Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1975
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Адамова О.В., Башлы П.Н.

Существующая архитектура Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) не в полной мере соответствует современным требованиям и стоящим перед ФТС России целям и задачам. Данные в информационных, информационно-справочных системах и базах данных многочисленных автоматизированных рабочих мест должностных лиц таможенных органов зачастую не синхронизированы, могут дублироваться и даже противоречить друг другу. Это закономерно приводит к нештатным ситуациям, сбоям при обмене данными, увеличению времени на совершение таможенных операций и проблемам при функционировании иных регламентированных процедур. Представлены предложения по совершенствованию ЕАИС ТО в части технической архитектуры, в части информационно-программной инфраструктуры и в части функциональной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Адамова О.В., Башлы П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE ARCHITECTURE OF THE UNIFIED AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF CUSTOMS AUTHORITIES

The existing architecture of the Unified Automated Information System of Customs Authorities (UAIS TO) does not fully comply with modern requirements and the goals and objectives of the FCS of Russia. The problems of desynchronization and multiple duplication of data in numerous automated information subsystems, software complexes, information and reference systems and various software tasks that make up the specialized software of the UAIS TO create prerequisites for the occurrence of emergency situations, which leads to the likelihood of stopping data transmission during customs operations , delays in the release of goods and problems with the functioning of other regulated procedures. Proposals for improving the UAIS TO are presented in terms of technical architecture, in terms of information and software infrastructure and in terms of functional architecture such as: modernization, taking into account the trends of import substitution, increasing the computing power of the data center, improving the telecommunications infrastructure (high channel capacity, uninterrupted, guaranteed data transmission); centralization of information and software tools; implementation of a functional subsystem of a unified analytical storage of information.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

Оптимизация архитектуры Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов

О.В. Адамова, П.Н. Башлы Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону

Аннотация: Существующая архитектура Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) не в полной мере соответствует современным требованиям и стоящим перед ФТС России целям и задачам. Данные в информационных, информационно-справочных системах и базах данных многочисленных автоматизированных рабочих мест должностных лиц таможенных органов зачастую не синхронизированы, могут дублироваться и даже противоречить друг другу. Это закономерно приводит к нештатным ситуациям, сбоям при обмене данными, увеличению времени на совершение таможенных операций и проблемам при функционировании иных регламентированных процедур. Представлены предложения по совершенствованию ЕАИС ТО в части технической архитектуры, в части информационно-программной инфраструктуры и в части функциональной архитектуры.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, архитектура информационной системы, таможенное дело, автоматизация.

Автоматизация всех бизнес-процессов в сфере таможенного дела реализуется посредством компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) - иерархической многоуровневой распределенной автоматизированной системы, соответствующей организационно-штатной структуре таможенных органов Российской Федерации (Приказ ФТС России от 17.06.2010 №1154).

Учитывая сложность структуры самой таможенной системы, большое количество реализуемых информационных технологий и функциональных задач по автоматизации многочисленных направлений деятельности в таможенной системе, архитектуру ЕАИС ТО можно представить совокупностью составляющих:

- функциональной архитектурой;

- программно-информационной;

- технической архитектурой;

- совокупностью компонентов, обеспечивающих движение информационных потоков между компонентами ЕАИС ТО и при информационном обмене с внешними системами;

- совокупностью компонентов, обеспечивающих информационную безопасность.

С начала 2000-х годов все ключевые программные документы ФТС России подразумевают возможность совершенствования таможенного администрирования, прежде всего, на базе модернизации существующих и внедрения новых информационных технологий и автоматизированных систем. Значение и роль информационных таможенных технологий наглядно демонстрирует формулировка целевых ориентиров развития ФТС России (Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года), где целевым ориентиром под номером один идет «полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов».

Таким образом, актуальной является задача оценки соответствия архитектуры ЕАИС ТО текущим и перспективным направлениям таможенной деятельности и совершенствования таможенного администрирования, а также выработка предложений по оптимизации архитектуры ЕАИС ТО.

Создание ЕАИС ТО началось еще в конце 80-х годов и до начала 2000-х годов прошло несколько этапов развития. На первоначальном этапе было проведено исследование и реструктуризация (при необходимости) бизнес-процессов, реализуемых в области таможенного дела, создано формализованное описание действий должностных лиц, что в итоге позволило создавать автоматизированные рабочие места по всем ключевым направлениям деятельности должностных лиц таможенных органов [1].

Следующим этапом развития ЕАИС ТО стал перенос существующих автоматизированных систем на новые программно-технические и

технологические платформы. Было произведено: переоснащение таможенных органов современными и более мощными техническими и телекоммуникационными средствами, переход на операционные системы (в том числе сетевые) семейства Windows и Novell, организация распределенных баз данных посредствам СУБД Oracle и др. [1]. Наращивание технического потенциала и использование более современных программно-технических средств обусловило необходимость перехода к комплексной и системной автоматизации таможенного администрирования, в рамках которой решались вопросы: определения единой структуры данных; стандартизации информации в базах данных таможенных органов; обеспечения взаимной согласованности интерфейсов между разными программными продуктами; формирования внутренних стандартов, определяющих порядок разработки и эксплуатации информационных систем в таможенных органах.

За последнее десятилетие роль информационно-коммуникационных технологий в таможенной деятельности существенно возросла, что определяется следующими основными обстоятельствами:

- значительно расширилось число реализуемых информационных технологий, в том числе за счет возможности электронного представления сведений таможенным органам (для целей таможенного декларирования, предварительного информирования о перемещении товаров через таможенную границу, представления различных форм отчетности и т.д.);

- появилась возможность информационного обмена с внешними пользователями (автоматизированными комплексами участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и другими лицами, осуществляющими деятельность в области ВЭД (перевозчиками, владельцами складов временного хранения и т.д.), банками, в том числе с Центральным Банком, страховыми организациями и иных лицами, органами

государственной власти Российской Федерации и Евразийского экономического союза, российскими и зарубежными организациями, таможенных служба зарубежных стран и международными органами и организациями;

- в рамках общегосударственной политики развития государственного электронного документооборота была внедрена Система межведомственного электронного взаимодействия, благодаря чему стало возможным согласовать и реализовать технологические карты межведомственного взаимодействия (93 карты на начало 2019 года) с 42 участниками информационного обмена [2]. Полный Перечень соглашений и, соответственно, направлений и участников информационного взаимодействия ФТС России представлен на официальном сайте таможенной службы [3].

Несмотря на последовательное развитие и модернизацию в ряде научных исследований, нормативных документов и публикаций содержится указание на необходимость дальнейшего развития информационных систем таможенных органов в целом и оптимизации архитектуры ЕАИС ТО в частности. Например, в [4-6] отмечается необходимость повышения степени автоматизации, создания качественного информационного хранилища данных для аналитических целей, в [7-9] отмечается необходимость централизации сервисов проведения контроля, обеспечения интероперабельности основных компонентов и систем.

Анализ и систематизация основных характеристик компонентов ЕАИС ТО показал, что объекты или компоненты ЕАИС ТО, представляющие собой относительно независимые комплексы средств автоматизации с универсальным и специализированным программно-информационным обеспечением, объединенные телекоммуникационным оборудованием в локальные вычислительные сети, которые в свою очередь в дальнейшем

объединены с использованием ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России) в функциональные подсистемы ЕАИС ТО.

Функциональными подсистемами ЕАИС ТО, в состав которых совокупно входит 81 программное средство, реализуется ряд информационных таможенных технологий (38 в настоящее время), использующих разнообразные электронные документы (64 в настоящее время), по результате функционирования которых формируются ведомственные базы данных (в настоящее время на уровне ФТС России ведется центральный банк данных, включающий 67 баз данных) [10].

Общая схема архитектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействие с внешними автоматизированными информационными системами представлена на рисунке 1 (использованные сокращения: ИПС - информационно-программные средства; ЦОД - центр обработки данных; ЦИТТУ -Центральное информационно-техническое таможенное управление; ЦА ФТС центральный аппарат ФТС России; РТУ - региональные таможенные управления; АСВД ТО - автоматизированная система внешнего доступа; ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти; СВУЦ ТО - система ведомственных удостоверяющих центров; ПУР - пункт удаленной регистрации пользователей ЕАИС ТО; ТНП - таможни непосредственного подчинения; РЭТ - региональная электронная таможня; ЦЭД - центр электронного декларирования).

и

Рис. 1. - Обобщенная схема архитектура ЕАИС ТО Также было установлено, что существующая архитектура ЕАИС ТО не в полной мере соответствует современным требованиям и стоящим перед ФТС России целям и задачам. Данные в информационных, информационно-справочных системах и базах данных многочисленных автоматизированных рабочих мест должностных лиц таможенных органов зачастую не синхронизированы, могут дублироваться и даже противоречить друг другу. Это закономерно приводит к нештатным ситуациям, сбоям при обмене данными, увеличению времени на совершение таможенных операций и проблемам при функционировании иных регламентированных процедур.

Одним из направлений решения обозначенных выше проблем является изменение архитектуры и состава информационных систем таможенных органов, предполагающее централизацию архитектуры ЕАИС ТО и сокращение номенклатуры ИПС.

М Инженерный вестник Дона, №3 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2021/6878

Один из вариантов решения этой задачи представлен на рисунке 2 (использованные сокращения: АС - автоматизированная система; АПС -комплексная автоматизированная подсистема ЕАИС ТО; КПС - комплекс программных средств; ИИС - интегрированная информационно-справочная система).

Наиболее масштабная и самая сложная функциональная группа ИПС ЕАИС ТО связана совершением двух типов таможенных операций:

- в пунктах пропуска при прибытии и убытии транспортных средств;

- в центрах электронного декларирования и на таможенных постах фактического контроля при декларировании товаров.

Таможенный процесс: ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФОИВ И ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Таможенный процесс: ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ В ПУНКТЕ ПРОПУСКА

АС «КТТ-2»

АС «ПП» >■ АПС «Пункт пропуска»

| КПС «Портал Морской порт» |

| АПС «Электронные госуслуги»| | КПС «Взаимодействие ИС»

АПС «Электронны; госуслуги»

Таможенный процесс: ВАПЮТНЫИ КОНТРОЛЬ

Таможенный процесс: ОСНОВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АИС «АНСТ-М^ | АИС «ОрдерГ

КПС «Учет ВО»

КПС «Учет н контроль товаров на ВХ»

КПС «Сбор информации по ГТД»

КПС «Журналы-Регистрация»

КПС «Достоверность-О»

АПС «Таможенное оформление»

АС «Обеспечение»

| КПС « М ониторин г ВО» | | КПС «Контроль ВО ФТ1>1 | КПС «Сбор ЭК ВО» ~| | КПС «Ведение РЕД ВК^~| I КПС «Агент ВК» I

АС «Валютный контроль»

Таможенный процесс: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Таможенный процесс: ПРИМЕНЕНИЕ СУР

| КПС «Выявление рисков» | I КПС «Ведение БДПР» I

АПС «Тестирования и анализа профилей риска»

АПС «Тестирования и анализа профилей риска»

ИСС «Малахит»

КПС «Мониторинг-Анализ»

КПС «Аналитпка-ПП»

КПС «Аналитака-СКВВ»

КПС «Мониторинг н анализ:

КПС «ЦБД ГТД»

ИИС «Малахит»

Рис. 2. - Возможная перспективная централизация информационно-программных средств ЕАИС ТО Если представить совершение таможенных операций при прибытии товаров на территорию ЕАЭС как процесс в виде отдельных элементов, то единая автоматизированная система пункта пропуска должна обеспечить реализацию всех операций по каждому элементу в виде единого бизнес-процесса. Вся обработка, проверка и хранение информации обеспечиваются в главном ЦОД. На этом же уровне происходит взаимодействие с иными централизованными информационными системами. На уровне пункта

пропуска должно функционировать клиентское приложение, адаптированное под конкретный тип пункта пропуска (автомобильный, морской, воздушный, железнодорожный), которое имеет унифицированный визуальный интерфейс пользователя и единые систематизированные правила работы с централизованной компонентой.

Примерно по такому же принципу целесообразно создание единой системы обработки данных при декларировании товаров, когда вся обработка и хранение информации сосредотачиваются в главном ЦОД с централизованными сервисами проведения форматно-логического контроля, диспетчеризации деклараций, автоматической регистрации и выпуска (в отношении части декларационного массива).

Важным направлением оптимизации архитектуры ЕАИС ТО также является создание единого аналитического хранилища информации -централизованного информационного ресурса, содержащего сведения из различных баз данных ЕАИС таможенных органов, который должен решить главную задачу - однократное хранение сведений и их многократное безопасное использование. При этом в хранилище целесообразно выделить как минимум два раздела, принципиально отличающихся по сути решаемых задач:

- оперативный - должен содержать первичные данные, сформированные при совершении таможенных операций. Сведения будут попадать в раздел мгновенно после завершения реализуемого бизнес-процесса, например по завершению оформления декларации на товары или при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

- аналитический - должен формироваться на основе оперативного раздела, но содержать данные, специально подготовленные с учетом требований по производительности системы, для аналитической обработки.

Отказ от прямого доступа к ресурсам центрального банка данных ФТС России (одна из приоритетных задач развития информационно-коммуникационных технологий таможенных органов) невозможен без заранее созданного и успешно апробированного на практике аналитического инструментария (например, витрин данных, средств визуального анализа, доступа к данным при необходимости на основе технологии виртуальных рабочих столов).

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы.

Программными документами ФТС России предусмотрена необходимость и возможность дальнейшего развития компонентов ЕАИС ТО. При этом на современном этапе это целесообразно реализовать сразу по нескольким направлениям:

- в части технической архитектуры - модернизация с учетом тенденций импортозамещения, наращивание вычислительных мощностей ЦОД, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры (высокая пропускная способность каналов, бесперебойная, гарантированная передача данных);

- в части информационно-программной инфраструктуры -централизация информационно-программных средств;

- в части функциональной архитектуры - внедрение функциональной подсистемы единого аналитического хранилища информации.

Реализация перечисленных направлений оптимизации архитектуры информационной системы, сопряженная с трансформацией таможенных технологий, позволит создать на базе ЕАИС ТО цифровой базис, обеспечивающий ускорение и повышение эффективности совершения таможенных операций, перевод ряда операций в автоматический режим, сокращение ресурсов и издержек, связанных с обслуживанием ЕАИС ТО.

Литература

1. Афонин П.Н. Информационное обеспечение в таможенных органах: учебник. СПб.: Интермедия, 2019. 228 с.

2. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России // сайт Минфина РФ. URL: minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sl uzhba_v_2018_godu.pdf (дата обращения: 05.03.2021).

3. Перечень соглашений о взаимодействии // сайт ФТС России URL: customs.gov.ru/list (дата обращения: 05.03.2021).

4. Разработка научно-методических подходов и методических рекомендаций по реализации технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров (заключительный): отчет по НИР // сайт Евразийской экономической комиссии URL: eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/%D0%94%D0 %A2%D0%98%20(%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82.0/o200/oD0%94%D0% B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D00/oBD0/oD0%BE%D1%8 1%D1%82%D1%8C.%20%D0%9F%D1%80%D0%BE0/oD00/oB5%D0%BA%D 1 %82-

%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D00/oB50/oD00/oB3%D0%B8% D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83 % D1%81%D0%BA.%20%D0%9D%D0%98%D0%A0.%20%D0%9E%D1%82%D 1%87%D 1%91%D1%82) .pdf (дата обращения 05.03.2021).

5. Интервью начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России В.И. Селезнева «Таможенный контроль сменил акценты» журналу «Таможня» // сайт ФТС России. URL: customs.gov.ru/press/aktual-no/document/19983 (дата обращения: 05.03.2021).

6. Адамова О.В. Возможности совершенствования системы управления таможенными рисками на основе автоматизации выявления рисков // Инженерный вестник Дона, 2019, №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2019/6103.

7. Боброва О.Г. и др. Скоординированное управление границей: международные стандарты и правоприменительная практика: монография. М.: Прометей, 2017. 192 с.

8. Single Window. Implications for Customs Administrations // сайт Всемирной таможенной организации. URL: wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-programmes/ single-window/~/media/F2AA10A863BA4B5D8963E810D580A8D6.ashx (дата обращения: 05.03.2021).

9. Digital Customs: Progressive Engagement. World Customs Organization. International Customs Day 2016 Kunio Mikuriya // сайт Всемирной таможенной организации URL: wcoomd.org/~/media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2016/wco-sg-message-icd-2016-en.pdf?db=web (дата обращения: 05.03.2021).

10. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни / Мантусов В.Б., Башлы П.Н., Гамидуллаев С.Н. и [др.]; под ред. В.Б. Мантусова/ М.: Юнити, 2020. 417 с.

References

1. Afonin P.N. Informatsionnoye obespecheniye v tamozhennykh organakh: uchebnik [Information support in customs service]. SPb.: Intermediya, 2019. 228 p.

2. Spravochnyye materialy k rasshirennomu zasedaniyu kollegii FTS Rossii [Reference materials for the extended meeting of the FCS board of Russia]. URL: minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sl uzhba_v_2018_godu.pdf (accessed: 05.03.2021).

3. Perechen' soglasheniy o vzaimodeystvii [List of liaison agreements]. URL: customs.gov.ru/list (accessed: 05.03.2021).

4. Razrabotka nauchno-metodicheskikh podkhodov i metodicheskikh rekomendatsiy po realizatsii tekhnologiy avtomaticheskoy registratsii deklaratsiy na tovary i avtomaticheskogo vypuska tovarov (zaklyuchitel'nyy): otchet po NIR [Development of scientific and methodological approaches and guidelines for the implementation of technologies for automatic registration of declarations for goods and automatic release of goods]. URL: eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/%D0%94%D0 %A2%D0%98%20(%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82.0/o200/oD0%94%D0% B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D00/oBD0/oD0%BE%D1%8 1%D1%82%D1%8C.%20%D0%9F%D1%80%D0%BE0/oD00/oB5%D0%BA%D 1 %82-

%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D00/oB50/oD00/oB3%D0%B8% D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B20/oD10/o8B0/oD0%BF%D1%83 % D1%81%D0%BA.%20%D0%9D%D0%98%D0%A0.%20%D0%9E%D1%82%D 1%87%D1%91%D1%82) .pdf (accessed 05.03.2021).

5. Interv'yu nachal'nika Glavnogo upravleniya tamozhennogo kontrolya posle vypuska tovarov FTS Rossii V.I. Selezneva «Tamozhennyy kontrol' smenil aktsenty» zhurnalu «Tamozhnya» [Interview with the head of the Main Department of Customs Control after the release of goods of the Federal Customs Service of Russia].URL: customs.gov.ru/press/aktual-no/document/19983 (accessed: 05.03.2021).

6. Bobrova O.G. i dr. Skoordinirovannoye upravleniye granitsey: mezhdunarodnyye standarty i pravoprimenitel'naya praktika: monografiya [Coordinated border management: international standards and law enforcement practice]. M.: Prometey. 2017. 192 p.

7. Single Window. Implications for Customs Administrations. URL: wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-programmes/ single-window/~/media/F2AA10A863BA4B5D8963E810D580A8D6.ashx (accessed: 05.03.2021).

8. Digital Customs: Progressive Engagement. World Customs Organization. International Customs Day 2016 Kunio Mikuriya. URL: wcoomd.org/~/media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2016/wco-sg-message-icd-2016-en.pdf?db=web (accessed: 05.03.2021).

9. Adamova O.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2019/6103.

10. Tsifrovaya ekonomika. Biznes-protsessy elektronnoy tamozhni [Digital economy. Business processes of electronic customs] / edited by V.B. Mantusov. M.: Yuniti, 2020. 417 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.