Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1482
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИИ НА ТОВАРЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ВЫПУСК ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуков Дмитрий Борисович

В статье представлены результаты исследования состояния работ по автоматизации технологий совершения таможенных операций, в том числе регистрации декларации на товары и выпуска товаров. Проведен анализ существующих технологий регистрации декларации на товары: а) автоматической регистрации, при которой решение о регистрации декларации на товары принимается информационной системой таможенных органов; б) регистрации декларации на товары должностным лицом таможенного органа с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Рассмотрены условия внедрения перспективной технологии автоматизированной регистрации декларации на товары. Показана актуальность внедрения технологии автоматизированного выпуска товаров, при использовании которой четко разделяются решения, принятые информационной системой, и решения, принятые должностным лицом таможенного органа. Общее решение таможенного органа по выпуску или отказу в выпуске товаров основывается на совокупности данных решений. Неотъемлемой частью создания технологии автоматизированного выпуска товаров является алгоритмизация проверок, проводимых на каждом технологическом этапе, последовательность проведения и их взаимное влияние. Внедрение предлагаемых технологий совершения таможенных операций позволит повысить уровень автоматизации в деятельности таможенных органов, обеспечит эффективное распределение экономических ресурсов как в таможенных органах, так и в работе участников внешнеэкономической деятельности, минимизирует затраты для участников внешнеэкономической деятельности при прохождении таможенных формальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жуков Дмитрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE TECHNOLOGIES OF COMPLETION CUSTOMS OPERATIONS

The article presents the results of a study of the state of work on the automation of technologies for performing customs operations, including the registration of a declaration for goods and the release of goods. At the same time, an analysis of the existing technologies for registering a declaration for goods was carried out: a) automatic registration, in which the decision to register a declaration for goods is made by the information system of the customs authorities; b) registration of a declaration for goods by an official of the customs authority using standard software of the Unified Automated Information System of Customs Authorities. The conditions for introducing a promising technology for automated registration of a declaration for goods are considered. The relevance of the introduction of the technology of automated release of goods is shown, when using which the decisions made by the information system and the decisions made by the official of the customs authority are clearly separated. The general decision of the customs authority to release or refuse to release goods is based on the totality of these decisions. An integral part of the creation of technology for automated release of goods is the algorithmization of checks carried out at each technological stage, the sequence of carrying out and their mutual influence. The introduction of the proposed technologies for customs operations will increase the level of automation in the activities of customs authorities. It will ensure the efficient distribution of economic resources both in the customs authorities and in the work of participants in foreign economic activity, minimize the costs for participants in foreign economic activity when going through customs formalities.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ»

цифровые технологии в таможенном деле

digital technologies in customs

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_04_9

перспективные технологии совершения таможенных операций д. Б. жуков1

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования состояния работ по автоматизации технологий совершения таможенных операций, в том числе регистрации декларации на товары и выпуска товаров. Проведен анализ существующих технологий регистрации декларации на товары: а) автоматической регистрации, при которой решение о регистрации декларации на товары принимается информационной системой таможенных органов; б) регистрации декларации на товары должностным лицом таможенного органа с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Рассмотрены условия внедрения перспективной технологии автоматизированной регистрации декларации на товары. Показана актуальность внедрения технологии автоматизированного выпуска товаров, при использовании которой четко разделяются решения, принятые информационной системой, и решения, принятые должностным лицом таможенного органа. Общее решение таможенного органа по выпуску или отказу в выпуске товаров основывается на совокупности данных решений. Неотъемлемой частью создания технологии автоматизированного выпуска товаров является алгоритмизация проверок, проводимых на каждом технологическом этапе, последовательность проведения и их взаимное влияние. Внедрение предлагаемых технологий совершения таможенных операций позволит повысить уровень автоматизации в деятельности таможенных органов, обеспечит эффективное распределение экономических ресурсов как в таможенных органах, так и в работе участников внешнеэкономической деятельности, минимизирует затраты для участников внешнеэкономической деятельности при прохождении таможенных формальностей.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба, таможенные органы, таможенные операции, Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, информационная система, автоматизированная регистрация декларации на товары, автоматизированный выпуск товаров.

© Жуков Д. Б., 2022

perspective technologies of completion customs operations

D. B. Zhukov1

1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article presents the results of a study of the state of work on the automation of technologies for performing customs operations, including the registration of a declaration for goods and the release of goods. At the same time, an analysis of the existing technologies for registering a declaration for goods was carried out: a) automatic registration, in which the decision to register a declaration for goods is made by the information system of the customs authorities; b) registration of a declaration for goods by an official of the customs authority using standard software of the Unified Automated Information System of Customs Authorities. The conditions for introducing a promising technology for automated registration of a declaration for goods are considered. The relevance of the introduction of the technology of automated release of goods is shown, when using which the decisions made by the information system and the decisions made by the official of the customs authority are clearly separated. The general decision of the customs authority to release or refuse to release goods is based on the totality of these decisions. An integral part of the creation of technology for automated release of goods is the algorith-mization of checks carried out at each technological stage, the sequence of carrying out and their mutual influence. The introduction of the proposed technologies for customs operations will increase the level of automation in the activities of customs authorities. It will ensure the efficient distribution of economic resources both in the customs authorities and in the work of participants in foreign economic activity, minimize the costs for participants in foreign economic activity when going through customs formalities.

Keywords: Federal Customs Service, customs authorities, customs operations, Unified Automated Information System of Customs Authorities, information system, automated registration of goods declaration, automated release of goods.

введение

Целевым ориентиром «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» является полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов, которая также включает и цифровую трансформацию технологий таможенного оформления [1]. Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) совместно со структурными подразделениями Федеральной таможенной службы (ФТС России) проводится работа по созданию технологии автоматизированного контроля заявленных в декларации на товары сведений, предусматривающей проведение отдельных технологических этапов проверки декларации информационной системой в автоматическом режиме (технологии автоматизированного принятия решений).

Идеология данного процесса и предполагаемые технические и технологические решения ранее были рассмотрены в научных исследованиях и публикациях [2, 3, 4]. Как показали результаты исследований, сдерживающим фактором реализации технологии являлась действующая на тот момент децентрализованная версия используемого программного средства АИС «АИСТ-М» и необходимость пересмотра архитектуры Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.

В настоящее время оцифрованы практически все процессы основного оформления товаров, внедрены технологии полностью автоматического совершения таможенных операций. В случае «ручного выпуска» товаров таможенный инспектор проводит ряд проверок с использованием информационной системы, и их результаты используются должностным лицом таможенного органа при принятии решения. К таким проверкам относятся различные междокументарные сверки документов, автоматическое доведение информации о завершении транзита или помещении товара на временное хранение и др. Однако результаты проверок, проведенных информационной системой, не обладают каким-либо юридическим статусом и для должностного лица таможенного органа носят исключительно информационный характер.

Автоматизация деятельности таможенного инспектора существенно облегчает процесс контроля декларации и сокращает время его проведения [5]. Вместе с тем отметим, что на данном этапе технологическое обеспечение деятельности центров электронного декларирования (ЦЭД) позволило минимизировать сроки оформления товаров. Дальнейшее сокращение сроков возможно только за счет передачи принятия юридически значимых решений в отношении отдельных операций на уровень информационной системы и концентрации усилий должностного лица на совершении только тех операций, по которым информационная система не смогла принять решение. Такое разделение контроля между системой и человеком является основой технологии автоматизированного принятия решений, необходимость внедрения которой подчеркивалась на заседаниях коллегии ФТС России в 2019 г. и 2020 г.

В последние несколько лет проводимая ГУОТОиТК ФТС России работа по автоматизации совершения таможенных операций строится с учетом дальнейшего внедрения ее результатов в технологию автоматизированного принятия решений. Была поставлена задача свести все элементы в один стройный механизм и реализовать его в интуитивно понятном интерфейсе программного средства, который дал бы таможенному инспектору четкий порядок его действий. Это особенно актуально в условиях перехода на использование программной задачи «РМ СТО» (ПЗ «РМ СТО»).

В рамках работ по автоматизации совершения таможенных операций ГУОТО-иТК ФТС России разработаны проекты технологических схем автоматизированной регистрации декларации на товары и автоматизированного выпуска товаров.

состояние и перспективные решения реализации автоматизированной технологии регистрации декларации на товары

В соответствии с п. 5 ст. 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [6] таможенный орган отказывает в регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, если:

- таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации, либо таможенная декларация подана

неуполномоченным лицом и (или) не подписана, либо не удостоверена надлежащим образом;

- в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, либо структура и формат электронной таможенной декларации не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов;

- товары, в отношении которых подается таможенная декларация, за исключением товаров и случаев, определенных п. 2 и 3 ст. 109 ТК ЕАЭС, не находятся на территории Российской Федерации (РФ);

- не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации, либо не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Если в ходе проверки декларации не выявлены основания для отказа в ее регистрации, то такая декларация регистрируется таможенным органом [7].

В настоящее время в программных средствах ЕАИС таможенных органов реализовано два порядка регистрации декларации на товары (рис. 1):

1) полностью автоматический, при котором решение о регистрации декларации на товары принимается информационной системой таможенных органов;

2) регистрация декларации на товары должностным лицом таможенного органа с использованием штатных программных средств [8].

При переходе на централизованную архитектуру программных средств реализовано проведение в автоматическом режиме ряда проверок до поступления декларации на уровень таможенного поста [9]. В случае выявления ошибок декларация возвращается декларанту для исправления и не доходит до уровня таможенного поста. На текущий момент времени в процессе «ручной» регистрации деклараций должностному лицу в автоматическом режиме доводятся результаты проверок, необходимых для принятия решения, проведенных информационной системой до направления декларации на таможенный пост самостоятельно. При этом должностное лицо несет всю полноту ответственности за принятые решения, в том числе решения, принятые информационной системой.

Отдельные проверки, уже проведенные информационной системой, должностное лицо проводит повторно, следуя привычному алгоритму проверки или логике принятия решения. При этом в процессе принятия решения о регистрации/отказе в регистрации декларации в служебных отметках фиксируются только моменты начала процесса и его завершения. Этапы прохождения декларацией центрального уровня информационной системы, а также результаты промежуточных этапов контроля (контроль соблюдения условий регистрации) в качестве служебных отметок не фиксируются и не визуализируются. Как следствие, актуальными являются вопросы разделения ответственности за принятые решения между информационной системой и должностным лицом, а также исключения повторного проведения одних и тех же проверок по декларации на товары.

Рис. 1. Упрощенная схема контроля декларации в ЕАИС таможенных органов

Комплексным решением данных вопросов является внедрение технологии автоматизированной регистрации декларации на товары, при использовании которой четко разделяются решения, принятые информационной системой, и решения, принятые должностным лицом. Общее решение таможенного органа по регистрации или отказу в регистрации декларации на товары основывается на совокупности данных решений. Осуществление должностным лицом только тех проверок, в отношении которых информационной системой не было принято решение, позволит сократить сроки совершения таможенных операций, а также ускорить процесс доработки алгоритмов работы информационной системы за счет выявления и локализации предметной области причин отказов в автоматической регистрации.

В рамках реализации технологии автоматизированной регистрации этап регистрации декларации на товары разбивается на отдельные элементы (подэтапы), соответствующие п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС. При этом в качестве отдельных элементов (подэтапов), визуализируемых должностному лицу, не выделяются блокирующие проверки, которые проводятся информационной системой таможенных органов в автоматическом режиме в отношении всех поданных деклараций и в случае их непрохождения не допускают такую декларацию до этапа регистрации. Также в качестве отдельного подэтапа не выделяется проверка наличия товара

на территории РФ. Данная проверка осуществляется в рамках других подэтапов, в частности, контроля совершения таможенных операций, которые должны быть совершены до или в момент регистрации декларации на товары.

При регистрации декларации должен быть обеспечен контроль следующих условий:

- таможенная декларация подана таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации;

- таможенная декларация подана уполномоченным лицом;

- в таможенной декларации указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена в соответствии с установленным порядком ее заполнения;

- совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;

- соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Этапы проверки декларации на товары могут формализоваться в виде контрольной карты принятия решения о регистрации декларации. После прохождения алгоритма автоматической диспетчеризации деклараций и назначения декларации кода таможенного органа в автоматическом режиме проводятся проверки условий регистрации декларации (рис. 2).

При автоматической регистрации декларации в случае успешного прохождения всех проверок, предусмотренных алгоритмами автоматической регистрации, в соответствующих служебных отметках по всем подэтапам проставляется значение «да» с указанием личной номерной печати (ЛНП) «000». Должностному лицу, при необходимости принятия решения, в колонке «Проверка пройдена» проставляется чек-бокс значения «да» с указанием ЛНП «000» (автоматическое принятие решения), а кнопки «Зарегистрировать/Отказать в регистрации» не визуализируются. Если решение о регистрации декларации на товары принято в автоматическом режиме, то изменение значения чек-бокса (проставлено значение «да») должностным лицом не допускается. В случае если информационной системой в автоматическом режиме не принято решение по одному и/или нескольким подэтапам, то такая декларация направляется на регистрацию должностному лицу таможенного поста. В отношении всех подэтапов, по которым проверка проведена в автоматическом режиме, проставляется значение «да» с заверением ЛНП «000». Остальные чек-боксы визуализируются должностному лицо без их предза-полнения (пустые).

При заполнении должностным лицом чек-бокса значением «нет» становится активной строка «Обоснование принятого решения», которое является обязательным для заполнения. В зависимости от подэтапа допускается оформление обоснования принятого решения в виде предзаполненного поля (выпадающее меню с набором типовых решений). При принятии должностным лицом решения по

соответствующему подэтапу в данной строке указывается номер его ЛНП. До решения о регистрации декларации на товары должностное лицо вправе изменить принятое информационной системой решение по любому из подэтапов с изменением решения на «нет». В этом случае становится активным и обязательным к заполнению поле «Обоснование принятого решения».

Регистрация декларации на товары (кнопка «Зарегистрировать») становится возможной только при наличии во всех чек-боксах значения «да». После регистрации декларации декларанту от имени соответствующего таможенного органа направляется документ «Уведомление о регистрации таможенной декларации». При этом в отличие от действующей технологии в уведомлении о регистрации декларации подлежит указанию наименование и код таможенного органа, принявшего решение (сейчас - ФИО и ЛНП лица, принявшего решение), а сам документ подписывается технологической электронной подписью таможенного органа.

Таким образом до декларанта доводится обезличенное решение таможенного органа, без указания, кем конкретно было принято решение (как общее решение в отношении этапа, так и в отношении подэтапов). При наличии хотя бы в одном активном чек-боксе значения «нет» кнопка «Зарегистрировать» не доступна. При отказе в регистрации декларации декларанту направляется соответствующий документ (отказ в регистрации декларации) с переносом в него всех записей из колонки «Обоснование принятого решения». Каждая из проверок условий регистрации предусматривает создание алгоритма работы информационной системы для ее проведения, в том числе использующего результаты проверок, проведенных информационной системой на этапах, предшествующих регистрации декларации. Необходимо отметить, что в рамках подэтапов описанные проверки являются основными, но не исчерпывающими и могут дополняться в зависимости от условий внешнеэкономической сделки, таможенной процедуры и иных особенностей поставки товаров.

При внедрении технологии автоматизированной регистрации (см. рис. 2) требуется изменение подхода к формированию служебных отметок, которые должны отражать последовательность прохождения декларации по всем этапам и подэта-пам с момента ее поступления в информационную систему, а также фиксировать все ключевые события, влияющие на принятие решения внутри каждого из этапов (подэтапов).

Внедрение технологии автоматизированной регистрации декларации на товары приведет к модернизации алгоритмов технологии регистрации декларации посредством информационной системы (технологии автоматической регистрации).

Этап предшествующих решений

ФК - форматный контроль (форматно-логический контроль критического уровня); диспетчер - автоматическое распределение деклараций на товары между таможенными постами; АПР - автоматическое принятие решений; АР - автоматическая регистрация; АВР - автоматизированная регистрация.

Рис. 2. Этапы прохождения декларации в ЕАИС таможенных органов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ

При рассмотрении технологической схемы автоматизированного выпуска товаров необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится, если «соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру и уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации».

В настоящее время в программных средствах ЕАИС таможенных органов реализовано два порядка выпуска товаров: полностью автоматический, при котором решение о выпуске товаров принимается информационной системой таможенных органов, и выпуск товаров должностным лицом таможенного органа с использованием штатных программных средств [10].

Актуальным является вопрос внедрения технологии автоматизированного выпуска товаров, при использовании которой четко разделяются решения, принятые информационной системой, и решения, принятые должностным лицом. Общее решение таможенного органа по выпуску или отказу в выпуске товара основывается на совокупности данных решений. Неотъемлемая часть создания технологии автоматизированного выпуска - алгоритмизация проверок, проводимых на каждом технологическом этапе, последовательность проведения и их взаимное влияние.

Необходимо отметить, что в настоящее время уровень автоматизации процессов контроля различных этапов существенно отличается. В ПЗ «РМ СТО» проверка декларации на товары на соблюдение условий выпуска разделена на несколько последовательно проводимых технологических этапов контроля: соблюдение

условий таможенной процедуры; валютный контроль; классификация (код) товаров, контроль страны происхождения (СП), контроль преференций; соблюдение запретов и ограничений (ЗиО), включая контроль объектов интеллектуальной собственности; контроль таможенной стоимости (ТС) товаров; контроль начисления и уплаты таможенных платежей (платежи); соблюдение условий выпуска (выпуск товаров) (рис. 3). В представленной технологии проверки декларации на соблюдение условий выпуска этап 1 предполагает регистрацию декларации на товары.

Рис. 3. Последовательность прохождения технологических этапов выпуска товаров

С точки зрения работы информационной системы контроль соблюдения условий выпуска проводится в двух ключевых точках:

1) непосредственно после регистрации декларации в зависимости от таможенной процедуры определяется набор обязательных проверок (условий), которые должны быть проведены при проверке декларации (этап 2);

2) перед выпуском товаров (этап 8) осуществляется контроль прохождения обязательных проверок (условий), и если они проведены, то осуществляется выпуск товара. В зависимости от таможенной процедуры, особенностей перемещения товаров или их декларирования отдельные этапы могут не проводиться.

Каждый из этапов проверки декларации требует создания алгоритма работы информационной системы для его проведения, в том числе учитывающего результаты ранее проведенных проверок и результаты таможенного контроля, проведенного до момента регистрации декларации на товары. При этом алгоритмами работы информационной системы результаты проверок и выявленные ошибки должны разделяться следующим образом:

- критические - ошибки, приводящие к отказу в выпуске или решению вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (уголовного дела) (блокирующие критерии при применении технологии автоматического выпуска);

- обязывающие - требуются обязательные действия со стороны должностного лица (блокирующие критерии при применении технологии автоматического выпуска);

- существенные - действия со стороны должностного лица требуются в зависимости от ситуации (например, неприменение определенных действий в отношении участников ВЭД низкого уровня риска);

- информационные - не требующие каких-либо действий со стороны должностного лица, но сигнализирующие о наличии расхождений (не являются блокирующими критериями при применении технологии автоматического выпуска).

Информационная система после регистрации декларации осуществляет проверку по всем технологическим этапам контроля и принимает решение по каждому из них с фиксацией принятых решений (причин отказа в автоматическом принятии решения) в служебных отметках. В случае если информационной системой в автоматическом режиме не принято решение по одному и/или нескольким этапам, то такая декларация направляется должностному лицу таможенного поста. Поскольку контроль по каждому из этапов состоит из множества проверок, то предусматривается возможность принятия решения должностным лицом как по всему этапу, так и по конкретной проверке, не пройденной в автоматическом режиме. Целесообразно по каждому из этапов визуализировать перечень проверок, предусмотренных при прохождении этапа, а также перечень проверок, пройденных/не пройденных в автоматическом режиме. В отношении всех этапов, по которым проверка не проведена в автоматическом режиме, окно «Решение» по товару в рамках этапа визуализируется должностному лицу без его предзаполнения.

Если должностным лицом в отношении этапа принято решение, подтверждающее заявленные в декларации сведения, и при условии прохождения всех остальных этапов в автоматическом режиме, статус товара изменяется на «выпущенный». Если должностным лицом в ходе контроля этапа принято решение, послужившее основанием изменения (дополнения) заявленных в декларации сведений, то решения информационной системы, принятые по последующим этапам, подлежат пересмотру. До принятия решения о выпуске товара должностное лицо вправе изменить принятое информационной системой решение по любому из этапов. В этом случае должностное лицо в специальном всплывающем окне обязано указать причину изменения решения информационной системы. В окне визуализируется номер этапа и проверки, решение по которому подлежит изменению (изменение значения данного поля не допускается). Поле «Обоснование изменения решения» допускается в виде выпадающего меню с набором типовых решений.

При применении автоматизированного выпуска декларанту направляется обезличенное сообщение о факте выпуска (от имени таможенного поста) с указанием по всем решениям номера технологической ЛНП («000»). При этом во внутренних служебных отметках декларации на товары сохраняются номера ЛНП в зависимости от того, кем было принято решение (номер ЛНП должностного лица или технологической ЛНП). Внедрение технологии автоматизированного выпуска товаров позволяет обеспечить принятие автоматического решения по каждому из товаров, заявленных в декларации, что приведет к модернизации алгоритмов выпуска товаров посредством информационной системы (технологии автоматического выпуска). Контроль прохождения проверок условий автоматического

выпуска проводится по каждому товару в отдельности. Автоматический выпуск проводится в отношении тех товаров, по которым все проверки пройдены в автоматическом режиме (переход от автоматического выпуска декларации на товары к автоматическому выпуску товара) (рис. 4).

Рис. 4. Перспективная модель автоматического выпуска товаров

В рамках автоматизированного выпуска алгоритмы автоматического выпуска товаров будут состоять из двух элементов:

1) проверка на наличие ограничений (исключений) применения автоматического выпуска - проверка на наличие условий, при выявлении которых автоматический выпуск не осуществляется даже при успешном прохождении всех этапов (например, если декларация на товары зарегистрирована исключительно должностным лицом без применения автоматизированной регистрации);

2) проверка успешного прохождения условий выпуска товаров (прохождения всех этапов) - контроль наличия по всем этапам положительного решения, принятого информационной системой.

Учитывая тот факт, что при направлении должностному лицу декларации часть товаров может быть автоматически выпущена (см. рис. 4), в статусном окне «Дерево состояний» главного экрана ПЗ «РМ СТО» по каждой декларации дополнительно визуализируется количество товаров, по которым решение уже принято в автоматическом и (или) ручном режиме. Аналогичную индикацию необходимо предусмотреть в окне «Реестр ДТ», что позволяет должностному лицу в любой момент времени получить информацию, в отношении какого количества товаров требуется принятие решения о выпуске.

заключение

Результаты анализа современного состояния и возможностей применения предлагаемых технических решений показали перспективность проектов по автоматизации совершения таможенных операций. При применении

автоматизированной регистрации участие должностного лица в процессе регистрации декларации предусматривается в отношении только тех проверок, по которым решение не было принято информационной системой таможенных органов. Внедрение перспективной технологии автоматизированной регистрации деклараций на товары потребует изменения текущего состояния процесса, системы служебных отметок, алгоритмов, применяемых в настоящее время при реализации технологии автоматической регистрации деклараций.

Технология автоматизированного выпуска товаров базируется на разделении этапа выпуска товаров на несколько последовательно проводимых технологических этапов:

- общий контроль, включающий контроль соблюдения условий таможенной процедуры и проведение валютного контроля;

- контроль кода товара и страны происхождения товара («Код товара и СП»);

- соблюдение запретов и ограничений, а также прав на объекты интеллектуальной собственности («Соблюдение ЗиО»);

- контроль таможенной стоимости товаров («Контроль ТС»);

- контроль начисления и уплаты таможенных платежей («Платежи»). Участие должностного лица в процессе проверки сведений, заявленных в декларации, предусматривается в отношении только тех этапов, по которым решение не было принято информационной системой таможенных органов. Данный подход к контролю декларации заложен в логику работы и интерфейсные решения централизованной версии АИС «АИСТ-М» (ПЗ «РМ СТО»).

Анализ временных затрат по каждому из технологических этапов показал, что время проведения этапа напрямую зависит от уровня автоматизации проверок, необходимых для его прохождения. Вместе с тем оценка временных затрат на проведение проверки декларации в настоящее время носит субъективный характер в связи с отсутствием фиксации в служебных отметках декларации решений по соответствующим этапам, а также четко определенных рамок проведения самого этапа.

Реализация предложенных технологических решений позволит оптимизировать порядок совершения таможенных операций, повысить экономическую эффективность деятельности таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, обеспечит рациональное использование информационно-технических ресурсов и кадрового потенциала таможенных органов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

2. Жуков Д. Б. Направления развития технологий совершения таможенных операций в центрах электронного декларирования // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 20-28.

3. Мантусов В. Б., Жуков Д. Б. Совершенствование таможенных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 24-31.

4. Таможенные операции и механизмы их реализации: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, С. Ю. Цыпранюк, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, А. А. Русанова; под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. 212 с.

5. Решение коллегии ФТС России от 19.12.2019 «О развитии программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях обеспечения деятельности центров электронного декларирования и их взаимодействия с таможенными постами фактического контроля» (приказ ФТС России от 07.02.2020 № 144).

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

7. Приказ Министерства финансов РФ от 31.03.2021 № 51н «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 № 98 «Об инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары» (в ред. решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 № 122, от 21.05.2019 № 83).

9. Приказ Министерства финансов РФ от 20.09.2019 № 150н «Об утверждении порядка совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации на товары либо отказом в такой регистрации посредством информационной системы таможенных органов» (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2019 № 56365).

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информация об авторе

Жуков Дмитрий Борисович - генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, e-mail: [email protected], тел.: 8 (499) 449-88-42.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Жуков Д. Б. Перспективные технологии совершения таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 9-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.