ул. Новозаводская, 11/5, тел.: +7 (906) 772-57-11, e-mail: [email protected], [email protected];
Быков Андрей Михайлович - кандидат экономических наук, генерал-майор таможенной службы, первый заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, Москва, 121087, ул. Новозаводская, 11/5, тел.: +7 (926) 602-16-46, e-mail: [email protected].
конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Скиба В. Ю., Быков А. М. Внедрение цифровых технологий в институт таможенных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 43-51.
УДК 339.543
DOI 10.54048/20727240_2022_02_51
технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений
с. в. шкляев1
1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты исследования технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений - меры технического и нетарифного регулирования как меры регламентации международной торговли, которые оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики, на качество и безопасность ввозимой или вывозимой продукции. При этом обобщены условия автоматического выпуска товаров с учетом соблюдения запретов и ограничений как при импорте, так и при экспорте товаров; определены возможности таможенной службы Российской Федерации по технической реализации автоматических технологий совершения таможенных операций по обеспечению соблюдения мер технического и нетарифного регулирования, в частности по организации межведомственного электронного взаимодействия и представления в таможенные органы разрешительных документов в электронном виде для организации автоматизированного контроля соответствия сведений, заявленных в декларациях на товары, сведениям в разрешительных документах. Рассмотрены качественно новые алгоритмы работы информационно-программных средств единой автоматизированной информационной системы таможенных органов во взаимодействии с системой межведомственного электронного взаимодействия по направлениям контроля соблюдения мер технического и нетарифного регулирования. Основное внимание уделено использованию и развитию: информационных технологий и сервисов, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности размещать электронные разрешительные документы или сведения о них до подачи декларации на товары; технологий автоматической сверки таких документов и сведений; автоматизированных технологий контроля за перемещением лицензированных товаров, соблюдением мер нетарифного регулирования в пунктах пропуска.
© Шкляев С. В., 2022
Ключевые слова: таможенная служба, таможенные органы, таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирование, торговые ограничения, техническое регулирование, нетарифное регулирование, таможенные операции, таможенный контроль, выпуск товаров, технологии автоматического контроля товаров.
technologies for automatic control of goods subject to trade restrictions
s. V. shklyaev1
1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article presents the results of a study of the technology of automatic control of goods for which measures of trade restrictions are applied - measures of technical and non-tariff regulation, as measures of regulation of international trade, which have a significant impact on the development of the national economy, on the quality and safety of imported or exported products. At the same time, the conditions for the automatic release of goods were summarized, taking into account the observance of prohibitions and restrictions both when importing and exporting goods; the possibilities of the customs service of the Russian Federation for the technical implementation of automatic technologies for performing customs operations to ensure compliance with measures of technical and non-tariff regulation, in particular, for organizing interdepartmental electronic interaction and submitting permits to customs authorities in electronic form for organizing automated control of the compliance of information declared in declarations for goods, information in permits. Qualitatively new algorithms for the operation of information and software tools of the unified automated information system of customs authorities in cooperation with the system of interdepartmental electronic interaction in the areas of monitoring compliance with technical and non-tariff regulation measures are also considered. The main attention is paid to the use and development of: information technologies and services that allow foreign economic activity participants to place electronic permits or information about them before filing a declaration for goods; technologies for automatic verification of such documents and information; automated technologies for controlling the movement of licensed goods, compliance with non-tariff regulation measures at checkpoints.
Keywords: customs service, customs authorities, customs regulation, customs tariff regulation, trade restrictions, technical regulation, non-tariff regulation, customs operations, customs control, release of goods, technologies for automatic control of goods.
введение
Совершенствование технологий автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений, является важным и актуальным направлением развития Федеральной таможенной службы (ФТС России) [1].
В соответствии со ст. 118 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) одно из обязательных условий автоматического выпуска -соблюдение запретов и ограничений как при импорте, так и при экспорте товаров [2]. В пункте 2 ст. 80 ТК ЕАЭС закреплена норма, предусматривающая право участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документы или сведения, если они могут быть получены таможенными органами из информационных систем (ИС) таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия [3].
Отказаться от представления таможенным органам разрешительных документов, необходимых для совершения таможенных операций, при сохранении надлежащего уровня контроля позволила проведенная ФТС России при непосредственном участии федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) масштабная работа по автоматизации процессов, связанных с совершением таможенных операций, по расширению возможности участников ВЭД в автоматическом или автоматизированном режиме получать информацию, имеющуюся в распоряжении таможенного органа [4].
В целях технической реализации положений ТК ЕАЭС осуществлен комплекс мероприятий по организации межведомственного электронного взаимодействия в части обмена информацией и представления в таможенные органы разрешительных документов в электронном виде для организации автоматизированного контроля соответствия сведений, заявленных в декларациях на товары (ДТ), сведениям в разрешительных документах [5].
Для обеспечения бесперебойного межведомственного информационного взаимодействия проведен комплекс организационно-технических мероприятий, в частности: разработан и согласован с ФОИВ «Справочник масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в декларации на товары» (Справочник), а также реализован форматно-логический контроль соответствия номера разрешительного документа, заявленного в ДТ, коду вида документа и структуре маски, содержащейся в Справочнике (данный Справочник размещен на сайте ФТС России в разделе «Открытые данные» и актуализируется на постоянной основе); проведен анализ и разработаны нормативные правовые акты (15 приказов ФТС России), исключающие требования о представлении разрешительных документов при таможенном декларировании товаров; выполнены работы по развитию программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) [6].
Реализация такого комплекса мероприятий позволила обеспечить межведомственное электронное взаимодействие таможенных органов по вопросам запретов и ограничений (посредством технологических карт межведомственного взаимодействия и отдельных соглашений по межведомственному информационному обмену) с 20 ФОИВ: Минфином России, Минпромторгом России, Росаккредитацией, ФСБ России, МВД России, Росприроднадзором, Росрыболовством, Минкуль-туры России, Минобороны России, Минсельхозом России, Минздравом России, Роскомнадзором и Росздравнадзором, Россельхознадзором, ФНС России, Роспатентом, ФНП России, Росстандартом, ФСТЭК России и ФСВТС России [7].
Таможенные органы при совершении таможенных операций, связанных с декларированием товаров, получают в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) сведения о разрешительных документах, содержащихся в информационных ресурсах ФОИВ, в автоматическом режиме, близком к реальному времени. Результаты такого взаимодействия характеризуются получением содержательных ответов на уровне 99,3%, что позволило существенно упростить и ускорить совершение таможенных операций участниками
ВЭД в процессе внешнеторговых поставок товаров, а также повлияло на возможность разработки и применения технологии выпуска товаров без участия должностного лица. Указанная технология включает алгоритмы автоматического выпуска товаров, влияющие на эффективность совершения таможенных операций.
Для оценки работоспособности сервисов межведомственного информационного обмена ФОИВ структурными подразделениями ФТС России на постоянной основе проводится мониторинг запросов таможенных органов и анализ состояния СМЭВ, в том числе с выездами непосредственно в таможенные органы. Анализ результатов мониторинга запросов таможенных органов к сервисам ФОИВ показывает, что межведомственный информационный обмен, а также программные средства ЕАИС ТО позволяют обеспечить соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Проводимые ФТС России мероприятия по совершенствованию информационного взаимодействия позволили внедрить качественно новые алгоритмы работы программных средств по следующим направлениям контрольной деятельности: обеспечение соблюдения мер технического регулирования; обеспечение соблюдения мер нетарифного регулирования.
технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования
В современных условиях перемещение различных категорий товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) сопровождается необходимостью соблюдения участниками ВЭД множества требований, затрагивающих главным образом вопросы обеспечения качества и безопасности ввозимой или вывозимой продукции. Неотъемлемой частью соблюдения запретов и ограничений является институт технического регулирования, представляющий собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации» [8].
Основными элементами системы технического регулирования являются:
1) установление, применение и реализация обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла;
2) установление и добровольное применение требований к продукции, процессам жизненного цикла, выполнению работ или оказанию услуг;
3) регулирование в сфере оценки соответствия.
Первый элемент реализуется посредством принятия и применения технических регламентов, второй - через стандартизацию, третий - путем проведения оценки соответствия.
Система технического регулирования, существующая на сегодняшний день в ЕАЭС, претерпела множество разнообразных изменений с момента начала
своего развития. Так, государствами - членами Союза была произведена интеграция ряда национальных сегментов данной системы, а также осуществлена работа по унификации порядка проведения некоторых операций, направленных на снижение административной нагрузки на участников ВЭД.
Наиболее ярким примером подобной деятельности является законодательное закрепление возможности заявления в таможенной декларации сведений о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, без их представления таможенным органам при совершении таможенных операций. В каждом государстве - члене ЕАЭС указанная норма реализована посредством использования современных информационных технологий и сервисов. Например, в Российской Федерации (РФ) на базе АПС «Личный кабинет участника ВЭД» создан электронный архив документов декларанта (ЭАДД), позволяющий участникам ВЭД размещать электронные разрешительные документы или сведения о них до подачи ДТ.
ЭАДД значительно ускоряет процессы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, так как должностные лица таможенных органов в процессе декларирования не запрашивают у декларантов включенные в него документы. Более того, благодаря СМЭВ в ходе проверки документов о соответствии исключается и необходимость направления письменных запросов из таможенных органов в ФОИВ, поскольку после подачи ДТ ИС таможенных органов в автоматическом режиме запрашивает необходимые сведения у Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация). В настоящее время в действующий алгоритм автоматического выпуска включены товары, основным условием выпуска которых является наличие сведений из документов о соответствии в ИС таможенных органов, полученных из Росаккредитации посредством инфраструктуры СМЭВ.
При этом необходимо отметить, что ввозимые в Россию товары, которые сопровождаются документами о соответствии, составляют 48% от общего объема ввозимых товаров. ФТС России уделяет пристальное внимание организации межведомственного взаимодействия в контексте автоматического выпуска товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования.
В настоящее время основной причиной недостаточного применения автоматического выпуска товаров является значительное время получения ответа о запрошенном документе. Это, прежде всего, связано с планомерным переходом ФОИВ на современную инфраструктуру СМЭВ-3. В целях повышения эффективности таможенного контроля в части обеспечения соблюдения мер технического регулирования проведены следующие мероприятия:
- заключено соглашение об информационном взаимодействии с Росаккреди-тацией, в рамках которого ФТС России получает сведения о прекращенных, приостановленных документах о соответствии, об органах по сертификации, осуществляющих оформление документов о соответствии с нарушением права ЕАЭС. На основании полученных сведений актуализируется справочник «Недействительные документы» ЕАИС ТО;
- обеспечено информационное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (подписаны соглашения, реализованы технологии определения рисковых поставок).
Информация, получаемая в рамках заключенных соглашений, полномасштабно интегрируется таможенными органами в систему управления рисками (СУР) для выявления опасной продукции.
При автоматическом выпуске товаров в настоящее время в централизованной версии системы таможенного оформления реализованы алгоритмы автоматической сверки сведений, указанных в ДТ, со сведениями, содержащимися в документе о соответствии. Автоматическая сверка сведений осуществляется по следующим критериям: заявитель (в части ОГРН); страна происхождения товара; код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза; статус документа; номер документа о соответствии; дата выдачи (регистрации) такого документа и дата окончания его действия.
Для повышения эффективности таможенного контроля при автоматическом выпуске товаров перспективным направлением является автоматизация процесса обмена массивом информации, поступающей из Росаккредитации в рамках СМЭВ и содержащей сведения об изготовителе продукции, наименовании товара (тип, артикул, модель, марка и др.), а также об испытательных лабораториях (центрах) и протоколах испытаний, на основании которых выданы документы о соответствии.
На современном этапе осуществляется работа по автоматическому обмену информацией в части фактов ввоза в РФ участниками ВЭД проб и образцов продукции для целей проведения процедур оценки ее соответствия обязательным требованиям. В связи с этим ФТС России проводится работа по созданию отдельного справочника ЕАИС ТО и подготовке предложений по актуализации технологической карты межведомственного взаимодействия.
технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования
Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и частично экономического характера), направленных на запреты и ограничения ввоза или вывоза товаров и услуг. Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта или экспорта или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов. Эти меры основаны на законодательной и административной базе государств, в значительной мере признанной в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО). Вторая группа мер нетарифного внешнеторгового регулирования охватывает большой круг мероприятий, разнородных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, меры безопасности, санитарные и экологические
меры, при которых устанавливаются ограничения торговли товарами и услугами [8].
В целях подтверждения соблюдения мер нетарифного регулирования таможенным органам РФ представляются:
- лицензии или разрешения Минпромторга России;
- заключения (разрешительные документы) уполномоченных государственных органов;
- сведения из соответствующих реестров, ведение которых осуществляют ФОИВ или Евразийская экономическая комиссия.
При этом важной и актуальной научно-практической задачей является разработка автоматических механизмов, которые обеспечат эффективность применения мер нетарифного регулирования как в торговле с третьими странами, так и в рамках взаимной торговли государств - членов ЕАЭС. Данный процесс автоматизации совершенствования таможенных операций должен быть направлен, прежде всего, на сохранение надлежащего уровня контроля от этапа прибытия товаров до их выпуска таможенными органами [9].
К наиболее значимым мероприятиям по автоматизации процессов, связанных с совершением таможенных операций, способствующих снятию административных барьеров в сфере ВЭД при сохранении надлежащего уровня контроля, относятся следующие.
1. Проведение мероприятий по исключению необходимости представления участником ВЭД в таможенный орган оригинала лицензии Минпромторга России на бумажном носителе до совершения таможенных операций для постановки ее на контроль. По данным ФТС России, в 2021 г. было зарегистрировано: при импорте 21 781 ДТ (1,18% количества от ДТ с разрешительными документами), при экспорте 34 632 ДТ (13,61% количества от ДТ с разрешительными документами). Сведения о документе таможенные органы получают непосредственно из Минпромторга России с использованием СМЭВ.
Достигнутые ФТС России результаты по стабильно высокому проценту получения содержательных ответов при информационном взаимодействии с Мин-промторгом России позволили приступить к проведению мероприятий, направленных на организацию контроля за перемещением лицензируемых товаров с использованием программных средств, обеспечивающих автоматизированный контроль за исполнением лицензий Минпромторга России. В рамках проведенных мероприятий был разработан соответствующий нормативный правовой акт и доработаны программные средства таможенных органов.
В результате этого в 2017 г. во всех таможенных органах был начат эксперимент по учету количества ввозимых (вывозимых) лицензируемых товаров с применением информационно-программных средств ЕАИС ТО (Временный порядок, распоряжение ФТС России от 18.04.2017 № 91-р).
Успешное проведение эксперимента позволило с 01.05.2020 в рамках технологии совершения таможенных операций, связанных с применением ИС таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте
и (или) импорте которых применяется лицензирование (приказ ФТС России от 18.12.2019 № 1907), полноценно осуществить переход на использование программных средств, обеспечивающих автоматизированный контроль за исполнением лицензий. Это позволило проводить централизованный автоматизированный контроль и учет количества перемещаемых в счет лицензий товаров с использованием ресурсов ЕАИС ТО без предварительной постановки лицензий на контроль в таможенных органах, что также способствовало концентрации таможенного декларирования в центрах электронного декларирования (ЦЭД).
Технология совершения таможенных операций, связанная с использованием ИС таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование, позволила исключить временные издержки участников ВЭД, связанные с необходимостью постановки лицензий на контроль, что способствовало реализации автоматической диспетчеризации ДТ и концентрации таможенного декларирования лицензируемых товаров в ЦЭДах. Следующим этапом развития данного направления в 2021 г. стала реализация автоматической технологии контроля за исполнением лицензий посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц.
2. В целях повышения эффективности контроля за исполнением лицензий, а также автоматического учета количества лицензируемых товаров разработаны алгоритмы автоматической междокументарной сверки сведений о товарах, заявленных в ДТ. Необходимо отметить, что одним из основных факторов, препятствующих выявлению подконтрольных товаров и проведению междокументарной сверки в автоматическом режиме, является отсутствие механизмов обработки и анализа неструктурированных данных (семантического анализа), позволяющих сопоставлять сложные характеристики контролируемых товаров с описаниями декларируемых товаров и сведениями из разрешительных документов.
В 2021 г. в таможенных органах на объектах пилотной зоны внедрена опытная эксплуатация разработанного программного средства КПС «Семантика» [10, 11]. Должностными лицами таможенных органов осуществляется верификация семантической модели выявления контрольных товаров. При ее проведении должностные лица таможенных органов просматривают полученные результаты обработки информации КПС «Семантика» и подтверждают корректность проведенного семантического анализа.
Внедрение в деятельность таможенных органов технологий семантического анализа позволит автоматизировать процессы принятия решений по товарам и значительно ускорить процессы обработки больших объемов данных в целях выявления контролируемых товаров [12].
В настоящий момент сервис КПС «Семантика», реализующий данную технологию в ЕАИС ТО, прошел опытную эксплуатацию на объектах пилотной зоны ПТУ и СТУ. В ноябре 2021 г. экспертная поддержка принятия решения должностными лицами в части контролируемых товаров и объектов интеллектуальной собственности при оформлении ДТ в АИС «АИСТ-М» осуществлялась с применением сервиса КПС «Семантика».
3. Обеспечение контроля за соблюдением мер нетарифного регулирования в автоматизированном режиме на этапе прибытия товаров. В настоящее время программные средства в пунктах пропуска обеспечивают реализацию функций, позволяющих:
- осуществлять проверку разрешительных документов посредством СМЭВ;
- проводить таможенный контроль с применением СУР;
- вносить сведения о разрешительных документах в ручном режиме при их представлении на бумажном носителе.
Правом Союза установлены отдельные категории подконтрольных товаров, в отношении которых разрешительные документы должны быть представлены на этапе прибытия. К таким категориям относятся наркотические средства, озоно-разрушающие и ядовитые вещества, опасные отходы и др.
Анализ выполнения перевозчиками требований ТК ЕАЭС показал, что сведения о лицензиях и (или) заключениях (разрешительных документах) не предоставляются при уведомлении таможенного органа о прибытии. При этом необходимо учитывать, что по описанию товара в авианакладных должностному лицу в большинстве случаев затруднительно идентифицировать подконтрольный товар.
В части соблюдения запретов и ограничений в сервисе «Разрешительные документы» в «Личном кабинете участника ВЭД» реализовано следующее:
- в режиме онлайн участники ВЭД могут увидеть разрешительные документы, выданные им ФОИВ. С помощью данного информационного сервиса российские экспортеры и импортеры в режиме онлайн могут видеть поступившие и используемые ИС таможенных органов документы, выданные им различными государственными органами для таможенных целей;
- для повышения удобства участников ВЭД - владельцев лицензий в части отслеживания количества товаров, выпущенных таможенными органами в счет этих лицензий, обеспечена возможность предоставления участнику ВЭД информации об остатках товара по лицензиям;
- в рамках плана мероприятий по реализации федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» обеспечена возможность информирования декларанта о требованиях к заполнению ДТ по вопросам соблюдения запретов и ограничений в области экспортного контроля при декларировании товаров;
- созданы «Библиотека практики контроля товаров двойного назначения» и «Библиотека практики применения мер нетарифного регулирования», которые основаны на историческом массиве деклараций. Данные сервисы носят справочный характер и позволяют участнику ВЭД на этапе до совершения таможенных операций оценить необходимость проведения экспертизы товара и представления разрешительных документов.
Использование сервисов «Личного кабинета участника ВЭД» в части соблюдения запретов и ограничений существенно экономит время участника ВЭД, позволяет оптимизировать производственный процесс, отказаться от посреднических
услуг и контролировать свой бизнес самостоятельно без лишних затрат, сокращает время совершения таможенных операций и позволяет снизить риски нарушения законодательства.
Проведенная ФТС России работа позволила реализовать механизм автоматической регистрации всех ДТ, в отношении которых применяются ограничения, установленные правом ЕАЭС, а также определить дальнейшие подходы к реализации автоматического выпуска указанных товаров.
заключение
Результаты исследования технологий автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений, показали, что в целях реализации положений ТК ЕАЭС в части соблюдения запретов и ограничений в настоящее время в таможенной службе РФ:
- обеспечено устойчивое функционирование СМЭВ, а также качественное и своевременное формирование баз данных разрешительных документов для соблюдения запретов и ограничений;
- таможенные органы технически подготовлены к реализации положений ст. 80 ТК ЕАЭС в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений;
- организовано проведение публичных мероприятий (вебинаров, конференций, дискуссионных столов, консультативных советов и др.) с участниками ВЭД по вопросам функционирования СМЭВ в целях соблюдения запретов и ограничений.
Совершенствование таможенных операций по обеспечению соблюдения мер технического и нетарифного регулирования базируется на автоматизации обеспечения соответствующих операций с одновременным сохранением надлежащего уровня контроля соблюдения мер от этапа прибытия товаров до их выпуска. При этом ключевым вопросом остается обеспечение информационного обмена со всеми государственными органами, участвующими в реализации мер технического и нетарифного регулирования.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).
3. Липатова Н. Г. Расширение информационного взаимодействия как резерв повышения эффективности таможенного контроля в ЕАЭС // Основные проблемы развития таможенного дела России в условиях ее членства в экономических интеграционных объединениях: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Федеральная таможенная служба, Российская таможенная академия. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. С. 89-94.
4. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
5. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Таможенное администрирование при автоматической регистрации деклараций и автоматическом выпуске товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 21-29.
6. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.
7. Шкляев С. В. Ориентир - упрощение и автоматизация // Таможня: информационно-аналитическое обозрение. 2017. № 17. С. 8-9.
8. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / П. А. Баклаков, А. Р. Гладков, О. Г. Карпович, Н. М. Кожуханов, Н. Г. Липатова, Е. В. Лобас, В. Б. Мантусов и др.; под ред. В. Б. Мантусо-ва. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.
9. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Основные направления совершенствования таможенных операций по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования во внешней торговле // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 9-19.
10. Приказ ФТС России от 01.02.2021 № 85 «О проведении опытной эксплуатации комплекса программных средств, обеспечивающих обработку неструктурированных данных, содержащихся в таможенных документах при осуществлении таможенных процедур и таможенном контроле на объектах пилотной зоны».
11. Приказ ФТС России от 11.06.2021 № 494 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 1 февраля 2021 г. № 85».
12. Шкляев С. В. На подходе семантический анализ // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 8. С. 26-32.
Информация об авторе
Шкляев Сергей Владимирович - генерал-майор таможенной службы, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-81-61, е-таП: [email protected].
конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Шкляев С. В. Технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 51-61.