Научная статья на тему 'Возможность применения информационных автоматизированных систем при контроле перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС'

Возможность применения информационных автоматизированных систем при контроле перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
395
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ БАЗА ДАННЫХ / SQL / CULTURAL VALUES / CUSTOMS CONTROL / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / AUTOMATED DATABASE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кулешов А.В., Асланян Л.В.

На настоящий момент процесс информатизации и автоматизации таможенных органов не обеспечил налаженное взаимодействие во всех сферах осуществления таможенного контроля. В частности, это касается контроля перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС. Одним из способов решения проблемы межведомственного взаимодействия таможенных органов с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, ее территориальными органами, другими государственными контролирующими органами и негосударственными организациями РФ может стать интегрированная информационная межведомственная система между Росохранкультурой и Федеральной таможенной службой. В рамках данной статьи автором предложена простая но эффективная схема взаимодействия электронных таблиц в программном средстве Oracle SQL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кулешов А.В., Асланян Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF APPLICATION OF INFORMATION AUTOMATED SYSTEMS AT CONTROL MOVEMENT OF CULTURAL VALUES THROUGH THE EAEU CUSTOMS BORDER

At the moment, the process of informatization and automation of customs authorities has not ensured the established interaction in all areas of customs control. In particular, this concerns the control of the movement of cultural property across the customs border of the EAEU. One way to solve the problem of interagency cooperation between customs authorities and the Federal Service for the Supervision of Legislation in the Field of the Protection of Cultural Heritage, its territorial bodies, other state regulatory authorities and non-governmental organizations of the Russian Federation can be an integrated informational interdepartmental system between Rosokhrankultura and the Federal Customs Service. In the framework of this article, the author proposed a simple but effective scheme for the interaction of spreadsheets in the Oracle SQL tool.

Текст научной работы на тему «Возможность применения информационных автоматизированных систем при контроле перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС»

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13) УДК 35.085.6

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПРИ КОНТРОЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС

Кулешов А.В., Асланян Л.В.

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии

POSSIBILITY OF APPLICATION OF INFORMATION AUTOMATED SYSTEMS AT CONTROL MOVEMENT OF CULTURAL VALUES

THROUGH THE EAEU CUSTOMS BORDER

Kuleshov A. V., Aslanyan L.V.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

На настоящий момент процесс информатизации и автоматизации таможенных органов не обеспечил налаженное взаимодействие во всех сферах осуществления таможенного контроля. В частности, это касается контроля перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.

Одним из способов решения проблемы межведомственного взаимодействия таможенных органов с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, ее территориальными органами, другими государственными контролирующими органами и негосударственными организациями РФ может стать интегрированная информационная межведомственная система между Росохранкультурой и Федеральной таможенной службой. В рамках данной статьи автором предложена простая но эффективная схема взаимодействия электронных таблиц в программном средстве Oracle SQL.

Ключевые слова: культурные ценности, таможенный контроль, автоматизированная информационная система, автоматизированная база данных, SQL.

Abstract

At the moment, the process of informatization and automation of customs authorities has not ensured the established interaction in all areas of customs control. In particular, this concerns the control of the movement of cultural property across the customs border of the EAEU.

One way to solve the problem of interagency cooperation between customs authorities and the Federal Service for the Supervision of Legislation in the Field of the Protection of Cultural Heritage, its territorial bodies, other state regulatory authorities and non-governmental organizations of the Russian Federation can be an integrated informational interdepartmental system between Rosokhrankultura and the Federal Customs Service. In the framework of this article, the author proposed a simple but effective scheme for the interaction of spreadsheets in the Oracle SQL tool.

Keywords: cultural values, customs control, automated information system, automated database, SQL.

Среди основных векторов развития таможенной службы РФ в настоящее время стоит задача всеобщей информатизации и автоматизации работы для увеличения скорости проведения таможенных операций и усиления качества таможенного контроля. К сожалению, информатизация таможенных органов, которая началась еще в 1990-х гг., на настоящий момент всецело не обеспечила налаженного взаимодействия между различными государственными контроли-

рующими органами. В частности, недостаточно развита система коммуникации государственных органов, осуществляющих контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.

Основными направлениями деятельности в части инновационных технологий обеспечения таможенных структур, осуществляющих оформление и контроль за перемещением культурных ценностей должно стать совершенствование системы

взаимодействия структурных подразделений таможни, в чью компетенцию входят вопросы контроля за перемещением культурных ценностей, с ФОИВ, а именно с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохран-культура), другими государственными контролирующими органами, а также профильными негосударственными организациями РФ и зарубежных стран (например, музеями, выставочными центрами) [3].

Проблема недостаточного развития коммуникации государственных органов, осуществляющих контроль за перемещением культурных ценностей, может быть решена путем создания информационной интегрированной межведомственной системы (далее по тексту - ИИМС) между Росохран-культурой и ФТС России соответственно. Подобная ИИМС система между органами таможни и Росохранкультурой должна обладать рядом преимуществ:

- упрощение таможенного оформления культурных ценностей при пересечении таможенной границы ЕАЭС и повышение эффективности осуществляемого таможенного контроля;

- отслеживание логистических путей законного перемещения предметов культурной ценности;

- минимизация рисков предоставления недостоверных разрешительных документов (далее - РД) для вывоза культурных ценностей;

- контроль возвращения культурных ценностей после процедуры временного вывоза с территории Союза;

Согласно вышеизложенным основаниям, можно сделать вывод, что создание ИИМС для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, на данном этапе информатизации ТО, крайне необходимо для сохранения культурного наследия нашей страны.

При создании примера «ИИМС», для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей» использовалась система управления базами данных (СУБД), входящая в пакет Oracle SQL Developer — интегрированной среды разработки на языках SQL и PL/SQL, с возможностью администрирования баз данных, ориентированной на применение в среде Oracle Database. Выбор данного программного продукта обусловлен рядом преимуществ:

1) СУБД Oracle SQL Developer имеют более усовершенствованную степень защиты от несанкционированного доступа, что необходимо при использовании баз данных государственных органов

2) допускается многопользовательский режим работы с одним файлом.

3) возможно создание логических связей между различными электронными таблицами по нескольким полям [1].

Следует отметить, что язык программирования SQL активно применяется таможенными органами в процессе своей деятельности.

Первым и основным объектом баз данных являются электронные таблицы, в которых содержится вся необходимая информация в структурированном виде. Для создания примера ИИМС, для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей, необходимо в Oracle SQL Developer создать электронные таблицы с доступом в нее для работников Росохран-культуры и для ДЛТО. В БД сотрудниками Росохранкультуры будут вноситься следующие данные:

- идентификационные номера;

- подробное описание предмета, содержащее необходимые классификационные признаки (которое должно соответствовать описанию товара в графе 31 ДТ);

- документ, подтверждающий право владения данным предметом;

- решение, выданное уполномоченным органом, о том, что данный предмет представляет культурную ценность;

- номер и дата выдачи РД;

- стоимость в рублях;

- статистическая стоимость в долларах

- сведения о должностном лице, выдавшем РД;

- дата проведения специальной экспертизы;

ДЛТО в разрабатываемую базу данных должны будут вносить следующую информацию:

- порядковый номер;

- данные декларанта;

- заявленное описание предмета из 31 графы;

- заявляемая процедура;

- номер РД;

- ДЛТО, оформляющее операцию;

- дата перемещения через таможенную границу.

Электронная таблица Росохра нкул ьтуры

1. Порядковым номер;

2. Характеристика предмета;

3. документ, подтверждающим право владения предметом;

4. решение об отнесении данного предмета к категории культурных ценностей либо к категории предметов культурного назначения;

5. номер РД;

6, стоимость в рублях;

7. должностное лицо, выдавшее РД;

8. дата проведения экспертизы;

9. дата выдачи РД

Электронная таблица ТО

1. Порядковый номер;

2. ФИО декларанта;

3. Характеристика предмета;

4. направление перемещении;

5. номер РД;

<5. должностное лицо, производившее оформление;

7. дата перемещения через границу.

Рис. 1. Схема связи двух электронных таблиц по полю «номер РД»

Для того чтобы база данных Росохран-культуры и база данных таможенных органов коррелировали между собой, необходимо установить общее для обеих баз данных ключевое поле, значения по которым будут полностью совпадать в рассматриваемых таблицах. В данном случае, для быстрого поиска соответствующего предмета, представляющего культурную ценность, логичнее всего выбрать поле «номер РД».

ДЛТО вводит в строку поиска соответствующий номер РД и в ответ на свой запрос мгновенно получает все необходимые сведения по данному предмету из базы данных Росохранкультуры, включая фото и видеоматериалы, тем самым повышая уровень осуществляемого контроля за достоверностью предоставленной информации и РД.

С помощью такой системы также возможно вести статистику перемещенных культурных ценностей, пользуясь преимуществами выбранной программной платформы. Для этого необходимо составить соответствующий запрос на языке программирования SQL по тем полям, которые необходимы для отчетности.

Программное обеспечение Oracle SQL Developer позволяет использовать данные, находящиеся на централизованных серверах, что дает возможность должностным лицам таможенных органов осуществлять таможенный контроль независимо от места

нахождения таможенного органа и места перемещения через таможенную границу предмета, представляющего культурную ценность.

Чтобы реализовать задачу, поставленную перед таможенными органами в сфере контроля за культурными ценностями, а именно для автоматизации существующей системы за вывозом и ввозом культурных ценностей и повышения ее эффективности, необходимо выполнить разработку и внедрение программного алгоритма в работу государственных контролирующих органов.

Ежегодно сотрудники ТО выявляют факты контрабанды изобразительного искусства и других предметов, относящихся к культурным ценностям. Необходимо отметить, что базы данных подобные той, что была предложена авторами, на настоящий момент используются таможенными органами, однако в ряде межведомственных взаимодействий существуют технические и технологические проблемы, которые необходимо учесть при разработке общей базы данных таможенных органов и Росохранкультуры.

Подробно рассмотрим примеры возникающих проблем межведомственного взаимодействия при осуществлении информационного обмена со структурными подразделениями или другими государственными органами.

1) В Кингисеппской таможне на запросы к ФОИВ (Росаккредитация) о предоставлении электронного документа поступают положительные ответы с содержимым запрашиваемого документа только в половине случаев. Так, например, по Усть-Лужскому т/п за период апрель-июнь 2018 года из запрошенных 1475 документов результат получен только для 364. Примеры запрашиваемых документов, на запрос которых от ФОИВ получен ответ об отсутствии запрашиваемых данных, в то время как на официальном сайте Росаккредитации документ был найден [2].

Периодически имеют место ситуации, когда от сервиса идут сообщения об ошибке следующего характера: Ошибка при получении данных СМЭВ. Ответ от БД РД: Запрашиваемый разрешительный документ не найден в базе данных БД РД.

2) В Карельской таможне в период с 01.01.2018 по 17.06.2018 при осуществлении взаимодействия АИС «АИСТ-М» таможенных постов с КПС «Взаимодействие ИС» было проведено 1353 запроса, из них по 132 пришло уведомление об отсутствии запрашиваемых данных (коды документов 01191, 01154, 01206), по 83 вернулось сообщение об ошибке (коды документов 01191, 01011).

Возникали следующие проблемы с разбивкой по кодам видов документов:

01191: «Ответ от ФОИВ: Ошибка при получении данных СМЭВ. Ответ от БД РД: Запрашиваемый разрешительный документ не найден в базе данных БД РД, так как документ не поступал из ФОИВ: РД 01191»; «Ответ на запрос не получен»; «Ошибка обработки сообщения!».

01011: «Ответ на запрос не получен»; «Ответ от ФОИВ: Ошибка при получении данных СМЭВ. Ответ от БД РД: Запрашиваемый разрешительный документ не найден в базе данных БД РД: РД 01011»; «Ответ от ФОИВ: Ошибка при получении данных СМЭВ. Ответ от БД РД: Запрашиваемый разрешительный документ не найден в базе данных БД РД, так как документ не поступал из ФОИВ: РД 01011»

05022: «Ошибка при получении данных СМЭВ» [2].

3) В Выборгской таможне при взаимодействии с ФСБ России на запросы о представлении сведений о нотификациях (код вида документов 01092) запрашиваемые сведения не приходят в 100 % случаях. В

части информационного обмена с Росак-кредитацией (код вида документов 01191) ответы в виде представленного документа приходят в 50 % случаев [2].

4) При запросе разрешительных документов в АИС «АИСТ-М» в Псковской, Балтийской таможнях документы отсутствуют в базе данных разрешительных документов в среднем в 50% случаев [2].

5) В части осуществления взаимодействия АС «ПП» с КПС «Взаимодействие ИС» от таможен Северо-Западного региона были получены следующие замечания и предложения: при осуществлении транспортного контроля при запросе информации из КПС «АПП» о штрафах и разрешительных документах из Ространснадзора периодически поступает ответ «Сведения не найдены» или «Ошибка сервиса ФОИВ» [2].

6) По взаимодействию с Роспотребна-дзором выявлено следующее. При проведении проверки свидетельства государственной регистрации в большинстве случаев возвращается положительный результат: «сертификат найден» с последующим выводом на экран электронной копии сертификата. В редких случаях возвращается сообщение: «ошибка при проверке данных указанного сертификата». Такой результат чаще всего приходит при проверке сертификатов, выданных в Республике Казахстан. При получении такого ответа данные сертификата проверяются с помощью сервера поиска по Реестрам Роспотребна-дзора и санитарно-эпидемиологической службы России [2].

7) При проведении санитарно-каран-тинного контроля в КПС «АПП» имеют место случаи отрицательных ответов при запросах номеров свидетельств государственной регистрации производителей (при этом на сайте Роспотребнадзора необходимые документы имеются). Номера полученных документов не всегда соответствуют номерам документов, представленных перевозчиком.

8) При осуществлении ветеринарного контроля отсутствуют некоторые фирмы отправителей и получателей товара в справочниках Россельхознадзора. При списании квот по подконтрольному товару в КПС «АПП» часто не происходит аналогичное списание в АС «Аргус».

Как видно из представленных сведений в отношении осуществления межведом-

ственного взаимодействия причинами основных ошибок и сбоев, из-за которых система выдавала сообщение типа «документ не найден» являются следующие факторы:

A) усложненность электронного взаимодействия;

Б) наличие большого количества электронных форматов;

B) рассогласованность электронных форм и реквизитов;

Г) неавтоматизированность процесса.

Предложенное авторами взаимодействие электронных таблиц, запросы в которых формируются в программном средстве SQL Navigator достаточно просто по своему принципу, но гораздо более эффективно.

В дальнейшем же таможенным органам необходимо реализовать автоматический контроль в АИС АИСТ-М посредством так называемых «пользовательских проверок». Проверки пользователя в составе КПС «Инспектор ОТО АИС «АИСТ-М» (далее - проверка пользователя) состоят из двух компонентов: непосредственно проверка пользователя, разработанная на языке программирования Clipper; нормативно-справочная информация в формате DBF и NTX.

Также в качестве перспективного направления развития автоматизации контроля перемещением предметов, представ-

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Oracle SQL Developer - официальный сайт разработчика URL: www.oracle.com/ (дата обращения: 15.01 2020).

2. Отчет Северо-Западного таможенного управления об итогах внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия за 2018 год.

ляющих культурную ценность, авторами видится использование нейросетей. Уже сейчас существуют разработки программных средств, способные анализировать графическое изображение. Имея в наличии базу данных изображений культурного наследия и предложив программе сравнить перемещаемый предмет, вызывающий подозрения у контролирующих лиц, с имеющейся базой данных возможно за секунды произвести автоматический анализ и установить, относится ли предмет к объекту культурного наследия и его предполагаемую стоимость.

Таким образом, авторами предложена простая, но эффективная схема взаимодействия электронных таблиц в программном средстве Oracle SQL, запросы в которое возможно формировать в программном средстве SQL-навигатор. Как видно из представленных сведений в отношении осуществления межведомственного взаимодействия причинами основных ошибок и сбоев, из-за которых система выдавала сообщение типа «документ не найден» является усложненность электронного взаимодействия, наличие большого количества электронных форматов и неавтоматизиро-ванность процесса. Данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке, предложенной БД.

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: customs.ru (дата обращения: 13.01 2020).

Поступила в редакцию 28.01.2020

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Сведения об авторах:

Кулешов Александр Викторович - заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: otk@spbrta.ru

Асланян Луйсия Варужановна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: lusia.aslanyan@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.