ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2019 Том 3 № 4 (12) УДК 338.242.2
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES WITH OTHER REGULATORY AUTHORITIES DURING CUSTOMS CONTROL AFTER THE
RELEASE OF GOODS
Kuroptev N.B.
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В соответствии со Стратегий развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, для достижения положительного результата в части модернизации таможенного регулирования и информационно-технического обеспечения таможенных органов неизбежно развитие системы электронного межведомственного взаимодействия.
Слаженность взаимной работы органов исполнительной власти предоставляет возможность осуществления контроля в приоритетных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Вследствие вышесказанных аргументов, изучение развития и совершенствования взаимодействия таможенных и иных контролирующих органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров является актуальным и значимым.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, межведомственное взаимодействие, таможенная проверка, санкционная продукция.
Abstract
In accordance with the Strategy of development of the customs service of the Russian Federation until 2020, in order to achieve a positive result in the modernization of customs regulation and information and technical support of customs authorities, it is inevitable to develop a system of electronic interdepartmental interaction.
The coherence of the mutual work of the Executive authorities provides an opportunity to exercise control in the priority areas of ensuring the national security of the Russian Federation.
As a result of the above arguments, the study of the development and improvement of interaction between customs and other regulatory authorities during customs control after the release of goods is relevant and significant.
Keywords: customs control after the release of goods, interdepartmental interaction, customs inspection, sanctions products.
Повышение эффективности взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти на сегодняшний день является актуальной и значимой проблемой для таможенных органов Российской Федерации.
Согласно Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года, утвержденной приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» основной целью
создания механизма таможенного и налогового администрирования является обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей, повышение качества таможенного контроля для мобилизации доходов федерального бюджета, выявление резервов собираемости таможенных платежей на основе системы управления рисками, а также противодействие незаконным схемам оттока капитала из РФ во взаимодействии с ФНС России.
http://bitjournal.ru 57
Бюллетень инновационных технологий
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей1.
Соответственно, опираясь на таможенное и налоговое законодательство, основной функцией ФТС РФ и ФНС РФ является фискальная. Важную роль в результативности проведения скоординированных контрольных мероприятий двумя ведомствами в отношении лиц, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях риска совершения таможенных и налоговых правонарушений, сыграли скоординированные решения [2]. Однако, невзирая на общие функции ведомств, автор выявил ряд проблем, которые будут рассмотрены далее.
Одной из ключевых проблем взаимодействия таможенных и налоговых органов является особенность порядка и сроков проведения аналитической работы таможенными органами и предпроверочного анализа налоговыми органами.
Выбор объекта таможенной проверки, её назначение идентично с выбором и назначением налоговой проверки, но на законодательном уровне у налоговых органов при предпроверочном анализе возможности шире, чем у таможенных органов. Сам предпроверочный анализ налоговых органов, идентичен аналитической работе таможенных органов и представляет комплекс мероприятий, направленных на сбор, изучение и анализ информации, целями которых является установление налоговых рисков и формирование всевозможных нарушений налогового характера налогоплательщика. Его целью является принятие решение о целесообразности или нецелесообразности назначения налоговой проверки, направления и условий ее проведения.
Для проведения выездных налоговых проверок выбор объекта невозможен без многостороннего анализа информации, которая может поступать в налоговые органы, в том числе, из других государственных органов РФ, банков, иностранных налоговых органов.
Срок проведения аналитической работы таможенными органами ограничивается шестьюдесятью днями, без возможности получения информации от банков и других организаций, в то время как срок проведения предпроверочного анализа налоговыми органами не регламентирован по срокам на законодательном уровне и фактически является бессрочным. При обнаружении налоговыми органами новых признаков правонарушений, вышедших за рамки 60 дней проведения аналитической работы, таможенные органы из-за временных ограничений, не могут провести дополнительную аналитическую работу.
Также преимуществом для налоговых органов является использование электронного документооборота. С его помощью должностные лица налоговых органов осуществляют обмен информации с банками и иными кредитными организациями. Налоговые органы при необходимости используют программное средство для формирования и направления запроса, и в течение 3-х рабочих дней запрашиваемая информация загружается в данное программное средство. Автор считает, что именно такой механизм способен ускорять и упрощать процесс проведения предпроверочного анализа ФТС РФ.
До начала таможенной проверки таможенные органы не в силах провести полный, всесторонний анализ участника ВЭД по причине установленных ограничений, а также отсутствия программного средства, позволяющего совершать запрос в банки и кредитные организации. Таможенные органы могут отправлять информационный запрос непосредственно налоговым органам, что, по мнению автора, может неблагополучно отразиться на эффективности проведения таможенной проверки из-за отсутствия прямого взаимодействия с внешними источниками.
Следовательно, существует перспектива внесения изменений на законодательном уровне, а именно:
- увеличения срока проведения аналитической работы или вовсе его отмены при помощи внесения изменений в соответствующий нормативно-правовой акт;
1 Пункт 1, ст. 30 «Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019)
БИТ 2019 Том 3 № 4 (12)
- внесение поправки касательно возможности прямого взаимодействия таможенных органов с кредитными организациями.
Сопряжение налогового и таможенного законодательства по срокам проведения аналитической работы и предпроверочного анализа, а также прямое взаимодействие таможенных органов с банками, кредитными и другими организациями повысят результативность работы ведомств и сделают их равноправными в осуществлении фискальной функции.
Проблема выбора таможенным органом объекта контроля после выпуска товаров обострится не только из-за отсутствия методик выбора объектов контроля, но и из-за переноса этапа контроля декларирования товаров в центры электронного декларирования, создание которых планируется в каждом субъекте Российской Федерации [3].
Необходимо сказать, что особое место среди этих форм взаимодействия занимает информационный обмен между Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой, который осуществляется исключительно на безвозмездной основе [1]. При этом еще одной существенной проблемой взаимодействия ФТС РФ и ФНС РФ является отсутствие в системе межведомственного взаимодействия информационной базы данных (далее - ИБД), которая даст возможность быстрого взаимообмена документами и сведениями, а также поспособствует оперативному получению информации, касающейся уплаты таможенных пошлин и налогов в бюджет РФ.
Наличие множества субъективных факторов при принятии решений должностными лицами таможенных органов в области таможенного контроля после выпуска товаров, а также отсутствие у таможенных и налоговых органов единого информационного ресурса усложняет их взаимодействие.
Необходимо отметить, что информационные системы, используемые ФТС и ФНС России, имеют существенные различия. Налоговые органы владеют информацией в ИБД как о юридических, так и о физических лицах. В то время как, таможенные органы собирают сведения только о юридических лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Необходимость создания единой ИБД также заключается в доступности информации не только на феде-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ральном уровне, но и на уровнях региональных таможенных управлений и таможен.
Для создания единой ИБД, необходимо выполнить следующие задачи:
- наладить информационный обмен, усовершенствовать автоматизацию, а также совместно с налоговыми органами сформировать технологические решения;
- акцентировать внимание ведомств на сквозные процессы мероприятий налогового и таможенного контроля.
Единая ИБД таможенных и налоговых органов обеспечит:
- разработку, согласование, утверждение планов совместных мероприятий;
- обмен информации;
- подготовку совместных аналитических сведений;
- проведение совместных расследований;
- проведение совместных мероприятий по повышению квалификации.
Далее рассмотрим проблемы взаимодействия служб таможенного контроля после выпуска товаров с иными федеральными органами исполнительной власти при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, на примере деятельности Северо-Западного таможенного управления.
На сегодняшний день, существует проблема ввоза санкционных товаров в Россию через другие страны ЕАЭС. Они свободно проникают в РФ по причине того, что единая таможенная территория ЕАЭС подразумевает довольно прозрачные внутренние границы.
Деятельность таможенных органов, направленная на предотвращение незаконного ввоза и оборота на территории Российской Федерации санкционных товаров, в целях реализации мер государственной политики и защиты экономической безопасности страны находится на этапе становления, следовательно, осуществляется не в совершенной мере и имеет ряд проблем.
В первую очередь, для осуществления эффективного контроля основной проблемой для таможенных органов является недостаточное оснащение людскими, техническими и прочими ресурсами.
Для борьбы с ввозом санкционной продукции были разработаны специальные мобильные группы. На сегодняшний день, на территории РФ функционирует 35 мобильных групп, которых недостаточно для осуществления эффективной работы. С 2018 года в службе таможенного контроля после
выпуска товаров СЗТУ функционирует Отдел по контролю за ввозом и оборотом товаров (далее - ОКВОТ СТКПВТ), также его создание планируется в Санкт-Петербургской таможне.
На данный момент штатная численность ОКВОТ СТКПВТ СЗТУ составляет пять человек и состоит из начальника отдела, двух главных государственных таможенных инспекторов и двух старших государственных таможенных инспекторов.
Переформирование ныне действующих подразделений и усиление мобильных групп дополнительными сотрудниками, например за счет включения в состав мобильных групп должностных лиц отдела взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами СТКПВТ СЗТУ повысит эффективность их деятельности.
Для выявления путей обхода мобильных групп целесообразно объединить усилия сотрудников таможенных органов и сотрудников Росгвардии против контрабандистов. С помощью летательных аппаратов можно выявить большегрузы, которые пытаются провезти санкционные товары в обход пунктов пропуска. За два часа работы летательный аппарат способен обследовать 120 километров пути, а за его работой с земли могут наблюдать должностные лица таможенных органов и сотрудники Росгвардии - это дешевле, быстрее и удобнее чем на автомобиле, к тому же не заметно для нарушителей. Информация о каждом подозрительном транспортном средстве может быть передана в ближайшие мобильные комплексы.
С момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании» должностные лица таможенных органов получили полномочия останавливать транспортные средства. Статья 261 указанного закона посвящена правам таможенных органов по остановке транспортных средств.
Должностные лица таможенных органов вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации путем проверки товаров и документов на них в определенных регионах страны, в том числе в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псков-
ской областях. С 14 декабря 2018 года данное право таможенных органов закреплено в правилах дорожного движения, а начиная с 18 марта 2019 года, действует утвержденный ФТС России акт остановки транспортного средства.
Однако вступление в силу данного Федерального закона привело к следующей проблеме: остановка транспортного средства осуществляется только сотрудниками таможенных органов, в то время как должностные лица ОКВОТ являются государственными гражданскими служащими.
Также, в регионах, не предусмотренных частью 2 статьи 261, остановка транспортного средства производится только сотрудниками органов внутренних дел.
Согласно части 5 статьи 261, водитель обязан остановить автомобильное транспортное средство, предъявить его сотрудникам таможенных органов, а также товары, содержащиеся в транспортном средстве и соответствующие документы на них. Нормативно-правовой акт не устанавливает действия должностных лиц таможенных органов в случае принудительной остановки транспортного средства. Принудительную остановку таможенные органы могут осуществить только совместно с сотрудниками ГИБДД.
В качестве возможных путей решения данной проблемы можно предложить следующие мероприятия:
- изменение статуса должностных лиц ОКВОТ с государственных служащих на сотрудников;
- внесение поправки в нормативно-правовой акт в части информации принудительной остановки;
- детализация информации о досмотре транспортного средства, а именно, о месте его проведения, сроках и составе транспортной инспекции.
За последние годы ФТС России проведен комплекс мероприятий, который направлен на совершенствование таможенного администрирования. Одной из его задач является внедрение технологии межведомственного взаимодействия с ФОИВ, что позволяет должностным лицам таможенных органов иметь доступ к актуальной информации, которая необходима для принятия решений, в том числе, в сфере ТКПВТ. Иными словами, реализована система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
БИТ 2019 Том 3 № 4 (12)
На этапе постконтроля остро встает вопрос об организации взаимодействия таможенных органов с иными ФОИВ с помощью СМЭВ. Например, в СМЭВ отсутствуют сведения о свидетельствах государственной регистрации продукции, выданных уполномоченными органами Республики Казахстан и Республики Беларусь, что усложняет работу таможенных органов и ставит экономическую безопасность России под угрозу. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть совершенствование Единого реестра государственной регистрации ЕАЭС.
Кроме этого существенно усложняет взаимодействие отсутствие Регламента организации проведения совместных мероприятий таможенных органов и Роспотреб-надзора. В документе должно быть отражен порядок взаимного предоставления необходимых сведений из баз данных, программных средств и оперативной информации. Также необходимо разработать и утвердить график проведению совместных мероприятий на плановой основе и механизм взаимодействия при проведении внеплановых проверок.
Также целесообразно на региональном уровне проведение ежеквартальных совместных встреч должностных лиц таможенных органов с должностными лицами Ро-спотребнадзора с целью обсуждения ввоза фальсифицированной продукции и контра-факта, выработки методов совместной борьбы с ними, а также с целью проработки
Список литературы
1. Бочарова Ю.В. Проблемы и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов Российской Федерации // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 1 (2). С. 208-224.
2. Глушак Н.В., Лобановский А.М. Состояние и перспективы развития межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов России
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
актуальных вопросов межведомственного взаимодействия. Кроме этого необходимо организовать консультирование и информирование специалистов таможенных и территориальных органов Роспотребна-дзора о тонкостях их совместной работы с целью повышения эффективности взаимодействия.
Рассмотренные в статье вопросы по совершенствованию взаимодействия таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти на этапе таможенного контроля после выпуска товаров должны поспособствовать повышению бюджетной эффективности таможенных проверок, результатами которой будут:
- восстановление законности и правопорядка в сфере запретов и ограничений;
- возмещение причиненного ущерба экономической безопасности РФ путём привлечения к ответственности правонарушителей;
- сосредоточение основных сил и средств таможенных органов, обеспечивающих соблюдение запретов и ограничений, а также защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
- сохранение потенциала системы таможенных органов по недопущению причинения вреда в интересах защиты национальной безопасности, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
// Экономика. Социология. Право. 2018. № 2 (10). С. 9-14.
3. Руднева З.С. Состояние, оценка и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник университета. 2019. № 1. С. 138144.
Поступила в редакцию 07.11.2019
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]
Сведения об авторе:
Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e- mail: [email protected]