Научная статья на тему 'ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1082
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / CUSTOMS CONTROL / DECLARATION / FEDERAL EXECUTIVE BODIES / SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION / INFORMATION INTERACTION / PERMITS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коробкова Марина Николаевна

В статье рассмотрена проблема совершенствования технологии проверки соблюдения запретов и ограничений при осуществлении таможенного контроля в условиях развития интегрированных информационных цифровых технологий. Автором проведен анализ порядка проверки соблюдения запретов и ограничений при таможенном контроле с использованием ресурсов системы межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов и сполнительной власти, а также разработана схема технологии проверки соблюдения запретов и ограничений при декларировании товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Коробкова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERIFICATION OF COMPLIANCE WITH PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS ON THE DECLARATION AND RELEASE OF GOODS IN THE CONTEXT OF THE INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC COMMUNICATION SYSTEM

The article considers the problem of improving the technology for checking compliance with prohibitions and restrictions in the implementation of customs control in the context of the development of integrated information digital technologies. The author analyzes of the procedure for verifying compliance with prohibitions and restrictions during customs control using the resources of the system of interdepartmental electronic interaction of federal executive bodies has been carried out, and a scheme algorithm has been developed for the technology for checking compliance with prohibitions and restrictions when declaring goods

Текст научной работы на тему «ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Проверка соблюдения запретов и ограничений .

УДК 339.9.012

ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИмОДЕйСТВИЯ

Коробкова Марина Николаевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенного дела, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрена проблема совершенствования технологии проверки соблюдения запретов и ограничений при осуществлении таможенного контроля в условиях развития интегрированных информационных цифровых технологий. Автором проведен анализ порядка проверки соблюдения запретов и ограничений при таможенном контроле с использованием ресурсов системы межведомственного электронного взаимодей-ствияфедеральныхоргановисполнительнойвласти, а также разработана схема технологии проверки соблюдения запретов и ограничений при декларировании товаров

Ключевые слова: таможенный контроль; декларация; федеральные органы исполнительной власти; система межведомственного электронного взаимодействия; информационное взаимодействие; разрешительные документы

VERIFICATION OF COMPLIANCE WITH PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS ON THE DECLARATION AND RELEASE OF GOODS IN THE CONTEXT OF THE INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC COMMUNICATION SYSTEM

Korobkova Marina N.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Customs, e-mail: [email protected]

The article considers the problem of improving the technology for checking compliance with prohibitions and restrictions in the implementation of customs control in the context of the development of integrated information digital technologies. The author analyzes of the procedure for verifying compliance with prohibitions and restrictions during customs control using the resources of the system of interdepartmental electronic interaction of federal executive bodies has been carried out, and a scheme-algorithm has been developed for the technology for checking compliance with prohibitions and restrictions when declaring goods

Keywords: customs control; declaration; federal executive bodies; system of interdepartmental electronic interaction; information interaction; permits

Для цитирования: Коробкова М.Н. Проверка соблюдения запретов и ограничений при декларировании и выпуске товаров в условиях функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 43-46.

Основной целью совершенствования таможенного администрирования в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений (далее - ЗиОг) является совершенствование механизмов автоматизации совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля на основе интеграции информационных ресурсов таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), осуществляющих оформление и выдачу разрешительных документов, подтверждающих соблюдение ЗиОг при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации (РФ) до 2030 года основными задачами совершенствования порядка обеспечения соблюдения ЗиОг в условиях развития интегрированных информационных цифровых технологий являются:

- расширение практики использования документов в электронной форме не только при декларировании товаров, но и на других этапах таможенного

оформления, в частности, при прибытии товаров на таможенную территорию и их убытии с территории ЕАЭС;

- нормативная регламентация применения цифровых технологий, обеспечивающих оперативный обмен информацией в рамках интегрированной информационной системы ФОИВ;

- обеспечение высокой эффективности работы электронных ресурсов, с помощью которых осуществляется оперативный информационный обмен таможенных органов с иными ФОИВ на основе системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ);

- применение технологии «единого окна», позволяющей участнику внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) представлять сведения в электронном виде однократно и в дальнейшем использовать их для целей всех видов государственного контроля;

- реализация технологии автоматического запроса и автоматической сверки сведений из разрешительных документов, получаемых в электронном

О ъ

а

н s

а

Ц

s

я s

у п

а

Cd >

hi

н s

hi а

е

hi н

н

О

S

>

hi я

H hi л

er н

О

n

H er

S

виде посредством СМЭВ, с использованием методов семантического анализа и самообучающихся систем;

- разработка международных соглашений и иных документов, обеспечивающих соблюдение ЗиОг, в том числе обеспечение информационного взаимодействия в электронном виде между государствами - членами ЕАЭС [1].

Основными принципами работы современной таможенной службы России являются, с одной стороны, простота и удобство для бизнеса, с другой -эффективность и безопасность для государства. Создание максимально благоприятных условий для предпринимательской деятельности, устранение избыточных административных барьеров, а также повышение скорости совершения таможенных операций без потери эффективности таможенного контроля являются одними из ключевых факторов.

В этой связи деятельность таможенных органов в последние годы была сосредоточена на повышении эффективности таможенного администрирования за счет автоматизации и ускорения процесса совершения таможенных операций, расширении возможности участника ВЭД по оперативному получению в электронном виде необходимой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов. Все это стало возможным, в том числе, благодаря активному развитию и использованию различных сервисов «Личного кабинета участника ВЭД», размещенного на сайте ФТС России.

Положениями ст. 80 ТК ЕАЭС предусмотрено право участника ВЭД не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документы и сведения из них, если они могут быть получены таможенными органами из собственных информационных систем, либо из информационных систем иных государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия [2].

Для реализации участником ВЭД указанного права ФТС России при взаимодействии с иными ФОИВ была проделана большая работа по обеспечению возможности представления в таможенные органы сведений из разрешительных документов в электронном виде. В частности, были разработаны и внедрены в практику технологические карты межведомственного информационного взаимодействия ФТС России с Росаккредитацией, Минпромтор-гом, ФСТЭК, Россельхознадзором, Роспотреб-надзором и другими государственными органами и организациями.

По словам начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Сергея Владимировича Шкляе-ва, «в части соблюдения запретов и ограничений обеспечен информационный обмен с более чем 18 ФОИВ РФ, позволяющий участникам ВЭД не представлять таможенным органам разрешительные документы, имеющиеся в информационных ресурсах

данных ведомств» [3]. Разрешительные документы и сведения из них таможенные органы в большинстве случаев получают в электронном виде посредством автоматического или «ручного» запроса в базу данных ФОИВ, которая доступна во всех таможенных органах на территории России, где осуществляется электронное декларирование товаров.

В целях эффективной реализации электронного межведомственного информационного взаимодействия ФТС России проведен ряд организационно-технических мероприятий:

1. В целях обеспечения корректной работы разработан и согласован с иными ФОИВ Справочник масок номеров документов (далее - Справочник), используемых для заявления сведений в графе 44 ДТ, устанавливающий требования к формату номера документа в зависимости от заявленного кода вида документа согласно Классификатору видов документов.

2. Реализована функция форматно-логического контроля соответствия номера разрешительного документа, заявленного в графе 44 ДТ, коду вида документа и структуре маски номера, установленных Справочником. Справочник размещен на официальном сайте ФТС России в разделе «Открытые данные» (http://customs.ru/opendata) и актуализируется на постоянной основе.

Таким образом, при заполнении 44 графы ДТ декларанту необходимо обращать особое внимание на правильность выбора кода вида разрешительного документа по Классификатору, а также на соответствие его номера формату, установленному Справочником, поскольку неверный формат номера разрешительного документа приведет к отрицательному ответу из ФОИВ, т.к. запрос автоматически будет сформирован некорректно.

3. Разработаны алгоритмы сверки сведений, заявленных в ДТ, со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов.

«Должностными лицами таможенных органов (ДЛТО) ежедневно проводится мониторинг всех случаев запросов разрешительных документов у участников ВЭД для исключения необоснованных запросов. Результаты мониторинга публикуются на официальных сайтах региональных таможенных управлений и на официальном сайте ФТС России, а также анализируются с участием других ФО-ИВ» [3].

С 1 мая 2020 г. существенно упрощен порядок совершения таможенных операций при декларировании лицензируемых товаров. Новая технология совершения таможенных операций в отношении лицензируемых товаров утверждена приказом ФТС России от 18.12.2019 № 1907, который вступил в силу с 01.05.2020 г. и применяется только в отношении лицензий Минпромторга России, выданных в форме электронного документа [4].

Согласно новой технологии участнику ВЭД теперь не требуется ставить на контроль в таможенном органе оригинал лицензии, как

Проверка соблюдения запретов и ограничений ...

это требовалось ранее, поскольку сведения о выданных лицензиях отображаются в базе данных ФО-ИВ, интегрированной в информационную систему таможенных органов. Также стоит отметить, что новая технология позволяет автоматизировать и контроль исполнения квот, указанных в лицензиях, поскольку сведения об исполнении лицензии автоматически представляются таможенными органами непосредственно в информационную систему Минпромторга посредством СМЭВ.

При этом таможенные органы рекомендуют участникам ВЭД «заранее проверить, передал ли Минпромторг сведения о лицензии в информационную систему ФТС. Сделать это можно удаленно с помощью сервиса «разрешительные документы» в Личном кабинете участника ВЭД на сайте ФТС России. Чтобы воспользоваться данным сервисом, достаточно знать код вида лицензии и ее номер» [5].

По мнению главы Российского экспортного центра В.О. Никишиной: «Новая технология - очередной шаг на пути перевода государственных

сервисов и процедур в цифровой формат. Автоматизация процессов совершения таможенных операций в части контроля запретов и ограничений, безусловно, снижает административную нагрузку на участников ВЭД» [6].

По итогам проведенного исследования автором разработана схема технологии проверки соблюдения запретов и ограничений при декларировании товаров в электронном виде с использованием сервисов СМЭВ ФОИВ (см. рисунок).

Рассмотрим ключевые этапы данной технологии. После регистрации декларации на товары (ДТ) присваивается регистрационный номер, и ДТ попадает на этап документального контроля, целью которого является проверка достоверности заявленных сведений. Одним из наиболее значимых этапов документального контроля является проверка соблюдения запретов и ограничений в отношении декларируемых товаров. В рамках данной проверки происходит формирование запроса разрешительного документа, указанного в разделе 1 графы 44

Схема проверки соблюдения запретов и ограничений при декларировании товаров в электронном виде с использованием сервисов СМЭВ ФОИВ

ДТ (например, лицензии, декларации о соответствии или сертификата соответствия и иных заявленных документов, подтверждающих соблюдение ЗиОг в отношении товаров) в базу данных ФОИВ. При этом стоит отметить, что автоматический запрос разрешительного документа формируется в АИС «АИСТ-М» не по всем видам разрешительных документов.

В настоящее время автоматически запрашиваются лицензии Минпромторга, декларации и сертификаты соответствия при условии соблюдения декларантом маски номера разрешительного документа в 44 графе ДТ. Если маска номера разрешительного документа указана декларантом неверно, то разрешительный документ просто не будет найден в базе данных ФОИВ. Также значительная часть разрешительных документов пока еще запрашивается в так называемом «ручном режиме», т.е. когда запрос формирует непосредственно ДЛТО, осуществляющее документальную проверку ДТ. После поступления разрешительного документа из базы данных ФОИВ ДЛТО проводит сверку сведений, заявленных в ДТ, со сведениями, указанными в поступившем электронном разрешительном документе. Если сведения, заявленные в ДТ, совпадают со сведениями, указанными в поступившем в разрешительном документе, принимается решение о соблюдении ЗиОг.

В случае если при автоматическом запросе разрешительного документа из базы данных ФОИВ поступает сообщение «Документ отсутствует в системе ФОИВ», необходимо проверить, соблюдена ли маска номера разрешительного документа декларантом. Для этой цели ДЛТО вправе запросить у декларанта сканированный вид разрешительного документа, указанного в разделе 1 графы 44 ДТ на предмет проверки соблюдения маски номера документа. Если выявлена ошибка в маске номера документа, заявленного в ДТ, декларанту направляется требование о внесении изменений в ДТ с целью верного указания маски номера разрешительного документа. После поступления от декларанта скорректированной ДТ формируется новый запрос в базу данных ФОИВ. Если по итогам проверки сканированного вида разрешительного документа, поступившего от декларанта, не выявлены ошибки в маске номера разрешительного документа в ДТ, то такой документ необходимо искать и проверять через сторонние информационные ресурсы ФОИВ. Например, декларации и сертификаты соответствия, отсутствующие в базе данных ФОИВ, таможенный инспектор должен найти и проверить на сайте Росаккредитации.

Таким образом, можно сделать вывод, что чрезвычайно важным моментом при заполнении ДТ является соблюдение масок номеров разрешительных

документов, т.е. корректное указание структуры номера документа. Соблюдение установленной маски номера разрешительного документа позволяет автоматизировать запрос и поиск этого документа в базе данных ФОИВ, а также значительно ускорить и упростить процесс проверки ДТ на предмет соблюдения ЗиОг.

В заключении следует отметить, что технология проверки соблюдения ЗиОг представляет собой довольно сложный и многогранный процесс. Однако за последние годы была проделана большая работа на уровне межведомственного взаимодействия ФТС России, которая позволила формализовать и автоматизировать значительную часть выполняемых операций. В первую очередь, это стало возможным благодаря активному внедрению в практику работы таможенных органов информационных технологий и СМЭВ, позволяющих значительно ускорить и упростить процесс обеспечения соблюдения ЗиОг при осуществлении таможенного контроля.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».

2. Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс».

3. Соблюдение запретов и ограничений, требований валютного законодательства участниками ВЭД в условиях межведомственного электронного взаимодействия ФТС России. Доклад Сергея Владимировича Шкляева, начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, на публичном обсуждении вопросов правоприменительной практики ФТС России по итогам II квартала 2017 г. иКЬ:ЬИрз://^^жака.ги/ ехрег!_ортюп/55713/ (дата обращения: 02.09.2020).

4. Приказ ФТС России от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» // СПС «Консультант Плюс».

5. ФТС станет «менее оригинальной» в вопросах лицензирования // Логистика в России. иКЬ:ЬИрз:// logirus.ru/news/custom_and_ved.html (дата обращения: 03.09.2020).

6. Таможенные процедуры для лицензионных товаров станут проще // Российская газета. URL:https:// rg.ru/2020/05/01/tamozhennye-procedury-dlia-licenzionnyh-tovarov-stanut-proshche.html (дата обращения: 03.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.