламентированных процедур.
Одним из направлений решения обозначенных выше проблем является изменение архитектуры и состава информационных систем таможенных органов, предполагающее централизацию архитектуры ЕАИС ТО и сокращение номенклатуры ИПС.
М Инженерный вестник Дона, №3 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2021/6878
Один из вариантов решения этой задачи представлен на рисунке 2 (использованные сокращения: АС - автоматизированная система; АПС -комплексная автоматизированная подсистема ЕАИС ТО; КПС - комплекс программных средств; ИИС - интегрированная информационно-справочная система).
Наиболее масштабная и самая сложная функциональная группа ИПС ЕАИС ТО связана совершением двух типов таможенных операций:
- в пунктах пропуска при прибытии и убытии транспортных средств;
- в центрах электронного декларирования и на таможенных постах фактического контроля при декларировании товаров.
Таможенный процесс: ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФОИВ И ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Таможенный процесс: ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ В ПУНКТЕ ПРОПУСКА
АС «КТТ-2»
АС «ПП» >■ АПС «Пункт пропуска»
| КПС «Портал Морской порт» |
| АПС «Электронные госуслуги»| | КПС «Взаимодействие ИС»
АПС «Электронны; госуслуги»
Таможенный процесс: ВАПЮТНЫИ КОНТРОЛЬ
Таможенный процесс: ОСНОВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АИС «АНСТ-М^ | АИС «ОрдерГ
КПС «Учет ВО»
КПС «Учет н контроль товаров на ВХ»
КПС «Сбор информации по ГТД»
КПС «Журналы-Регистрация»
КПС «Достоверность-О»
АПС «Таможенное оформление»
АС «Обеспечение»
| КПС « М ониторин г ВО» | | КПС «Контроль ВО ФТ1>1 | КПС «Сбор ЭК ВО» ~| | КПС «Ведение РЕД ВК^~| I КПС «Агент ВК» I
АС «Валютный контроль»
Таможенный процесс: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Таможенный процесс: ПРИМЕНЕНИЕ СУР
| КПС «Выявление рисков» | I КПС «Ведение БДПР» I
АПС «Тестирования и анализа профилей риска»
АПС «Тестирования и анализа профилей риска»
ИСС «Малахит»
КПС «Мониторинг-Анализ»
КПС «Аналитпка-ПП»
КПС «Аналитака-СКВВ»
КПС «Мониторинг н анализ:
КПС «ЦБД ГТД»
ИИС «Малахит»
Рис. 2. - Возможная перспективная централизация информационно-программных средств ЕАИС ТО Если представить совершение таможенных операций при прибытии товаров на территорию ЕАЭС как процесс в виде отдельных элементов, то единая автоматизированная система пункта пропуска должна обеспечить реализацию всех операций по каждому элементу в виде единого бизнес-процесса. Вся обработка, проверка и хранение информации обеспечиваются в главном ЦОД. На этом же уровне происходит взаимодействие с иными централизованными информационными системами. На уровне пункта
пропуска должно функционировать клиентское приложение, адаптированное под конкретный тип пункта пропуска (автомобильный, морской, воздушный, железнодорожный), которое имеет унифицированный визуальный интерфейс пользователя и единые систематизированные правила работы с централизованной компонентой.
Примерно по такому же принципу целесообразно создание единой системы обработки данных при декларировании товаров, когда вся обработка и хранение информации сосредотачиваются в главном ЦОД с централизованными сервисами проведения форматно-логического контроля, диспетчеризации деклараций, автоматической регистрации и выпуска (в отношении части декларационного массива).
Важным направлением оптимизации архитектуры ЕАИС ТО также является создание единого аналитического хранилища информации -централизованного информационного ресурса, содержащего сведения из различных баз данных ЕАИС таможенных органов, который должен решить главную задачу - однократное хранение сведений и их многократное безопасное использование. При этом в хранилище целесообразно выделить как минимум два раздела, принципиально отличающихся по сути решаемых задач:
- оперативный - должен содержать первичные данные, сформированные при совершении таможенных операций. Сведения будут попадать в раздел мгновенно после завершения реализуемого бизнес-процесса, например по завершению оформления декларации на товары или при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- аналитический - должен формироваться на основе оперативного раздела, но содержать данные, специально подготовленные с учетом требований по производительности системы, для аналитической обработки.
Отказ от прямого доступа к ресурсам центрального банка данных ФТС России (одна из приоритетных задач развития информационно-коммуникационных технологий таможенных органов) невозможен без заранее созданного и успешно апробированного на практике аналитического инструментария (например, витрин данных, средств визуального анализа, доступа к данным при необходимости на основе технологии виртуальных рабочих столов).
Таким образом, можно сделать следующие основные выводы.
Программными документами ФТС России предусмотрена необходимость и возможность дальнейшего развития компонентов ЕАИС ТО. При этом на современном этапе это целесообразно реализовать сразу по нескольким направлениям:
- в части технической архитектуры - модернизация с учетом тенденций импортозамещения, наращивание вычислительных мощностей ЦОД, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры (высокая пропускная способность каналов, бесперебойная, гарантированная передача данных);
- в части информационно-программной инфраструктуры -централизация информационно-программных средств;
- в части функциональной архитектуры - внедрение функциональной подсистемы единого аналитического хранилища информации.
Реализация перечисленных направлений оптимизации архитектуры информационной системы, сопряженная с трансформацией таможенных технологий, позволит создать на базе ЕАИС ТО цифровой базис, обеспечивающий ускорение и повышение эффективности совершения таможенных операций, перевод ряда операций в автоматический режим, сокращение ресурсов и издержек, связанных с обслуживанием ЕАИС ТО.
Литература
1. Афонин П.Н. Информационное обеспечение в таможенных органах: учебник. СПб.: Интермедия, 2019. 228 с.
2. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России // сайт Минфина РФ. URL: minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sl uzhba_v_2018_godu.pdf (дата обращения: 05.03.2021).
3. Перечень соглашений о взаимодействии // сайт ФТС России URL: customs.gov.ru/list (дата обращения: 05.03.2021).
4. Разработка научно-методических подходов и методических рекомендаций по реализации технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров (заключительный): отчет по НИР // сайт Евразийской экономической комиссии URL: eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/%D0%94%D0 %A2%D0%98%20(%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82.0/o200/oD0%94%D0% B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D00/oBD0/oD0%BE%D1%8 1%D1%82%D1%8C.%20%D0%9F%D1%80%D0%BE0/oD00/oB5%D0%BA%D 1 %82-
%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D00/oB50/oD00/oB3%D0%B8% D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83 % D1%81%D0%BA.%20%D0%9D%D0%98%D0%A0.%20%D0%9E%D1%82%D 1%87%D 1%91%D1%82) .pdf (дата обращения 05.03.2021).
5. Интервью начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России В.И. Селезнева «Таможенный контроль сменил акценты» журналу «Таможня» // сайт ФТС России. URL: customs.gov.ru/press/aktual-no/document/19983 (дата обращения: 05.03.2021).
6. Адамова О.В. Возможности совершенствования системы управления таможенными рисками на основе автоматизации выявления рисков // Инженерный вестник Дона, 2019, №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2019/6103.
7. Боброва О.Г. и др. Скоординированное управление границей: международные стандарты и правоприменительная практика: монография. М.: Прометей, 2017. 192 с.
8. Single Window. Implications for Customs Administrations // сайт Всемирной таможенной организации. URL: wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-programmes/ single-window/~/media/F2AA10A863BA4B5D8963E810D580A8D6.ashx (дата обращения: 05.03.2021).
9. Digital Customs: Progressive Engagement. World Customs Organization. International Customs Day 2016 Kunio Mikuriya // сайт Всемирной таможенной организации URL: wcoomd.org/~/media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2016/wco-sg-message-icd-2016-en.pdf?db=web (дата обращения: 05.03.2021).
10. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни / Мантусов В.Б., Башлы П.Н., Гамидуллаев С.Н. и [др.]; под ред. В.Б. Мантусова/ М.: Юнити, 2020. 417 с.
References
1. Afonin P.N. Informatsionnoye obespecheniye v tamozhennykh organakh: uchebnik [Information support in customs service]. SPb.: Intermediya, 2019. 228 p.
2. Spravochnyye materialy k rasshirennomu zasedaniyu kollegii FTS Rossii [Reference materials for the extended meeting of the FCS board of Russia]. URL: minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sl uzhba_v_2018_godu.pdf (accessed: 05.03.2021).
3. Perechen' soglasheniy o vzaimodeystvii [List of liaison agreements]. URL: customs.gov.ru/list (accessed: 05.03.2021).
4. Razrabotka nauchno-metodicheskikh podkhodov i metodicheskikh rekomendatsiy po realizatsii tekhnologiy avtomaticheskoy registratsii deklaratsiy na tovary i avtomaticheskogo vypuska tovarov (zaklyuchitel'nyy): otchet po NIR [Development of scientific and methodological approaches and guidelines for the implementation of technologies for automatic registration of declarations for goods and automatic release of goods]. URL: eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/%D0%94%D0 %A2%D0%98%20(%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82.0/o200/oD0%94%D0% B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D00/oBD0/oD0%BE%D1%8 1%D1%82%D1%8C.%20%D0%9F%D1%80%D0%BE0/oD00/oB5%D0%BA%D 1 %82-
%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D00/oB50/oD00/oB3%D0%B8% D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B20/oD10/o8B0/oD0%BF%D1%83 % D1%81%D0%BA.%20%D0%9D%D0%98%D0%A0.%20%D0%9E%D1%82%D 1%87%D1%91%D1%82) .pdf (accessed 05.03.2021).
5. Interv'yu nachal'nika Glavnogo upravleniya tamozhennogo kontrolya posle vypuska tovarov FTS Rossii V.I. Selezneva «Tamozhennyy kontrol' smenil aktsenty» zhurnalu «Tamozhnya» [Interview with the head of the Main Department of Customs Control after the release of goods of the Federal Customs Service of Russia].URL: customs.gov.ru/press/aktual-no/document/19983 (accessed: 05.03.2021).
6. Bobrova O.G. i dr. Skoordinirovannoye upravleniye granitsey: mezhdunarodnyye standarty i pravoprimenitel'naya praktika: monografiya [Coordinated border management: international standards and law enforcement practice]. M.: Prometey. 2017. 192 p.
7. Single Window. Implications for Customs Administrations. URL: wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-programmes/ single-window/~/media/F2AA10A863BA4B5D8963E810D580A8D6.ashx (accessed: 05.03.2021).
8. Digital Customs: Progressive Engagement. World Customs Organization. International Customs Day 2016 Kunio Mikuriya. URL: wcoomd.org/~/media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2016/wco-sg-message-icd-2016-en.pdf?db=web (accessed: 05.03.2021).
9. Adamova O.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2019/6103.
10. Tsifrovaya ekonomika. Biznes-protsessy elektronnoy tamozhni [Digital economy. Business processes of electronic customs] / edited by V.B. Mantusov. M.: Yuniti, 2020. 417 p.